Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Понедельник начинается в субботу характеристика героев. Понедельник начинается в субботу (повесть)

Понедельник начинается в субботу (повесть)

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Издание 1979 года

«Понеде́льник начина́ется в суббо́ту» () - фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких , одно из наиболее своеобразных воплощений советской утопии 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Существенную роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.

Сюжет

Повесть состоит из трёх частей: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Первая часть композиционно работает как вводная, вторая носит сатирический и полемический характер, третья пытается исследовать природу научного творчества и роль, которую играет в нём воображение и способность к нестандартному мышлению.

Иллюстрация Евгения Мигунова к повести «Понедельник начинается в субботу»

«Суета вокруг дивана»

Повествование ведётся от лица Александра Привалова - ленинградского программиста, который во время отпуска поблизости от северного города Соловец подвозит автостопом двух сотрудников местного института. Они устраивают его переночевать в музей института - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках) на улице Лукоморье. Поначалу Привалов воспринимает как должное и смотрительницу музея , Наину Киевну Горыныч , и то, что в музее и в городе постоянно происходят необычные события, но постепенно приходит к выводу, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему. Магическое зеркало, огромный говорящий кот, выловленная в колодце замшелая щука, которая предлагает ему исполнение желаний, странные сны, которые воспринимаются как реальность, представляются Привалову прежде всего интереснейшим материалом для удовлетворения его любопытства. Он начинает исследовать отдельные проявления этой системы - экспериментирует с неразменным пятаком, вследствие чего оказывается в милиции, где понимает, что для милиционеров происходящие чудеса, в общем, в порядке вещей.

События неожиданно начинают концентрироваться вокруг дивана, на котором спал Привалов. Для начала диван просто исчезает. Затем к Привалову один за другим приходят весьма примечательные личности, которые мимоходом демонстрируют невероятные способности (летают , приобретают невидимость , проходят сквозь стены и т. д.) - все они почему-то интересуются исчезнувшим диваном. Между делом Привалов узнаёт, что диван - на самом деле магический транслятор реальности (откуда и появились «реальные сны») и был похищен одним из молодых сотрудников института Витькой Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократической волокиты. Когда скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра (один из тех, кого Привалов подбросил до города). Он уговаривает Привалова поступить на работу в НИИЧАВО - . Привалов соглашается, так как ему уже сейчас безумно интересно всё происходящее.

«Суета сует»

Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.

В предновогоднюю ночь Александр Привалов, который работает заведующим вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов. Перед читателем проходит целая череда ярких персонажей - маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта , администратор Модест Матвеевич Камноедов, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло , директор института Янус Полуэктович Невструев (существующий одновременно в двух воплощениях - как администратор А-Янус и как учёный У-Янус) и другие.

Затем Привалов предпринимает обход института - начиная с расположенного в подвале здания вивария , где содержатся опасные магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который, оказывается, решил совсем не уходить с работы и отправил вместо себя отдыхать дубля. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, до крайности увлечённым своими исследованиями, справиться не может. Выйдя из лаборатории Корнеева, он вдруг обнаруживает, что весь институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было - «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни . И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Всеобщая рабоче-праздничная атмосфера нарушается очередным «научным успехом» профессора Выбегалло - в его лаборатории «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель внешне является копией профессора Выбегалло, а её единственной способностью является пожирание всего съедобного. Профессора срочно вызывают в институт и он появляется в лаборатории вместе с представителями прессы. Оказывается, профессор с целью создания Идеального Человека оттолкнулся от идеи, что Идеальный Человек - это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности, и эти исследования уже вышли на этап промежуточного моделирования. Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть - чем дальше, тем больше. В конце концов, модель просто разрывает от обжорства на куски. Профессор Выбегалло сообщает, что испытания прошли успешно и возлагает большие надежды на модель следующего уровня - «модель человека, удовлетворённого полностью» (то есть, в понимании Выбегалло, способного мгновенно удовлетворить все свои потребности).

На совещании у директора института, невольным свидетелем которого становится Привалов, обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель. В то время как остальные требуют провести испытания на полигоне, Выбегалло хочет оставить её в лаборатории. Однако он немедленно меняет точку зрения, когда Янус Полуэктович решает проводить испытания на полигоне в связи с тем, что «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями». Невструев также почему-то выносит «предварительную благодарность» Роману Ойра-Ойра за «находчивость и мужество».

