Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Мультипликационный цикл «Три богатыря. Кем на самом деле были илья муромец, добрыня никитич и алеша попович

Серия мультфильмов о трёх былинных русских богатырях - Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце — была задумана кинокомпаниями «Мельница» и «СТВ» после успешной экранизации былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее режиссёра Константина Бронзита в 2004 году. Коммерческий успех трилогии, а точнее лишь третьего фильма об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, прокат которого в 2008 году окупил и сам мультфильм и убытки от двух предыдущих фильмов, подстегнул создателей мультфильмов продолжить киносерию о трёх богатырях и других персонажах этих историй полюбившихся зрителям.

Персонажи цикла «Три богатыря»

Былинные богатыри — Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец
Жены богатырей — Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка
Кони богатырей — Гай Юлий Цезарь (или просто Юлий), Конь в яблоках и Бурушка
ослик Моисей
Князь Киевский
бабуля
Тихон
Змей Горыныч

Режиссёр — Константин Бронзит

В древнем русском городе Ростове родился в поповской семье сын. Назвали его родители Алешей. А когда он вырос и стал богатырем, то совершил такие подвиги, что стал героем русских былин Алешей Поповичем. Только подвиги его начались с конфуза. Подступила к Ростову тугарская вражеская орда во главе с Тугарином Змеем и потребовала, чтобы жители города выплатили дань. Поповский сын предложил план действий. Народ этот план одобрил и собрал гору золота. Алеша же умудрился собственный план «благополучно» провалить, да с каким треском! И золото упустил, и полгорода разрушил. После чего поклялся - Тугарина Змея изловить и золото вернуть. Отправился Алеша Попович в путь вместе с дедом Тихоном, который мальчика вырастил и воспитал, а чуть позже компанию им составили говорящий конь Юлий, купленный у цыган, почти 16-летняя красавица Любава, ее бабка и их ослик Моисей.

Режиссёр — Илья Максимов

Фильм рассказывает о том, как Добрыня Никитич отправляется спасать княжескую племянницу Забаву из лап Змея Горыныча. Непросто будет Добрыне и его юному ученику Елисею выполнить задуманное. Не знает Добрыня, и даже не догадывается, что сам Князь поставлен в безвыходное положение и вовсе не заинтересован в возвращении племянницы. Тяжкое испытание предстоит Добрыне - познать горечь предательства. Однако не суждено будет сбыться злодейским планам - даже Баба Яга окажется бессильна перед прямым и честным Добрыней и другом его Елисеем…

Режиссёр — Владимир Торопчин

Князь Киевский обижен не на шутку: Соловей-разбойник увел казну государственную прямо из-под носа! Вместе с Ильей Муромцем отправляется Князь на поиски похищенного, а с ними - корреспондентка летописи «Новая береста». Дорога впереди непростая до самого Царьграда, где ждет путников сам Император Византийский… Это уже третий отечественный анимационный блокбастер после «Алеши Поповича» и «Добрыни Никитича». Настал черед Ильи Муромца сразиться с врагами русской земли, коими являются Соловей-разбойник, да нанявшее его Византийское государство.

Режиссёр — Сергей Глезин

Чтобы всегда оставаться красивой, Шамаханской царице необходимо орошать Дерево молодости слезами молодых красавиц, но в ее царстве таковых уже не осталось - всех истребила из-за ревности. Тогда мудрый ворон - помощник царицы, предлагает ей завладеть Русью, издревле богатой на красивых женщин. Шамаханская злодейка околдовывает Киевского Князя и вот уже карета везет ее в новый дворец, в самое сердце Руси. Но на пути у нее встают три богатыря и их сподвижники. «Три богатыря и Шамаханская царица» - последняя часть цикла о русских богатырях.

Мультфильм о новых приключениях Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, которые из-за козней коварной Бабы-яги оказываются за семью морями на острове, где живут туземцы и страшный Гомума. В их отсутствие хитрый купец Колыван вместе с Бабой-ягой решают захватить царство и забрать власть у князя Киевского. Но на помощь неумелому правителю приходит конь Юлий, а также жены богатырей и их многочисленные сторонники. «Три богатыря на дальних берегах» - пятый по счету мультфильм из серии о трех богатырях.

