Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Основные даты жизни и деятельности дэн сяопина. Экономические реформы дэн сяопина в китае

(1904-1999) китайский политический и государственный деятель

Дэн Сяопин родился 22 августа 1904 года в уезде Гуанъань провинции Сычуань. Он происходил из богатой семьи, однако еще в юности порвал со своим кругом. В возрасте 16 лет он уехал во Францию, где работал и учился. В1922 году Дэн вступил в комсомол, а в двадцать лет уже стал членом Коммунистической партии Китая (КПК).

В 1925 году он приехал в СССР для продолжения учебы. Вначале он был студентом Коммунистического университета трудящихся Востока, а затем перешел в университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена. Весной 1927 года он вернулся в Китай и с тех пор занимался партийной работой, выполняя различные партийные поручения. В течение года, с 1929 по 1930-й, Дэн был одним из руководителей Бпай-секского и Лунчжоуского восстаний. Затем его направили в китайскую Красную армию.

Более двадцати лет Дэн Сяопин не только укрепляет революционный дух китайских солдат, но и принимает участие в военных действиях. Во время войны с Японией, например, он был политкомиссаром одной из дивизий 8-й армии и руководил боевыми операциями. В 1945 году был назначен комиссаром 2-й армии Народно-освободительной армии Китая. К этому времени Дэн Сяопин уже занимает высокий пост в партии, становится членом ее Центрального Комитета и принимает активное участие в подготовке революции 1949 года.

После победы революции он был заместителем премьера Госсовета (правительства) Китайской Народной Республики и считается одним из ведущих его лидеров. На протяжении 10 лет, с 1956 по 1966 год, Дэн был генеральным секретарем ЦК Компартии Китая. Однако последующие двадцать лет стали для него неблагоприятными, поскольку он не поддерживал экстремистские идеи Мао Цзэдуна.

После начала культурной революции Дэн Сяопин был снят со всех постов и направлен на тракторный завод. В 1973 году его реабилитировали при поддержке Чжоу Эньлая и вернули на руководящую работу в партии. Однако после смерти Чжоу Эньлая его вновь сняли со всех руководящих постов и восстановили лишь в 1977 году, после смерти Мао Цзэдуна и разгрома «группы четырех».

Через два года Дэн Сяопин стал самым влиятельным политическим деятелем в Китае. Он использовал свой авторитет, чтобы начать экономические реформы и повысить уровень жизни народа. В декабре 1978 года на третьем Пленуме ЦК КПК по его инициативе был принят курс на проведение экономических реформ и строительство социализма с китайской спецификой. С этого времени начинается подъем сельского хозяйства, промышленного производства, на фабриках начали выпускать товары народного потребления, одежду, швейные машинки, велосипеды и телевизоры.

Дэн Сяопин поощрял частное предпринимательство и отменил существовавшую до этого жесткую цензуру на телевидении и радио. Он предложил своим товарищам по партии осудить культурную революцию и ошибки Мао Цзэдуна. В начале 80-х годов он выдвинул идею о мирном объединении Китая и Тайваня по принципу «одно государство - два строя».

Реформы в Китае полностью изменили жизнь людей. Здесь появились свободные экономические зоны, усилились экономические связи с другими странами.

Решив, что он сделал свое дело, 84-летний Дэн Сяопин в 1987 году вышел из состава ЦК КПК, а в ноябре 1989 года подал в отставку с поста председателя Центрального военного совета ЦК КПК, который занимал с июня 1981 года. Но влияние его на китайскую политику от этого не уменьшилось.

До последних дней жизни Дэн Сяопин считался одной из ключевых фигур в руководстве Китайской Народной Республики.

Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.

Дэн Сяопин - реформатор китайского социализма. В недавно вышедшей на русском языке книге лауреата Нобелевской премии 2001 г. по экономике Дж. Стиглица под выразительным названием «Ревущие девяностые. Семена развала» есть такая констатация того, что произошло в эти годы с нашей страной и другими социалистическими государствами Европы и как в это время жила Китайская Народная Республика: «Громогласно провозглашенный с обещаниями беспрецедентного процветания переход бывших коммунистических стран к рыночной экономике обернулся на деле беспрецедентной бедностью. Этот переход обернулся такой катастрофой, что летом 1999 г. “Нью- Йорк тайме” поставила вопрос: кто потерял Россию? ...ВВП снизился на 40 процентов, и бедность возросла в 10 раз. И сходные результаты имели место в других экономиках, осуществлявших переход, следуя рекомендациям Министерства финансов США и Международного валютного фонда.

Тем временем Китай, следовавший своим собственным курсом, показал, что существует альтернативный путь перехода, обеспечиваю

щий успех и в области роста, который обещал переход к рыночной экономике, и одновременно в области значительного снижения уровня бедности» .

