Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Причащение крови и плоти христовой. Драгоценная кровь христова

От Иоанна 6

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

Какие странные слова, и кто может это слушать? Многие ученики усомнились в своем Учителе, и уже не ходили с Ним. Никто тогда не понял этих слов Иисуса, разве только те, двенадцать, у которых Христос спросил: "не хотите ли и вы отойти?" Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин.6:67-69). Но понимаем ли мы эти слова сегодня?

Вот православие, не мудрствуя лукаво, сопоставило два места Писания: здесь говориться о том, что Иисус заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь, а в другом месте говорится как будто бы о том же: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" 1Кор.11:23-26. Из этого сопоставления они вывели непреложный догмат: есть Плоть и пить Кровь, означает совершать евхаристию, то есть, хлебопреломление на вечере Господней. И кто этого не будет делать, тот не будет иметь в себе жизни, по написанному: "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" Ин.6:53. Поэтому все, что требуется от верного православного христианина, это посещать каждое воскресение храм, где совершается литургия, в процессе которой он приступает к причастию - хлебу и вину, Плоти и Крови Христовой.

В религиях, где слово Божие изучают более серьезно, чем в православии, уже понимают, что в словах Христа есть некое духовное значение. Они догадываются, что получить жизнь, то есть Самого Христа, это как-то связано с духовным питанием - словом Божиим, поскольку и Сам Христос есть Слово, и только оно одно способно животворить. Потому справедливо считают, что вкушать Плоть Христа и пить Его Кровь относится к познанию Его слова. Но какому именно? И почему разделено, и сказано: Плоть и Кровь? Это об одном, или о разном? В общем, полной ясности у них нет, да и вечеря Господня, на которой мы вкушаем Тело Христа и Его Кровь, также приходит на память, когда они разбирают этот отрывок. Все путается, смешиваются понятия, и мало кто способен ясно и четко пояснить, что означают эти слова Христа.

Иисус говорит: Я есмь хлеб жизни. Но мы знаем, что Христос есть Слово (Ин.1:1). Отсюда понимаем, что Слово, которое сказал Бог, является небесным хлебом для человека. Можно питаться рыбой, можно питаться мясом, овощами или зеленью, но хлеб всегда был и будет основным продуктом на нашем столе, содержащим все необходимые для жизни элементы, минералы и витамины. К тому же у хлеба есть еще одно важное свойство: он не приедается! Всякий другой продукт может надоесть при частом употреблении; хлеб человек ест всю свою жизнь, и более того: он может жить только на одном хлебе. Потому слово Бога Иисус называет здесь именно хлебом. Оно также несет в себе жизнь, только духовную, так что "ядущий его не умрет" (Ин.6:50).

"Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли" - говорит Христос. Манна не была произведением рук человеческих, она была послана с небес, но манна предназначалась для поддержания жизни физической, и, несмотря на то, что манна была небесной, она не влияла на духовное. Слово Божие тоже хлеб с неба, но оно несет собой духовную жизнь, ядущий это слово не умрет. А дальше Господь поясняет: Я хлеб живый… этот хлеб есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Это уточнение Иисуса открывает, что речь идет не вообще о слове Божием, но о некоторой основной части учения, о чем-то определенном, конкретном, - о Жертве!

В послании к Евреям автор цитирует 39-й псалом, но передает его несколько иначе, по-своему (это отдельная, и очень интересная тема для рассуждения) - "Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе" Евр.10:5-6. Действительно, Богу стали неугодны жертвы и всесожжения, и Он уготовал Тело (Плоть) Сыну Своему, чтобы Его Тело принести в единственную и совершенную Жертву за грех всего человечества. Таким образом, становится понятно, что хлеб, который есть Слово Божие, есть учение о Плоти Христа, которая принесена в Жертву по благоволению Божию. Теперь уже проясняется, почему ядущий Плоть будет жить вовек: вкушая учение о Жертве Христа, человек спасается от вечной смерти, так как Жертва заместила его собственную смерть, смертью невинного Агнца. Есть Плоть Христа, означает пребыть в учении о Жертве за твои личные грехи в безбожной жизни, принять верою эту Жертву. Есть Плоть Христа, означает растворять в себе верою слово Божие о Жертве Христа, познавая ее во всевозрастающей глубине.

Но Иисус также сказал и о Своей Крови. Что это такое? Понятно уже по аналогии, что и здесь речь пойдет о слове Божием, об учении, но о чем оно? Когда приносилось в жертву животное, священник помазывал его кровью роги жертвенника. Это означало, что вина согрешающего искуплена. Закон требовал смерть за грех, и получал цену крови жертвенного животного, отчего согрешивший оставался жив, и вина с него снималась. То же относится и к истинной Жертве Иисуса Христа: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ВСЕХ" 1Тим.2:5-6. Поэтому пить Кровь означает пребыть в учении о искуплении человека от проклятия обвиняющего закона: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" Гал.3:13.

Это две стороны одной Жертвы, принесенной Христом Иисусом: "в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" Еф.1:7.

Таким образом, есть Плоть Христа - это усвоение учения о заместительной Жертве за грех. Грешил человек, он и должен был умереть, ибо возмездие за грех - смерть. Но вместо него умирает невинное животное. Грешил весь мир, он должен умереть, но вместо него приносится совершенная Жертва - невинный, безгрешный Агнец - Иисус Христос. И каждый, кто верит в эту заместительную Жертву, пребывает в этом учении о Жертве, исследует ее глубины - ест Плоть Христа, потому что Его Плоть и есть эта великая Жертва.

Пить Кровь Христа - это усвоение учения о искуплении. Это та же Жертва, но в ней появляются новые грани, ведь речь уже идет о цене, которая уплачена, чтобы искупить виновного от осуждения законом. Кому была уплачена цена? За что именно она уплачена? Цена уплачена Богу, Который словом Своим ввел непреложность закона: возмездие за грех- смерть. Слово Свое Бог менять не станет, и потому, чтобы не истребить человечество, Он посылает Сына принять смерть за всех. Эта смерть и есть искупления от обвиняющего закона. А ценой искупления является Кровь Христа, как написано: "зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" 1Пет.1:18-19. Все это вопросы, исследуя которые, человек усваивает и растворяет в себе слово Божие, в части учения Христова о Жертве и искуплении.

