Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Словарь парашютных терминов. Как устроен современный парашют? Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

В отличие от круглых куполов, «крыло» имеет вы­тянутую форму - прямоугольную или эллиптическую, которая по конструкции принципиально мало отли­чается от жесткого крыла самолета. Обычно крыло не

Рис. 14. Конструкция крыла: 1- верхняя оболочка; 2 - нижняя оболочка; 3 - нервюра; 4 - лонже­роны, стрингеры: h - высота профиля; l" - размах, d - хорда

является монолитным, а состоит из двух оболочек, не­рвюр (вертикальных силовых элементов) и лонжеро­нов (продольных силовых элементов). Роль оболочек очевидна. Форма нервюр определяет профиль крыла, лонжероны (или стрингеры) обеспечивают продоль­ную прочность (рис. 14).

Составные части купола-«крыло»: две оболочки, нервюры, «уши», стропы, слайдер.

Оболочки - основные несущие поверхности купо­ла. Они изготавливаются из ткани с низкой или нуле­вой воздухопроницаемостью. В качестве лонжеронов выступают силовые ленты. Материал оболочки влияет на некоторые характеристики купола: ткань с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик (ско­рость, аэродинамическое качество), ткань с низкой воз­духопроницаемостью типа F-111 дает более стабильное и предсказуемое раскрытие парашюта, позволяет ис­пользовать купол большой площади при небольшой массе парашютиста и лучше подходит для планирова­ния на низких скоростях (например, при работе на точ­ность приземления). В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней части между ними есть промежуток (сопло), через который при планировании внутрь купола поступает воздух. На основных куполах-«крыло» посередине верхней оболочки имеется креп­ление для стренги вытяжного парашюта.

Нервюры - это вертикальные (иногда - наклон­ные) перемычки между оболочками. От формы нер­вюр зависит профиль крыла и его форма (рис. 15). На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических - одна или несколько нервюр по краям имеют меньшие размеры, чем центральная. Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К си­ловым нервюрам крепятся стропы,


Рис. 15. Нервюра парашюта типа «крыло»

промежуточные всего лишь поддерживают форму профиля. Силовые нервюры делят купол на секции. При некоторых ре­жимах в разные секции купола поступает разное ко­личество воздуха, и, чтобы обеспечить равномерное распределение давления воздуха внутри купола, нервю­ры шьют из менее плотной, чем на оболочках, ткани" либо в них делают конструктивные отверстия.

Так как купол изготовлен из мягкого материала, в наполненном состоянии под напором воздуха его форма не может строго соответствовать чертежам, ис­кажения неизбежны. Можно только попытаться сде­лать их не очень значительными. Для того чтобы купол сохранял более правильный профиль, на тонкопро­фильных скоростных моделях парашютов используют косые (диагональные) нервюры. Чаще всего они пред­ставляют собой треугольные косынки, соединяющие верхнюю оболочку с нижней частью силовых нервюр, в местах крепления строп. Дополнительные косые нер­вюры, а также большее количество промежуточных нервюр, как несложно догадаться, увеличивают укла­дочный объем купола, то есть его размеры в уложен­ном виде.


Секция - части купола между двумя силовыми нер­вюрами. На большинстве куполов секция имеет одну промежуточную нервюру. На куполах с косыми нервю­рами структура секции чаще всего содержит две про­межуточные и две косые нервюры. Количество секцийзависит от удлинения купола. Современные парашю­ты с относительно небольшим удлинением делают семисекционными, с большим - девятисекционными. Существуют отдельные экземпляры, имеющие один­надцать секций. Некоторые старые образцы куполов имели 5 секций, из-за низкого аэродинамического ка­чества в настоящее время такие модели не изготавлива­ются. Косонервюрники, секции которых отличаются от обычных, называют 21- или 27-секционными, в таком обозначении секцией считают часть купола между дву­мя соседними вертикальными нервюрами, не разли­чая силовые и промежуточные.

На рис. 16 показаны варианты структуры секций. В левом столбце изображена общая схема данного клас­са куполов, в среднем - поперечный разрез, показы­вающий расположение нервюр, в правом - вид купола спереди с учетом формы сопел, частично прикрытых тканью верхней оболочки. Классический семисекци-онный купол имеет толстый профиль и большие, от­крытые сопла (рис. 16, схема а). У скоростного купола Icarus Safire (рис. 16, схема б) более тонкий профиль, его сопла частично прикрыты для улучшения аэроди­намики, оставшейся площади отверстий достаточно для забора необходимого количества воздуха. У эллип­тических скоростных куполов высшего класса Icarus Crossfire и Atair Competition Cobalt (рис. 16, схемы в, г, рис. 17) та же структура секций, но их сопла сильно закрыты для уменьшения лобового сопротивления. Еще более тонкий профиль и особую структуру сек­ций имеют косонервюрники. В традиционном опре­делении Icarus Extreme FX (рис. 16, схема д) можно назвать семисекционным, но, так как каждая секция его делится на три части, его принято называть 21-сек­ционным. Аналогично 9-секционный Atair Onyx (рис. 16, схема ё) называют 36-секционным. Купола с косыми нервюрами имеют самую совершенную аэро­динамику, тонкий и правильный профиль, очень не­большие сопла.

Сопло - отверстие в передней части секции для по-ступания воздуха внутрь купола (рис. 18). На низких скоростях планирования при небольшом встречном на­поре в купол поступает относительно немного воздуха, и парашюты, предназначенные для работы в таких ре­жимах (например, классические), имеют большие от­крытые сопла. На больших скоростях для поддержания высокого давления вполне достаточно небольших от­верстий, при этом желательно улучшить обтекаемость передней части купола, поэтому на скоростных купо­лах сопла, как правило, частично закрывают тканью верхней оболочки или дополнительными косынками из того же материала, что и оболочки (рис. 16, схемы в-е)

Рис. 16. Структура секций различных куполов: и - Parafoil (классический); б - Safire (скоростной); в - Crossfire (эллипс пысшсго класса); г - Competition Cobalt (свуперский эллипс); д - Extreme FX (21-секционный косонервюрник); е - Опух (36-секционный косонервюрник)

Рис. 17. Competition Cobalt

Рис. 18. Нервюры разных куполов:

и - классический (точностной) купол; б - скоростной тонкопрофильный купол; в - параплан (приведен для сравнения). Размерными линиями показаны размеры и расположение сопел

Для поддержания давления в скоростном куполе на низких скоростях были придуманы воздушные клапа­ны: (airlocks) (рис. 19). Они впускают воздух внутрь и ограничивают его выход наружу. Купол с клапанами труднее ввести в свал, он сохраняет устойчивость на низких скоростях и менее восприимчив к турбулент­ности встречного воздуха. Правда, такой купол слож­нее укладывать и он не сдувается после приземления, что может вызвать проблемы при сильном ветре. К тому же если купол отцепили в воздухе, он не складывается, как другие купола, и может улететь далеко. Наличие клапанов несколько увеличивает укладочный объем. И настоящее время отношение к такой доработке не­однозначно и существует лишь несколько моделей ку­полов с клапанами.

