Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Последняя тайна анны карениной. Место гибели Анны Карениной

Железнодорожно-филологический анализ :)

К сожалению, Лев Николаевич, вообще-то очень внимательный ко всем мелочам создаваемого текста, не удосужился указать тип, серийный номер и год выпуска паровоза, под который бросилась Анна Каренина. Никаких уточнений, кроме того, что поезд был товарный, нет.

– Как ты думаешь, под какой именно паровоз бросилась Анна Каренина? – спросила я однажды у великого ферроэквинолога всея ЖЖ.
– Скорее всего, под «Овечку», – подумав, ответил С. – Но, возможно, что и под «Твёрдый знак».

"Твёрдый знак"

Я решила, что, скорее всего, у Толстого описан «поезд вообще», и видовая принадлежность локомотива его не интересовала. Но если современники легко могли себе представить этот самый "паровоз вообще", то для потомков это уже значительно сложнее. Мы предположили, что для читателей того времени "паровозом вообще" была именно популярная, известная всем от мала до велика "Овечка".

Однако во время проверки уже выложенного поста оказалось, что мы оба поторопились с выводами. С. не помнил точной даты публикации романа и отнёс его к концу 1890-х годов, когда и "Ов", и "Ъ" уже широко использовались на железных дорогах Российской империи, а я при проверке запуталась в сериях и буквах и по неопытности просто "подогнала" даты выпуска к дате публикации. Увы, всё оказалось совсем не так просто.

Роман был задуман в 1870 г., частями публиковался в журнале "Русский вестник" в 1875-1877, издан отдельной книгой в 1878 г. Начало производства паровозов серии О относится к 1890-му году, а серии Ъ - и вовсе к концу 1890-х. Следовательно, героиня бросилась под какой-то намного более архаичный паровоз, который нам сейчас и представить-то сложно. Пришлось обращаться к энциклопедии "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955".

Поскольку нам было известно, что Каренина бросилась под грузовой поезд, а также мы знали название дороги, на которой произошла трагедия (Московско-Нижегородская, открыта для движения поездов 2 августа 1862 г.), то наиболее вероятным претендентом можно считать товарный паровоз серии Г 1860-х гг. выпуска. Для Московско-Нижегородской железной дороги такие паровозы строили французские и немецкие заводы. Характерная особенность - очень большая, расширяющаяся кверху труба и наполовину открытая будка для машиниста. А вообще, на наш современный взгляд, это чудо техники больше похоже на детскую игрушку:)

Станция

На всякий случай напомню, что Анна Каренина бросилась под поезд на станции Обираловка, находящейся в 23 километрах от Москвы (а не в Москве или Петербурге). В 1939 году по ходатайству местных жителей станция была переименована в Железнодорожную. То, что Толстой выбрал именно Обираловку, ещё раз подтверждает, насколько внимателен он был ко всем подробностям сюжета. В то время Нижегородская дорога была одной из основных промышленных магистралей: здесь часто ходили тяжело груженные товарные поезда, под одним из которых и нашла свою смерть несчастная героиня романа.

Железнодорожная ветка в Обираловке была проложена в 1862 году, а через некоторое время станция стала одной из крупнейших. Протяжённость запасных путей и разъездов составляла 584,5 сажени, имелось 4 стрелки, пассажирское и жилое здание. Ежегодно станцией пользовались 9 тысяч человек, или в среднем 25 человек в день. Пристанционный посёлок появился в 1877 году, когда был опубликован и сам роман «Анна Каренина» (в 1939 году посёлок также был переименован в город Железнодорожный). После выхода романа станция стала местом паломничества поклонников Толстого и приобрела большое значение в жизни окрестных деревень.

Когда станция Обираловка была конечной, здесь действовал поворотный круг - устройство для разворота на 180 градусов для локомотивов, и стояла водокачка, упомянутая в романе «Анна Каренина». Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. К сожалению, сейчас от прежних построек на станции ничего не осталось.

