Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Варвара рябцева биография. Евгений моргунов - биография, информация, личная жизнь

  1. Трус, Балбес, Бывалый

З наменитую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого - любили зрители всего Советского Союза. Но немногие знали о нелегкой судьбе Евгения Моргунова, игравшего ключевые роли в отечественных комедиях. В его образ хулигана влюбилась вся страна, но в реальной жизни Моргунов был совсем другим человеком.

«Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство»

V Международный кинофестиваль в Москве. Два артиста-комика кино Евгений Моргунов (СССР) и Пьер Бурвиль (Франция). 1967 год. Фотография: aif.ru

Евгений Моргунов и Олег Попов. 1965 год. Фотография: kinoistoria.ru

Болельщик «Спартака» Евгений Моргунов на стадионе. 1963 год. Фотография: aif.ru

Евгений Моргунов родился в Москве 27 апреля 1927 года. Отец ушел из семьи, когда сыну не было и двух лет, и матери пришлось в одиночку воспитывать мальчика. Евгений с детства увлекался поэзией и музыкой, однако его творческие планы перечеркнула Великая Отечественная война : в 14 лет он устроился на завод, где вытачивал болванки для снарядов. В это нелегкое время семья Моргуновых жила бедно, часто голодала. Однажды мать Евгения принесла пачку масла, и голодный подросток съел ее всю, без хлеба. Ему тут же стало плохо, это происшествие нарушило обмен веществ и позже привело к развитию диабета.

Однако Моргунов не оставлял мечты о сцене и театре. Директор завода не отпускал его учиться, и тогда в 1943 году будущий артист написал шутливое письмо Иосифу Сталину:

«Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме» . Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский , Немирович-Данченко ».

В ответ на это письмо Моргунов получил неожиданную и совсем не шуточную рекомендацию:

«Направить товарища Моргунова Е. А. для поступления в Театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава».

Так Евгений Моргунов попал в Камерный театр, где его заметил один из крупнейших режиссеров того времени - Сергей Герасимов и через год взял на свой курс во ВГИК.

Трус, Балбес, Бывалый

Евгений Моргунов в роли Бывалого в фильме Леонида Гайдая «Самогонщики» (1961)

Юрий Никулин (Балбес), Георгий Вицин (Трус) и Евгений Моргунов (Бывалый) в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

Евгений Моргунов в роли Бывалого в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Благодаря Герасимову Моргунов получил одну из самых известных своих киноролей - роль Стаховича в фильме «Молодая гвардия» . Впрочем, народной любви маска отрицательного героя ему не принесла, скорее наоборот. Из-за роли молодого актера однажды избили незнакомые парни. На вопрос «За что?» те ответили, мол, за то, что играл предателя. С тех пор Моргунов за подобных персонажей не брался.

Современники вспоминали, что у артиста был непростой характер. В нем сочетались тонкая натура ценителя поэзии и искусства и желание подшутить над окружающими. Например, Моргунов разыгрывал пассажиров московских троллейбусов: выйдя из транспорта, представлялся водителем, снимал «рога» за веревку и вручал какому-то пассажиру с просьбой подержать, пока он не разберется с двигателем. После этого актер обходил троллейбус и перебегал дорогу, наблюдая за тем, как настоящий водитель кричит на невольного участника розыгрыша.

Отношения с коллегами-актерами и режиссерами у Моргунова не складывались, долгое время ему доставались лишь эпизодические роли. Положение спас Леонид Гайдай : он предложил актеру роль Бывалого, которая принесла ему всесоюзную известность. Однако знаменитая троица друзей - Трус, Балбес и Бывалый - распалась довольно быстро. В 1966 году во время съемок «Кавказской пленницы» Моргунов поссорился с Гайдаем, после чего режиссер отправил актера в Москву, а неотснятые сцены с его участием просто вычеркнул из сценария. Вскоре, после очередного странного розыгрыша, расстроилась и дружба Моргунова с Никулиным . Моргунов пришел к зданию цирка на Цветном бульваре , надев депутатский значок, и стал сообщать прохожим, что они могут обратиться к директору цирка, чтобы решить любые жилищные проблемы. Кабинет Никулина тут же одолели десятки просителей, и он распорядился не пускать Моргунова в цирк.

