Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проблемный очерк. Жанры публицистического стиля речи

Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основные функции, которые он выполняет, - это функции воздействия и сообщения.

Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации (СМИ) (это язык газет, радио, телевидения и т. д.) и художественно-публицистических текстах. Публицистический стиль использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.

В публицистическом стиле отражаются общественно значимые явления, события, проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремление к эмоциональной насыщенности языка определяет использование всех возможных изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.). Однако эти приёмы превращаются в языковые штампы , если они повторяются, тиражируются в различных публицистических текстах.

Наиболее чётко в письменной форме публицистический стиль представлен на страницах газет. Поэтому одной из его разновидностей является газетно-публицистический стиль . Публицистический стиль быстро реагирует на всё новое. Многие неологизмы впервые появляются на страницах газет. Например, в июне 2003 года газетами было зарегистрировано такое новое слово, как марсоход (ср. луноход ).

К жанрам газетно-публицистического стиля относятся репортажи, статьи, рецензии, интервью, заметки, отчёты, обзоры и др. К жанрам художественно-публицистического стиля относятся очерки, эссе, фельетоны.

Статья - публицистический или научный текст, анализирующий какие-либо процессы, явления, факты. Для статьи важно наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и рекомендаций по решению проблемы. Также в статье используют обширный фактический материал.

Рецензия - письменный анализ критического характера литературного произведения, кинофильма и пр. В рецензии необходимо оценить произведение, его достоинства и недостатки. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки. В рецензии не нужно подробно пересказывать произведение, достаточно указать основной сюжет в не более чем 2-3 предложениях, следует отметить актуальность произведения, смысл названия, тему, идею, проблематику, особенности композиции, стиль автора, средства создания образов и др. В заключении работы подводится итог, даётся общая объективная оценка произведения, также важно отметить не только его недостатки, но и достоинства: занимательность сюжета, новаторство автора.

Эссе - прозаическое сочинение со свободной композицией. Эссе отражает индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему Эссе, как правило, излагается в свободной форме, не имеет строгих требований к композиции и стилю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизительная композиция выглядит следующим образом: 1) введение - постановка проблемы; 2) основная мысль - обоснование и аргументация проблемы; 3) заключение - подведение итогов работы. Изложение материала сопровождается эмоциональностью, экспрессивностью, художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация.

Правила составления эссе:

    1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе;
    2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх аргументов);
    3) напишите эссе на основе переработанного материала.

Очерк - малый жанр литературы, основанный на описательном характере какого-либо предмета, явления. Очерк подразделяется на виды: портретный, проблемный, путевой. Портретный очерк - анализ личности героя и его мировоззрения, который включает описание внешности, поступков, биографические сведения. Проблемный очерк - изложение социально значимой проблемы, где автор делится своим мнением по сформулированной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк - впечатления о путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жителей, нравов, традиций и пр.

Репортаж - сообщение о чём-либо с места события. Основная задача репортажа - создать эффект присутствия читателя, слушателя, зрителя. Для телевизионного репортажа важна оперативность: происходящие события излагаются автором по ходу его действия, печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая значимую информацию. В энциклопедическом словаре СМИ под редакцией А. Князева подчёркивается значимость эмоциональности при составлении репортажа, на первый план которого «обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей».

Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публицистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового стилей, публицистический стиль не является строго регламентированным и допускает вариантность норм.

533. Прочитайте тексты. Объясните их названия. Используя изложенные в текстах факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы».

СОРНЫЙ ЯЗЫК

    Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сейчас у нас жалуются. Что правда - то правда, особенно среди беженства, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не всегда и разберёшь.

    Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) - «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде Святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорителям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч:

    «Всего смешнее, - пишет он, - иной, как попутай, переняв несколько чужих слов, за честь почитает по-«бесовски» вводить вновь, мешая их с русскими так: «Я в дистракции и дезеспере; аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду ре- ванжироваться ».

    И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта».

    И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре - одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить - проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую.

    Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова:

НЕ НАШ РУССКИЙ

За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное словосвязку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «ложить».

Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.

И если всё это - великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов?