Вот фотография станции Обираловка (конец XIX - начало XX века):

Теперь заглянем в текст романа:

Когда поезд подошел к станции, Анна вышла в толпе других пассажиров и, как от прокаженных, сторонясь от них, остановилась на платформе, стараясь вспомнить, зачем она сюда приехала и что намерена была делать. Все, что ей казалось возможно прежде, теперь так трудно было сообразить, особенно в шумящей толпе всех этих безобразных людей, не оставлявших ее в покое. То артельщики подбегали к ней, предлагая ей свои услуги; то молодые люди, стуча каблуками по доскам платформы и громко разговаривая, оглядывали ее, то встречные сторонились не в ту сторону.

Вот она, дощатая платформа - в левой части фотографии! Читаем дальше:

«Боже мой, куда мне?» – все дальше и дальше уходя по платформе, думала она. У конца она остановилась. Дамы и дети, встретившие господина в очках и громко смеявшиеся и говорившие, замолкли, оглядывая ее, когда она поравнялась с ними. Она ускорила шаг и отошла от них к краю платформы. Подходил товарный поезд. Платформа затряслась, и ей показалось, что она едет опять.

И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, чтó ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда.

Под "водокачкой" подразумевается хорошо видная на фотографии водонапорная башня. То есть Анна прошла по дощатой платформе и спустилась вниз, где и бросилась под проходящий на невысокой скорости товарный поезд. Но не будем забегать вперёд - железнодорожно-филологическому анализу самоубийства будет посвящён следующий пост. На данный момент ясно одно - Толстой бывал на станции Обираловка и хорошо представлял себе место, где произошла трагедия - настолько хорошо, что всю последовательность действий Анны в последние минуты её жизни можно воспроизвести, опираясь на одну-единственную фотографию.

Оригинал взят у nawepodmoskovie в Станция в Подмосковье, на которой «бросилась» под поезд Анна Каренина



На фото: станция Железнодорожная Горьковского направления МЖД
Платформа Железнодорожная Горьковского направления МЖД описана в романе Льва Толстого «Анна Каренина». В 19 веке станция называлась Обираловка и через нее проходило всего 25 пассажиров в день - сегодня же пассажиропоток составляет несколько тысяч человек. Как выглядит станция полтора века спустя и подтверждает ли свою печальную славу, узнал корреспондент Железнодорожненского Информагентства.



Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: место, где предположительно героиня романа Толстого бросилась под приближающийся поезд
Станция была построена в 1861 году. Первоначально ветка была однопутной, а станция - конечной, поэтому здесь был разворотный круг для локомотивов, а также стояла водокачка, упомянутая в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: пассажиры на платформе Железнодорожная
К счастью, последователей Анны Карениной среди современных жителей нет. За прошедшие годы не зафиксировано ни одного случая самоубийства в районе станции.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: вокзал станции Железнодорожная (вид с привокзальной площади)
История города Железнодорожный тесно связана с историей Московско-Нижегородской железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1862 году. Возле Кучино была построена одноименная платформа, а станция в трех верстах от нее получила название Обираловка. В 1866 году она имела 4 стрелки, одно пассажирское и одно жилое здание. Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. Среднее число пассажиров - 25 человек в день.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: турникетный павильон станции Железнодорожная
В 1877 году дорога от Москвы до Коврова стала двухпутной, на ней появились «дачные» поезда. Участки на прилегающих землях массово раскупались у помещиков под дачи. Вблизи станции Обираловка возникли поселки, названные по именам землевладельцев - Афанасьевка и Ивановка, в 1909 году появился поселок Ольгино.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА

