Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Личностные тесты. Тесты для самотестирования

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Они относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Личностные опросники являются разновидностью опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического метода и направленных на измерение различных особенностей личности.


Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI)

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал:

  1. Шкала ипохондрии - определяет "близость" обследуемого к астеноневрологическому типу личности;
  2. Шкала депрессии - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии - направлена на диагностику социопатического типа личности;
  5. Шкала мужественности-женственности - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  6. Шкала паранойи - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании - определяется степнь "близости" обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверсии - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:

  1. Шкала "?" - регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным";
  2. Шкала "лжи" - предназначена для оценки искренности обследуемого;
  3. Шкала достоверности - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;
  4. Шкала коррекции - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Помимо основных и оценочных шкал на основе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 400).

Использование MMPI требует специальной подготовки и соответствующего опыта, много времени уходит на обработку и интерпретацию результатов. Поэтому большую помощь психологу могут оказать компьютерные варианты теста. Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора. Здесь представлены две программы - лучшие из тех с которыми приходилось сталкиваться.

Психологический диагностический комплекс Psytest v2.18.

Это лучшая из всех компьютерных психодиагностических программ, с которыми приходилось работать. Прекрасный, интуитивно понятный интерфейс, возможности настройки программы, научная обоснованность используемого диагностического материала.

Психологический диагностический комплекс содержит два теста, помогающих в диагностике личностных особенностей и психологического состояния человека: СМИЛ (вариант MMPI) и МЦВ (вариант восьмицветового теста Люшера). При подготовке программы использовались разработки (ключи тестовых методик, текстовые материалы) Л.Н.Собчик. Обработка результатов по СМИЛ осуществляется также по 117 дополнительным шкалам. Имеется возможность создания своих дополнительных шкал. Прекрасная интерпретация результатов, великолепная помощь по работе с программой и тестами в целом. Примеры профилей.

В принципе - это образец того, какими должны быть компьютерные психодиагностические программы!


Комплексный супертест общей профориентации MMPI ver. 4.7

Старенька, но добрая программа, прекрасно зарекомендовавшая себя в индивидуальном обследовании по тесту MMPI. Обработка результатов осуществляется помимо основных шкал еще по 87 дополнительным. Имеется неплохой толкователь как основных, так и дополнительных шкал. По результатам выполнения теста оцениваются также профессиональные предпочтения обследуемого (по 11 направлениям). Единственный недостаток программы - отсутствие ведения базы данных обследуемых.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16 PF)

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей:

  1. A. сизотимия (сдержанный) - аффектотимия (общительный);
  2. B. высокий интеллект - низкий интеллект ;
  3. C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) - слабость "Я" (эмоционально неустойчивый);
  4. E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) - конформность (зависимый от группы);
  5. F. сургенсия (беспечность) - десургенсия (серьезность);
  6. G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) - слабость "Сверх-Я" (недоборосовестность);
  7. H. пармия (смелость)- тректия (робость);
  8. I. премсия (мягкость) - харрия (жесткость);
  9. L. протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость);
  10. M. аутия (мечтательность) - пркасерния (практичность);
  11. N. искусственность (гибкость, проницательность) - безыскусственность (прямолинейность, простота);
  12. O. гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);
  13. Q1. радикализм (склонность к новаторству) - консерватизм (ригидность);
  14. Q2. самодостаточность (напористость) - социабельность (уступчивость);
  15. Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (спонтанный);
  16. Q4. фрустрированность (напряженность) - нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

Несмотря на уязвимость подхода Кэттелла к исследованию личности, данный опросник широко используется в психодиагностической практике. При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.


Тест Кэттелла

Довольно простенька программа, предназначенная для тестирования с помощью опросника 16 PF. Результаты тестирования сохраняются в базу данных. Можно просмотреть и распечатать как значения стенов, так и их описание.


