Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия.

Ребят мы целый месяц говорили о нашей стране. Скажите мне пожалуйста в какой стране мы с вами живем? (дети в России) правильно ребята в России значит мы (Россияне). Какая наша Россия (большая, красивая, величественная, любимая, богатая). Ребят давайте мы с вами повторим мы живем в России, наша страна Россия.

Дети находятся в игровой зоне.

Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Ребят отгадайте загадки.

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).

Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)

3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

Физ-минутка.

4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

6. Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Итог занятия.

Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.

Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Задачи:

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Отличие звуков от букв.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны

Могут заплакать и зарыдать. Шелестеть, шептать, скрипеть,

В темном лесу звать и аукать, Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).

Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.

- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?

- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].

4. Характеристика звука.

Артикуляция звука - язык чашечкой, губы округлены.

Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

Произношение изолированного звука.

Как шипит змея? [ш-ш-ш]

Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

Гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

5. Автоматизация звука [ш] в слогах.

Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.

- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)

Произношение звука в слогах:

Шка-шко-шку-шки + Кша-кшо-кшу-кши

Ашк-ошк-ушк-ишк + Укш-ыкш-акш-окш

Шко-шку-шки-шка + Кшо-кшу-кши-кша

Ошк-ушк-ишк-ашк + Окш-укш-ыкш-акш

Кшу-кши-кша-кшо + Ыкш-акш-окш-укш

6. Игра «Назови картинку».

Выставляются картинки.

На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне - … (шишки), на орешнике - … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

7. Игра «Добавь словечко».

Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.

Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

8. Небылицы.

Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.

Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу. Вешалка висит на рубашке

Зёрнышко клюёт петушка.

9. Игра: «Разложи картинки».

Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске - два домика: одноэтажный, двухэтажный).

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.

10. Физминутка «Как живёшь».

Выполняем движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них)

11. Игра «Поймай звук».

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.

12. Игра «Слова – рифмы».

Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

Пили чай из белой шашки … (чашки).

Вылезла из норки шишка … (мышка).

На нее упала мышка … (шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

13. Игра «Произнеси наоборот».

Сейчас нам нужно подобрать слова наоборот.

Маленький - …большой

Узкий - … широкий

Плохой - … хороший

14. Игра «Сигнальщики».

Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.

Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.

- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

15. Игра «Маленькое – большое».

Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.

У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.

У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.

У Шапокляк не маленький шар, а … большой.

16.Игра «Найди друзей Шапокляк».

Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.

Шапокляк, орешки, мишка.

Шапокляк, каша, мышка.

Шапокляк, лягушка, камыш.

- Назовите друзей Шапокляк? Мишка, мышка, лягушка.

17. Игра «Один - много».

Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.

18. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.

Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с вами немножко!

19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

Посмотрите на картинки и скажите, какие они.

- Что можно о них сказать?

Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

Назовите их.

Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

20. Итог занятия.

Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.

- Назовите слова со звуком [ш].

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 10

Воспитатель: Размета Татьяна Евгеньевна

ст. Каневская 2015 год

Программные задачи:

  1. учить находить картинки с данным звуком «ш» в начале, середине, конце слова
  2. упражнять в делении слов на части
  3. упражнять образование относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
  4. развивать фонематический звук

5-. развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ш» , загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина) , разучивание скороговорок.

Оборудование: игрушки (кукла, мышка, мишка, кошка) , предметные картинки со звуком «ш» , игра «веселый поезд» , «пирамида» .

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума» . Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш»

Головные уборы (шапка, шляпа) Число больше пяти (шесть) Часть колеса (шина) Как подает голос змея (шипит) Плод хвойного дерева (шишка)

Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы) Там учат дети (школа)

Часть тела между головой и туловищем (шея) Узкий наоборот (широкий)

2. Анализ артикуляции звука «ш»

  • Произносите звук «ш» наблюдая за артикуляцией в зеркале (губы округлены слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, широко образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.)
  • Расскажите, какой это звук? Звук «ш» всегда твердый, согласный

3. Упражнение в произношении звука «ш» А.

  • Мышка шуршит - произношение прерывистого звука ш-ш-ш
  • Лес шумит - длительное произношение звука ш-ш-ш
  • Прогоним воробьев - кыш-кыш
  • Гусь шипит ша-ша-ша, шу-ша-шо, шо-шо-шо, ши-шу-ша
  • Поднимите фонарик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)

4. Появляется кукла Маша. Сегодня мы побывали в гостях у куклы Маши. Отгадайте

кто пришел к ней в гости?

Под полом таится Кошки боится

(мышь)

Воспитатель демонстрирует игрушку - мышь. Мышь выразительно пела. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.

