Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сколько горит свеча в лампаде. Как правильно зажигать лампаду - святыни россии

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве Гурьянова Лилия

Свеча и лампада

Свеча и лампада

– А где у свечки перед?

А зачем для молитвы зажигать лампаду или свечу? Почему именно церковную?

Свеча – это тот же костер, на котором в ветхозаветные времена приносились жертвы. Только сейчас мы сжигаем на нем не жертвенных животных, а свое собственное сердце. Это бескровная жертва Нового Завета.

Горящая свеча – символ нашей любви к святому, которому мы посвящаем ее. Если любви нет, зажги хоть десяток свечей, смысла это иметь не будет.

Свеча означает и вечный свет, которым просиял святой великомученик Пантелеимон, и в котором он сейчас пребывает; это свет его жизни, который светит нам.

Свеча – это его пламенная любовь к Богу и к нам, за кого он день и ночь молится у престола Божия.

«157. Молясь, делайте все разумно. Когда подливаете масла в лампаду, тогда представляйте, что Жизнедавец каждый день и час, каждую минуту жизни вашей поддерживает вашу жизнь Духом Святым, и как бы ежедневно чрез сон в телесном, а чрез молитву и слово Божие в духовном отношении, вливает в вас елей жизни, которым горит ваша душа и тело. Когда ставите свечу пред иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует, страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями».

Какие свечи покупать и сколько? Ни Богу, ни святому Пантелеимону мое приношение ни к чему. Если я гордо водружаю на подсвечник большую и дорогую свечу, а рядом старушка смиренно пристраивает самую дешевую свечку, угадайте с трех раз, чей дар будет принят – ее или мой? (Подсказка: ключевые слова в предыдущей фразе – «гордо» и «смиренно», а вовсе не «дорогую» и «дешевую».)

Если в храме имеется подсвечник перед иконой целителя Пантелеимона, то свечу можно поставить на свободное место в нем. Бывает, все ячейки подсвечника заняты, тогда просто положите рядом или в коробочку возле – и вашу свечку поставят, когда освободится место. Если подсвечника возле иконы нет, то можно поставить свечу «о здравии» к «празднику», то есть к иконе, лежащей в центре храма, либо к иконе всех святых.

Зажжем свечу перед иконой, перекрестимся и мысленно попросим: «Святой целитель Пантелеимон, моли Бога о мне, грешном (или о том, за кого просишь)».

Связанных со свечами предрассудков и невесть откуда взявшихся обрядов очень много. Кто-то пугается, когда его свечка потухает. Другому не по себе делается, если с нее обильно стекает и застывает воск. «Не принимает мою жертву», – шепчут испуганно. Как-то раз меня сурово отчитали за то, что поднесла нижний конец свечи к огню другой, зажженной – мол, ворожба это. Да никакая не ворожба, что за ерунда! Слегка расплавьте низ, и свеча встанет прочно и ровно.

Бывает, что человек пристально следит, чтобы его свеча непременно догорела до конца, ее не сняли бы с подсвечника «раньше времени». И уж настоящая скорбь охватывает, когда видят, что подсвечник полностью занят, ставить некуда, и приходится оставить свечу незажженной.

Все это несущественно. Мы принесли свой дар, свою просьбу, свою молитву – и если с чистым сердцем принесли, то она принята. А сколько процентов от нашей свечки сгорит, зажгут ее именно на этой службе, пред нашими ревнивыми очами, либо назавтра – честное слово, совершенно неважно.

Дома свечу нужно тоже поставить на подсвечник. Удобные подсвечники для церковных свечей продаются в иконных лавках.

Домашняя лампада вешается на специально купленном либо самодельном кронштейне (подвесная) или ставится на полочку с иконами (настольная). Лампадное масло продается в церковных лавках. Если оставлять лампаду гореть постоянно (многие, и я в их числе, обычно так и поступают), то полулитра масла хватает примерно на 10 дней. Понятно, что оставлять без присмотра можно только лампаду с хорошо отрегулированным фитилем. Огонек должен быть совсем маленьким, без единого намека на буйный язычок пламени. Для этого аккуратно подтягиваем фитилек до нужной длины. В качестве фитиля можно использовать скрученный кусочек бинта или хлопчатобумажные нитки мулине.

Нагар с фитиля – если масло качественное – достаточно снимать один раз в день, можно пальцами или тряпочкой.

Лампада возле икон совершенно меняет атмосферу комнаты и даже всей квартиры. Лежишь в постели, больная и несчастная, в комнате темно, и лишь лампадка мягко освещает лики икон и разгоняет мрак – в душу нисходят покой и утешение.

Попробуйте, зажгите дома лампаду. Не пожалеете.