(Из газеты «Аргументы и факты»)

Напишите реферат на одну из тем (по выбору):

    1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля?
    2. В какой мере письменная речь должна или может отражать особенности устной?
    3. Кто и на основании чего может делать выводы о допустимости или недопустимости тех или иных разговорных элементов в официальной ситуации общения, в том числе в письменных текстах?
    4. Кто отвечает сегодня в редакциях СМИ за качество текста (за соблюдение норм)? Журналист? Редактор?
    5. Кто определяет языковые вкусы СМИ - собственник, главный редактор, читатели или журналист?
    6. СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус?

534. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

    Замкнутый в себе, Китай-город представлял оригинальное целое, во всём отличавшееся от Кремля. Кремль - центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город - сосредоточие посадского люда, тяглого сословия; боярские дворы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности соответствовало этому социальному различию.

    Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличался своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавших в руки московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов, одного каменного и семи деревянных, стоявших ранее на его месте, - отсюда его причудливая многогранность, соответствующая его многочисленным алтарям. И как «обетный» храм, соединённый с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную площадь от спуска к Москве-реке. Стоящее рядом Лобное место - трибуна, с которой объявляли царские указы московским людям. Ненужная в Кремле, где жили правители, она была необходима в посаде, где жили управляемые.

    За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу, под навесом, располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1595 года.

    Бревенчатые мостовые и бочки с водой по углам улиц на случай пожара довершали картину «деревянного» Китай-города. Улицы и переулки шли запутанным лабиринтом, пересекая сразу по нескольку проездов в одном пункте, в так называемых крестцах. Ночью улицы перегораживались рогатками и решётками, ворота запирались наглухо, и ходили всю ночь сторожа с колотушками. Такие же ночные заграждения применялись и в других частях Москвы; они просуществовали до конца XVIII века.

    По Красной площади и переулкам Китай-города, кроме постоянного торга в лавках, производился уличный торг в разное время самыми разнообразными товарами. Среди торговли Китай-города уже в XVI веке можно было встретить много иногородних и иностранных купцов. У Ильи-пророка на Ильинке издавна существовало Новгородское подворье, неподалёку от него было Покровское подворье. Рядом с татарскими, кавказскими, персидскими и бухарскими купцами в Китай-городе можно было встретить греков, немцев, шведов, англичан и итальянцев.

    Картина Китай-города сильно меняется в XVIII веке: жилых купеческих домов в Китай-городе становится с каждым годом меньше и меньше. Купцы переселяются жить в Замоскворечье.

    В Китай-городе сосредоточиваются почти исключительно торговые помещения, располагаются правильными рядами. В XVII веке здесь было 72 ряда, и они носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, ветошный, золотой, иконный, свечной, восковой и так далее. Был даже вшивый ряд, где торговали подержанным платьем, очевидно загрязнённым до крайней степени.

    Разделение лавок в Китай-городе на ряды по специальностям сохранилось вплоть до 60-х годов XIX века. Названия некоторых из этих рядов сохранились в названиях переулков: Рыбный, Хрустальный, Ветошный.

(Н. Никольский)

1. Определите основную мысль. Укажите его микротемы. Выпишите ключевые слова и словосочетания каждой микротемы.
2. Напишите сочинение на тему «Любимый уголок моего города», использовав материалы сайта вашего города.
3. Определите тип и стиль речи. К какому жанру относится текст?

535. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сколько абзацев выделяет автор в этом тексте? Почему автор использует подобное членение?

К какому стилю речи вы отнесёте текст? На какие его признаки будете ориентироваться? А к какому жанру? Охарактеризуйте стилевые черты этого текста, приводя примеры.

    Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия материального духовного человеческого...

    Памятью обладают отдельные растения камень на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период стекло вода и т. д.

    А что и говорить о «генетической памяти» памяти заложенной в веках, памяти переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

    При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются бытовые навыки семейные навыки трудовые навыки общественные институты...

    Память противостоит уничтожающей силе времени.

    Это свойство памяти чрезвычайно важно.

    Память преодоление времени преодоление смерти.

    В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные поступки.

    Безответственность рождается отсутствием сознания того что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый поступок думает что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам очевидно не привык беречь память о прошлом испытывать чувство благодарности к предкам к их труду их заботам и поэтому думает что и о нём всё будет позабыто.

    Совесть это в основном память к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

(По Д. Лихачёву)

536. Напишите отзыв на текст Д. Лихачёва (см. упражнение 535) в виде рассуждения, состоящий из тезиса, доказательства и вывода. Помните, что в отзыв не входит анализ текста, а даётся его общая оценка.

