Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Скорость баллистической ракеты тополь. «Тополь-М»: первый удар по Гавайям

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение, v.2)

НИР "Универсал" / ОКР "Тополь-М", ракета 15Ж55 / 15Ж65 - SS-Х-27 SICKLE-B
Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" / 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B / STALIN
Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" / 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B / STALIN

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс и ракета разработаны Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главные конструкторы - Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов (в разные годы, ).

В 1987 г. одновременно в НПО машиностроения (г.Реутов, проект " "), в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) и в Московском Институте Теплотехники были начаты работы по разработке перспективных МБР с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО предполагаемого противника с универсальным базированием - с вариантами пуска из ШПУ и в виде ПГРК ().

Работы в КБ "Южное" велись по НИР "Универсал" - разрабатывалась твердотопливная МБР в вариантах ПГРК и ШПУ. В МИТе велись работы по НИР "Тополь-М" - разработка МБР на смену МБР "Тополь" с двумя видами базирования - ПГРК и ШПУ. В августе 1988 г. Ю.С.Соломонов (МИТ) провел переговоры с КБ "Южное" в результате которых к концу 1988 г. два КБ совместно разработали техническое предложение по единой ракете в рамках НИР "Универсал" (ист. - Стратегические ракетные ).

Полномасштабная разработка ракеты РТ-2ПМ2 / 15Ж65 была начата совместно МИТ и КБ "Южное" по решению ВПК СССР №323 от 09.09.1989 г. по теме НИР "Универсал". Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г. в двух вариантах - ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО - разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО - разработчик - КБ "Южное" (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065). В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы - 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ (ист. - Стратегические ракетные ).

Разработку 1-й ступени, варианта платформы разведения ББ и головного обтекателя ракеты вело КБ "Южное", разработку 2-й и 3-й ступени, приборного отсека, своего варианта платформы разведения ББ и неуправляемого боевого блока вел МИТ. Двигатель 1-й ступени, головной обтекатель и второй вариант платформы разведения с двигателем на монотопливе разрабатывало КБ "Южное" (ист. - Ракеты и космические аппараты , Стратегические ракетные ). В конце 1989 г. выпущен совместный эскизный проект ракеты и шахтного варианта ракетного комплекса. В первой половине 1990 г. выпущен эскизный проект ПГРК (ист. - Стратегические ракетные ).

Первый летный образец 1Л варианта ракеты КБ "Южное" был собран и подготовлен к испытаниям на полигоне в Плесецке в декабре 1991 г. Отправка ракеты с завода на полигон была отменена решением главкома РВСН СССР. В 1991 г. МИТ начал формирование скорректированной кооперации разработчиков с упором на российские предприятия (ист. - Стратегические ракетные ). В 1992 г. после обращения генерального конструктора КБ "Южное" С.Н.Конюхова к Президенту России Б.Н.Ельцину созвано совещание для обсуждения продолжения совместной разработки МБР. Решение принято не было и в апреле 1992 г. прекращено участие КБ "Южное" в разработке ракеты (). В 1992 г. было выпущено дополнение к эскизному проекту МБР "Тополь-М" учитывающее изменения по кооперации разработчиков - двигатель 1-й ступени ракеты разрабатывался теперь НПО "Искра" (г.Пермь). За основной вариант базирования шахтного варианта был принят вариант с использованием стартовой позиции и ШПУ комплексов УР-100НУТХХ с ракетами 15А35 после модернизации стартового оборудования (разработчик ОКБ "Вымпел" , г.Москва). Так же дополнением к эскизному проекту предусматривалось использование ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 в случае полного сокращения этих ракет по договоре СНВ-2, которое могло произойти (ист. - Стратегические ракетные ).

Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. После чего наработки по варианту РТ-2ПМ2 с КСП ПРО и монотопливным двигателем платформы разведения переданы из КБ "Южное" в Московский Институт Теплотехники. Образец ракеты 1Л передан России 15 января 1995 г. (ист. - Ракеты и космические аппараты... ).

Испытания . Для отработки стационарного варианта ракеты РТ-2ПМ2 комплекса «Тополь-М» в 1992 г. началось переоборудование шахтных ПУ на площадках 163/1, 172 и «Южная» полигона Плесецк. Испытания РТ-2ПМ2 состоялись в период с 20 декабря 1994 г. (первый пуск) по февраль 2000 г. (десять пусков).


АПУ 15У175 комплекса РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).

Пуски МБР РС-12М1 / РС-12М2 "Тополь-М":

