Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Можно ли байонет никон 1 ставить на. Байонеты

О совместимости камер и объективов различных фотографических систем

Цель этой статьи - разобраться, какие объективы сторонних производителей возможно установить на ту или иную камеру без применения адаптеров с оптическими элементами, не жертвуя при этом возможностью фокусироваться на бесконечность. Мы остановимся на некоторых характеристиках объективов и камер, которые непосредственно влияют на возможность применения "неродной" оптики.

Прежде всего, надо определиться с понятиями... Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо "неродного" объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них - это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая - задний отрезок объектива, и третья - это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое - формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику - диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, ...) "прикрутить" не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах и .

Рабочий отрезок камеры и объектива

Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.

Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).

Если интересующий Вас "неродной" объектив относится к фотографической системе, находящейся в таблице ниже, чем камера, на которую Вы хотите его поставить, и его рабочий отрезок хотя бы на миллиметр-полтора больше рабочего отрезка камеры (это расстояние нужно для установки адаптера, который тоже имеет некоторую толщину), то в этом случае, практически наверняка, Ваши эксперименты увенчаются успехом и подобный адаптер Вы без труда найдёте а продаже (но есть и исключения, о которых будет рассказано далее в этой статье). Если система, к которой принадлежит Ваш объектив находится выше системы Вашей камеры, то такой объектив установить не получится (или надо будет изрядно потрудиться). По сути, его надо будет при установке заглубить в камеру, а про небольшой зазор, необходимый для того, чтобы ещё и адаптер-переходник уместился и говорить не приходится - для него просто не остаётся места.

Рисунок, поясняющий такие понятия как рабочий и задний отрезки объектива.

В этом случае придётся либо переделывать хвостовик объектива (что всегда довольно проблематично, а чаще вообще не представляется возможным), либо использовать для установки на камеру адаптер-переходник с оптическим элементом (но это уже нарушает "чистоту эксперимента", потому как любая линза между объективом и светочувствительным элементом в значительной степени изменяет оптическую схему объектива и привносит определённые искажения, о чём Вы можете прочесть и убедиться воочию на страничке ), либо использовать объектив без возможности фокусироваться на бесконечность (такой вариант вполне приемлем для съёмки портретов, натюрмортов или для макросъёмки).

Задний отрезок объектива

Задний отрезок - это расстояние от внешней поверхности последней линзы объектива (или от самой выступающей задней части объектива) до светочувствительного элемента. Всё дело в том, что конструктивно последняя линза объектива может находиться как довольно глубоко в самом объективе (что характерно для объективов теледиапазона), так и достаточно сильно выступать за его пределы (такая конструкция присуща широкоугольной оптике). А потому, задний отрезок у объективов различных конструкций может варьировать в довольно широких пределах.

Широкоугольный объектив Юпитер-12 (35mm/2.8) для дальномерной камеры Киев (байонет Contax/ Киев) с далеко выдающимся назад блоком линз.

В том случае, когда последняя линза заглублена в объективе, никаких проблем с использованием такого объектива с адаптером на "неродной" камере не возникает. Но вот когда задняя линза значительно выступает за габариты байонета, могут возникнуть определённые проблемы. К примеру, некоторые широкоугольные объективы для дальномерных камер конструктивно сделаны так, что практически весь линзблок выступает за задние габариты объектива, а спереди остаётся лишь его небольшая часть. При установке на камеру, бо льшая часть линзблока такого объектива оказывается внутри камеры. Но для "дальномерок" это не является, чем-то экстраординарным. У них нет поднимающегося зеркала, а значит и выступающие внутрь камеры линзы никак не мешают затвору. Не возникнет проблем и с установкой такого объектива на современные беззеркальные камеры (лишь бы задняя линза не упёрлась во внутреннюю поверхность адаптера, в шторки или лепестки затвора) . Другое дело - зеркальные камеры. Во время срабатывания затвора сначала поднимается зеркало, а уж потом начинают движение шторки затвора. И тут может возникнуть проблема - не исключено, что зеркало при подъёме просто упрётся в эти самые выступающие линзы. Этого ни в коем случае допускать нельзя, потому что извлечь объектив без негативных последствий для него и для зеркала камеры не получится! Одним словом, и рабочий, и задний отрезки необходимо учитывать при выборе "неродного" объектива.

Площадь покрытия объектива или формат кадра

Площадью покрытия объектива называют круг определённого диаметра, в который можно вписать кадр фотографического изображения без значительного в углах. Диаметр этого круга будет равен диагонали кадра, используемого в фотографической системе. В реальности объектив должен покрыть площадь прямоугольника или квадрата, для систем использующих квадратный кадр, которые называются форматом кадра . В дальнейшем мы будем использовать термин формат кадра для характеристики площади покрытия объективов той или иной фотографической системы. различных фотографических систем Вы можете посмотреть в таблице на этой странице.

Что самое важное в этой характеристике для нас? Если формат кадра "неродного" объектива больше или равен формату кадра камеры, на которой мы хотим его использовать, то такой объектив, в большинстве случаев, установить получится. Да и с приобретением адаптера-переходника проблем не возникнет - современная промышленность наверняка давно такие адаптеры производит. Если же формат покрываемого кадра объектива меньше, чем формат кадра камеры, то на снимках мы получим либо сильно по углам изображение, либо кадр с круглой картинкой в центре и совершенно чёрный по всему остальному полю. На наш взгляд, целесообразность использования такого объектива весьма сомнительна, за исключением тех случаев, когда относительно приемлемое и применяется, как художественный приём.