Рис. 19. Схема купола с клапанами (airlocks)

Стропы. Для поддержания необходимого профиля парашюту-«крыло» недостаточно строп только по кон­туру купола, как на круглых парашютах, поэтому его стропы равномерно распределены по всей площади купола. На рис. 20 приведена схема одного из вариан­тов крепления строп. Стропы на данной схеме при­креплены в местах пересечения линий, кроме задней кромки. К задней кромке крепятся только лучи строп управления, они показаны на схеме. К середине зад­ней кромки строп не прикрепляют. Цифрами на схеме обозначены ряды строп. Первый ряд расположен на передней кромке купола, остальные ряды равномерно распределены от «носа» до «хвоста». Большинство современных парашютов имеют четыре ряда строп. На эллиптических куполах боковые секции короче центральной, поэтому одна-две крайние нервюры, как правило, имеют только три ряда строп. По иностран­ной классификации 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ряды строп обо­значают соответственно: каскад А, В, С, D.

Рис. 20. Схема расположения строп на куполе (один из вариантов). 11ифрами обозначены ряды строп, жирными точками (а) - места креп­ления строп; б - лучи стропы управления; в - стропа управления

Парашют-«крыло» двигается, вниз за счет силы тя­жести. Сопротивление воздуха обеспечивает ему по­стоянную скорость снижения. За счет того, что купол наклонен к горизонту и отклоняет встречный воздух, возникает движение купола по горизонтали. Наклон купола обеспечивается разницей длин строп разных рядов: стропы первого ряда самые короткие, каждый последующий ряд длиннее предыдущего (рис. 21).

Страница 1 из 3

ПАРАШЮТ

Слово «парашют» французское, оно означает: «устройство, предотвращающее падение». Точнее, парашют - это приспособление, замедляющее падение тела в воздухе.

КАК УСТРОЕН ПАРАШЮТ

Современный парашют представляет собой огромный купол из тонкой, но прочной ткани (рис. СЛЕВА), к которому при помощи большого числа строп подвешивается груз или человек. Мы знаем, что всякий груз, сброшенный с высоты, стремительно падает вниз. Если же к грузу присоединить парашют, то падение станет во много раз медленнее, так как парашют будет тормозить (замедлять)" падение груза. Это явление вызывается большим сопротивлением, возникающим при движении парашюта в воздухе, что не трудно проверить. Если взять в руки раскрытый зонтик, который представляет собой небольшой парашют, и быстро двигать его книзу, то можно рукой ощутить силу сопротивления воздуха движению зонта (рис. 12). При этом можно заметить, что при медленном движении зонт «сопротивляется» слабее, а при быстром сильнее.

Сила сопротивления зависит от размеров купола. Купол парашюта имеет во много раз большую поверхность, чем купол зонтика, поэтому и сопротивление его очень велико.

Современный парашют складывается особым образом, так, что весь укладывается в ранец сравнительно небольшого размера. Изобретателем ранцевого парашюта является наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников, запатентовавший это устройство в октябре 1911 года,- Современный ранцевый парашют находится всегда с летчиком, на борту самолета. В любую минуту летчик может выпрыгнуть с парашютом из самолета, если какая-либо опасность угрожает его жизни.

Из истории известны многие попытки построить парашют. Так, в XII веке грузинский юноша, живший в селе Хертвиси, Ахалкалакского района, из дранок, ивовых прутьев построил что-то вроде зонта и спрыгнул с ним с башни. Спуск произо­шел благополучно, но юноша в момент приземления наткнулся на острие топора, находившегося при нем, и погиб от раны.

Подобный же спуск совершил некто Симеон в тридцатых, годах XVIII века.

Все более и более развивавшаяся авиация потребовала и аппарата, на котором смог бы спастись летчик при катастрофе с самолетом. Многие изобретатели взялись за проектирование авиационного парашюта. Такими были французы Вассер (1909 г.) и Эрвье (1910 г.), австриец Рейхельт (1912 г.) и многие другие. Но они не смогли создать надежного и легкого парашюта. Такой авиационный парашют создал в 1911 году наш соотечественник Г. Е. Котельников.

Парашютом пользуются и для сбрасывания с самолетов грузов, боеприпасов и продовольствия. Во время Великой Оте­чественной войны наша авиация выбрасывала в тылу против­ника вооруженных парашютистов - «парашютный десант», часто вместе с боеприпасами, минометами и легкими пушками; на парашютах сбрасывали грузы для партизан.

В бывшем Советском Союзе подготовка парашютистов была поставлена широко. Этим занималось Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Многие тысячи парашютистов-спортсменов подготовило Общество.

Наши спортсмены завоевали большое количество мировых рекордов. Среди них такие, как В. Романюк, прыгнувший с высоты 13 400 м, Е. Владимирская-с высоты 10 370 м. Мировыми рекордами являются прыжки с задержкой раскрытия парашюта на протяжении 12 141 м у В. Романюка и 7 246 м - у А. Султановой. Помимо этих выдающихся достижений, установленных днем, наши спортсмены имеют ряд рекордов, установленных ночью. К ним относится прыжок Е. Владимирской с высоты 10 370 м, Л. Маз- ниченко-с высоты 7421 м, падение с нераскрытым парашютом (задержка раскрытия) на протяжении 9726 м - у П. Стор- чиенко и 8326 м - у В. Селиверстовой.

Сейчас парашютизм получил широкое распротранение по всей России, и даже непрофессионал может прыгнуть практически с любой высоты, естественно, с соответствующей подготовкой.

Парашют

Парашюты на китайской марке 1958 года

Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты . Для приземления тяжелой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах , которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на парашюте. Спасательные системы вызывают много критики.

Маленькие стабилизирующие парашюты (они же выполняют функции вытяжных) используется для стабилизации положения тела во время свободного падения.

Парашюты часто используются для снижения скорости космических аппаратов. Парашюты космических аппаратов имеют самый широкий диапазон применения (высокие скорости, высокие или низкие температуры). Кроме атмосферы Земли, парашюты использовались для посадки зондов на Венеру , Марс , Юпитер , спутник Сатурна Титан . Для использования парашюта необходимо наличие атмосферы у планеты или спутника. Атмосферы других планет отличаются по свойствам от земной, например, атмосфера Марса очень разрежена, и финальное торможение обычно выполняется с помощью ракетных двигателей или надувных подушек.

Парашюты могут иметь самые разные формы. Кроме обычных, круглых парашютов , которые используются для мягкого приземления грузов и людей, существуют круглые парашюты со втянутой вершиной , в форме крыла Рогалло , ленточные парашюты для сверхзвуковых скоростей, парафойлы - крылья в форме прямоугольника и эллипса, и многие другие.

История

Парашютная система

Обычно под парашютом понимают персональную парашютную систему. В зависимости от целей различают десантные парашютные системы, спортивные и спасательные.

Десантная система

Круглый парашют

Круглые парашюты уменьшают скорость падения исключительно за счёт сопротивления воздуха. Они имеют форму полусферы, по нижней кромке прикреплены стропы (капроновые шнуры с противогнилостной и противообжиговой пропиткой), на которых висит парашютист и/или груз. Для стабилизации снижения в вершине купола обычно имеется полюсное отверстие, либо полотнище с повышенным пропусканием воздуха(сеточка), через которое уходит воздух. Этим предотвращают раскачивание парашюта. Скорость горизонтальная до 5 м/с (в зависимости от модификации парашюта) + скорость ветра, если купол направлен по направлению ветра, вертикальная скорость снижения до 5 м/с у основных куполов и до 8 м/с у запасных.

