Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какие личностные качества отличают спортсменов. Как развить сильный характер

Спорт и характер

Селюкова Аделина, МБОУ СОШ № 20, 23«Б» класс, г.Невинномысск

Баканова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20

города Невинномысска

Это здоровье, красота, выносливость. Многие хотят не болеть и иметь красивое тело. Поэтому становится, все более популярен во всем мире. Так хочется, чтобы в нашем обществе занятие спортом стало повседневной нормой для поддержания здоровья и физической формы, для саморазвития и самовоспитания человека. Занятия учат преодолевать чувство страха, концентрировать внимание на своих действиях, принимать быстрые решения, верить в свои силы.

Тема. Спорт и характер. Цель . Определить, как спорт влияет на характер человека.

Задачи : 1.Изучить и проанализировать различные источники информации о видах спорта . 2.Разработать вопросы для проведения анкетирования с учащимися 2-3 классов . 3.Провести исследование по теме. 4.Составить сценарий и провести классный час « Спорт в жизни школьника». Методы и средства . Изучение литературных источников и Интернет ресурсов. Опрос и исследование по теме, анкетирование. Анализ результатов. Выводы. Гипотеза исследования заключается в предположении: спорт формирует характер.

«Движение – кладовая жизни» Плутарх

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Спорт всегда способствовал мирной, здоровой жизни. В Древней Греции, которая стала родиной Олимпийских игр, физическая культура и спорт достигли наивысшего развития, именно тогда спорт превращается в культурную ценность. Для древних греков спорт неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели широкое распространение в народном быту. Это лапта, игры с мячом, кулачные бои, городки, ходьба на лыжах, катание на санях и другие забавы.

На государственном уровне заметные преобразования в развитии и становлении российского спорта связаны с именем Петра I. Именно в это время в стране открываются учебные заведения, одним из обязательных предметов вводится физическое воспитание. Основными учебными дисциплинами становятся гимнастика, гребля, танцы, парусное дело, стрельба. Начинается становление тех видов спорта, которые на текущий момент являются наиболее популярными как в России, так и за рубежом. Вот лишь некоторые из них. Футбол одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому.Хоккей, соответственно и хоккеисты всегда будут рыцарями без страха и упрека.

Известно, что спорт оказывает влияние на формирование характера, однако и выбор вида спорта, оказывается, зависит от характера. Спокойные, уравновешенные люди получают удовольствие, занимаясь спортом в спокойном темпе. Часто их выбором становятся бильярд, поездки на велосипеде, туристические походы, пешие прогулки, бальные танцы, шахматы. Активным и решительным людям нужна скорость и быстрота реакции, для них: спортивное плаванье, футбол, баскетбол, бег на лыжах или роликовых коньках. Учёные отмечают, часто, занявшись, каким-либо видом спорта человек меняется. Так, например, занятия гимнастикой, влияют на усиление гибкости и женственности. Для эмоциональных и ранимых людей показаны занятия на силовых тренажерах, которые помогают им обрести выдержку, терпение и выносливость. Доказано, что спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Научные исследования и практика показали, что спортивному характеру свойственно: спокойствие, уверенность в себе и боевой дух.

В нашей школе ежедневно до уроков проводится зарядка. Для того чтобы узнать, как ребята относятся к физическим упражнениям, я провела наблюдение в течение недели. Наши наблюдения показали, что все дети приходят на зарядку вовремя. Выполняют упражнения правильно, активно, с хорошим настроением. Работая по теме исследования, мы составили и провели анкету среди учащихся 2е (спортивный класс) и 3б класса. Всего в опросе принимало участие 58 респондентов. Письменный опрос показал, что 46 человек (79 %) занимаются спортом . Самым популярным видом спорта является хоккей (24 человека это 42%) занимаются в СК «Олимпийский», 7 человек посещают танцевальный кружок, борьбой занимаются – 6 человек, футболом – 4 человека. плаванием – 3человека, остальные дети занимаются – фигурным катанием, акробатикой, баскетболом. Не занимаются спортом – 8 человек это 21% , но многие хотели бы посещать секции по волейболу, плаванию. У ребят есть кумиры в большом спорте среди хоккеистов, футболистов, баскетболистов. На вопрос, какие качества характера вам помогает воспитывать спорт, ребята ответили – выносливость, силу воли, терпение, смелость, решительность, уверенность..