Поэтому есть Плоть и пить Кровь, не относится к вечере Господней, на которой речь идет также о вкушении Тела и Крови Христа. Там своя тема для рассуждения и познания, и она не менее важна и глубока, но что касается слов Христа в Евангелии от Иоанна, то здесь идет речь ТОЛЬКО о питании словом Божиим в учении о Жертве Христа и Его искуплении.

г. Белая Церковь. Август 2015 г.

Правильно ли призывать кровь Иисуса на всё, что нас окружает? Многие, призывают на машину, себя, ещё на какие-то вещи, это же не стиральный порошок)) Спасибо за ответ. (Милка)

Отвечает Александр Ш. , мессианский учитель:

Шалом Милка.

Да, Вы правильно заметили, кровь Йешуа – это не стиральный порошок и не какой то волшебный амулет, который необходимо применять в сложных обстоятельствах, или на удачу. Мы знаем, что к крови Бог всегда относился достаточно серьезно. Запрещено было кушать кровь в любом виде и под любым предлогом. Это постановление относилось не только к еврейскому народу, но ко всем людям, не зависимо от того, верующие они или нет. Впервые Бог говорит об этом Ною, после случившегося потопа:

3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; (Быт.9:3,4)

А позже еще раз напомнил об этом Израильскому народу:

17 Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте. (Лев.3:17)

23 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; 24 не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; 25 не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа. (Втор.12:23-25)

И мы знаем, что еврейское общество очень внимательно относилось к этому запрету. Поэтому, любые разговоры о так называемом «кровавом навете» не имеют под собой абсолютно никаких разумных оснований.

Мы так же знаем из Писаний, что служение Богу часто сопровождалось жертвоприношениями, и не всегда они были кровными. Тем не менее, к крови так же относились очень внимательно.

10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, 11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; 12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. 13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, 14 ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится. (Лев.17:10-14)

Кровь проливалась для искупления человека. И здесь нам важно понимать нечто – через жертву человек приближался к Богу. Жертва была средством приближения к Богу. Согрешающий человек должен был расплатиться за свой грех жизнью.

4 Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. (Иез.18:4)

И тот же принцип нашел свое отражение в Брит Хадаша:

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23)

Наказание было следствием Божьей святости и Его справедливости. Но милость Господа превозносится над его судом, и поэтому Он предусмотрел возможность заместительной жертвы для человека. Кровью жертвы либо помазывали роги жертвенника, либо кропили на жертвенник, либо выливали к его подножию.

9 и покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех; 10 а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему. (Лев.5:9,10)

Нигде мы не находим описание того, чтобы священники ходили по стану Израильскому и кропили имущество детей Израиля. Кровь жертвы использовалась для очищения человека и для приближения его к Богу.

4 и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения — и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; 5 и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; (Лев.1:4,5)

Принося жертву, грешник возлагал свою руку на голову жертвы, показывая тем самым, что это он должен был умереть, а не жертва, но по милости Божьей смерть жертвы искупала его грехи.

Нам известно одно событие, во время которого кровью мазали имущество Израильтян – это Исход. Кровь агнца на дверях еврейских домов служила знаком того, что в этом доме находятся люди, которые принадлежат к Его народу и доверяют свою жизнь Богу.

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. (Исх.12:13)

Это был единственный случай, когда с кровью поступали таким образом. Бог свершал Свой план избавления от рабства фараона, выводя целый народ к свободе для Себя.

Размышляя о этом событии мы можем ясно видеть желание Бога искупить Свой народ, и то, как Он это делает. Целый народ находился в рабстве. Моше обращается ко всем евреям с призывом к свободе. Интересно заметить, что не все восприняли этот призыв с радостью и оптимизмом. Многие боялись египтян.

6 Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; 7 и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; 8 и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. 9 Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. (Исх.6:6-9)

Для того, чтобы искупление пришло в твою жизнь необходимо было поверить в Бога и последовать за Ним. Необходимо было поверить, что Он сильнее фараона, Он может освободить и защитить. Нельзя было одному человеку, например Моше, поверить за всех. Каждый сам, лично, осознанно решал – следовать ему за Богом, или нет. Более того, начав этот путь, необходимо было следовать ему до конца, до самой земли обетованной, и так же находясь в этой земле.

Теперь несколько слов о крови Йешуа.

Пролив Свою кровь Йешуа искупил человечество от рабства греха. Его жизнь была отдана за каждого из нас. Для тех, кто желал приблизиться к Богу, была открыта просторная дорога. Жертва Христа стала универсальным путем приближения к Богу.

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, (1Пет.1:18,19)

Это искупление касается всего человека. Мы заняли правильную позицию по отношению к Богу, получили Его праведность. Нам предстоит идти еще путем святости, путем тшувы, очищая наши жизни. Но благодаря Его крови Он сделал нас праведными. Это осознанный выбор, который мы делаем сами. Никто не может сделать его вместо нас. Так же, как и во время исхода нам необходима вера, необходимо следовать за Ним до самого конца, понимая, что Он по прежнему верен.

Подписывайтесь:

22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. (Евр.10:22,23)

В свете выше изложенного сложно увидеть идею призвания крови на защиту нашей машины, квартиры или чего то другого. Мы – искуплены Богом, Он называет Себя нашим Отцом, а нас – Своими детьми. Этого достаточно для того, чтобы Он позаботился как о нас, так и о всем том имуществе, которое есть у нас. Кровь Йешуа стала средством искупления, которое глубоко изменило саму нашу природу, внутренность. Это нужно ценить и быть благодарным Богу.

Надеюсь, что я смог ответить на Ваш вопрос.

С уважением Александр Ш.

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело? (18 голосов: 4.56 из 5)

Проф. Н. Д. Успенский: (Из статьи: «Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений»)

Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, “ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим.4:4-5). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение.
Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: “Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век” (Ин.6:32, 33, 35, 48,…

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Почему вино - Кровь Христова, а хлеб - Его Тело

«Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь?

Кто дал тебе в пищу плоть, созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух её, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь.
Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, её молоком, так и теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнодавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию И кровию, паче же Духом Его – Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, – и соделался наследником…

Почему вино - Кровь Христова, а хлеб - Его Тело?