Подвесная система парашюта Д-5 с.2

Наиболее распространенные круглые парашюты, Д-1-5у (изготавливается из парашютного перкаля) и Д-6 (материал - капрон) предназначены для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Обычно парашют является многоразовым .

Подвесная система предназначена для:

  • соединения парашютиста с парашютом;
  • равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста;
  • удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Подвесная система изготовлена из капроновой ленты. Она состоит из наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов. Подвесная система может регулироваться при помощи прямоугольных пряжек по росту парашютиста. На левой круговой лямке, ниже прямоугольной изогнутой пряжки, находится карман для вытяжного кольца. На уровне прямоугольной пряжки пришит предохранительный шланг вытяжного троса. Другой конец шланга крепится к ранцу. Подвесная система застёгивается при помощи карабинов и пряжек, вмонтированных в лямки.

Купол круглого парашюта имеет форму двадцативосьмиугольника, сшитого из одиннадцати полотнищ. По периметру кромка усилена прокладкой из капроновой тесьмы. С наружной поверхности на купол нашит каркас из капроновой тесьмы, которая, пересекаясь, образует сетку, заканчивающуюся по периметру купола 28-ю петлями, к которым крепятся стропы. Центральная часть купола усилена дополнительной тесьмой, повышающей прочность купола. В центре купола находится петля-уздечка, которая служит для соединения со стабилизирующим куполом. По периметру купола между петлями для крепления строп нашита стягивающая тесьма, предназначенная для предотвращения перехлёстывания купола и сокращения времени его наполнения. Между 28-й и 1-й стропами, около нижней кромки, нанесено заводское клеймо, обозначающее дату изготовления парашюта и его заводской номер.

Квадратные парашюты

Современные десантные парашюты имеют сложную форму (с целью предупреждения схождения в воздухе и улучшения управляемости). Так, армия США начала замену парашюта T-10 квадратным парашютом T-11 , а Российские войска получают новый парашют Д-10 , имеющий форму «патиссона».

Спасательная система

Спасательные парашюты предназначены для аварийного покидания самолётов и вертолетов. По конструкции, как правило, относятся к круглым парашютам, так как они наиболее надежны, менее требовательны к позе открытия и не обязательно требуют управления на приземлении. Многие запасные парашюты у парапланов , дельтапланов имеют форму круглого парашюта со втянутой вершиной . Это позволяет уменьшить площадь запасного парашюта.

Спортивная система

Современная спортивная парашютная система предназначена для прыжков с летательных аппаратов. И основной, и запасной парашют, как правило - крыло. Спортивная парашютная система зачастую представляет собой компромисс между надежностью, комфортом в эксплуатации, размерами и лётными характеристиками индивидуально подобранных куполов (основной и запасной). Система индивидуальна и поэтому при подборе и комплектации парашютной системы руководствуются следующим: вид парашютного спорта которым занимается парашютист, вес парашютиста, уровень подготовки, выражаемый чаще всего количеством прыжков, предпочитаемый производитель. Практически во всех парашютных системах предусмотрена возможность установки страхующих приборов, которые бывают автоматическими и полуавтоматическими. Прибор раскрывает парашют либо на установленной высоте, либо по истечению определённого времени. Полуавтоматические приборы работают механически, могут быть установлены как на основной, так и на запасной купола. Автоматические,- с помощью пиропатрона перерезающего петлю, удерживающую клапана ранца запасного парашюта.

Спортивные парашюты сильно эволюционировали за последние десятилетия. Первоначально парашютисты прыгали с десантными, круглыми парашютами . Основной парашют располагается сзади, запасной спереди. Но затем, в связи с развитием таких дисциплин как «точность приземления», появилась необходимость в улучшении лётных характеристик купола. Появились основные парашюты в форме крыла Рогалло , кайта NASA . В 80-х появились парафойлы - крылья, наддуваемые набегающим потоком воздуха (ram-air). Такие парашюты могли летать против ветра. Уменьшение укладочного объёма парашютов позволило перенести запаску на спину, появилась современная, тандемная компоновка ранца. С развитием дисциплин, в которых необходимо основную соревновательную задачу выполнить до приземления, снова появилась необходимость в уменьшении объёма уложенного купола, его веса, скоростных характеристик, последние в свою очередь позволяли совершать парашютные прыжки в сложных метеоусловиях, обеспечивать приземление на ограниченную площадку. В дальнейшем профиль крыла сужался, появились ткани с нулевой воздухопроницаемостью , относительное удлинение слегка увеличивалось, размер купола уменьшался, стропы стали тоньше и крепче, длина строп уменьшалась, воздухозаборники прикрывались, стабилизирующие полотнища уменьшались и удалялись из конструкций,- Шла борьба технологий с вредным воздушным сопротивлением. Следующим шагом стали Узкопрофильные косонервюрные парашюты . Количество нервюр увеличилось, что позволило сделать профиль крыла более строгим.

Современные узкопрофильные купола имеют замечательные полётные характеристики; горизонтальная скорость, которую парашютист может достигнуть, выполняя манёвр, достигает 150 и более км/час. Гонка за уменьшением размера вызвала появление парашютов площадью всего 4 м², приземление на которых стало действительно экстремальным. Прыжков с таким куполом было выполнено всего 4, после чего производитель прекратил уменьшать площадь крыла, а испытатель прекратил с этим куполом прыгать, сказав, что это слишком экстремально.

Тандемная система Бейс-система

B.A.S.E - это название носят прыжки с парашютом с фиксированных объектов, то есть с какой-либо базовой точки. Само слово B.A.S.E можно расшифровать как B - building (здание), A - antenna (антенна), S - span (мост), E - earth (земля). Именно с этих базовых точек совершают свои прыжки бэйсджамперы. Данный вид парашютной дисциплины не противоречит ни одному законодательному акту ни одной страны мира, официально разрешено совершать парашютные прыжки с крыш домов, балконов, антенн, электрических вышек, заводских труб, скал, обрывов, мостов и т. д. - связанно это прежде всего с тем, что при обслуживании специальных сооружений и объектов необходимо обладать совершенными средствами спасения и безопасности, коими и являются специализированные парашютные системы, промышленным альпинистам необходимо постоянно поддерживать свои профессиональные навыки спасения, знания о данном виде деятельности передаются из уст в уста только лишь посвящённым. Количество BASE-джамперов растёт с каждым годом, но благодаря совершенной методике преподавания и совершенному снаряжению уровень безопасности сохраняется на достаточно высоком уровне. Это в свою очередь говорит о том, что данный вид парашютной дисциплины с некоторых пор уже нельзя называть экстремальным и опасным. Бейс-системы - парашюты для бейсджампинга , прыжков со статических объектов. В специализированной бейс-системе чаще всего нет запасного парашюта, так как высота раскрытия заведомо не предусматривает его ввод.