Режиссёр — Константин Феоктистов

Придворный конь Гай Юлий Цезарь на свою беду подслушивает разговор бояр и узнает о заговоре против князя. Что же делать? Защитить-то князя некому! Богатыри далеко - ловят разбойника Потаню, Горыныч в отпуске, войско на учениях. Но если плохие парни собираются захватить мир, то кому-то же надо его спасти? Кто же он, настоящий герой, который придет на помощь? Конечно, конь Юлий! Настоящий стратег и «великий комбинатор». Он непременно всех спасет, а если не спасет, то хотя бы постарается. Главное, чтобы операция по спасению мира не обернулась полной катастрофой.

Три богатыря и морской царь (2017)

Режиссёр — Константин Феоктистов

У богатырей семейные неурядицы. Чтобы развеяться, они решают по-быстрому сгонять в Китай за зубом дракона, символом мудрости и силы. В это же время князь киевский отправляется на прогулку вместе с конем Юлием за сокровищами морского царя, чтобы пополнить казну и «залатать бюджет». Да вот только морской царь решил жениться и для этого утопил Киев. И как теперь быть? Что поможет нашим героям? Дружба, смелость и, конечно, любовь.

Режиссёр — Константин Феоктистов

Новые приключения трех богатырей и, конечно, коня Юлия.

Права на мультфильмы из серии «Три богатыря» принадлежат кинокомпаниям:
Кинокомпания СТВ
Студия анимационного кино «Мельница»

Его хояйкой является Любава. Утонченная девушка назвала своего ослика именем пророка. Моисей - ослик Любавы, который носит имя пророка. Моисей дружит с конем Алеши Поповича, Юлием. Моисей, как настоящий конь, сопровождает Алеши Поповича во всех его походах. Несмотря на небольшие размеры Моисей умудрился победить в бою Тугарина Змея. Разглагольствовать не любит и говорит всегда по делу, не всегда отвечает, но всегда высшуает мужа своей хозяйки, и если уж очень надо, поможет советом. А советы у рассудительного ослика Моисея на редкость полезные и правильные. Добрый, благородный и смелый, умеющий дружить (весь в хозяйку), готовый прийти на помощь.

С самого раннего возраста воспитанием юного богатыря занимался его дядя Тихон. Он и мечом его владеть учил и храбрым быть и смелым. Отважный Тихон старался присматривать за Алешей и очень переживал, когда тот что-то делал не правильно. И, конечно же, не захотел оставлять племянничка один на один со злобной ордой, поэтому и увязался за ним, решив снарядить его настоящим мечом. Однако, дядя был человеком недалеким, вот и выменял у цыган подозрительного коня на меч. Хотя все что не делается, то к лучшему. На пути к тугарам Тихон заботился и оберегал Алешу как мог, помогал ему и словом и делом. Все-таки повезло русскому богатырю с таким веселым и неунывающим родственником.

Если есть на свете первые красавицы, то она краше всех. Любава самая любимая и единственная внучка у своей бабули. А влюблена Любава, в своего друга детства, она за ним хоть в лес, хоть в гору, а имя ему – Алеша Поповичь. Конечно, он тоже ее любит, ну как устоять перед первой девушкой в своей деревне. Любава всем чем может помогает Алеше, умеет дружить и любить, поддерживает в трудную минуту. Несмотря на то, что ее балует Бабуля, ради Алеши готова на все, и постоянно это доказывает в фильме. При том, что она с головой кидается в Алешины проблемы, Любава очень нежная и ранимая девушка, робкая и застенчивая, но когда дело доходит до беды, в которую попал Алеша, Любава превращается в настоящую русскую женщину.

Конь Юлий

Юлий родом из Новгорода. Этот до ужаса болтливый конь своей веселостью и любовью к красноречию похож на ослика из мультфильма «Шрек». Однако этим схожесть и заканчивается, Юлий в отличие от своего американского героя изворотливый и очень хитрый. Чтобы спасти свою шкуру он готов пойти на всяческие ухищрения. Хотя, в определенные моменты предстает перед зрителями в роли настоящего бесстрашного богатырского коня. Гай Юлий имеет способности к чтению, и как он сам утверждает, до того как его похитили цыгане успел прочесть много книг. Не смотря на то, что он постоянно бежит от неприятностей, они находят его сами. Так, например, желая избежать опасности быть убитым на поле брани с тугарами, он проигрывает свою шкуру подозрительному говорящему дереву в надежде выиграть два полцарства.

О браз дев-воительниц - популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» - богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» - ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.