№пп Дата Полигон Тип ПУ Ракета Описание
01 20.12.1994 г. (12:50)
Плесецк ШПУ 2Л?
15Ж65
Успешный первый пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка). Использовалась ШПУ переоборудованная из ШПУ МБР УТ-100НУТТХ (ист. - Стратегические ракетные ).
02 05.09.1995 г. (11:50)
Плесецк ШПУ 1Л?
15Ж65
03 25.07.1996 г.
Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
04
08.07.1997 г. (16:25)
Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
05 22.10.1998 г. (15:53)
Плесецк ШПУ 15Ж65 Неудачный пуск по полигону Кура (Камчатка). Ракета отклонилась от курса и ликвидирована.
06 08.12.1998 г. (14:25) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
07 03.01.1999 г. (18:20) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
08 03.09.1999 г. (15:44) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
09 14.12.1999 г. (12:05) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка)
10 09.02.2000 г. (13:59) Плесецк ШПУ 15Ж65 Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка). Первый пуск по команде из центра управления РВСН. Пуск из ШПУ 15П765-18 с элементами ШПУ ракеты 15А18М (ист. - Стратегические ракетные ). Последний пуск программы испытаний шахтного варианта МБР "Тополь-М".
11 26.09.2000 г. (15:00) Плесецк ШПУ Успешный пуск из ШПУ по полигону Кура (Камчатка).
12 27.09.2000 г. (13:50) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный первый пуск с ПГРК (по др.данным первый пуск ПГРК был 20.09). 1-й пуск программы испытания ПГРК.
13 06.06.2002 г. (15:20) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). 2-й пуск программы испытания ПГРК.
14 20.04.2004 г. (21:30) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск на предельную дальность по району Тихого океана. 3-й пуск программы испытания ПГРК.
15 24.12.2004 г. (12:39) Плесецк ПГРК 15Ж55 Успешный пуск по полигону Кура (Камчатка). Последний - четвертый - пуск в рамках программы испытаний ПГРК.
16 01.11.2014 г. (09:20) Плесецк ШПУ
17 16.01.2017 г. Плесецк ШПУ Успешный проверочный пуск по полигону Кура (Камчатка).
18 17.10.2018 Плесецк ШПУ По западным данным аварийный пуск по полигону Кура (Камчатка). () - подтверждения пуска из других источников нет
19 30.09.2019 Плесецк ШПУ Успешный проверочный пуск по полигону Кура (Камчатка).


Пуск ракеты 15Ж65 "Тополь-М" из ШПУ, полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Пуск ракеты "Тополь-М", Плесецк (http://militaryphotos.net).


Четвертый пуск в рамках программы испытаний ПГРК "Тополь-М", Плесецк, 24.12.2004 г. (фото - Александр Бабенко, http://itar-tass.com).


Серийное производство ракет РТ-2ПМ2 начато на Воткинском машиностроительном заводе в 1997 г. после первых четырех успешных пусков - одновременно с постановкой комплекса на опытно-боевое дежурство (ист. - Стратегические ракетные ).

Развертывание МБР 15Ж65 с комплексом 15П165 в шахтном варианте в режиме опытного-боевого дежурства начато с размещения первых двух ракет в 104-м ракетном полку 60-й дивизии РВСН в Татищево 24 декабря 1997 г. Тем не менее, в начале 1998 г. в аналитической записке "Состояние оборонной промышленности и пути выхода оборонного комплекса из кризиса" () сообщалось, что приоритетная программа "Тополь-М" выполняется с отставанием на несколько лет. первый полк с ракетами "Тополь-М" в ШПУ (10 ракет) заступил на боевое дежурство 30 декабря 1998 г. (ист. - Стратегические ракетные ).

МБР 15Ж65 стационарного базирования принята на вооружение РВСН России после подписания Акта о принятии на вооружение 28 апреля 2000 г. Указом Президента России, который был подписан 13 июля 2000 г.

В 2011 г. принято решение прекратить закупки МБР 15Ж65 для РВСН. Развертывание ракет "Тополь-М" в ШПУ завершено в 2012 г. Всего было развернуто 60 ШПУ - 10 полков в составе 60-й дивизии РВСН в Татищево.

Испытания и приемка на вооружение варианта с ПГРК . Для испытаний подвижного варианта ракеты РТ-2ПМ1 комплекса «Тополь-М» использовались площадки 167 и 169 полигона Плесецк. Всего во время летных испытаний с сентября 2000 г. по декабрь 2004 г. были проведены четыре пуска. Испытания МБР 15Ж55 с ПГРК 15П155 начаты в Плесецке пуском 27 сентября 2000 г.

21 ноября 2005 г. из эксплуатации выведены два ракетных дивизиона и подвижный командный пункт 321-го ракетного полка 54-й ракетной дивизии (Тейково). В ноябре 2006 г. один ракетный дивизион 321-го ракетного полка был оснащен 3 АПУ и передвижного КП комплекса "Тополь-М", а 10 декабря 2006 г. этот дивизион 321-го полка Тейковской ракетной дивизии заступил на боевое дежурство.

ПГКР с МБР "Тополь-М" принят на вооружение в декабре 2006 г. (). Развертывание ракет "Тополь-М" в составе ПГРК завершено в 2009 г. - тогда же заявлено, что производство ПГРК "Тополь-М" прекращается в пользу ПГРК с МБР . Всего развернуто 18 ПГРК.

Пусковое оборудование :
Пуск ракеты по проекту 1989 г. предполагался изначально из ТПК. Для ПГРК предполагалось использование ТПК из стеклопластика (проект МИТ). Для варианта комплекса со стартом из ШПУ (вариант КБ "Южное") предполагалось изготовление ТПК из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. По этой причине ракеты незначительно отличались и получили при разработке разные индексы (ист. - Стратегические ракетные ).

ШПУ 15П765 типа ОС - комплекс 15П065 / 15П165 - первые две установки на опытном боевом дежурстве - комплекс 15П065-35 (переоборудованные ШПУ МБР УР-100НУТТХ / 15А35). ШПУ комплекса объединяются в полковые комплекты по 10 ШПУ с командным пунктом 15В222. В шахтном варианте ракета может использовать доработанные шахтные пусковые установки от ракет УР-100НУТТХ и Р-36М ().

Известно несколько разновидностей ШПУ:
- ШПУ 15П765-35 - ШПУ с использованием шахты МБР 15А35
- ШПУ 15П765-18 - ШПУ с использованием шахты МБР 15А18М;
- ШПУ 15П765-60 - ШПУ с использованием шахты МБР 15Ж60;

Работы по переоборудованию ШПУ старых ракет в ШПУ 15П765 проведены Опытно-Конструкторском Бюро "Вымпел" под руководством Дмитрия Драгуна. Переоборудование велось путем удаления элементов пусковой установки 15П735 необходимых для газодинамического старта ракет 15А35, применения усовершенствованной амортизационной системы и заполнения высвободившегося объема тяжелым железобетоном специальных марок ().