может проявляться в разной степени для различных объективов, даже если они рассчитаны на один и тот же формат кадра. Всё определяется конструктивными особенностями и, в немалой степени, фокусным расстоянием объектива. гораздо более выражено у широкоугольной оптики и в меньшей степени проявляется у объективов теледиапазона. Так что, перед приобретением объектива, формат кадра которого меньше формата кадра камеры, на которую Вы хотите его поставить, обязательно убедитесь в том, что Вас полностью устраивает конечный результат! Обязательно сделайте несколько контрольных снимков, внимательно их рассмотрите и только после этого принимайте окончательное решение о покупке.

Примерно так выглядит кадр, снятый "кропнутым" объективом на цифровую камеру с Full Frame матрицей или на плёночную камеру с форматом кадра 24 х 36 mm .

С связано и ещё одно, довольно актуальное сегодня понятие - это "обратная совместимость" оптики внутри одной фотографической системы. Правильнее было бы сказать "обратная несовместимость"... В настоящее время Canon, Nikon, Pentax и Sony производят цифровые зеркальные камеры с матрицами APS-C формата и объективы, рассчитанные на работу с этими матрицами. Трое из них - Canon, Nikon и Sony, - выпускают ещё и камеры с матрицами Full Frame и широкий ассортимент полноформатной оптики к ним . Pentax для своих плёночных камер также выпускала много хороших полноформатных объективов. Так вот... Если Full Frame объектив с успехом можно использовать на камерах как с матрицами APS-C так и Full Frame форматов, то объектив, предназначенный для камер с матрицами APS-C формата (в просторечьи - "кропнутый") можно использовать только на них самих или на камерах с ещё меньшим форматом кадра (Olympus 4/3, Nikon 1, Sony NEX, ...) . "Кропнутые" объективы не рассчитаны на покрытие полноформатного кадра. (Но, как и в любом правиле, есть и приятные исключения. Nikon, к примеру, на своих "топовых" цифровых Full Frame камерах, таких как Nikon D3X , Nikon D4 или Nikon D800/810, предусмотрел возможность установки "кропнутой" оптики. Камера, в случае установки на неё "кропнутого" DX- объектива, автоматически переключается в режим использования не всей площади матрицы, а лишь её части, равной по площади кадру APS-C формата.)

Выводы

Итак... Подведём итоги и конкретизируем всё выше описанное для некоторых, наиболее популярных на сегодняшний день фотографических систем. Начнём со среднеформатных камер (мы объединили их в один раздел) и закончим беззеркалками форматов Micro 4/3 , Sony Alpha NEX и Nikon 1 .

Среднеформатные камеры. Мы не будем рассматривать совершенно экзотические случаи - как, к примеру, установить объектив от Mamiya RB67 на Hasselblad (вряд ли такое придёт кому-то в голову), а остановимся на вполне реальных и прагматичных примерах, которые фотографы давно используют в своей практике. Начнём с актуальных для России, ввиду их широкой распространённости, объективов для камер Киев 88 и Салют. Крепление объективов на этих камерах осуществлялось при помощи многозаходной резьбы. Обозначалось такое крепление буквой "В" ("винтовое" крепление). Объективы с байонетом "В" с успехом можно использовать на камерах с другим креплением, применявшимся на советских среднеформатных камерах, и обозначавшимся буквой "Б" ("байонетное" крепление с накидным кольцом). Это камеры Киев 6, Киев 6С, Киев 60 и более поздние Киев 88СМ (он же Hartblei) и Arax, являющийся по сути тем же самым Киевом 88СМ, но подвергшимся некоторой модификации и доводке. В мире такое крепление объектива больше известно под маркой , потому как впервые было использовано именно на камерах этой фирмы. Отметим, что весь ассортимент советских объективов для среднеформатных камер отечественного производства выпускался как с креплением "В" так и с креплением "Б", что, как правило, было отражено в названии объектива (к примеру, Вега-12В или Вега-12Б). Поэтому не имеет особого смысла приобретать советский объектив с креплением "В", если Вы хотите использовать его, например на Киеве 60 или Pentacon Six, чтобы потом через переходник приспосабливать его к аппарату. Гораздо проще поискать такой советский объектив уже с нужным байонетом "Б". Тем более, что цены на идентичные объективы, но с разным креплением примерно одинаковы. Исключение составляет один единственный объектив, выпускавшийся только с креплением "В" - это Индустар-29 (80mm/2.8). Им комплектовались самые первые советские среднеформатные зеркальные камеры Салют и Салют С. Этот объектив достоин внимания по двум причинам. Во-первых потому, что это первый серийный советский объектив для среднеформатных зеркалок, а во-вторых потому, что он выполнен по схеме классического четырёхлинзового Tessar"а (все советские Индустары - это ни что иное как Tessar"ы). Впоследствии Индустар-29, на выпускавшихся серийно среднеформатных камерах, был заменён на Вегу-12 (90mm/2.8), а ещё позже на Волну-3 (80mm/2.8). Но эти объективы имели уже иные, более сложные оптические схемы шестилинзовых Planar"ов.

Но куда более широкие возможности в использовании "неродных" среднеформатных объективов предоставляют камеры Pentax 645 и Mamiya 645. Через соответствующие адаптеры-переходники, которые имеются в продаже, на эти камеры можно без ограничений устанавливать как среднеформатные объективы советского производства с креплением "В" и "Б", так и великолепную и очень качественную оптику Carl Zeiss Jena производства ГДР с байонетом (он же "Б"). На Pentax 645 отлично "садятся" и объективы от Pentax 67 . Причём на рынке имеются адаптеры производства как самой Pentax , так и более дешёвые от сторонних производителей.

