Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Самый большой прорыв плотины в истории: как это случилось. Страшные последствия прорыва плотин

"Дамба Баньцяо высотой 24,54 метра и длиной 118 метров была построена в 1952 году для защиты от наводнения, которое происходит раз в тысячу лет. Ее строили на века, но никто не ожидал, что она будет разрушена водной катастрофой спустя всего 23 года.

Желание сэкономить

Наводнение началось 8 августа 1975 года около часа ночи по местному времени. Мирные жители спали, когда вода в реке Жу начала подниматься из-за огромного количества осадков, выпавших во время бушевавшего в течение недели супертайфуна Нины. Дамба не выдержала выпавшей за день годовой нормы и под напором воды развалилась на части. В тот кошмарный день вода унесла жизни более 26 тысяч человек, и смыла урожай. После этого из-за уничтоженных продовольственных запасов и полей от эпидемий и голода скончались около 230 тысяч человек.

Гибели стольких людей можно было бы избежать, учтя несколько факторов при строительстве дамбы. Во-первых, во время строительства стоило использовать не грунт (дамба Баньцяо была полностью грунтовой - прим. ред.), а крепкие материалы. Еще до наводнения плотина под воздействием влажного климата начала разрушаться и «плыть», на стенах появились трещины. На помощь китайским строителям были призваны советские инженеры, которые укрепили хлипкое строение металлическими конструкциями, после чего дамба стала чуть ли не самой надежной плотиной во всем Китае.

Во-вторых, следовало учесть мнение одного из ведущих китайских гидрологов Чень Синя, который требовал не экономить народные деньги и построить 12 водоспусков. В этом случае катастрофа бы принесла меньше жертв и ущерба. Но тогда настойчивость специалиста была воспринята властями негативно, его подвергли партийной критике за призыв к растрате народных средств. Ученого отстранили от работы и, сэкономив, построили лишь пять водоспусков.

Третьей причиной катастрофы стало то, что в бассейне реки Жу по аналогии с дамбой Баньцяо начали строить другие плотины.

Точка отсчета

То, что катастрофа случится, можно было предугадать более чем за неделю до трагедии. 30 июля 1975 года на Поднебесную обрушился супертайфун Нина, который бушевал до 6 августа. После него начались сильные ливни. Рекордное количество осадков, которое превысило годовую норму в 200 мм, привело к подтоплению земли ниже по течению от дамбы.

6 августа руководство Баньцяо решило начать слив воды с водоспусков, для чего требовалось разрешение от высшей инстанции. Утром следующего дня руководству дамбы было направлено сообщение, которое до адресата не дошло из-за поломки линии связи. Вечером того же дня в одной из самых «надежных» плотин Китая начали образовываться трещины. Сотрудники дамбы приняли решение несмотря на «молчание» высшей инстанции начать спускать воду с водостоков, но было уже поздно: из-за ила они закупорились и перестали работать.

Рядом с дамбой располагалась военная часть, ее командир решил помочь руководству плотины и предложил нанести авиаудар и позволить воде вытечь. Возможно, это помогло бы, но в тот момент дамба Шиманьтань, стоящая выше по течению, разрушилась. Вся скопленная в ней вода огромной семиметровой волной, скорость которой достигала 50-55 километров в час, ударила про еле-живой Баньцяо. И та не выдержала. Примерно за час вода разлилась по равнине на ширине до 10-15 километров, она уничтожила все дороги, коммуникации, деревни, урожай. В ее водах погибли 26 тысяч людей и 300 тысяч голов скота. На утро выжившие вместо зеленых лугов увидели илистые озера и разоренную землю, также были разрушены все 62 дамбы, которые шли вниз по течению реки.

Во время подсчета ущерба выяснилось, что количество разрушенных домов приблизилось к 5,9 миллиона. Человеческие жертвы насчитывали от 90 тысяч до 230 тысяч человек. Со временем стало выясняться, что волной многих унесло на несколько километров от их домов, но они остались живы и через какое-то время смогли вернуться на родную землю.

К сожалению, на этом трагедия не закончилась. После наводнения в регионе начался голод и эпидемии, жертвами которых стали около 230 тысяч человек. Всего от катастрофы так или иначе пострадали 11 миллионов жителей пострадавшего региона.