Протоиерей Александр Мень:

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Христос разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».

И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это…

ЛАНЧАНСКОЕ ЧУДО
Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это вceгo лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере… Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? »
Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая…

Так вот это совершилось. И эти времена наступают. То же происходит и на Тайной Вечере, но теперь Христос разламывает хлеб – и называет его своим Телом, а вино в чаше – своей Кровью. Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 31-46).

Кроме проблем с вином, представители католической церкви уже скоро будут иметь проблему с телом Христовым, которое добавляют к вину - пресным хлебом, который тоже необходим для причастия. Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение. Чаша вина – прежде всего символ спасения. Хлеб и вино, взятые вместе соответствует славянскому “плоть и кровь” и означает психофизическую природу человека.

Когда мы поднимаем чашу и хлеб на…

5. Почему вино - кровь Христова, а хлеб - Его тело?

Вопрос:Почему вино - кровь Христова, а хлеб - Его тело?

Отвечает священник Александр Мень:

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: “Это Мое тело и Моя кровь”. На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: “Это Я”. Когда говорится “плоть и кровь”, это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: “Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть”. И дальше Он прибавил: “Это творите в Мое воспоминание”. В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он…

Обновление жизни
Церковь есть Трапеза, акт вкушения пищи и питья: Еда и питье составляют основу человеческого существования, тот способ, каким человек приобщается к жизни. Этим же способом совершается искажение жизни и введение в мир смерти — через вкушение плода «от древа познания добра и зла». Первый человек отделил процесс питания, обусловливающий возможность жизни, от единения с Богом; он вкусил от запретного плода из эгоистической прихоти, чтобы утвердить свою самость, и предпочел реализовать жизнь не как отношение и общение, но как индивидуальное выживание, как экзистенциальную автономию.

В Евхаристической трапезе Церковь подходит к проблеме жизни прямо противоположным образом, нежели тот, что избрали первые люди. Для Церкви вкушение пищи — не способ продлить земное существование, но возможность реализовать жизнь как приношение Богу и общение с Ним. Это изменение образа бытия происходит не в результате простого следования этическим предписаниям — заповедям, не вследствие…

Если бы это было так, Церковь никогда не говорила бы, что мы причащаемся Истинного, подлинного Тела и Крови. Мы бы, как баптисты, свидетельствовали лишь о вспоминании Христа и Его Жертвы, но не о подлинном единении со Христом.

Значит, Евхаристия - нечто большее. Значит, Спаситель в Таинстве Своем заключил больший смысл, чем тот, до которого мы дошли.

Любая трапеза - это питание человека, благодаря вкушению пищи человек живет. Сотворив мир и насадив растения (пшеницу - хлеб, виноград - вино), Бог дает их в пищу человеку. Пища - жизнь. «Но смысл, сущность, радость этой жизни не в пище, а в Боге, в общении с Ним». И вот от Бога, от подлинной жизни человек отпал, а через человека от Бога отпала и пища, т. е. весь тварный мир. После грехопадения Пища не помогает человеку восходить к Богу: пища - к смерти, к распаду. Где же та пища, которая вернет человека к Богу? Где та пища, которая насытит навсегда, после которой не будет через некоторое время пусто в желудке?…

ВИНО и ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ в свете БИБЛИИ

Многие, как спасенные, так и неспасенные люди непоколебимо верят в то, что «Иисус Христос пил перебродившее вино на Вечере Господней». НО ДАЖЕ ПРИ СМЕРТИ ОН НЕ УТОЛИЛ СВОЮ ЖАЖДУ ЭТИМ ЯДОМ (Марк.15:23). Сегодня верующие говорят, что употребление спиртных напитков запрещено в Библии, но не стесняются пить вино на Вечере Господней — это лицемерие. Многие неспасенные (Католики, Православные) оправдывают грех пьянства таким же образом, т.е. они говорят, что «Иисус тоже пил вино».

«Чашу бесовскую» (1Kop.10:21) преподносят неспасенные язычники как «жертву… бесам, а не Богу» (1Kop.10:20), думая, что их бог (Велиар, 2Кор.6:15) подобен Библейскому Богу, Господу Иисусу Христу. Но это далеко НЕ ТАК (Втор.32:30-34).

Для тех, кто «во Христе», более важным является не только то, что налито в чашу, а также С КЕМ ВЕРУЮЩИЕ ПРЕБЫВАЮТ В ОБЩЕНИИ (1Kop.10:16,20). «Общение» является здесь ключевым словом. Естественно…

Ох… отец Леонид! Доброе утро, когда же мне работать? Вы столько написали, а не ответить — не могу!
Саму ситуацию с ГАИ я приводил как чудо подобное приведенным у о. Григория Дьяченко, т.е. оно не имело бы смысла, если бы остановленный клирик не мог бы сказать — «это Кровь Христова, понимаете». Если бы это было просто «обоженное» вино, по Осипову, то смысла в этом чуде было бы ноль.
Касаемо Осипова, скажу сразу — я ему благодарен за ряд вещей. Во-первых — его лекции сыграли весьма значительную роль в моем воцерковлении в своё время. Во-вторых — я понимаю, что ту пользу, которую он принес Церкви трудно оценить. И, наконец, в третьих — он не святой, и авторитетом он являться может только постольку, поскольку подчиняется в своих взглядах Священному Писанию, Преданию и священноначалию. Ориген тоже много потрудился на благо Церкви, и Евсевий Кессарийский, и много кто еще, и мы по сравнению со всеми ними микро пупырышки, только мы чтим их лишь как учителей, но не как святых….