Nikon. Среди камер с форматом кадра 24 х 36 mm (и APS-C) , у самый большой рабочий отрезок - 46.50 mm. Поэтому начнём с него. (Мы намеренно пропускаем такие системы как Praktina, Contax N и Leica R. Первые две по причине неактуальности этих камер на сегодняшний день. Praktina - это вообще большая редкость на нашем рынке. Камеры Contax в России встречаются не намного чаще Praktina . Что же касается Leica R, то обладатели этих камер вряд ли будут пытаться что-либо к ним прикрутить "неродное" - не тот уровень!)

Сначала разберёмся с совместимостью внутри самой системы . На сегодняшний день - самая универсальная система, в смысле совместимости оптики и аксессуаров внутри одной фотографической системы. Всё дело в том, что , за всё время производства зеркальных камер, ни разу принципиально не менял байонет крепления оптики. Впервые байонет был применён на одноимённой зеркальной камере в апреле 1959 года и, без существенных изменений, благополучно дожил до наших дней и используется на современных цифровых зеркальных камерах Full Frame и APS-C форматов.

За столь длительный период производства зеркальных камер и оптики к ним, компания создала огромное множество прекрасных объективов. Со временем менялся способ переноса значений диафрагмы в камеру (подробнее об этом Вы можете ознакомиться на страничке в разделе "Объективы/ Nikon " ), но байонет принципиально оставался неизменным. А значит и практически все ранее выпускавшиеся объективы с байонетом , без каких-либо адаптеров можно установить на современные цифровые зеркалки. Исключение составляют только самые ранние версии объективов, так называемые Non-AI (или Pre-AI) , выпускавшиеся для камер и первых версий камеры . Диаметр корпуса этих объективов в том месте, где закреплён байонет, больше, чем у всех последующих поколений Nikkor" ов, а значит установке такого объектива будет мешать поводок кольца переноса значений диафрагмы, который применяется на камерах начиная с (причём на самом эти объективы можно применять без каких-либо ограничений, так как на этих камерах есть возможность отвести поводок переноса значений диафрагмы в сторону) . Более подробно о том, на каких камерах можно использовать объективы Non-AI, а на каких нет, мы обсудим в статье, посвящённой .

Следующее поколение оптики от - это неавтофокусные объективы AI и AI-S. Они "садятся" на современные цифровые и плёночные зеркалки от практически без каких-либо ограничений. Естественно, что какие-то функции на определённых камерах будут поддерживаться, а какие-то нет, но установить объектив можно на любую современную зеркалку. (Подробнее о том, какие автоматические функции камер возможно реализовать и с какими объективами, можно ознакомиться на официальном .) В любом случае, полностью ручные режимы съёмки Вам будут доступны всегда. То же можно сказать и об объективах AI-P. Их можно использовать на любых современных зеркальных камерах , причём, на большинстве камер, помимо ручных режимов, будут доступны и режимы автоматики с приоритетом диафрагмы (A). Но вот чего не будет точно, так это автофокуса, потому как объективы AI, AI-S и AI-P мануальные, то есть с ручной фокусировкой.

Теперь обратимся к автофокусной оптике... С точки зрения совместимости, её условно можно разделить на пять групп. AF - объективы с механической передачей фокусировки без встроенного процессора; AF-D - но со встроенным процессором; AF-G - с механической передачей фокусировки, со встроенным процессором, но без кольца установки диафрагм; AFS - D - объективы со встроенным мотором и процессором, и с кольцом установки диафрагм; AFS-G - со встроенным мотором и процессором, но без кольца установки диафрагмы. Объективы серии AF и AF-D можно использовать практически на любой зеркальной камере . На неавтофокусных камерах, естественно, не будет автофокусировки. Автофокусировка невозможна и с младшими моделями современных цифровых зеркалок, в которых отсутствует мотор привода фокусировки. С AF- объективами не будут доступны некоторые режимы iTTL (интеллектуальной совместимости со вспышками), предполагающие наличие в объективе встроенного процессора. Что касается ручных режимов, то они полностью доступны на всех камерах от , начиная с и заканчивая самыми современными цифровыми камерами. Объективы AFS-D обладают, пожалуй, самой полной совместимостью - они будут отлично работать в ручных режимах с механическими камерами, а автофокус будет доступен и с самыми простыми цифровыми зеркалками.

Но вот современные объективы AF-G и AFS-G имеют один существенный недостаток - у них отсутствует кольцо установки диафрагм, а значит их применение ограничено исключительно теми камерами, которые имеют электронное управление значениями диафрагмы. К сожалению, эти объективы не удастся в полной мере использовать на неавтофокусных плёночных камерах (даже на довольно современных ) , потому как установить какую-либо диафрагму, кроме полностью открытой, будет невозможно.

Пару слов надо сказать о DX объективах . Их ещё называют "кропнутыми" (от английского crop factor - коэффициент пересчёта фокусного расстояния объектива, подробнее об этом читайте в этой статье в главе "Площадь покрытия объектива или формат кадра"). Они рассчитаны на применение с камерами, оснащёнными матрицами APS-C формата, которые примерно в полтора раза меньше по площади, чем Full Frame кадр. А значит и покрытие кадра этими объективами гораздо меньше, чем у объективов, рассчитанных на полный кадр. Поэтому применение таких объективов ограничено именно камерами DX формата. Они не способны полностью покрыть кадр формата 24 x 36 mm .