Эти эпизоды пошатнули положение Моргунова в кинематографе и позже он не получил ни одной главной роли. Артист переживал это тяжело, и его здоровье тоже ухудшалось: в последние годы жизни он почти не мог ходить, а на театральные выступления и съемки надевал тапочки.

«Работник кафедры» - будущий муж

Евгений Моргунов с сыном Николаем. Фотография: peoples.ru

Евгений Моргунов с женой Натальей и сыновьями Антоном и Николаем. Фотография: mk.ru

Евгений Моргунов с женой Натальей. Фотография: diletant.media

В жизни Моргунова было две женщины. С балериной Большого театра Варварой Рябцевой Евгений Александрович прожил 10 лет. С будущей женой Натальей актер познакомился в 1963 году: девушка вместо института по ошибке позвонила своей подруге, а трубку взял гостивший у нее Моргунов. Он представился работником кафедры и несколько раз перезванивал студентке по «учебным» вопросам. А позже решился пригласить ее на свидание. Свадьба Моргуновых состоялась в 1965 году, позже родились их сыновья, Антон и Николай. Наталья не только поддерживала мужа в самые трудные моменты жизни, но и следила за тем, чтобы он хоть изредка следовал указаниям врачей. По ее воспоминаниям муж любил жить красиво, поэтому никаких диет не придерживался - ел все, что хотел, даже пропускал уколы инсулина. Плохое здоровье влияло и на отношения актера с семьей и друзьями. Наталья Моргунова вспоминала, что муж легко раздражался, мог вспыхнуть по любому поводу, однако, по ее мнению, причиной этого был диабет.

Здоровье артиста окончательно ухудшилось после того, как в автокатастрофе погиб его младший сын Николай. Моргунов вскоре перенес два инфаркта и инсульт, а ровно через год после смерти сына, 25 июня 1999 года, не стало и его самого.

Актера с колоритной внешностью на роль Бывалого в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» Гайдай искал долго. Евгений Моргунов попался на глаза Пырьеву. Он ему заявил: «Ты утвержден без проб». А слово Пырьева на «Мосфильме» было закон. Моргунов таким и запомнился – в образе толстяка-тунеядца. В первом же его фильме – «Молодая гвардия» в роли Стаховича он выглядел иначе – высокий, стройный красавец. Но вскоре у Евгения обнаружили диабет. Болезнь была причиной его страданий, он сильно поправился, и, как ни парадоксально, благодаря именно полноте получил роль, ставшую его визитной карточкой.

– В войну пайки были мизерные, мальчик часто жил впроголодь, – рассказывает Наталья Моргунова, вдова актера. – Мама как-то раздобыла пачку масла. Женя съел ее всю сразу, без хлеба. А вскоре его скрутило, едва удалось спасти. Вот и нарушился обмен веществ.

По молодости актер забывал делать уколы инсулина, любил выпить и хорошо закусить. Невозмутимый внешне Моргунов обожал розыгрыши. Он мог, войдя в ресторан, помахать перед носом официанта красной корочкой и заявить: «Посади так, чтобы вон те типы меня не заметили, а я бы видел их как на ладони. И принеси что-нибудь поесть». Его принимали за сотрудника КГБ, всё беспрекословно выполняя. Заходя в салон троллейбуса, актер, пробираясь между пассажирами, требовал предъявить билеты, а через пару остановок выходил, садился в другой троллейбус, повторял тот же трюк и так бесплатно доезжал до места назначения. Снявшись в первом фильме Гайдая, он уже не мог шутить, оставаясь неузнаваемым. Но его и так всюду пропускали без очереди.

Трус, Балбес и Бывалый в 60-е годы были самыми популярными персонажами советского кино. Виновником их заката невольно стал Моргунов. Во время съемок «Кавказской пленницы» он пришел на рабочий просмотр в сопровождении двух девушек. Гайдай приказал посторонним выйти. Режиссер сказал это грубо. Моргунов, обидевшись, не подчинился. И, демонстрируя независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони: «Гайдай, ты не ловишь мышей!»

Тот повторил требование, не церемонясь. И тогда Моргунов чуть не набросился на него с кулаками.

Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым.