Успехи перехода Китая к рыночным отношениям, перестройка в стране, где проживает более 1,2 миллиарда человек, т.е пятая часть всего человечества, при сохранении курса на построение социализма, руководящей роли Коммунистической партии (в рядах которой на конец 2003 г. состояло без малого 70 миллионов человек), при укреплении целостности государства справедливо связывают с именем Дэн Сяопина, его деятельностью, его идеями. Именно он, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и открытости Китая внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой» . О том, насколько серьезна эта стратегия, говорят прогнозы американских специалистов, согласно которым к 2050 г. Китай выйдет на первое место в мире с 20 триллионами долларов ВНП, а США окажутся на втором месте с 13,5 триллиона .

Штрихи к политическому портрету. Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь окончил начальную школу. С 1920 г. по предложению отца уехал во Францию, чтобы «учиться и работать». Там, восприняв марксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистической партии Китая. В начале 1926 г. он уже в СССР, в Москве, где учится в Университете имени Сунь Ятсена, созданном специально для учащихся из Китая. Как напишет много позже его дочь, Дэн Сяопин, приехав в Москву, сразу почувствовал, что очутился в ином мире: если во Франции китайские рабочие составляли низший слой общества и их как членов подпольной органи-

зации преследовала полиция, то в Советской России они сразу же стали дорогими гостями, студентами престижного университета .

В этом университете, расположенном в самом центре Москвы, китайские студенты, число которых в 1927 г. составило 500 человек, занимались по особой программе. На первых порах главное внимание уделялось изучению русского языка. В первом семестре занятия по нему проходили шесть раз в неделю по четыре часа. Обязательными предметами были: экономика, история, современные идеологические проблемы, теория и практика русской революции, национальный и колониальный вопросы, проблемы социального развития Китая. Студентам читали также курсы по истории революционного движения в Китае, истории смен общественных формаций, философии (диалектическому и историческому материализму), политэкономии (по «Капиталу» Маркса), ленинизму. Можно сказать, что этот университет давал образование примерно на уровне высшей партийной школы тех времен. Для китайских учащихся важным предметом была также военная подготовка.

И хотя обучение в Университете имени Сунь Ятсена было рассчитано на два года, не прошло и года, как Дэн Сяопин был отозван домой, в Китай, для практического участия в революции. Это было в конце 1926 г. И уже через год, в конце 1927 г., в ходе первой революционной гражданской войны в Китае, когда Компартия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК .

В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драматических моментов и событий. Достаточно сказать, что его трижды снимали со всех руководящих постов, а затем восстанавливали, каждый раз признавая снятие ошибочным. Причем было это как в годы национально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР.

В 1966 г. во время «культурной революции», развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секретаря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей, объявив главным в группе лиц, «стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». В целях «пролетарского перевоспитания» Дэн под конвоем был отправлен в дальний уезд с предписанием ежедневно работать слесарем на местном тракторном заводе. И он там работал несколько лет, а свободное время посвящал изучению древней и со-

временной китайской литературы, а также произведений основоположников марксизма-ленинизма .

В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместителем председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба Народно- освободительной армии Китая. Но уже через год, еще при жизни Мао, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех», как стали называть левацки настроенных руководителей «культурной революции» , Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях. Сам он по этому поводу говорил: «Снимали меня вовсе не за ошибки, а за то, что мои правильные действия были неправильно расценены» .

У него была возможность занять два высших поста - генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР, но он отказался . И как он сам говорил несколько позже, отнюдь не по соображениям скромности, а по соображениям более высокого и более принципиального порядка: когда слишком многое зависит от одного человека, это «не идет на пользу ни государству, ни партии, а когда-нибудь может оказаться и очень опасным» .

В 1980 г. Дэн Сяопин поставил вопрос о необходимости такого реформирования системы руководства партии и государства в КНР, которое сделало бы невозможным пожизненное нахождение кадров на руководящих постах. И сам подал пример. В 1987 г. перед открытием очередного XIII съезда КПК он написал заявление с просьбой освободить его от всех занимаемых руководящих постов и разрешить выйти на пенсию. Согласившись с его отставкой со всех партийных постов, ЦК КПК оставил за ним только два высших поста по части военных дел. А выход на пенсию состоялся в 1989 г.

Перед самым уходом Дэн Сяопина с политической арены в жизни Китая произошло весьма драматическое событие, в котором он должен был принять участие. Речь идет о том, что весной - летом 1989 г. в Китае начались и стали быстро набирать силу студенческие волнения. Студенты называли их борьбой за свободы, а власть - контрреволюционным мятежом. Своего пика эти волнения достигли 4 июня на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь. Для подавления студенческих беспорядков Дэн Сяопин был вынужден отдать приказ о применении военной силы . Свое решение он мотивировал тем, что иначе в Китае началась бы гражданская война и стабильности общества как необходимому условию продвижения по пути социалистической модернизации был бы нанесен непоправимый ущерб .