Одна из двух шахт для МБР 15А35 на полигоне Плесецк, которые ранее использовались для испытаний МБР РТ-23 было решено переоборудовать с использованием оголовка ШПУ и защитного устройства для ШПУ МБР 15А18М. комплектующие для переоборудования ыли доставлены из Оренбургской ракетной армии. Так была оборудована ШПУ 15П765-18 пуск из которой ракеты 15Ж65 был произведен в 2000 г.


Пуск МБР 15Ж65 из прототипа ПУ ОС 15П765-18, полигон Плесецк, 09.02.2000 г. (фотография отретуширована в источнике, Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Пуск МБР 15Ж65 из прототипа ПУ ОС 15П765-18, полигон Плесецк, вероятно 09.02.2000 г. (без ретуши, ).


ШПУ типа 15П765-35 для МБР "Тополь-М", полигон Плесецк, 1990-2000-е годы. (http://www.arms-expo.ru).


Оголовок ШПУ типа 15П765 / 15П765М на полигоне Плесецк, кадры пуска МБР "Тополь-М" 01.11.2014 г. (РВСН ВС России).

ПГКР 15П155 - автономная пусковая установка 15У175 на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 с ракетой 15Ж55 в стеклопластиковом ТПК.


АПУ 15У175 МБР "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" на одной из репетиций парада на Красной площади, апрель 2011 г. (http://russianarms.mybb.ru).


ТТХ АПУ 15У175 "Тополь-М" на шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922):
Тип старта - минометный с использованием ПАД
Колесная формула - 16 х 16, первые три и последние три оси - управляемые.
Двигатель - дизель ЯМЗ-847.10 мощностью 800 л.с., 4-х тактный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом
Длина - ок. 22.7 м
Ширина - ок. 3.4 м
Высота - ок. 3.3 м
Дорожный просвет - 475 мм
Радиус поворота - 18 м
Брод - 1.1 м
Шины с регулируемым давлением 1600х600-685 модели ВИ-178А / АУ
Масса снаряженная - 40000 кг
Грузоподъемность - 80000 кг
Объем бака - 825 л
Скорость максимальная - 45 км/ч
Запас хода - 500 км


Фоторепортаж с линии сборки МЗКТ. Шасси МЗКТ-79221 для РВСН России. Минск, Белоруссия, 2010 г. ().


Шасси МЗКТ-79221 перед парадом в честь Дня Независимости Республики Беларусь в Минске, публикация 01.07.2013 г. (http://www.vpk.gov.by via http://autocatalogue.livejournal.com).


АПУ 15У175 комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 26.04.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).


АПУ комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР во время репетиции парада в Москве, 03.05.2011 г. (фото - Андрей Крюченко, http://a-andreich.livejournal.com).


ПГРК "Тополь-М" использует и может применяться из агрегата несения боевого дежурства 15У182 "Крона" - защищенного бокса с расрываемой крышей для нахождения там АПУ 15У175. Серийно производится ОАО "85 ремонтный завод" ().


Агрегат несения боевого дежурства 15У182 "Крона" (http://russianarms.mybb.ru).


АПУ ПГРК "Тополь-М" с поднятым ТПК после пуска МБР 15Ж55 из укрытия типа "Крона", пуск 27.09.2000 г., Плесецк (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).

Ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж55 и РТ-2ПМ2 / 15Ж65 :

Конструкция трехступенчатая с последовательным соединением ступеней. Хранение и применение МБР осуществляется с использованием ТПК. Конструкция ракеты разработана с учетом возможности преодоления пылегрунтовых образований после ядерного взрява - облаков щебенки и взвесей на высоте 10-20 км. Корпус ракеты выполнен без выступающих частей с прочным головным обтекателем. Консруктивная схема так же максимально облегчает высокоэнергетическую третью ступень ракеты (ист. - Стратегические ракетные ).


Старт ракеты комплекса "Тополь-М" (http://ok.ya1.ru).


Пуск ракеты 15Ж65 из ШПУ, полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Состав ракеты:
- ПАД
- 1 ступень
- 2 ступень
- 3 ступень
- ступень выведения боевого блока - в первоначальном проекте КБ "Южное" - монотопливный жидкостный двигатель на топливе "Пронит".
- боевой блок с средствами преодоления ПРО (до 20 ложных целей - - не подтверждено).

Ступени ракеты выполнены намоткой стекловолокна типа "кокон". Ракета не оснащается аэродинамическими средствами управления и стабилизации.

Ракета обладает максимальной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ) за счет ():
- использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
- применения системы управления, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
- нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
- применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
- введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ядерного взрыва и т.п.

Система управления и наведение - система управления автономная инерциальная с использованием БЦВМ. Разработчик системы управления - НПЦ Автоматики и приборостроения им.академика Н.А.Пилюгина (г.Москва), главные конструкторы - В.Лапыгин и Ю.Трунов. Активный участок траектории сокращен. Для снижения разброса скорости в конце работы 3-й ступени вероятно используется маневр разворота ракеты в направлении нулевого приращения дальности до полной выработки топлива 3-й ступени. Приборный отсек ракеты герметичен. Ракета может совершать программный маневр на старте для прохождения облака ядерного взрыва атакующих баллистических ракет.