537. Прочитайте текст. Определите его стиль речи и жанр. Выделите грамматические основы и сделайте вывод об использовании главных членов предложения в текстах газетно-публицистического стиля.

    Сегодня на Яузском бульваре города Москвы установлен памятник великому дагестанскому поэту и общественному деятелю Расулу Гамзатову. Выступая перед собравшимися, гости высоко оценили деятельность и творчество дагестанского поэта, отметили, что Расул Гамзатов был выдающимся человеком.

    Отметим, открытие памятника приурочено к 90-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в сентябре. Инициатором и спонсором возведения монумента стал Международный общественный фонд Расула Гамзатова. На памятнике выгравированы строки из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», ставшего бессмертной песней: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».

    Добрая улыбка, проницательный взгляд, юмор, разлетевшийся по миру афоризмами, - таким запомнили поэта современники.

(Из газеты «Столичность»)

538. Напишите репортаж о проведении вашим классом какого- нибудь культурного мероприятия (похода в музей, экскурсии, посещения театра).

539. Прочитайте отрывок из путевого очерка «По Уссурийскому краю», определите стиль текста.

    После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли.

    Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёстрые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой.

    Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.

    Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать (тринадцать) и стали биваком на одном из многочисленных островов.

    Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) горизонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался ярко(оранжевым), затем тёмно(красным). Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим - южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо (красной) зарницей на западе, и тогда наступила тёмная(претёмная) ночь.

(По В. Арсеньеву)

1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает созданию художественного образа? Есть ли в тексте сравнения? Назовите их. Чем они выражены? Какую функцию выполняют?
2. Выпишите из текста предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите, чем они выражены.
3. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Тема: Репортаж как жанр публицистического стиля

Цель: Научить пользоваться жанром репортажа в речи.

Задачи:

    Формировать умение доказывать принадлежность текста репортажа к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, условия общения, функции общения).

    Формировать умение определять неязыковые признаки репортажа.

    Формировать умение выявлять языковые средства и устанавливать их зависимость от неязыковых средств.

    Формировать умение отличать репортаж от заметки.

Развёрнутый план урока

    1. Вступительное слово учителя (цель – создать положительную мотивацию, показать значимость и актуальность изучаемой темы).

П: Ранним утром миллионы людей берут в руки пахнущие типографской краской газетные листы…

Что? Где? Когда? Вся жизнь нашей страны, вся жизнь нашей планеты на этих листах. События, различные по характеру, неравноценные по значению, находят своё отражение на страницах газет, журналов. Только ли на страницах газет, журналов отражается жизнь страны и мира?

У: Жизнь страны и мира представлена и на телевидении.

П: Конечно, телевидение активно и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении?

У: Публицистический стиль.

П: Откройте свои тетради с опорными конспектами, напомните особенности речевой ситуации, общение в которой предполагает использование публицистического стиля.

У: Это ситуация, в которой пишущий адресует информацию широкой аудитории читателя, т.к. она информирует читателя, представляет общественную значимость. Она касается всей страны и жизни каждого человека.

П: Верно. Какие две функции выполняет публицистический стиль?

У: Публицистический стиль выполняет 2 функции: информативную – сообщить объективную, проверенную информацию и воздействующую – вызвать определённое отношение к обсуждаемой проблеме, теме.

    1. Постановка цели урока.

Вы уже умеете писать информационную заметку. Теперь перед вами другая цель – научиться составлять текст репортажа.

Репортаж – один из самых ярких, самых востребованных жанров публицистики, так как помогает читателю «пережить» ситуацию, в нём отражающуюся, наглядно представить себе произошедшее.

    1. Объяснение нового материала.

    Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала).

П: Вам, наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже?

П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа?

П: При просмотре каких телепередач вы встречали жанр репортажа?

    Лингвостилистический анализ текста-образца (цель – определить неязыковые и языковые признаки).

П: В.А. Гиляровский, автор книг «Москва и москвичи», «Москва газетная» и многих других, В.А. Гиляровский был общепризнанным «королём» газетного репортажа. В любое время дня и ночи, в дождь и в стужу готов был «дядя Гиляй» мчаться к месту происшествия, чтоб в следующем номере газеты появился его интересный и правдивый репортаж. Вот как, например, рассказывает Гиляровский в репортаже «Ураган» о буре, разразившейся над Сокольниками в 1904 году и причинившей страшные разрушения:

«… Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали чёрными… Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно.