Из всей троицы ему выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 руб., Юрий Никулин – по 50 руб., а Георгий Вицин – по 40 руб.

Рассорился Моргунов и с Никулиным после очередной шутки. Однажды он встал у входа в цирк на Цветном бульваре перед началом представления и всем проходящим гражданам говорил, что если они имеют жилищные проблемы, то могут обращаться к директору Никулину. После десятка посетителей Никулин, узнав, с чьей подачи его атакует народ, распорядился не пускать Моргунова на порог цирка, сказав: «У нас и своих клоунов хватает!»

Лучшие дня

После Бывалого Моргунов снимался редко – в «Трех толстяках», в «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Новые, драматические, грани его таланта раскрылись в «Покровских воротах». Но чаще актер зарабатывал на жизнь, разъезжая по городам со сборными концертами «Товарищ кино».

Одолевать болезнь и неприятности на работе ему помогала верная жена. До 30 лет Моргунов жил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, она была старше его на 13 лет. Потом, женившись на Наталье, он поддерживал дружбу с бывшей любовницей и помогал ей.

Моргунов души не чаял в сыновьях. Хотя понимал родительский долг однобоко, считая, что главное – одеть, обуть и накормить. Был и курьезный случай.

– Как-то он посадил ребенка в коляску и повез ее не впереди, а за собой, – рассказывает Моргунова. – Сын выпал, а Евгений Александрович, задумавшись, не заметил. Очнулся, услышав крик прохожих: «Гражданин, вы ребенка потеряли!»

В последние годы актер едва передвигался. Жена ему даже резинки на носках разрезала – они давили и причиняли невыносимую боль. Он разрезал и ботинки, в них не влезали распухшие ноги. Даже на концертах выходил на сцену в тапочках, отшучиваясь: «По дороге мне бревно на ногу упало».

– Последние 15 лет жил, что называется, под ножом, ему по четыре раза в год врачи говорили: «Ампутируем ноги!» – рассказывает Наталья Николаевна. – Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь.

Окончательно Моргунова подкосила гибель младшего сына.

– Коля гонял на большой скорости. Муж часто его ругал за это, – говорит вдова. – Будто предчувствовал эту трагедию. Коля, возвращаясь ночью с дачи в Москву, заснул за рулем и врезался в дерево.

Когда сын погиб, Евгений Александрович первый раз в жизни впал в отчаяние. Чтобы спастись от чувства пустоты и утраты, старался при первой же возможности сбежать из дома – на людях ему было легче.

Его сразил инсульт. Лежа в больнице, он отшучивался: «Вы меня отсюда никогда не вынесете вперед ногами, потому что я – не-вы-но-си-мый!»

Его супруга, Наталья Николаевна, теперь живет с внучкой Евгенией. Актер всегда мечтал, чтобы дети и внуки стали музыкантами. Девочка играет на виолончели и собирается в консерваторию.

– Мне есть ради кого жить, ведь еще у меня есть сын Антон и внуки, старшему – 20 лет, а младшему 10, – говорит она.

Нам нравилось в Рябцеве все: и то, как он преподает, и то, как он рассказывает о любимом искусстве танца. Заниматься у него было наслаждением. «Многожестие — это засоренность выражения мысли. Лаконичность жеста — это большое искусство»,— говаривал Рябцев. Однажды на урок Рябцев пришел сильно прихрамывая. Окружив его, мы стали расспрашивать, что с ним случилось. Владимир Александрович, страдая от боли в ноге, сел на стул и очень тихо сказал:

— Напился... как свинья, не помню, что было. Наши лица мгновенно изменились. Сострадания как не бывало. Удивление, а кое у кого из девушек — испуг: Рябцев — и вдруг напился! Мальчики скрывали усмешку... Владимир Александрович посмотрел на всех, болезненно улыбнулся и сказал аккомпаниатору:

— Мазурочку можно? С первым же тактом Рябцев встал со стула и буквально «полетел» по залу, лихо ведя воображаемую Даму. Весь класс как-то разом охнул. Это был восхитительный обман, игра педагога.

