Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ракета сатана радиус поражения. Недаром натовцы её прозвали «Сатаной


Угроза применения ядерных вооружений со стороны «партнёра» по «холодной войне», создание им постоянно расширяющейся системы ПРО, явились вызовом, на который СССР ответить был обязан.

В семидесятых годах прошлого века создан стратегический комплекс, где главным элементом была представлена баллистическая ракета Р-36 Сатана, классифицируемая в НАТО SS-18 «Satan».

«Сатана» в состоянии уничтожить защищенные цели противника.

Защищённых системой ПРО, в том числе рамками ответного удара после неоднократного применения ядерного оружия.

До настоящего времени иностранные образцы вооружений не сумели даже близко достичь параметров, которыми обладают боевые характеристики Сатаны.

Историческая справка

Изыскательские работы по P-36M Сатана осуществлялись специалистами конструкторского бюро (КБ) «Южное» в городе Днепропетровске. Украинский город в настоящее время переименован в Днепр.

в этом году начались работы над РС «Сатана»

При этом инженеры не стали модернизировать имеющеюся Р-36 Воевода, а применили новые решения, отвечающие требованиям защищённости и эффективности вооружения:

  • размещение пусковой установки и пункта управления запуском в помещениях с максимальной защитой;
  • автономная система управления ракетой;
  • минимальное время на проведение предстартовой подготовки и пуска;
  • дистанционное предстартовое программирование целей из комнаты управления;
  • повышенная живучесть всего ракетного комплекса;
  • повышена крейсерская скорость полета ракеты Сатана;
  • способность СС-18 преодолевать заслоны, создаваемые системой ПРО противника;
  • старт, не дающий возможность фиксации места его проведения;
  • прорыв в максимальном радиусе, точности поражения целей;
  • устойчивость к последствиям близкому, к размещению установки, ядерному взрыву (гамма, бета, рентгеновским излучениям).

Испытание готового изделия проведено на Байконуре зимой 1973 года. Доработки продолжались до осени 1975 года, но необходимость защиты страны от возможной агрессии вынудило поставить Р-36М на дежурство уже в 1974 году.


В дальнейшем, ракета СС-18 постоянно модернизировалась. Например, на ней выполнена доработка несущей части и боеголовки ракеты. После испытаний в конце семидесятых годов баллистическая ракета Сатана была заменена на МБР Р36М.

Доработаны и улучшены ТТХ Сатаны, где система управления имела более совершенные характеристики, головная часть делилась на десять боеголовок по 0.55 Мт, с радиусом поражения до 300.0 тыс. кв. км, скоростью полёта до 2.5 км/с, каждая.

Конструкция баллистической ракеты Сатана

Конструкция СС-18, включая размещение основных узлов и агрегатов, имеет следующие особенности:

  • двухступенчатая, с отделением ступеней последовательным порядке;
  • топливо, окислитель находятся в примыкающих баках с разделением перегородкой;
  • управляющие кабеля, пневматические и гидравлические системы управления трассированы вдоль корпуса и защищены специальным кожухом;
  • первая ступень оснащена четырьмя ЖРД, топливо подаётся закрытым циклом, при этом двигатели автономны;
  • руководство полётом осуществляется системой автономного управления;
  • вторая ступень оборудована маршевым и четырех камерным контролирующим траекториею полёта ЖРД;
  • для повышения защитных качеств, при применении противником ядерных средств, где проводится пуска ракеты, корпус покрыт специальным чёрным теплозащитным составом;
  • предустановленные датчики контролируют уровень агрессивных облучений, и при их наличии – отключают все системы управления, но при выходе из этой зоны – проводят автоматическое включение, управляющая система вносит коррективы в траекторию для достижения поставленной цели поражения.

Новая ракета Сатана, характеристики которой продемонстрировали высокие показатели точности попадания, обеспечиваются инерционной управляющей системой на базе бортового вычислительного оборудования, стала главным оружием РВСН. Радиус поражения Сатаны, о котором стало известно в НАТО, охладил горячие головы «ястребов».

Двигатель ракеты «Сатана»


Двигатели и система подачи топлива ракеты созданы на основе новейших, на тот период, разработок передовых конструкторских бюро страны:

  • применение химического наддува емкостей топлива;
  • торможения отделённой ступени газами наддува;
  • оборудование первой и второй ступени маршевым, и независимыми двигателями управления;
  • принцип управление разделёнными боевыми частями;
  • работа двигателей с использованием тетраксидного азотного топлива и прочих.