Священник Александр Мень

В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: “Это Мое тело и Моя кровь”. На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: “Это Я”. Когда говорится “плоть и кровь”, это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: “Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть”. И дальше Он прибавил: “Это творите в Мое воспоминание”. В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: “Сие творите в Мое воспоминание”. Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с…

По-русски изъясняйтесь, ни к чему эта манерность.
Чушь от ветра головы Вашей комментировать нет смысла. Даст Бог, разберетесь, а нет, так и суда нет.
Даже Христос прибегал к образным изъяснениям по причине глубочайшего духовного невежества слушателей, извращающих всякую мысль плотским корыстолюбием.
1. Свадьба в Кане Галилейской — образ Учения Христа и заповедей о Любви.
Вода — материальная, а Любовь — духовная основа телесной жизни — ее векового, обновляемого бытия. Человеческая любовь («вода») соединяет многих в одно единое целое (церковь) и вызывает радость, утоляющую жажду любви подобно воде. Эту радость, происходящую в любви, в единстве, в примирении, в прощении друг друга люди и выражают разделением свадебной трапезы (пира).
Но Господь Своими Заповедями «претворяет» человеческую, «плотскую» любовь в Любовь Божественную — более совершенную, в Радость непреходящую — в «вино» Божественное, самое лучшее.
2. Как мы извращаем фразеологию…

Admin пишет:…
А вот какой символ у уксуса и желчи?

Про их символы пока не нашла ничего.

Чуть-чуть у Патриарха Кирилла http://azbyka.ru/hristianstvo/iisus_hristos/mitropolit_kirill_slovo_pastyrya_86-all.shtml:

…Вино со смирною, как и уксус с желчью, - снадобье наркотического действия, притуплявшее физическую боль во время казни. Но Господь отказался прибегнуть к этому средству и, пребывая в полном сознании, претерпевает крестное страдание до самого конца. …

…Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой - мужественно распростертые, вместо своевольной - пригвожденные ко кресту, вместо извергшей Адама (из рая) - соединяющие воедино концы…

Тайный Вечер

Шел VIII век от Рождества Христова. В церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры.

Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о тайной вечере…»

…В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб… благословил, преломил и подал ученикам Своим, Говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление…

ДРАГОЦЕННАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА

Для поддержания вашей физической жизни нужны некоторые основные вещи — вода, кислород, пища, одежда, жилье. Также вашему телу требуется определенное количество белков, витаминов и минеральных веществ. Без всего этого физическая жизнь прекратит свое существование или, по крайней мере, значительно пострадает.
То же самое с вашей духовной жизнью. Ваша духовная жизнь, как и жизнь физическая, нуждается в определенных основных элементах. Они существенны. Без них христианину будет сложно выжить в мире, который не знает Христа. Один из этих основных элементов — кровь Христова.
Почему нам нужна кровь Христова? Потому что по сути своей падший человек имеет три основные проблемы. Даже будучи христианином, вы все еще носите с собой падшую жизнь человеческую. Так что изо дня в день вы все еще можете страдать от этих трех основных проблем.
Эти три проблемы касаются трех сторон: Бога, вас и Сатаны. По отношению к Богу вы часто…

§ 148. Понятие? таинстве евхаристии. Обетование об установлении этого таинства и самое установление. § 149. Видимая сторона таинства § 150. Пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы в таинстве евхаристии. § 151. Непостижимость тайны пресуществления. Частнейшие разъяснения учения об образе присутствия И. Христа в евхаристии. § 152. Евхаристия, как жертва. Ее отношение к жертве крестной. § 153. Особенности Римской церкви в учении об евхаристии § 154. Протестантское учение об евхаристии

Евхаристия.

§ 148. Понятие? таинстве евхаристии. Обетование об установлении этого таинства и самое установление.

Через крещение человек вступает в благодатное царство Христово таинственно возрожденным для новой и святой жизни в союзе с Богом. В миропомазании крестившемуся подается благодать, которая укрепляет его в новой жизни и способствует росту этой жизни. Но как жизнь телесная не может продолжаться и развиваться без…

Вниманию читателей портала предлагается статья протоиерея Константина Буфеева, являющаяся откликом на публикацию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) - «Евхаристическая чаша на соборной Литургии» (ЖМП №9, 2011 г.). Статья протоиерея Константина Буфеева публикуется в авторской редакции с сохранением авторской орфографии и пунктуации. К обсуждению статьи приглашаются читатели портала, заинтересованные в литургической проблематике и готовые представить собственное аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу. Напоминаем, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

...Еще верую, яко сие самое есть пречистое

Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя...

(Из литургической молитвы перед Святым Причастием)

При большом количестве причастников на Божественной литургии после завершения евхаристического канона Кровь Христова из одного потира специальным ковшом разливается по нескольким меньшим чашам. Это - удобная, известная и общеупотребительная церковная практика.

В ЖМП №9 2011 года напечатана статья митрополита Илариона (Алфеева) «Евхаристическая чаша на соборной Литургии», в которой он предлагает произвести изменение в традиционном проведении Литургии. В конце статьи автор формулирует свое предложение как «более практичный вариант: чаши с вином ставятся на престол рядом с главной чашей после великого входа, например при начале пения Символа веры» .

Смысл этого «более практичного варианта» проведения Литургии сводится к следующему. Над одной «главной чашей» производятся все необходимые священнодействия - молитвы на проскомидии, великий вход, благословение во время евхаристического канона. При этом другие меньшие «чаши с вином» никак не участвуют в литургических действиях - ни в проскомидии, ни в великом входе, ни в анафоре. Просто после причащения духовенства (из главного потира) к вину, содержащемуся в этих меньших чашах, добавляется Тело Христово, и они используются для причащения мiрян. Таким образом, мiрян причащают не Телом и Кровью Господа, но Телом Христовым и вином.

Мысль, ранее неслыханная. Однако обоснованию именно этого радикального литургического нововведения и посвящена рассматриваемая статья митрополита Илариона. При этом, его аргументация вызывает много возражений - как в целом, так и в деталях.

1. Неудачный «экуменический» синтез

В церковной практике встречаются следующие виды причастия.

1. Причастие Телом и Кровью Христовыми. Так причащаются православные священнослужители в алтаре и мiряне в храме. Отличие между ними состоит лишь в том, что мiрянам Святые Тайны преподаются из чаши посредством лжицы , а духовенство причащается раздельно - сперва Телом, потом Кровью.

2. Причастие Кровью Христовой. Так причащают младенцев и некоторых больных, не способных проглотить частичку Святого Тела. Этот способ причащения применяется как вынужденная полумера и не считается нормальным и полноценным.

3. На католическом Западе была вековая традиция, когда мiряне причащались лишь облатками, в которых нет Крови Христовой.

4. Наконец, в протестантской традиции при воспоминании Тайной вечери все верующие причащаются хлебом и вином.

