Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что значит житие в литературе. Значение слова «житие

жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление Ж. являлось непременным условием канонизации, т. е. признания святости. Церковно-служебным назначением Ж. обусловливалось требование строгого соблюдения основных принципов жанра: герой Ж. должен был служить образцом подвижника во славу церкви, во всем походить на других святых. Традиционной была композиция Ж: рассказ о детстве святого, избегающего игр с детьми, истово верующего, затем рассказ о его жизни с подвигами благочестия и творимыми чудесами, рассказ о кончине и о посмертных чудесах. Агиографы охотно заимствуют из других Ж. и сюжет, и отдельные коллизии. Однако героями Ж. были, как правило, реальные люди (за исключением Ж. первых христианских мучеников), и поэтому именно в Ж. ярче, чем в других жанрах древнерусской литературы, отразилась и реальная жизнь. Особенно сильно эта черта Ж. проявлялась в обязательном для них разделе чудес. Большинство житийных чудес представляет собой протокольно-деловую запись об исцелениях больных и страждущих людей от мощей святого или по молитве к нему, о помощи святого людям в критических ситуациях, но немало среди них жизненно ярких остросюжетных рассказов. В свое время Ф. И. Буслаев писал: “В статьях о чудесах угодников иногда в замечательно ярких очерках выступает частная жизнь наших предков, с их привычками, задушевными мыслями, с их бедами и страданиями” (Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия,-М., 1861.-Стб. 736). В житийных рассказах о подвижниках-монахах нашли отражение устные монастырские легенды, черты монастырского быта, обстоятельства взаимоотношений монастыря с миром, мирскими властями, реальные исторические события. Ж. основателей монастырей отражают подчас весьма драматические столкновения основателя монастыря с местным населением. В ряде случаев за традиционными житийными коллизиями скрываются живые человеческие чувства и взаимоотношения. Весьма характерен в этом отношении эпизод Ж. Феодосия Печерского, посвященный традиционному житийному положению - уходу юноши, будущего святого, из дома в монастырь. Противодействие матери Феодосия его богоугодному стремлению оставить мир и посвятить себя служению Богу трактуется автором как проявление вражьей воли, как результат дьявольских наущений, но описывается им эта ситуация как жизненно яркая, драматическая картина материнских чувств. Мать любит сына и восстает против его желания уйти в монастырь, но она человек сильного, непреклонного характера, и из-за любви к сыну и стремления настоять на своем эта любовь превращается в жестокость- не добившись своего уговорами и угрозами, она подвергает сына жестоким истязаниям. По типу сюжетов Ж. могут быть разделены на несколько групп. В Ж.-мартириях рассказывалось о смерти святых, пострадавших за приверженность христианству. Это могли быть первые христиане, замученные и казненные римскими императорами, христиане, пострадавшие в странах и землях, где исповедовались иные религии, погибшие от рук язычников. В Ж.-мартириях почти непременным сюжетным мотивом являлось подробное описание мучений, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от христианских воззрений. Другая группа Ж. повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам, подвижники, оставив города, уходили в пустыни, жили там в полном одиночестве (отшельники), страдая от лишений и проводя все дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - святой обитал долгие годы на вершине каменной башни (столпа), в монастырях подвижники могли “затворяться” в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти. Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - князья, цари, императоры, деятели церкви (основатели и игумены монастырей, епископы и митрополиты, патриархи, известные богословы-проповедники). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого, и под этим числом входили в Прологи, минеи (сборники житии, расположенных в порядке месячного календаря) , в сборники устойчивого состава. Как правило, Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь (а иногда словами на обретение его мощей, перенесение мощей в новую церковь и т д.). В древнерусской книжности известны сотни Ж., при этом переводные (византийские, реже болгарские и сербские) Ж. имели распространение не меньшее (а в XI-XV вв. и значительно большее), чем оригинальные русские Ж., так как в равной мере почитались православные святые, независимо от того, кто были они по национальности и в какой стране они жили и подвизались. Из византийских Ж. наибольшее распространение получили переводы Ж. Алексея, Человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Евфимия Великого, Ефросиний Александрийской, Екатерины, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, Козмы и Дамиана, Марии Египетской, Николая Мирликийского, Параскевы-Пятницы, Саввы Освященного, Семеона Столпника, Федора Стратилата, Федора Тирона и других святых. Переводы с греческого некоторых из них см. в кн.: Полякова С. В. Византийские легенды.