Для первой ступени использовался движитель РД-264, который компоновался из четырёх элементов РД-263. Вторая ступень оборудовалась маршевым движителем РД-0228. Все образцы двигателей при испытаниях показывали результаты, исключающие сбои в работе и отказы управляющих систем.

Следует обратить внимание, что был внедрён новый метод запуска ракет, исключающий фиксацию ПРО земного пуска. Двигатели ракеты запускались на дне шахты, и за счёт скопления отработанных газов, при старте ракета «выстреливалась» на значительную высоту. Это давало возможность запуск воспринять, как полёт низколетящего самолёта.

Тактико-технические характеристики ракеты Сатана (ТТХ)

Классификация Р-36М Воевода Р-36М УТТХ Р-36М2
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
По договору НСВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Дальность, тыс. км 11.2 16.0 10.5 11.0 16.0 11.0
Погрешность, м 500.0 500.0 500.0 300.0 220.0 220.0
Готовность к запуску, сек 62.0
Снаряженная масса при старте, тонн 209.2 208.3 210.4 211.1 211.1 211.4
Длинна, м Сведения не доступны Сведения не доступны 33.65 34.3 Сведения не доступны 34.3
Диаметр, м 3.0
Масса боеголовки, тонн 6.565 5.727 7.823 8.470 8.470 8.800
Заряд. Мощность. МТ 18.0/2.0/25.0 8.0 10Х0.5 8Х1.3 8.0 10Х0.8

Примечание: Сведения получены из открытых источников.

Натовцы дали название «SS-18 «Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х - 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.

SS-18 «Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую раету «Минитмен-3».

«Сатана» — самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиобазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров.

«Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах «; по первоначальным сообщениям — 2500-4500 psi, некоторые шахты — 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны.

Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Но, даже если американцы их увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки «Сатаны» практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть «прожжена» лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления «Сатаны» дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

САТАНА — самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления ракетой - автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы - программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ - куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

Вид на приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части. Видны элементы двигателя разведения (цвета алюминия - баки горючего и окислителя, зеленые - шаровые баллоны вытеснительной системы подачи), приборы системы управления (коричневые и цвета морской волны).

Верхнее днище первой ступени 15А18М. Справа - отстыкованная вторая ступень, видно одно из сопел рулевого двигателя.

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий забрасываемый вес - 8800 кг);
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают её успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырёх управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвёртого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

я лично сплю спокойно, когда знаю что такое оружие охраняет наш покой…………..

Натовцы дали название «SS-18 "Satan” («Сатана») семейству русских ракетных комплексов с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой наземного базирования, разработанных и принятых на вооружение в 1970-х - 1980-х гг. По официальной русской классификации – это Р-36М, Р-36М УТТХ, Р-36М2, РС-20. А «Сатаной» американцы назвали эту ракету по той причине, что сбить её трудно, а на огромных территориях США и Западной Европы эти русские ракеты устроят ад.
SS-18 "Satan” создана под руководством главного конструктора В. Ф. Уткина. По своим характеристикам эта ракета превосходит самую сильную американскую ракету "Минитмен-3". «Сатана» - самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета на Земле. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. "Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах "; по первоначальным сообщениям - 2500-4500 psi, некоторые шахты - 6000-7000 psi. Это значит, что если не будет прямого попадания американской ядерной взрывчатки на шахту, то ракета выдержит мощный удар, люк откроется и «Сатана» вылетит из под земли и понесется в направлении к США, где через полчаса устроит американцам ад. А таких ракет понесутся на США десятки. А в каждой ракете десять боеголовок индивидуального наведения. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США десятки. Это полный капут для американцев. «Сатана» легко пробивает американскую систему противоракетной обороны. Она была неуязвима в 80-е годы и продолжает быть жуткой для американцев и в настоящее время. Создать надёжную защиту от русской «Сатаны» американцы не смогут до 2015-2020 гг. Но ещё больше пугает американцев тот факт, что русские начали разработку ещё более сатанинских ракет.