Рябцев, довольный, улыбающийся, сел на стул и, обращаясь к Мише Каверинскому, сказал:

— Вот так-то вот. Ты, брат, и впрямь поверил в мою фантазию. Молодцы вы все. Гамма быстро сменяющихся чувств прочитывалась прекрасно. А почему вы мне поверили? Разве Рябцев славится как пьянчужка? Я пью, по секрету скажу вам, только в двух случаях: когда идет дождь и когда он не идет... Дальше Рябцев продолжать не мог. Его шутка вызвала гомерический хохот. Когда мы успокоились, он продолжал:

А почему вы мне поверили? Да потому что я искренне, глубоко прочувствовал свою «больную ногу» а вы все по-своему пережили этот момент. Подчеркиваю — пе-ре-жи-ли. А на сцене что надо делать, чтобы партнер, партнерша, публика вам поверила? Глубоко искренне пережить, даже если вы играете этот спектакль уже в сотый раз. Но! Берегитесь пе-ре-играть Лучше уж не-до-играть. Пусть нашим девизом станет: «Чуточку сильнее, чем в жизни, и лучше «недо», чем «пере». Часто он говорил: «Это у тебя вышло «пере». Ученик понимал, что переиграл и получилось неправдоподобно.

Рябцев много времени отдавал занятиям в училище. Искал и подбирал нотный материал, сочинял вместе с учениками сюжеты для сцен и этюдов. Преподавал он увлеченно, с большим интересом. Как бы он ни был занят в театре и как артист, и как руководитель балетной труппы, и как член художественного совета, он никогда не пропускал уроков. Параллельно с искусством хореографии Владимир Александрович немало времени отдавал драматическому искусству. С детства любовь к Малому театру и участие в спектаклях с корифеями драматического искусства с годами превратились в потребность пробовать свои силы и в этом жанре. В 1913 году он гастролировал в Петербурге, где в Театре на Фонтанке играл вместе с выдающейся артисткой Рощиной-Инсаровой в спектакле «Хозяйка гостиницы». Она исполняла роль Мирандолины, а Рябцев — Фабрицио.

В 1921 году Рябцев был одним из создателей Театра старинного водевиля. Он был актером, режиссером, ставил танцы. Артисты Большого театра любили ходить в этот театр. Рябцев был великолепен в водевилях. Этот театр существовал недолго, однако любовь к этому жанру у Рябцева осталась на всю жизнь. Только один раз мне посчастливилось видеть моего учителя в одной из картин старинного водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Он исполнял роль самого Льва Гурыча. Его дочери — жена Рябцева Варвара Кеслер. тоже артистка балета Большого театра . Было это при печальных в моей жизни обстоятельствах. Владимир Александрович узнал, что мне сделана операция в в связи с туберкулезом легких, собрал бригаду артистов и приехал в санаторий, где я находилась. Добрый, душевный человек, Рябцев решил порадовать больную балерину. В этот вечер он играл как большой мастер, играл самозабвенно, с отдачей всех творческих сил. Публика долго его не отпускала...

Владимир Александрович пробовал свои силы и в балетмейстерской деятельности. В 1920 году Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил его ставить танцы в оперетте Лекока «Дочь мадам Анго» в музыкальной студии Художественного театра. В Большом театре в 1921 году он поставил балет Стравинского «Петрушка». В один вечер с «Петрушкой» шел «Воинственный танец» Равеля. Этот номер Рябцев создал для Е. Гельцер и Л. Жукова. Во время войны с фашистской Германией Владимир Александрович находился в Москве. В прифронтовой столице он по-прежнему играл свои любимые роли — Марцелину, Санчо Панса и др. Все тяготы военного времени он мужественно переносил. 27 ноября 1945 года в Большом театре шла опера Глинки «Иван Сусанин». На балу у Сигизмунда артисты танцевали краковяк и мазурку. Владимир Александрович, как всегда, танцевал в первой паре, создавая образ горделивого польского шляхтича, с гривой седых волос и лихими усами. С первыми тактами мазурки Рябцев вдруг покачнулся и упал. Он умер на сцене...


Евгений и Наталья Моргуновы.

Евгений Моргунов будто играл в кино сам себя. Большой, слегка неуклюжий, шутник и балагур мог даже самое серьезное дело превратить в розыгрыш. Многие не понимали его шуток, отворачивались от актера. И только верная, понимающая, любящая Наташа всегда была рядом.