Обычно не хватает времени среагировать, а если хватает, то нужно ниже открываться - BASE416

Парашюты для GL

Парашюты для Ground Launch (GL) предназначены для полетов вдоль склонов гор. Они не предназначены для терминального раскрытия, и всегда поднимаются с земли. Хотя изначально для этой цели применялись исключительно купола парашютов предназначенные для прыжков с задержкой в раскрытии. Некоторые системы для GL имеют много общих черт с парапланами , и тогда их можно использовать для полётов в сложных метеоусловиях поднимаясь выше уровня склона горы используя вверх направленный воздушный поток, (ветер). Крыло косонервюрное, стропная развязка несколько отличается, система рифления отсутствует, вытяжной парашют снят, камеры основного купола и запасного парашюта нет, подвесная система сильно редуцирована, свободные концы разведены в стороны за счёт удлинённой грудной перемычки, вследствие чего купол более чувствителен к выполнению манёвров за счёт перекоса корпуса тела пилота.

Парасейлы

Парашюты для буксировки над водой (парашютно-буксировочные системы) были изобретены относительно недавно. Бывают круглой, дельтавидной формы и в исполнении двухоболочковой системы. Наибольшее распространение получили купола круглой и дельтавидной формы, как правило не нуждаются в управлении пилотом, могут подниматься на высоту до 60 % от длины буксировочного троса, Наибольшее распространение получили на курортах и в базах отдыха в качестве аттракциона или развлечения, используются для размещения рекламы. Существует две разновидности старта,- методом срыва и травлением. Метод срыва наиболее экстравагантный, как правило сопровождается бурным эмоциональным и эндорфиновым всплеском. Процесс взлёта похож на катапультирование. Метод травления очень спокойный и не эмоциональный.

Состав парашютной системы

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта (основной и запасной), подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

Основной парашют

Основной парашют во время раскрытия:
1 - медуза,
2 - стреньга,
3 - камера,
4 - крыло,
5 - слайдер (не виден),
6 - стропы,
7 - свободные концы,
8 - подвесная система и ранец

Вытяжной парашют (медуза)

Мягкая медуза

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта находится пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, при выдёргивании которого освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины-состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м/кв. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза»- укладывается чаще всего в эластичный карман расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол(Медуза), соединена при помощи капроновой ленты выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера Основного купола

Камера предназначена для укладки в него купола со стропами и системой рифления (слайдер). При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс сперва из резиновых сот выходят стропы, затем натянувшись открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока наполняется. Резиновые соты используются для того чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Крыло

Современное крыло в русском языке часто называется куполом несмотря на его форму. Купол (сленг. мешок) состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.

Материал крыла: ткань F-111, или ткань рипстоп нейлон Zero Porosity (нулевой проницаемости).

Стропы

Стропы соединяют нижнюю оболочку крыла со свободными концами. Стропы делят на ряды A B C D. Ряд A - лобовой. К заднему ряду D крепятся стропы управления с клевантами (петлями управления парашютом).

Материал строп обычно микролайн (spectra). Реже толстый дакрон , который хорошо растягивается. На пилотажных куполах ставят вектран и HMA (High Modulus Aramid). Стропы из них тоньше, и соответственно, имеют меньшее аэродинамическое сопротивление и меньший укладочный объём.

Слайдер (устройство рифления)

В целях равномерного открытия парашюта и плавной, постепенной остановки человека с 200 км/ч до практически нулевой скорости используется устройство замедления раскрытия парашюта: слайдер. Это квадрат ткани, скользящий на люверсах по стропам. Слайдер продлевает раскрытие парашюта на 3-5 секунд, снижая перегрузки.

Свободные концы (райзеры)

Четыре свободных конца соединяют стропы с подвесной системой. На задних свободных концах расположены клеванты. Стропы крепятся к райзерам карабинами, или софтлинками (мягкими карабинами). Часто в свободных концах вшиты гибкие трубки, антитвисты, предотвращающие заклинивание тросиков отцепки при сильной закрутке.

Запасной парашют

Предназначен для спасения жизни парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта, Перед раскрытием запасного парашюта необходимо произвести отцепку основного парашюта. Для этого на свободных концах основного купола предусмотрены замки отцепки. Наибольшее распространение получили замки КЗУ (Кольцевое замковое устройство). Запасной парашют укладывают специально подготовленные укладчики запасных парашютов или сами спортсмены после прохождения программы обучения, допущенные приказом по организации к укладке индивидуальной спортивной системы.

Устройство запасного парашюта подобно конструкции основного. Однако для увеличения надежности, запасной парашют имеет ряд отличий. Вытяжной парашют в спортивной парашютной системе имеет пружину. Соединительное звено запасного парашюта с вытяжным парашютом выполнена из другого типа капроновой или нейлоновой ленты шириной 50 мм, за счёт чего даже в случае зацепления вытяжного парашюта за парашютиста или его снаряжение способна вытянуть камеру с уложенным в неё запасным куполом. Вытяжной парашют, соединительное звено (стреньга), и Камера запасного парашюта не имеют соединения с куполом после наполнения, что позволяет нормально наполниться куполу в случае зацепления за части ЛА (летательного аппарата), стропы или снаряжение парашютиста, что увеличивает его надёжность по сравнению с основным. Запасной парашют наполняется быстрее, благодаря особенностям укладки и конструкции, однако имеет другие полётные характеристики. Все эти отличия необходимы для увеличения надежности запасного парашюта.

Подвесная система и ранец

Ранец предназначен для укладки в него основного и запасного парашюта. Имеет раскрывающее приспособления, которые позволяет производить: ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта, ручное раскрытие запасного парашюта, автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором, принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола.

Устройства на подвесной системе

  • Отцепка и КЗУ. Позволяют отцепить основной парашют в случае его отказа или ненормальной работы. Кольцевое замковое устройство (3 Ring) состоит из трех колец разного диаметра и петли зачековки. Чтобы отцепить основной парашют, необходимо выдернуть подушку отцепки. Подушка отцепки, или релиз, имеет два стальных троса пропускаемых по шлангам каналам к правому и левому свободному концу основного купола, на которые замыкается замок КЗУ,- закреплена на подвесной системе как правило с правой стороны с помощью текстильной застёжки (липучки). Вводится в действие обеими руками, сперва парашютист берётся за подушку левой рукой, накладывает на неё правую и энергичным движением в низ под 45 градусов выдёргивает.
  • Кольцо запасного парашюта. Вводится левой рукой сразу после отцепки основного купола. Перед вводом в действие парашютист выбрасывает энергичным движением подушку отцепки наотмашь и убеждается в отцепке основного купола.
  • Транзит RSL (Reserve Static Line) и MARD (Main Assisted Reserve Deployment). Это опциональные устройства, немедленно вводящие запасной парашют после отцепки основного. В транзите RSL реализован в виде капроновой ленты, идущего от шпильки зачековки запасного парашюта к переднему свободному концу (обычно левому) основного парашюта. Закреплён на свободным конце карабином, позволяющем быстро отключить его при приземлении на препятствия либо в условиях сильного ветра, а также в тех случаях, когда раскрылись оба парашюта. В системах MARD улетающий основной парашют вытягивает запасной парашют, работая как огромная медуза. Наиболее известна система Skyhook RSL, широко внедряемая Биллом Бусом .