  • Утверждала уш-ош-аш
  • Радовалась шва-шво-шву
  • Спрашивала ша-шо-шу

Воспитатель: послушайте стишок, скажите, кто еще пришел в гости к Маше?

У Маши мошка в кашке Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошке И накормила кошку

Воспитатель: демонстрирует игрушку-кошку Назовите слова со звуком «ш» в стихотворении.

5. Игра «Пирамидка»

Воспитатель: помогите, ребята, научить Машиных гостей играть в эту игру

  • Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали - овалы)
  • Будьте внимательны - пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где звук «ш» в начале слова, лишние отложите в сторону.

Воспитатель: послушайте, кто стучится?

  • Доскажите словечко, узнай, кто еще гостья у Маши?

Пыхтит как пышка Косолапый... (мишка)

Воспитатель: демонстрирует игрушку-мишку

  • Мишка принес мячи, давайте вместе с ним поиграем! Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение. Дети имитируют движения.

6. Кукла Маша, кошка, мышка и мишка познакомят гостей с новой игрой «подбери рифму»

  • У детей по одной картинки для подбора рифмы

Шишка Кошка Подушка Рубашка

Мышка Картошка Лягушка Ромашка

Вышка Гармошка Пушка неваляшка

Воспитатель называет слова, а дети по картинкам называют рифмующее слово.

Раз - шуршит в шкафу мышонок Два - в подушке лягушонок Три - шакал пошел в камыш А четыре - в шляпе мышь Пять - напишем в школе мышь Шесть - шумит, шалит мартышка Семь - на крыше наша кошка Восемь - шмель влетел в окошко Девять - шапку шьет швея Десять - шел по шпалам я

Игра «Веселый поезд»

Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мелкой

моторики.

Инструкция: помоги распределить предметы и отправить их в путешествие на веселом поезде. Назови каждый предмет, выделяя звук «ш» , прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, какой предмет поедет в каком вагоне поезда (количество слогов совпадает с количеством окошек в вагоне) . Разместите предмет в свой вагон.

Игра «Повтори за мной»

Ш - всегда шипящий звук На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш

Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш Как погода хороша Зашипели змейки - ша-ша-ша, Никуда я не спешу Прошипела змейка - шу-шу-шу, Свежим воздухом дыши - ши-ши, Как приятно на душе Улыбнулись змейки - ши-ши-ши.

7. Итог занятий:

  • Беседа с детьми о занятии
  • Почему Маша пригласила в гости мышь, кошку, мишку?. Расскажите о звуке «ш»

8. Поощрение

Маша принесла вам в подарок шарики, в них тоже есть звук «ш»

Приложение к занятию:

Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.

Ша-ша-ша - моет мама малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кушу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай

Загадки:

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(кошка)

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Мала, а никому не мила

(мышь)

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

Под полом таится,.......

Кошки боится?

Звуковая культура речи (звук з). Чтение детям: Е. Чарушин «Ёж»

звуковой культура речь воспитание

Программное содержание: Упражнять детей в произношении звука з; учить отчетливо, произносить мягкий звук з (зи, зя) и твёрдыйь (за, зу); закрепить произношение звука з в отдельных словах и фразах; познакомить с повадками ежа.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает: «Однажды на прогулке Язычок познакомился с комаром.

Простите, вы любите петь? - поинтересовался Язычок.

Конечно, конечно, - закивал комар, - мы, комары, хорошие певцы. Наши песни звонкие, длинные. - И запел: зззззз.

З-з-з-з-з, - Попробовал подпевать Язычок. Но у него звонкая песня получалась не сразу, потому что песня комара - трудная песня.

Дети, а не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: з-з-з-з-з. Я уже говорила, что з-з-з-з-з - трудная песня. Не огорчайтесь, если она у вас получится не сразу.

А теперь давайте ещё раз споём песню комара « (хоровые и 5-6 индивидуальных повторений).

Педагог предлагает спеть длинную песню комара - з-з-з-з-з, затем песню большого комара - зу-зу-зу-зу и маленького комарика - зи-зи-зи-зи.

Воспитатель читает детям следующее четверостишие:

Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

(К. Чуковский. Путаница)

Спрашивает, чему обрадовались звери (бабочка потушила горящее море), в какой сказке об этом написано («Путаница»), кто сочинил сказку (К. И. Чуковский).

Педагог предлагает рассказать, как звери выражали свою радость. Читает четверостишие ещё раз. Слова звуком произносят дети.

Воспитатель достаёт ежа и зайца (игрушки). Говорит, что они не будут соревноваться в беге, а просто приветливо и доброжелательно поприветствуют друг друга:

Здравствуйте, уважаемый заяц! Как вы поживаете?