Именно так всё и происходит - модель Идеального Потребителя сразу после рождения переносит к себе все материальные ценности, до которых смогла дотянуться своими магическими способностями, а затем пытается свернуть пространство, - видимо, чтобы обрести всемогущество в замкнутом объёме. Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылкой с джинном и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель до того, как она смогла обрести всемогущество .

«Всяческая суета»

Приложения

В большинстве изданий основной текст повести сопровождается послесловием, якобы написанным по просьбе авторов Александром Приваловым (в котором тот нелицеприятно указывает на ряд допущенных авторами досадных ошибок, хотя и признаёт за повестью ряд достоинств), и глоссарием, в котором разъяснены упомянутые в повести мифологические и магические реалии.

Происхождение названия

Авторство названия принадлежит одной хорошей знакомой Бориса Стругацкого. Дело происходило следующим образом : В середине 60-х был очень популярен Эрнест Хэмингуэй и за его произведениями гонялись по книжным магазинам, книги ходили по рукам и их зачитывали до дыр. И вот однажды у Бориса Стругацкого раздаётся звонок:

Боря! Выложили новую книгу Хэмингуэя! «Понедельник начинается в субботу»! - говорит его добрая приятельница Наталья Свенцицкая.

Борис Натанович оценил шутку и ответил:

Брать обязательно!..

Значение

Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей -1980-х годов, неоднократно вызывала острую полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваемы. Некоторые персонажи повести были использованы в школьных учебных пособиях для облегчения восприятия материала учащимися.

Поскольку повесть во многом была завязана на реалиях социалистической эпохи, после распада глобальной социалистической системы к 1991 году она стала в какой-то мере непонятна новому поколению читателей, что вызвало определённое падение интереса к ней. Однако социальные перемены в России конца XX века оказались не столь фундаментальны, как это поначалу представлялось, постепенно общественная жизнь снова приобрела многие черты советского времени и «Понедельник начинается в субботу» опять оказался неожиданно актуален - как в утопической части (темы психологии творчества, свободы научного поиска, попыток концептуальных научных прорывов), так и в сатирической части (распространение лженаучных концепций и профанация научных достижений, бюрократизм , психология потребительства и т. д.).

Повесть является единственным произведением советской литературы, где сатирически выведен распространённый (особенно в годы сталинизма) тип политического демагога , Выбегалло. Правда, по цензурным соображениям он цитирует не идеологических классиков, а французские афоризмы, но политический упор проявляется постоянно: «внеклассовый огнедышащий дракон», «отгораживаете нашу науку от народа» и т. п. Этот аспект был значительно усилен авторами в продолжении повести, «Сказке о Тройке ».

Публикации

Первое полное книжное издание повести вышло в году в издательстве «Детская литература».

Следующее переиздание повести состоялось только в году.

Продолжения

Продолжением повести, связанным с ним персонажами, стала написанная через несколько лет сатирическая повесть «Сказка о Тройке» , которая была издана в переработанном и сокращённом виде в 1968 году , а в более или менее авторском варианте - только в 1989 году .

Литературные и общекультурные реминисценции в тексте повести

В повести регулярно цитируются (впрямую и «раскавыченно») известные литературные произведения. Вот несколько примеров:

В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок , фольклорных и мифологических произведений; несмотря на это повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.