Над Сокольниками спустилась чёрная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось. Внутри этой крутящейся чёрной массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи по Плинию! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжёлые огни, и багрово-огненный жёлтый столб крутился посередине. через минуту этот ужас оглушающее промчался, руша всё на своём пути» (избр. произв. в 3-х т. М., 1960, т. 2, с. 220).

П: Итак, вы познакомились с образцовым репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа.

П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в которых бы описывалось что, где, когда произошло?

У: Даётся описание урагана над Сокольниками.

П: Кому адресован текст?

У: Текст адресован массовому адресату.

П: Каковы условия общения?

У: Текст может быть использован в официальной обстановке.

П: От чьего лица ведётся изложение?

У: От 1 лица

П: Найдите слова, в которых доказывается, что автор был на месте происшествия.

У: Мне посчастливилось быть в центре урагана .

П: Присутствие автора выражается и в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами. Как автору удаётся создать наглядный образ произошедшего ранее, придать картинность событию?

У: 1. Автор использует слова, называющие цвет: потемнело, бронзовые, чёрный, жёлтый, багрово-огненный.

2. Метафоры – зигзаги молний .

П: Какие слова не выражают отношение, состояние автора, но «воздействуют» на читателя?

У: Чёрный, зловеще, багрово-огненный, тяжёлые.

П: Что можно сказать о впечатлении В.А. Гиляровского от увиденного явления природы?

У: Гроза вызывает чувство страха, тревоги.

П: Какой приём, используемый автором, усиливает проявление чувств и переживаний?

У: Инверсия: грянула буря, спустилась туча, засверкали молнии, вспыхивали огни и т.д.

П: Какими средствами автор создаёт динамичную картину?

У: 4 простых предложения, связанные бессоюзной связью придают динамизм повествованию. (потемнело небо ), ( налетели бронзовые тучи ), ( мелкий дождь сменился крупным градом ), ( тучи стали чёрными ).

П: Обратите внимание на вид глаголов, используемых в предложениях. Глаголы какого вида передают динамику, стремительность действий?

У: Глаголы совершенного вида передают стремительность действий.

П: Перечитайте начало 2 абзаца. Какое слово подчёркивает резкую смену событий?

У: Резкую смену событий передаёт наречие вдруг .

П: В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Совсем картина разрушения Помпеи.

    Сообщение учителя об основных признаках текста репортажа.

Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.). Такие неязыковые признаки репортажа, как экспрессивность, эмоциональность, побудительность, оценочность приводят к широкому использованию лексико-фразеологических и синтаксических средств выразительности (тропов и стилистических фигур).

    Заполнение таблицы «Репортаж» (цель – систематизировать полученные знания).

П: Продолжаем заполнять таблицу. Откройте тетради с опорными конспектами. С какой целью создаётся репортаж?

П: Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

П: Кому адресован текст репортажа?

П: В какой обстановке может быть использован текст репортажа?

П: Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста репортажа?

П: Сжато или развёрнуто передаётся информация в репортаже?

П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа?

Изложение материала

Репортаж

    Цель

Сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию

    Адресат

Рассчитан на определённый круг людей

    Условия общения

Официальная обстановка

    Тип речи

Сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение

    Требования к передаче информации

Развёрнутость:

(Что? Где? Как? Когда? Какой?

Что? Где? Как? Когда? Почему?)

    1. Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвистический анализ текста-репортажа (цель – определить языковые признаки в тексте репортажа).

П: Докажем, что данный текст является репортажем.

П: Найдите предложения, в которых указывалось бы что, где, когда произошло.

Текст

Со скоростью, близкой ко второй космической, мчится домой спускаемый аппарат.

Его уже ждут. Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.

В 22 часа 12 минут по московскому времени 25 февраля возвращаемый аппарат совершил мягкую посадку в 40 километрах северо-западнее Джезказгана. Исключительная, поистине снайперская точность!

П: Как автор создаёт наглядный образ произошедшего ранее?

У: В тексте используются выразительные средства речи: олицетворения – шар врезается, окунается, рвётся ; эпитет – бушующее пламя .

П: Какова роль инверсии в 1 предложении?

У: Инверсия переводит высказывание из нейтрального плана в экспрессивно-эмоциональный.

