Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Центральный Институт Труда (ЦИТ). Центральный институт труда

(1924-1940) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Будущий основатель института, революционер и поэт - А. К. Гастев был убеждён в необходимости систематической работы по исследованию трудовых процессов с целью их совершенствования. В ходе своей работы на ряде предприятий в России и за рубежом он занимался изучением отдельных операций и впервые выступил в печати с методикой классификации работ в зависимости от приёмов, которые употребляются рабочими на заводе. В - гг. будучи секретарем ЦК ВСРМ (Всероссийского союза рабочих-металлистов) он активно занимается профсоюзной и культурно-организаторской работой и активно участвовал в продвижении идей научной организации труда .

    В феврале 1921 на I конференции по научной организации труда А. К. Гастевым были впервые оглашены правила «Как надо работать», эти правила были напечатаны в газетах Известия , Труд , перепечатаны во всех рабочих газетах и журналах по научной организации труда. К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Также в начале 1921 г. Гастевым была выпущена брошюра «Наши задачи» в которой была дана краткая характеристика состояния организации труда в Советской России и за рубежом, изложен план работ, структура Института труда при ВЦСПС и методология его работы.

    Памятка Как надо работать
    1. Сначала продумай всю работу досконально. План
    2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. Заготовка
    3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь. Чистота
    4. Инструмент располагай в строгом порядке. Порядок
    5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. Установка
    6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. Вход в работу
    7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю.
    8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. Режим
    9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
    10. Не надо отрываться в работе для другого дела.
    11. Работай ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер. Выдержка
    12. Если работа не идет, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу.
    13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу.
    14. При удачном выполнении работы не старайся её показывать, лучше потерпи.
    15. В случае полной неудачи - легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу.
    16. Кончил работу и прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти. Еще раз чистота и порядок

    3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева с В. И. Лениным , с которым Гастев был знаком еще по швейцарской эмиграции. Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ).

    Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10). В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность.

    В настоящее время правопреемником ЦИТ является (НИАТ) .

    Основные направления деятельности ЦИТ

    Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

    В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка» , занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

    Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

    Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства - в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» - прообраз профессиональных конкурсов.

    Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

    1. Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства.
    2. Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях.
    3. Организация производственной подготовки промышленных кадров по издаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, авто, транспорта и сельского хозяйства.
    4. Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
    5. Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
    6. Работа в армии по улучшению её боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

    Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

    Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие солидный производственный стаж, пробывшие в длительных командировках в Германии и Америке, вначале не только изумлялись какому-то такому проектированию рабочего состава, но и подкрепляли своё изумление компетентной ссылкой на то, что ничего подобного нет ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы - проектирования - инициатива самого ЦИТа».

    ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.

    Особое значение придавалось проработке вопросов «развертывания» предприятий, то есть проектированию таких процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение его до проектной мощности, обеспечение предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.

    Проектировочные работы ЦИТ осуществлялись в следующих направлениях:

    • проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе - типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников, на вспомогательные и обслуживающие работы;
    • проектирование производственных характеристик рабочего состава, то есть работников;
    • проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролёте, цехе;
    • проектирование необходимого количества работников на основе расчетов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
    • проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.

    На основе всех указанных видов проектирования ЦИТ добивался получения новых, более высоких форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали десятки крупнейших предприятий страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин . Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой - гиганты машиностроения.



    План:

      Введение
    • 1 История
    • 2 Основные направления деятельности ЦИТ
    • 3 Публикации и периодические издания
    • 4 Руководство и кадровый состав
    • Примечания

    Введение

    Центральный институт труда, (ЦИТ) - научно-методический центр в области научной организации труда Российской Советской Республики (1921-1924) и СССР (1924-1940) .


    1. История

    3 июня 1921 г. состоялась встреча А. К. Гастева - революционера, увлечённого идеями научной организации труда с В. И. Лениным, с которым Гастев был знаком еще по швейцарской эмиграции. Гастев получает поддержку всех своих идей, направленных на научную организацию труда (НОТ). Для их реализации Институт труда , созданный в 1920 г. при ВЦСПС, и Институт экспериментального изучения живого труда Наркомтруда были объединены в Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил А. К. Гастев. Уже 24 августа 1921 г. был издан декрет Совета Труда и Обороны об организации и задачах Центрального института труда (ЦИТ), за подписью В. И. Ленина, данным декретом ЦИТ был признан «учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочей силы».