«Ракета СС-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки "Сатаны" идут "в облаке" ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Но, даже если американцы и увидят «Сатану» на конечном отрезке траектории, головки "Сатаны" практически не уязвимы для противоракетных средств, ибо для разрушения «Сатаны» необходимо только прямое попадание в головку очень мощной противоракеты (а противоракет с такими характеристиками у американцев нет). «Так что подобное поражение весьма трудно и практически невозможно с уровнем американской техники ближайших десятилетий. Что же касается знаменитых лазерных средств поражения головок, то у СС-18 они прикрыты массивной броней с добавлением урана-238, металла исключительно тяжелого и плотного. Такая броня не может быть "прожжена" лазером. Во всяком случае, теми лазерами, которые могут быть построены в ближайшие 30 лет. Не могут сбить систему управления полетом СС-18 и ее головок импульсы электромагнитного излучения, ибо все системы управления "Сатаны" дублированы помимо электронных, пневматическими автоматами»

Ракета Сатана

САТАНА - самая мощная ядерная межконтинентальная баллистическая ракета

К средине 1988 года из подземных шахт СССР были готовы вылететь в направлении США и Западной Европы 308 межконтинентальных ракет «Сатана». «Из существовавших в СССР то время 308 пусковых шахт на долю России приходилось 157. Остальные находились на Украине и в Белоруссии». В каждой ракете 10 боеголовок. Мощность боеголовок равна 1200 бомбам, сброшенным американцами на Хиросиму, Одним ударом ракета «Сатана» может уничтожить объекты США и Западной Европы на площади до 500 кв. километров. И таких ракет полетят в направлении США, если потребуется, три сотни. Это полный капут для американцев и западноевропейцев.

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36.

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

По точности стрельбы - в 3 раза.
по боеготовности - в 4 раза.
по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя - тетраоксид диазота (АТ).

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16000 км;
Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт и дальностью полёта 11200 км;
Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО. Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер, транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления ракетой - автономная, инерциальная, трёхканальная с многоярусным мажоритированием. Каждый канал самотестировался. При несовпадении команд всех трёх каналов управление брал на себя успешно протестировавшийся канал. Бортовая кабельная сеть (БКС) считалась абсолютно надёжной и в тестах не браковалась.

Разгон гироплатформы (15Л555) осуществлялся автоматами форсированного разгона (АФР) цифровой наземной аппаратуры (ЦНА), а на первых этапах работы - программными устройствами разгона гироплатформы (ПУРГ). Бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ) (15Л579) 16-разрядная, ПЗУ - куб памяти. Программирование производилось в машинных кодах.

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАУ - 15П018, код СНВ - РС-20Б, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

Повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
увеличения района разведения ББ;
применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537. Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 г. на полигоне Байконур. По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 г. три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 г. было развернуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе пяти ракетных дивизий. На май 2006 г. в состав РВСН входит 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенных 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надежность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

После распада СССР и экономического кризиса начала 1990-х встал вопрос о продлении сроков эксплуатации Р-36М УТТХ до замены их новыми комплексами российской разработки. Для этого 17 апреля 1997 года был произведен успешный пуск ракеты Р-36М УТТХ, изготовленной 19,5 лет назад. НПО «Южное» и 4-е ЦНИИ МО провели работы по увеличению гарантийного срока эксплуатации ракет с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. 15 апреля 1998 года с космодрома Байконур был произведен учебно-тренировочный пуск ракеты Р-36М УТТХ, при котором десять учебных боевых блоков поразили все учебные цели на полигоне Кура на Камчатке.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр» на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва.
Вид на приборный отсек (ступень разведения) ракеты 15А18М со стороны головной части. Видны элементы двигателя разведения (цвета алюминия - баки горючего и окислителя, зеленые - шаровые баллоны вытеснительной системы подачи), приборы системы управления (коричневые и цвета морской волны).
Верхнее днище первой ступени 15А18М. Справа - отстыкованная вторая ступень, видно одно из сопел рулевого двигателя.

Ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода» (индекс ГРАУ - 15П018М, код СНВ - РС-20В, по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.5/Mod.6) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Повышения точности в 1,3 раза;
увеличения в 3 раза длительности автономности;
уменьшения в 2 раза времени боеготовности.
увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
применения зарядов повышенной мощности (10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью от 550 до 750 кт каждая; общий забрасываемый вес - 8800 кг);
возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

Повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
увеличение времени автономности комплекса;
увеличение гарантийного срока эксплуатации;
обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения, в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают её успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ+АТ, ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

Две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырёх управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 г. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 г. 11 августа 1988 ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009 года в 9 часов 30 минут по московскому времени был произведен пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В («Воевода»), сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль: «Двадцать четвёртого декабря 2009 года в 9.30 мск РВСН проведен пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области», - сообщил Коваль. По его словам, пуск проведен в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения летно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

Р-36М - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Испытания ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-264, состоящим из четырёх однокамерных двигателей РД-263. Двигатель создан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Вторая ступень оснащена маршевым двигателем РД-0228, разработанным в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под руководством Владимира Степанова. Способ старта - минометный. Система управления - автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень оснащена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное производство ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.


2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, преимущества которых объясняются, главным образом, тем, что позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения, повышая возможности и обеспечивая гибкость планирования ракетно-ядерных ударов.

Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжелой ракеты холодного (минометного) старта была разработана Михаилом Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял улучшить энергетические возможности ракет без увеличения стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая невозможной разработку системы минометного запуска для ракеты весом более двухсот тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "холодного" запуска тяжелых ракет с помощью порохового аккумулятора давления.

Главной оказалась проблема амортизации ракеты в шахте. Раньше амортизаторами служили огромные металлические пружины, однако вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала проблема: как удержать сам газ высокого давления на протяжении всего срока службы ракеты? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту проблему и доработать шахты Р-36 под новые более тяжелые ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Параллельно с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Московское КБТМ под руководством Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципиально новая компактная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла успешная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с четырьмя видами боевого оснащения - моноблочная легкая ГЧ, моноблочная тяжелая ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным повышением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и создании ракетного комплекса Р-36М с ШПУ повышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты размещались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было размещено и всё необходимое для пуска оборудование, после чего на заводском контрольно-испытательном стенде проводились все необходимые проверки. При замене отслуживших свой срок Р-36 новыми Р-36М в шахту вставлялся металлический силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась лишь к трем (поскольку пусковая установка состояла из трех частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненужными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В результате защищённость шахты заметно увеличилась. Эффективность выбранных технических решений была подтверждена испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

Ракета Р-36М оснащена маршевым двигателем первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе шести однокамерных двигателей, а вторую ступень - из одного однокамерного двигателя, максимально унифицированного с двигателем первой ступени - отличия были только в высотном сопле камеры. Все как и прежде, но... Но к разработке двигателя для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова... Новые конструкторские решения, современные технологии, усовершенствованная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и обновленное технологическое оборудование - все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое участие в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100... Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных двигателя, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги путем отклонения двигателя. По классификации КБ Энергомаш двигатель получил обозначение РД-264 (четыре двигателя РД-263 на общей раме... Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка двигателя второй ступени для Р-36М". Эскизный проект двигателя РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям двигателя РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного или восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Кроме того, этот двигатель имел возможность отклонения от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была проблема обеспечения надежного запуска двигателей первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые испытания двигателей на стенде начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Испытания двигателей проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В ходе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования двигателя первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного двигателя была завершена в сентябре 1973 года, и летные испытания ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде "Южмаша" была проведена доработка двигателя с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке двигателей.

Маршевый двигатель второй ступени Р-36М разрабатывался в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После смерти Янгеля в 1971 году главным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

Система управления МБР Р-36М разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Первоначально был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, затем - 15 лет.

Большим достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед пуском ракеты. Для такого стратегического это новшество имело огромное значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование стартового комплекса 8П867. Монтажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В январе 1971 года начались бросковые испытания ракеты для отработки минометного старта.

Суть второго этапа бросковых испытаний состояла в том, чтобы отработать технологию минометного старта ракеты из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления, который выбрасывал ракету, заправленную щелочным раствором (вместо реальных компонентов) на высоту более 20 м от верхнего среза контейнера. В это же время три пороховых ракетных двигателя, расположенных на поддоне, отводили его в сторону, так как поддон предохранял двигательную установку первой ступени от давления газов ПАД. Далее ракета, потеряв скорость, падала недалеко от контейнера в бетонный лоток, превращаясь в груду металла. Всего для исследования минометного старта проведены 9 пусков ракет.