Телефонное знакомство

Евгений Моргунов в юности.

Однажды в квартире Евгения Моргунова раздался телефонный звонок. Девушка, робея и запинаясь, попросила к телефону профессора Котова. Евгений, привыкший делать розыгрыши из самых незначительных событий, тут же сориентировался. Он стал тем самым профессором, которого спрашивала девушка. Он записал номер телефона девушки и назначил ей пересдачу на следующий день. Да только вот беда, он не знал, в каком институте учится его абонент.

На следующий день Наташа пришла домой из института, ничего не понимая. Никакого профессора она на кафедре не застала, да и вообще никто ее не ждал. А вечером в ее квартире раздался звонок. Тот самый голос, который она слышала вчера, извинялся. Евгений Моргунов объяснил, что он не знал, куда ему надо было ехать, чтоб увидеть девочку с таким приятным голосом.
Наташа была не просто расстроена, она злилась за столь неудачный розыгрыш. И даже имя известного уже к тому времени актера не смягчило её сердце.


Наталья Моргунова в юности.

Но Евгений был настойчив. Он для себя принял решение звонить этой несговорчивой Наташе до тех пор, пока она не согласится с ним встретиться. И он звонил. Каждый вечер он набирал один и тот же телефонный номер. Ровно до тех пор, пока девушка не согласилась с ним встретиться. Ей же было интересно посмотреть на артиста, имя которого знал практически каждый человек в Советском Союзе. А еще он был так настойчив в своих уговорах.

Это была любовь


Евгений и Наталья Моргуновы.

Конечно, Наталья совсем по-другому представляла себе актера. Он виделся ей статным, красивым, грациозным. Ей казалось, что Бывалый – это всего лишь роль, а в жизни Евгений Моргунов совсем не такой. Но оказалось, что именно такой: полный, неловкий, даже неуклюжий. Но сколько же в нем было жизнелюбия! Он был старше Натальи на 13 лет. Но по своей любознательности, живому интересу ко всему происходящему он мог легко дать фору ее сверстникам. Девушка неоднократно признавалась позже, что по сравнению с Моргуновым все ее знакомые казались пресными и неинтересными.

Родители девушки недоумевали: зачем ей нужен этот не слишком юный мужчина. Но она видела в нем невероятно обаятельного, неординарного человека, с которым сможет прожить жизнь и при этом не томиться от скуки и обыденности. Вскоре Наталья и Евгений уже стали вместе жить, а через два года расписались.

Обретенная мечта артиста


Евгений Моргунов с женой и сыновьями.

Евгений Моргунов был невероятно счастлив. Его Наташа легко вошла в круг его друзей и знакомых. Они отмечали, что эта интеллигентная, умная девочка смогла воплотить давнюю мечту актера о семье.
При этом его жена не была ревнивицей. Всем был известен предыдущий роман Моргунова с Варварой Рябцевой, известной балериной. Но Наталья даже после свадьбы не препятствовала их встречам, разумно считая, что женщина, которая старше ее на целых 26 лет, не может соперничать с ней, молодой, красивой. Тем более, что в свое время Вава, как называли все пассию Моргунова, отказывалась рожать возлюбленному детей, озабоченная собственной балетной карьерой. А молодая супруга родила Евгению двух замечательных сыновей Николая и Антона.

Без прошлого не было бы настоящего


Варвара Рябцева в "Сказке о потерянном времени".

Он не забыл свою первую любовь. До конца своих дней о заботился об этой вечной девочке, своей Ваве. Но заботился уже больше как друг, даже как сын. Ему Варвара все больше напоминала его маму, которую актер безмерно уважал и любил. Она никогда не пыталась вернуть любовь своего поклонника. Она точно знала, как важны для него крепкие семейные отношения и предпочла сохранить его уважение, заботу, настоящую дружбу.

При этом он слыл в актерской среде образцовым семьянином. Все, что мог, он нес домой. Его жена и дети никогда ни в чем не нуждались. Семья для него была понятием поистине святым и неприкосновенным.


Семья Моргуновых.