Борис Ольшанский. Былина. 1999. Частное собрание

Василиса Микулишна

Сергей Соломко. «Василиса Микулишна». 1911

Илья Репин. «Василиса Микулишна». 1903-1904. Государственный Русский музей

Василиса Микулишна. Кадры из мультфильма. Реж.Роман Давыдов. 1975

Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира боярин хвалился перед гостями своей супругой:

Во третьем терему - молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.

По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.

Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится - коленцы жмет» . Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей

Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968

«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей

Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
- Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.

В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь - Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет - приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли - неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.

Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»

Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902

Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016

«Душа-девица» Настасья Окульевна - одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя - Настасья Окульевна:

Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.

Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Николай Каразин. «Дунай Иванович убивает жену». 1885

Константин Васильев. «Рождение Дуная». 1974

Сергей Соломко. «Настасья Королевична»

Настасья Королевична - возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.

Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.

Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре - как это случалось и в других былинах - сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.

В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Такая фраза задела его честь - и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны - река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

И сзаду не видеть шеи белоей.

Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго - и палицами, и копьями, и врукопашную - и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.

В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них - и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.

Русские былины еще ждут своей правильной экранизации, в стиле иностранного сериала "Викинг", "Игры престолов" и проч. Драмы и крови в них хватит на много серий; есть также и сильные женские образы.
Вот, например, жена богатыря Добрыни Никитича, которую звали Настасья Микулична.

ДЕТСТВО ГЕРОИНИ.

О маме Настасьи Микуличны ничего не известно (небось, довели человека), зато папой у нее был богатырь Микула Селянинович.
По профессии он был великан, а особой приметой у него было "пахарь".
Судя по формату фигуры Микулы Селяниновича, за один рабочий день он спокойно мог вспахать всю Псковскую область.

Микула обладал такими скиллами, что создатели отечественного блокбастера "Защитиники" зря не сплагиатили.
Так, в барсетке на поясе он носит, как выражаются былины, "тягу земную" -- очевидно, какой-то магический артефакт, заговоренный магией Архимеда. Сумочку это ни один другой богатырь приподнять не может, нормальные люди тем более, даже барсеточники.

Как-то к мирно пахавшему Микуле пристали проезжавшие мимо на гелендвагенах богатырь Вольга и его дружина. Они начали докапываться до Микулы с дурацкими вопросами. Кончилось тем, что они попытались всей братвой выворотить его плуг, но не смогли. А Микула взял его одной рукой с легкостью и забросил за куст (придавив гигантским плугом затаившихся там в засаде гаишников, так что Вольге в общем был профит).

Иван Билибин. Вольга и Микула Селянинович

Короче, при таком папашке Настасья Микулична и сестра ее Василиса Микулична, сами понимаете, кисейными барышнями вырасти не могли. Отец воспитывал их как хлопцев -- учил не плакать, когда бо-бо, ставил мультфильмы про трансформеров и могучих рейнджелов и учил разбирать пулемет.
Ну и одевал, соответственно, как правильных пацанов -- в кольчугу, шлем, щит, Guerlain pour Homme.

ВСТРЕЧА С БУДУЩИМ МУЖЕМ

Так что выросла Настасья настоящей амазонкой.

Вообще в школе этого не преподают, но амазонок в наших былинах чортова прорва: Настасья Микулична, Василиса Микулична, Настасья Королевична, Златыгорка, некая Ильинична, Савишна, Марья Моревна и т.д.

Сергей Соломко. Настасья Королевична

Они, как и положено амазонкам, шлялись в степях в полном вооружении, грабили и убивали, разве что не насиловали.

В былинах их называют славянским словом "поляница" -- от ратного (степного) поля, куда они выезжали "поляковать" (это устарелое слово реально значит "ехать на войну, на бой". Наверно, сродни глаголу "мышковать" -- охотиться на мышей...).
Причем слово "поляница" намного старше слова "богатырь", которое пришло в нашу речь из тюркского языка (поэтому некоторые делают вывод, что богатырши по факту появились раньше богатырей).

Герл пауэр!

Еще поляницы вместе с богатырями пировали на торжественных обедах у князя киевского Владимира Красное Солнышко.

Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира.

С реальными амазонками из древнегреческих мифов славянских былинных поляниц связывает не только модус операнди и стиль гардероба, но и тупо -- ареал обитания. И те и другие тусили в степях Причерноморья.

Фольклористы даже выдвигают версию, что в обоих случаях идет речь об одних и тех же воительницах -- освобожденных женщинах Скифо-Сарматии, которые (тут кивают на женские захоронения в курганах с полным комплектом вооружения), реально существовали, реально мочили мужиков вокруг и поражали соседние народы подобным экономически выгодным образом жизни.