П: Какая временная форма преобладает в репортаже?

У: Глаголы настоящего времени несовершенного вида.

П: Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Какой текст вам кажется динамичнее – данный или преобразованный?

У: Данный текст динамичнее.

П: С какой целью автор прибегает к членению предложения «Вот шар с драгоценной ношей врезается в плотные слои атмосферы, рвётся к Земле сквозь бушующее пламя. Где-то в поднебесье повисает на парашюте. И окунается в снежную круговерть.»

У: Данный приём усиливает выразительность текста.

П: Ощущаем ли мы присутствие автора – участника событий? Какая частица указывает на это?

У: Да, поскольку автор передаёт нам подробности события, оценивает действия. Частица вот .

П: Каково отношение автора к событию? В каком предложении содержится авторское отношение?

У: Исключительная, поистине снайперская точность!

Упражнение № 2. Определение жанра текста (цель – определить отличия репортажа от заметки).

Пользуясь таблицей, определите какой из текстов относится к жанру заметки, какой – к репортажу.

Текст № 1

Ледовый поход завершён

Сегодня в Мурманский порт из плавания в высокие широты Полярного бассейна возвратился атомный ледокол.

Беспримерный в истории освоения Арктики поход завершён. В беседе с корреспондентом капитан атомного ледокола Борис Макарович Соколов рассказал:

– В тяжёлых условиях полярной зимы, полярной ночи атомный ледокол прошёл боле восьми тысяч миль, из них свыше пяти тысяч – в тяжёлых льдах. Никогда раньше ледоколы в этих широтах не плавали. Атомная установка работала безукоризненно, корабль продемонстрировал замечательные ходовые качества.

Все задания выполнены.

Текст № 2

Льды за кормой

Атомный ледокол завершил экспедицию.

На мостике атомохода, вцепившись в дубовые поручни, – качка – стоит вахтенный штурман и напевает тихонько песню, которая полюбилась на судне:

«Корабль несётся на крыльях короткого слова «Вперёд!». Но теперь последнее слово в ней звучит иначе: вместо «вперёд» штурман поёт «домой».

Вчера утром в кромешной полярной ночи мы обогнули с севера Новую Землю. По левому берегу в двенадцати милях скрывались Оранский остров и полярная станция мыса Желания. В шестнадцать часов судового времени минута в минуту на смене вахт, когда отзвенели склянки, корабль пересёк ледовую кромку.

Конечно! Льды за кормой!

Впереди – до самого Мурманска – море Баренца катит волны в космах бурлящей пены… Моряки, полярники атомохода, скоро ступят на родную землю. Им бы сейчас накрахмалить рубашки, отутюжить кители… Но шторм – нелёгкое дело, даже когда он попутный. Порою судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам. В каютах идёт «война» с настольными лампами, креслами, книгами – со всеми предметами обихода, не желающими стоять на местах…

Шторм осложняется снегом. Сплошная его завеса временами скрывает море. Постоянно включен локатор. Идём, подавая гудком сигналы. На баке – вперёдсмотрящий. Он возвращается с вахты в бушлате, промокшем, блестящем корочкой льда от замёрзших брызг и солёной пены…

П: Чем отличается информация, содержащаяся в заметке, от информации в репортаже?

У: В заметке информация представлена сжато, в репортаже – развёрнуто. Из репортажа читатель узнаёт не только о маршруте, длительности похода, но и получает представление об обстановке, в которой проходило плавание.

П: При помощи каких средств достигается «эффект присутствия» читателя на корабле?

У: Употребление местоимений: мы обогнули ; форма глагола: идём .

П: По каким деталям в тексте репортажа мы можем сделать вывод о прямом участии автора в экспедиции?

У: Порой судно кренится так, что волны одна за одной перекатываются через нос и гуляют студёной рекой по палубам; вперёдсмотрящий возвращается с вахты в бушлате, блестящем корочкой льда.

П: Репортаж, в отличии от заметки, как бы переносит читателя на борт корабля, мы словно видим людей, слышим их голоса, ощущаем качку корабля и брызги ледяной воды.

Упражнение № 3. Конструирование предложений (цель – подготовить к созданию собственных текстов).

П: Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах и журналах можно встретить фоторепортажи. Основное содержание выражается в фотографиях, а подписи к ним имеют пояснительный характер. Перед вами несколько спортивных фоторепортажей.