Обладая довольно широкой совместимостью оптики внутри самой системы, камеры , ввиду весьма большого рабочего отрезка, крайне ограничены в применении объективов сторонних производителей (если конечно эти объективы не рассчитаны на применение именно с камерами ). Без использования адаптеров с оптическими элементами, не потеряв при этом возможности фокусироваться на бесконечность, на камеры не удастся поставить объективы Pentax, Olympus OM , Canon FD и Canon EOS, объективы с резьбовым креплением M42x1... (Подробнее об использовании адаптеров без оптических элементов, в том числе и на камерах , можно прочесть в статье .) Но вот среднеформатную оптику можно использовать на камерах без ограничений. В продаже имеются адаптеры-переходники практически с любой из среднеформатных систем на Nikon. Особого внимания заслуживает адаптер , который позволяет устанавливать на камеры среднеформатные объективы как советского производства (с байонетом "Б"), так и первоклассную немецкую среднеформатную оптику от Carl Zeiss Jena .

Olympus OM. Многие фотографы и по сей день используют в своей практике отличные плёночные камеры Olympus OM . А великолепная оптика Olympus OM Zuiko не потеряла своей актуальности и привлекательности не только для фотографов, снимающих Olympus" ами OM, но и современными цифровыми камерами Olympus 4/3 и Canon EOS. Но об этом чуть позже... Что же касается применения на камерах Olympus OM "неродной" оптики, то, как правило, всё сводится к использованию объективов сторонних производителей, но изготовленных специально для системы Olympus OM с её "родным" байонетом. Очень неплохие объективы с байонетом Olympus OM , к примеру, выпускала компания Tokina. Теоретически на камерах можно использовать практически любые объективы от среднеформатных фотографических систем, но на практике этим никто не пользуется. Подавляющее большинство приверженцев системы старается обзавестись "родными" объективами OM Zuiko .

Pentax. Как и компания , принципиально не меняла конструкцию байонета с самого первого момента его применения на однообъективных зеркальных камерах. Мало того, первые зеркалки от имели резьбовое крепление оптики М42х1, и байонет "К" разрабатывался с таким расчётом, чтобы на камеры с этим байонетом можно было устанавливать ранее выпускавшиеся объективы с резьбовым креплением. С самых первых дней выпуска камер с байонетом , компания производит адаптер-переходник , не содержащий никаких оптических элементов в своей конструкции. (В настоящее время на рынке доступны как "родные" переходники от Pentax, так и адаптеры сторонних производителей. В своё время и советский фотопром производил такой переходник для камер Зенит и Алмаз. Первые модели Зенитов имели резьбовое крепление объективов М42х1, а последние модели - байонет "К". Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице .)

Итак, говоря о внутрисистемной совместимости оптики , можно с уверенностью констатировать, что она ни в чём не уступает системе , а в чём-то её и превосходит. Превосходство это состоит в том, что на камерах с байонетом , без каких-либо ограничений можно с успехом использовать объективы с резьбовым креплением М42х1 (о некоторых нюансах использования читайте в статье ). А таких объективов произведено мировой фотопромышленностью огромное множество. Это и объективы от самой Pentax ; и объективы таких производителей как Sigma, Tokina, Tamron и Vivitar ; и великолепная немецкая оптика заводов и ; и, конечно же, огромный выбор советских объективов для камер Зенит. Ограничение существует только одно - на первых зеркалках от с резьбовым креплением оптики не удастся использовать объективы с байонетом "К".

Кроме того, помимо плёночных камер с форматом кадра 24 x 36 mm и цифровых зеркалок формата APS-C , компания имеет в своём арсенале и среднеформатные фотографические системы Pentax 67 и Pentax 645. Причём адаптеры-переходники со среднеформатной оптики Pentax на байонет "К" доступны на рынке как в "родном" исполнении от самой Pentax, так и от сторонних производителей. К слову сказать, на камерах Pentax можно использовать любые объективы от среднеформатных систем, лишь бы нашёлся подходящий переходник.

Что касается обратной совместимости "кропнутых" объективов (у Pentax они обозначаются аббревиатурой DA), то её, естественно нет. "Кропнутые" объективы на полноформатных камерах использовать не получится. (Подробнее о функиональной совместимости объективов и камер от Pentax Вы можете узнать на официальном .)

Praktica. Зенит. Камеры и советские Зениты оснащались резьбовым креплением оптики М42х1 (исключение составляют байонетные Praktica B и Зениты последних лет выпуска с байонетом "К"). Объективов с этим креплением на рынке огромное множество. Это и "родные" объективы для камер , и советские объективы для камер Зенит, и широчайший выбор оптики сторонних производителей. Кроме того, многие немецкие среднеформатные объективы завода Meyer-Optik Gorlitz выпускались со съёмной взаимозаменяемой задней частью, которая позволяла установить на объектив либо байонет , либо байонет Praktica B, либо резьбовой адаптер М42х1. А завод Carl Zeiss Jena выпускал автоматический адаптер . Перед съёмкой такой адаптер взводился и производилась фокусировка при полностью открытой диафрагме, а в момент спуска затвора камеры, взведённая пружина адаптера диафрагмировала объектив до установленного рабочего значения.