Страхующий прибор

Устройство автоматического раскрытия запасного парашюта.

Страхующий прибор предназначен для автоматического раскрытия запасного парашюта в случае, если парашютист по каким-либо причинам не смог раскрыть основной парашют. Простейшие советские механические приборы (ППК-У , АД-3УД) требуют приведения в работоспособное состояние перед каждым прыжком. Их срабатывание происходит вне зависимости от скорости снижения парашютиста на заранее определённой высоте, либо по истечении определённого промежутка времени с момента, когда парашютист покидает летательный аппарат. Более совершенные электронные приборы способны отслеживать не только высоту, на которой находится парашютист, но также и его скорость. Кроме того, в течение всего дня они автоматически отслеживают колебания атмосферного давления, чтобы исключить влияние этих колебаний на измерение высоты. Такие приборы не требуют вмешательства в их работу в течение прыжкового дня. В настоящее время наиболее распространёнными электронными страхующими приборами являются Cypres, Vigil, Argus, Mars2.

Физика открытия и полёта парашюта

После ввода в действие устройства раскрытия основного парашюта - Вытяжной парашют, попадая в воздушный поток наполняется воздухом и за счет собственного сопротивления вытягивает стреньгу на всю длину к которой в свою очередь пришита шпилька зачековки клапанов ранца. После выдергивания шпильки происходит раскрытие клапанов ранца, среньга вытягивает смонтированную к ней камеру основного парашюта с уложенным в неё куполом и стропами. За счет натяжения, стропы вытягиваются из резиновых сот, камера расчековывается и из неё выходит купол. Купол под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, постепенно наполняется. Слайдер (скользящий, технический термин устройство рифления,-предназначен для замедления раскрытия), под действием сопротивления набегающему потоку воздуха медленно скользит по стропам вниз к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение основного парашюта происходит от 2 до 5 сек.

Отказы

Отказом парашюта считается любое отклонение от нормального функционирования парашюта. Отказ парашюта не обеспечивает нормальной скорости снижения и приводит к потере управляемости. Наиболее распространённые причины отказов: неправильная укладка, неправильное положение тела при раскрытии, конструктивные недостатки, износ и повреждения (разрыв ткани основного парашюта, обрыв строп), влияние внешних факторов либо стечение неблагоприятных обстоятельств. Для разных типов парашютов характерны разные типы отказов.

Отказы делятся на два типа: полный отказ и частичный отказ парашюта. При полном (скоростном) отказе парашют не выходит из контейнера. Скорость остается терминальной. В этом случае запасной парашют вводится вручную, или с помощью прибора . Все современные приборы легко определяют этот тип отказа и открывают запасной парашют на заданной высоте.

При частичном отказе парашют частично наполняется, понижая скорость, однако управляемость и безопасное приземление не обеспечивается. Работоспособность купола оценивается по критериям Наполнен - Устойчив - Управляем

Парашют в пассажирской авиации

В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели.

Производство

Сертификация

Каждая страна устанавливает свои стандарты и требования сертификации. Большинство запасных парашютов и ранцев в мире сертифицируется по американскому FAR TSO C23, так как FAA требует, чтобы прыжок с парашютом выполнялся обязательно с ранцем (подвесной системой) и запасным парашютом, одобренными FAR (федеральными авиационными правилами) .

Большинство стран Европы требуют сертификации по TSO, ETSO, JSTO или национальной программы сертификации, для ранца, основного парашюта и запасного парашюта.

В России сертификация спортивных парашютов добровольная. Однако сертифицируется только парашютная система в сборе целиком, от одного производителя. Отдельные компоненты системы не сертифицируются. Поскольку зарубежные производители предполагают модульный принцип (ОП + ЗП + ранец + прибор) сборки системы, ни одна из зарубежных систем в России не сертифицирована. Однако как показывает анализ парашютных происшествий с 2000 года, Российские сертифицированные парашюты По-16 и система По-17 имеют больше случаев отказа при применениях, чем не сертифицированные в России системы зарубежных производителей, при постоянном возрастании доли используемых зарубежных систем.

См. также

Примечания

ВВЕДЕНИЕ

Парашюты, родившиеся как аттракцион, со вре­менем стали средством спасения летчиков и сегодня получили достаточно широкое распространение. Это и спасательное средство, и, если так можно выразить­ся, вид военной техники; парашютом увлекаются лю­бители пощекотать свои нервы, парашютный спорт весьма популярен и имеет множество направлений.

Некоторые черты объединяют парашюты всех поко­лений, хотя многие образцы современной парашютной техники совершенно не похожи на их прародителей. Совершенствование парашюта послужило причиной возникновения новых самостоятельных занятий. Так, работы по улучшению аэродинамики планирующих парашютов привели к появлению парапланеризма, а благодаря «скрещиванию» современного парашюта-«крыло» с воздушным змеем (и отчасти - парусом) воз­ник кайтинг.

Сейчас парашютные прыжки - очень доступное занятие. По всему миру расположено множество аэро­клубов, где практически любой желающий может совершить ознакомительные прыжки - как с небольшой высоты (самостоятельно, с десантным или тренировочным парашютом), так и со значительной (в сопровождении инструкторов), испытав ни с чем не сравнимые ощущения свободного падения. Пройдя курсы обучения, можно заняться парашютным спортом.

Для тех, кто задумывается о совершении первого прыжка, книга расскажет о том, как устроен парашют, чем занимаются спортсмены-парашютисты в небе и опасно ли прыгать.

Прошедшим обучение данное издание может по­мочь с выбором пути дальнейшего совершенствования, сориентироваться в парашютном снаряжении, углу­бить знания парашютной техники и правил безопас­ности.

Данную книгу нельзя рассматривать как самоучитель по применению парашюта. Все виды парашютных прыжков совершаются только под руководством опытных инструкторов в спортивных или военных организациях. Освоение методов управления парашютом необходимо вы­полнять только под контролем штатных инструкторов авиационных организаций.


УСТРОЙСТВО ПАРАШЮТА

Все парашюты (за исключением вытяжных и стаби­лизирующих) имеют общие элементы: купол, стропы, подвесную систему, ранец (контейнер). Эти элементы могут достаточно сильно отличаться в разных моделях, но все равно они имеют общие черты и сходные принципы конструкции и исполнения. В этом разделе мы рассмотрим общие принципы устройства ранцевого парашюта и его частей.

КУПОЛ

Все купола сшиты из ткани и имеют стропы, связы­вающие их с подвесной системой. Конфигурация на­полненного воздухом купола зависит от расположения мест крепления строп, их длины, а также от того, как он скроен и сшит.


Ткань, из которой шьется купол парашюта, должна быть тонкой, легкой и прочной, иметь определенные характеристики воздухопроницаемости. Первые пара­шюты шили из парашютного шелка, хлопчатобумаж­ного перкаля. Ткань современных куполов - синтети­ческая. Это различные виды капрона - каркасный, каландрированный (со специальной пропиткой). Тех­нологии изготовления качественной парашютной тка­ни (например, американские ткани Р-111 и 2Р-0) за­патентованы, такие материалы достаточно дороги. В местах, где купол испытывает наибольшие нагрузки, его усиливают силовыми лентами, имеющими проч­ность на порядок выше, чем остальная ткань. Для при­вязывания строп на купол пришивают петли из тех же силовых лент (рис. 1).