  • Авгуры - традиционно занимаются предсказаниями
  • Вурдалаки - согласно глоссарию, «Маги , вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла»
  • Василий, говорящий кот - «Кот учёный» из пролога поэмы Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Гекатонхейры - сторукие пятидесятиголовые великаны, сыновья верховного бога Урана (неба) и Геи (земли): Бриарей , Котт и Гиес . В книге живут в виварии НИИЧАВО, иногда привлекаются для общих работ в качестве грузчиков
  • Гидра - согласно глоссарию, «реально существующая многоголовая рептилия, дочь З. Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс.»
  • Говорящая щука - щука из русской народная сказки «По щучьему велению»
  • Голем - согласно глоссарию, «один из первых кибернетических роботов»
  • Гомункулус - «искусственное человекоподобное существо, используют для биомеханического моделирования.»
  • Гномы - согласно глоссарию, «большинство гномов - это забытые и сильно усохшие дубли»
  • Демоны Максвелла - швейцары, «всю жизнь они занимались открыванием и закрыванием дверей»
  • Джинны - согласно глоссарию, «почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов »
  • Домовые - согласно глоссарию, «это либо вконец опустившиеся маги, не поддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашними животными»
  • Змей Горыныч - в НИИЧАВО используется для опытов («Сам З. Горыныч был заперт в старой котельной…»)
  • Кербер Псоевич Дёмин, завкадрами
  • Кощей Бессмертный - «содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях»
  • Лев Бен Бецалель - предположительно прототипом образа послужил Махараль из Праги
  • «Молот ведьм » - реально существующая книга.
  • Оборотень - согласно глоссарию, «человек, способный превращаться в некоторых животных»
  • Оракул - «„Соловецкий оракул“ - это небольшая тёмная комната, где уже много лет проектируется установить мощную электронно-счётную машину для мелких прорицаний»
  • Пифии - «очень много курят и занимаются общей теорией предсказаний.»
  • Янус Полуэктович Невструев - единый в двух лицах директор института. Получил своё имя от Я́нуса (лат. Ianus, от ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени

Прототипы персонажей повести

Известно, что ряд персонажей повести «списаны» авторами с реальных людей, однако Стругацкие избегали раскрывать их имена («Мы всегда предпочитали не распространяться о прототипах наших героев. Далеко не каждому нравится быть прототипом.»

Примечательные моменты в тексте повести

  • При обходе книгохранилища НИИЧАВО Привалов находит «Книгу Судеб» с биографиями людей разумных, которые являются пародией на энциклопедические статьи:

Цитаты

Узнаваемые и популярные цитаты.

  • «А зубом они не цыкают?»
  • «От щедрот пока рубль.»
  • «В таком вот аксепте».
  • « - Однако, - подумал я вслух. - Не просочиться бы в канализацию!..»
  • « - Да, - сказал я с чувством. - Воняет гадостно.»
  • «- А что такое „Упанишады“? - Я уже не был уверен, что сплю. - Не знаю, - сказал голос.»
  • « - Прозрачное масло, находящееся в корове, - с идиотским глубокомыслием произнесло зеркало - не способствует её питанию, но оно снабжает наилучшим питанием, будучи обработано надлежащим способом.»
  • « - Это не козёл! Это наш сотрудник!»
  • «потом Вий наступил себе на левое веко и совсем озверел.»
  • «Лица, поименованные с номера четвёртого по номер двадцать пятый и последний включительно, занесены в списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно. В порядке признания их заслуг в прошлом. Теперь вам доступно?»
  • «Моё дело - прекратить разбазаривание, и я его прекращаю.»
  • «При обнаружении фактора горения немедленно звонить по телефону 01 и приступать к принятию мер. На этот случай получите сигнальную дудку для вызова авральной команды…»
  • «Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цен-дент, сбежал чёрт и украл луну. Широко известный пренцендент, даже в кино отражён.»
  • «…было у меня подозрение, что вы всё-таки дубель.»
  • «Выбегалло забегалло?»
  • «Некоторое время мы занимались материализацией. Я творил груши, а Роман требовал, чтобы я их ел. Я отказывался есть, и тогда он заставлял меня творить снова. „Будешь работать, пока не получится что-нибудь съедобное, - говорил он. - А это отдашь Модесту. Он у нас Камноедов“.»
  • «И они доехали до большого озера, и видит Артур: из озера поднялась рука, мозолистая и своя…»
  • « - Кто творил вино?
    - Я.
    - Не забудь завтра заплатить.»
  • «Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определить степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.»
  • «…потребности у всех, а селёдка - для модели…»
  • «Оно хочет. И потому оно пока несчастно. Но оно может, и через это „может“ совершается диалектический скачок».
  • «Все мы знаем, что материальное идёт впереди, а духовное идёт позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур.»
  • «Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием. Как неорганизованную.»
  • «Пока насчёт духовных способностей данной модели мы сказать ничего не можем, поскольку её рациональное зерно есть желудочная неудовлетворённость.»
  • «Мои труды читать надо!»
  • «Познание бесконечности требует бесконечного времени. <...> А потому работай не работай - всё едино.»
  • «Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет».