Minolta AF. Sony Alpha. Цифровая фотографическая система Sony Alpha унаследовала свой байонет от автофокусных плёночных камер Minolta и вместе с ним получила полную совместимость с автофокусными объективами Minolta AF. Но, как и на камеры Minolta с байонетом AF , на современные цифровые зеркалки Sony Alpha установить без адаптера с оптическим элементом мануальные объективы системы Minolta MD не представляется возможным. Из-за относительно небольшого диаметра посадочного отверстия байонета Minolta AF (Sony Alpha) нет возможности и установки каких-либо байонетных объективов от других распространённых узкоформатных фотографических систем, таких, к примеру, как Canon FD, Olympus OM , и других. Исключение составляют объективы с резьбовым креплением М42х1, которые прекрасно "садятся" через соответствующий адаптер-переходник на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha). Имеется только одно ограничение и связано оно с конструктивными особенностями байонета Minolta AF (Sony Alpha) - разместить на адаптере полочку для поджима штока нажимной диафрагмы автоматических объективов М42х1, нет возможности. Поэтому, объективы без переключателей А - М (автоматический - ручной) возможно использовать только на полностью открытых диафрагмах. Кроме объективов с резьбой М42х1, реально на камерах Sony Alpha из "неродной" оптики можно использовать только объективы от среднеформатных фотографических систем. На рынке доступны адаптеры-переходники: Mamiya 645 - Sony Alpha, Pentax 67 - Sony Alpha, Hasselblad - Sony Alpha, Pentacon Six - Sony Alpha.

Canon EOS. На сегодняшний день остались лишь две компании из "Великой Японской Пятёрки" - Nikon и Canon, - предлагающие полный ассортимент камер и оптики, от любительских до профессиональных. Pentax и Olympus полностью покинули нишу профессиональной фототехники, а Minolta вообще прекратила своё существование, продав всё производство и технологии Sony. И если Nikon сохранила приверженность байонету до настоящего времени, то Canon , перейдя на байонет Canon EOS, пожертвовал совместимостью со своей же мануальной оптикой с байонетом Canon FD. Но, как показало время, подобный риск был вполне оправдан. Конструкция нового байонета Canon EOS оказалась очень удачной с точки зрения возможности использования "неродной" оптики. Этому способствовало применение в системе EOS относительно небольшого рабочего отрезка (всего 44 .00 mm) и увеличенного, по сравнению с другими системами, внутреннего диаметра кольца байонета. Именно эти два нововведения и позволяют системе Canon EOS применять на камерах огромное количество объективов сторонних производителей. И этот факт, в немалой степени, добавляет компании Canon сторонников.

Остановимся более подробно на том, какие объективы можно установить на камеры Canon EOS. Начнём со среднеформатных объективов. Их можно применять практически без каких-либо ограничений, лишь бы был в наличии соответствующий адаптер. А их сегодня на рынке предлагается достаточное количество. Вот только некоторые из доступных адаптеров-переходников со среднеформатных фотографических систем на Canon EOS - Hasselblad, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645, Pentacon Six.

Но главным достоинством байонета EOS являются, конечно же, поистине безграничные возможности применения объективов, рассчитанных на работу с камерами с форматом кадра 24 х 36 mm. Нет никаких ограничений на использование мануальных объективов от главного конкурента - компании . На камеры Canon EOS можно устанавливать даже объективы Non-AI, которые на современные цифровые зеркальные камеры от самой Nikon установить без серьёзного вмешательства в конструкцию объектива не получится. Nikon" овская мануальная оптика AI-S, автофокусная AF, AF-D и AFS-D также без проблем "сядет" на байонет EOS. Единственным исключением будут объективы серии G, не имеющие кольца установки диафрагм. Поставить на камеру через адаптер такой объектив можно, но вот снимать придётся только на полностью открытой диафрагме.

Ещё одно неоспоримое достоинство камер Canon EOS (если это цифровые камеры, то это касается их Full Frame представителей) - это возможность в полной мере использовать великолепную оптику Olympus OM Zuiko . Никакие другие цифровые зеркальные камеры, в том числе и камеры Olympus 4/3, ввиду применения в них матриц сравнительно небольшого формата, не позволяют полностью раскрыть все прелести и достоинства замечательных объективов Olympus OM Zuiko . А Full Frame камерам Canon EOS это по плечу!

Но и это ещё не всё... Отличные объективы от Pentax с байонетом Pentax K с не меньшим успехом могут быть использованы на камерах Canon EOS. Ограничения, как и в случае с объективами от серии G, будут касаться только современной оптики без колец установки диафрагм. А для Российских фотографов немаловажным будет тот факт, что на камерах Canon EOS без ограничений можно использовать объективы с резьбовым креплением М42х1, и не только советского производства, выпускавшихся для камер Зенит, но и отличную немецкую оптику от и для камер . Ограничение может быть только одно - если объектив автоматический и не имеет переключателя управления диафрагмой А - М (автоматический - ручной), то не со всеми адаптерами получится задиафрагмировать объектив до рабочей диафрагмы, или придётся что-нибудь изобрести, чтобы поджать поводок нажимной диафрагмы в объективах с резьбовым креплением М42х1 или зафиксировать поворотный рычаг в объективах с байонетом "К". Подробнее с тем, каким требованиям должен отвечать адаптер-переходник Вы можете ознакомиться на странице .

Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что на сегодняшний день система Canon EOS является самой универсальной профессиональной фотографической системой, с точки зрения возможности использования оптики сторонних производителей. Из доступных на российском рынке объективов от зеркальных фотографических систем, на камерах Canon EOS можно использовать практически любые, за исключением объективов Canon FD , Minolta MD и Minolta AF / Sony Alpha (последние не получится установить ввиду слишком маленькой разницы в рабочих отрезках систем Canon EOS и Sony Alpha - всего полмиллиметра) . В продаже можно встретить адаптеры без оптических элементов с дальномерных фотосистем Contax или Leica M39 на Canon EOS, но использование таких адаптеров ограничено только специальными видами съёмки, например макросъёмкой, репродукцией и некоторыми видами портретной съёмки, так как наводка на бесконечность будет невозможна. Это обусловлено тем обстоятельством, что рабочие отрезки дальномерных фотосистем значительно меньше рабочего отрезка системы Canon EOS и для того, чтобы они могли фокусироваться на бесконечность, их пришлось бы заглублять внутрь камеры. Кроме того, стоит очень внимательно относиться к установке объективов, особенно широкоугольных, от дальномерных систем на камеры Canon EOS. Нельзя допускать, чтобы выступающие за корпус объектива линзы блокировали движение зеркала Вашей камеры Canon EOS. Это может привести к необратимым последствиям и даже к поломке камеры. Что касается обратной совместимости "кропнутой" оптики Canon EOS, то ситуация совершенно такая же, как и с "кропнутыми" объективами от Nikon или Pentax - на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm их применение не представляется возможным.