Современные скоростные «крылья» делают из тка­ни с нулевой воздухопроницаемостью (ZP), купола круглых парашютов всегда пропускают воздух. Это свя­зано с особенностями наполнения купола. Например, Д-1-5У с 82-метровым перкалевым куполом, хорошо пропускающим воздух, нормально работает на прину­дительное раскрытие. А более плотный капроновый купол Т-4 в тех же условиях выворачивается, для нор­мальной работы ему необходима минимум пятисекунд-ная задержка раскрытия.

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17 состоит из основного и запасного парашютов, смонтированных на одной подвеске и укладывающихся в один ранец.

Работа основного парашюта. Основной парашют вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия, расположенного (с левой стороны) на подвесной системе, или парашютным полуавтоматом.

При прыжках из вертолета раскрытие клапанов ранца основного парашюта производится только после 5 секунд свободного падения парашютиста.

При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька выходит из шнурового кольца и освобождает клапаны ранца.

Схема работы показана на рис. 1:

Рис. 1. Схема работы основного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

А - вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток;

Б - под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с уложенным в него основным парашютом, затем строп из резиновых петель и сот;

В - после выхода всех строп происходит сход чехла и парашют попадает в воздушный поток;

Г - под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, парашют наполняется, а устройство рифления опускается вниз;

Д - набегающий поток наполняет внутреннюю полость купола, и купол принимает крыловидную форму. Система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и система планирует в режиме максимальной скорости.

После выхода купола из чехла под действием сил набегающего потока его поверхность стремится расправиться, но этому противодействуют силы натяжения

строп, силы сопротивления устройства рифления набегающему потоку, силы трения колец устройства рифления о стропы купола. В результате взаимодействия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка на парашютиста в момент наполнения купола.

После наполнения купола парашютист убирает звено ручного раскрытия в карман, расположенный на подвесной системе с левой стороны.

Работа запасного парашюта. Запасной парашют вводится в действие в случае отказа основного. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении купола основного парашюта. Для этого парашютист выдергивает за < подушечку> звено отсоединения, расположенное с правой стороны подвесной системы. При его выдергивании из конусов одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы подвесной системы с отказавшим основным куполом.

Для введения в действие запасного парашюта необходимо выдернуть звено ручного раскрытия, расположенное на правой стороне подвесной системы. При этом две шпильки выходят из петель и клапаны ранца расходятся, под действием пружинного механизма и воздушного потока вытяжной парашют отходит от ранца, вытягивая купол из ранца и стропы из сот на дне ранца.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, двигающихся по стропам вниз к кольцам подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

При задержке процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления.

Схема работы запасного парашюта показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы запасного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

После раскрытия запасного парашюта возможно нерасхождение ворсовой «молнии» на внутренних предохранителях, образующих карман. Для расчековки кармана необходимо рукой раздернуть ворсовую «молнию».

Управление основным парашютом.

Парашютист управляет основным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на задней кромке купола, вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеньями управления для удобства их захвата руками.

Управление запасным парашютом.

Парашютист управляет запасным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на подвесную систему и заканчиваются кольцами управления.

Запасной парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и развороты купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

Устройство и работа составных частей парашютной системы

Парашюты вытяжные

Парашюты вытяжные (два) площадью 0,6 м² каждый, предназначены: один для вытягивания купола основного парашюта из ранца, а другой - для вытягивания купола запасного парашюта из ранца и натяжения системы рифления парашюта в момент его наполнения.

Вытяжной парашют (рис. 3).

Рис. 3. Парашют вытяжной:

1 - накладка; 2 - основа купола; 3 - перо; 4 - конус; 5 - пружина; 6 - уздечка

Состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины.

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП.

Для усиления основы купола на нее нашит каркас из ленты ЛТКР-13- 70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15- 185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья - из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60 .

Коуш купола образован стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15- 550, и служит для подсоединения к системе рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Парашют основной

Рис. 4. Купол основного парашюта:

1 - полотнище верхнее; 2 - нервюры; 3 - полотнище нижнее; 4 - стропы; 5 - свободные концы подвесной системы; 6 - звено управления; 7 - устройство рифления; 8 - стропы управления; 9 - стропы дополнительные; 10 - звено

Парашют основной (площадь 22 м²). Предназначен для управляемого снижения парашютиста (рис. 4).

Купол парашюта с двойной оболочкой имеет в плане форму прямоугольника, состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из ткани арт. 52188, нижнее полотнище и боковые нервюры - из ткани арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП.

На нервюрах, усиленных лентой ЛТКП-15-185, имеется 26 петель, к которым присоединяются стропы. Другие концы этих строп привязываются к свободным концам подвесной системы. Стропы изготовлены из шпура ШТсвм-3- 200.

К дополнительным стропам, расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шпура ШКПкр-190 . Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены звенья управления. На каждой стропе управления имеется метка, до которой укорачивают стропу при укладке.

На верхней оболочке купола имеется звено с петлей для подсоединения вытяжного парашюта. Для снижения динамических нагрузок в момент наполнения купола на стропах парашюта смонтировано устройство рифления.

У нижней кромки правой боковой нервюры между стропами 4П и 5П нанесена заводская маркировка.

Звено управления (рис. 5). Предназначено для удобства управления стропами, состоит из большой петли с кольцом. Звено изготовлено из ленты ЛТКкрП 40-700 .

Рис. 5. Звено управления:

1 - петля большая; 2 - петля малая с кольцом; 3 - застежка текстильная

Большая петля предназначена для захвата рукой, малая - для крепления строп управления. Для подсоединения звена управления к подвесной системе имеется текстильная застежка.

Устройство рифления предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола, состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана (рис. 6).

Рис. 6. Устройство рифления.

1 - полотнище; 2 - кольцо; 3 - карманы

Полотнище и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Между кольцами на полотнище сделано прямоугольное отверстие, зашитое тканью арт.56011АП.

Запасной парашют

Рис. 7. Вид раскрытого купола запасного парашюта системы ПО-17:

1 - парашют вытяжной; 2 - купол; 3 - подвесная система; 4 - ранец; 5 - звено ручного раскрытия

Запасной парашют (рис. 7) предназначен для безопасного управляемого снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Площадь купола парашюта 27 м², в плане он имеет форму двух треугольников, соединенных вместе по одной из боковых сторон; каждый треугольник состоит из двух полотнищ и пяти клиньев прямого кроя (рис. 8).

Рис. 8. Устройство запасного парашюта системы ПО-17:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 - лента подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 - лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Клинья полотнищ треугольника сострачиваются швом «взамок». Купол изготовлен из ткани арт. 56005крКП и усилен лентой ЛТКП-13- 70, нижняя кромка купола усилена лентой ЛТКП-15-185.

По шву соединения двух треугольников нашита лента ЛТКП-40- 150, на которой поставлены 5 люверсов с пришивной шайбой для крепления двойных строп купола 2, 3, 4, 5, 6.