Наталья была практически образцовой женой. Она неустанно заботилась о своих мальчиках - муже и сыновьях. Она с радостью хлопотала на кухне, чтобы приготовить правильный завтрак для мужа, который с молодости страдал от сахарного диабета, она напоминала ему о том, что пора сделать укол инсулина, отглаживала его рубашки. Сыновья тоже никогда не чувствовали себя обделенными материнской заботой. У этой удивительной женщины все было под контролем, она все успевала, везде была вовремя, всем помогала. И все всегда понимала.

Ее нескончаемая женская мудрость просто поражала. Ни разу за все время семейной жизни она не воспротивилась встречам супруга с Варварой. Она понимала, что ему это важно. Ни разу не устроила скандал. Евгений Моргунов был ей безмерно благодарен за это понимание. И никогда не обманул ее доверия.

Осталась только память


Евгений Моргунов.

С годами диабет все больше угнетал актера. Все труднее ему было выходить на сцену, все сильнее болели ноги. Он часто появлялся перед зрителями в мягких тапочках, если боль становилась совсем невыносимой. И шутил при этом, что ему на ногу упало бревно.

Однако роковой удар нанесла актеру не болезнь. Летом 1998 года его младший сын, Николай, заснул за рулем автомобиля и разбился. Но даже в этой ситуации безмерно горюющий Моргунов нашел в себе силы стать поддержкой для Наташи, он считал, что ей пережить потерю ребенка гораздо труднее.

В это время Варвара Рябцева была уже очень плоха. Она почти не выходила из дома. Моргунов приезжал к ней, чтобы развлекать ее беседами до самого утра. Когда Вавы не стало, он сам организовал ее похороны, чтобы отдать дань уважения и памяти той, которую он когда-то любил.

В июне 1999 года сердце великого актера перестало биться. Уже после его смерти всплыла история с его внебрачной дочерью, которая сейчас живет в Америке. Однако никто из его коллег или знакомых не может сказать точно правда это или вымысел.

Наталья Моргунова уже несколько лет отказывается давать любые интервью. Для нее Евгений Моргунов навсегда остался любимым и любящим мужем и отцом ее детей. Она продолжает любить его и сейчас, находя утешение в общении с сыном и воспитании внуков.

Кто не знает легендарного Евгения Моргунова - добродушного толстяка из комичной троицы Гайдая?! Увидев его веселое уморительное лицо, можно подумать, что актер никогда не испытывал в жизни ни горя, ни страданий. Однако это не так.

Биография артиста Евгения Моргунова пестрит всевозможными горестями и разочарованиями. В детстве он испытал лишения и нищету, в молодости - забвение и непризнание, в зрелые годы - болезни и душевные страдания. Поэтому то, что он так достоверно улыбался и заставлял смеяться, говорит о великом и неподражаемом мастерстве и таланте.

Да, Евгений Моргунов, биография, личная жизнь и актерское творчество которого будет рассмотрены в данной статье, запомнился всем знакомым и зрителям как веселый балагур и шутник. Давайте же заглянем глубже и узнаем, чем жил и к чему стремился этот самобытный неподражаемый актер.

Детство

Биография Евгения Моргунова берет свое начало в далеком и сложном 1927 году. Родился будущий актер в Москве, в семье простых рабочих.

Отец оставил детей, когда Жене был один год. Это негативно сказалось на экономическом положении всего семейства. Мать была вынуждена работать на заводе. Затем она нашла место санитарки в Остроумовском роддоме. Так что все члены семейства нуждались.

Потом стало еще хуже. Началась Великая Отечественная война, которая принесла в дом голод и разруху. В четырнадцатилетнем возрасте Евгений пошел работать на завод по изготовлению артиллерийских снарядов, где обтачивал болванки наряду со взрослыми - по двенадцать часов в сутки, почти без перерывов и выходных. Для того чтобы парнишка доставал до станка, ему подставляли огромный деревянный ящик.

Недоедание в семье Моргуновых стало обычным явлением. Денег не хватало, хорошие продукты было невозможно найти. Однажды мать принесла с работы пачку сливочного масла. Женя, который не ел с утра, накинулся на продукт и проглотил его целиком. После этого ему стало очень плохо - отказала поджелудочная. Мальчика забрали в больницу и еле откачали. Вслед за тем у Моргунова нарушился обмен веществ, впоследствии приведший к диабету.