    Постройте предложения, поясняющие содержание фотографий.

    Предложения должны образовать связный текст.

    Выразите своё отношение к изображённому на фотографиях.

П: Какие языковые средства помогут вам передать своё отношение к происходящему?

У: Слова оценочные, выражающие эмоциональность, восклицательные предложения, вводные слова и предложения, обращения.

Упражнение № 4. Составление текстов репортажей (цель – формировать умение строить текст репортажа).

П: Работаем в группах. Ваша задача – смоделировать речевую ситуацию по 1 – 2 фотографиям. Используя составленные предложения, придумать текст репортажа.

    1. Итог урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о репортаже).

П: Что вы узнали о репортаже?

П: Чему вы учились на этом уроке?

П: Какая работа на уроке была самой интересной?

П: В каких ситуациях, по-вашему, знания, полученные на данном уроке, будут востребованы?

    1. Домашнее задание.

П: Выдающимся спортивным комментатором в нашей стране был Николай Николаевич Озеров. Дома вам нужно будет, прочитав текст упр. 361, в котором Н.Н. Озеров обращается к начинающим журналистам, составить памятку для пишущего репортаж. Не забудьте употребить слова «соблюдайте», «не забывайте», «старайтесь».

П: Каким типом и стилем речи вы воспользуетесь, составляя заметку?

П: Найдите в последних газетах репортажи, укажите характерные признаки одного из них.

Тема : Жанры публицистического стиля речи. Проблемный очерк.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

Уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка;

Понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение), сохранять его композицию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства.

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания упр. 392.

    Словарная работа.

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

3. Повторение и углубление ранее изученного материала

1.Беседа

Назовите характерные признаки публицистического стиля.

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, ста тья, репортаж.)

2. Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

3.Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

4. Новый материал

1.С лово учителя. Учащиеся составляют краткий конспект.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.

- В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?

(По материалам учебника с. 248-249.) Особенности проблемного очерка (стр. 262). «Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально зна чимых). Документальный, публици стический, бытовой очерк». (Толковый словарь русского языка). «Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Эн циклопедический словарь).

Какие тексты, недавно вами прочитанные, соответствуют жанру очерка?

Какие приметы очерка вы могли бы выделить?

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения. Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).

В зависимости от предмета описания очерк может быть портретным, биографическим, путевым, хроникальным, проблемным. Иногда эти разновидности очерка могут соединяться.

Проблемный очерк и другие виды публицистических жанров

Среди других публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку . Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка - постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения.

Какому типу речи соответствует проблемный очерк?

Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора.

Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка?

Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чем вы пишете.

5 .Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

Исходный текст

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ((19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

Докажите. (ученики доказывают)

Определите тему текста (тема текста – счастье).

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

6. Подведение итогов урока

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Каково место авторской позиции в очерке?

Домашнее задание.

Упр.434. Написать проблемный очерк на одну из предложенных тем. При работе использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Публицист ический стиль и его особенности

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Жанры публицистического стиля

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.

Очерк - 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. русской истории. (Толковый словарь русского языка.)

Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.)

Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М.Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В.Овечкина о русской деревне 50-х годов - «Районные будни». Известные книги очерков В.Короленко, Л.Леонова, Д.Гранина, В.Лакшина, В.Распутина.

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий , о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой , в котором рассказывается о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей, очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк , в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом - встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

1. Путевой очерк.

Очень популярен путевой очерк , путевые зарисовки. Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рассказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду - ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

2. Портретный очерк.

Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, к которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

Внешний портрет - это не только описание лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица. Достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.

«Внутренний» портрет - это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т.е. характером, всегда существует связь, но ее надо уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы заметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. И автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.

Для полноты и большей достоверности портрета в очерке используются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.

Как начать очерк? Этот вопрос каждый автор в каждом конкретном случае решает по-разному. Во вступлении автор обычно говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинтересовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать этот очерк до конца.

3. Проблемный очерк.

В центре проблемного очерка социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в полемику со своими оппонентами.

В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер. Проблемный очерк строится по типу рассуждения.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т.д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады .

Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из нас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу. Публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой. В устном выступлении очень важны начало речи, убедительность аргументации основной мысли. Огромное значение приобретает это в тех случаях, когда решается судьба человека, например при защите и обвинении в судебном процессе.