Устройство рифления купола состоит из двух колец, скользящих по стропам купола и соединенных между собой одним концом ленты рифления. Второй конец ленты рифления проходит через люверс купола к вытяжному парашюту. Лента рифления изготовлена из ленты ЛТКП-26- 600.

По нижней кромке купола пришито по шесть строп (1П,2П, ЗП,4П, 5П, 6П и 1Л, 2Л, ЗЛ, 4Л, 5Л, 6Л). В месте соединения двух треугольников - по семь двойных строп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), В месте пришивки первых строп имеются две стропы 1А, каждая из которых длиннее стропы 1 на 400 мм.

Для укладки строп 1А на усилительной ленте (с внутренней стороны купола на расстоянии 60 мм от нижней кромки) имеется карман из ленты ЛТКП-40-150 и петля из шнура с резиновой петлей. Стропы 1, 1А, 1П, 1Л, 2П, ЗЛ, ЗП изготовлены из шнура ШТсвм-4- 450, остальные стропы - из шнура ШТсвм-3-200; концы строп привязываются к пряжкам-полукольцам ленты подвесной системы.

Для улучшения наполнения купола на задней его кромке имеются четыре кармана.

Для облегчения укладки парашютной системы к стропам у нижней кромки пришиты опознавательные муфты, в месте сшивки полотнищ на усилительные ленты строп 6П, 6Л, 5П, 5Л, 4П, 4Л, ЗП, ЗЛ, 2П, 2Л нашиты ленты укладки.

На нижней кромке парашюта в месте сшивки треугольников слева от строп указаны их порядковые номера.

К стропам 1П и 1Л на расстоянии 650 мм от нижней кромки парашюта присоединены стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из них монтируется на одной из лент подвесной системы.

Для удобства работы парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены кольца управления с текстильной застежкой.

Текстильной застежкой кольца крепятся на лентах подвесной системы. На стропах 1 и 2 на расстоянии 120 мм от пряжек-полуколец каждой пары нашиваются ограничители из шнура ШТсвм-4-450, предназначенные для ограничения хода колец системы рифления.

На куполе у нижней кромки с правой стороны между стропами 1 и 1П нанесена заводская маркировка.

Подвесная система (рис. 9) является соединительным звеном между парашютами (основным и запасным) и парашютистом.

Рис. 9. Подвесная система:

1 - кольца; 2 - свободные концы основного парашюта; 3 - свободные концы запасного парашюта; 4 - кольцо большое; 5 - кольцо малое; 6 - конус с пластиной; 7 - карман для звена ручного раскрытия основного парашюта; 8, 16 - соты резиновые; 9 - лента с пряжкой с перемычкой; 10 - подтяг ранца; 11 - пряжка; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - обхват ножной; 14 - предохранитель; 15 - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта; 17 - грудная перемычка; 18 - карман троса; 19, 22 - текстильные застежки; 20, 21 - шлевки; 23 - кольцо; 24 - кольцо управления; 25 - перемычка

Изготовлена из ленты ЛТКОкр-44- 1600 и состоит из следующих частей:

  • двух лямок (левой и правой);
  • двух пар свободных концов;
  • двух ножных обхватов;
  • двух колец управления;
  • предохранителей;
  • двух лент подтяга.

Левая и правая лямки с ножными обхватами и лентами подтяга являются силовыми элементами подвесной системы.

К правой лямке примонтирована лента грудной перемычки, к левой лямке - лента с пряжкой и перемычкой.

Каждая лямка в нижней части имеет пряжки, к которым подсоединяются ножные обхваты и ленты подтяга, а в верхней части образует ленты для подсоединения к ранцу и свободные концы с пряжками-полукольцами для монтажа строп запасного парашюта. На задних сторонах свободных концов имеются кольца, через которые проходят стропы управления запасного парашюта и расположена текстильная застежка для крепления двух колец управления парашютом.

Пряжки-полукольца соединены между собой перемычкой.

На левой лямке (на уровне груди) находится карман для звена ручного раскрытия основного парашюта, на правой - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта.

Оба кармана образованы (между лентами передней лямки) поперечной строчкой лент и скрепками.

Для исключения выпадания конусов колец звеньев ручного раскрытия в карманы вшиты соты.

В подвесной системе имеются две пары свободных, концов для подсоединения к ним основного купола. В верхней части свободных концов имеются четыре кольца для подсоединения строп купола и строп управлений основного парашюта. На задних свободных концах имеются текстильные застежки для фиксации звена управления основного парашюта.

В нижней части свободные концы заканчиваются пряжками, которыми они подсоединяются к правой и левой лямкам подвесной системы, и карманами, в которые укладываются концы троса звена отсоединения.

На каждой лямкё имеется конус с пластиной, большое и малое кольца, которые при подсоединении к пряжкам свободных концов основного парашюта и зачековки на трос звена отсоединения образуют кольцевые замковые устройства (КЗУ).

Ножные обхваты имеют пряжки с перемычкой, которые служат для их замыкания.

Ленты подтяга, подсоединенные к пряжкам левой и правой лямок, предназначены для подтягивания ранца к телу парашютиста.

На правой и левой лямках имеются шлевки для крепления шлангов парашютной системы.

Для правильного присоединения свободных концов к подвесной системе передний свободный конец отмечен буквой «Л». Длина свободных концов 550 мм.

На подвесной системе имеются предохранители под ножные обхваты, предназначенные для смягчения удара при наполнении купола парашюта.

Ранец.

Предназначен для укладки в него запасного, основного (в чехле), вытяжных парашютов, свободных концов подвесной системы, монтажа парашютного полуавтомата.

Рис. 10. Ранец системы ПО-17 (внешний вид):

1 - воротник; 2, 14 - шланги гибкие; 3 - клапан левый; 4 - клапан боковой; 5 - предохранитель; 6 - люверсы с пришивной шайбой; 7 - кармана прибора; 8 - основа ранца; 9 - нижний клапан основы ранца; 10 - клапан промежуточный; 11 - кольцо шнуровое; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - клапан правый; 15 - ручка; 16 - дно накладное

Рис. 11. Ранец системы ПО-17 (внутренний вид):

1 - шлевка; 2 - предохранитель правый; 3 - предохранитель; 4 - клапан верхний; 5 - предохранитель нижний; 6 - петли резиновые; 7 - клапан средний; 8 - петля; 9 - клапан; 10 - сота; 11 - предохранитель левый; 12 - предохранитель верхний

Ранец (рис. 10 и 11) изготовлен из ткани арт. 56260крПЛ и состоит из двух отсеков.

В верхний отсек укладывается запасной парашют, в нижний - основной.

Верхний отсек имеет клапаны: левые, правые, боковые, верхний, средний клапан основы ранца.

Средний клапан служит нижним клапаном для верхнего отсека и верхним клапаном для нижнего отсека. По периметру верхнего отсека с внутренней стороны нашиты верхний и нижний предохранители, которые предотвращают сдувание запасного парашюта потоком воздуха.

Для удержания клапанов в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из четырех люверсов с пришивной шайбой и двух петель, пропущенных через блочки и расположенных на среднем клапане.