Надо заметить, что разрушенные дамбы долгие годы напоминали о себе лишь руинами, их не восстанавливали вплоть до 1993 года. В этом же году вновь заработала заново возведенная дамба Баньцяо."

12 марта 1928 года . Рухнула плотина Сент-Френсис высотой 59 метров, прорванная водой, в Калифорнии.

Вода понеслась по каньону стеной, достигавшей в высоту до 40 метров, и снесла электростанцию, находившуюся в 25 километрах ниже по течению. Затоплена была долина на 80 километров. Не многие люди, оказавшиеся в зоне катастрофы, уцелели. Погибло около 600 человек.

Причиной масштабности данной аварии послужила, с одной стороны, недостаточная инженерная бдительность при появлении первых трещин в возводимой бетонной плотине. Но, как признал суд, недостаточным был также контроль правительственных организаций над проектированием и строительством объекта. Главное - был обнаружен палеоразлом под восточной опорой плотины лишь после трагедии.

18 августа 1941 года. Подрыв ДнепроГЭСа на Украине в ходе ожесточённых боёв с гитлеровскими захватчиками.

Тяжёлая, но необходимая операция была предпринята советским руководством в связи с вражескими атаками с целью захвата ДнепроГЭСа и плотины, через которую планировалось ворваться в город Запорожье. От взрыва в теле плотины образовалась большая брешь, пошёл активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях. Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих». Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась днепровской поймой, заливая всё на своём пути. Вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятков тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час была снесена. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Количество погибших и материальный ущерб были катострофические.

2 декабря 1959 года . На реке Рейран рухнула бетонная арочная плотина Мальпассе длиною по гребню 222 метра, построенная примерно в 7 километрах к северу от города Фрежюс на юге Франции для ирригации и водоснабжения.

Причины созревали постепенно: не в полном объёме было выполнено геологическое исследование; строители «экономили» затраты на качественный бетон ввиду скудного финансирования; в непосредственной близости от сооружения военные производили взрывы; с применением взрывчатки рядом велось строительство автошоссе; проливные дожди переполнили водохранилище...

Город Фрежюс подвергся практически полному затоплению. В результате наводнения, по официальным данным, погибло 423 человека, общий размер ущерба в денежном эквиваленте составил около 68 миллионов долларов США.

9 октября 1963 года . Катастрофа на Вайонт - одной из высочайших в мире плотин (262 метра) в итальянских Альпах.

В результате обильных дождей часть скалы сошла в водохранилище. Поднявшаяся волна высотой 200 метров перехлестнула через гребень плотины.

Вода смыла только около 1 метра верхнего слоя дамбы, но и этого было достаточно, чтобы в долине реки Пьяве было уничтожено наводнением 5 деревень, погибло, по разным подсчётам, от 1900 до 2500 человек, полностью погибли 350 семей.

Сама плотина устояла, но водохранилище с тех пор больше не наполняется.

7 августа 1975 года. Разрушение плотины ГЭС Байньцяо в Китае. Высота плотины - 118 метров, объём резервуара - 375 миллионов кубометров.

В результате выпадения за один день годовой нормы осадков и переполнения водохранилища произошло разрушение плотины, которое привело к образованию приливной волны высотой 3-7 метров и шириной 10 километров.

Было затоплено 7 районных центров и несчётное количество деревень. Согласно официальным данным всего в результате наводнения погибло 26 тысяч человек и еще 145 тысяч человек погибло сразу и после из-за голода и эпидемий. Было разрушено 5960 тысяч домов, так или иначе пострадало 11 миллионов человек.

Июнь 1993 года . Прорыв плотины длиной 2 километра и высотой 17 метров на Киселёвском водохранилище на реке Какве в 17 километрах от города Серова в Свердловской области Российской Федерации.

При наполнении водохранилища произошёл прорыв тела плотины.

От наводнения пострадало 6,5 тысячи человек, погибли 12 человек. В зону затопления попало 1772 дома, из них 1250 стали не пригодными для жилья. Были разрушены железнодорожный и 5 автомобильных мостов, размыто 500 метров главного железнодорожного пути.