    В 1931 передан в ведение ВСНХ СССР.

    Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, им навешивается ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени свертывается работа ЦИТа и местных институтов труда (в 1920-х годах их было свыше 10). В 1939 основателя и бессменного руководителя ЦИТ Гастева расстреляли за антисоветскую деятельность (по сути за пропаганду идей НОТ).

    В конце 1940 ЦИТ передан в наркомат авиационной промышленности. Деятельность института была перепрофилирована и сконцентрирова на авиационной промышленности. 24 ноября 1940 г. на базе ЦИТ приказом Наркомата авиационной промышленности СССР был создан Трест организации авиационной промышленности «Оргавиапром» , которым руководил один из создателей авиационной промышленности СССР П. Г. Щедровицкий. 27 апреля 1944 г. Трест «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт по организации авиационной промышленности «Оргавиапром» (НИИ «Оргавиапром»). 26 мая 1947 г. приказом Министерства авиационной промышленности СССР НИИ «Оргавиапром» был переименован в Научно-исследовательский институт технологии и организации производства (НИАТ). .

    В настоящее время правопреемником ЦИТ является Национальный Институт Авиационных Технологий (НИАТ) .


    2. Основные направления деятельности ЦИТ

    ЦИТовскиие инструкторы по СССР, 1926

    Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.

    В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка», занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. По характеру деятельности его сравнивают с крупной современной консалтинговой фирмой. Услуги «Установки» быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования.

    Расцвет практической деятельности ЦИТа пришелся на 1930-1934-е годы, масштаб его деятельности характеризуют следующие данные:

    • Свыше 400 предприятий и строек, которые обслуживал ЦИТ.
    • Свыше 500 тыс. рабочих, подготовленных на базах ЦИТ. В частности, для Сталинградского тракторного завода в начале 1930 года было подготовлено более 8 тыс. человек. Ни одна система подготовки рабочей силы, кроме цитовской, не могла угнаться за такими темпами.
    • Около 200 профессий, по которым ЦИТ проводил обучение специалистов,
    • Около 1700 учебных пунктов (баз, цехов) ЦИТ было создано в разных уголках страны,
    • Свыше 20 тыс. инструкторов, организаторов производства были подготовлены в ЦИТ.

    Инструкторы ЦИТ действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства - в машиностроении, металлургии, строительстве, лёгкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте. ЦИТ также проводил «трудовые чемпионаты» - прообраз профессиональных конкурсов.

    Правильное расположение инструмента. Из памятки ЦИТ для рабочих, 1924

    Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ, было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и «трудовая клиника» ЦИТа, опытные станции («оргастанции»), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО «Установка», имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования.

    Также впервые в мировой практике ЦИТ начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.


    3. Публикации и периодические издания

    Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А. Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе.

    А. Гастев с 1932 по 1936 гг. был главным редактором журнала «Вестник стандартизации» (ныне - «Стандарты и качество»).

    ЦИТ издавал собственные труды, методические материалы, журналы «Установка рабочей силы» (1926-31) и «Организация труда» (1921-33). Специалисты ЦИТ публиковали статьи, освещающие зарубежные события в области НОТ с анализом передовых методик и новинок. В 1924 году доклад Гастева на Международном конгрессе по НОТ в Праге был выслушан с особым интересом, поскольку русские предложили практическую методику обучения и тренировки инструкторов на базе нового понимания организации труда, которой не было даже на Западе. Один из «отцов современного трудоведения» в США и сподвижник Тейлора Фрэнк Гилбрет (англ. Frank Bunker Gilbreth ) признался, что «русские глубже нас входят в НОТ». Появились статьи и очерки в профессиональных журналах, в том числе в немецком журнале «Организация труда в промышленном хозяйстве», в «Бюллетене Тейлоровского общества», в промышленном журнале США «Менеджмент инженеринг».


