Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Развитие культуры во второй половине ХХ в. научное познание и объяснение мира

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.

    Берлинский и Караибский кризисы.

    Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х п. ХХ в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х п. хх в. ставило мир на грань ядерной воины.

    Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

    Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение

    разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

    Берлинский и Караибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

    Второй период «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» начался в 1963 г. ОН характерен переносом центра тяжести международных конфликтов в районы «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

    Война во Вьетнаме.

    После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска

    Военно-политические блоки.

    Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

    В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Основные обязательства участников блоков заключались во вза­имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу­дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась, прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

    «Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

    Периоды «холодной войны» И международные кризисы.

    В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 П. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. хх в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 Г., Суэцкий кризис 1956 Г., Берлинский кризис 1961 г. и Караибский кризис 1962 г. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь­енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

    США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а B 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

    Война в Афганистане.

    В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская воина между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

    Ближневосточный конфликт.

    Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

    Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

    С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

    В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

    5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) по главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан­ские высоты на сирийской территории.

    В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

    Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» ­ восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

    Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

    Разрядка.

    С середины 50-х гг. хх в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­гoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы B 70-e гг. ХХ в. И В США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

    Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношении СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-l). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

    В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

    В конце 70-х гг. хх в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х г. ХХ в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

    Международные отношения В конце ХХ начале XXI В.

    Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 - 80-х гг. ХХ в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.

    Благоприятно сказал ось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

    После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

    Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

    В начале 90-х гг. хх в. изменилась политическая карта Европы.

    Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

    В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус­ловиях противника.

    Последствия Второй мировой войны для страны


    Британский премьер-министр У. Черчилль назвал итоги Второй мировой войны для Великобритании «триумфом и трагедией». Триумфом стала победа над гитлеровской Германией и ее союзниками, вхождение Великобритании в число стран-победительниц, ее участие в послевоенном обустройстве мира. Трагедия же заключалась в упадке бывшей британской мощи. Экономическое положение Великобритании в послевоенные годы заметно ухудшилось. Хотя людские потери (245 тыс. убитых и 278 тыс. раненых) были значительно меньше, чем в Первую мировую войну, Вторая мировая война стоила Англии 1/4 части ее национального богатства. За годы войны государственный долг увеличился втрое и к 1946 г. превысил 23 млрд. фунтов стерлингов, из которых 3 млрд. составил внешний долг. Почти вдвое сократился коммерческий экспорт, была утрачена значительная часть торгового флота.

    Щедрая американская помощь, в том числе и по «плану Маршалла», немного помогла стабилизировать ситуацию, однако темпы экономического роста Великобритании были более низкими по сравнению с другими западноевропейскими государствами. Это обусловливалось отставанием от основных конкурентов по уровню производительности труда, внедрением достижений науки и техники, разбухшие и малоэффективным государственным сектором экономики.

    24 мая 1945 было объявлено об отставке коалиционного правительства В. Черчилля, роспуск палаты общин и новые парламентские выборы, которые не проводились в связи с войной уже 10 лет. Вопреки ожиданиям консерваторов, сделавшие ставку на авторитет и популярность своего лидера В. Черчилля, победу на этих выборах получили лейбористы. Новое правительство сформировал К. Эттли.

    В течение послевоенного периода у власти в Великобритании по очереди находились две ведущие политические партии: Лейбористская и Консервативная.

    Таким образом, консерваторы управляли государством 35 послевоенных лет, остальное время (25 лет на сегодняшний день) - лейбористы.

    Лейбористская партия, опиравшаяся на профсоюзы, провозгласила своей целью «демократический социализм». Лидеры английской лейбористской партии стали инициаторами создания Социалистического Интернационала (1951 г.). Будучи реформистской партией, в течение 40-70-х годов лейбористы выступали за расширение государственного сектора экономики, увеличение бюджетных расходов на социальные нужды, повышение ставок налогообложения предпринимательского капитала и высокодоходных групп населения; уделение большего внимания жилищному строительству, особенно в рабочих кварталах городов, развитие депрессивных районов с высоким уровнем безработицы. 1981 лейбористы заявили об отказе от идеи расширения государственного сектора как приоритетного направления своей политики, а в 1995 г. из устава партии было изъято пункт, выдвигал как обязательную цель лейборизма «общественную собственность на средства производства». Теперь партия выступает за создание смешанной экономики, при которой государственная собственность должна доказать свою эффективность в конкуренции с частным сектором. К концу ХХ века лейбористы пересмотрели также свои традиционно тесные связи с профсоюзами, прекратив быть политической филиалом тред-юнионов. Собственно говоря, в 80-90-е годы произошла полная ревизия традиционных лейбористских ценностей, трансформация партии с «партии рабочих», как она себя называла, в партию «среднего класса».