Эти драматические события, но, главное, весь стратегический курс Дэн Сяопина, исходящий из возможности построения в Китае рыночного социализма, вызывают много споров. Оппонентов у него более чем достаточно и в самом Китае, и вне его, в других странах, где имеются китайские диаспоры; и слева, со стороны так называемых ортодоксальных марксистов, считающих, что реформация китайского социализма означает его капитализацию, буржуазное перерождение; и справа, со стороны тех, кого Дэн Сяопин называл «буржуазными либералами». Последние отмечают, в частности, непоследовательность Дэн Сяопина, тот факт, что в самом начале китайской перестройки (в выступлении 18 августа 1980 г.) он заявил о невозможности успешно осуществлять экономическую реформу без политической реформы, а потом отказался от ее проведения.

Нужно сказать, что сам Дэн Сяопин был весьма критичен в оценке своей деятельности. Он говорил: «Я буду доволен, если все, что мною делалось, как положительное, так и отрицательное, приравняют как пять к пяти» .

Дэн Сяопин и Мао Цзэдун: разные истоки и разное лидерство. В документах ЦК КПК и официальной пропаганде современного Китая о Дэн Сяопине говорится как о наследнике и продолжателе дела и идей Мао Цзэдуна. Сам Дэн Сяопин не отрицал своего вклада в «становление и развитие идей Мао Цзэдуна». «Иначе меня не причислили бы к революционерам», - пояснял он . Вместе с тем Дэн Сяопин вполне определенно говорил об ошибках Мао Цзэдуна как в теоретических выкладках, связанных с толкованием тех или иных положений марксизма, так и в практических решениях ряда стратегических вопросов строительства социализма в Китае. Правда, при этом он обычно подчеркивал, что к оценке Мао Цзэдуна нужен «реалистический подход», а в критике его ошибок следует «соблюдать меру» и что в целом заслуг у него больше, чем ошибок.

Если рассматривать деятельность Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина в контексте политической истории Китая, влияния на них древних традиций и учений отечественных правителей и мудрецов, а также крупнейших западных мыслителей, и прежде всего Маркса, то здесь могут возникнуть весьма интересные образы и сравнения. Так, известный российский китаевед Л.П. Делюсин, говоря о различиях в руководстве строительством социализма в Китае этих двух лидеров, пишет: «Мао Цзэдун шел “своим путем” в обнимку с Марксом и Цинь Шихуаном. В результате вся китайская земля промокла от слез и крови. Собственный путь Дэн Сяопина предлагает союз Маркса с Конфуцием и западными технологиями. И хотя он не останавливается перед применением силы для подавления недовольства, метод Цинь Шихуана не является главным и типичным для его политического поведения» .

Напомним, что Цинь Шихуан - китайский император, который прославился не только тем, что объединил Поднебесную, положив конец периоду «борющихся царств», ввел единое законодательство, единую письменность, единый военно-бюрократический аппарат, но и тем, что по совету своего ближайшего окружения распорядился сжечь книги многих философов, в том числе и Конфуция, покончил с плюрализмом философских школ и борьбой мнений, подверг жестоким репрессиям инакомыслящих. В курсе лекций по древней философии А.Н. Чанышева подчеркивается, что «эта первая “культурная революция” в Китае (213 г. до н.э.) не принесла никаких плодов, кроме тех, которые обычно несет с собой деспотизм: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа» . Нужно сказать, что Цинь Шихуан был всегда близок духу Мао Цзэдуна, который воспел его в своих юношеских стихах. Не удивительно, что в 1973 г. в разгар маоистской «культурной революции» главная газета «Женьминь жибао» повторила лозунг Цинь Шихуана «Книги - в огонь, ученых - в яму!». А в следующем, 1974 г., когда главный подручный Мао в делах «культурной революции» министр обороны Линь Бяо, которого Мао намеревался сделать своим преемником, вдруг был объявлен «презренным изменником и контрреволюционером», критика Линь Бяо потребовала критики идейных источников его предательства. И они были найдены в учении Конфуция. Надо полагать, потому что в этом учении, вобравшем в себя ряд положений легизма (школы закона) и возведенным во II в. до н.э. на уровень государственной идеологии и религии Китая, содержалось нечто неприемлемое для «культурной революции», в частности то, что методы принуждения и наказания, с одной стороны, и методы убеждения, примера, управления, опирающегося на законы, с другой стороны, должны находиться в состоянии гармонии. Но ни о какой такой гармонии «культурные революционеры» и слышать не хотели. Их лозунгом был: «Разожжем пламя ненависти к презренным изменникам и контрреволюционерам - Конфуцию и Линь Бяо». А в передовой статье «Женьминь жибао» говорилось: «На всех фронтах нашей партии ширится политическая борьба - массовая и углубленная критика Линь Бяо и Конфуция, развернутая и руководимая лично великим вождем председателем Мао Цзэдуном» .