После прокладки ветки на Муром к названию Московско-Нижегородская добавилось слово Муромская. В 1885 году начала действовать Богородская ветка. А 1 января 1894 года МНЖД была выкуплена у строившего ее частного Общества российских железных дорог и перешла в казенное управление.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: путевые работы на станции Железнодорожная
После революции путевое хозяйство активно развивалось. В 1933 году состоялся пуск первого электропоезда до Москвы, а в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, станция была переименована из Обираловки в Железнодорожную.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: платформа станции Железнодорожная
В настоящее время станция состоит из вокзального здания и четырех платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: прибывающий поезд на станции Железнодорожная
За сутки через станцию Железнодорожная проходят десятки пассажирских и грузовых поездов, пригородных электричек. Также здесь курсируют скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», соединяющие Москву с Нижним Новгородом. Пассажиропоток с каждым годом растет и составляет несколько тысяч человек в день. Современное электронное табло позволяет без труда определить, с какой платформы и в какое время отправится электропоезд.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: электричка направлением Москва - Петушки
Помимо Толстого, Горьковское направление МЖД также прославил Венедикт Ерофеев - автор псевдо-автобиографической поэмы в прозе «Москва - Петушки». Его герой Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам.В 2013 году часть жителей города выступила с инициативой об установке на привокзальной площади памятника героине романа Льва Толстого Анне Карениной. Первоначально идея была поддержана администрацией городского округа, но дальше разговоров дело не пошло.

Анна двинулась в свой последний путь с Нижегородского вокзала Москвы. Этот вокзал был тогда вторым, после Николаевского (ныне, Ленинградского), построенным в Москве вокзалом и располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Примерный сегодняшний адрес этого места - Нижегородская ул., 9а. Здание вокзала было неказистым, одноэтажным и деревянным. Сегодня уже ни этого здания, ни самого вокзала давно нет. Еще с 1896 года поезда на Нижний Новгород стал обслуживать новый Курско-Нижегородский вокзал (ныне, Курский вокзал), а Нижегородский стал использоваться только для обслуживания грузовых перевозок (в советское время он назывался Москва-Товарная-Горьковская). Здание вокзала и железнодорожные пути в этом районе были ликвидированы в 1950-х годах с началом тут массового жилого строительства. В ЖЖ Алексея Дедушкина подробно описано все про Нижегородский вокзал и окрестности вплоть до сегодняшнего дня. Почитайте, любопытно.

Итак, Анна села в поезд и поехала на станцию Обираловка (ныне, станция Железнодорожная) в 24 верстах от Москвы для встречи с Вронским, гостившим в имении матери, находившемся неподалеку.


Станция Обираловка,та самая водокачка, фото 1910 года

Но приехав в Обираловку Анна получила от Вронского записку, что будет он только в 10 часов вечера т.к. занят делами. Анне не понравился тон записки и она, находившаяся всю дорогу в рефлексии и неадекватном состоянии близком к нервному срыву, расценила эту записку как нежелание Вронского встречаться с ней. Тут же Анне приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд.

"Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее..... И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. "Где я? Что я делаю? Зачем?" Она хотела подняться,откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. "Господи, прости мне все!" -- проговорила она, чувствуя невозможность борьбы."

До сих пор в Железнодорожном можно встретить людей, готовых показать могилу Анны Карениной - то у Троицкой церкви, то у Саввинской церкви Преображения Господня.

Вперед, в прошлое!

Больше всего в России топонимов, образованных от имен собственных – Михайловка, Николаевка, Александровка. И название «Никольское» — одно из самых популярных в России. Сел и станций с этим нехитрым наименованием несколько сотен; только в Московской области их восемнадцать. Свое Никольское есть и на востоке Подмосковья. Никольско-Архангельское, вотчина графьев Долгоруковых, ныне – скромная платформа «Никольское», где останавливается не всякая электричка.

Пруды серебряные и золотые

В императорской России усадьба Никольское-Архангельское была шикарной. Особенно интенсивно Долгоруковы взялись ее обустраивать, когда рассчитывали женить юного царя Петра II на своей Маше Долгоруковой. Тогда-то в имении появился знаменитый каскад прудов. Водным путем было легко добираться из царского Измайлова в Горенки и к Долгоруковым – примерно, как сейчас по Москве на речном трамвайчике. Прудов было больше десятка: Крестьянский, Княжий, Серебряный, Стерляжий, Желтый, Тарелочкин и Степан Степанович и т.д. На сегодня более-менее сохранились лишь некоторые пруды - например, Желтый. Из всего каскада он был самым красивым.