Программа для перевода сырых баллов в значения стенов для опросника Кэттелла

Опросник Кэттелла очень часто используется в бланковом варианте для проведения различных исследований. И при проведении массовых исследований с помощью бланкового метода весьма сложным моментом бывает перевод сырых баллов в значения стенов и еще более нудный процесс - перевод баллов в значения факторов второго порядка (на мой взгляд только из-за этого их редко используют). Чтобы упростить эту процедуру мы создали эту простенькую программу, которая легко переводит сырые баллы в значения стенов и значения факторов второго порядка. При этом учитывается форма опросника (А или В).

Пользуйтесь! Если будут какие-либо пожелания и предложения по ее совершенствованию - пишите - [email protected] .

Психодиагностический тест (ПДТ)

Довольно известный опросник, авторами которого являются Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. (но почему-то чаще его называют тестом Ямпольского). Авторами предпринята попытка устранить недостатки присущие тестам MMPI и 16 PF, оригинально объединив оба теста в один, опираясь на разработанную авторами структурно-иерархическую модель индивидуальности.

Обработка результатов осуществляется по шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, эстетическая впечатлительность, женственность и др. (в различных вариантах теста используют различное количество шкал - это в принципе одна из особенностей ПДТ, в котором авторы предусмотрели возможность конструирования целой серии психодиагностических тестов) и по шкалам верхнего уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность.

Система PSTEST

В данной программе представлены два варианта теста Ямпольского - полный и простой. Довольно качественная и разносторонняя обработка результатов тестирования с интерпретацией полученных результатов, возможностью их распечатки. Ведение базы данных.

Помимо теста Ямпольского программа содержит также тест Лири (см. ниже).

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Тестовая методика предложенная известным английским психологом Гансом Юргеном Айзенком, который внес заметный вклад в развитие психодиагностики. Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как "интроверсия-экстроверсия" и "нейротизм-эмоциональная стабильность", рассматриваемых Г.Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности.


Delta-2000 Тест-опросник Айзенка

В программа представлена форма А опросника EPI. По окончании тестирования рассчитывается профиль личности, выводится интерпретация результатов тестирования, первичные и стандартные баллы, процентилии. Результаты хранятся в базе данных и могут быть распечатаны.


Диалоговая система тестирования S&D

Dos-овская программка. Также представлена форма А опросника. Результаты тестирования выводятся на экран в форме круга Айзенка. Дается интерпретация. Нет возможности ведения базы данных.

Опросник интерперсональных отношений Т.Лири

Методика Т.Лири представляет собой перечень свойств, существенных для процесса взаимодействия с окружающими и соответствующих восьми типам межличностного поведения согласно представлениям автора. В зависимости от целей исследования межличностный перечень может применяться для получения от испытуемого субъективной самооценки и оценки других лиц, а также характеристики образа идеального "Я" и идеальных партнеров по общению.

Методика позволяет выявить ведущий стиль межличностного поведения испытуемого, оценить уровень самоудовлетворенности, проанализировать структуру образа "Я", раскрыть имеющийся внутриличностный конфликт, изучить систему межличностных отношений испытуемого и уровень его притязаний.


Система ТиЛи v. 1.1.

Компьютерная версия теста создана на основе авторского опыта использования опросника в клинике Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева и учитывает особенности применения тестов как измерительных инструментов в отечественной популяции.

Опросник Русалова

Методика Русалова В.М. предназначена для исследования многообразных свойств темперамента человека, особенностей его нервной системы. Ответы на данный тест-опросник позволяют охарактеризовать темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих 4 блоковую структуру функциональной системы человека:

  1. блок афферентного синтеза, которому соответствует эргичность;
  2. блок программирования, который представлен пластичностью;
  3. блок исполнений, которому соответствует темп;
  4. блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чувствительность.

В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы: предметно-ориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение.


PsiTest

Очень простенькая программа, позволяющая проводить тестирование по методике Русалова (других лично я не встречал). После окончания тестирования сразу выводятся значения шкал без интерпретации показателей. В этом, конечно существенный недостаток программы.

Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.Лускановой).

Тебе нравится в школе?