    4. Руководство и кадровый состав

    Е. А. Петров, Н. М. Бахрах, А. К. Гастев - на заседании Президиума ЦИТа, 1928

    Основатель и директор ЦИТ:

    • Гастев, Алексей Капитонович

    В ЦИТ работали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты в том числе:

    • Бахрах, Натан Маркович - после передачи ЦИТ в ведение НКАП, главный инженер Московского авиационного завода №39
    • Бернштейн, Николай Александрович - заведующий лаборатории по изучению движений, позже лаборатории биомеханики
    • M.P. Журавлев,
    • Кекчеев, Крикор Хачатурович - заместитель директора и заведующий отделом изысканий (в области физиологии труда)
    • Левитов, Николай Дмитриевич
    • Немцов, Владимир Иванович - заведующий конструкторским бюро
    • Толчинский, Анатолий Абрамович - заведующий сенсорной лаборатории
    • Шпильрейн, Исаак Нафтульевич и др.

    Примечания

    1. Рабочий-поэт и стандарты - ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=45654
    2. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), г. Самара - guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=231&sid=779477
    3. Национальный Институт Авиационных Технологий. История предприятия - niat.ru/design/page_rus.php?id=67
    4. Нестандартный Гастев. Журнал «Стандарты и качество» 01.09.2004 - ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=5495
    5. 1 2 Тейлор и Гастев. Журнал «Эксперт» № 18 (703) / 10 май 2010 - www.expert.ru/expert/2010/18/teylor_i_gastev/
    6. История менеджмента - www.ido.rudn.ru/lectures/201/H9.htm

    Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 23:58:11
    Похожие рефераты: ,

    Родоначальником научной организации труда (НОТ) является американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.).

    Его система включала четыре взаимосвязанных элемента:

    1. выработка у рабочих рациональных методов и приемов труда;
    2. подбор кадров;
    3. обучение и развитие рабочих;
    4. тесное сотрудничество администрации и рабочих.

    Последователи Ф. У. Тейлора:

    1. Супруги Френк и Лилиан Гилбрет:

    • впервые дали определение научной организации труда – это организация труда, основанная на измерениях;
    • стали использовать кинематограф для изучения трудовых процессов;
    • расчленили трудовой процесс на микроэлементы;
    • придавали большое значение отдыху рабочих.

    2. Гаррингтон Эмерсон:

    поставил вопрос о научном управлении. Построил единую для всякого труда методику определения эффективности рациональной организации, назвав ее «12 принципов производительности». Успешность предприятия определяется и измеряется степенью отклонения организации от 12 принципов производительности.

    3. Анри Файоль:

    дополнил и развил принцип функциональной специализации, обосновал необходимость функционального построения аппарата управления, функционального разделения труда в производстве, функциональной системы обслуживания рабочих мест.

    4. Генри Форд:

    • расчленил трудовой процесс на составляющие и обеспечил внедрение поточного производства;
    • был сторонником стандартизации производства;
    • был сторонником специализации рабочих мест и рабочих.

    5. Ученые, разрабатывавшие теорию человеческих отношений. Они считали, что производительность труда зависит от отношения к своей работе, от взаимоотношений с управляющими, солидарности в группе.

    Теория человеческих отношений состоит из:

    • изучения потребностей человека;
    • социологии малых групп;
    • управления рабочей силой на предприятии. Особое внимание уделялось мастеру. До 90% работы мастера должно быть посвящено человеческим отношениям, поэтому мастеров надо обучать общаться;
    • развития внутрифирменных коммуникаций. Опыты показывают, что чем выше информированность работников о делах предприятия, тем выше эффективность производства;
    • система участия рабочих включает:
      • участие в принятии решения;
      • участие в рационализации;
      • участие в прибыли;
    • организация социологии досуга.

    В России в начале XX века по указанию В. И. Ленина активно изучалась и внедрялась система Ф. У. Тейлора и его последователей. Работа велась в двух направлениях:

    • по линии профсоюзов созданы Центральный институт труда под руководством А. К. Гастева, журнал «Время», лига «Время – НОТ» под руководством П. Н. Кержинцева;
    • по линии государства создан наркомат – руководитель В. В. Куйбышев.

    Совместными усилиями государства и профсоюзов были организованы конференции по научной организации труда: первая в 1921 г. – Всероссийская; вторая в 1924 г. – Всесоюзная.

    В 1930-е годы Институт труда был закрыт, книги уничтожались, журнал закрыт, считалось, что научная организация труда – это преклонение перед иностранщиной.