Экранизации

Телевизионный фильм Константина Бромберга «Чародеи » (1982) использует отдельные мотивы и персонажей повести «Понедельник начинается в субботу», поскольку первый вариант сценария, написанный Стругацкими, не удовлетворил режиссёра, и авторам было высказано требование написать самостоятельное произведение. Опубликован также написанный Стругацкими сценарий художественного фильма по мотивам повести, который достаточно близок к оригиналу, однако попыток его экранного воплощения до сих пор предпринято не было.

Странное название повести появилось благодаря Н. Свенцицкой, давней знакомой Стругацких. Пытаясь подшутить над братьями, Свенцицкая утверждала, что в одном известном книжном магазине продаётся новое произведение Хемингуэя, которое называется «Понедельник начинается в субботу». Название очень понравилось писателям. Они решили использовать его для своего нового произведения.

Фантастическая повесть состоит из трёх частей. Первая часть играет роль введения. Вторая имеет полемико-сатирический характер. В последней части авторы пытаются ответить на вопрос о том, как можно максимально гармонично соединить творчество и науку.

Программист из Ленинграда Александр Привалов проезжает мимо города Соловец. Его машину останавливают сотрудники местного института. Новые друзья Привалова предлагают ему переночевать в музее ИЗНАКУРНОЖ, что означает Избушка на курьих ножках. Программист соглашается, так как в данный момент находится в отпуске и может себе позволить посетить незнакомое место.

Приехав в музей, Привалов замечает, что и в самом культурном учреждении, и в городе, где он находится, происходят странные события. Программиста окружает огромное количество странных существ и вещей: неразменный пятак, говорящий кот, магическое зеркало. Для окружающих Привалова людей все эти странности являются нормой, не привлекающей внимания. Один из новых знакомых Александра, Роман Ойра-Ойра, предлагает Привалову поступить на работу в Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (сокращённо – НИИЧАВО). Программист немедленно соглашается, так как хочет вникнуть в суть всего происходящего.

Во второй части повести более подробно рассказывается о новом месте работы Привалова – НИИЧАВО. С тех пор, как он устроился в институт, прошло уже полгода. В предновогоднюю ночь бывший программист обходит все помещения в здании: отделы Смысла жизни, Предсказаний и пророчеств, Вечной молодости, Абсолютного знания и другие.

Неожиданно все работники института возвращаются на свои рабочие места. Привалов с восхищением смотрит на своих коллег, которые даже в праздники не хотят оставлять своё любимое дело. Девиз этих людей: «Понедельник начинается в субботу». Работники института ненавидят воскресенье – самый скучный для них день недели. Все сотрудники НИИЧАВО – настоящие маги, способные накормить людей пятью кусками хлеба и превращать воду в вино. Однако это не самое главное их достоинство. Главное, что все эти люди умеют строить совершенно особенные отношения с миром. Они не просто бесконечно экспериментируют, они ищут смысл жизни и пытаются понять, в чём заключается человеческое счастье.

Предновогоднюю атмосферу нарушает появление «модели человека, неудовлетворённого желудочно», созданного профессором Выбегалло. После того, как изобретение самоуничтожилось, приняв огромное количество пищи, профессор заявил, что следующей его разработкой будет «модель человека, удовлетворённого полностью». У некоторых коллег возникает сомнение относительно того, стоит ли создавать подобного монстра. Тем не менее, профессор Выбегалло создал модель Идеального Потребителя, который попытался обрести могущество. Однако в последний момент его удалось остановить.

Всяческая суета

В третьей части Привалов участвует во многих событиях, происходящих в институте, например, в испытании машины, которая позволяет отправиться в будущее или прошлое, созданное писателями-фантастами. Привалов становится свидетелем смерти говорящего попугая. На следующий день птица оказывается жива. Как выяснилось, произошедшее с попугаем называется контрамоция, то есть, ход событий в обратном направлении.

Редактура и публикация

Редактор удрал из повести несколько «неподобающих» фрагментов. Так, например, цензурой были исключены упоминания гимна «Интернационал» и министра госбезопасности Малюты Скуратова. Сами авторы также внесли некоторые корректировки. В начале 90-х годов повесть переиздали в редакции Б. Стругацкого.