Первый пуск по программе лётно-конструкторских испытаний Р-36М в 1972 году на полигоне Байконур оказался неудачным. После выхода из шахты она поднялась в воздух и вдруг упала прямо на стартовую площадку, уничтожив пусковую установку. Аварийными были второй и третий пуски. Первый успешный испытательный пуск Р-36М, оснащенной моноблочной ГЧ, проведен 21 февраля 1973 года.

В сентябре 1973 года вышел на испытания вариант Р-36М, оснащеннной РГЧ ИН с десятью боевыми блоками (в печати приводятся данные о варианте ракеты, оснащенной РГЧ ИН с восемью боевыми блоками).

Американцы внимательно следили за испытаниями наших первых МБР, оснащённых РГЧ ИН.

"Корабль ВМС США "Арнольд" во время пусков ракет находился у берегов камчатского полигона. Над тем же районом постоянно барражировал четырёхмоторный самолет-лаборатория В-52, оснащенный телеметрической и другой аппаратурой. Как только самолет улетал на дозаправку, на полигоне проводился пуск ракеты. Если же пуск во время такого "окна" осуществить не удавалось, то ждали до следующего "окна" или применяли технические меры по закрытию каналов утечки информации" . Закрыть эти каналы полностью было невозможно. Например, перед пуском ракет Камчатка предупреждала по радиосвязи своих гражданских летчиков о недопустимости полётов в определенный промежуток времени. Осуществляя радиоперехват, американские спецслужбы анализировали метеорологическую обстановку в районе и приходили к выводу, что единственной помехой полётам могут быть предстоящие пуски ракет.

В октябре 1973 года постановлением правительства КБ поручена разработка самонаводящейся ГЧ "Маяк-1" (15Ф678) с газобаллонной ДУ для ракеты Р-36М. В апреле 1975 года разработан эскизный проект самонаводящейся ГЧ. В июле 1978 года начаты летные испытания. В августе 1980 года испытания самонаводящейся ГЧ 15Ф678 с двумя вариантами аппаратуры визирования местности на ракете Р-36М завершены. Эти ракеты не были развёрнуты.

В октябре 1974 года вышло постановление правительства о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР-100. В октябре 1975 года завершены лётно-конструкторские испытания Р-36М в трех видах боевой комплектации и РГЧ 15Ф143.

Разработка головных частей продолжалась. 20 ноября 1978 года постановлением правительства принята на вооружение моноблочная ГЧ 15Б86 в составе комплекса Р-36М. 29 ноября 1979 года принята на вооружение РГЧ 15Ф143У комплекса Р-36М.

В 1974 году Южный машиностроительный завод в Днепропетровске приступил к серийному производству Р-36М, головных частей и двигателей первой ступени. Серийное производство боевых блоков 15Ф144 и 15Ф147 было освоено на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

25 декабря 1974 года ракетный полк вблизи города Домбаровский Оренбургской области заступил на боевое дежурство.

Ракетный комплекс Р-36М принят на вооружение постановлением правительства от 30 декабря 1975 года. Этим же постановлением были приняты на вооружение МБР МР-УР-100 и УР-100Н. Для всех МБР была создана и впервые применена унифицированная автоматизированная система боевого управления (АСБУ) Ленинградского НПО "Импульс". Вот как осуществлялась постановка ракеты на боевое дежурство.



"По проекту была предусмотрена схема "завод-старт", т.е. ракета транспортировалась с завода-изготовителя прямо на шахтную пусковую установку. Такой порядок был применен впервые, и была подтверждена высокая надежность систем ракеты. При этом во много раз было сокращено время на-хождения ракеты в незащищенном состоянии: только в пути следования. Таким образом, во время проведения ЛКИ технология подготовки ракеты к пуску заключалась в следующем:

1. С железнодорожной платформы контейнер перегружался на транспортную тележку (была применена бескрановая погрузка: контейнер перетягивался с платформы на тележку). Затем контейнер транспортировался на стартовую позицию, где аналогичным образом перемещался на установщик, который загружал контейнер в ШПУ на вертикальный и горизонтальный амортизаторы. Это позволяло перемещать его по горизонтали и вертикали, что повышало его защищённость (точнее - защищённость ракеты - прим. авт.) при ядерном взрыве.

2. Проводились электрические испытания, прицеливание и ввод полётного задания.

3. Производилась заправка ракеты -одна из трудоемких и опасных операций. Из подвижных заправочных емкостей в баки ракеты заливалось 180 т агрессивных компонентов, поэтому работать приходилось в средствах защиты.