Август 2009 года . Авария в Российской Федерации на Саяно-Шушенской ГЭС между Красноярским краем и Хакасией - индустриальная техногенная катастрофа.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии была приостановлена. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона. Сумма ущерба составила более 40 миллиардов рублей.

Июнь 2010 года . Прорыв дамбы на реке Фухэ в провинции Цзянси на востоке Китая из-за проливных дождей.

Из зоны прорыва были эвакуированы около 100 тысяч человек. Всего в десяти территориальных единицах Южного и Восточного Китая из-за проливных дождей, вызвавших наводнения и сходы оползней, погибли 199 человек, считаются пропавшими без вести 123 человека. Из опасных районов было эвакуировано почти 2,4 миллиона человек. Так или иначе от стихии пострадали 29 миллионов жителей. Экономический ущерб от непогоды составил около 42 миллиардов юаней (6,2 миллиарда долларов США).

5 августа 2010 года . Прорыв плотины на реке Инд в южном Пакистане.

Уничтожено до 895 тысяч домов, затоплено более 2 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 1700 человек погибло. Наводнение, по данным ООН, затронуло до 20 миллионов человек в стране.

1 сентября 2011 года . Прорыв плотины на реке Цяньтан неподалеку от города Ханчжоу в провинции Чжэцзян на востоке Китая.

Обычно туристы стремятся полюбоваться уникальным природным явлением - самой высокой в мире, до 9 метров приливной волной. Но иногда волна перехлёстывает через защитные дамбы, от чего в 1993 году погибли 59 человек, в 2007 году - 11 человек. На этот раз волна прорвала плотину и смыла многих.

Приходят леденящие душу новости. В Калифорнии из-за угрозы обрушения плотины Оровилл - самой большой в стране - власти срочно эвакуируют десятки тысяч человек.

Жители населенных пунктов Лайв-Ок, Мэрисвилл, Уитленд, Пламас-Лейк, Оливхерст, Гридли, Юба-сити срочно покидают свои дома. Некоторые семьи берут с собой лодки на случай, если не успеют уехать далеко из опасной зоны.

Беспокойство экспертов можно понять. В новейшей истории человечества уже случались катастрофы на гидротехнических сооружениях, и все они несли с собой разрушительные последствия. Dni.Ru вспомнили самые страшные аварии, произошедшие на плотинах.

Почти 90 лет назад в Калифорнии плотина высотой 59 метров, прорванная водой, обрушилась. Поток воды с бешеной скоростью пронесся по каньону, круша все на своем пути.

Стена воды высотой в 40 метров снесла электростанцию, находившуюся в 25 километрах ниже по течению. В результате 80-километровая долина оказалась полностью затопленной. Жертвами катастрофы стали около 600 человек.

Позже выяснилось, что одной из причин аварии стала недостаточная инженерная бдительность при появлении первых трещин в бетонной плотине уже при ее возведении. Кроме того, суд установил, что контроль правительственных организаций над проектированием и строительством объекта был недостаточным. Но главным фактором, повлиявшим на масштабность катастрофы, был признан палеоразлом под восточной опорой плотины, обнаруженный уж после трагедии.

Трудная, но жизненно важная операция - подрыв гидроэлектростанции на Украине - была предпринята руководством СССР в результате ожесточенных боев с гитлеровскими захватчиками. Вражеские войска неоднократно атаковали ДнепроГЭС, пытаясь захватить плотину и через нее ворваться в город Запорожье .

Чтобы помешать планам фашистов, было решено взорвать плотину. От взрыва образовалась огромная брешь, начался активный сброс воды, возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Тридцатиметровой лавиной снесло вражеские переправы, при этом много гитлеровцев погибло.

Однако вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей по принципу «свой - чужой». Разрушительная волна пронеслась по днепровской пойме, затапливая все на своем пути. Нижняя часть Запорожья полностью ушла под воду.

Количество погибших и материальный ущерб были катастрофическими. Буквально за час вода уничтожила огромные запасы разнообразных товаров, военные припасы, десятки тысяч тонн пищевых продуктов. Десятки речных судов погибли в страшном потоке вместе с судовыми командами.

При наполнении водохранилища произошел прорыв заградительного сооружения. От наводнения пострадало шесть с половиной тысяч человек. Жертвами водной стихии стали 12 человек.