    В 1941–1945 гг. основной формой организации труда были фронтовые бригады, в которых труд строился на научной основе без провозглашения этого.

    В 1960-е годы наступил новый расцвет НОТ: в стране введены учет и отчетность по НОТ, на предприятиях созданы отделы НОТ, при министерствах – центры по НОТ, в вузах – новая специальность «НОТ и экономика труда».

    В 1968 г. Состоялось Всесоюзное совещание по НОТ.

    С 1990-х годов основная часть работы и отделы по НОТ на предприятиях закрываются.

    Современником А. А. Богданова был видный советский ученый, основатель и первый директор Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастев. Управление производством А. К. Гастев разделял на два самостоятельных процесса управление вещами и управление людьми и раскрыл общность производственного и управленческого процессов.  


    Зачинателем и вдохновителем советской системы научной организации труда был В. И. Ленин. В нашей стране были развернуты значительные по тем масштабам исследования, широко изучался отечественный и зарубежный опыт организации труда . В 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), сыгравший значительную роль в развитии научно-методических основ научной организации труда.  

    Центральный институт труда (ЦИТ) - в СССР в 1920-1940 гг. ведущая научно-исследовательская организация , занимавшаяся разработкой важнейших проблем организации социалистического труда и практическим внедрением результатов исследований в производство. Организатором и руководителем ЦИТа был А. К. Гастев - один из создателей советской школы НОТ.  

    По инициативе В. И. Ленина в 1921 г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области НОТ.  

    В СССР научная разработка вопросов организации труда началась в 1921 г., когда был организован Центральный институт труда (ЦИТ), ставший ведущим научно-методическим центром страны в области научной организации труда . Работники института разработали и внедрили на ряде предприятий рациональный режим труда и отдыха, разработали рекомендации по улучшению гигиенических условий труда , а также другие мероприятия, связанные с совершенствованием трудовых процессов , которые широко внедрялись на заводах и фабриках. В разработанном ЦИТом плакате-листовке Как надо работать популярно излагались конкретные правила рациональной организации труда , приводились рекомендации о том, как следует подготовить и оснастить рабочее место , как распределить свои усилия во времени, как правильно чередовать время работы и отдыха и т. п.  

    Центральный институт труда (ЦИТ) создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как метод обучения ЦИТ. На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.  

    ЦИТа" (1927), "Нормирование и организация труда " (1929), брошюр, статей. Основатель (1921) и первый руководитель Центрального института труда (ЦИТ). Коллектив ЦИТ, руководимый Г., в 20- 30-е гг. разработал концепцию НОТ, которая включала три взаимосвязанных направления (теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места методику рационального производственного обучения теорию управленческих процессов) и в комплексе охватывала сферы техники, технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также элементы таких наук, как кибернетика, инженерная психология , эргономика, которые начали широко развиваться в последующие годы. Концепция НОТ трансформировала и интегрировала наиболее ценные находки западной управленческой мысли и в то же время представляла значительный шаг вперед по сравнению с носившими преимущественно технико-технологический и узко адм. характер разработками Ф. Тейлора и его последователей. В ней уделялось значительное внимание новой культуре труда, соц., психологическим, физиологическим аспектам трудовой деятельности, обосновывалась необходимость постоянной тренировки физ. и психических способностей работников (наблюдательность, воля, двигательная культура и пр.), предусматривался широкий диапазон проявления личной инициативы исполнителей. Г. предложил концепцию организации труда , максимально приближенную к потребностям крупного общественного производства. Реализованная еще при жизни Г., указанная концепция способствовала коренному пересмотру и обновлению методов профессиональной подготовки кадров, организации труда и производства в отечественной практике. Несмотря на то что основная работа ЦИТ была направлена на внедрение НОТ в производство, институт проводил исследования и в сфере управления. По мнению современных специалистов, Г. выдвинул ряд идей, характерных для современного научного управления (так, сформулированные Г. 16 правил "Как надо работать" предвосхитили ряд праксеологических идей и представляют методологический и практический интерес для организации любого вида труда).  

