Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

На рыбачьей тропе (Рассказы о природе). «На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)», Евгений Носов Евгений носов хитрюга краткое содержание

Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.

За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

Вдруг с крыши сорвалась подтаявшая сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком на гребне и только было успокоились, как по скату крыши скользнула тень большой птицы. Воробьи враз свалились за гребень.

Но тревога была напрасной. На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила ее позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.

Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек. И что за привычка у этих сорванцов бросать камнями? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Они тоже не дадут спокойно перекусить. Сейчас же слетятся и полезут в драку.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Воробьи снова набились в бузину и оттуда завистливо посматривали на ее кусок хлеба. Но эту скандальную мелюзгу она в расчет не принимала.

Итак, можно закусить!

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. Когда отламывался особенно большой кусок, он застревал в горле, ворона вытягивала шею и беспомощно дергала головой. Проглотив, она на некоторое время снова принималась озираться по сторонам.

И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и, свалившись с трубы, покатился по скату крыши. Ворона досадливо каркнула: хлеб может упасть на землю и даром достанется каким-нибудь бездельникам вроде воробьев, что пристроились в кустах под окном. Она даже слышала, как один из них сказал:

Чур, я первый увидал!

Чик, не ври, я раньше заметил! - крикнул другой и клюнул Чика в глаз.

Оказывается, хлебный мякиш, катившийся по крыше, видели и другие воробьи, а потому в кустах поднялся отчаянный спор.

Но спорили они преждевременно: хлеб не упал на землю. Он даже не докатился до желоба. Еще на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.

Ворона приняла решение, которое можно выразить человеческими словами так: «Пусть тот кусок полежит, а я пока управлюсь с этим».

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелегкой задачей. Крыша была довольно крута, и когда большая тяжелая птица попробовала сойти вниз, ей это не удалось. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на желоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб, карабкаясь снизу вверх. Так оказалось удобнее. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх - крыша пуста!

Вдруг на трубу опустилась голенастая в сером платочке галка и вызывающе щелкнула языком: «Так! Мол, что тут делается?» У вороны от такой наглости даже на загривке ощетинились перья, а глаза сверкнули недобрым блеском. Она подпрыгнула и ринулась на непрошеную гостью.

«Вот старая дура!» - сказал про себя следивший за всей этой историей Чик и первым перемахнул на крышу. Он-то видел, как ворона, перелетев на желоб, начала подниматься вверх не по той полосе, где лежал кусок хлеба, а по соседней. Она была уже совсем близко. У Чика даже сердечко екнуло оттого, что ворона может догадаться перейти на другую полосу и обнаружить добычу. Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица. И на ее глупость Чик втайне рассчитывал.

Чик! - закричали воробьи, пускаясь вслед за ним.- Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

Чик! - закричали воробьи, пускаясь вслед за ним.- Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдешь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Пожурил я сына за поспешное обещание, которое может остаться и невыполненным, да делать нечего. Пришлось искать ежа. Правда, специально за ним я не ходил. Отправлюсь на охоту или рыбную ловлю, ну и про ежа помню: может, по пути встретится. А оно всегда так бывает: когда чего не надо попадается, а когда ищешь - не найдешь.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. Тихо и светло бывает в лесу осенним днем. Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно - они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан мягкий ковер из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с еще не опавшей листвой. Освещенные солнцем, они вспыхивают в просветах между стволами, словно зажженные факелы. И эхо, гулкое, раскатистое, блуждает по лесу тоже как в большом пустом здании.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц или сторожко крадется лисица - нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ... Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

Ежик! - догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их побольше, растопырит иголки - и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Почуял меня еж - остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке.

Это было до того, как сын попросил ежа, к тому же я шел к озеру и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

Попадись он мне теперь - накрыл бы шапкой и в рюкзак! Но вот беда: хожу-хожу, а он все не попадается. Едва я вечером на порог, а сын уже вопросительно смотрит: принес?

Нет, не принес,- говорю.- Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Очередной выходной день я ожидал с не меньшим нетерпением, чем сын. Охотничий азарт взял. Впервые отправился специально за этой колючей дичью. Проходил полдня, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника - нет ежа! Рассердился, даже по зайцу стрелять не стал когда он из-под напиленных поленьев выскочил.

Повернул я домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам, а сам все про сына вспоминаю. Сейчас открою дверь, а он - скок навстречу: «Принес? Эх ты, охотник!»

Прошел переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружье, прибавил шагу. Клубок еще быстрее покатился. Я - бежать. От тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.

Но серый клубок и не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ежик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал еж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверно, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ежика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к товарищу. Ну ладно, думаю, так еще лучше. Придет, а еж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ежик, что понравится!

Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Урок внеклассного чтения по программе «Школа России», 3 класс.

Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова»

Цели урока: кратко познакомить учащихся с биографией и произведениями Е.И. Носова, особенностями его рассказов, раскрывающих красоту природы родного края; развивать устную речь, образное и логическое мышление, наблюдательность, формировать читательскую самостоятельность; воспитывать бескорыстное отношение к природе, сочувствие к животным; умение согласованно работать в парах.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока.


- Урок внеклассного чтения я хочу начать вот такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил».

Что можно сказать о человеке, который написал такие строки?

А почему?

III. Знакомство с биографией писателя. Рассказ учителя, показ фотографий.

Да, это человек, который очень любил природу. И не просто природу, а природу нашего родного курского края. Эти слова принадлежат самому знаменитому курскому писателю – Евгению Ивановичу Носову (портрет). Посмотрите на эти фотографии. Природа курского края. Именно на таком берегу реки Сейм под Курском в селе Толмачево в далеком 1925 году родился этот писатель. Родители мальчика работали на заводах в Курске, а дед и бабушка были простыми колхозниками и жили в селе, где родился мальчик. Здесь среди полей, лугов, лесов и рек прошло детство будущего писателя. Приезжая на каникулах в деревню, он помогал своему деду. Очень любил ловить рыбу. С самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами. Многие воспоминания из детства попали в его рассказы.
Евгений Иванович Носов еще очень любил фотографировать и рисовать. Это был Мастер слова и Мастер художник. По его произведениям изданы книги, сняты художественные фильмы, поставлены спектакли. Писатель удостоен многих государственных премий, является Почетным гражданином Курска. Умер в 2002 году.
В Курске открыт памятник замечательному человеку, писателю, певцу природы курского края. Мы с вами посетили этот памятник. Кто помнит, какие слова написаны на нем? («Покормите птиц»). В старших классах вы еще не раз встретитесь с творчеством этого писателя.

IV. Работа по теме урока. Анализ рассказов «Разбой на большой дороге», «Хитрюга», «Белый гусь», «Усатый».

1) Игра «Угадай рассказ»

  • а) Вычеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать название рассказа: БХЯСОИКЗЖТЛРУЛБСЖЮОУГЯЗКА («Хитрюга»)
  • б) Прочитать только русские буквы: WRБGDЕSZЛJLIUЫRWQЙQW GJFDГSУRYUСLZVЬW («Белый гусь»)
  • в) Соотнести буквы первого столбика с цифрами второго столбика:

Т Й А 4 6 3 («Усатый»)

– Я знаю, что вы к этому уроку рисовали главных героев произведений. Кто же является главным героем этих произведений? (Рисунки вывешиваются на доску). Ребята, а кто еще прочитал какие рассказы Носова и сделал к ним рисунки? («Тридцать зерен», «Зимородок», «Разбой на большой дороге»; рисунки сороки, зимородка и синички).

2) Анализ рассказа «Разбой на большой дороге».

Ребята, так какова основная тема рассказов Е.И. Носова? Мне кажется, что название одного рассказа не подходит к нашей теме. Какой?

Да, послушайте, как резко и грубо звучит название этого рассказа. Так кто же является разбойником в этом рассказе?

Что же сороку заставило стать разбойницей?

Кем же является сорока – разбойницей-воровкой или голодной птицей?

Трудно приходится птицам в жизни, особенно зимой. Надо бороться за выживание.

3) Анализ рассказа «Хитрюга».


- Если я скажу слово «хитрюга», о ком прежде всего можно подумать?
- Давайте подберем к этому слову родственные слова.
- Так кто же главный герой этого рассказа?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Почему ежа долго не могли найти?
- Как автор все же поймал ежа?
- Чем вас удивил ежик?
- Как автор описывает осенний день (повадки ежа)?
- Выполните задание карточки № 4.
«Ежу очень удобно собирать _______ . Найдет ______ где их больше, растопырит иголки – и ну ______ , с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его ________ . Встанет на ________ еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в _______ одежде в свою норку».
Слова для справок: кататься, местечко, листья, колючки, золотой, лапки.
- Вот с такой не совсем обычной стороны мы узнали о ежике.

4) Анализ рассказа «Белый гусь».


- В каком рассказе Носова главным героем стала самая обыкновенная домашняя птица?
- Почему обычный гусь стал героем рассказа?
- А что удивило автора?
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
- Давайте прочитаем описание этого удивительного гуся.
- Каким вы увидели гуся?

Какие надо взять краски, чтобы нарисовать свинцовую тучу?
- Какие приемы использует автор для описания, чтобы мы лучше представили ярость надвигающейся тучи?
- Ребята, а что вас поразило в рассказе?
- Какие прилагательные помогут нам описать характер белого гуся? Выполните задание в карточке №5.