В зону затопления попало 1772 дома, из них 1250 стали не пригодными для жилья. Вода разрушила железнодорожный и пять автомобильных мостов, размыла 500 метров главного железнодорожного пути и три с половиной километра путей железнодорожного тупика

После расследования Ростехнадзор назвал непосредственной причиной аварии разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата. По мнению экспертов, это произошло из-за «дополнительных динамических нагрузок переменного характера, которому предшествовало образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции».

Оборудованию и помещениям ГЭС был нанесен гигантский ущерб. Работа по производству электроэнергии была приостановлена.

Последствия катастрофы пагубно отразились не только на экологической обстановке акватории, прилегающей к станции, но и на социальной и экономической сферах региона. Сумма материального ущерба составила более 40 миллиардов рублей.

Июнь 2010 года - дамба на Фухэ

Причиной прорыва дамбы на реке Фухэ в провинции Цзянси в восточном Китае стали обильные дожди. Из зоны прорыва были эвакуированы около 100 тысяч человек.

Всего в десяти территориальных единицах Южного и Восточного Китая из-за проливных дождей, вызвавших наводнения и сходы оползней, погибли 199 человек. Еще 123 челоека числятся без вести пропавшими.

Из опасных районов было эвакуировано почти два миллиона 400 тысяч человек. Так или иначе от разрушительной стихии пострадали 29 миллионов жителей Поднебесной. Экономический ущерб от наводнения составил около 6,2 миллиарда долларов.

Но волна, прорвавшая плотину в первый день осени 2011 года, оказалась настолько сильной, что стала причиной смерти огромного количества зрителей. После того как беспощадная вода пронеслась прямо по толпе людей, сбив их с ног, многим туристам и местным жителям понадобилась медицинская помощь.

Иногда создается впечатление, что природа испытывает человека и все плоды его деятельности на прочность, и очень часто человек эту проверку не проходит. По разным причинам - из-за излишней самоуверенности, из-за халатности, а иногда просто из-за того, что стихия выходит за рамки ожиданий человека. Но чаще всего из-за всего и сразу. Именно так происходят катастрофы, подобные прорыву дамбы Баньцяо ночью 8 августа 1975 года.

Дамба Баньцяо: бессилие человека против стихии

Объект: Дамба Баньцяо (Banqiao dam), река Жухэ, уезд Биян, городской округ Чжумадянь, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика.

Баньцяо - грунтовая дамба высотой 24,54 м и длиной 118 метров, построенная в 1952 году для защиты от наводнений, а позднее и для выработки электроэнергии.

Жертвы: по официальным данным, учитывающим только погибших непосредственно во время затопления - 26 000 жертв. С учетом погибших из-за голода и эпидемий, вызванных наводнением - от 171 000 до 230 000 жертв.

Причины разрушения дамбы

В случившейся катастрофе одинаково можно винить стихию и человека.

Со стихией все просто. С 30 июля по 6 августа 1975 года над Юго-Восточной Азией бушевал тропический тайфун (по международной классификации - супертайфун) Нина, который вызвал наводнение в нескольких провинциях Китая. Это наводнение было очень серьезным - подобные по масштабу бедствия происходят не чаще раза в 2000 лет. Однако дамба Баньцяо была рассчитана на паводки, которые случаются примерно раз в 1000 лет, и сопровождаются выпадением до 306 мм осадков в сутки.

А с человеком все несколько сложнее и запутаннее. Еще при строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она «поползла», покрылась трещинами и грозила обрушиться и безо всякого наводнения (все-таки, это была грунтовая дамба). Но на помощь китайским товарищам приехали советские инженеры, и все исправили - дамба была дополнена стальными конструкциями, и стала считаться едва ли не самой надежной плотиной во всей Поднебесной.