-Л., 1972. Ж. русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы - с XI по XVII в. Ж. эти также могут быть систематизированы по типу героев Ж.: княжеские Ж., Ж. церковных иерархов, Ж. строителей монастырей, Ж. подвижников во славу церкви и мучеников за веру, Ж. юродивых. Конечно, эта классификация весьма условна и не имеет четких границ; многие князья, например, выступают в Ж. как мученики за веру, создателями монастырей выступали самые разные люди и т. д. Ж. могут быть сгруппированы по географическому принципу - по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Ж. (киевские, новгородские и севернорусские, псковские, ростовские, московские и др.). По большей части имена авторов Ж., как и вообще письменных памятников Древней Руси, остались нам неизвестны, но в ряде случаев мы узнаем имена сочинителей Ж из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Наиболее прославленные среди авторов русских Ж.- Нестор (XI-нач. XII в.), Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV-1-я четв XV в), Пахомий Логофет (XV в.). Перечислим некоторые древнерусские Ж., группируя их по характеру героев Ж. Ж. подвижников во славу церкви и создателей монастырей: Авраамия Ростовского, Авраамия Смоленского, Александра Ошевенского, АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО, Антония Сийского, Варлаама Хутынского, Дмитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Зосимы и Савватия Соловецких, Иоанна Новгородского, Кирилла Белозерского, Леонтия Ростовского, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, Стефана Пермского. Ж. иерархов русской церкви - митрополитов: Алексея, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа. Ж. юродивых: Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Исидора Ростовского, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского. Из княжеских Ж. наиболее известные: Ж. Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Всеволода-Гавриила Псковского, ДМИТРИЯ ДОНСКОГО, Довмонта-Тимофея, Михаила Александровича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Михаила Ярославича Тверского, Феодора, князя смоленского и ярославского. Женских Ж. в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Ефросиний Полоцкой, Ефросиний Суздальской, Иулиянии Вяземской, Иулиянии Осорьиной (см. Осорьин Дружина), княгини Ольги. Легендарно-сказочные мотивы, местные предания иногда столь сильно влияют на авторов Ж., что к Ж. созданные ими произведения могут быть отнесены только потому, что герои их признаны церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин “житие”, а по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это “Повесть о Петре и Февронии Муромских” Ермолая-Еразма. “Повесть о Петре, царевиче Ордынском”, “Повесть о Меркурии Смоленском”. В XVII в. на русском Севере возникают Ж., полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу церкви не связан, но необычен - они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский - мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские-то ли поморы, толи монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский - священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом. Все эти Ж. примечательны чудесами, в которых красочно отражена жизнь крестьян русского Севера. Многие чудеса связаны со случаями гибели поморов на Белом море. О изданиях Ж. см. в настоящем словаре статьи: Епифаний Премудрый, Ермолай-Еразм, Житие Александра Невского, Житие Алексея, Человека Божьего, Житие Варлаама Хутынского, Житие Зосимы и Савватия Соловецких, Житие Леонтия Ростовского, Житие Михаила Клопского, Житие Михаила Тверского, Житие Николая Мирликийского, Жития Бориса и Глеба, Нестор, Пахомий Серб, Прохор, Слово о житии князя Дмитрия Ивановича, а также статьи о Ж. в Словаре книжников (см.: Вып. 1.-С. 129- 183, 259-274; Вып. 2, ч. l.-C. 237- 345; Вып. 3„ ч I-С. 326-394). Лит.: Ключевский Древнерусские жития, БарсуковН П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, Голубинский Е История канонизации святых в русской церкви - М, 1903, Серебрянский Княжеские жития; Адрианова-Перетц В. П.; 1) Задачи изучения “агиографического стиля” Древней Руси // ТОДРЛ - 1964 - Т 20 - С 41-71; 2) Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв // Истоки русской беллетристики.- С. 67-107, Б у д о в н и ц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках (по житиям святых) - М, 1966; Дмитриев Л. А.; 1) Сюжетное повествование в житийных памятниках XIII- XV вв. // Истоки русской беллетристики.- С. 208-262; 2) Жанр севернорусских житий // ТОДРЛ.-1972 - Т. 27.- С 181-202; 3) Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно -биографических сказаний.- Л., 1973, 4) Литературные судьбы жанра древнерусских житий // Славянские литературы / VII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации.-М., 1973-С. 400-418, Исследовательские материалы для “Словаря книжников и книжности Древней Руси”. Оригинальные и переводные жития Древней Руси // ТОДРЛ -1985 - Т 39 - С 185-235; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. Статья вторая Памятники агиографии // ТОДРЛ-1990 Т 44.- С. 196-225 Л. А. Дмитриев, О. В. Творогов