Автоматический гирокомпас (АГК) системы прицеливания АПУ 15У175 комплекса РТ-2ПМ2 / РС-12М2 "Тополь-М" с ТПК МБР "Ярс" во время парада в Москве, 09.05.2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com).

Двигатели :

1 ступень - РДТТ на смесевом топливе. Разработка двигателя - НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор соплового блока - Соколовский М.И. Возможно, топливо типа Т-9БК-8Э или аналогичное разработки НПО "Союз" (г.Дзержинск). Стеклопластиковый корпус 15С51 является составной частью двигательной установки первой ступени ракеты и по состоянию на 2011 г. серийно производится ОАО "Авангард" (г.Сафроново, ). Сопло двигателя - управляемое (ист. - Стратегические ракетные ).
Сопло - поворотное управляемое (НПО "Искра", г.Пермь)
Тяга двигателя - ок.100 т / 90780 кг (по др. данным, )
Время работы двигателя - 60 сек

2 ступень - РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа "Старт" или аналогичное НПО "Союз" (г.Дзержинск).
Тяга двигателя - ок.50 т
Время работы двигателя - 64 сек

3 ступень - РДТТ на смесевом топливе, вероятно, с раздвижным сопловым насадком. Разработки, вероятно, МИТ. Возможно, топливо типа АП-65 или аналогичное НПО "Союз" (г.Дзержинск).
Сопло - поворотное управляемое частично утопленное с раскладывающимся сопловым насадком
Тяга двигателя - ок.25 т
Время работы двигателя - 56 сек

Сопловые блоки всех ступеней выполнены из углерод-углеродного материала, сопловые вкладыши - на основе трехмерноармированной ориентированной углерод-углеродной матрицы ().

Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет" и других систем.

Платформа разведения боевых блоков:
Вариант МИТ - с РДТТ. В СМИ была информация об использовании "уникального двигателя с регулируемой тягой". Разработка заряда топлива - НПО "Союз" (г.Дзержинск).

Вариант КБ "Южное" ракета 15Ж65 - двигатель на монотопливе или РДТТ или несколько ЖРД малой тяги.

Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по "тянущей" схеме.
Тип топлива - ПРОНИТ
Тяга двигателя большой тяги - 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги - 3 / 6 кг (в пустоте)

ТТХ ракеты :
Длина - 22.55 м (ист. - Стратегические ракетные ) / 22.7 м (по др.данным)
Длина 1-й ступени - 8.04 м
Длина 2-й ступени - 6 м
Длина 3-й ступени - 3.1 м
Длина без ГЧ - 17.5 м
Диаметр 1-й ступени - 1.81 м (ист. - Стратегические ракетные ) / 1.86 м ()
Диаметр 2-й ступени - 1.61 м ()
Диаметр 3-й ступени - 1.58 м ()
Диаметр ТПК без выступающих частей:
- 15П065 - 1.95 м
- 15П165 - 2.05 м

Масса стартовая - 46.5 т (ист. - Стратегические ракетные ) / 47.1 т / 47.2 т ()
Масса 1-й ступени - 26 т / 28.6 т (по др.данным)
Масса конструкции 1-й ступени - 3 т
Масса 2-й ступени - 13 т
Масса конструкции 1-й ступени - 1.5 т
Масса 3-й ступени - 6 т
Масса конструкции 1-й ступени - 1 т
Масса головной части - 1200 кг ()

Дальность действия:
- максимальная:
- более 11000 км
- 11500 км ()
КВО - 350 м / 200 м ()

Гарантийный срок эксплуатации - 15-20 лет (по разным данным, )

Типы БЧ - моноблочная термоядерная ГЧ мощностью до 1 Мт - разработчик - ВНИИЭФ (г.Саров), главный конструктор - Г.Дмитриев.

БЧ является высокоскоростной с высоким уровнем стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва ().

Ракета оснащается комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО). По неподтвержденным данным в состав КСП ПРО входят активные и пассивные ложные цели, средства искажения характеристик головной части ().


Установка головной части на ракету 15Ж65 "Тополь-М", полигон Плесецк, 2000 г. или ранее (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.).


Модификации :
- Комплекс НИР "Универсал" - проект ракеты разработки КБ "Южное" (г.Днепропетровск).

Комплекс "Тополь-М" - проект ракеты разработки МИТ.

Комплекс "Универсал", ракеты 15Ж55 (ПГРК) и 15Ж65 (ШПУ 15П065) - эскизный проект совместной разработки КБ "Южное" и МИТ.

Комплекс РС-12М1 "Тополь-М" 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж65 - SS-27 SICKLE-B - вариант комплекса МБР с ШПУ разработки МИТ.
- вариант 15П765-35 - с ШПУ использующими шахты МБР 15А35
- вариант 15П765-18 - с ШПУ использующими шахты МБР 15А18М
- вариант 15П765-60 - с ШПУ использующими шахты МБР 15Ж60

Комплекс РС-12М2 "Тополь-М" 15П155 (ПГРК), ракета РТ-2ПМ2 / 15Ж55 - SS-27 SICKLE-B - вариант комплекса МБР с ПГРК разработки МИТ.

Комплекс - вариант комплекса МБР с РГЧ ИН шахтного и подвижного грунтового базирования.

Статус : Россия

1997 г. 24 декабря - в 60-й Таманской ракетной дивизии (Татищево) в 104-й ракетный полк в доработанную после освобождения от выслужившей свой срок ракеты УР-100Н шахту установлена для продолжения испытаний первая ракета «Тополь-М». Ракета установлена без ядерной боеголовки. На опытно-боевое дежурство первый ракетный полк вооружённый ракетами 15Ж65 заступил только год спустя (10 ШПУ).