Публикации произведения
Первая часть произведения была опубликована в сборнике «Фантастика, 1964» в 1964 году. В том же году вторая часть была частично опубликована в журнале «Искатель». В 1965 году впервые вышло книжное издание, включавшее в себя все 3 части. Второй раз повесть была издана в 1966 году, затем в 1979. Начиная с середины 80-х, произведение переиздавалось ежегодно.

Фантастическая повесть братьев Стругацких носит юмористический оттенок. Авторы умело высмеивают бюрократов и приспособленцев. Кроме этого, Стругацкие рассматривают место талантливого человека в современном для писателей обществе. По мнению авторов, таким людям следует дать возможность заниматься познанием тайн Вселенной.

«Понедельник начинается в субботу» – повесть, оказавшая немалое влияние на читателей Советского Союза 60-х, 70-х и 80-х годов. Многие фразы из этого произведения стали афоризмами. Однако уже в 1991 году повесть потеряла свою актуальность. После распада СССР некоторые реалии, описанные в произведении Стругацких, перестали существовать. Молодое поколение не понимало иронии этой повести. Но в конце ХХ века повесть вновь становится актуальной. На её примере молодым россиянам было показано превосходство нового строя над старым.

Братья Стругацкие не старались завуалировать все неприглядные реалии современного им общества. Профессор с говорящей фамилией Выбегалло олицетворяет одного из приспособленцев, огромное количество которых можно было встретить в СССР. Выбегалло постоянно делает вид, что работает. Однако всё, что он создаёт, не приносит никакой пользы. Первым научным «успехом» профессора, упомянутым в повести, становится «человек, неудовлетворённый желудочно», польза от которого весьма сомнительна.

Когда странное изобретение разорвало от переедания, Выбегалло создаёт ещё более непонятное существо – Идеального Потребителя, в котором авторы изобразили типичного для своего времени человека. С развитием технического прогресса в жизни советских людей появилось больше материальных благ и комфорта. Духовные потребности становятся второстепенными. Идеальный Потребитель мало чем отличается от «человека, неудовлетворённого желудочно». В отличие от первого создания, которое нуждалось только в еде и никогда не чувствовало себя сытым, второму существу пищи было не достаточно. Оно хочет всё больше и больше материальных ценностей. Авторы намекают на то, что такие Потребители смогут захватить мир, то есть, Идеальным Потребителем будет каждый. Образцом для подражания в повести является Привалов. Единственный мотив всех его действий – бескорыстное познание мира.

Лето — время отпусков. Кто-то ждёт не дождётся, когда наступит его очередь отгуливать положенные две недели, а то и месяц. Кто-то прямо сейчас поджаривает ляжки на пляжУ или гнёт спину в огороде. И вот, пока все настроены на перерыв в трудовой деятельности и ищут, что бы такого почитать в дороге или на даче, я предлагаю обратить внимание на блистательную, остроумную повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — историю о том, как один мужчина удачно устроился на работу.

Главный герой — «Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, … » программист, путешествует и случайно знакомится с приятными людьми, которые сообщают, что работают в НИИ в населенном пункте неподалёку, и им позарез нужен программист. Эта встреча объявляется судьбоносной, и главного героя правдами и неправдами уговаривают поехать в НИИ и срочно туда устроиться! Ситуация заканчивается в пользу «нападавших».

Так Александр присоединяется к коллективу НИИЧАВО — Научно-исследовательского института чародейств и волшебства. Весьма неординарное учреждение, не находите? В этом удивительном месте Александр Привалов обретает любимую работу, замечательных коллег и друзей, а также успевает пережить некоторое количество волшебных событий: и путешествие в литературное будущее (то будущее, каким его описывают писатели), и наблюдение за пугающим экспериментом по созданию сверхчеловека — «исполина духа», и знакомство со всякого рода джиннами, демонами и прочими мифическими тварями, и так далее. Отныне скромного программиста окружают волшебники и он сам — один из них.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» прекрасно сочетает в себе поучительность и злободневность, легкость и развлекательность. Она написана с невероятным остроумием и потрясающим юмором. Честно, местами я смеялась в голос!

…пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь»…

— У меня есть один знакомый, — сказал Эдик. — Он утверждает, будто человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.