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью;

бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?

пошёл бы в школу;

остался бы дома

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится;

бывает по-разному;

нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы;

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель;

точно не знаю;

У тебя в классе много друзей?

нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся;

не очень;

не нравятся

Анализ результатов. За каждый первый ответ - 3 балла, за промежуточный - 1 балл, последний - 0 баллов.

Максимальная оценка - 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25 - 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20 - 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).

15 - 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).

10 - 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).

Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение - признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.

Методика «Кружки» для определения самооценки.

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”

Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

Определение различий в развитии интеллектуальной рефлексии у детей 7-10 лет.

Групповое занятие для определения различий в развитии рефлексии у младших школьников строится следующим образом.

1. Учитель, проводящий занятие приходит в класс с комплектом бланков, где имеются условия задач, и чистыми листами бумаги для записи решения.

2. После того, как дети подпишут листы, им говорится: "Сегодня будем решать интересные задачи. Посмотрите на доску", — до начала занятия или в то время, пока дети пишут фамилии на чистых листах бумаги, учитель чертит на доске игровое поле для решения задач методики "почтальон" (рис.).

3. На доске нарисованы девять кругов. Это домики. В них живут жители — буква и цифра. Между кругами есть линии. Это дорожки. По ним ходит почтальон и разносит письма. При этом почтальон соблюдает правило своего движения: если дорожка соединяет домики, где есть одинаковый житель, то по такой дорожке можно идти. Если дорожка соединяет домики, где разные жители, то по такой дорожке идти нельзя. Давайте решать задачи, где почтальон ходит по дорожкам. Куда может пойти почтальон из В1?... Этот домик в самом низу, в углу. Кто догадался?... Верно, он может пойти только в домик В2, потому что в домики А2 и ГЗ ему нельзя идти — домики В1 и А2, В1 и ГЗ не имеют одинаковых жителей.

Подумайте еще: куда может пойти почтальон и A3?... Верно, только в ГЗ, потому что в ГЗ и A3 есть одинаковый житель.

Теперь давайте решим другую задачу: почтальон был в А1, затем пошел по дорожке и попал в неизвестный домик, оттуда снова вошел по дорожке и попал в Б2. Нужно узнать, кто живет в неизвестном домике?... Кто скажет?... Домик Г1?... Неверно, потому что почтальон может по своему правилу попасть по дорожке из А1 в Г1, но из Г1 он не может по дорожке сразу попасть в Б2, потому что у Г1 и Б2 нет одинакового жителя.

Кто придумал?... Правильно, неизвестный домик — А2, потому что почтальон может из А1 сразу попасть в А2 и из А2 сразу попасть в Б2.

4. Еще одна задача, где нужно узнать один промежуточный домик", — учитель записывает на доске условие новой задачи:

ГЗ — ? — Б2

"Здесь записано, что из ГЗ почтальон попал в неизвестный домик (он обозначается знаком вопроса) и далее в Б2... Кто скажет ответ?... Верно, неизвестный, промежуточный домик — Г2. Ответ к задачам "почтальон" записывает радом с условием задачи в круге: вот так", — учитель записывает ответ на доске:

ГЗ — ? — Б2 Г2

5. "Теперь одну задачу с двумя дорожками и одним неизвестным домиком решите сами. У себя на листах с фамилиями запишите такое условие задачи", — учитель записывает на доске:

A3 — ? — В2

"Подумайте и напишите рядом ответ — название неизвестного промежуточного домика в круге".

6. Дети решают задачу, а учитель проходит по классу и контролирует работу детей, помогая тем, кому трудно.

7. "Проверим задачу.... Кто скажет?... Верно, промежуточный домик — А2, потому что из A3 сразу можно попасть в А2 и из А2 сразу попасть в В2. Запишем ответ в круге", — учитель записывает ответ на доске:

A3 — ? — В2 А2

8. "Вот так решаются задачи "почтальон", где нужно найти промежуточные домики. Если один домик нужно найти, то один ответ пишется в круге, а если два промежуточных домика, то рисуют два круга и два ответа.

