Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» Блок

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника!..» Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе?..» «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами!..» Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
В. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя» Блока

В раннем возрасте А. Блок находился под значительным влиянием философских идей В. Соловьева. Философ повлиял и на творчество молодого поэта. Одна из центральных идей Соловьева, которой придерживался Блок, — победа Вечной Женственности. Юноша стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни. Идеалистические представления о любви нашли свое воплощение в Л. Менделеевой. Блок был знаком с дочкой знаменитого химика еще с детства, но сознательные отношения между ними начались в 1898 г. Со стороны девушки это была просто игра, поэт же влюбился не на шутку. Он наконец-то нашел ту единственную, к которой бессознательно стремилась его душа. В 1901 г. он написал стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое во многом стало пророческим.

Эпиграфом к стихотворению стали слова «учителя» Блока – В. Соловьева. Они означают, что пришедшая к поэту любовь разбудила его, освободила от оков будничной жизни.

В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.

Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Речь идет не о том, что девушка откажет юноше в любви. Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он считает, что это приведет его к «горестному и низкому» падению.

Все приметы («ясен горизонт», «лучезарность близко») указывают на счастливый исход ожидания. Но Блока так и не оставляют сомнения. Стихотворение, начинаясь предчувствием, заканчивается неуверенностью: «изменишь облик Ты».

В реальной жизни сомнения поэта полностью оправдались. Он фактически вынудил Менделееву выйти за него замуж. Придя от этого в восторг, он заявил жене, что считает физическую близость низким и недостойным занятием. Менделеева была поражена таким заявлением. Она не желала жить в иллюзорном мире и тем самым не оправдала идеальных ожиданий Блока. Вечная Женственность изменила свой облик. Впоследствии она ушла от поэта к другому, что стало причиной его «горестного и низкого» падения. Блок все же продолжал считать Менделееву образцом добродетели, и их странные отношения продолжались до самой его смерти.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Все стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме», принёсшего Александру Блоку огромную известность, посвящены Любови Дмитриевне Мен­делеевой.

Культ Прекрасной Дамы возник ещё в Средне­вековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот об­раз вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама - это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии - это Душа мира, в религиозном - это Царица Небесная, в повседневном - это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой. Лирический герой называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая, Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с за­главной буквы. Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он пред­чувствует Её появление - «весь горизонт в огне». Свет, огонь являются цветовой доминантой в сти­хотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.

Но, предчувствуя, что Её появление близко, лири­ческий герой вдруг ощущает страх. Он боится, что Её «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяж­кий сон… ты отряхнёшь…». С символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое) и метафора (смертельные мечты).

«Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив не­терпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а её схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда вопло­щалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой пре­красной жизни!

Александр Блок придерживался теории симво­лизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действи­тельно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше.

Дата добавления: 30 Апреля 2012 в 00:18
Автор работы: l********@gmail.com
Тип работы: творческая работа

Скачать в ZIP архиве (4.84 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Александр Блок, analiz.doc

- 25.50 Кб

Стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»также относится к этому циклу и посвящено Прекрасной Даме, в которой Блок видит божественное, спасительное начало, видит в ней надежду на новую жизнь. Но настроение лирического героя слышаться не только возвышенные мотивы и предчувствия чудесных перемен. Лирический герой ожидает появления той неземной Прекрасной Дамы, полон ощущения чуда, но чувствуется, что его не покидает страх, что «сменит образ свой» Прекрасная Дама и не сможет он «узнать свой идеал», и все мечты окажутся несбыточным сном, несбыточной надеждой. И смертельным кажется герою крушение надежд.

Местоимение «Ты» А. Блок пишет с большой буквы, чтобы показать насколько дорога лирическому герою его неземная Прекрасная Дама и как он ожидает ее появления.

Это стихотворение А.Блока произвело на меня большое впечатление. Атмосфера таинственности и тревоги заставляет искренне сопереживать герою, который так боится потерять свои надежды и мечты. Возможно, это стихотворение вызывает в моей душе отклик, потому что мне близки переживания героя. Я, как и лирический герой, часто ожидаю чуда, перемен и боюсь, что не сбудутся мои надежды.

Стихотворение « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» являются лирическим стихотворением, написанным катреном, перекрестной рифмой и используется стихотворный размер: пятистопный ямб.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В стихотворении автор используют различные литературные тропы, например, такие, как метафора « горизонт в огне», эпитеты « смертельныя мечта», дерзкое подозрение», анафора: в третей строчке первого стиха и в первой строчке второго стиха повторяются слова « Весь горизонт в огне», а также повторяется строка « Но страшно мне: изменишь облик Ты» во втором и третьем стихе.

Краткое описание

Александр Блок, творивший на рубеже двух миров: мира дореволюционной России и России, уже охваченной революцией, является тем поэтом, чье творчество на протяжении всей жизни постоянно претерпевало изменения. Для юношеской лирики Блока характерна атмосфера, мистической тайны, загадки, чуда и тема ожидания и предчувствия. В первую очередь это проявляется в цикле стихотворениях о Прекрасной Даме, например, в таких стихотворениях как « Мне страшно с Тобою встречаться», « Вхожу я в темные храмы», « Я отрок, зажигаю свечи…».