Все герои этой повести — очень яркие и объемные персонажи. Каждый из них – настоящая личность, пусть где-то гротескная, где-то собирательная, но, несомненно, интересная и запоминающаяся (а местами даже поярче некоторых реально существующих людей). У и А Янусы – ученые с их загадочной историей, хороший администратор и чуткий руководитель, доказавшие, что ради научной истины возможно совершить подвиг. Кристобаль Хунта — неоднозначный персонаж с тёмным прошлым, посвятивший себя, тем не менее, поиску человеческого счастья, и утверждающий, что стоит искать решение только к неразрешимым задачам. Витька Корнеев – грубый, но яростно увлеченный своим делом мужчина, готовый ради поиска научной истины «преступить закон». Роман Ойра-Ойра — пример усердия и таланта, который не ищет дешевой славы. Профессор Выбегалло — пример бездарности, которая ищет дешевой славы и, что печально, находит её. Рачительный и гиперактивный Модест Матвеевич Камноедов — воплощённая бюрократия и жёсткое стремление к порядку. И так далее, и так далее… Буквально каждый характер в этом произведении написан так ярко, что в процессе прочтения создаётся ощущение, что это ваши собственные друзья и коллеги, а не только Александра Привалова.

Ну и, конечно же, как и в любой сказке (а сами Стругацкие назвали «Понедельник…» «сказкой для научных сотрудников младшего возраста») в произведении есть не только волшебные ситуации, но и мораль! А в случае с этим произведением мораль будет даже не одна, и с простором для размышления.

В общем, вы поняли: не прочесть это замечательное произведение было бы досадным упущением! =)

Несмотря на то, что повесть «Понедельник начинается в субботу» была написана уже довольно давно, в ней остается масса тем, которые очень актуальны на сегодняшний день: проблемы бюрократии, и благоденствие приспособленцев и демагогов, и распространение лженауки. Вопрос о творческой и трудовой самореализации, научном поиске, взаимоотношениях в коллективе. Но главная тема произведения, которая кроется и в самом названии — это любовь к работе.

«Работа-работа перейди на Федота, с Федота на его брата, а ко мне их зарплата» — эта баянистая шутка ярко характеризует отношение к работе очень многих наших современников. К сожалению, лишь единицы умудряются трудоустраиваться так, чтобы работа приносила им радость и позволяла реализовывать свои таланты. Подавляющее же большинство выбирают себе работу по принципу «ну, платят же… потерплю как-нибудь». И терпят: скуку, отвращение, унижение со стороны начальства и «клиентов» (при современных рыночных отношениях, «клиентами» себя чувствуют и пациенты, и ученики, и посетители музеев, и пассажиры всех видов транспорта). Терпят бездарную трату времени и сил, терпят щемящее чувство, что энергия утекает не туда и жизнь проходит в пустую. Терпят этот угнетающий «брак по расчету».

Поэтому читать историю о программисте Саше Привалове, который попал в учреждение, пусть и не идеальное, со своими проблемами и отдельными неприятными личностями, не только интересно, но и искренне завидно. Стругацкие погружают читателя в волшебный мир, где человек, если он того желает, может обрести счастье в работе, и оно будет таким, что ему не нужны будут никакие субботы и воскресенья.

Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым интереснее было доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто не знал, что такое счастье и в чем смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же, как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже чем в обезьяну.

«Понедельник начинается в субботу» — история о людях, которые свободны выбирать, и они выбирают труд. Они нашли дело своей жизни, и горят им, не нуждаясь в перерывах. Насколько это далеко от «культа пятницы», который повсеместно существует на сегодняшний день и особенно почитаем у офисных работников. Уважение к труду, любовь к общему делу, желание изменить мир к лучшему собственными руками – вот что объединяет персонажей этого произведения. Не всех, конечно. Есть и такие как Выбегалло – фокусник от науки и банальный трепач, который лишь создает яркую видимость деятельности. Но такими как Выбегалло на сегодняшний день Земля переполнена, и ими вполне принято гордиться. Он же ничего не делает, имеет славу и деньги – это же эталон идеального современного человека! У нас же принято считать, что если ты что-то делаешь реально, то ты дурак – не иначе. Особенно, если это физический труд. Но также стоит заметить, что в «Понедельнике..» Выбегалло один такой на 10 нормальных, а в наших реалиях все с точностью до наоборот.