9. Теперь я раздам вам листы, где есть задачи "почтальон", которые вы будете сегодня решать", — учитель раздает бланки (см. приложение, где приведены 4 равноценных варианта диагностического задания).

10. "Посмотрите на лист с задачами. На верху листа имеются две задачи: № 1 и № 2. В середине листа одна задача — № 3. В каждой задаче нужно найти два неизвестных промежуточных домика и написать их названия в кругах. Для этого на листе с фамилией нужно написать номер задачи и рядом названия неизвестных домиков в кругах, — так, как мы это делали на доске.

Для каждой задачи нужно использовать свои домики. Приступайте к решению задач. Это — первая часть нашей работы".

11. Дети решают три задачи, а учитель проходит по классу и помогает записывать ответы (но не решать задачи).

12. Спустя некоторое время, (обычно это 10-15 минут), когда большинство детей уже решило три задачи, учитель снова обращается к детям: "Теперь посмотрите, что написано в нижней части листа с задачами. Там написаны пять мнений об этих трех задачах. Прочитайте эти мнения, подумайте и выберите одно мнение, которое вы считаете самым правильным. После этого укажите номер этого мнения на листе с фамилией и коротко напишите, почему это мнение самое правильное. Выбирайте мнение самостоятельно, потому что у всех задачи разные".

Бланки с задачами собираются. Проведение изложенного диагностического занятия занимает обычно 40-45 минут.

Обработка результатов

Результаты решения задач, находящиеся на листах с фамилиями, можно обрабатывать, сверяясь с КЛЮЧОМ, в котором представлено правильное решение трех задач каждого из четырех вариантов бланка (см. приложение). Относительно выбора мнений, представленных на каждом бланке, следует отметить, что правильным мнение 4, поскольку задачи 1 и 3 относятся по построению маршрута передвижений почтальона к одному типу задач, где прямой путь от начального пункта к конечному блокирован. В то же время в задаче 2 от начального пункта к конечному возможен именно прямой путь.

Истолкование результатов

В методике "почтальон" используются три задачи двух типов. К первому типу относятся задачи № 1 и № 3, а ко второму № 2. В задачах № 1 и № 3 почтальон от начального домика к конечному движется по ломаной линии, а в задаче № 2 по прямой. Переход от решения задачи № 1 к задаче № 2 и далее к задаче № 3 создает благоприятные возможности для обращения детей к собственным действиям по решению задач, к рассмотрению особенностей перемещения почтальона в каждой задаче и, следовательно, для обобщения способа решения задач № 1 и № 3, для узнавания в способе решения задачи № 3 способа решения задачи № 1.

Если ребенок после успешного решения трех задач выбрал мнение № 4, считая его правильным, "... потому что там и там почтальон ходит углами...", или "...потому что в этих задачах почтальон идет по извилистой линии...", то можно полагать, что при решении задач он обобщенно рассматривал способы своих действий, осуществлял содержательную рефлексию.

Если ребенок успешно решил три задачи, но после этого выбрал мнения № 1, № 2, № 3 и № 5, (считая, например, эти три задачи похожими или разными), то можно полагать, что при решении задач он не соотносил способы своих действий в разных условиях (т.е. при решении разных задач), не обобщал эти способы, рассматривал их как отдельные, никак не связанные, осуществляя, тем самым, формальную рефлексию.

В целом, таким образом, проведение диагностического занятия на материале методики "почтальон" позволяет среди младших школьников выделить детей, осуществляющих при решении задач либо формальную рефлексию, либо содержательную.

ИГРА «УЗНАЙ СЕБЯ»

Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.

Ход игры: Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.

1.Нарисовать: дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.

У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

2. Придумать: известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).

Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).

Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.

3.Сыграть: предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный простор фантазии.

В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.

4. Выбрать понравившуюся фигурку: каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.

В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат - логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитивные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.