1998 г. 30 декабря - 104-й ракетный полк 60-й ракетной дивизии в составе 10 ШПУ ракет 15Ж65 заступил на опытное боевое дежурство в составе РВСН России.

1999 г. 10 декабря - второй ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".

2000 г. 26 декабря - третий ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М" - полк прошел перевооружение с комплекса 15П060.

2003 г. 21 декабря - четвертый ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".

2005 г. 09 декабря - пятый ракетный полк 60-й ракетной дивизии заступил на боевое дежурство с ракетами "Тополь-М".


Количество МБР РС-12М2 "Тополь-М" в РСВН:

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2013 г.
Милехин Ю.М. Вклад ФГУП ФЦДТ "Союз" в создание систем твердотопливного ракетного вооружения. // Национальная оборона. №6 / 2011 г.
ОАО "НПО "Искра". Сайт http://www.npoiskra.ru/ , 2010 г.
Пашнев М.А. "Тополь-М": история создания и перспективы. http://rbase.new-factoria.ru , 11.05.2010 г.
Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". г.Днепропетровск, ГКБ "Южное", 2000 г.
Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военный парад", 2007 г.

В конце 1993 года Россия заявила о разработке новой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки ракетных войск стратегического назначения. Разработка ракеты 15Ж65 (РС-12М2), получившей название "Тополь-М", велась российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники.

Ракета "Тополь-М" создавалась как модернизация МБР РС-12М . Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:

    числу ступеней;

    виду топлива любой из ступеней;

    стартовой массе более чем на 10%;

    длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;

    диаметру первой ступени более чем на 5%;

    забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР "Тополь-М" жестко ограничены.

Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса "Тополь-М" проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000г. Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М".

Дислокация частей - полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты "Тополь-М" /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство.

Производителем ракет "Тополь-М" является ГП "Воткинский машиностроительный завод". Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в "Арзамасе-16".

Ракета РС-12М2 "Тополь-М" унифицирована с перспективными ракетами Р-30 "Булава" , создаваемыми для вооружения атомных подлодок стратегического назначения проекта 955.

На западе комплекс получил обозначение SS-X-27 .

Состав

Ракета 15Ж65 эксплуатируется в составе стационарного (15П065) и мобильного (15П165) боевых ракетных комплексов (БРК). При этом в стационарном варианте используются шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Стационарная группировка создается путем переоборудования ШПУ 15П735 МБР среднего класса 15А35 (разработка ОКБ "Вымпел") и ШПУ 15П718 МБР тяжелого класса 15А18М (разработка КБСМ).

Боевой стационарный шахтный ракетный комплекс 15П065 включает 10 ракет 15Ж65 в шахтных пусковых установках 15П765-35 и один унифицированный командный пункт типа 15В222 высокой защищенности (размещающийся на подвеске в шахте с помощью специальной амортизации). Применение "минометного старта" позволило значительно повысить устойчивость ШПУ 15П765-35 к ПФЯВ за счет удаления элементов пусковой установки 15П735 необходимых для газодинамического старта ракет 15А35, применения усовершенствованной амортизационной системы и заполнения высвободившегося объема тяжелым железобетоном специальных марок. Работы по переоборудованию шахтных пусковых установок 15П735 для размещения в них ракет "Тополь-М" были проведены Опытно-Конструкторском Бюро "Вымпел" под руководством Дмитрия Драгуна.

В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ 15П718 ракет 15А18 под ракету 15Ж65, при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты "Тополь-М", даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты "Тополь-М", ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др.

Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ 15П765-18 предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 15П718 - приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования - после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса. Успешные летные испытания (см.фото - 26.09.2000 площадка 163/1 "Юбилейная" ) позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.

Боевой ракетный комплекс (БРК) 15П065 с твердотопливной МБР 15Ж65 легкого класса, имеющей повышенную устойчивость к ПФЯВ, обеспечивает пуск ракеты без задержки на нормализацию внешней обстановки при многократном ядерном воздействии по соседним объектам БРК и при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами, а также с минимальной задержкой при непоражающем ядерном воздействии непосредственно по пусковой установке. Устойчивость ПУ и шахтного командного пункта к ПФЯВ значительно повышена, имеется возможность пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому внеплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления. Повышена вероятность доведения команд на пуск до КП и ШПУ. В процессе боевого дежурства ракета 15Ж65 находится в металлическом транспортно-пусковом контейнере. ТПК унифицированы для обоих видов ШПУ.

Транспортно-установочный агрегат комплекса (см.фото ), созданный в КБ "Мотор", совмещает в себе функции установщика и транспортно-перегрузочной машины.

МБР "Тополь-М" мобильного базирования развернуты в составе БРК 15П165. Ракета 15Ж65 мобильного базирования размещается в высокопрочном стеклопластиковом ТПК на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) высокой проходимости и к онструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки - 120 тонн, длина - 22 метра, ширина - 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель ПУ - V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1.1м. При создании систем и агрегатов БРК 15П165 "Тополь-М" использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом "Тополь". Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счет снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Ракета 15Ж65 имеет три маршевые ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Все ступени - твердотопливные. Маршевые ступени имеют цельномотанный корпус типа "кокон" из композиционного материала. В отличие от своего предшественника “Тополя” у 15Ж65 нет решетчатых стабилизаторов и рулей. Управление полетом на участке работы первой ступени осществляется центральным поворотным частично утопленным соплом на основе эластичного шарнира. Длина первой ступени - 8.04м, диаметр - 1.86м, масса полностью снаряженной первой ступени - 28.6т Тяга РДТТ первой ступени на уровне моря - 890000кН. Вторая и третья ступени оснащаются центральным поворотным частично утопленным соплом со складывающимся сопловым насадком. Сопловые блоки всех ступеней выполнены из углерод-углеродного материала, сопловые вкладыши - на основе трехмерноармированной ориентированной углерод-углеродной матрицы. Диаметр второй ступени - 1.61м, третьей - 1.58м.