Юность

Несмотря на невзгоды, будущий знаменитый актер рос шаловливым и веселым ребенком. Он учился спустя рукава, зато обожал футбол и другие подвижные игры. Причем играли ребята не мячом, а консервной банкой.

Биография Евгения Моргунова, по сути, неразрывно связана с актерским искусством. Он выступал в школьной самодеятельности, играл на сцене Дома культуры и регулярно посещал кинотеатр, тратя на дешевые утренние сеансы почти все карманные деньги.

Женя действительно хотел стать актером. Его привлекала возможность перевоплощения, ему хотелось стать героем и поражать своей игрой зрителей.

В возрасте пятнадцати лет паренек захотел поступить в театральное училище. Однако директор завода, на котором он работал, не хотел отпускать ответственного трудолюбивого юношу. Тогда Евгений, недолго думая, написал письмо самому Сталину, с просьбой разрешить ему оставить производство ради обучения актерскому мастерству.

На удивление, положительный ответ от вождя пришел буквально через месяц. Иосиф Виссарионович прислал письмо на имя гендиректора завода с приказом откомандировать товарища Моргунова на обучение в театральное училище. С тех пор биография Моргунова Евгения была тесна связана лишь с актерской деятельностью.

Образование

В начале парень проходил обучение на курсах при Камерном театре, однако уже через год перевелся во Это было мудрое и правильное решение.

В то время юный Моргунов (а ему едва исполнилось семнадцать) был очень интересным и утонченным молодым человеком, с правильными чертами лица и красивой фигурой. Благодаря таким внешним данным, а также своему яркому эксцентричному таланту, Женя был приглашен на эпизодические роли в знаменитые кинокартины, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это были фильмы “Дни и ночи”, “В шесть часов вечера после войны”, “Родные поля” и “Это было в Донбассе”, где начинающий актер живо и реалистично сыграл солдата, артиллериста, призывника и подпольщика соответственно. И хотя имя актера не было упомянуто в титрах, это не обескураживало его, а побуждало играть еще талантливее и искреннее.

Первая яркая роль

Вскоре одаренному студенту доверили ведущую роль в новой киноленте. его преподаватель в институте, решил снять полнометражный фильм по роману “Молодая гвардия”, где хотел задействовать почти всех своих учеников.

Обаятельному и грациозному Моргунову он отводил центральную роль, однако сценарист фильма Фадеев видел в главном персонаже другого актера. Тогда Евгению предложили сыграть героя совсем иного плана - предателя Стаховича. Молодой актер так серьезно и так ответственно подошел к своей роли, что полностью сроднился с образом, реалистично передав все чувства и эмоции своего персонажа.

С тех пор Евгений Моргунов, биография которого стала интересовать всех его поклонников, приобрел всесоюзную славу и признание. Он стал знаменитым, стал узнаваемым. Его мастерская, неподдельная игра настолько впечатляла и поражала, что чуть не стоила ему жизни! Однажды на Моргунова накинулась ватага ребят, называя его изменником и врагом. И если бы не вовремя подоспевший актер Иванов, который объяснил парнишкам их заблуждение, кто знает, чем могло бы все кончиться.

Однако в 1964 году фильм был пересмотрен и переделан в связи с изменениями в политической системе, а также с появлением новых данных. Например, стало известно, что Стахович предал "Молодую гвардию" добровольно, а не под пытками, как считалось ранее. Поэтому герой Моргунова был переименован на Почепцова, а многие эпизоды с его участием вырезаны или же передублированы. Из-за всего этого роль Евгения стала небольшой, чуть ли не эпизодической, в которой стало невозможным рассмотреть безграничный талант и мастерство молодого актера.

Театральная деятельность

После окончания ВГИКа творческая биография Евгения Моргунова тесно переплелась с его местом работы - Театром-студией киноактера, где он играл маленькие эпизодические роли. К сожалению, на сцене артист не смог раскрыть себя в полной мере. Возможно, на театральных подмостках он чувствовал себя скованно и стесненно. Или же мешали какие-то межличностные неприятности и недопонимания. Как бы там ни было, но из театра Евгения несколько раз хотели выгнать за бездеятельность и бездарность. Спасало лишь то, что он по-прежнему снимался в кино.