5. Перечислить как можно больше любимых блюд.

Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.

О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение.

Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.

Тест школьной тревожности Филипса.

Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.

Опросник

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов и интерпретация

Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

№ вопросов

1. Общая тревожность

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;

2. Переживание

социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;

3. Фрустрация потребности

в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

5. Страх ситуации

проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

6. Страх не соответствовать

ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;

7. Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28;

8. Проблемы и страхи

в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;

Графическая методика "Кактус"

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.Таким образом, треовжность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Тесты-опросники - это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов) . Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное). Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тесты-опросники - психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов. Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей. Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым.

Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Отвечая на прямые вопросы, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или другого психологического качества. Эти вопросы обращены непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (Большинство людей честны?) . Косвенными называются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по ним косвенно можно судить об уровне психологического развития обследуемого индивидуума.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков). Широко известны личностные опросники Айзенка, существует несколько их форм. Г.Ю. Айзенк применил идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системы - силы и возбудимости - для обоснования выделенных им черт или, скорее, суперфакторов личности - экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма). Дальнейшие исследования подтвердили обоснованность этих факторов, они вошли в широко обсуждаемую в настоящее время пятифакторную модель личности.

Однако однозначного соответствия между экстраверсией, эмоциональностью и свойствами нервной системы установить не удалось: помимо терминологических разногласий, связанных с понятиями возбуждения и торможения, противоречивыми оказались и эмпирические данные . Биологическая теория личности Айзенка развивалась на протяжении сорока лет и отражена в ряде авторских монографий. Начиная с 1975 года в модели Айзенка присутствует и третий фактор - психотизм. Эта шкала оказалась менее гомогенной, но чрезвычайно информативной для предсказания противоправных действий и злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем и наркотиками). Факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма дали модели Айзенка название ПЭН. Эта концепция рассматривает психофизиологические основы индивидуальных различий, которые обычно относят к темпераменту, поэтому её можно отнести и к теории темперамента в его традиционном понимании. Исследователи британской школы рассматривают темперамент и личность как устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени обусловленные генетически; они достаточно стабильны на протяжении жизни и проявляются в самых различных ситуациях. Теория Айзенка на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных, обоснованных теоретически и подкреплённых эмпирически, а иерархическая модель ПЭН признаётся хорошим описанием личности . Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождало конструирование опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надёжность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Широко известен личностный опросник Айзенка (ЛОА) и его стандартизированная русская версия. В модифицированной версии ЛОА-М авторам удалось улучшить надёжность шкалы психотизма. Шкалы ЛОА оказались информативны для предсказания эмоциональных расстройств, отклонений в поведении и отношения к употреблению психоактивных веществ у подростков. В широкомасштабных психологических исследованиях размер опросников имеет существенное значение. В этом отношении ЛОА, состоящий из 101 вопроса, обладает определёнными ограничениями. Ранее была сконструирована сокращённая форма ЛОА из 56 вопросов (ЛОА-С) и продемонстрирована достаточная надёжность и валидность этого инструмента. Известно, что при уменьшении числа входящих в шкалу вопросов, её психометрические свойства (например, внутренняя согласованность) ухудшаются, однако некоторые короткие версии известных опросников, созданные для практических нужд, оказались достаточно надёжными и информативными .

Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.

Психологический практикум для начинающих Барлас Татьяна Владимировна

Психологическое тестирование. Личностные опросники

Под словом «тест» психологи понимают не совсем то, что широкая публика, которая любит развлекаться «тестами» по типу «Определите ваш тип: круг, квадрат или треугольник» или «Кто вы среди гномов из фильма „Хоббит“». Точнее, бо?льшая часть того, что все привыкли называть тестами, таковыми не является.