Four Thirds 4/3 . Olympus E, Panasonic Lumix DMC-L, Leica Digilux . Эта фотографическая система, поддерживаемая несколькими производителями фототехники, отличается от систем конкурентов двумя основными характеристиками - относительно небольшой по размеру матрицей (12.98 х 17.30 mm , с кроп-фактором х2) и меньшим рабочим отрезком камер (38.67 mm).

Сочетание этих двух параметров позволяет использовать в системе 4/3 огромное множество "неродных" объективов от зеркальных фотографических систем, начиная со среднеформатных и заканчивая "кропнутыми" объективами Nikon, Pentax и Canon EOS. Вот далеко не полный перечень доступных в продаже адаптеров-переходников со среднеформатной оптики на систему 4/3 - это Pentacon Six, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645.. . Теоретически можно установить и любой другой среднеформатный объектив, но адаптер либо придётся мастерить своими руками, либо использовать комбинацию из двух переходников, к примеру и .

Линейка доступной оптики на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C просто безгранична... В первую очередь хотелось бы отметить легендарные объективы Olympus OM Zuiko . Адаптеры выпускает как сама Olympus так и множество независимых производителей. Правда цены на "родные" адаптеры от Olympus на порядок выше, чем цены на "неродные" переходники. Объективы от можно использовать практически без ограничений. Исключение составляют только объективы серии G ввиду отсутствия кольца установки диафрагм. Весь остальной парк оптики с байонетом (Non-AI, AI, AI-S, AI-P, AF, AF-D, AFS-D) , причём, как рассчитанные на полный кадр, так и "кропнутые", прекрасно установятся на камеры системы 4/3 через соответствующий переходник. Далее следует вся линейка объективов от Canon. И не только современные EOS объективы, но и старые с байонетом FD. Переходники и имеются в продаже. С использованием объективов от Pentax с байонетом "К" тоже не возникнет никаких проблем, причём как с Full Frame объективами, так и с "кропнутыми". Ограничение, как и с объективами от Nikon серии G , будет касаться только оптики без колец установки диафрагм. Российским фотографам наверняка будет не безразлично, что обширный парк советской оптики с посадочной резьбой М42х1 также прекрасно будет себя чувствовать на камерах формата 4/3 (соответствующие переходники доступны в продаже). И даже объективы с байонетом Minolta MD, которые невозможно установить ни на Nikon, ни на Canon EOS, ни на Pentax , через соответствующий адаптер отлично "сядут" на камеры формата 4/3.

Не получится установить на камеры формата 4/3 только объективы от дальномерных систем, таких как Nikon S, Contax / Киев и Leica. Объясняется это тем, что в этих фотографических системах рабочие отрезки меньше, чем на камерах формата 4/3.

Беззеркальные фотографические системы. В последнее время среди фотографов всё более популярными становятся беззеркальные фотографические системы. Компактность, небольшой вес, функциональная насыщенность, стильный дизайн и при этом съёмная оптика - всё это придаёт беззеркалкам привлекательности. И все ведущие фотопроизводители (за исключением пока только Pentax ) не преминули отметиться в этом сегменте фоторынка. Мы не будем здесь обсуждать достоинства или недостатки беззеркалок вообще и преимущества какой-либо из систем в частности. Наша задача - оценить возможности использования "неродной" оптики на беззеркальных камерах. А возможности эти поистине безграничны! И уже только поэтому, беззеркальные камеры достойны внимания.

На сегодняшний день три беззеркальные системы доступны на рынке - это Micro Four Thirds 4/3, Sony Alpha NEX и Nikon 1. Принципиально отличаются они одна от другой размером используемых матриц. Самая большая матрица у камер Sony Alpha NEX - она APS-C формата (15.6 x 23.4 mm) и соответствует по размеру матрицам, применяемым в "кропнутых" зеркальных камерах Sony Alpha. В камерах формата Micro Four Thirds 4/3 используется матрица системы 4/3, размером 1 2 . 98 x 17 . 30 mm . Самая маленькая матрица (CX формата) у камер Nikon 1 - её размер всего 8 . 8 x 13 . 2 mm . А поскольку рабочие отрезки у всех трёх беззеркальных систем довольно небольшие, то ограничения на применение "неродной" оптики будут продиктованы именно размерами матриц.

Поскольку все три беззеркальные системы позволяют использовать огромное количество самой разнообразной оптики, мы ограничимся только перечислением доступных в продаже адаптеров-переходников для каждой из систем и отметим самые важные ограничения в применении того или иного объектива.

, которые, впрочем, доступны и в "неродном", но гораздо более дешёвом исполнении . Всё остальное изобилие переходников производится сторонними фирмами. Начнём со среднеформатных фотографических систем, переходники с которых на Micro 4/3 имеются в продаже - это Hasselblad, Pentacon Six, Pentax 645, Mamiya 645. Нам не удалось найти переходник заводского изготовления , но если у кого-либо возникнет желание водрузить объектив от Pentax 67 на камеру Micro 4/3, то проблем это не составит. Можно с успехом использовать любую из множества возможных комбинаций: и ... Вопрос в другом! А стоит ли вообще изощряться и приспосабливать громоздкую и тяжёлую среднеформатную оптику на миниатюрные и довольно хрупкие камеры формата Micro 4/3 ? Предостаточно более компактных и лёгких объективов, которые можно использовать на этих камерах.