Кроме этого в повести «Понедельник начинается в субботу» перед работниками не стоит выбор: ходить на любимую работу и пухнуть с голоду или тянуть нервы и жилы на мутной должности с возможностью иногда купить себе к хлебу еще и колбасы… Они не должны жертвовать мечтой или совестью ради необходимости заработать лишнюю копеечку, которая погасит их бесконечную ипотеку. Их работа – это не «брак по расчету». Они лишь должны найти дело по своей душе и уму. И, на мой взгляд, именно это, а не наличие колдунов и джиннов, делает «Понедельник начинается в субботу» по-настоящему волшебным.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» позволяет совершенно иначе взглянуть на труд и его место в жизни человека. И пусть в НИИЧАВО нашлось место и сумасшедшему администратору, и халтурщикам, и балаболам, в сравнении с культом тунеядства и повсеместной дегенерации, распространенными нарушениями трудового законодательства, наплевательского отношения к работникам, и тяжелой экономической ситуации эти их штучные проблемы, над которыми иронизируют Стругацкие, кажутся пустяковыми.

Конечно, тема любви к работе в повести далеко не единственная. Есть там и интересные размышления по поводу восприятия будущего. Эксперимент профессора Выбегалло – размышления на тему потребительства и отсутствия его связи с умом или развитостью. И даже, ни много ни мало, вопрос о смысле жизни! Поэтому эту книгу можно прочитать не один и не два раза, обнаруживая все новые и новые темы. И это уже не говоря о всякого рода отсылках и пасхалках, которые в данном произведении водятся в невероятном изобилии. Но для меня «Понедельник начинается в субботу» навсегда останется историей о человеке, который удачно устроился на работу. =)

И снова здравствуйте. Я сама себе стала напоминать муху, бьющуюся о стекло, пытающуюся найти выход... Это моя четвёртая встреча с творчеством братьев Стругацких. При чём первая была тяжкая, но любопытная – Обитаемый остров исследован и не понят. Вторая была легче, но менее интересная – раскрыта тайна отеля "У погибшего альпиниста". Третье свидание вовсе не удалось, было тягомотно, скучно и вообще не понятно зачем – не зря я не питаю привязанности к моллюскам, хоть на склоне, хоть в кустах (хотя мидии и кальмары нравятся, ага). И вот она, четвёртая встреча! Такая долгожданная и многообещающая!

Ух! Начало просто шик: типичный городской трудяжка в отпуске, потянуло его в дикие места, да с палаткой, прокатной машиной, да с друзьями по уговору встретиться должны не сразу. Что-то даже ужастиком попахивает, особенно когда на встречу машине из лесу выползают двое... Интересно, подобрал бы Сашка Привалов этих персонажей, если бы знал, чем всё обернётся для него в будущем? Он бы точно подобрал, а я бы наверное отменила отпуск, развернулась на 180° и двинула домой, в объятия любимого дивана, а не этого ретранслятора из запасников на Лукоморье...

Следующая за этой судьбоносной встречей история ну просто шедевральная! Сказочные персонажи, магические предметы, волшебные появления и не менее мистические исчезания, говорящие коты и щуки, русалки с акульими хвостами, неподражаемая Наина Киевна... Да, я почувствовала ту самую идею, которую почерпнули сценаристы для создания одного из самых любимых моих фильмов детства, юности, да и в нынешнее время тоже – "Чародеи". И как жаль, что всякой сказочке приходит конец. В этом конкретном случае я не хотела бы знать, что осталось за кадром...

А всё потому, что за кадром оказались другие истории Сашки. Истории не чужака в сказочном мире, а типичного сотрудника НИИЧАВО, вросшего в волшебство и магию, переставшего удивляться, а значит, и рассказать удивительно и весело не способный. Вот Вам очень интересно узнать, как какой-нибудь родственник учёный-биохимик в лаборотории синтезировал супер-пупер-дупер сложно выделяемый белок? Нет, вряд-ли. А вот истории из общажного студенчества и аспирантуры? Случаи попорченного оборудования, незапланированного взрыва, потерянного реагента или чего-то подобного – это смешно или забавно по меньшей мере. Вот и тут, знакомство Привалова с Соловцом, сотрудниками и их специфическими отраслями исследований в высшей степени веселы, а вот проза жизни оказалась более прозаична для меня (извините за каламбур).

Таким образом, три четверти книги прошли мимо меня. И это печально. Пойду, что ли, "Чародеев" пересмотрю, в сказку окунусь... А то птичку, понимаешь ли, жалко. Фотончика 190573...