Отметим, что на Литургии Преждеосвященных Даров в чашу вливается обычное вино, но при этом Святой Агнец содержит в себе истинное Тело Христово, пропитанное истинной Кровью Господней. Не случайно поэтому младенцев, неспособных принять сознательно частицу Святых Даров, на этой Литургии не причащают. Это обусловлено тем, что вино в данном случае является не Святыней, но лишь средой, в которую вложены Святые Дары.

Подобным образом, при причащении больных запасными Дарами Тело и Кровь Христовы погружаются в сосуд с вином. Если же больной не в состоянии проглотить частицу запасных Даров, причащение следует проводить не вином, в которое вложена Святыня, но Кровью Христовой, взятой с последней Божественной литургии.

Причащения вином Православная Церковь никогда не знала.

Митрополит Иларион предлагает именно такой принципиально новый способ причащения .

Этот новый способ, по сути, представляет собой «экуменический» синтез, причем из инославной практики взято все худшее. Как у католиков, мiряне лишаются причастия Кровью Господней. Как у протестантов, верующим вместо этого предлагают вино из чаши. Отсутствует лишь одно - причащение православных людей как Телом, так и Кровью Христовой, указывая на которую Господь сказал: Пийте от нея вси (Мф. 26,27).

При этом у католиков и протестантов обмана не происходит. Первые знают, что мiрянам Кровь Христова не предлагается (такова уж их традиция), другие не сомневаются в том, что в чаше причастия содержится вино.

Новый способ причащения основан на подлоге. В то время как над вином в малых чашах не производится никаких литургических священнодействий, их содержимое, тем не менее, почему-то предлагается верующим как истинная Кровь Христова.

Между прочим, если из такой малой чаши причастить младенца, это будет еще один вид причастия - просто вином...

Во время анафоры звучат слова: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся » . Диакон сопровождает этот молитвенный возглас, «преложь руце крестообразне, и подъемь святый дискос и святый потир » , но содержимому этого потира , возносимого на Литургии, не причастны никто из мiрян. Они причащаются из других чаш, в которые никто не вливал Кровь Христову.

Происходит очевидная подмена, профанация Святыни.

2. Вино - или Кровь Христова?

На Тайной вечери были, по меньшей мере, две чаши с вином. Одна - чаша хвалы (Лк. 22,17), исполненная плода лознаго (то есть виноградного вина). Другая - чаша по вечери (Лк. 22,20), про которую Господь сказал: Сия чаша - Новый Завет Моею Кровию , яже за вы проливается . Вино могло находиться и в других сосудах, из которых оно наливалось в чаши для питья. Но все прочее вино, кроме наполнявшего чашу Новаго Завета , оставалось просто вином, и лишь на эту единственную чашу указал Христос, как на содержащую Его Святую Кровь: Сия есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф. 26,28).

В любом алтаре также обычно содержится вино - в бутылках, в графинах, в канистрах. Вино используется для запивки после причастия духовенства и мiрян. Оно необходимо для освящения «пшеницы, вина и елея» на всенощном бдении перед Литургией. Но вино всегда остается просто вином, кроме одного единственного исключения - Святой Евхаристической Чаши, в которой оно прелагается в Кровь Христову.

Не всякий хлеб - Тело Христово, и не всякое вино - Кровь Христова. Но лишь только те предложенные дары становятся Евхаристической Святыней, на которые диакон указывает предстоятелю - архиерею или священнику.

«- Благослови, владыко, святый хлеб.

- И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.

- Аминь. Благослови, владыко, святую чашу.

- А яже в чаше сей - честную Кровь Христа Твоего.

- Аминь. Благослови, владыко, обоя » .

В этом диалоге диакон, безусловно, указывает ровно на одну «святую чашу» (а не на «чаши»), а выражение «обоя» относится ровно к двум предметам - одному дискосу и одному потиру.

Не прелагается в Тело Христово никакой иной хлеб, содержащийся в алтаре - ни служебные просфоры, ни антидор на жертвеннике, ни даже те хлебные частицы, которые вместе с Агнцем находятся на дискосе на престоле в момент произнесения приведенных слов.

Подобным образом, никакое другое вино, кроме содержащегося в «чаше сей» , не прелагается в Кровь Христову и не должно так называться.

3. «Актуальность» темы

Митрополит Иларион обосновывает «актуальность» своего предложения тем, что прежней нормой российского благочестия «считалось причащение несколько раз в год», в то время, как «в наши дни причащение раз в месяц... фактически стало нормой для воцерковленных людей, а многие из них приступают ко святому причащению в каждый праздничный и воскресный день» .

Автор подразумевает, что причастников раньше было намного меньше, и поэтому обходились одной чашей. Теперь же, из-за увеличения количества причащающихся, якобы, необходимо использовать несколько потиров за одной Литургией.

Но так ли это?

На самом деле, в прежние века в определенные праздники причастников было не меньше, чем в наше время. Действительно, по самым оптимистическим оценкам сегодня количество воцерковленных православных людей не превышает 2 - 5 % от общего населения страны. В Российской же Империи на первой седмице Поста и в Великий Четверток говело и причащалось намного больше верующих.

Поэтому вместительный объем евхаристических сосудов раньше был не менее востребован, чем сегодня - по крайней мере, в некоторые дни.

Другой аргумент в обоснование «актуальности» авторского предложения: «После многих лет гонений Церковь обрела свободу, и это привело к резкому росту числа клириков и, следовательно, увеличению числа причастников в священном сане за соборными службами» .

Бесспорно, что сегодня клириков у нас в Церкви стало гораздо больше, чем в годы воинствующего атеизма. Но - существенно меньше, чем сто или двести лет назад, когда духовенство составляло целое сословие. Если учесть, что при соборном богослужении, согласно канонам, должны причащаться все священнослужители, то аргумент владыки митрополита вновь оказывается несостоятельным.

А значит - нет и повода для литургических нововведений.

4. Правило - или исключение?

Митрополит Иларион пишет: «В наши дни на архиерейской Литургии, особенно при большом стечении молящихся, нередко за богослужением употребляется потир (чаша) весьма внушительного размера, высотой едва ли не в половину человеческого роста и объемом в три, пять, а то и девять литров» .