Приводим перечень фотографических систем с форматами кадров 24 х 36 mm , APS-C формата и полуформатных (18 х 24 mm), объективы которых с успехом можно устанавливать на камеры формата Micro 4/3. Зеркальные системы - Leica R, Nikon F / Киев Н , Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F. Адаптеры-переходники со всех перечисленных систем на Micro 4/3 имеются в продаже.

Существует и ещё один переходник на систему Micro 4/3 - это адаптер . Но, поскольку рабочие отрезки объективов С- mount меньше, чем рабочие отрезки камер Micro 4/3, то конструктивно адаптер выполнен таким образом, что его рабочая поверхность заглублена внутрь камеры. Это накладывает некоторые ограничения на применение объективов С- mount. Кроме того, покрытие кадра объективов С- mount меньше по площади, чем матрица камер Micro 4/3, а значит, может возникать довольно заметное кадра, особенно сильно выраженное при использовании широкоугольной оптики.

Кроме того, надо быть очень внимательным при установке объективов от дальномерных систем на беззеркалки Micro 4/3. Особенно это касается некоторых широкоугольных объективов с линзблоком далеко выступающим за задние габариты объектива. Не исключено, что задняя линза может упереться во внутреннюю поверхность адаптера. Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице Hasselblad, Pentax 67, Mamiya 645, Pentacon Six. Нам не удалось найти переходник , но эта проблема легко решается с помощью комбинации из двух адаптеров (вариантов предостаточно). Зеркальные на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C формата - Leica R, Nikon F / Киев Н, Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F.

Выпускаются даже переходники и . Но, ввиду того, что матрица системы Sony NEX больше матриц, применяемых в камерах Micro 4/3 (и гораздо больше кадра, покрываемого объективами С- mount), применение объективов от систем Micro 4/3 и С- mount на камерах Sony NEX, на наш взгляд, является нецелесообразным. Компания Nikon не отстаёт от конкурентов и заявила о себе на ниве производства беззеркальных камер выпуском моделей серии Nikon 1. Камеры имеют самую маленькую по площади матрицу среди беззеркальных систем (кроп-фактор х2.7). А посему, применение на камерах "неродной" оптики практически не имеет границ (даже объективы С- mount смогут практически полностью покрыть кадр CX формата). На момент написания этой статьи нами были найдены в продаже адаптеры: Nikon F, Canon EOS, Canon FD, Olympus OM, Olympus Pen F, Minolta MD, Minolta AF (Sony Alpha), M42x1, M39x1, Leica M, Leica R, Pentax K, Contax/Yashica, C-mount. Понятно, что через два переходника можно установить любые объективы от среднеформатных камер.

Мы не упоминаем в нашем обзоре зеркальных камер от Fuji и Sigma, потому что камеры Fuji выпускаются в корпусах от Nikon с байонетом и для них справедливо всё то, что относится к камерам . Что касается камер от Sigma , то на протяжении довольно длительного периода времени эта компания вообще о себе никак не заявляет в сфере производства "тушек", а те камеры, которые были выпущены ранее, на сегодняшний день уже морально устарели.

И немного о целесообразности.. . Стоит сказать, что использование "неродной" оптики не всегда оправдано. К примеру, тяжёлый 120-ти или 180-ти миллиметровый объектив от какой-либо из среднеформатных систем на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm может выполнять функции хорошего портретника и его использование вполне целесообразно. Чего нельзя сказать о среднеформатных широкоугольных объективах... Вряд ли стоит городить несусветную конструкцию и "прикручивать" подобные "ширики" на камеры с форматами кадров 24 х 36 mm и меньше. И тому есть две причины. Первая. Широкоугольные объективы делаются по сложным многолинзовым схемам, а значит и переотражений внутри такого объектива больше, что не лучшим образом сказывается на контрасте получаемых изображений, и , Olympus OM или Pentax. Так что перед тем, как Вы решите попробовать установить на свою камеру "неродной" объектив, подумайте, что Вы хотите получить на выходе.

В заключении хотелось бы сказать о тех преимуществах, которые даёт использование объектива с покрытием кадра бо льшим, чем формат кадра камеры, на которую его предполагается водрузить (или гораздо бо льшим, в случае применения среднеформатного объектива на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm или меньше). Общеизвестно, что всех объективов неравномерна по полю кадра. Она наибольшая в центре и уменьшается по мере приближения к краям кадра. Кроме того, любому объективу присуще, в той или иной степени, и . , к примеру, становится гораздо заметнее в углах кадра и практически отсутствует в центре. Таким образом, применяя на камере объектив, с б о льшим покрытием, чем формат кадра камеры, Вы используете только среднюю часть изображения, формируемого этим объективом, а значит и

Таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем

, D5600 , D800E , D810 , D810a , D850 , , D3x , , D4s , , + (и ее модификации) и Kodak DCS Pro SLR/n (и ее модификации) + , S3 Pro UVIR , IS Pro .

Список всех цифровых беззеркальных фотоаппаратов Nikon с байонетом Nikon Z

Список всех объективов "Nikon Nikkor Z" / "Nikon S-line" для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Nikon Z

  1. Nikon Nikkor Z 24 mm 1:1.8 S
  2. Nikon Nikkor Z 1:0.95 Noct (анонс разработки)

Все указанные объективы имеют встроенный шаговый мотор фокусировки Nikon STM (Stepping Motor), аналогичный объективам . А также электромагнитную диафрагму, аналогичную объективам .