Размер угодий равнялся без малого пятистам десятинам. Десятина чуть больше гектара, и, нарубив мысленно владения Долгоруковых на садоводства, получим примерно штук десять средних садоводческих товариществ на пятьсот участков, и единого князя-владельца над всей многотысячной командой крепостных. Простите – дачников.

Эти места часто рисовал Левитан 150 лет спустя. На большей части известнейших его картин рубежа XIX-XX веков изображены как раз восточные дачные окраины – Владимирская дорога и Салтыковка, соседствующая с Никольским.

Времена, меж тем, были антисемитские, и некоторых патриотов очень возмущало, что русские поля смеет рисовать некто Исаак Ильич. Причем, если присмотреться, то даже не Ильич, а Эльяшевич-Лейбович! Левитана возмущения не трогали – ему нужно было зарабатывать на жизнь, творить, а больное сердце намекало, что времени на это немного. У художника, родившегося в Мариампольском уезде (нынешней Литве) в местечке, где жили еврейская и шотландская общины, вдруг оказались самые русские пейзажи - не чудно ли! Пожелтевшие поля, небо всех оттенков серого и голубого, озера с кувшинками и темные сказочные леса – все это осталось с нами на его полотнах.

Прикажете до Обираловки?

Владимирский тракт и параллельная ему Носовихинская дорога, чуть помельче размахом, были очень популярными торговыми трассами. Путь связывал Москву и Нижний Новгород. Но густые леса и разливные речки Мещёры (именно на Мещёрской низменности расположен весь подмосковный восток) скрывали не только соловьев и зайцев. Жители окрестных деревень таились по канавам в большим удовольствием, ожидая проезда по дороге купеческого возка.

Этот гибрид таможни, рэкета и службы ГИБДД в 17-18 веке работал исправно. Купцов обирали и отпускали, нередко выпрягая и бесценную лошадь. Обходить Носовиху было долго и муторно, поэтому волей-неволей купцы считали риск благородным делом. Местность получила название Обираловка. Усилия графа Румянцева-Задунайского, именовавшего угодья Сергеевкой, по имени младшего сына, успеха не принесли. Традицию удалось переломить лишь решительным большевикам. В тридцатые годы они назвали станцию и городок «Железнодорожный» — теперь он вместе с Салтыковкой, Никольским и Кучино входит официально в почти полумиллионную подмосковную Балашиху.

А в девятнадцатом веке, несмотря на мрачноватое название, Обираловка росла и ширилась. Стратегически удачное место обрастало приметами цивилизации – железнодорожная станция, почта, водокачка, торговый двор и, наконец, телеграф. Обираловка уже не слыла забубенной лесной деревенькой, теперь это был полноценный остановочный пункт с залами I и II класса и четырьмя железнодорожными стрелками.

«То артельщики подбегали к ней, предлагая ей свои услуги; то молодые люди, стуча каблуками по доскам платформы и громко разговаривая, оглядывали ее, то встречные сторонились не в ту сторону», — писал граф Толстой об Обираловке, глядя на нее глазами измученной Анны Карениной, и добавлял: «Две горничные, ходившие по платформе, загнули назад головы, глядя на нее, что-то соображая вслух о ее туалете: «Настоящие», – сказали они о кружеве, которое было на ней. Молодые люди не оставляли ее в покое. Они опять, заглядывая ей в лицо и со смехом крича что-то ненатуральным голосом, прошли мимо. Начальник станции, проходя, спросил, едет ли она. Мальчик, продавец квасу, не спускал с нее глаз».

Даже сделав скидку на специфическое восприятие реальности морфинистки Карениной, которой чудится, что весь мир недоброжелательно обступает ее, картина выходит живая и насыщенная. Платформа в двадцать с лишним верст от Москвы – и, пожалуйте: горничные, обсуждающие моды, услужливые артельщики, продавцы кваса. Через несколько минут на глазах у всей этой разномастной толпы Анна бросится между вагонами лязгающего паровоза и останется там навсегда.