Трудно представить таких священнослужителей, чей рост составлял бы высоту двух девятилитровых потиров - то есть около 1 метра. Тем не менее, владыка Иларион развивает эту мысль в своей статье: «На вопрос о том, можно ли до освящения Святых Даров ставить на престол не одну огромную чашу, а несколько чаш обычного размера, отвечают: нельзя» .

«Нельзя» - ответ правильный.

Почему же «нельзя»? - Да потому, что такой практики Церковь не знает. Никто из Святейших Патриархов от Тихона до Алексия II так никогда не служил. Так вообще не служил никто за последние 1000 лет в Русской Православной Церкви. О служении Литургии на многих потирах не говорил ни один из известных нам Святителей. Живое церковное Предание подобному не учит, и поэтому так служить нельзя.

На самом деле, конечно, служить можно как угодно - и на одной чаше, и на тридцати трех. Можно использовать и виноградное вино, а можно и забродивший ягодный сок. Можно литургисать на пяти пшеничных просфорах, а можно и на краюхе лагерного хлеба с мякиной и отрубями. Можно служить на освященном престоле в православном храме, а можно на лесном пне или тюремных нарах. В каких-то случаях оправданы и даже неизбежны искажения уставной нормы. Во время гонений или в узах темничных при служении Литургии невозможно соблюсти все тонкости благочестивых предписаний и требований совершения Евхаристии. Можно служить без книг, «по памяти».

Но все подобные примеры, допустимые в исключительных случаях, вменятся в грех и будут в осуждение тем священнослужителям, кто сознательно отклоняется от православного благочестия. Нельзя богословски оправдывать отступление от священной церковной традиции. Нельзя без всякого повода искажать символическое содержание православного богослужения.

Одно дело - при отсутствии нормального вместительного потира провести Литургию на нескольких чашах ради многих причастников, осознавая это как прегрешение, требующее исправления. Совсем иное дело - подводить «богословскую базу» под такое нарушение и ратовать за «возрождение» мнимой «византийской» традиции.

В конце своей статьи владыка верно отметил: «Если буквально руководствоваться византийской традицией , то следовало бы ставить необходимое количество чаш на жертвенник уже на проскомидии, а затем выносить их все на великий вход» . С этим замечанием следует, безусловно, согласиться: если уж служить на нескольких потирах, они все непременно должны полноценно участвовать в богослужении. К сожалению, митрополит Иларион вовсе не предлагает «буквально руководствоваться» такой «византийской» традицией, но предлагает просто ставить малые чаши с вином на престол «после великого входа».

То, к чему призывает митрополит Иларион, можно потерпеть как исключение, как временное и досадное положение, когда по техническим причинам, по бедности или иным обстоятельствам не удается служить Литургию нормально - то есть на одном вместительном потире .

5. О символизме единой литургической чаши

Митрополит Иларион так передает мысль своих оппонентов: «При этом (они) еще приводят "богословский" аргумент: ведь мы все причащаемся "от единаго хлеба и от единой чаши", как же можно ставить на престол несколько чаш? Это, мол, нарушает евхаристический символизм» .

Следует твердо повторить: использование нескольких чаш действительно нарушает евхаристический символизм. Несомненно, единая евхаристическая чаша соответствует и буквальному, и символическому воспоминанию Тайной вечери. Множество же мелких чаш не отражают правды евангельского свидетельства и, в самом деле, нарушают духовную символику Божественной Трапезы.

Этот аргумент является богословским (без кавычек!) в самом исконном апостольском и святоотеческом смысле.

Един бо есть Бог, и един Ходатай Бога человеком, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех (1Тим. 2,5-6).

Блаженный Симеон Солунский подтверждает: «И освящая священную чашу (а не «чаши» - прот. К.Б.) в Нем, Христе Боге нашем, давшем нам Себя, мы, как заповедано, даем в любви пить от ней (а не «от них» - прот. К.Б.) и всем братиям, становясь едино , как молился Он (Ин. 17,11), и, будучи едино с Ним и с Отцем и Духом, как Он сказал (Ин. 17,21)» .

6. Что подтверждает вход с пустыми чашами?

Автор приводит несколько исторических фактов из литургической практики древности и делает следующий вывод. «Итак, совершение Божественной литургии на многих чашах и многих дискосах - это не просто некий казус, но совершенно обычная византийская практика, которая, более того, при архиерейском богослужении была даже нормативной. Почему же она исчезла в поствизантийскую эпоху?» .

На самом деле, тезис о «нормативности» требует более убедительного доказательства и проработки. Он больше похож на авторскую интерпретацию и далек от очевидности. Безусловным историческим фактом является то, что эта «обычная византийская практика» нигде не наблюдалась на протяжении последней тысячи лет.

Примечательно следующее любопытное свидетельство, приводимое владыкой Иларионом: «В течение некоторого времени практика совершать великий вход с перенесением в процессии многих чаш еще сохранялась - но чаши, кроме одной главной чаши с вином, стали носить пустыми » .

Аналогичная практика была и в дониконовской Руси: «На великий вход переносили не только дискос и чашу с евхаристическими хлебом и вином, но и другие пустые сосуды » .

Быть может, в этом и заключается «византийский секрет» служения Литургии на многих чашах?

Ведь если сосуды вносили пустыми - значит, в них освящения вина не производилось! Другими словами, и в Византии, и в дониконовской Руси соблюдался известный нам принцип: разлитие Крови Христовой по малым чашам осуществлялось после освящения евхаристического вина в одном потире.

Таким образом, молитвы анафоры (как и у нас сегодня) проводились над одной евхаристической чашей, наполненной вином во время проскомидии. Блаженный Симеон Солунский так писал о ней: «Чаша же изображает собою ту чашу, в которой Спаситель священнодействовал кровь Свою» .

Внесение пустых чаш на великом входе не вызывает смущения, поскольку никакого нарушения литургического символизма при этом не происходит. В самом деле, хотя эти сосуды используются в дальнейшем богослужении, они остаются пустыми до тех пор, пока евхаристическое вино в главном потире не будет преложено в Кровь Христову. Тогда малые чаши в конце Литургии будут наполнены Кровью Христовой и понадобятся для причастия мiрян. Поэтому, их внесение на великом входе вполне уместно и даже оправдано , поскольку придает службе дополнительную торжественность. Внесение вспомогательных чаш можно сравнить с внесением на великом входе лжицы и копия.