Система управления - инерциальная на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками, новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию ПФЯВ, обеспечено прицеливание за счет реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Высокие характеристики ракеты 15Ж65 по обеспечению высокого уровня стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва были достигнуты за счет применения комплекса мер, хорошо зарекомендовавшего себя еще при создании МБР Р-36М2 (15А18М) , РТ-23УТТХ (15Ж60) и РТ-2ПМ (15Ж58) :

  • использования защитного покрытия новой разработки, наносимого на наружную поверхность корпуса ракеты и обеспечивающего комплексную защиту от ПФЯВ;
  • применения системы управления, разработанной на элементной базе с повышенной стойкостью и надежностью;
  • нанесения на корпус герметичного приборного отсека, в котором размещалась аппаратура СУ, специального покрытия с высоким содержанием редкоземельных элементов;
  • применения экранировки и специальных способов укладки бортовой кабельной сети ракеты;
  • введения специального программного маневра ракеты при прохождении облака наземного ядерного взрыва и прочее.

Были приняты успешные меры по сокращению продолжительности полета и уменьшению высоты конечной точки активного участка траектории полета ракеты. Также МБР получила возможность ограниченного маневра на активном участке траектории, что позволяет значительно снизить вероятность её поражения на самом уязвимом, начальном, участке полета. По словам разработчиков, активный участок полета (старт, участок работы маршевых ступеней, участок разведения боевого оснащения) МБР "Тополь-М" сокращен по сравнению с жидкостными МБР, для которых он составляет примерно 10 минут, в "3-4 раза".

Тип головной части: отделяемая моноблочная термоядерная с высокоскоростным, высокого уровня стойкости к ПФЯВ, боевым блоком. В перспективе возможно оснащение ракеты маневрирующей ГЧ или разделяющейся ГЧ с числом боевых блоков от 3 до 6 (перспективные ББ мощностью 150 кт для РГЧ ИН унифицированы с ББ для комплекса Д-19М с БРПЛ Р-30 "Булава" ). Первое испытательный пуск мобильного варианта МБР "Тополь-М", оснащенного РГЧ с боевыми блоками индивидуального наведения (официальное название новой ракеты - РС-24), прошел 29 мая 2007 года с космодрома "Плесецк".

Следует отметить, что БЧ МБР создавалась с максимальным использованием наработок и технологий, полученных при создании БЧ для МБР "Тополь", что позволило сократить время разработки и уменьшить стоимость. Несмотря на подобную унификацию, новая БЧ значительно более устойчива к ПФЯВ и действию оружия, основанного на новых физических принципах, нежели предшественница, обладает меньшей удельной массой, имеет усовершенствованные механизмы обеспечения безопасности при хранении, транспортировке и нахождении на боевом дежурстве. Новая БЧ имеет повышенный, по сравнению с предшественницей, коэффициент полезного использования делящихся материалов и является исторически первой отечественной ГЧ для МБР, создание которой происходило без испытаний деталей и узлов в ходе натурных ядерных взрывов.

Ракета 15Ж65 снабжается новым комплексом средств прорыва ПРО (КСП ПРО). КСП ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей (ЛЦ) и средств искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных радиопомех, аэрозолей-источников инфракрасного излучения и т.д. КСП ПРО призван значительно увеличить время, необходимое перспективной ПРО вероятного противника для детектирования ГЧ среди множества ложных целей и помех, таким образом, значительно уменьшая вероятность перехвата ГЧ. По ряду данных, масса КСП ПРО МБР "Тополь-М" превышает массу КСП ПРО американской МБР LGM-118A "Peacekeeper" . В перспективе, при оснащении ракеты маневрирующей головной частью (или разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуального наведения), возможности ПРО вероятного противника по перехвату ГЧ будут, по утверждению российских специалистов, сведены практически к нулю.

Характеристики РК “Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи. Гарантийный срок эксплуатации МБР 15Ж65 - 15лет (по ряду данных - 20лет).

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47.1 (47.2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17.5 (17.9)
Длина ракеты, м 22.7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0.55
Круговое вероятное отклонение,м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1.95 (для 15П165 - 2.05)

МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Кoлеcная фopмула 16x16
Радиуc пoвopoта, м 18
Дopoжный пpocвет, мм 475
Маccа в cнаpяженнoм cocтoянии (без боевого оснащения),т 40
Гpузoпoдъемнocть,т 80
Максимальная скopocть,км/ч 45
Запаc xoда,км 500

Испытания и эксплуатация

9 февраля 2000г. в 15:59 мск боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" осуществлен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Пуск МБР "Тополь-М" (РС-12М2) произведен по боевому полю Кура, расположенному на Камчатке. Ракета поразила учебную цель в заданном районе.

20 апреля 2004г. в 21:30 мск совместными боевыми расчетами РВСН и Космических войск России с космодрома Плесецк осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" с самоходной пусковой установки по плану летных испытаний в интересах РВСН. Это был первый за последние 15 лет пуск в район акватории Гавайских островов дальностью более 11 тысяч километров.