Те, кто сочинял подобные лозунги и установки, явно забыли ответ Конфуция на вопрос: можно ли одним высказыванием погубить страну? А великий мудрец ответил тогда, что, конечно, одним высказыванием погубить страну нельзя. «Но если сказанное дурно и никто не возражает, то разве не приблизишься к тому, чтобы одним высказыванием погубить государство?» .

О раскрепощении сознания и новом мышлении. Провал «культурной революции», усугубивший отсталость Китая и бедность его народа, поставил на повестку дня вопрос не только о необходимости исправления ее ошибок, но и о выработке иного стратегического курса развития страны по пути к социализму. Важнейшим условием выработки такого курса и претворения его в жизнь Дэн Сяопин считал избавление «от косности мысли», «раскрепощение сознания людей», что позволяет им «относиться ко всему новому, вооружившись новым мышлением» .

Дело в том, что известный лозунг Мао Цзэдуна, выдвинутый в 1956 г., - «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!» - оставался только красивой фразой (и это в лучшем случае, в худшем случае этот лозунг мог служить своего рода западней для всех инакомыслящих, способом выявления и пресечения их инакомыслия). В реальной жизни в общественном сознании, особенно среди партийных масс, все обстояло совсем не так. Как говорил Дэн Сяопин на закрытом совещании в ЦК в декабре 1978 г., в период «культурной революции» ее руководители - Линь Бяо и «группа четырех», борясь за власть, повсюду ввели «запретные зоны», налагали различные вето на обсуждение вопросов и тем самым «затолкали сознание людей в узкий круг своего псевдомарксизма, из которого нельзя было выходить ни на шаг» . За выход из этого круга учиняли расследование, приклеивали ярлыки. В результате многие люди разучились самостоятельно мыслить, во всем полагались на установки сверху. А те, которые не разучились, просто боялись сказать свое слово. Это Дэн Сяопин называл «скованностью» или «закостенением» мысли в Китае.

Этот феномен, характерный для любой авторитарной системы власти, нашел свое проявление в идейно-политической и организационной работе Коммунистической партии Китая. Так, необходимость усиления партийного руководства вылилась в подмену партией административных органов, позволила бюрократам сковывать инициативу масс ссылками на «интересы партии» и «партийную дисциплину». Под вывеской партийного руководства, основанного на принципе демократического централизма, процветало самоуправство одного-двух человек, а остальным приходилось действовать только по их распоряжениям. Тем самым централизм отрывался от демократии, последней было слишком мало. «Единое централизованное руководство нам необходимо, - пояснял Дэн Сяопин, - однако правильный централизм возможен только на основе демократии... Революционной партии страшно не слышать голос народа, а мертвая тишина ей страшнее всего» . Рассматривая проблему раскрепощения сознания как важнейшую политическую проблему Китая, он подчеркивал, что ее разрешением должны заниматься не только ЦК, парткомы разных уровней, но и каждый завод, каждое учреждение, каждое учебное заведение, магазин, производственная бригада, словом, каждый человек может и должен заставить свой ум работать.

Только «работающий ум» способен, по словам Дэн Сяопина, разобраться в главной проблеме: «что же такое социализм, как его стоить и развивать» .

О строительстве социализма с китайской спецификой. Говоря о себе, о своих идейно-политических убеждениях, Дэн Сяопин всегда подчеркивал, что он марксист. В своих выступлениях и статьях он часто ссылается на Маркса и Ленина, прямо цитирует их. Он дает марксизму разные определения - как традиционные (например, говорит о марксизме как науке, которой должны руководствоваться все подлинные революционеры; о том, что «марксистская истина неопровержима» ), так и нетрадиционные, в которых читается стремление максимально приблизить марксизм к решению насущных задач реформирования Китая. Утверждая, что «основным принципом марксизма является развитие производительных сил» , Дэн Сяопин подчеркивает, что «социализм должен прежде всего развивать производительные силы» . В марксизме его привлекает главным образом исторический материализм, согласно которому на основе развития производительных сил происходит переход общества от рабовладения к феодализму, от него к капитализму и далее к социализму и коммунизму.