Замыкающее устройство прикрывается предохранителем и застегивается текстильной застежкой.

К правому боковому клапану пришита шлевка для прохождения через нее гибкого шланга.

К основе ранца у верхнего клапана пришит воротник, на который монтируются гибкие шланги, левый и правый предохранители, перекрывающие карман звена ручного раскрытия основного парашюта, звено отсоединения; клапаны, отделяющие свободные концы запасного парашюта от свободных концов основного парашюта; шлевки для прохождения гибких шлангов.

На дне верхнего отсека имеются две пары резиновых петель для укладки в них строп запасного парашюта.

Нижний отсек образуют четыре клапана: два боковых, нижний (основы ранца) и средний.

На левом боковом клапане (с внешней стороны) имеется карман для прибора, клапан для прикрытия шланга прибора; шлевка, через которую пропущен гибкий шланг; пластина для крепления шланга парашютного полуавтомата; клапан, который закрывает замыкающее устройство. Клапаны застегиваются на текстильную застежку.

С внутренней стороны среднего клапана имеется клапан с резиновой сотой, с помощью которой зачековывается промежуточный клапан нижнего клапана основы ранца и тем самым основной парашют, уложенный в чехол, отделяется от вытяжного.

Для удержания клапанов нижнего отсека в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из трех люверсов с пришивной шайбой и шнурового кольца.

На дно ранца с внешней стороны (для придания ему жесткости) нашиты ленты ЛТКПкр-40- 700, а по нижнему обрезу - лента ЛТКОкр-44-1600, которая заканчивается пряжками с перемычкой для подтяга ранца к телу парашютиста. Дно ранца закрывается накладным дном, под которым имеется прокладка из пенополиуретана.

К верхней части ранца пришиты плечевые обхваты из ленты ЛТКОкр-44-1600 (они соединяются с подвесной системой), ручка для переноски парашютной системы и карман для хранения ленты затяжки.

Шланг гибкий предназначен для придания нужной направленности тросу звена ручного раскрытия в момент выдергивания шпилек и для предохранения троса от случайного зацепления (рис. 12).

Рис. 12. Шланг гибкий:

1 - рукав гибкий; 2 - колпачок

Шланг изготовлен из металлического гибкого рукава. Концы шланга заправлены в колпачки.

Гибкий шланг основного парашюта прикреплен одним концом к левому клапану нижнего отсека ранца, другим - к подвесной системе.

Гибкий шланг запасного парашюта одним концом пропущен через шлевку правого бокового клапана ранца, другим прикреплен к подвесной системе.

Длина гибкого шланга для обоих парашютов одинаковая - 650 мм.

Звено ручного раскрытия основного парашюта

Звено ручного раскрытия основного парашюта (рис. 13) состоит из вытяжного кольца, троса, шпильки и ограничителя.

Рис. 13. Звено ручного раскрытия основного парашюта системы ПО-17:

1 - шпилька; 2 - трос; 3 - кольцо; 4 - ограничитель; 5 - скоба

На одном конце троса закреплена шпилька, на другом - ограничитель.

Шпилька звена ручного раскрытия предназначена для замыкания шнурового кольца, проходящего через люверсы клапанов.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца шпильки 900 мм, длина шпильки - 38 мм.

Трос звена ручного раскрытия проходит внутри полого вытяжного кольца. Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на левой лямке подвесной системы. Для удобства захватывания рукой кольцо по отношению к скобе согнуто под углом 135°.

Звено ручного раскрытия запасного парашюта

Звено ручного раскрытия запасного парашюта состоит из вытяжного кольца, троса и шпилек. На одном конце троса закреплен ограничитель, на другом - две шпильки (рис. 14).

Рис. 14. Звено ручного раскрытия, запасного парашюта системы ПО-17:

1 - кольцо; 2 - трос; 3 - шпильки; 4 - скоба; 5 - ограничитель

Шпильки длиной 32 мм расположены одна от другой на расстоянии 90 мм.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца последней шпильки 842 мм.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на правой лямке подвесной системы.

Чехол основного парашюта

Чехол основного парашюта (рис. 15) имеет клапан, люверсы с пришивной шайбой, карман, соты и петли.

Люверсы с пришивной шайбой на клапане и соты служат для замыкания в чехле уложенного купола, петли - для укладки строп. Через люверс (с пришивной шайбой) в верхней части чехла проходит звено к вытяжному парашюту.

Карман служит для удобства укладки

Рис. 15. Чехол основного парашюта системы ПО-17:

1 - клапан; 2 - люверс с пришивной шайбой; 3 - петля; 4 - сота; 5 - карман.

3вено отсоединения

Предназначено для отсоединения свободных концов основного парашюта при его отказе. Звено состоит (рис. 16) из основы звена и троса.

Рис. 16. Звено отсоединения основного купола системы ПО-17:

1 - основа звена; 2 - застежка текстильная; 3 - блочек; 4 - трос

Основа звена изготовлена из ткани арт. 56260крПЛ, вкладки - из ленты ЛТКОкр-44-1600 и прокладки - из пенополиуретана. Основа звена имеет форму «подушечки», удобную для захвата рукой. Через блочек, установленный на основе звена, пропущен трос, образующий петлю и два конца длиной 260 и 1060 мм для замыкания кольцевого замкового устройства на подвесной системе. Петля троса закреплена втулкой, а концы троса опаяны.

Звено удерживается на подвесной системе с помощью текстильной застежки между правой лямкой и предохранителем.

На основу звена отсоединения с лицевой стороны нанесен знак «Б», обозначающий принадлежность звена отсоединения парашютной системе ПО-17.

Звено вытяжное предназначено для включения парашютного полуавтомата (рис. 17), изготовлено из ленты ЛТКЛ-15- 900. Длина вытяжного звена 3000 мм.

На одном конце звена имеется карабин, на другом - петля для присоединения фала гибкой шпильки парашютного полуавтомата

Рис. 17. Звено вытяжное:

1 - лента; 2 - петля; 3 - муфта сигнальная; 4 - карабин

Изготовляется из шнура ШКП-200 в два сложения.

На концах фала имеются петли (рис. 18). Длина фала 130 мм.

Нить контровочная для парашютного полуавтомата ППК-У- 240АД из хлопчатобумажной пряжи 15,4 текс. Х6ХЗ.

Рис. 18. Фал гибкой шпильки

Шланг для обеспечения направленного движения троса звена отсоединения и для предохранения троса от случайного зацепления.

Изготовлен из металлической оболочки, концы которой опаяны, а торцы отшлифованы. Шланг прикреплен одним концом к правой лямке подвесной системы (пропущен через воротник), другим - к левой.

Длина шланга 750 мм.

Серьга для выдергивания шпильки звена ручного раскрытия ранца основного парашюта прибором ППК-У-240АД (рис. 19).

Изготовлена из металла Д16Т и крепится к петле прибора.

Рис. 19. Серьга.

Полуавтомат ППК-У-240АД. Длина шланга 240 мм, троса - 397 мм, петли - 19 мм, фала - 130 мм.

Сумка переносная прямоугольной формы из ткани арт. 56039ПЛ или ткани арт. 56260крПЛ.

Размеры сумки 260X590X600 мм.