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Жанры религиозной литературы

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть. Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.

Характерные признаки жития как жанра

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого. Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества. Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Жития преподобных

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым. Тут есть все, что должно быть в этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость. Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм. Жития подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника - преподобного.

Перечень житийных произведений русской литературы

Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства. Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума - непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового

ЖИТИЕ , Жития - в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых. Церковно-служебным назначением Ж. обусловливалось строгое соблюдение основных канонов.

Герои Ж. идеализируются, описываются с соблюдением основных принципов жанра: святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве и церковному пению, после смерти родителей все наследство отдает бедным, идет в монастырь, проводит время в молитвах и терпении, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой (см. Святой Дух ), он начинает творить чудеса, говорит с ангелами и много пользы приносит тем, кто слушает и видит его, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.

Ж. появились в Римской империи в первые века христианства (200-209) - во время антихристианских репрессий Септимия Севера. В 3-4 вв. Ж. широко распространились на Востоке, в Византийской империи и католических странах Западной Европы. В многочисленных "пассионах" и мартириях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - цари, князья, императоры, деятели церкви (основатели и игумены [см. ] монастырей, епископы [см. ] и митрополиты [см. ]). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого - и под этим числом входили в прологи, минеи, в сборники устойчивого состава. Обычно Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь, а иногда словами на обретение его мощей.

В истории христианства выделяются Ж. мучеников, Ж. святых отцов, в западной версии - мартирологи и др. В начале 11 в. византийские Ж. Алексея, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Андрея Юродивого, Евфросинии Александрийской, Николая Мирликийского, Симеона Столпника, Федора Стратилата, Епифания Кипрского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской и др. через посредничество Болгарии были перенесены на земли восточных славян. В Ж. - мартириях - подробно описываются мучения, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от веры. Другие Ж. рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям: богатые молодые люди тайно покидали родительские дома, вели нищенский образ жизни, уходили в пустыни, жили в полном одиночестве, проводили дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - долгие годы святой обитал в каменной башне (столпе).

Появление оригинальных Ж. связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый, последовательно добиваясь независимости Русской Церкви от опеки Константинопольского патриарха и византийского императора, поставил в Киеве митрополитом русина Илариона и стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба. Жизни и мученической кончине князей посвящен ряд памятников - рассказ в "Повести временных лет" (1015), "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба" (начало 12 в.) Нестора и анонимное "Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба" (середина 11 в.). Именем младших сыновей князя Владимира Святославича - Бориса и Глеба - освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии и была основана традиция т. н. княжеского Ж. в древней восточнославянской литературе.

Наряду с княжескими Ж. стали появляться и Ж., посвященные выдающимся деятелям Церкви - основателям тех или иных монастырских общежитий. Около 1091 Нестор написал "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу. В изображении Нестора Феодосий Печерский прежде всего суровый подвижник - аскет, деятельный хозяин вверенного ему монастыря, по инициативе Феодосия иноки из пещер окончательно переселились в Печерский монастырь.

"Житие Феодосия Печерского" послужило литературным источником Киево-Печерского патерика - сборника рассказов об иноках Киевского Печерского монастыря. В основе сборника - переписка Владимиро-Суздальского епископа Симона с киевским монахом Поликарпом, которые жили в конце 12-13 в. Авторы изобразили печерских святых людьми особого склада, стремившихся в неустанной борьбе достигнуть того аскетического идеала, который в древности выработали греческие и восточные монашеские общины. Путь духовного совершенства иноков показан на фоне исторической действительности, сообщается немало фактов, характеризующих монастырский быт той эпохи, утверждается идея славного прошлого Киева и общерусского значения Печерского монастыря и его святынь.

Выдающимися памятниками белорусской агиографии 12 в. является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству. Главная героиня Предслава - внучка князя Всеслава, дочь князя Святослава-Георгия - отказывается от замужества и против воли родителей постригается в монахини под именем Евфросиния (см. Евфросиния Полоцкая ). В монастыре она переписывает книги, записывает молитвы и проповеди. В произведении литературный схематизм и дидактическая риторика соседствуют с яркими реалиями времени, жизненной правдивостью описаний, основанных на реальных исторических фактах: строительство Спасо-Преображенского храма, мужского и женского монастырей, которые стали средоточием культуры и просвещения в Полоцке, по ее просьбе Лазарь Богша создал Крест, где сохранялись христианские святыни. Внутренний мир героини раскрывается в многочисленных монологах и диалогах, в произведении органично сочетается художественное описание жизни святой, краткое описание ее путешествия в Иерусалим и похвала.

В конце 12 - начале 13 в. было создано прологовое Ж. туровского епископа Кирилла, в котором главный герой изображен в полном соответствии с традициями агиографической литературы Средневековья. Сын богатых родителей отказывается от наследства и становится покорным иноком, некоторое время проводит на столпе. В заключительной части Ж. восславляется "другой Златоуст, иже на Руси паче всех восиа".