Однако Дэн Сяопин против «книгопоклонства», понимания марксизма как теории, положения которой одинаково пригодны для всех стран. Говоря о практике социалистического строительства в разных странах, он подчеркивал, что решение любой проблемы, «реформа в каждом данном социалистическом государстве является не такой, как в другом социалистическом государстве. При разном прошлом, разном опыте и разных условиях стран реформа не может быть одинаковой» . Это особенно относится к Китаю - огромной стране с многовековыми традициями, где 80 процентов населения составляют крестьяне. И это не просто проценты, а миллиард людей с низким уровнем жизни. «Мы твердо верим в марксизм, - говорил Дэн Сяопин, - однако его необходимо увязывать с китайской действительностью. Подлинным для нас окажется лишь тот марксизм, который будет сочетаться с реальностями Китая. Именно на таком идейном фундаменте мы стремимся к осуществлению цели нашего развития» .

Поднимая вопрос о специфике социализма в Китае, Дэн Сяопин обращает внимание на то обстоятельство, что эта специфика проявлялась с самого начала строительства нового общества в его стране. Так, например, ликвидация частной собственности в Китае осуществлялась не путем экспроприации у буржуазии фабрик, заводов и других объектов частной собственности, как это было в СССР, а путем выкупа средств производства у национальной буржуазии. Одной из форм выкупа был так называемый твердый процент, который начислялся с принадлежавшей капиталисту доли капитала (обычно в размере пяти процентов в год после поотраслевого преобразования капиталистических промышленных и торговых предприятий в смешанные государственно-частные предприятия) и выплачивался государством в едином порядке, независимо от рентабельности предприятий. Выплата «твердого процента» началась в 1956 г. и прекратилась в сентябре 1966 г. «Поэтому ликвидация класса буржуазии и осуществление социалистических преобразований проходили в Китае довольно гладко», - отмечал Дэн Сяопин .

Когда в конце 70-х гг. Дэн Сяопин провозгласил курс на модернизацию сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, все это делалось с учетом китайской специфики. Он высмеял утверждения деятелей «четверки» («леваков»), что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм», что «день завершения модернизации станет днем реставрации капитализма» в Китае. «На самом ли деле выступала “четверка” за социализм, против реставрации капитализма? - задавал Дэн Сяопин вопрос участникам Всекитайского совещания работников науки 18 марта 1978 г. и сам отвечал: - Нет, совсем наоборот. Именно там, где больше всего неистовствовали ее силы, дело социализма было серьезно подорвано» .

Он подверг критике бытовавшие тогда представления о научно- технической интеллигенции как «белых», т. е. буржуазных, капиталистически настроенных, специалистах. «Белый» - понятие политическое, - разъяснял он. - «Белым» является лишь тот, кто политически реакционен и выступает против партии и социализма. Как же можно ставить знак равенства между «белыми» и теми, кто отдает все силы своему делу! Нельзя считать «белыми» и тех, кто хромает в смысле идеологии и стиля» .

Хорошо понимая, что в Китае не только среди интеллигенции, но среди всех других слоев народа есть много людей, «хромающих» в области идеологии, Дэн Сяопин уделял большое внимание разъяснению вопроса о том, что такое капитализм и что такое социализм вообще и социализм с китайской спецификой в особенности. Причем делал это он, как всегда, без «большой теории», предельно ясно, просто, на конкретных примерах.

В беседе с ответственными работниками ЦК КПК в декабре 1990 г. Дэн Сяопин разъяснял, что различие между социализмом и капитализмом не сводится к проблеме плана и рынка, ибо и при социализме может существовать рыночная экономика, а при капитализме - плановое регулирование. «Не думайте, - подчеркивал он, - что введение рыночного хозяйства - это капиталистический путь. Ничего подобного. Необходимы как план, так и рынок. Без рынка не получаешь доступа даже к международной информации и тем самым обрекаешь себя на отставание» .

В другой беседе - с вице-президентом американского издательства «Британская энциклопедия» Ф. Гибни и директором Института восточно-азиатских исследований при канадском университете Линь Дагуаном - китайский лидер подчеркнул, что социалистическая рыночная экономика, напоминая по форме капиталистическую, принципиально отличается от последней. И это отличие состоит в том, что в основе социалистической рыночной экономики лежит общественная собственность. И хотя эта экономика связана и с коллективной собственностью, и с иностранным частным капиталом, изначально она является социалистической, носит социалистический характер. Поэтому изучение и использование методов капиталистического хозяйствования и управления вовсе не означает насаждение капитализма, ибо социализм использует эти методы для развития общественных производительных сил .

В начале 80-х гг. в Китае были созданы «особые экономические районы», в которых хозяйственная деятельность стала регулироваться в основном через рынок при наличии определенного контроля со стороны государства. В 1984 г. Дэн Сяопин совершил инспекционную поездку в эти районы, назвав их «окнами», через которые идет заимствование технических достижений, методов управления, знаний, реализуется политика внешних сношений. «Надо позволять части районов становиться богатыми раньше других. Уравниловка никуда не годится», - подчеркнул он . Уравниловка - это не социализм.