    Консервативная партия выступает в защиту частной собственности, за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Лейбористской доктрине «демократического социализма» и их курса на национализацию экономики консерваторы противопоставили концепцию «народного капитализма», или «демократии собственников». Ее цель заключается в привлечении к собственности максимального числа граждан путем приватизации жилья и земельных участков, приобретения акций и участия в прибылях предприятий. Большое внимание в программах консерваторов уделяется малому бизнесу и стимулам его развития. Им свойственны также приверженность традиционных нравственных и религиозных ценностей, уважение к закону и права, конституционного порядка и основанной на нем твердой власти. В области внешней политики консерваторы всегда были сторонниками «особых», тесных отношений с США.

    Ликвидация Британской колониальной империи

    Непосредственным результатом Второй мировой войны стал распад Британской империи, как и других мировых колониальных империй. Причем Англия осуществляла гибкую политику в отношении своих колоний. Это позволило ей избежать военной конфронтации со странами, освобождались (в отличие, например, от Франции, что «погрязла» в колониальных войнах). Кроме того, Англия сумела на длительное время сохранить контроль над своими бывшими колониями, основав Британское содружество наций (с 1949 г. ее стали называть Содружество наций, или просто Содружество).

    В 1947 г. получила независимость самая английская колония, «жемчужина Британской короны» - Индия. На ее территории образовались два государства-доминионы - Индия и Пакистан. 1948 статус доминиона получили Цейлон (ныне - Шри-Ланка) и Бирма.

    50-60-е годы стали главным этапом в крахе Британской колониальной империи. В этот период получили независимость бывшие английские колонии в Африке (Гана, Нигерия, Уганда и др.)., На Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии (Кипр, Кувейт, Малайзия и др.)., В бассейне Карибского моря и Океании (Ямайка, Тринидад и Тобаго, Барбадос и др.).. Летом 1997 г. Великобритания передала под юрисдикцию Китая Гонконг, что в течение 150 лет был английским владением.

    Большинство бывших британских доминионов и колоний вошли в состав Содружества наций. Сегодня ее членами являются 49 государств. Многие из этих стран признают королеву Великобритании как главу государства.

    Консервативные правительства М. Тэтчер и Дж. Мейджора. «Тэтчеризм»

    В конце 70-х годов на фоне обострения социально-экономических и политических проблем, переживаемых Великобританией, падение ее национального престижа общественное мнение страны претерпит существенные трансформации. На парламентских выборах 1979 г. избиратели предпочли консерваторам. Впервые в истории страны премьерминистра стала женщина - Маргарет Тэтчер, лидер Консервативной партии.

    Главным направлением внутренней политики консерваторов стало возрождение частного предпринимательства. Был сделан акцент на борьбе с инфляцией, радикальном снижении подоходного налогообложения частных лиц и предпринимателей при одновременном повышении косвенных налогов, деиндустриализации (ликвидации нерентабельных предприятий).

    В широких масштабах осуществлялась денационализация промышленности. Уже к началу 1991 г. почти половину британского промышленного сектора было передано в частные руки (в том числе нефтяная и газовая отрасли, телефонная связь, авиакомпании, водоснабжения, энергетика, металлургия). В государственной собственности остались только четыре отрасли: угольная, железнодорожная, почтовая служба и атомная энергетика.

    Для социально-экономической политики М. Тэтчер, которая получила название «тэтчеризма», также было присуще снижение социальных расходов, бескомпромиссная борьба с непомерным ростом влияния тред-юнионов в обществе, ограничение права на проведение демонстраций и увеличение расходов на содержание полиции.

    Такая политика имела позитивные последствия. Инфляция сократилась с 15 до 3% в год. С 1983 г. начался экономический подъем, причем более быстрый, чем в других европейских странах (темпы роста составили 5% в год). Произошла модернизация промышленности, ее структура изменилась в пользу новейших наукоемких отраслей. Около четверти всего взрослого населения (11 млн. человек) стали владельцами акций предприятий. В результате проведенной приватизации жилья две трети британских семей стали владельцами домов и квартир. К среднему классу во времена М. Тэтчер причисляли себя более 40% населения Великобритании. Есть стране удалось выйти из кризисного положения.