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Свеча от Гроба Господня Много, много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, жил в ней человек по имени Раниеро ди Раниери. Он был сын оружейного мастера и знал ремесло своего отца, но не очень-то любил его.Этот Раниеро был необыкновенно

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Свеча Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика автора Штайнзальц Адин

Свеча тьмы «Разве день Г-сподень не мрак, а свет? Он - тьма, и нет в нем сияния»Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика- Если у вас нет возражений, давайте поговорим о тьме. - А что, разве о свете мы уже говорили?- Нет, не говорили. А почему вы спрашиваете? Вы

Из книги 33 предмета, необходимых для счастливой и здоровой жизни автора Блаво Рушель

Восковая церковная свеча Первое, что вам, дорогие читатели, может прийти в голову при виде заголовка этого раздела: при чем тут церковная свеча, когда мы говорим о том, что написано в рукописи курумчинских кузнецов - древней цивилизации, существовавшей тогда, когда

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

5. Свеча на подсвечнике (4:21–25) И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Учитель и свеча (Хинг Ши) Хинг Ши нередко рассказывал своим ученикам о человеке, который был его Учителем. Однажды, когда ученики спросили Хинг Ши о том, какие слова и наставления оставил ему Учитель перед тем, как попрощаться навсегда, Хинг Ши ответил:– Учитель сказал мне:

Из книги Угреша. Страницы истории автора Егорова Елена Николаевна

Свеча Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Угрешская свеча Угреша изначальная В лесу осеннем тишина Необычайна, В ней будто бы заключена От века тайна. И только слышится едва Легчайший шорох: С деревьев падает листва В душистый ворох. Я восхожу лесной тропой На холм высокий, Где дремлет ветер в золотой Траве

Из книги Храм – дом божий автора Плюснин Андрей И.

Угрешская свеча 1 В небе синем колокольня стройная - Белая Угрешская свеча. На Угреше звоны колокольные Как – то по – особому звучат. Издалече слышно величавое Благовестье мощное: «До – о – он! До – о – он!», Исчезают помыслы лукавые, Взор к Творцу Вселенной

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Свеча молитвы Гори, гори, свеча молитвы, И разгорайся всё сильней, Чтоб сети дьявольской ловитвы Не увлекли души моей. Гори, гори, свеча молитвы! Светись, светись, лампада сердца, Любовью к Богу всё сильней, Внимай созвучьям горних скерцо, Забыв о ропоте страстей. Светись,

Из книги автора

Угрешская свеча Подмосковная Угреша, где мне посчастливилось родиться и жить, имеет древнюю и славную историю. Названию «Угреша» около 2000 лет и происходит оно от финно – угорского названия левого притока Москвы – реки, которое означает «луговая река». В VII веке здесь

Из книги автора

Свеча от Гроба Господня Много-много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, там жил один человек, по имени Раньеро ди Раньери. Он был сын оружейного мастера и хотя знал отцовское ремесло, но неохотно занимался им.Этот Раньеро отличался

Из книги автора

Свеча церковная Церковная свеча – это символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.Так как свеча

Из книги автора

«Вратарница» («Неугасимая Свеча») Эту же икону иногда называют Угличской, так как она прославилась в Алексеевском монастыре города Углича в 1894 году. 6 июля этого года в Углич приехал петербургский купец, который долго болел серьёзной болезнью. Купец рассказал настоятелю,

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко


В православных храмах всегда довольно темно. И эта особенность - не просто особенность церковной архитектуры. Полумрак – символ жизни человека, погруженного в грех и невежество. А свет откровения и веры в данном случае символизируют устанавливаемые в церкви лампада или свеча. Лампада является образом истинного света, открывающегося человеку в Божьем Царстве. Именно по этой причине лампады всегда возжигают перед святынями.


Самые первые лампады христиане использовали для освещения пещер, в которых, скрываясь от гонений, проводили тайные богослужения. Как и тогда, сейчас они представляют собой сосуды, наполненные особым маслом – елеем, исцеляющим душу и тело православного.

Значение православных светильников

Каждый светильник в православии имеет свое значение. Оно закреплено Церковным уставом Богослужения. Лампады, в частности, символизируют кого-либо из святых, которые светят христианам в церковном сумраке. Пред иконами, как правило, помещаются одновременно свеча и лампадка. И если свечи означают приношение, дар Господу от человечества, то масляные светильники символизируют преображение человека под влиянием Божьей благодати. Их свет и тепло означают искренность человека перед Богом, являются свидетельством чистоты его помыслов и ощущений.


Лампады используют даже днем, тогда, когда в комнате или зале церкви вполне светло. Во время праздников обязательно зажигают все светильники. Во время ночных служб, при крайне скудном освещении, лампадки могут зажигать в очень малом количестве, например, только перед читающим службу священником, перед отдельными иконами: Спасителя, Богоматери, храмовой иконой. Это делается для того, чтобы подчеркнуть определяющий момент службы, ее основное назначение.

Зачем лампады ставят перед иконой?

То, зачем перед иконой устанавливаются лампады, очень точно объяснил святитель Николай Сербский. Прежде всего, по его словам, вера – это свет, и лампадки нам напоминают о чистом свете, с помощью которого Господь наш Иисус Христос согревает и врачует человеческие души. Кроме того, они являются символами светлого нрава святых, перед ликом которых их устанавливают. Еще они напоминают людям об их греховных помыслах и поступках, зовут нас на путь истинный, призывают к исполнению заповедей, совершению добрых дел.


Лампады являются той «малой жертвой», которую человек может принести Спасителю за то, что Тот отдал за него свою жизнь. Во время молитвы эти светильники отгоняют силы зла. Свет лампадки побуждает нас к покорности и жертвенности, напоминает, что как без человеческого участия не может разгореться ее огонь, так и без Бога не разгорится наше сердце.

Каким должно быть

Качество имеет первостепенное значение. И не только потому, что оно некоторым образом влияет на здоровье. Возжигая его, мы открываем Богу свое сердце, которое должно быть чистым: в нем не должно быть ни злости, ни обиды, ни скверных помыслов. Так и елей не может быть некачественным, дешевым, нечистым. Священнослужители полагают, что использование некачественного масла – признак оскудения веры, попустительского отношения к благочестию, восприятия святынь исключительно как некого примитивного атрибута.