Однако была и другая проблема - недостаточное количество водоспусков. Изначально их было запланировано 12, но в целях экономии построено только 5 из них. Ведь и проектировщики, и высшее руководство КНР считало, что в ближайшую тысячу лет вряд ли произойдет «двухтысячелетнее» или даже более сильное наводнение. Единственным несогласным был инженер-гидролог Чень Син - он многократно и публично высказывал опасение по поводу безопасности дамбы Баньцяо, и открыто критиковал решение о сокращении водостоков. Но Сина никто не слушал, он подвергся критике и был только обвинен в желании растратить китайские народные деньги, а затем и вовсе отстранен от работы (но после катастрофы был приглашен для проведения восстановительных работ).

Интересно, что решение об отказе от «лишних» водоспусков оказалось таким выгодным для китайского народа, что оно распространилось и на остальные строившиеся на Жухэ дамбы. Это тоже сыграло свою роль в развитии катастрофы: будь их пропускная способность выше, они, может, и устояли бы под напором стихии.

Были причины и другого плана. Во-первых, метеослужбы не могли предсказать, что стране грозит такое мощное наводнение, а значит, народ и армия не могли в достаточной мере подготовиться к возможным последствиям. Во-вторых, еще 6 августа 1975 года руководство дамбы хотело открыть водоспуски, но высшее руководство запретило это делать (так как территории ниже по течению уже были подтоплены), а затем связь с дамбой вовсе прервалась, и приказ об открытии водоспусков просто не дошел до адресата. А когда руководство станции на свой страх и риск все-таки решило открыть водоспуски, то сделать этого не получилось - к тому времени они практически полностью были занесены илом, и вода не уходила.

Решающее значение имел прорыв дамбы Шиманьтань, расположенной выше по течению - вода быстро достигла дамбы Баньцяо, и за несколько мгновений ее не стало.

Дамба Баньцяо после катастрофы. Одна из немногих имеющихся в открытом доступе фотографий.

Хронология событий

6 августа. Был зафиксирован рекорд количества осадков - за час с неба на землю выпало 160 мм осадков, а за весь день осадки достигли уровня 1631 мм. Масштабы стихии просто поражают, ведь в норме количество осадков в данном регионе не превышает 800 мм в год! Рекордные осадки заставили руководство дамбы Баньцяо задуматься о начале слива лишней воды через водоспуски - в вышестоящую инстанцию был отправлен соответствующий запрос, однако положительного решения добиться не удалось. Все дело в том, что ниже по течению уже шло подтопление, и сброс воды с Баньцяо грозил наводнением.

7 августа, утро. Руководству дамбы было отправлено сообщение о разрешении открытия водоспусков, однако оно не дошло до адресата - причиной тому стало разрушение линий связи.

7 августа, 19:30. В дамбе образовалась первая трещина. Руководство дамбы не знало о разрешении открыть водоспуски, поэтому такое решение принималось самостоятельно на свой страх и риск. Однако было уже поздно: водоспуски заилились, и они перестали выполнять свои функции.

8 августа 00:20. Командир расположенной рядом военной части принял единственно верное в данной ситуации решение - нанести по дамбе авиаудар и предотвратить дальнейшее накопление воды в водохранилище. Для согласования удара был отправлен запрос в вышестоящую инстанцию.

00:30. Не выдержав напора, разрушилась расположенная выше по течению дамба Шиманьтань, вода хлынула вниз по течению. Интересно, что эта дамба была рассчитана на наводнения, которые происходят не чаще раза в 500 лет, однако ее конструкция оказалась довольно прочной, и выдержала более чем двукратное превышение уровня воды.

1:00. Волна от дамбы Шиманьтань достигла дамбы Баньцяо, перелилась через ее гребень, и через несколько секунд разрушила ее. В результате прорыва плотины образовалась волна высотой до 7 метров, которая двинулась вниз по течению со скоростью 50 - 55 км/ч. За дамбой Баньцяо расположена равнинная местность, поэтому волна разлилась на ширину до 10, а в некоторых местах и до 15 км.

Примерно за час волна, сокрушающая на своем пути дома, дороги и коммуникации, убивающая людей и скот, прошла путь почти в 55 км, полностью затопив равнину, и разрушив по пути еще множество дамб, которые должны были защитить от наводнений. Те, кто выжил этой ночью, утром увидели разоренный край, покрытый слоем ила и грязи, с появившимися ниоткуда озерами, и развалинами домов…

Последствия

В результате прорыва дамбы была полностью затоплена территория на расстоянии до 55 км от дамбы и шириной до 15 км. Вода двигалась вниз по течению реки Жухэ, по пути разрушив еще 60 дамб, и в итоге всего за несколько часов было прорвано 62 плотины (Баньцяо была самой крупной из них).