Тема китайской специфики звучит у Дэн Сяопина и тогда, когда он касается основных проблем политического жизнеустройства своей страны. Здесь тоже немало недостатков, того, что надо исправлять. Однако он не видит каких-либо серьезных оснований для кардинальной перестройки уже сложившейся политической системы в Китае.

Так, руководящая роль КПК является важнейшим залогом успешного строительства китайского социализма, действующая в партии система демократического централизма тоже вполне оправданна, ибо сплачивает народные массы и позволяет быстро претворять в жизнь принимаемые решения. Будущим руководителям партии и государства Дэн Сяопин советует устранить элементы дублирования в аппаратных структурах и укрепить правопорядок. Что касается партии, то главную задачу он видит в том, чтобы изжить явления разложения, особенно в ее высших эшелонах .

Говоря о существующей многопартийной системе, он подчеркивает, что все демократические партии (а их в Китае восемь) признают руководство со стороны КПК. И все эти партии, а также Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, созданная в 1953 г., представляют собой политические силы, которые служат социализму. Относительно вопросов национальной политики и межнациональных отношений (в Китае несколько десятков национальных меньшинств и составляют они шесть процентов всего населения) он высказывается в том духе, что существующая система национальных районных автономий более продуктивна и лучше отвечает условиям Китая, чем федеративное республиканское устройство. И это обстоятельство позволяет решать вопросы ускоренного развития национальных автономий на основе национального равноправия. При этом количество представителей национальных меньшинств в собраниях народных представителей всех уровней и в административных органах власти намного превышает уровень шести процентов .

Дэн Сяопин вполне определенно говорит, что западная демократия, построенная на распределении полномочий между тремя ветвями власти, многопартийных выборах, двухпалатном парламенте и других аналогичных реалиях политической жизни, Китаю не подходит. «Мы отнюдь не против того, что западные страны избрали такую систему, - подчеркивал он, - но у нас, в континентальной части Китая, не проводятся многопартийные выборы, нет раздельной системы трех ветвей власти и двухпалатного парламента. У нас действует однопартийный парламент - Всекитайское Собрание народных представителей, и это наилучшим образом отвечает реальным условиям Китая» .

Настоящим прорывом в общепринятых представлениях, согласно которым в одном государстве может быть только один строй, является концепция Дэн Сяопина, известная под названием «одно государство - два строя». Согласно этой концепции вполне возможно одновременное существование двух общественных систем - социализма и капитализма - в рамках одного государства. Главную суть социализма с китайской спецификой Дэн Сяопин видит в подходе к решению проблемы тех китайских территорий, которые в разное время и по разным причинам «отошли» от Китая и под влиянием Запада не только встали на капиталистический путь развития, но и достигли его высоких ступеней. Речь идет о Сянгане (Гонконге), Аомыне и Тайване. «Это нечто совершенно новое, - указывал Дэн Сяопин. - Этот новый подход выдвинули не США, не Япония, не Европа и не СССР. Он выдвинут Китаем, и именно это мы называем китайской спецификой» . У концепции «одно государство - два строя» два исходных момента: с одной стороны, в рамках социалистического государства допускается существование некоторых особых районов, где развивается капитализм; с другой стороны, четко определено, что основой государства является социализм. Важно отметить, что такое «соразвитие» (а не просто «сосуществование») социализма и капитализма в рамках одного государства рассчитано не на какое-то ограниченное время, а на десятки и сотни лет .

Высказывая свои соображения относительно объединения континентальной части Китая и Тайваня, Дэн Сяопин подчеркивал, что это будет обязательно мирным объединением. Так считают и КПК, и Гоминьдан. Мирное объединение - это не поглощение Тайваня континентом и не замена капитализма на Тайване социализмом общекитайского образца. После объединения с Родиной, разъяснял Дэн, Тайваньский особый административный район сохранит свою независимость. Ему будет разрешено осуществлять порядки, отличные от порядков в континентальной части страны. Тайвань сам будет ведать своими административными, судебными и партийными делами. Он сможет иметь и собственные вооруженные силы при условии, что они не составят угрозу для континента . Тайвань будет иметь в центральном правительстве Китая определенное количество мест.

Как видно, согласно этому проекту Тайвань действительно во всех основных сферах жизнедеятельности сохраняет свою независимость. За исключением одной - сферы внешней политики, международных дел. В этой сфере представлять страну вправе только Китайская Народная Республика. И она, его страна, как неоднократно подчеркивал Дэн Сяопин, на международной арене борется против гегемонизма, за сохранение и упрочение мира во всем мире.