    Вместе с тем заметно усилилось расслоение общества, увеличилось количество бедняков, безработных. Обострились межнациональные отношения. Все попытки консерваторов урегулировать Ольстерского кризис не увенчались успехом.

    Достаточно непопулярным оказался «подушный налог на жилье», введен М. Тэтчер в 1989 г. Он вызвал всеобщее возмущение населения и серьезно подорвал имидж премьер-министра.

    1990 г. М. Тэтчер ушла в отставку с поста лидера партии и премьер-министра. Ее сменил Дж. Мейджор. 1992 г. на очередных парламентских выборах консерваторы одержали победу и тем самым подтвердили свой статус правящей партии.

    Кабинет Дж. Мейджора в духе «тэтчеризма» сосредоточил основные усилия на борьбе с инфляцией и продолжил политику денационализации экономики. Вместе с тем новый премьер стремился избежать крайностей «тэтчеризма». Это проявилось в том, что правительство больше внимания стал уделять программам социального обеспечения, улучшению систем здравоохранения и образования. Был отменен «подушный налог на жилье», проведена реформа самоуправления с целью его демократизации. Правда, после успешных для консерваторов парламентских выборов 1992 г. политика Дж. Мейджора заметно «поправишала»: была «заморожена» заработная плата, сокращенная помощь по безработице и т. д. Несмотря на блестящие показатели состояния экономики, на выборах 1997 г. консерваторы потерпели сокрушительное поражение.

    Политика лейбористского кабинета Т. Блэра

    1997 г. был сформирован лейбористское правительство, которое возглавил Т. Блэр. Его правительство взяло курс на реформы. Важнейшей из них является конституционная. Она предусматривает: предоставление большей автономии Шотландии и Уэльса (там уже сформированы законодательные органы - местные парламенты-ассамблеи), отмена наследственного принципа формирования Палаты лордов, включение в национальное законодательство европейской конвенции о правах человека и других.

    Значительным достижением кабинета Т. Блэра стало политическое урегулирование Ольстерского кризиса. В апреле 1998 г. между сторонами конфликта было подписано соглашение. Этот документ воплотил компромисс между требованиями протестантов сохранить свое британское подданство и стремлением католиков в более тесных связей с Ирландией. Это позволило провести выборы в ассамблею Северной Ирландии и сформировать исполнительные органы власти.

    «Новые лейбористы», которых представляет Т. Блэр, отказались от традиционной вражды в отношении предпринимательства. Правительство пытается удерживать равную дистанцию в отношениях с наемными работниками и работодателями, осуществляя политику социального партнерства. Денационализация государственного сектора была прекращена, но статус тех предприятий общественных служб, которые перешли в частные руки, остался без изменений.

    Внешнеполитические приоритеты Великобритании

    Главным направлением внешней политики Великобритании в послевоенные годы стал курс на тесный союз и военно-политическое сотрудничество с США, а также со странами Западной Европы. 1949 Великобритания выступила одним из основателей НАТО. Она сохраняла стратегические позиции на Ближнем и Среднем Востоке, приняла участие в создании военно-политических блоков на Востоке. Что касается СССР, то в условиях «холодной войны» отношения с ним резко ухудшились.

    В 50-70-е годы Великобритания во внешней политике шла курсу, сложившемуся в послевоенные годы, укрепляя сотрудничество с США и Западной Европой. В частности, Англия поддержала политику союзников в германском вопросе и согласилась на вступление ФРГ в НАТО.

    Ликвидация колониализма, финансово-экономические трудности заставили британское правительство отступить от традиционной доктрины «военного присутствия» и до конца 60-х годов вывести свои войска из стран Азии.

    Отношения с Советским Союзом складывались неоднозначно. Определенная либерализация внешней политики СССР после 1953 г. способствовала постепенной нормализации отношений между двумя странами, но этот процесс неоднократно подвергался препятствия.