В полном соответствии с христианской традицией монах Ефрем написал "Житие Авраамия Смоленского" (начало 13 в.), в котором изображен талантливый проповедник и образованный монах Селищанского монастыря. Значительную роль в произведении играет авторский элемент. Ефрем размышляет, проводит аналогии с Ж. Саввы и Иоанна Златоуста, использует стилевую манеру Нестора. В произведении рассказывается о гонениях на Авраамия со стороны местного духовенства, которое завидовало его популярности и любви народа. Автор описывает тяжелые физические и душевные муки героя, его тернистый путь к всеобщему признанию.

Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием княжеских Ж.: Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского. В 1270-1280-х книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Автор произведения называет себя современником Александра, "самовидцем" его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников. Приступая к описанию "святой, и честной, и славной" жизни князя, он приводит слова пророка Исайи (см. Йешаяѓу ) о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В Ж. создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, дипломатические отношения с Золотой Ордой и Папой Римским. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона (см. Шеломо ), а также римского царя Веспасиана. "Житие Александра Невского" стало образцом для княжеских жизнеописаний, его влияние ощутимо в "Повести о Довмонте", в "Сказании о Мамаевом побоище", в "Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского".

В 14 - начале 15 в. формируется идеология централизованного государства, укрепляется авторитет великокняжеской власти, в литературе на первый план выдвигается нравственный идеал человека, целеустремленного, стойкого, способного к самопожертвованию во благо народа. Неизвестный автор создал "Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского", главным героем которого является московский князь - победитель монголо-татарских завоевателей, идеальный правитель всей Русской земли. После победы Дмитрия Ивановича над Мамаем "бысть тишина в Руской земли". При этом отмечается, что подобно Давиду, помиловавшему детей Саула, великий князь был милостив к провинившимся перед ним: "повинных же прощааше".

Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского" (см. - Т. К.). Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства. В "Житии Стефана Пермского" прославляется миссионерская деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показывается торжество христианства над язычеством. "Житие Сергия Радонежского" посвящено известному церковному и общественно-политическому деятелю, создателю и игумену подмосковного Троицкого монастыря. Будучи прекрасно образованным и начитанным, Епифаний Премудрый владел множеством литературных форм и оттенков стиля, талантливо включал в сочинения библейские цитаты и литературные реминесценции, мастерски использовал риторически изощренный стиль "плетение словес", сочетая стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития.

Во второй половине 16 в. русский писатель и публицист Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют характерные для Ж. описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Ж.

В 17 в. жанр Ж. трансформируется в бытовую повесть, эти изменения ярко прослеживаются в "Повести о Юлиании Лазоревской", написанной ее сыном Дружиной Осорьиным. Автор создает образ энергичной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, терпеливо переносящей испытания. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни и служения людям.

Следующий шаг по пути сближения Ж. с реальной действительностью сделал протопоп Аввакум в своем знаменитом Ж.-автобиографии. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное антифеодальное и антиправительственное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого, мужественного и бескомпромиссного русского человека. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть считает незыблемой. Тесное переплетение личного и общественного превращает данное Ж. из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. В стиле Ж. органично сочетается сказовая форма с проповедью, что и обусловило сочетание церковно-книжных элементов языка с диалектными. Новаторством протопопа Аввакума является то, что он решился написать свое собственное "Ж." и создал блестящее произведение автобиографического жанра, до той поры в зачаточном виде существовавшего в русской литературе. Основной удар своей обличительной критики Аввакум направил против реформ патриарха Никона. Человек громадной энергии и силы духа, Аввакум показал себя мастером полемики и агитации. Никакие пытки и истязания, ссылки, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума прекратить борьбу против "блудни еретической".

В православии в настоящее время особой распространенностью пользуются сюжеты из Ж. следующих угодников Божьих: Иоанна Крестителя; святого первоверховного Апостола Петра; святого первоверховного Апостола Павла; Апостола Андрея Первозванного; благоверного великого князя Александра Невского (1220-1263); великомученицы Варвары (3 - начало 4 в., пострадала за Иисуса Христа ок. 306); равноапостольного великого князя Владимира (ок. 960-1015); великомученика Георгия Победоносца; великомученицы Екатерины (казнена между 305 и 313); святого пророка Илии; Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Иоанна Златоуста; праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908); блаженной Ксении Петербургской (18 - начало 19 в.); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (конец 3 - первая половина 4 в.); равноапостольной великой княгини Ольги (10 в.); великомученика и целителя Пантелеимона (3-4 вв.); преподобного Серафима Саровского; преподобного Сергия Радонежского; сорока мучеников севастийских (4 в.) и др.

Т. П. Казакова


Поделиться:

жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.