4. Пристыковывались головная часть (РГЧ или моноблок). Затем приступали к заключительным операциям. Закрывалась поворотная крыша, все проверялось, опечатывались люки, и ШПУ сдавалась под охрану караулу. С этого времени несанкционированный доступ в ШПУ исключен. Ракета ставится на боевое дежурство, и с этой секунды ею может управлять только боевой расчёт командного пункта". .
Отметим, что боевой расчёт (дежурная смена) не "управляет ракетой", а исполняет приказы вышестоящих звеньев управления и следит за состоянием всех систем ракеты.
Боевые ракетные комплексы с МБР Р-36М размещались в ракетных дивизиях, имевших ранее на вооружении ракеты Р-36, и находились на вооружении до 1983 года.
С 1980 по 1983 год ракеты Р-36М заменены ракетами Р-36М УТТХ.

Современные россияне, вне зависимости от своих политических пристрастий, вряд ли задумываются над тем, что наша страна могла бы прекратить свое существование или превратиться в полуколонию еще в середине девяностых годов.

«Последний довод» России

В разгар Первой чеченской войны западные поклонники боевиков, именовавшие Шамиля Басаева и иже с ним не иначе как «повстанцами», порой задавали вопрос официальным лицам НАТО: не стоит ли применить силу против «кровавого Кремля», подавляющего свободолюбивый кавказский народ? Такого рода смельчакам более трезвые коллеги шептали на ухо одно только слово: «Сатана».

Вести споры о будущем, выражать свое одобрение или недовольство, лениво пить кофе и вести детей в школу в 2018 году можно только благодаря тому, что советскими учеными, конструкторами и инженерами было создано оружие, обеспечившее суверенитет государства на десятилетия вперед. В тот момент, когда бомбардировщики НАТО обрушивали бомбы на Белград, Москву, Петербург и другие города страны от подобной участи хранила ракета «Сатана».

Удивительно, но «последний довод» России, обеспечивающий мирное небо над головой, известен нам больше под названием, которое появилось на Западе. «Сатаной» там именуют сразу несколько модификаций советских стратегических ракетных комплексов, вставших на боевое дежурство в семидесятые-восьмидесятые годы.

СССР требовался ракетный «автомат Калашникова»

Когда в шестидесятых годах Никита Хрущев грозил США «кузькиной матерью», отечественные конструкторы и военные знали, что до ядерного паритета с Вашингтоном еще далеко. Сверхмощные бомбы, сотрясавшие планету, поражали воображение, но их было сложно доставить до территории вероятного противника. Первые отечественные межконтинентальные ракеты были оружием грозным, но капризным и довольно слабо защищенным. Этого хватало, чтобы отбить охоту у тех, кто мечтал о ядерном блицкриге. Но за океаном не сидели сложа руки и разрабатывали противоракетные системы, призванные свети к нулю советский ядерный потенциал.

СССР было нужно что-то новое, в соответствии с нашими традициями, простое и эффективное. Как танк Т-34, как автомат Калашникова. С поправкой, разумеется, на то, что речь шла о ракетной технике.

Михаил Янгель. Фото: wikipedia.org

«Изделия» товарища Янгеля

Осенью 1969 года Совет министров СССР выпустил постановление о начале работ по созданию нового ракетного комплекса. Задача была возложена на КБ Михаила Янгеля , соратника и конкурента Сергея Королева .

Михаил Янгель, работавший и над боевыми ракетами, и над космической техникой, все-таки больше прославился на военной ниве. Его боевые системы значительно превзошли аналоги Королева и в итоге стали основой «ядерного щита» СССР. Проект Р-36М, эскизные варианты которого были готовы еще до конца 1969 года, должен был превзойти все предыдущие разработки на порядок. Этот ракетный комплекс должен был эффективно поражать все виды целей, в том числе укрепленные бункеры, преодолевать все существующие и перспективные системы ПРО, оставаясь эффективным даже в случае поражения района базирования ядерным оружием противника.

Янгеля не стало в 1971 году, когда работы над комплексом набирали обороты. Новым руководителем днепропетровского КБ «Южное», где разрабатывали Р-36М, стал ученик Янгеля Владимир Уткин .