24 декабря 2004г. осуществлен успешный испытательный пуск ракеты "Тополь-М" с мобильной пусковой установки. Пуск был произведен в 12:39 мск из района полигона Плесецк. Головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке в 13:03 мск. Произведенный пуск стал четвертым и заключительным пуском ракеты мобильного варианта комплекса Тополь-М, проведенным в рамках испытаний комплекса.

1 ноября 2005г. с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области был проведен успешный испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью. Этот запуск стал шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Пуск был произведен по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).

Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.

В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.

Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.

Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923

Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.

Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.

Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.

Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.

Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.

В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.

Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».

Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Автомобиль-шасси МЗКТ-79221 и комплекс «Тополь-М»

Формально полномасштабные работы по новому комплексу развернулись с подписанием в феврале 1993 года президентского указа, но еще долго пути ракетной системы и ее носителя расходились, хотя вопрос выбора шасси был уже давно предрешен. Учитывая максимальную унификацию автомобиля МАЗ-7922 с уже освоенным шасси МАЗ-7917, по результатам испытаний военные единогласно отдали ему предпочтение с рекомендациями по повышению мощности силового агрегата и маневренности. Так в 1995-м доработанный вариант МАЗ-7922 превратился в ракетоносец МЗКТ-79221.

Обновленная машина получила модернизированный многотопливный двигатель ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения с двумя радиаторами. В рулевом управлении, воздействовавшим на шесть крайних осей, появился механизм блокировки поворота трех пар задних колес. Все остальные агрегаты - гидромеханическая трансмиссия, мосты, гидропневматическая подвеска, двухконтурная тормозная система, шины и две стеклопластиковые кабины - целиком и полностью, вплоть до передаточных чисел, соответствовали базовой машине МАЗ-7917.


Ракетное шасси МЗКТ-79221 на демонстрационном показе в Минске (из архива автора)

История наиболее мощного и совершенного ПГРК 15П155 «Тополь-М» начиналась в сентябре 1989-го. Тогда советское правительство приняло решение о создании универсальной баллистической ракеты для подвижных и шахтных комплексов, которая первоначально дала всему проекту наименование «Универсал». Ее планировали оснастить десятью разделявшимися головными частями, в том числе ядерными, но события начала 1990-х полностью спутали эти планы.

Зимой 1993 года, в соответствии с указом президента Российской Федерации, новый головной разработчик - Московский институт теплотехники (МИТ) - приступил к работам по созданию моноблочной баллистической ракеты, помещенной в стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер. Одновременно волгоградское ЦКБ «Титан» начало проектирование пусковой установки 15У175 для будущего мобильного комплекса «Тополь-М».

А потом постановке автомобиля МЗКТ-79221 на производство и нового ПГРК на боевое дежурство предшествовали мучительно долгие и трудные годы восстановления российской военной промышленности и науки, испытания опытных систем и кардинального пересмотра всей стратегической военной доктрины Российской Федерации. Первый запуск новой ракеты с колесной пусковой установки состоялся только в сентябре 2000 года - сразу же после подписания президентом В. В. Путиным указа о принятии на вооружение шахтного варианта, которому тогда отдавалось предпочтение перед мобильной системой.

Новый ПГРК «Тополь-М», как и его одноименный предшественник «Тополь», также был рассчитан на несение боевого дежурства в постоянном движении по специальным грунтовым дорогам. Буквально с ходу, с любой точки маршрута, он мог нанести мощный ракетно-ядерный удар, оставаясь практически невидимым и недосягаемым для противника. Установленная на нем модернизированная межконтинентальная баллистическая ракета с точностью попадания до 350 метров обеспечивала уничтожение вражеских объектов на дистанциях до 10 тысяч километров.

В 2003 году, после очередной корректировки военных приоритетов России, состоялось важное решение о придании комплексам «Тополь-М» статуса основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века. Постановка их на боевое дежурство началась в ноябре 2006-го. К тому времени, в соответствии с Государственной программой переоснащения Вооруженных Сил РФ, предполагалось до 2015 года поставить в РВСН до 80 мобильных систем «Тополь-М».

Новые более жесткие требования ведения военных действий и обострение отношений с Западом вновь спутали долгосрочные планы: в 2009-м, когда на вооружении состояло лишь 18 ПГРК «Тополь-М», их производство было остановлено в пользу обновленной более эффективной системы. Благодаря этому событию, с 2010 года ранее секретные комплексы стали регулярно принимать участие в военных парадах в Москве в ознаменование Дня Победы.

Единственным транспортным средством на шасси МЗКТ-79221, лишенном вооружения, был многоцелевой автомобиль 15Т418 с цилиндрической цистерной, наиболее известный как боевая машина сопровождения, агрегат колонны технического замыкания или габаритно-весовой макет.

Конструктивно он стал развитием двух предыдущих подобных конструкций и 15Т382, о которых . Новая машина также служила для сопровождения колонн ракетных комплексов, рекогносцировки маршрутов следования, эвакуации тяжелой автотехники, обучения механиков-водителей пусковых установок и подготовки боевых расчетов ракетных систем.

С подписанием в 2006 году договора между МЗКТ и заводом Wanshan о создании в Китае совместного предприятия восьмиосная гамма пополнилась еще одной машиной, созданной на основе МЗКТ-79221. Это было 80-тонное шасси WS-51200 (16x12) с 700-сильным двигателем Cummins китайской сборки, немецкой автоматической трансмиссией ZF и шестью парами управляемых колес. В то время как работы над китайской межконтинентальной ракетой задерживались, в КНДР на этом шасси стали монтировать собственные установки с баллистическими ракетами Hwasong.