Доклад

Доклад - это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад - это наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис, основное положение, которое надо раскрыть, доказать, и тезисы частные.

Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше (см. «Устное выступление»). Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности:

1. Доклад, как и любое выступление, готовится заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. В зависимости от главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать, как овладеть вниманием аудитории, как привлечь на свою сторону скептически настроенную ее часть и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А.Ф.Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить так план, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д. или чтобы был естественный переход от одного к другому».

3. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями.

4. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы или тревоги, перспективы и ожидания.

5. Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. Поэтому важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, заранее подготовить логические переходы, иметь в запасе примеры, аргументы.

жанр публицистика стиль речь

Дискуссия

Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т.е. выступать с возражением) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?

1. Необходимо стараться полемизировать, возражать аргументированию, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.

2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.

3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

4. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

5. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного).

Газета

Говоря о публицистическом стиле речи, нельзя обойти вниманием материалы газеты, которая является одним из самых массовых средств коммуникации, т.е. общения.

Одной из важных функций газеты является информация. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях отражается и в речевом их воплощении.

Для современной газеты более характерными стали аналитичность, доказательность изложения, доверительный тон беседы.

Но газета призвана и просвещать массы. Поэтому она выполняет и популяризаторскую функцию: сообщает о новых научных открытиях, новинках техники, проблемах экономики, медицины, забытых или по-новому осмысленных фактах истории.

Для лексики газеты характерно употребление большого количества прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, фразеологических оборотов, терминологических слов и выражений (обязательно комментированных), разговорной и просторечной лексики, иноязычных заимствований.

В синтаксисе газетных материалов отмечаются сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний (особенно в заголовках), использование непринужденной диалоговой формы; употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение, история и жанровая дифференциация групп публицистического стиля: информационные (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитические (статья, корреспонденция) и художественно-публицистические. Языковые средства статьи и заголовка журнала.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Газетно-публицистический стиль как наиболее популярный из всех функциональных стилей, факторы, влияющие на него. Лингвостилистические особенности газетно-публицистического стиля: лексические и грамматические. Использование выразительных средств.

    реферат , добавлен 20.03.2011

    История формирования публицистического стиля как функциональной разновидности литературного языка. Характеристика специфических черт газетной речи. Функции публицистики и требования культуры речи, вытекающие из них. Общественная роль газеты и журнала.

    реферат , добавлен 14.01.2016

    Подходы к определению репортажа в российской и немецкой журналистике. Композиционные особенности жанра репортажа, используемые в нем лексические средства выразительности, функциональные типы речи. Стилистические средства, характерные для жанра репортажа.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2014

    Интервью – самый распространенный в средствах массовой информации жанр публицистики. Исследование достижений и проблем в его развитии. Особенности информационного и аналитического интервью. Жанр интервью в газете. Особенности интервью в электронных СМИ.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Интервью как метод подготовки телерепортажа, новостного сюжета; публицистический жанр. Виды и техника интервью; классификация вопросов, их влияние на собеседника. Анализ подходов к проведению интервью при подготовке телесюжета на телевидении г. Губкина.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2013

    Жанры СМИ и их характеристика. Информационный повод к созданию репортажа в печатных СМИ. Цели, классификация, структура жанра. Природообразующие элементы репортажа. Анализ и сравнительная характеристика смежных информационных жанров на примерах статей.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2015

    Выражение экспрессивности языковыми средствами. Особенности публицистического стиля. Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис. Аналитический обзор блогов В. Соловьева: энергичные тона речи, сочетание категоричной уверенности и сомнения одновременно.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике "Репортаж". Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам : заметке, репортажу, интервью, отчёту .

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Для получения образного, конкретно-чувственного представления о факте или проблеме, используются тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет .



Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика. Особое место в публицистике занимает ораторская речь . В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.

Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья . Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования . Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".

Жанры письменной публицистики Определение
Эссе Обычно эссе автобиографическое, личностное, представляет cвой взгляд на мир, на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Очерк Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемого мнения и оценки. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Семантико-стилистической особенностью очерка является образ автора. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.
Интервью Интервью - полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.
Фельетон Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное(использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект: гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование.
Журналист-ское расследование Это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными. Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание: случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств.
Репортаж Репорта́ж - сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа - необязательно действующее лицо события, но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.