Вместо заключения. В книге итальянского политического писателя Фернандо Маццетти «От Мао до Дэна. Преобразование Китая», на которую мы уже ссылались, имеется ряд излишне категоричных и прямолинейных суждений. Так, по мнению итальянского автора, Дэн Сяопин «никогда не заботился о чистоте марксистской доктрины» и был коммунистом «не в идеологическом, а в организационном и практическом плане»

Имя: Дэн Сяопин (Дэн Сяньшэн)

Государство: Китай

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Реформы Сяопина помогли Китаю выйти из глубочайшего кризиса.

Китай дал миру (и самому себе в первую очередь) знаменитых людей – патриотов, стремившихся улучшить положение страны не только внутри, но и на международной политической арене. Зная всю подноготную, проблемы Китая, эти люди пытались создать новый Китай, отойдя от прежних постулатов и традиций. Удалось это или нет – покажет история. но есть одно имя, которое до сих пор в Китае почитается с трепетом. Речь идет о Дэн Сяопине.

Дэн Сяопин, китайский коммунистический лидер, был самой могущественной фигурой в Китайской Народной Республике с конца 1970-х годов до своей смерти в 1997 году. Он отказался от многих ортодоксальных коммунистических доктрин и попытался включить элементы системы свободного предпринимательства и других реформ в китайскую экономику.

Ранние годы

Будущий реформатор родился 22 августа 1904 года в семье состоятельного землевладельца. Его настоящее имя было Дэн Сяньшен (в студенческие годы он получил прозвище Сяопин – так называлась бутылка водки, которую было невозможно нормально уложить в сумку). В 1908 году умирает мать, и четверо детей остаются на попечение отца. Вскоре он женился второй раз, и у будущего лидера складываются отличные отношения с мачехой. В возрасте 16 лет Дэн вместе с 80 учениками гимназии отправляется во Францию, чтобы посмотреть на западную жизнь и получить более качественное образование. Тогда Дэн начал работать – официантом, пожарным, шахтером. Но самое главное было другое – во Франции Сяопин увлекся , которые он привез в Китай.

По возвращении Дэн стал ведущим политическим и военным организатором в Цзянси, автономном коммунистическом анклаве на юго-западе Китая, который был создан в 1931 году . После свержения коммунистов националистическими силами под руководством в 1934 году Дэн принял участие в трудном долгом походе китайских коммунистов на новую базу в провинции Шэньси на северо-западе . С 1937 по 1945 годы он служил комиссаром дивизии коммунистов, затем был назначен секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (КПК). Дэн также работал в должности главного комиссара Второй полевой армии коммунистов во время Гражданской войны в Китае. После коммунистического захвата Китая в 1949 году он стал региональным лидером партии Юго-Западного Китая. В 1952 году был вызван в Пекин и стал вице-премьером. Быстро поднимаясь по карьерной лестнице, он стал генеральным секретарем КПК в 1954 году и членом правящего политического бюро в 1955 году.

С середины 1950-х годов Дэн был крупным политиком как во внешних, так и во внутренних делах. Однако его правление, как генерального секретаря, пришлось на очень тяжелое время – «Большой Скачок» Мао, в результате которого погибли более 30 миллионов человек. Дэн с энтузиазмом принялся разгребать то, что наворотил Цзедун. Голод прекратился, Сяопина в народе стали любить и уважать больше, чем Мао. Этого китайский лидер стерпеть не мог. Когда в 1966 году в Китае произошла Культурная революция, Сяопин был одним из первых, кто попал под горячую руку Мао. Он был лишен высоких партийных и государственных постов где-то в 1967-69 годах, после чего он исчез из поля зрения общественности и несколько лет провел под следствием, затем работал на заводе.

Однако, в 1973 году, Дэн был восстановлен в должности по ходатайству премьер-министра Чжоу Эньлая и стал его заместителем, а в 1975 году начальником Генерального штаба. Как эффективный глава правительства в течение месяцев, предшествовавших смерти Чжоу, он считался вероятным преемником Эньлая. Однако после смерти Чжоу в январе 1976 года Дэн вновь был отстранён от власти людьми Мао. Только после смерти Цзедуна в сентябре 1976 года и последовавшего за этим падения власти банды четырех Дэн был реабилитирован, на этот раз с согласия Хуа Гофэна, избранного преемником Мао в руководстве Китая.

К июлю 1977 года Дэн вернулся на свои высокие посты. Вскоре он начал борьбу с Хуа за контроль над партией и правительством. Превосходные политические навыки Сяопина и массовая людская поддержка вскоре привели к тому, что Хуа подал в отставку и отдал свой пост протеже Дэна. Теперь Сяопин имел в своих руках всю полноту власти.