Психологи понимают под тестом относительно краткое стандартизированное испытание, позволяющее дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Созданием тестов занимается специальный раздел психологии – психодиагностика. Кажущаяся простота теста и работы с ним (ответил на вопросы – подсчитал баллы – узнал все о человеке) на самом деле – результат огромной работы. Такая работа включает не только отбор вопросов, но и доказательство валидности теста (то есть того, что тест действительно измеряет требуемые психологические характеристики), надежности (то есть стабильности результатов во времени), а также получение стандартов выполнения теста достаточно большими группами испытуемых, с которыми потом можно будет сопоставлять результаты конкретного человека.

Применение теста предполагает строгое соблюдение стандарта процедуры проведения тестирования и обработки его результатов. Этот стандарт задается разработчиком теста, а задача пользователя – строго его соблюдать. Так, нельзя добавлять или выбрасывать вопрос из готового теста, нельзя менять порядок вопросов, нельзя давать дополнительные объяснения (если только такая возможность не оговорена специально). Только при условии соблюдения стандарта можно «воспользоваться плодами труда» разработчика, т. е. оценить испытуемого с помощью тестовых норм и дать содержательную характеристику его психологических особенностей. В противном случае тест окажется бесполезен или даже вреден.

Для тестирования особенностей личности предназначена специальная разновидность психологических тестов – личностные опросники. Заполняя их, испытуемые отвечают на довольно большое количество (от нескольких десятков до нескольких сотен) вопросов о себе и своей жизни; для этого они выбирают один из нескольких вариантов ответа (соглашаются или не соглашаются с утверждениями). Отличительная черта личностных опросников – их объективность; они дают информацию о психологических особенностях испытуемого, которая не зависит от его представления о самом себе и может существенно от этого представления отличаться; более того, личностные опросники способны дать информацию об особенностях испытуемого, которые он сам не осознает.

При работе с личностными опросниками необходимо понимать: для оценки испытуемого важно не только и не столько соответствие ответов испытуемого фактам реальной жизни, сколько его мнение. Например, практически невозможно «правильно» ответить на вопрос: «Часто ли у вас портится настроение?», потому что для этого необходимо иметь какой-то объективный критерий того, что такое «частая порча настроения», и соотнести с ним свое состояние. Однако подобный объективный ответ и не нужен исследователю; для него существенна именно точка зрения испытуемого (он сам считает или не считает, что у него часто портится настроение), которая соотносится с определенными личностными особенностями. Необходимо только помнить, что выводы никогда не делаются на основании единичного ответа, а достаточно большого их количества, как правило, несколько десятков.

Хотя в личностных опросниках ответы испытуемого далеко не всегда понимаются «буквально», именно они – единственный источник информации об испытуемом, и для получения результата необходимо, чтобы он был искренним и честным. Большинство личностных опросников имеют специальные шкалы, защищающие тесты от различного рода намеренных и ненамеренных искажений. Конечно, если испытуемый не давал о себе правдивую информацию, скорее всего, о нем удастся узнать немного, но шкала искренности четко покажет, что данные теста непригодны для объективной оценки испытуемого.

Таким образом, при интерпретации личностных опросников существенно не прямое содержание ответов, а связь определенного ответа с особенностями личности испытуемого. Откуда же известно о существовании такой связи? Установить и доказать такую связь – задача создателя (разработчика) теста, причем очень нелегкая: разработка психологических тестов – одно из самых сложных и математизированных направлений современной психологии.

Немного найдется психологических идей, которые имели бы такое огромное количество ревностных сторонников и яростных противников (причем не только среди психологов), как идея тестирования. Противники тестирования указывают, что практически каждый в одних ситуациях думает, чувствует, поступает, к примеру, как экстраверт, а в других как интроверт. Тогда в чем же смысл выделения и измерения устойчивых личностных характеристик?

Также отмечается, что тесты способны определить уровень отклонения испытуемого от среднего результата, но не дают ответа ни о причинах этих отклонений, ни о возможностях их компенсации. Так, высокий уровень тревоги может быть связан с особенностями личности испытуемого, а может определяться ситуацией, которая по какой-либо причине провоцирует тревогу. Низкие результаты в тесте интеллекта могут определяться умственной отсталостью или педагогической запущенностью, а в некоторых случаях – высокой тревожностью, которая снижает эффективность мышления в стрессовой ситуации, или нестандартным, оригинальным мышлением.