    В последние десятилетия ХХ - начале ХХ века возросла активность Великобритании на международной арене, в частности, в процессах европейской интеграции. В 1973 г. она стала полноправным членом Европейского Экономического Сообщества («Общего рынка»). Участие Великобритании в разработке Маастрихского договора 1991 г. (официально был подписан в начале 1992 г.) и создании Европейского Союза свидетельствует о постепенной переориентации британской внешней политики с атлантического направления (ориентация на США) на европейский. Однако Великобритания была и остается главным союзником США на международной арене (о чем, например, свидетельствует активное участие британских вооруженных сил в войнах США в Ираке в 1991 г. и 2003 г.).

    В 1982 г. возник военный конфликт между Великобританией и Аргентиной за обладание Фолклендскими (Мальвинскими) островами, в результате которого эти острова полностью перешли под контроль Великобритании.

    После распада СССР Великобритания признала все независимые государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве.

    Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

    Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.

    С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.

    В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».

    Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали соседствовать зоны упадка.

    Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».

    Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.

    С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.

    Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.

    ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.

    Глава 2. 1963-1976 годы.

    2 .1. «Левый центр».

    Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.

    В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.

    Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнер­гии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лиди­рующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъ­юнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продо­вольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создава­ло благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взры­вы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бре­мя ответственности за дальнейшее руководство миром. В услови­ях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных про­тив СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному пред­принимательству, развитие экономики после «нового курса» Руз­вельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохра­нены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Таф­та-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккар­ти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамерикан­ской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рам­ках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промыш­ленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.

    50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде все­го с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритян­ского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие рав­ноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы со­противлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.


    Проводились и другие преобразования в социальной сфере.

    Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступ­ности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.

    В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.

    Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти собы­тия стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

    В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.

    В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, на­званную «консервативной революцией». Были сокращены соци­альные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижа­лись и налоги. США взяли курс на развитие свободного пред­принимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лиде­ра СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.

    Крушение СССР и всего социалистического лагеря способство­вало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая си­туация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингто­не стоили жизни более 3 тыс. человек.

    Страны Запада во второй половине ХХ века

    I . Тестирование.

    1. Раскол Германии на 2 государства произошел:

    А) в 1945 г.; Б) в 1946 г.; В) в 1948 г.; Г) в 1949 г.

    2. Американская программа послевоенной помощи европейским странам называлась:

    А) доктрина Трумэна; Б) доктрина Монро; В) план Маршалла; Г) «новый курс».

    3. 1950-1953 гг.- это годы:

    А) Вьетнамской войны; Б) войны в Корее; В) войны в Афганистане; Г) годы «холодной войны».

    4. Организация Объединённых наций была создана в:

    А) 25 апреля – 26 июня 1945 года; Б) 17 января – 23 марта 1946 года;

    В) 12 мая – 23 июня 1947 года; Г) 1 февраля – 29 марта 1949 года;

    5. Какую политику проводила М. Тэтчер, являясь главой парламента?

    А) жёсткое ограничение государственных расходов; Б) предоставление льгот предпринимателям малого бизнеса;

    В) предлагала « третий путь» развития; Г) строительство дешёвых жилищ

    6.Каких взглядов придерживался президент Вискари д Эстен?

    А) либеральных; Б) правоконсервативных; В) социалистических; Г) националистических.

    7. Особенностью итальянской партийно – политической системы является:

    А) частая смена политических партий;

    Б) господствующее положение ХДП;

    В) прочная коалиция ХДП и Социалистической партии;

    Г) господствующее положение Социалистической партии;

    8. Поддержкой какой силы пользовались лейбористские правительства в Великобритании?

    А) мелких и средних предпринимателей;

    Б) активная часть рабочей силы и профсоюзы;

    В) крупной промышленной буржуазии;

    Г) крестьянства и сельскохозяйственных рабочих.

    9. Какая из ниже перечисленных задач становится главной для государства в условиях глобализации?

    А) проведение политики протекционизма в интересах национальной экономики;

    Б) обеспечение международной конкурентно – способности страны;

    В) сокращение расходов на социальную сеть;

    Г) проведение национализации промышленного производства;

    10. Массовые выступления французов в мае 1968 г. свидетельствуют о:

    А) назревание ситуаций, ведущей к революции;

    Б) распаде традиционной системы ценностей;

    В) об активизации деятельности террористических группировок;

    Г) ухудшение экономического положения страны.

    11. Итальянским «экономическим чудом» называют:

    А) динамический скачок в развитии экономики Италии;

    Б) стабилизацию итальянской экономики

    В) развитие Италии по плану;

    Г) выход из кризиса за счёт предпринимателей итальянцев.