    Первыми взялись за изучение труда и пересмотр норм выработки рабочие -металлисты, которые поставили этот вопрос на рассмотрение второй сессии Совета Всероссийского Союза рабочих-металлистов (1918 г.). 28 августа 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Труда и Обороны об организации Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и его задачах. ЦИТ возглавил в стране работу по рационализации трудовых процессов. Было утверждено положение о заработной плате , разработана инструкция по изучению труда и др. В стране начала создаваться сеть специальных по НОТ, а на предприятиях - тарифно-нормировочные бюро и секции организации труда (НОТ). В 1925 г. состоялась первая Всесоюзная конференция работников тарифно-нормировочных бюро заводов, которая определила содержание, цели и задачи нормирования труда на социалистических предприятиях.  

    Отметим кратко и некоторые аспекты вклада в управленческую науку еще одного видного российского ученого, автора более 200 серьезных исследований по проблемам управления и научной организации труда , основателя и бессменного руководителя созданного в 1921 г. при ВЦСПС Центрального института труда (ЦИТ) - Алексея Капитоновича Гастева. Сосредоточившись на проблеме повы-  

    Уже в первые десятилетия существования нашей страны научная организация труда получила широкий размах на предприятиях народного хозяйства. Этому вопросу посвящались публикации видных государственных деятелей и ученых, многие совещания и конференции, издавалось несколько журналов. Для руководства и ко- ординации работ в области НОТ был создан Совет (СОВНОТ) вол главе с В. В. Куйбышевъш в 1921 г. было принято постановление об образовании Центрального института труда (ЦИТ), которым ру ководил крупный ученый А. К. Гастев. Этот институт занимался рационализацией трудовых процессов, совершенствованием рабочих мест и другими вопросами научной организации труда.  

    КПСС в условиях социалистического строительства последовательно претворяла в жизнь ленинские указания в области развития Н. о т. Уже в начале 20-х годов в стране был создан Центральный институт труда (ЦИТ), деятельность которого была направлена на выработку научно обоснованных предложений по совершенствованию трудовой деятельности и оказанию практической помощи предприятиям. Существенный вклад в развитие комплекса научных дисциплин о труде внесли советские ученые А. К. Гастев, С. Г. Струмилин. Б. Л. Маркус, Г. A. Ilpy-денский и др.  

    В период 1921-39 вопросами Н. о. т. занимался Центральный институт труда (ЦИТ), руководителем к-рого был А. К. Гастев. ЦИТ был создан как исследовательский и практический центр Н. о. т. в произ-ве. Постановление Совета Труда и Обороны от 24 авг. 1921, подписанное Лениным, отмечало важность создания такого центра. Основное внимание в работе ЦИТ было сосредоточено на исследовании процессов производственного труда и его рационализации. ЦИТ провел большую исследовательскую, методич. и практич. разработку ряда вопросов в области подготовки рабочих кадров , организации труда в производственном процессе , общей культуры труда и организации произ-ва в целом.  

    ЦИТ был образован в соответствии с указанием В. И. Ленина о необходимости поднятия производительных сил путем научной организации труда , привлечения к этому важному делу научных и технических сил страны, непосредственно самих трудящихся масс. 16 сентября 1920 г. Президиум ВЦСПС принял пост, об организации Института труда. В мае 1921 г. Институт труда был объединен с Институтом экспериментального изучения живого труда при Наркомтруде РСФСР и получил новое название - Центральный институт труда. Деятельность ЦИТа получила всестороннюю поддержку В. И. Ленина. В записке от 3 июня 1921 г. в Наркомфин РСФСР он писал Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда... Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки, и при трудном положении, поддержать должны (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 52. С. 244-245).  

    Лит. Ленин В. И., Научная система выжимания пота, Соч., 4 изд., т. 18 его же, Система Тяйлора - порабощение человека машиной, там же, т. 20 е г о ж е, Очередные задачи Советской власти, там же. т. 27 его же, Ложка дегтя в бочке меда, там же, т. 33 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 2-3. 7 изл., М., 1954 Постановления июльского Пленума ЦК КПСС 1955 года. О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства ..., М., 1955 Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза 24-29 июня 1959 года. Стенографический отчет, М., 1959 О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС. О развитии промышленности, транспорта и внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Постановление Пленума ЦК КПСС (единогласно принятое 15 июля 196Э г.), М., 1960 Программа Коммунистической партии Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР, М., 1957 Научное управление в американской промышленности. СО. статей, под ред. X. С. Персон, пер. с англ., М.-Л. 1933 Организация производства на промышленных предприятиях США, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-61.  