Сторонники тестирования указывают на ценность информации, которую дают тесты, для решения огромного количества практических задач – от профессионального отбора до оценки эффективности психотерапии – и на точность долговременных прогнозов, сделанных с помощью тестов. Многочисленные же претензии противников тестирования они относят за счет неуместного и неквалифицированного применения тестов, нарушений этики тестирования; все это – увы! – встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы. Возможно, в позициях сторонников и противников тестирования гораздо меньше противоречий, чем это кажется им самим.

В практическом задании предлагается протестировать испытуемого и определить выраженность у него двух фундаментальных личностных черт – экстраверсии и нейротизма. Прежде, чем дать их описание, необходимо разобраться с самим понятием «черта».

Психологическая черта характеризует устойчивую предрасположенность человека к поведению определенного вида. Знание выраженности тех или иных черт человека помогает правильно понять и предсказать поведение, если речь идет о рассмотрении достаточно широкого круга ситуаций в течение длительного времени (например, склонность или несклонность человека к возникновению тревоги в разнообразных ситуациях).

Каково же минимальное количество черт, в рамках которого можно описать человека? В поисках ответа на этот вопрос английский ученый Ганс Айзенк проанализировал огромное количество эмпирических данных и, основываясь на них, выделил две фундаментальные черты психики; они получили название экстраверсия – интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность.

Под экстра– или интроверсией понимается преимущественная ориентация индивида на внешний мир (физический и социальный) либо на внутренний мир своих чувств и переживаний; эта ориентация в значительной степени определяет психологические и поведенческие различия между экстра– и интровертами.

Экстравертам как правило свойственны общительность, легкость вступления в контакт, их круг общения широк, но не очень глубок: имея много знакомых, приятелей и тех, кто к ним хорошо относится, экстраверты могут не иметь настоящих друзей. Такие люди привлекают других своим обаянием, активностью, живостью, но они не склонны вдаваться в тонкости и нюансы взаимоотношений, анализировать мысли и чувства – ни свои, ни партнеров по общению. Экстраверты эмоциональны, они живо откликаются на происходящее, их эмоции легко «прочитать» по голосу, мимике, жестикуляции. Экстраверты недостаточно хорошо умеют контролировать свои эмоции, могут быть несдержанны и импульсивны, действовать под влиянием момента, необдуманно. В стрессовой ситуации экстраверт вспылит, а возможно, будет агрессивен. Экстраверты любят новое, более того, они испытывают постоянную потребность в новых впечатлениях, поэтому они инициативны, с охотой берутся за новые дела (и далеко не всегда их завершают), легко адаптируются к изменениям. Экстраверты легко принимают решения, любят рисковать, причем далеко не всегда их рискованные поступки оправданны.

Интроверты в противоположность экстравертам замкнуты и имеют достаточно ограниченный круг контактов; при необходимости общаться с новыми людьми или в большой компании часто испытывают трудности, смущаются и тревожатся. Зато интроверт – преданный друг, ценящий глубокие и прочные взаимоотношения; его друг или близкий человек – скорее всего, тоже интроверт. Как правило, интроверты серьезны, склонны к занятиям, требующим сосредоточенности и длительных усилий, возможно, даже однообразных и монотонных (то, что ужасно для экстраверта). Их интересуют абстрактные дисциплины – наука, философия, но самое интересное для интроверта – это он сам. Интроверт склонен к самоанализу, к длительному обдумыванию своего поведения и переживаний, часто задним числом, что в сложных ситуациях легко переходит в самокопание и самобичевание. Стороннему наблюдателю интроверт может показаться сухим и малоэмоциональным, но это не совсем так. Интроверты сдержанны в проявлении эмоций и не делают свои переживания достоянием партнеров по общению, поэтому их переживания иногда нелегко понять, однако они могут быть не менее интенсивными, чем у экстравертов.