Подчеркните слова, которые помогут вам описать характер гуся.
Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый, мудрый, смелый, злой.
- Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами?

5) Анализ рассказа «Усатый».

К этому рассказу я составила вот такую схему (картинка детей, стрелка, кузнечик»; над стрелкой большой красный вопросительный знак). Почему?
- Какие чувства вызвал кузнечик у детей?
- Найдите описание концерта.
- Как выглядел кузнечик? Найдите описание в тексте.
- Вот такой герой рассказа. Что произошло дальше?
- Как вы относитесь к коллекционированию Вовкой насекомых?
- Давайте вернемся к нашей схеме. Дети поймали кузнечика и посадили его в банку – это нехорошо, кормили травой, слушали концерт, но на свободу не выпускали – тоже нехорошо. А затем он погиб. Дети не сделали ничего хорошего. Так относиться к животным нельзя. Да, люди к природе относятся по-разному: заботливо и внимательно, бережно и жестоко, безразлично и равнодушно. А животные дают возможность человеку ощутить радость, восторг. И иногда они за это расплачиваются жизнью.

6) Выступления детей, выполнивших дополнительные задания по теме урока (аннотация к рассказам «Тридцать зерен», «Зимородок» и др.).

V. Итог урока, выводы и обобщение материала.


- Чем похожи все эти рассказы?
- А чему учат произведения нашего курского писателя?
Урок я хочу закончить замечательными словами Евгения Ивановича Носова: «Человек – это тот, кто понимает, что жизнь на земле возможна только при бережном отношении к природе»

Аннотация урока

Региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.
Е. И. Носов

Аннотация урока

По охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классов

Форма урока: литературные чтения

По форме общения: диалоговая (преобладает свободное общение с аудиторией над монологической речью учителя).

Подготовительный этап

Подготовка началась с определения цели встречи - сформировать представление о литературном творчестве курского писателя Евгении Ивановиче Носове.

Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи :

  • для заочного знакомства с творчеством Евгения Носова составить и прочитать подборку произведений писателя;
  • провести активной группой учащихся на уроках литературы “пятиминутки”, представляющие рассказы писателя: “Разбой на большой дороге” ,“Тридцать зёрен” , “Хитрюга” , « Усатый» и т.д;
  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • продумать ход встречи;
  • оформить аудиторию.

Оборудование: для проведения встречи “Литературные чтения” рядом с портретом Евгения Носова на доске появляются слова “Литературная гостиная”; цитата “Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”. Е. И. Носов ; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длинной скатертью, на нем - свечи и книги Евгения Носова, цветы в вазе; ноутбук для просмотра фильма о писателе; на столах (для ребят и гостей) чай, угощение.

Этап проведения

План литературных чтений:

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня я как хозяйка пригласила вас в Литературную гостиную на литературные чтения –встреча наша посвящена году Культуры-2014.

  1. Просмотр и обсуждение фильма – рассказа Е.Носова « Маленькая родина». Обращение к цитате на доске – 10 мин.

«По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение». «Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения».

  1. «Прозаик, поэт, художник». Биография писателя. – 3 мин
  2. «Писатель о своих книгах». Чтение по ролям «Тридцать зёрен» -5 мин.

Ответ на вопросы: Что говорит о своих книгах писатель? Кого по стилю и что форме изложения напоминает вам этот рассказ? -2 мин.

  1. «Поделись впечатлениями». Беседа по прочитанным ранее рассказам писателя: «Разбой на большой дороге», «Хитрюга» и др.. -12 мин.

Обзор книг выставки. Мастер слова

  1. «Наш театр».
  1. Словарная работа

Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.

(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)

Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.

Отмель – мель, идущая от берега.

Плес – широкое водное пространство между островами.

Армада – о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).

Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.

Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).

Привада – корм для приманки зверей, птиц.

Кильватер – волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.

  1. Моноспектакль по новелле « Белый гусь» с музыкальным сопровождением.-7 мин
  2. Словесное творчество: фразеологизм БЕЛЫЙ ГУСЬ. И большой честью будет удостоен тот, кого сравнят с Белым гусем. (Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, любящий, благородный, своенравный и т. д. как Белый гусь .)
  1. Рефлексия: Рисунок – памятник или синквейн о Белом гусе.
  1. Заключительное слово учителя:
  1. Курск. Памятник писателю. Памятник курянину, известному писателю Евгению Носову установлен в маленьком скверике рядом с домом, где жил писатель

– Я благодарю всех за урок и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Ведь на любви, доброте построено все произведения Евгения Носова, как и вся жизнь. И давайте попробуем своими поступками опровергнуть изречение, сказанное еще в X веке до нашей эры греческим философом Гераклитом: “Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом – дикими”.

  1. Анонс темы следующей встречи в литературной гостиной.