Кстати, с Обираловкой Лев Николаевич Толстой был знаком не понаслышке. Рядом, в деревне Кучино, было поместье его родственника Николая Рюмина. Туда Толстой довольно регулярно ездил, именно там был представлен юной Прасковье Щербатовой, ставшей прообразом Кити Щербацкой.

«Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, ― пишет граф в дневнике, ― и вдруг окатило меня. П. Щ. ― прелесть. Весело целый день». Именно у Рюмина работал крепостной паренек Савва Морозов, выкупившийся с сыновьями за легендарные семнадцать тысяч рублей (по современному курсу - около 280 тысяч долларов).

А Прасковья Щербатова, миленькая Кити, выросла в графиню Уварову, председателя Московского археологического общества, профессора шести университетов – Дерптского, Казанского, Харьковского, Московского, Петербургского археологического и Лазаревского института восточных языков.

Прасковьей Николаевной, обираловской принцессой, была в 1906 году инициирована работа по созданию полного каталога отечественных древностей. Работе этой сто десять лет, и она идет до сих пор. Внуков, правнуков и пра-правнуков Прасковьи Уваровой, археологической красавицы и матери семерых детей, зовут Доминик-Уильям, Люк-Джерард, Каспар-Серж и Лара-Александра. Они живут в Европе.

Остров Кучино

Деревенька Кучино упоминается еще в грамотах Ивана Калиты. Было это, получается, семьсот лет назад. Сменилось двадцать восемь поколений – а у Москвы-столицы все стоит маленький пригород, уже не деревенский, вполне мало-городской, сосед бывшей Обираловки.

После помещика Рюмина, толстовской родни, имение спустя несколько лет выкупили Рябушинские. И двадцатидвухлетний Дмитрий Рябушинский не стал выкраивать из имения сплошные дачи – как делал, скажем, оборотистый и такой же юный Александр Торлецкий, владелец имения по соседству – Рябушинский задумал идею другую, прогрессивную. На правом берегу местной речки Пехорки он построил первый в мире Аэродинамический институт под управлением профессора Московского университета Николая Жуковского. Профессор преподавал юному Дмитрию Павловичу механику в училище коммерции и влюбил юношу из купеческой семьи в науку.

Еще и года не прошло с того момента, как братья Райт подняли в воздух первый самолет, а в конце 1904 года в Кучино уже функционировал Аэродинамический институт. Строительство начали в июле, к ноябрю институт был готов. Жуковский лично следил за материально-техническим оснащением лаборатории, доказывая важность постройки аэродинамической трубы определенной длины.

Дмитрий Рябушинский ухнул в строительство сто тысяч рублей – это почти два миллиона долларов по нынешнему курсу. Еще 36 тысяч в год (около 600 тысяч современных долларов) он определил на ежегодное довольствие института.

В 1918 году Рябушинский, уже серьезный предприниматель и меценат, отдал институт Стране советов с личной просьбой национализировать учреждение на благо народа.

«Вся продуктивная работа в это время в России сделалась невозможной. В Петрограде были убиты виднейшие артиллерийские техники — Н.А.Забудский, генералы Матафанов и Дубницкий. Я […] остался в Москве, чтобы защитить Аэродинамический институт от разрушений, которые уже начались, и чтобы обеспечить положение работающих в нем» , – это из его собственных воспоминаний.

Большевики порыв не оценили и слегка помариновали Дмитрия Павловича в своих знаменитых подвалах. Рябушинский вскоре вышел оттуда, живой и здоровый, но сразу в Данию. Из Дании он уехал во Францию, и там прожил еще сорок лет, до самой смерти. Всю жизнь Рябушинский жил по «нансеновскому» паспорту русского эмигранта, отказывался от всех почетных гражданств, читал лекции по воздухоплаванию и аэродинамике, защитил диссертацию в Сорбонне, стал членом-корреспондентом французской Академии наук. Он стоял у истоков создания парижского Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом.