7. О лжице и копии

Митрополит Иларион спрашивает: «Что мешает в наши дни вернуться к византийской практике совершения Литургии на многих чашах?» .

Отвечаем: тысячелетняя традиция.

Многие древние обычаи ушли в безвозвратное прошлое. Древняя Византия знала практику причащения мирян без лжицы . Из этого никак не следует, что допустимо и нам сегодня обходиться без этого предмета, как обходятся без него католики.

На Тайной вечери и в эпоху ранней Церкви при хлебопреломлении не использовалось общепринятое сегодня копие . Можно спросить: «Что мешает нам вернуться к апостольской практике раздробления Святого Хлеба руками?»

Ответ будет тот же: тысячелетняя традиция.

Использование лжицы и копия удобно и практично. Но главное не это, а то, что их использование органично соответствует содержанию священнодействий Божественной литургии от проскомидии до причастия. Достаточно вспомнить, что во время приношения Бескровной Жертвы эти два предмета символически изображают Копье и Трость, находящиеся на престоле рядом с Крестом Спасителя. Поэтому их естественно вместе с напрестольным крестом, как это принято, выносить на великом входе.

В отличие от литургического использования лжицы и копия, служение на нескольких потирах с вином не подчеркивает евангельский символизм Евхаристии, но разрушает его.

Быть может, именно поэтому Православная Церковь отказалась от подобной «византийской практики» (если вообще когда-либо применяла её).

8. Несколько слов о православной эстетике

Поспешим согласиться с митрополитом Иларионом в двух его аргументах.

1. «Одна большая чаша наглядно символизирует единство Церкви в Евхаристии и как бы иллюстрирует слова из анафоры святителя Василия Великого: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг со другом во единаго Духа Святаго причастие"» .

2. «Торжественность и величие, которые можно усмотреть в совершении Литургии на огромных сосудах» .

Мы были бы полностью единодушны с владыкой, если бы он на этом остановился. Но...

Но он, к сожалению, продолжил свою мысль, повернув ее «в другую сторону»: «Но те же аргументы можно повернуть и в другую сторону . Во-первых, кому-то неестественно большие дискос и чаша могут показаться гротескными и неэстетичными » .

Если «кому-то» традиционная православная эстетика покажется «гротескной и неэстетичной» - это еще не повод для отказа от нее. Кому-то могут показаться «гротескными и неэстетичными» иконы или кресты на храмах, или литургические облачения, или сами православные храмы.

В защиту употребления больших дискоса и чаши можно сказать следующее. Конечно, в таких грандиозных соборах, как храм Христа Спасителя в Москве или Исаакиевский собор в Петербурге, где в огромных алтарях располагаются внушительных размеров престолы, вполне прилично и эстетически оправдано использовать в богослужении именно крупные литургические сосуды. (Гармония при использовании больших сосудов может разрушиться лишь в домовых храмах, где престол не превышает квадратного аршина).

9. О недопустимости раздробления Святых Даров прежде их преложения

Другой аргумент автора: «Во-вторых, даже при использовании огромного потира Святая Кровь из него все равно в конце концов разливается на много чаш , из которых причащаются верующие: следовательно, к моменту причащения на престоле так или иначе уже стоит не одна чаша, а много чаш» .

Следует вести речь не о том, что Святая Кровь перед причащением мiрян «все равно в конце концов разливается на много чаш» (это и так очевидно) - а о том, что причащаться все верующие должны Кровью Христовой из единого потира . Единый Агнец ведь перед причастием также дробится на множество частей, но это не означает, что на проскомидии его можно заменить грудой хлебных кусочков (наподобие католических облаток).

Митрополит Иларион отвергает символику Единого Евхаристического Приношения Господа Иисуса Христа, мотивируя тем, что Святые Дары «все равно» раздробляются.

Конечно, Тело Христово - «ломимое», а Кровь Христова - «изливаемая». Но при этом Тело и Кровь принадлежат Единому Господу, что символически изображается на Божественной литургии в виде единого Агнца на дискосе и единого потира.

Раздробление Тела Христова и распределение Крови Христовой верующим в таинстве причастия - цель и итог евхаристической молитвы, ее кульминация. Недопустимо проводить раздробление хлеба и разлитие вина по потирам прежде пресуществления Святых Даров.

10. О добавлении вина в потир

Наконец, автор представляет еще один аргумент: «Кроме того, при служении на одной огромной чаше литургический символизм тоже нарушается, только иным образом . Ведь в потир обязательно доливается после великого входа вино, но это доливаемое вино, в отличие от уже находящегося в чаше, не было влито на проскомидии с произнесением положенных слов и не участвовало в процессии великого входа. А эта процессия также нагружена различной символикой» .

Следует заметить, что вовсе не «обязательно» доливать вино в потир после великого входа. Вернее было бы сказать, что доливание вина, согласно «Известию учительному» Служебника, в случае необходимости «допускается» (к примеру, если на Литургию в будний день неожиданно прибыла большая группа паломников...). Этой возможностью и пользуются иногда священнослужители, добавляя необходимое количество вина в потир прежде его преложения в Кровь Христову. Но, повторимся, делать это вовсе не обязательно.

Подобное добавление вина отчасти нарушает цельность литургического действия и его символическое наполнение. Следует признать нормой, когда весь используемый объем евхаристического вина участвует в проскомидии, великом входе и молитвах анафоры. При этом заметим, что в большой потир легче, чем в малый влить такое необходимое количество вина, чтобы не возникало потребности добавлять его после Херувимской песни.

Однако следует учесть, что доливание вина в потир перед началом служения евхаристического канона имеет цель вполне благочестивую и оправданную - наполнить до краев Христову чашу (это любил подчеркивать Святейший Патриарх Алексий II). «Литургический символизм» при этом не столько «нарушается», сколько «исправляется» - кто посмеет отрицать символическое значение евангельской полноты Чаши Христовой? Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота , и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него Кровию Креста Его, и земное и небесное (Кол. 1,19-20).