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдешь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Пожурил я сына за поспешное обещание, которое может остаться и невыполненным, да делать нечего. Пришлось искать ежа. Правда, специально за ним я не ходил. Отправлюсь на охоту или рыбную ловлю, ну и про ежа помню: может, по пути встретится. А оно всегда так бывает: когда чего не надо попадается, а когда ищешь - не найдешь.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. Тихо и светло бывает в лесу осенним днем. Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно - они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан мягкий ковер из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с еще не опавшей листвой. Освещенные солнцем, они вспыхивают в просветах между стволами, словно зажженные факелы. И эхо, гулкое, раскатистое, блуждает по лесу тоже как в большом пустом здании.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц или сторожко крадется лисица - нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

Ежик! - догадался я. - Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их побольше, растопырит иголки - и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Почуял меня еж - остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке.

Это было до того, как сын попросил ежа, к тому же я шел к озеру и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

Попадись он мне теперь - накрыл бы шапкой и в рюкзак! Но вот беда: хожу-хожу, а он все не попадается. Едва я вечером на порог, а сын уже вопросительно смотрит: принес?

Нет, не принес, - говорю. - Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Очередной выходной день я ожидал с не меньшим нетерпением, чем сын. Охотничий азарт взял. Впервые отправился специально за этой колючей дичью. Проходил полдня, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника - нет ежа! Рассердился, даже по зайцу стрелять не стал когда он из-под напиленных поленьев выскочил.

Повернул я домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам, а сам все про сына вспоминаю. Сейчас открою дверь, а он - скок навстречу: «Принес? Эх ты, охотник!»

Прошел переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружье, прибавил шагу. Клубок еще быстрее покатился. Я - бежать. От тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.

Но серый клубок и не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ежик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал еж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверно, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ежика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к товарищу. Ну ладно, думаю, так еще лучше. Придет, а еж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ежик, что понравится!

Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Пришел сынишка, увидел на полу рюкзак с листьями, рядом блюдечко с молоком, запрыгал, забил в ладошки:

Принес! Принес! Принес! Ну-ка покажись, ежик, какой ты? Пап, где же ежик?

Под шкафом, - сказал я, включая свет.

Ну как - нету? Туда побежал. Тебе просто не видно.

Хорошо видно. Там сзади стена освещена.

Тогда, значит, в другое место перебежал. Посмотри под столом.

Сынишка, не вставая, на четвереньках дополз до кухонного с дверцами стола и заглянул под него.

Тоже нет.

Ну как - нет? - не поверил я и сам посмотрел под стол. Ежа и вправду не было.

Может, кошка его съела?

Выдумал! С ним собака и та не сладит…

Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали, куда запропастился ежик. Убежать он никуда не мог, разве только в столовую незаметно прошмыгнул. Но ведь дверь туда была закрыта.

Не меньше часа всей семьей лазали на четвереньках по полу, по нескольку раз заглядывая во все углы.

А не забрался ли он в поддувало? - с робкой надеждой предположил сын.

А ведь верно!

Пошарили кочергой в поддувале - нет. Вот задача!

Снова собрались все в столовой, совещаемся. В самом деле, куда он мог спрятаться?

Ведь не иголка же это, - возбужденно всплескивает руками сын. - А тысяча иголок сразу!

Сидим молча, думаем. Вдруг слышу - кто-то на кухне лакает. Вскакиваем, бежим в кухню. А это наш кот Тишка. Съел мясо, которое ежу положено, и молочком запивает…

Опять принялись за поиски, но так и не нашли ежа. Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки беглеца.

Папа, а не спрятался ли он в твой охотничий сапог? - спросил сын и, не дожидаясь моего ответа, соскочил с кровати, побежал обследовать сапоги.

Спи, завтра сам найдется.

Но и утром ежа не было. Расстроенный, сын пошел в школу.

Весь день я гадал, куда мог исчезнуть ежик. Вернувшись с работы, я еще с порога спросил, не отыскался ли он. Но ежишка пропал бесследно.

Дня через два я зачем-то пошел в кладовую. Увидев на стене туго набитый листьями мешок, я снял его с гвоздя, чтобы вытряхнуть: листья-то теперь не понадобятся. И что вы думаете? Вместе с листьями выпал на землю… ежик. Он тотчас свернулся клубочком, будто сознавал всю вину за учиненный в доме переполох.

Как он мог оказаться в кладовой, в крепко затянутом рюкзаке, подвешенном на высоте двух метров?

Ответ мог быть только один. Когда мы оставили ежа в кухне, он, побегав среди незнакомых предметов, опять залез в рюкзак, откуда пахло родным лесом и его собственным запахом. А потом бабушка отнесла рюкзак в кладовую и повесила его на гвоздь…

Ну и хитрюга этот еж! Так и назвали его юннаты: Хитрюга.