Волна разрушила множество населенных пунктов, многие деревни были буквально стерты с лица Земли вместе со всеми жителями. Колоссальный ущерб был нанесен коммуникациям и путям сообщений - это вызвало дезорганизацию и создало серьезные трудности для оказания помощи пострадавшим районом. Отсутствие дорог затрудняло подвоз продовольствия, и во многих затопленных регионах еще через полторы-две недели после катастрофы помощь оказывалась только с самолетов и вертолетов. Крупнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этого региона бездействовали две-три недели после наводнения, а небольшие дороги оставались нерасчищенными на протяжении месяцев.

Из-за наводнения, отсутствия квалифицированной помощи и разрушений складов продовольствия начался голод, а за ним пришли и эпидемии - именно они стали главной причиной гибели людей в последующий после наводнения период.

В течение первого часа после прорыва дамбы вода унесла жизни 26 000 человек - такое количество жертв обусловлено временем катастрофы (в час-два ночи люди мирно спали в своих домах) и тем, что жители из-за обрыва коммуникаций просто не были предупреждены о возможной опасности. Интересно, что многие люди были буквально вымыты из своих деревень и поселков, но остались живы, и в течение последующих дней и недель вернулись в свои дома.

Волна смыла порядка 300 000 голов скота, а также затопила огромные территории сельскохозяйственных земель. Это нанесло колоссальный ущерб экономике региона.

Современное положение

Долгое время после катастрофы Баньцяо и другие разрушенные дамбы на реке Жухэ напоминали о себе возвышавшимися на берегах гребнями. Восстановительные работы начались не скоро, а дамба Баньцяо была заново построена и введена в строй только в 1993 году. Сейчас она нормально выполняет свои функции.

Аналогичные происшествия

Разрушение плотин и другие происшествия на гидротехнических сооружениях - пожалуй, один из самых распространенных типов катастроф, и о многих из них мы уже неоднократно писали. Однако в контексте рассказа о разрушении дамбы Баньцяо особый интерес представляют еще два подобных происшествия.

Первое из них - произошедшее 5 июня 1976 года разрушение грунтовой плотины Тетон , штат Айдахо, США. Дамба высотой 94 метра разрушилась при первом наполнении, и вода затопила большую территорию. Однако благодаря своевременной эвакуации жертвами воды стали 11 (по некоторым источникам - 14) человек и 13 000 голов скота. Причиной разрушения стала повышенная фильтрация воды через породы, лежащие в основании дамбы, которая переросла в неконтролируемый размыв. По финансовым соображениям дамбу было решено не восстанавливать.

Второй инцидент произошел относительно недавно - в 2005 году - в Пакистане, на плотине Шакидор , река Шади. Из-за ливневых дождей водохранилище переполнилось, и вода перелилась через гребень плотины, вызвав серьезные подтопления. В результате погибло 54 человека, около 80 человек получили ранения.

Однако ни один из прорыв дамбы не может сравниться с разрушением Баньцяо по количеству жертв и разрушений, хотя это и неудивительно - катастрофа произошла в густонаселенном районе Китая, и масштабы этой катастрофы были просто ужасающими.

Медиа

Компьютерная модель разрушения дамбы Баньцяо:

13 марта 1961 года произошла Куреневская трагедия - прорыв дамбы в Киеве, в результате которого погибло около 1500 человек. Научно-технический прогресс облегчает человеку жизнь, но и приводит к техногенным авариям. Рассказ пойдёт о пяти самых тяжелых катастрофах в истории СССР.
КУРЕНЁВСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.
Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.
Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».


РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ НА ЗАВОДЕ «КРАСНОЕ СОРМОВО»
Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.
В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет. И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.


АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии, Украины и Российской Федерации.
В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.


КЫШТЫМСКАЯ АВАРИЯ
Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в СССР, она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск – 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.
Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никто не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.
Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью, Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.
В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.


КАТАСТРОФА НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК
18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.
К катастрофе привел тот факт, что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.
В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.