Реформы Дэна Сяопина

С этого момента Дэн приступил к осуществлению своей собственной политики экономического развития Китая. Действуя на основе компромисса и убеждения, Дэн разработал важные реформы практически во всех аспектах политической, экономической и социальной жизни Китая. Его важнейшей социальной реформой стало учреждение самой строгой в мире программы планирования семьи- политики «одного ребенка» — для контроля за растущим населением Китая. По новым правилам семья могла иметь лишь одного ребенка, за второго полагался крупный штраф и даже тюрьма (теперь страна пожинает плоды этой политики – в Китае большое количество мужчин и нехватка женщин-если мать узнавала, что у нее будет девочка, она шла на аборт.

В семье приветствовалось рождение наследника). Он установил децентрализованное экономическое управление и рациональное и гибкое долгосрочное планирование для достижения эффективного и контролируемого экономического роста. Китайские крестьяне получили индивидуальный контроль и ответственность за свое производство и прибыль, что привело к значительному увеличению сельскохозяйственного производства в течение нескольких лет после его начала в 1981 году. Дэн подчеркнул индивидуальную ответственность в принятии экономических решений, материальные стимулы как вознаграждение за промышленность и инициативу, а также формирование квалифицированных, хорошо образованных техников и менеджеров, чтобы возглавить развитие Китая. Он освободил многие промышленные предприятия от контроля и надзора со стороны центрального правительства и дал руководителям заводов полномочия определять уровень производства и получать прибыль для своих предприятий. В иностранных делах Дэн укрепил торговые и культурные связи Китая с Западом и открыл китайские предприятия для иностранных инвестиций.

Дэн столкнулся с критическим испытанием своего лидерства в апреле-июне 1989 года. В 1987 году Чжао Цзыян заменил слишком либерального Хуа Гофэна на посту генерального секретаря КПК (оба они были ставленниками Дэна). Смерть Хуа в апреле 1989 года вызвала серию студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине с требованием большей политической свободы и более демократического правительства. После некоторого колебания Дэн поддержал тех из руководства КПК, кто выступал за применение силы для подавления протестующих, и в июне армия разгромила демонстрации на площади (было много жертв). Чжао был отстранен от власти. К тому времени у Дэна не было официального поста в коммунистическом руководстве, но он все еще сохранял высшую власть в партии. Хотя его непосредственное участие в правительстве сократилось в 1990-х годах, он сохранил свое влияние до самой смерти.

Дэн Сяопин восстановил внутреннюю стабильность и экономический рост Китая после катастрофических эксцессов культурной революции. Под его руководством Китай приобрел динамично развивающуюся экономику, повысился уровень жизни, значительно расширились личные и культурные свободы, укрепились связи с мировой экономикой. Дэн также оставил на месте слегка авторитарное правительство, которое оставалось приверженным однопартийному правлению КПК, даже в то время как оно опиралось на механизмы свободного рынка для превращения Китая в развитую страну.

Китай Дэн Сяопина

В 1990-е годы Дэн много болел, у него развилась болезнь Паркинсона. Скончался бывший экономический гигант 19 февраля 1997 года от легочной инфекции. Он уже не стоял у власти, но народ его все равно любил и почитал-ведь он поднял Китай с самого дна на поверхность.

Государственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин (при рождении — Дэн Сяньшэн) родился 22 августа 1904 года в китайской провинции Сычуань в зажиточной семье.

Окончил престижную частную школу. Тогда же под влиянием учителя сменил свое имя Сяньшэн ("Обогнавший мудреца") на Сисянь.

С 1981 года он активно проводил курс на децентрализацию управления экономикой и борьбу с коррупцией.

В сельском хозяйстве была упразднена система маоистских "народных коммун". В сфере промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к невиданному буму в экспорте и производстве потребительских товаров, в особенности в приморских провинциях на юге страны. Стали активно привлекаться иностранные инвестиции.

Дэн Сяопин был сторонником развития культурных отношений с зарубежными странами, он также реформировал систему образования, разрешив китайским студентам получать высшее образование за рубежом.

В то же время Сяопин отказался предпринимать даже частичные и осторожные шаги в направлении политической либерализации.

Когда в июне 1989 года движение за демократизацию вылилось в массовую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь в Пекине, он привлек для подавления волнений армию, в результате чего погибли не менее 800 демонстрантов, десятки тысяч были арестованы.

В 1981-1989 годах Сяопин возглавлял Военный совет ЦК КПК, в 1982-1987 годах являлся председателем Центральной комиссии советников КПК. В 1983-1990 году занимал пост председателя Центрального военного совета КНР.

К этому же периоду относятся наиболее известные из опубликованных трудов политика — "Избранные произведения Дэн Сяопина" (1975-1982), "Фундаментальные проблемы в современном Китае" (1982-1987), "О строительстве социализма с китайской спецификой" (1982-1984), "Собрание важнейших речей товарища Дэн Сяопина" (февраль-июль 1987).