«За 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины, я неизменно преследовал две цели: 1 - участие, по мере моих сил, в увеличении русского вклада в мировую науку, 2 - хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших отечественных культурных ценностей» , — писал меценат президенту французской Академии наук.

В СССР тем временем сняли патриотическую киноленту о биографии Жуковского. На экране алчного и недалекого купчишку Рябушинского сурово прерывает резкий, но принципиальный профессор Жуковский, родом из простых небогатых инженеров - образ очень соответствующий времени.

Дмитрий Павлович Рябушинский похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Внуки создателя первого в Европе аэродинамического института живут во Франции, США и Швейцарии.



На фото: станция Железнодорожная Горьковского направления МЖД
Платформа Железнодорожная Горьковского направления МЖД описана в романе Льва Толстого «Анна Каренина». В 19 веке станция называлась Обираловка и через нее проходило всего 25 пассажиров в день - сегодня же пассажиропоток составляет несколько тысяч человек. Как выглядит станция полтора века спустя и подтверждает ли свою печальную славу, узнал корреспондент Железнодорожненского Информагентства.



Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: место, где предположительно героиня романа Толстого бросилась под приближающийся поезд
Станция была построена в 1861 году. Первоначально ветка была однопутной, а станция - конечной, поэтому здесь был разворотный круг для локомотивов, а также стояла водокачка, упомянутая в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: пассажиры на платформе Железнодорожная
К счастью, последователей Анны Карениной среди современных жителей нет. За прошедшие годы не зафиксировано ни одного случая самоубийства в районе станции.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: вокзал станции Железнодорожная (вид с привокзальной площади)
История города Железнодорожный тесно связана с историей Московско-Нижегородской железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1862 году. Возле Кучино была построена одноименная платформа, а станция в трех верстах от нее получила название Обираловка. В 1866 году она имела 4 стрелки, одно пассажирское и одно жилое здание. Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. Среднее число пассажиров - 25 человек в день.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: турникетный павильон станции Железнодорожная
В 1877 году дорога от Москвы до Коврова стала двухпутной, на ней появились «дачные» поезда. Участки на прилегающих землях массово раскупались у помещиков под дачи. Вблизи станции Обираловка возникли поселки, названные по именам землевладельцев - Афанасьевка и Ивановка, в 1909 году появился поселок Ольгино.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА

После прокладки ветки на Муром к названию Московско-Нижегородская добавилось слово Муромская. В 1885 году начала действовать Богородская ветка. А 1 января 1894 года МНЖД была выкуплена у строившего ее частного Общества российских железных дорог и перешла в казенное управление.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: путевые работы на станции Железнодорожная
После революции путевое хозяйство активно развивалось. В 1933 году состоялся пуск первого электропоезда до Москвы, а в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, станция была переименована из Обираловки в Железнодорожную.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: платформа станции Железнодорожная
В настоящее время станция состоит из вокзального здания и четырех платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: прибывающий поезд на станции Железнодорожная
За сутки через станцию Железнодорожная проходят десятки пассажирских и грузовых поездов, пригородных электричек. Также здесь курсируют скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», соединяющие Москву с Нижним Новгородом. Пассажиропоток с каждым годом растет и составляет несколько тысяч человек в день. Современное электронное табло позволяет без труда определить, с какой платформы и в какое время отправится электропоезд.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: электричка направлением Москва - Петушки
Помимо Толстого, Горьковское направление МЖД также прославил Венедикт Ерофеев - автор псевдо-автобиографической поэмы в прозе «Москва - Петушки». Его герой Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам.В 2013 году часть жителей города выступила с инициативой об установке на привокзальной площади памятника героине романа Льва Толстого Анне Карениной. Первоначально идея была поддержана администрацией городского округа, но дальше разговоров дело не пошло.