    Лит. Гастев А. К.- основатель и руководитель Центрального института труда ВЦСПС, в кн. ЦИТ и его методы НОТ, М., 1970.  

    В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марксистской идеологии . При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.  

    Русским Тейлором по праву можно назвать Алексея Капитоно-вича Гастева (наиболее важные его работы собраны в книге Гастев А К. Как надо работать. М., 1966). По заданию В. И. Ленина в 1920-х годах А. К. Гастев с сотрудниками активно изучал наиболее эффективные зарубежные методы управления и организации производства (в частности, сам Гастев работал на французских предприятиях, управляемых по системе А. Файоля, а также переписывался с Г. Фордом и другими ведущими менеджерами того времени) в 1920 году основал и возглавил ЦИТ (Центральный институт труда) в России, в котором было разработано около 1900 методик обучения профессиям и подготовлено более полумиллиона рабочих.  

    Смотреть страницы где упоминается термин Центральный институт труда ЦИТ

    :    Труд и заработная плата в СССР Издание 2 (1989) -- [

    «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой»

    «Если бы даже все производство было механизировано, если бы все было поставлено на конвейеры и движущиеся ленты, мы знаем, что вместе с этим надо поставить задачу воспитания особого скоростного человека с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии»

    А.К. Гастев


    Принято считать, что в то время, как в Америке повсеместно внедрялись идеи Тейлора и Форда, отсталая Россия, истерзанная Первой мировой войной и разрухой, была не способна задумываться о таких вопросах, как производственная культура или научный подход к труду. Однако именно тогда в нашей стране и появились эти понятия, изменившие мировую культуру труда. Их родоначальником является удивительный и деятельный Алексей Капитонович Гастев, дерзкий поэт и убежденный революционер, основатель Центрального института труда и основоположник всемирно известной НОТ – Научной Организации Труда.

    Алексей Капитонович Гастев родился 26 сентября 1882 г. в г. Суздале Владимирской губернии. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. он участвует в революционном движении, одновременно занимаясь поэзией и публицистикой. Сборники его художественных произведений издавались несколько раз под заголовком "Поэзия рабочего удара". Последний из них вышел в Москве в 1923 г.

    В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

    Где источник уникальных идей и замыслов? В чем причина поиска подходов к повышению качества организации труда?

    В глубине проникновения в тему рабочих процессов (вплоть до мельчайших элементов) и в масштабе целей, которые ставил перед собой Гастев, не ограничивая себя реальностью проблем сегодняшнего дня и всегда устремляясь в будущее.

    Находясь на нелегальном положении до 1917 года, Гастев часто бывает в Париже. Там он обучается в Высшей школе социальных наук и одновременно работает слесарем на металлозаводе, где производство организовано системе Фредерика Тейлора.

    Эти два факта позволяют ему изучить новейшие мировые подходы к организации труда как непосредственно на практике - в шумных залах французского завода, так и теоретически - за скромными партами Высшей школы. Лишь после революции Гастеву наконец удается вернуться на Родину, где он сразу же начинает активную деятельность по внедрению изученных за рубежом систем организации производства.

    Занимая ключевые посты в профсоюзном движении, Гастев видит ситуацию на заводах Москвы, Николаева, Петрограда, Нижнего Новгорода. Для него становится очевидным, что невозможно привить на советские заводы скопированную зарубежную систему. Необходима не просто адаптация. Требуется такое изменение увиденных и изученных ранее методов и подходов к эффективности труда, чтобы они смогли безболезненно дополнить и расширить существующие на заводах порядки. Главная проблема – культура труда, которая, по мнению Гастева, является результатом тщательных тренировок, а не только агитации. Ее не хватает на предприятиях прежде всего. Нужно формировать новые трудовые привычки – установки, а также научиться сочетать их с особенностями нашей коллективной ментальности и возможными источниками трудового энтузиазма.

    Гастев, в отличие от Форда, полагает, что основой повышения эффективности производства является не совершенствование техники, а сам человек, его мотивация, его желание расти над собой, стремление к радости труда. Поэтому в системе организации труда человеку необходимо уделять больше внимания, чем любым другим компонентам.