В нашем классе есть ребята, которые считают одним из главных приоритетов в жизни. Никита Сергеев, Вова Захаров, Паша Падалица - увлекаются хоккеем, Эмиль Шпитько - футболом, Саша Юсупова – плаванием, а я занимаюсь баскетболом. У каждого есть свои успехи и победы: Никита был неоднократным участником и призёром районных, областных соревнований по хоккею, играя за команду « Хаски » ледового дворца « Олимпийский». Саша – обладательница многих наград городского уровня по плаванию. Селюкова Аделина - участник и призер городских соревнований по баскетболу. Среди одноклассников ребята пользуются уважением и авторитетом.

Был подготовлен и проведен классный час о спорте . В подготовке классного часа участие приняли все ребята нашего класса, а также приглашенные: учитель физический культуры МБОУ СОШ 20 Каспарович М.Ф. Мы подготовили памятки, как правильно выбрать вид спорта. Тестирование у школьного психолога показало, что я человек активный, подвижный, быстро принимаю решение. Занимаясь баскетболом, я выбрала правильный вид спорта, учитывая особенности своего характера.

Заключение

1.Спорт всегда способствовал мирной, здоровой жизни. История спорта насчитывает не одно тысячелетие. Футбол одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому

2. В результате исследования я выяснила, что многие учащиеся нашей школы занимаются спортом. Одним из популярных видом спорта в нашей школе является хоккей.

3. Спорт формирует характер и помогает воспитывать – выносливость, силу воли, терпение, смелость, решительность, уверенность. Моя гипотеза подтвердилась .

4. Зная особенности своей личности, учитывая их при выборе вида спорта, вы не ошибетесь. Вперед к победам!

Слово характер в переводе с греческого означает «черта», «примета», «признак». Считается, что характер - это со­четание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства характера принято отделять от свойств темперамента. Свойства характера определяются фенотипом (склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий жизни). К свой­ствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы и др. Другими словами, к ним следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.

Принято различать четыре основные группы черт характера:

1. Отношение к об­ществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доб­рожелательность, правдивость, гуманность и др. Противоположные им: индивидуализм, бестакт­ность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, бесцеремонность и др;

2. Отношение к деятельности (трудовая, учебная и т.д.). Это трудолюбие, настойчивость, инициативность и др. Противоположные им: лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и др.;

3. Отношение человека к вещам. Это аккуратность, эко­номность, щедрость и др. Противоположные им: неряшливость, расточительность, скупость и др.; четвертая группа определяется чертами, выражающими отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость и др. Противоположные: зазнайство, хвастли­вость, заносчивость, высокомерие и др.;

4. Отношение человека к самому себе. Скромность, самоуважение, или недооценка себя и др.

Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях. Это свойство упоминают, говоря о сильном или слабом характере человека (проявление активности в противодействии внешним обстоятельствам). В данном случае существует еще и суж­дение о противоречивости характера (наличие у человека свойств, которые приводят к противоречи­ям в действиях и поступках).

Волевые черты характера. Главным фактором формирования волевых черт характера является соз­нательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. К волевым чертам характера относят: целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, вы­держку и самообладание.

Существует достаточно известный термин «спортивный характер» . Людям, знакомым со спор­том, не нужно объяснять, что это такое. В специальных исследованиях, проведенных в европейских командах высокого уровня, в по­нятие спортивного характера включается от 10 до 62 его черт. Среди них наиболее часто встречаются эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, сочетание склонности к риску и расчетливо­сти, самоконтроль, общительность. При этом основными вехами спортивного характера служат: во­ля, психическая надежность и спортивная порядочность.


Не так уж редко перед спортсменами встает характерный вопрос: рискнуть, продемонстрировать в соревнованиях либо освоенный на тренировках новый элемент техники или тактики (и тем самым добиться более высокого результата), либо обойтись старыми, проверенными, надежными приемами и смириться с умеренным результатом. Психическая надежность в зна­чительной мере характеризуется оправданным риском.

Тема 2. Психология педагогической деятельности.

6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся зависит от многих факторов: создание положительного эмоционального фона, правильная постановка задач урока, оптимальная загружен­ность школьников на уроке.

1. Положительный эмоциональный фон имеет исключительное значение на уроках физической культуры. Он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу за­нятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, на­строя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока:

Обстановка на уроке и поведение учителя. Урок физической культуры всегда приносит удов­летворение и радость, если школьники двигаются, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда.

Использование игрового и соревновательного методов всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, включает в содержание игр программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, и выполнять соответствующую сюжету роль. С по­вышением возраста школьников следует использовать спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным требованиям.

Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физиче­ская деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотонии, пси­хического пресыщения.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков:

1. Использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение и др);

2. Правильная постановка задач урока. Наиболее типичными ошибками учителя являются сле­дующие: учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того что­бы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, не значима для него;

учитель ставит неконкретную задачу («будем учиться играть в баскет­бол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников. Важно, чтобы учебная задача была связа­на с интересами школьников;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

3. Оптимизация загруженности школьников на уроке . Она может быть достигнута с помощью специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке.

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оце­нивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от вы­полнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует при­влекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.

Многочисленные исследования доказывают, что регулярные занятия спортом улучшают не только физическое, но и психологическое состояние. Какую роль играет спорт в формировании личности?

Если проанализировать поведение людей, чей день начинается с интенсивной тренировки, то мы поймем, что оно отличается от поведения среднестатистического человека. Эти люди более собраны и менее подвержены стрессам, их сложнее напугать проблемами на работе или кризисом в отношениях. Можно предположить, что спорт отнимает слишком много энергии, и у них просто не хватает сил на простые человеческие переживания, но на самом деле причина кроется не в этом. Привычка организма к физической активности делает выше эффективность кратковременной функции работы мозга.

Недавно в научном журнале «British Journal of Health Psychology» было опубликовано исследование, в котором приняли участие студенты. Результаты показали, что молодые люди, которые начали заниматься спортом, отметили снижение уровня стресса, повышение концентрации внимания, уменьшение употребление кофеина и алкоголя. Спустя несколько месяцев у студентов-участников было отмечено повышение учебной успеваемости, организаторы исследования связывают это с повышением способности к саморегулированию.

Во время спортивной тренировки человек вынужден противостоять дискомфортным для него условиям, он учится противостоять стрессу в повседневной жизни и выполнять поставленные задачи, даже если для этого требуется выйти из зоны комфорта.

Успехи, которые человек делает в одной из областей своей жизни, дают проекцию и на другие области, со спортом это наиболее наглядно. Спорт показывает человеку, как расширяются его возможности, поэтому многие общественные организации используют его для помощи людям. Ярким примером станет проект Back on My Feet, организаторы которого помогают участникам нормализовать свою жизнь при помощи бега. Подготовка к марафону рассматривается как средство для преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Проект работает с 2009 года, за это время через него прошли тысячи человек, 40% участников нашли себе работу после участия в проекте, а еще 25% обзавелись собственным жильем.

Очередное любопытное исследование было опубликовано в Европейском журнале прикладной физиологии, его тематикой стало влияние физических нагрузок на стрессовые реакции. Участниками стали студенты Университета Карлсруэ, их поделили на две группы, участники одной из групп выходили на пробежку дважды в неделю, эксперимент продолжался 20 недель. Конец испытательного периода намеренно совпал с началом экзаменов, во время сессии каждый из студентов носил на руке пульсометр. Первым проявлением стресса является учащение ритма сердечных сокращений. Более половины из студентов из бегающей группы показали отличные результаты, они вели и чувствовали себя спокойно в некомфортных обстоятельствах, легче противостояли стрессу.

Блок похожие статьи

Примечательно то, что ранее никто из участников исследования не занимался спортом, поэтому путь от малоподвижного образа жизни до регулярных тренировок стал для них очень сложным. Отсюда вывод о том, что познать все преимущества спорта и изменить свою жизнь может любой человек, для этого не обязательно быть профессионалом. При стрессе организм любого человека выдает мгновенную физиологическую реакцию в виде выброса адреналина, то является посылом к активному действию. До спортивной практики люди предпочитают подавлять этот посыл, они удерживают энергию в себе и бездействуют. Спорт учит поступать по-другому, направлять энергию на разрешение проблемы, приносит двойную пользу – разрешение ситуации и нейтрализацию последствий стресса.

Какой спорт выбрать для себя?

Выбор спортивного направления должен зависеть от того, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Девушкам можно порекомендовать восточные танцы и аквааэробику, эти направления развивают женственность и гибкость. Снизить агрессивность и избавиться от негативных эмоций помогут силовые тренажеры. приносит концентрацию внимание, спокойствие, душевную гармонию. При помощи тенниса и бадминтона можно развить гибкость мышления и способность быстро принимать решения Групповой формат любой тренировки способствует развитию коммуникативных навыков, способности к взаимодействию с другими людьми.