Спасибо за заботу, дорогой сосед. У меня всё в порядке.

От лица ежа говорит воспитатель, а от лица зайца ребёнок. Упражнение повторяется 4-6раз.

Воспитатель дважды читает рассказ Е. Чарушина «Ёж». Спрашивает, что нового дети узнали о жителе леса - ежа. Повторяет заключительную фразу из текста. Слова занялись, зазевались произносят дети.

Занятия на дифференциацию звуков [с], [ш]

Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»

Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].

Ход занятия:

Оргмомент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились.

Сообщение темы занятия:

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул хо-лодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].

Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам

Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги... (Со, шо.) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су! Шу-шу!» (восхищенно), «Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно). Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

Произношение звуков [с], [ш] в словах

Пошли звуки [с], [ш] дальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну Чудес. «Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками!» Звук [ш] просит нас назвать «его» слова. Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии. - А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. - Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог.) Деление слов на слоги - Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов - Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками.) Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Физминутка:

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ву-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей:

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ: Лон-лон-лон, на лопате едет слон. Са-са-са, на луне сидит лиса. Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ. Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах. Словообразование - Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза. Выставляется фигурка Страшилы. - Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске». - Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка... (ласковый), слава... (славный), послушание... (послушный), смелость... (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова. Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «пута-ные» звуки и слова на правильные. - А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.) Развитие фонематических представлений - Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов - Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок.) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум.) Работа с буквами по загадкам Выставляется полоска с четырьмя окошками. - Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок. Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.) Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.) Выставляется полоска с шестью окошечками. - А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков. Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.) Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей - Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.

Цель : показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.

Ход занятия : «Послушайте, - говорит педагог, - о чём я сегодня вам расскажу.

Мой язычок очень любит выглядывать из домика, посмотрите, как он это делает (показывает).

Однажды решил язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил его на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик всё равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он всё время держал хвостик, поднятым кверху (показывает).

Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал, поднятым кверху (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу - на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике.

Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

Произнести: ш-ш-ш (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным - 2-3 секунды.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука ш на ладони, поднесённой близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «ш-ш-ш».

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами.

«А теперь, давайте играть,- предлагает воспитатель.- Вы будете изображать листочки, листья шуршат, подул ветер, и листья зашуршали. Ветер подул сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, ещё тише, совсем тихо».

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

« Слов, которые начинаются со звуком ш, очень много, - продолжает разговор педагог.-шалаш, шалун, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык.

Давайте проверим услышите ли вы звук ш, когда я буду произносить слово, начинающегося со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шёлк... красивый …

Шахтёр… шинель…шиповник… розовый… шторы. (Произнеся слово, педагог считает про себя до трёх, затем проговаривает следующее слово.)

А сейчас я вам загадаю загадку: У какого гриба на шляпке волны? (У волнушки!)

Почему гриб называют волнушкой? Съедобный он или ядовитый?

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.

Воспитатель читает ещё раз, а дети повторяют слова со звуком ш.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Ёжик и грибы».

Из числа играющих выбирается ёжик, детям дают названия грибов.

Ведущий спрашивает у ёжика:

За чем пришёл?

За грибом.

За каким?

Ёж называет гриб. Гриб выбегает, ёж его ловит, если названного гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока ёж не соберёт все грибы.

Фотогалерея проекта :

Представление «Осенний экологический праздник».

Художественное слово:

Загадки: На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие ….(лисички).

Стоит лукашка- белая рубашка

А шапка надета шоколадного цвета (белый гриб).

Во мху, как на подушке, чьё - то беленькое ушко (груздь)

Очень дружные сестрички-

Золотистые лисички.

Ходят в рыженьких беретах

  • в лес приносят летом. Г. Новицкая.

Заплела трав косички

А под ней сидят лисички

Ароматные грибы -

Хоть лопатою греби!

Сколько шляпок золотых

Под травой замечено!

Мы в пакет собрали их

  • жарить вечером. Ю.Чичев.

Есть ещё грибочек - груздь

из души прогонит грусть

он по виду, как воронка, беленький по цвету.

Часто прячется в сторонку

От дневного цвета

Грусть солёный - это что-то!

Всех грибов вкуснее!

До чего ж грибов охота,

В лес пойдём скорее! Е.Долгих.

И под старою сосной

Где склонился пень - старик,

Окружён своей семьёй,

Первый найден боровик. В.Рождественский.

Волнуются волнушки:

Как быть нам без кадушки!

Все грибы в кадушках,

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты,

Очень вкусные грибы.