Итак, как-то раз выехала Настасья Микулична в полном комплекте вооружения в степь поляковать.
По совпадению, ровно с той же целью в означенную же географическую локацию отправился знаменитый богатырь Добрыня Никитич.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Вообще, такие интересные квесты, как убить дракона (Змей-Горыныча) или спасти принцессу (царевну) богатырям выпадали нечасто. По былинам складывается впечатление, что обычным, повседневным их занятием было шляться по району и приставать ко всем встречным с вопросом "ты меня уважаешь?", сорри, с предложениями "меряться силушкой".

Вот и тут, завидев поблизости хорошо вооруженного всадника, Добрыня Никитич подскакал к этому совершенно незнакомому человеку и повел себя как гопник. Не говоря ни слова, даже не попросив закурить, он подскакал к ней сбоку (то есть подло, со спины) и врезал дубинкой по голове.

Что характерно, наша отечественная Red Sonja вообще этого нападения не заметила, внимания не обратила.

Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь. 1909

Непорядок, -- подумал Добрыня, -- Что это моя strength так упала богатырская? Неучто я забыл денег на аккаунт опять закинуть?

С целью проверить, не мерещиться ли ему, Добрыня подскакал к крепкому дубу, на свое несчастье росшему неподалеку, и врезал по нему той же дубинушкой. Дуб раскололся на щепочки (жалко дерево, оно еще Пушкина помнило).

Порядок! Но почему не сработало?!

Еще раз подскакал Добрыня к Настасье Микуличне. Дождался, когда они окажутся вне зоны действия дворовых видеокамер и опять врезал ей по голове дубиной, еще сильнее прежнего.

Н.М. Кочергин. Настасья Микулична. До 1967.

Но на дочь великана-пахаря, закаленную в лучших додзё своей родины, это опять произвело нулевой эффект.
Правда, тут она все-таки заметила, что "кто-то копошится возле ее лица" (так некоторые еще называют поцелуи).

Настасья Микулична обернулась, удивилась, и говорит:
— Я думала, что меня комарики покусывают, а это богатырь дерется!

Илья Репин. Поляница удалая.

Не успел Добрыня отреагировать на это хамское замечание по-джентльменски (то есть еще одним ударом по голове), как Настасья Микулична взяла инициативу в свои руки.

Былина гласит:
"Взяла Настасья Добрыню за русые кудри, подняла одной рукой, спрятала в карман вместе с его конем."

Андрей Рябушкин. Настасья Микулична

С одной стороны, она конечно дочь великана, поэтому тоже может быть масштаба А1, а то и А0, вместо стандартных А4. Таким в карман нормального человека закинуть действительно просто.
Но если она тоже великанша, то как же Добрыня бил ее дубинкой по голове (до свадьбы; а после свадьбы -- все остальное)?

Может, она магически увеличилась, чтобы совершить означенную процедуру похищения богатыря Добрыни (кстати, ценный заложник ради выкупа, родной дядя князя Владимира Красное Солнышко, ну, знаете, такой, не моется, его еще Данила Козловский недавно сыграл)?
Но русские былины вообще за плагиатом сюжетных ходов из "Алисы в Стране Чудес" не замечены.

Я предполагаю, что она его банально перекинула через седло коня, применив веревку методом а-ля "Анастейша Стил знакомится с неведомым миром сибари". А Добрыня либо потом соврал, преуменьшая свои возможности спастись, либо действительно настолько перепугался, что у страха глаза велики в прямом смысле случились.

Извините, опять Константин Васильев.
"Настасья Микулична".

Тут конь Настасьи Микуличны взмолился (тогда у всех непарнокопытные были говорящие, это сильно помогало увеличивать размер рукописи по количеству знаков и, соответсвенно, влияло на гонорар аэдов и гусляров):

— Пожалей меня, Настасья Микулична, не могу больше возить тебя с богатырем да еще коня богатырского!

Вынула богатырша Добрыню из кармана и говорит:

— А вот я посмотрю на богатыря, как он мне понравится: если старый да нехороший — так голову ему срублю, а молодой да пригожий — так замуж за него выйду.

К счастью для Добрыни, он был вполне симпатичен (причем несмотря на отсутствие в тогдашнем Киеве приличных барбер-шопов).

Виктор Васнецов. Три богатыря (фрагмент) - Добрыня Никитич.