    Для реализации такого подхода были необходимы тщательные, глубокие и многофакторные исследования, а также последовательное внедрение результатов в подготовку рабочих – страна нуждается в быстром росте качества и производительности труда. И Гастев создает свое главное детище - Институт Труда, в последствие получивший название ЦИТ (Центральный Институт Труда).

    Активная деятельность Института позволяет разработать систему не только более гуманную, чем система Тейлора. Новый подход унифицирован, прост в элементах и понятен каждому. Нам он известен под названием НОТ – Научная Организация Труда.

    Научная Организация Труда становится основной деятельностью ЦИТ. На базе Института работают лаборатории, нацеленные на создание методов повышения эффективности производства, разрабатываются учебные программы, по которым полномасштабная подготовка рабочих происходит в немыслимо сжатые сроки – от 3 до 6 месяцев. Гастев уделяет особое внимание времени, его рациональному и качественному использованию, а также балансу эмоционального и физического состояния человека в трудовом процессе. Его рекомендации действенны и в наши дни, их легко узнать в «тайм-менеджменте» и модных идеях экологичного труда.

    Основным научным трудом Гастева является книга "Трудовые установки" (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам. А книгу «Как надо работать» можно смело назвать основой «социальной инженерии» - науки о рациональном, организованном, производительном и красивом человеческом труде. Уже к 1935 году Гастев выходит на международный уровень разработок в области стандартизации процессов, успешно выступает в Стокгольме и по этой теме. Однако в 1938 году его репрессируют, в апреле 1939 года трагически обрывается его жизнь, а вместе с ней останавливается и развитие его детища – ЦИТ – на долгие годы, вплоть до реабилитации в 1956 году.

    В период «оттепели» идеи научной организации труда находят живой отклик и реализуются в создании научно-исследовательских институтов, авиационных конструкторских бюро, ложатся в основу кибернетических разработок и становятся неотъемлемой частью интеллектуального труда, перейдя из основ рабочих профессий в инженерно-технические, исследовательские и прикладные научные области. Работы Гастева дважды переиздаются и получают «второе рождение» вместе с новым витком развития института – Всесоюзного научно-исследовательского института Труда.

    Можно с уверенностью сказать, что Гастев намного опередил свое время. Именно он ввел понятие «организационная культура», разработал теоретические и экспериментальные идеи новой науки - социальной инженерии. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

    Взгляд поэта, революционера и социального инженера был устремлен в будущее и обращен к нам сегодняшним. Идеи А.К. Гастева снискали мировую известность, и в наши дни изучаются в Германии, США, Великобритании. В Японии его методы в соединении с особенностями национальной культуры легли в основу столь популярных ныне концепций «Точно в срок» и «Бережливое производство». Его подходы уникальны сочетаемостью с любыми видами трудовой деятельности и применимостью в кросскультурном пространстве.

    На сегодняшний день идеи Алексея Капитоновича Гастева никому не кажутся чудными, в них верят, они многократно доказаны и крайне работоспособны. Никто не может сказать, каких еще технологических высот смогла бы добиться наша страна, если бы исследования в этой области не прекращались. Однако точно известно, что проекты и разработки этого вне всякого сомнения выдающегося человека сохранились в НИИ Труда. Остается лишь использовать их во благо, возвращая радость и ценность труда каждому человеку.

    Выдержки из книг

    «Труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций или функций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и одинаковые, как для рабочего, так и для директора: расчет - установка - контроль - учет - расчет»

    Семь правил Гастева для всякого труда:

    1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.
    2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.
    3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.
    4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков.
    5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.
    6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить.
    7. Знающий, но не умеющий - это механизм без двигателя.

    Мудрые правила повышения производительности труда:

    1. Сначала продумай свою работу досконально.
    2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления.
    3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь.
    4. Инструмент располагай в строгом порядке.
    5. При работе ищи удобного положения тела: наблюдай за всей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора.
    6. Не берись за работу круто, входи в работу исподволь.
    7. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй вполсилы, а потом уж берись вовсю.
    8. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи.
    9. Во время работы не ешь, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы.
    10. Не надо отрываться в работе для другого дела - работай ровно.
    11. Работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер.
    12. Если работа не идет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться - и снова за работу.
    13. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его - и снова за работу.
    14. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи.
    15. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начни работу.
    16. Кончил работу - прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.