Между тем, в 2010-м, в ходе очередной глубокой реорганизации Вооруженных Сил России, было принято решение о замене ПГРК «Тополь-М» на модернизированный наиболее мощный и совершенный комплекс 15П155М «Ярс». Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

Первое публичное появление комплекса «Ярс» состоялось через год на Красной площади во время военного парада в честь 70-летия Дня Победы.

На заглавной фотографии - восьмиосное шасси МЗКТ-79221 для ракетного стратегического комплекса «Тополь-М» (из архива МЗКТ).

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.

Основные характеристики:

Количество ступеней — 3
Длина (с ГЧ) — 22,55 м
Длина (без ГЧ) — 17,5 м
Диаметр — 1,81 м
Стартовая масса — 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива — твёрдое смесевое
Максимальная дальность — 11000 км
Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда — 550 Кт
Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования — шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является . Сейчас проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

/По материалам rbase.new-factoria.ru и ru.wikipedia.org /

Межконтинентальные баллистические ракеты, к коим относятся модели "Тополя", предназначены для поражения наземных и морских пусковых установок МБР противника, центров управления государством и вооруженными силами, стратегических военных и экономических объектов, крупных сухопутных и морских объединений вооружённых сил противника.

Всего существует три модели «Тополя» с модификациями – вместе они по количеству ракет и размещённых на них боезарядов составляют основу наземного компонента российских ядерных сил. «Тополь» - это не собственно ракеты, а ракетные комплексы стратегического назначения в мобильном (подвижном грунтовом) и шахтном вариантах базирования, использующие трёхступенчатые твердотопливные МБР (в основе РТ-2ПМ), которые были разработаны Московским институтом теплотехники - фактически единственным в настоящее время в России разработчиком МБР:

1) первоначальный «Тополь» - это подвижной грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с использованием моноблочной МБР РС-12М (SS-25 Sickle, или «Серп», в классификации НАТО). Первое лётное испытание в феврале 1983, принят на вооружение в 1985. Мощность боезаряда 550 кт, дальность стрельбы 10.500 км, стартовая масса ракеты 45 т. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. В 1998 на вооружении находилось 369 комплексов «Тополей». На начало 2017 на боевом дежурстве в районе Барнаула оставалось 36 подвижных комплексов. Количество «Тополей» сокращается в связи с истечением срока их эксплуатации. До 2021 «Тополь» должен быть полностью снят с вооружения и уничтожен, что поэтапно и осуществляется.

2) «Тополь-М» (РС-12М2, SS-27) - аналог «Тополя», однако, со значительно более высокими характеристиками по ряду показателей и новыми возможностями, в т.ч.:

    самой МБР придана возможность маневрирования на активном участке полёта;

    существенно сокращено общее подлётное время к цели за счёт увеличения разгонной скорости ракеты и скорости полёта боевого блока;

    ракета оснащена комплексом средств прорыва ПРО с активными и пассивными ложными целями и средствами искажения характеристик головной части;

    обеспечен высокий уровень стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва, что повысило выживаемость ракеты;

    уменьшен инфракрасный «след» подвижного комплекса;

    повышена проходимость и маневренность комплекса, в т.ч на мягком грунте;

    снижена радиолокационная заметность комплекса за счёт специальных покрытий его поверхностей.

"Тополь-М" первая МБР, которую начала разрабатывать РФ. Первое лётное испытание в декабре 1994. Модернизированный комплекс принят на вооружение в апреле 2000. Мощность боезаряда 550 кт, дальность стрельбы 11.000 км, стартовая масса 47,1 т. В шахтах размещено 60 ракет, а 18 – подвижные комплексы. Развёртывание дополнительных комплексов прекращено в пользу «Ярсов».

3) модификацией комплекса «Тополь-М» является комплекс «Ярс» (РС-24, SS-29). Отличительная черта ракеты – разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (РГЧ ИН), способная нести 4 маневрирующие боевых части, что ещё больше повысило возможности прорыва ПРО предполагаемого противника. Первое лётное испытание в мае 2007, на боевом дежурстве с лета 2010. Мощность боезаряда 150-250 в зависимости от их количества, дальность стрельбы 12.000 км, стартовая масса 49,6 т. На начало 2017 на боевом дежурстве находилось 84 мобильных комплексов "Ярс" и 12 ракет - в шахтных пусковых установках, а всего предположительно 384 боезаряда, или 40% боезараядов наземных ядерных сил.

Честно говоря, не слышал, чтобы Южмаш (Вы же его имеете в виду?) имел отношение к Тополю. РТ-2ПМ разрабатывалась МИТом на базе РТ-2, которую ранее создало королёвское ОКБ-1. Между ракетными КБ была жестокая конкуренция, генконструкторы друг друга ненавидели, были подставы и шла отчаянная подковерная борьба за право делать новую ракету. Поэтому сомневаюсь, чтобы они привлекали конкурента на подряд.

Украинские предприятия могли участвовать на стадии производства отдельными узлами. Создавалсь ведь не только одна ракета, а целый комплекс, который включал и тягач, и строительство/реконструкцию шахтной ПУ. Там же сотни предприятий в этом деле участвовали.

Ответить

Насчет "Тополя", похоже, вы - правы. Южмаш не участвовал. Из Украины - только киевский "Арсенал" (и, естественно, не в разработке ракеты как таковой).

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь» были задействованы следующие структуры:

Система прицеливания ракеты - ЦКБ «Арсенал» (разработка) и ПО «Завод «Арсенал» , Киев, УССР (производство);

Насчет Тополя-М - совместно с КБ "Южное". Но это тот же Днепропетровск (ныне - Днепр).

Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс - обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное» .

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу).

Ответить

Прокомментировать