Киноэпизоды

Вплоть до 1960 годов актерскую биографию Евгения Моргунова нельзя было назвать удачной. К этому времени можно отнести лишь множество разноплановых, но эпизодических ролей в фильмах и кинолентах. Это были картины военно-политической тематики, почти не дошедшие до современного зрителя.

Во многих титрах имя Моргунова даже не употреблялось, что, однако, не указывает на его бездарность или посредственность. Актеру легко давались роли как шахтера, так и военного, как анархиста, так и полицейского. Возможно, он так навсегда и запомнился бы как артист эпизода, если бы не одна счастливая случайность.

Трио комических антигероев

Так сложилось, что в это время начинающий режиссер переживал личный Чтобы хоть как-нибудь вырваться из депрессии, он решил создать то, что еще никто не создавал, - короткометражное кино комического содержания. На роль двух главных героев артисты нашлись сразу же, но вот на роль третьего персонажа никто не соглашался.

Но однажды Моргунова заметил Иван Пырьев - директор “Мосфильма”. Он-то и посоветовал Гайдаю попробовать актера на роль. И действительно, пополневший и полысевший Евгений стал просто находкой - это был вылитый Бывалый, один из троих закадычных товарищей-правонарушителей.

Бывалый

Творческая биография актера Евгения Моргунова после этого в корне изменилась. Он стал играть в комедиях, жизненно и комично воплощая в кадре своего героя - массивного, сильного и уверенного в себе человека, лидера преступной шайки.

Вместе с этой ролью к артисту вновь пришли всесоюзная любовь и признание. Его узнавали на улице, приглашали на концерты и вечера, задействовали в фильмах и телепередачах.

В каких фильмах в роли Бывалого засветился актер Евгений Моргунов? Биография и говорят сами за себя. Конечно же, это были знаменитые “Самогонщики”, а также “Кавказская пленница”, “Операция Ы”, “Дайте жалобную книгу”, “Комедия давно минувших дней” и другие.

Разрыв

Был период, когда Вицин, Никулин и Моргунов были очень дружны и неразлучны, часто вместе встречались и отдыхали. Однако чуть позже это единство было разорвано из-за глупых розыгрышей Евгения Моргунова.

Кроме того, Евгений имел неосторожность нагрубить Гайдаю, что также негативно сказалось на его творческой деятельности. С тех пор актера вновь стали приглашать только лишь на эпизоды.

Вплоть до своей смерти Моргунов играл короткие незначительные роли, очень обижаясь и тоскуя по славе и признанию.

Характер

Друзья помнят Евгения как комического балагура и любителя розыгрышей. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем (с двадцати пяти лет актер болел диабетом), Моргунов славился веселым и жизнерадостным нравом.

Он любил подшучивать над людьми, причем делал это не всегда безобидно. В основном посторонние люди так и не узнавали, что их обманули, а друзья и родные редко обижались на юмориста.

Например, Евгений мог бесплатно проехаться на такси, показав водителю несуществующее красное удостоверение и заверив, что он верно послужил на благо Отчизны.

Личная жизнь

Примечательно, что личная биография Евгения Моргунова началась с его глупого розыгрыша. На этот раз он решил подшутить над девушкой, ошибочно позвонившей в его квартиру. Впоследствии эта девушка стала женой Евгения и прошла с ним через все невзгоды и трудности.

Вторая супруга Моргунова - Наталья Николаевна, с которой он познакомился в возрасте тридцати пяти лет. С тех пор артист Евгений Моргунов, биография которого была темой нашей статьи, обрел верную спутницу всей своей нелегкой жизни.

Наталья, несмотря на то что была моложе своего мужа на тринадцать лет, искренне любила его. Она поддерживала его во всех его творческих начинаниях, ободряла во времена безвестности, лечила от тяжелых болезней и всегда находилась рядом.

Она подарила Евгению двоих сыновей. Один из них - Николай, погиб в ДТП, что очень подкосило и без того слабое здоровье актера. Второй сын - Антон - подарил счастливым супругам трех внуков и несколько правнуков.

Умер Евгений Моргунов летом 1999 года от второго инсульта.