Выраженные экстраверты, как и выраженные интроверты, – редкость. Большинство людей в своем поведении сочетают черты экстраверсии или интроверсии, в зависимости от ситуации проявляя те или другие. При этом черты экстра– или интроверсии могут преобладать (потенциальные экстраверты и интроверты) или быть выраженными практически одинаково (амбиверты).

Вторая основная черта личности по Айзенкку – нейротизм – эмоциональная стабильность – характеризует эмоциональную устойчивость человека. Лица с высоким нейротизмом склонны к частой смене настроения и выраженной реакции на стресс. Даже мелкая проблема или неудача может вызвать сильную эмоциональную реакцию или дезорганизовать поведение. Таким людям свойственны повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность в себе. В стрессовых ситуациях легко возникает беспокойство, раздражительность, чувство вины и другие симптомы эмоционального неблагополучия. Человек с высоким нейротизмом – это совершенно необязательно невротик, но в неблагоприятной ситуации невроз или другие нарушения (психические или соматические) у него развиваются чаще, чем у эмоционально стабильных людей.

Эмоционально стабильные люди не склонны к беспокойству, сохраняют спокойствие и способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях, не боятся проблем и трудностей, а стремятся их преодолевать.

Большинство людей находятся не на краях континуума нейротизм – эмоциональная стабильность, а занимают промежуточное положение, тяготея к тому или иному полюсу.

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Тестирование Поиск «правильного» кандидатаБольшинство западных компаний, представленных на российском рынке, приглашая соискателей на вакансии, используют различные тесты. Рассказывает Варвара Лялягина, менеджер по подбору персонала Procter&Gamble: «Мы набираем новых

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

39. Интеллектуальное тестирование Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

44. Личностные опросники Айзенка Личностные опросники Айзенка – серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ТЕСТИРОВАНИЕ Вы ищете работу, и вам довольно часто приходится проходить тестирование, собеседование, иметь непосредственно личный контакт с работодателем. А потому мы считаем нелишним в этой ситуации знать о своих правах, т. е. о том, какие вопросы имеет право задать

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Важной чертой истероидного характера является то особое восприятие мира, которое приводит его к отсутствию правды, объективной картины по отношению как окружающего мира, так и других людей и самого себя.Информация, поступающая в наш

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Терапевтические опросники по выявлению уровня фиксированной эмоциональной установки Нами разработаны и используются терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые

Из книги Дифференциальная психология и психодиагностика [Избранные труды] автора Гуревич Константин Маркович

Опросники структуры личности Измеряемые компоненты личности Теперь обратимся к разработанному нами терапевтическому подходу с использованием терапевтических опросников структуры личности.Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Приложение 2 Терапевтические опросники структуры личности Ключи к опросникам Р-В-Д Приводим ключи к каждому из трех вариантов опросников.КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Р-Д-В Вариант АСчитаем совпадения. Каждое совпадение 1 балл.Способствующий развитию РодительДа + 13 16 26 28 38 39 45 46 53 59 61 63

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Как невротическая, так и пограничная личностная организация, в отличие от психотической, предполагают наличие способности к тестированию реальности. Поэтому, если синдром диффузной идентичности и преобладание примитивных механизмов защиты

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Раздел 2 Влияние культуры на психологическое тестирование 2.1. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемыхНи одна из сторон общественной жизни не свободна от воздействия культуры, и с этим не может не считаться психология, в

Из книги автора

Из книги автора

Тестирование «Я получил высший бал на тестировании»Тестирования проводятся в школах для сравнения уровня образования детей одной возрастной группы в западных странах. Родители с трепетом ждут объявления оценок. «Хорошо воспитанный» ребенок должен быть не только

Из книги автора

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений Для уточнения невидимых и скрытых от Ваших глаз особенностей жизни Вашего ребенка в Вашей семье и «высветления» еще не высветленных Вами тайных «закоулков» его души, мы предлагаем Вам опросники (шкалы),