Они обязательно прилетят: как мог выглядеть ответный удар СССР

О том, что в Советском Союзе готовят что-то революционное, в США знали. У берегов Камчатки, где расположен ракетный полигон, постоянно дежурили американские корабли-разведчики, стремившиеся собрать как можно больше информации о новинке. Получалось не очень: в сведения, которые удавалось добыть, не очень верилось. Какая-то фантастика: боевая часть, разделяющаяся на несколько боеголовок, которые создают свои ложные «клоны», затрудняющие тем самым возможность перехвата. Первый полк, оснащенный новыми ракетами, заступил на службу в 1974 году. Но работы над Р-36М были в самом разгаре. На боевом дежурстве на тот момент стояли моноблочные ракеты, грозные, но все-таки уязвимые для систем ПРО.

Однако к концу семидесятых годов в войска поступил тот вариант, от которого у американских военных по спине побежал холодок. Представьте себе ситуацию, при которой американским военным стало известно, где находится район расположения советских ядерных ракет. По приказу президента США туда наносится удар, превращающий территорию в пустыню. Пока генералитет США жмет друг другу руки, из шахт, выдержавших ядерный удар, поднимается «стая» Р-36М. Темное теплозащитное покрытие облегчает им прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Система управления отключена, дабы ее не могло вывести из строя гамма-излучение: за это отвечают специальные датчики. Двигатели при этом работают, неся боевую часть к цели. Когда район, где свирепствует излучение, пройден, система управления включается, корректируя траекторию полета.

Американские системы ПРО включаются, дабы отразить ответную ракетную атаку, но в этот момент каждая из боевых частей советских комплексов разделяется на 10 боеголовок по 750 килотонн каждая. Вместе с 10 боеголовками образуются 40 ложных целей. Пока системы ПРО сходят с ума, советские ядерные «подарки» поступают в пункты назначения.

Как тебе такое, Рональд Рейган?

Проанализировав характеристики комплекса, американцы дали ему название «Сатана». Все противоракетные разработки можно было сдавать в утиль: советский ракетный комплекс гарантировал, что ответный удар нанесет Соединенным Штатам неприемлемые разрушения.

Когда в 1983 году президент США Рональд Рейган выступил с так называемой Стратегической оборонной инициативой, более известной как «звездные войны», команде Владимира Уткина было дано распоряжение усовершенствовать свое детище. Так родился ракетный комплекс четвёртого поколения Р-36М2 «Воевода». Все показатели защищенности комплекса были улучшены на порядок. Мощность боеголовок была увеличена до 800 килотонн.

Удар десятка «Воевод», несущих в общей сложности 100 боезарядов, способен был обеспечить уничтожение 80 процентов промышленного потенциала США. Аналогов «Воеводы» в мире просто не существовало. Ракета способна была преодолевать не только все существующие системы ПРО, но и те, которые в тот момент только разрабатывались. А заложенный конструкторами длительный срок эксплуатации делал это оружие практически идеальным.

В ту пору американцы много писали о перспективах своих боевых лазеров, которые должны были сбивать советские ракеты. Отечественные конструкторы вежливо отмалчивались. Уже намного позднее стало известно, что миллиарды долларов, потраченные Пентагоном, были спущены в унитаз: ракета «Воевода» была защищена и от воздействия боевого лазера.

И как еще именовать подобное, если не «Сатаной»?

«Новая версия „Сатаны“»

Интересно, что в 1991 году в СССР начались работы над комплексом пятого поколения Р-36М3 «Икар», которые были прерваны из-за распада страны. Охотились ли американские спецслужбы за секретами «Сатаны»? Разумеется. Но дело в том, что, даже зная некоторые секреты, не всегда можно найти противоядие. В Соединенных Штатах поняли, что эффективные системы обороны против «Сатаны» удастся разработать только спустя несколько десятилетий. Благодаря этому постсоветская Россия получила передышку в четверть века, во время которой внутренние проблемы не усугублялись наличием прямой военной угрозы извне. Всем желающим погрозить весело подмигивал из своей шахты комплекс «Сатана».

В 2016 году Государственный ракетный центр имени Макеева опубликовал первое изображение перспективной баллистической ракеты РС-28 «Сармат». Издание Daily Mail тут же сообщило, что одна такая ракета способна стереть с лица земли Англию и Уэльс, а газета The Sun добавила, что пять таких ракет способны уничтожить восточное побережье США целиком. Перспективную российскую ракету снова назвали «Сатаной». Традиция есть традиция.