    12. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:

    А) «необъявленной войны»; Б) «политика сдерживания»;

    В) «ядерный диалог»; Г) «холодная война».

    13. Референдум по вопросу гос. устройства Италии (монархия или республика) состоялся в:

    А) 1943г.; Б) 1945 г.; В) 1946 г.; Г) 1954 г.

    14. Причиной итальянского экономического чуда 50-60-х гг. ХХ в. является:

    А) наличие богатых месторождений полезных ископаемых;

    Б) мощная индустрия Юга страны;

    В) дешевая рабочая сила и внедрение передовых технологий в производство ;

    Г) рост военных заказов со стороны государства.

    15. Операция «Чистые руки» 1992 года в Италии выявила:

    А) массовые нарушения в пищевой промышленности;

    Б) связь мафии с гос. аппаратом в угрожающих масштабах;

    В) недобросовестную конкуренцию в текстильной промышленности;

    Г) договорные футбольные матчи.

    16. Победу на выборах 1994г. в Италии одержала:

    А) Компартия Италии; Б) Социалистическая партия Италии;

    В) «Вперед, Италия!» (движение С. Берлускони); Г) Христианско-демократическая партия Италии.

    17. «Новая восточная политика» связана с именем:

    А) В. Брандта; Б) К. Аденауэра; В) Г. Коля; Г) Г. Шредера.

    18. Основными соперниками в политике в ФРГ являются партии:

    А) Христианско-демократический союз (ХДС) и «зеленые»;

    Б) ХДС и социал-демократическая партия Германии (СДПГ);

    В) СДПГ и НСДАП;

    Г) ХДС и коммунисты.

    19. Наиболее влиятельная политическая сила в Ольстере:

    А) Шин фейн ; Б) ИРА; В) Юнионисты; Г) республиканцы.

    20. Новый виток гонки вооружений в конце 70-х гг связан:

    А) С введением войск в Афганистан ;

    Б) С военной поддержкой Вьетнама в борьбе против США;

    В) С введением войск в Чехословакию;

    Г) С военной поддержкой Индии в борьбе против Англии.

    II . Назвать имя, термин, понятие.

    1. Закончите предложение: «Военное, экономическое, политическое и идеологическое противостояние двух систем, наиболее ярко выражавшееся в создании военно-политических блоков, гонке вооружений, взаимных угрозах, борьбой за сферы влияния в различных регионах мира, кризисами, неоднократно ставившими человечество на грань новой мировой войны, называется …»

    2. Этот термин впервые был употреблен бывшим британским премьер-министром У. Черчиллем во время поездки по США, в речи 5 марта 1946 г. в г. Фултоне. Характеризуя ситуацию в Европе, Черчилль сказал, что «это не та Европа, за которую мы боролись в годы войны. Над ней опустился ….» Этим термином часто пользовались в западной публицистике, чтобы показать свое отношение к той или иной стране социализма или всему соц. лагерю в целом. О каком термине идет речь?

    3. О ком идёт речь?

    В период своего премьерства проводила активную борьбу с влиянием , которые, по её мнению, негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок. Первый её премьерский срок был отмечен рядом забастовок, организованными частью профсоюзов в ответ на новое законодательство, ограничившее их полномочия. В в

    4. Определите название организации (один ответ):

    1) военно-политический союз, созданный по инициативе США;

    2) штаб-квартира, располагается в Брюсселе;

    3) создана в 1949 г.;

    4) имеет контингент миротворческих сил.

    Ответ: НАТО

    5. Определите термин (один термин):

    1) научная или философская теория;

    2) политическая система;

    3) совокупность принципов;

    4) руководящий принцип, или теоретический, или политический.

    Ответ: доктрина

    III . Выбрать несколько правильных ответов.

    1. Какие 3 организации из ниже перечисленных связаны с процессом европейской экономической интеграции?

    А) Соглашение о свободной торговле в Северной Америке;

    Б) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);

    В) Международный валютный фонд;

    Г) Европейское объединение угля и стали;

    Д) Европейская ассоциация свободной торговли;

    Е) Совет экономической взаимопомощи

    Ответ: 1) АБВ 2) БВД 3) БГД 4) АГЕ

    2. Политический режим Пятой республики во Франции характеризуется:

    А) укреплением власти президента;

    В) укреплением власти парламента;

    Г) парламентскими выборами президента.

    Ответ. 1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) АГ.