На проскомидии вино иногда не вливается в потир до краев исключительно из-за риска расплескать его содержимое во время великого входа.

Во всяком случае, несопоставимыми являются действия по доливанию вина до краев в единую евхаристическую чашу прежде начала анафоры и то, что предлагается в рассматриваемой статье - использовать другое вино в других чашах , никак не участвующих в литургической анафоре.

11. О чаше и Чаше

Митрополит Иларион пишет: «Cам аргумент в пользу "единой чаши" как якобы символизирующей единство Евхаристии может быть оспорен » .

Однако для того, чтобы «оспорить» символику единой ехаристической чаши, требуются аргументы более весомые, чем те, что предлагает автор. Аргументация владыки такова: «Во-первых, византийцы прекрасно знали слова своей собственной анафоры, что не мешало им совершать Литургию на многих чашах»

- Хотелось бы перейти к Таинству Причащения" , расскажите, что это за Таинство?

Это сердце Церкви, сердце Тела Христова, и Таинство, которое соименно Церкви, как таковой. В Писаниях апостола Павла Церковь называется Телом Христовым, а Таинство Причащения - Таинством Тела и Крови Христовой, имена совпадают, таким образом, Таинство Церкви совпадает с Евхаристией, Таинством Причащения. Это Таинство является максимальным выражением церковного духа и церковной сущности.

В Символе веры упоминается лишь Таинство Крещения, единое во оставление грехов. После крещения максимальным выражением крещения и церковной жизни является Таинство Тела и Крови Христовой - та служба, при которой мы приносим Богу бескровную жертву и питаемся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа под видами хлеба и вина, как это впервые было в истории мира на Тайной вечери.

Что значит Таинство Тела и Крови Христовой? Во время него каким-то образом происходит превращение вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы?

Хлеб и вино являются веществом бескровной жертвы. Кровавые жертвы приносились до прихода в мир Господа Иисуса Христа, это прообразовательное пролитие животной крови. Люди чувствовали, что грех взывает о пролитии крови, и без этого не бывает оставления грехов, как говорит в Послании к евреям апостол Павел. И прообразовательное пролитие крови ягнят, голубей было указанием на истинное пролитие крови, которое даст нам оставление грехов. Страдания Христа на Голгофе и есть то, что прообразовывалось кровавыми жертвами. С тех пор, как пролилась Христова Кровь, нет более нужды приносить в жертву о наших грехах кровь не согрешивших животных. Кровь животных была заместительной: согрешил я - зарезали ягненка. То есть грех требует не только крови, но и не своей крови. Христос и есть тот ягненок, тот Агнец Божий, Который взял на Себя грехи мира и пролил кровь ради меня и Вас, и всех, кто смотрит нас, и всех, кто еще не родился в мир, и тех, кто жил от Адама до сего дня. Христос принес всесовершенную и довольную жертву для спасения всякого верующего человека.

Перед тем, как пойти на крест, Христос совершил Тайную вечерю, посреди которой установил Таинство Причащения, и где прозвучали слова, которые теперь звучат постоянно:

Примите, ешьте Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.

Был благословлен хлеб и роздан ученикам. Была благословлена чаша красного виноградного вина со словами:

Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя, за вас и многих изливаемая во оставление грехов.

Согласно евангелисту Луке, были добавлены слова:

Творите сие в Мое воспоминание, - то есть повторять это.

Таким образом установилось Таинство Евхаристии, Таинство Благодарения, во время которого люди едят и пьют под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Каким образом приносимые на службу хлеб и вино становятся Телом и Кровью - это отдельный разговор. Христиане Запада отличаются от христиан Востока отличаются тем, что пытаются дать точные дефиниции всякому событию: как это происходит. Евхаристическое богословие католиков занимается вопросом, превращаются ли атомы хлеба в атомы плоти, атомы вина в атомы крови, происходит ли изменения субстанции. Вокруг этого столетиями вращалась их богословская мысль.

Восточная Церковь, к которой принадлежим мы, не позволяет нам в этих терминах говорить о тайне Тела и Крови. Она говорит нам, что после призывания в молитве Церкви и священника Духа Святого на хлеб и вино, приносимые Богу в виде даров, хлеб становится истинным Телом Господа Иисуса Христа, сохраняя все физические качества хлеба. В Чаше находится истинная кровь Господа Иисуса Христа, сохранившая все физические качества вина, для удобства по вкушению верующих. Отвращаясь вкушения человеческой плоти и крови, человек не смог бы есть подлинную плоть и кровь. Мы действительно едим истинные Тело и Кровь Христовы, как нас о том учит Церковь. Когда мы задаемся вопросом о том, как это происходит, Церковь отвечает: довольно с вас знать, что совершается это Духом Святым. Дальнейшие тонкости превращения не должны вызывать любопытства. Мы верим, что это Тело и Кровь, и после их принятия, знаем об этом по силе их действия. Сила действия Даров на человека обнаруживает их истинную природу.

Христос по плоти был обычным человеком. Каким образом можно было заметить в Нем Сына Божия, Царя ангелов и подлинного Господа? Над ним не было нимба, он не был ни высок, ни низок, он был молод, силен, без изъяна, но и без внешних отличий божества. У него была еврейская внешность, одежда соответствовала эпоху и народу, когда Он жил. Внешне Он ничем не проявлял Свою природу божества, узнать о ней можно было только по Его действиям. Например, когда Он оставлял людям грехи, фарисеи роптали: никто не может оставлять людям грехи, токмо Един Бог. А Он и есть Един Бог, который оставляет грехи, поднимая расслабленного, прогоняя демонов, ходя по водам, умножая хлебы, воскрешая мертвых, предсказывая будущее, называя по имени незнакомого человека, утешая плачущую блудницу словами о том, что прощаются ей грехи. Он пришел в мир грешники спасти, и Он могущественно действует. И при всей простоте Христа, действия Его божественно просты и сильны.

Точно также и Святые Тайны: при всем сохранении земного вида, хлеб и вино, принесенные в жертву, став Телом и Кровью, сохраняют вид хлеба и вина, но по их действию на нас мы познаем, что приобщились к Телу и Крови воскресшего из мертвых Господа Иисуса.

Протоиерей Андрей Ткачев