Буква ‘S’ в данных объектива означает только их принадлежность к новой линейки беззеркальных объективов Nikon S .

Точный список системных беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой Nikon 1:

Nikon выпустила ряд беззеркальных камер со сменной оптикой и байонетом Nikon 1 и объективами 1 Nikkor (их же называют Nikon CX).

  • , Nikon 1 J2 , Nikon 1 J3 , Nikon 1 J4 , Nikon 1 J5 .
  • Nikon 1 S1 , Nikon 1 S2
  • Nikon 1 V1 , Nikon 1 V2 , Nikon 1 V3

На этих камерах лучше всего использовать специально разработанные объективы Nikon CX (то же самое, что и 1 Nikkor).

Точный список всех объективов 1 Nikkor:

UPD: летом 2018 система Nikon 1 прекратила свое развитие.

Цифровые фотоаппараты и объективы Nikon FX и Nikon DX, их разница

В зависимости от величины сенсора цифрозеркальные и беззеркальные фотоаппараты Nikon делятся на два вида: FX и DX. Точно так же маркируются и объективы для этих фотоаппаратов.

Объективы FX предназначены для полноформатных FX фотоаппаратов (их еще называют полнокадровыми, или полноразмерными, или Full-Frame).

Объективы DX предназначены для кропнутых DX фотоаппаратов (их еще называют кропами, или фотоаппаратами с APS-C размером сенсора).

На фотоаппаратах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35 мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая ‘кропнутая’, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX.

Полноформатный фотоаппарат имеет маркировку ‘FX’ на своем корпусе. Здесь он показан вместе с полноформатным объективом

До появления фотоаппаратов Nikon DX существовали только полнокадровые фотоаппараты и объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX , так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Как видите, в названии объектива приставка ‘FX’ не указывается. Если на объективе нет обозначения DX или CX — значит это полнокадровый объектив для FX камеры.

После появления цифрозеркальных камер Nikon DX, производитель, для экономии на стекле, металле и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропнутых фотоаппаратов уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX


Точный список всех камер Nikon DX :

Все фотоаппараты серии Nikon DX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 23.6 мм Х 15.8 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.


Точный список всех камер Nikon FX

Очень важно, настолько важно, что это должен знать каждый: все фотоаппараты серии Nikon FX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 36 мм Х 24 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.

  • Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на камерах с кропнутой матрицей серии Nikon DX (точный список указан выше).
  • Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых камерах таких как Nikon D3 , D3x , , D4s , , , D800E , D810 , D810a , D850 но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своего сенсора, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое виньетирование и другие искажения по краям и углам кадра. Это связано с тем, что DX объективы не могут проецировать изображение на большУю матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется . Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более ‘простые’ объективы DX.
  • Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы Nikon FX.
  • Все полнокадровые объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от .

В качестве примера, снимок на полнокадровую камеру FX (Full Frame) и кропнутый объектив . Камера настроена в режим полнокадровой работы ‘область изображения FX ‘. Видно, что кропнутый объектив дает черные углы (виньетку) и снимок не пригоден к использованию.

Если же сделать ту же фотографию, но в режиме фотоппарата ‘область изображения DX ‘, то камера автоматически будет использовать только центральную область своей матрицы и в результате снимок будет как с любой другой камеры Nikon DХ. Ниже тот же снимок на FX (Full Frame) в режиме ‘область изображения DX ‘.

Действительно, полноформатные камеры Nikon FX могут использовать кропнутые объективы в режиме кадрирования ‘DX’. В этом режиме будет использоваться только центральная часть сенсора фотоаппарата, равная по своим размерам сенсору, использующего в камерах Nikon DX, что позволит избежать виньетирования с использованием кропнутого объектива на полноформатных камерах. Для этого в меню фотоаппарата достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24х16’.

Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод - обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер: FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

Точный список всех объективов Nikon DX Nikkor

Фиксы

  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical ()
  3. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 40mm 1:2.8G SWM ()
  4. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 85mm 1:3.5G ED VR SWM IF Micro 1:1 ()

Широкоугольные

  1. Nikon DX AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G VR ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()

Универсальные

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 16-80mm 1:2.8-4 E N ED VR Nano Crystal Coat SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 16-85mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 17-55mm 1:2.8 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  5. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  6. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G SWM VR Aspherical ()
  7. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII VR II ()
  8. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ()
  9. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G VR ()
  10. Nikon DX AF-S Nikkor 18-70mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical ()
  11. Nikon DX AF-S Nikkor 18-105mm
  12. Nikon DX AF-S Nikkor 18-135mm 1:3.5-5.6G ED SWM IF Aspherical ()
  13. Nikon DX AF-S Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Таиланд/Китай] ()
  14. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Япония/Китай] ()
  15. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical ()
  16. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical ()
  17. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-6.3 G ED SWM VR IF Aspherical ()

Телевики

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED SWM [черный/серебристый, Япония/Китай] ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED VR IF SWM ()
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6GII ED VR II ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 55-300mm 1:4.5-5.6G ED VR SWM HRI ()
  5. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED ()
  6. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED VR ()

Профессиональные объективы Nikon DX

Я не со зла обозвал объективы Nikon DX более ‘простыми’. Так уж повелось, что вся профессиональная оптика Nikon - это объективы для полного кадра. Единственными профессиональными объективами для камер Nikon DX можно считать:

Эти объективы имеют золотое колечко возле передней линзы — признак объективов высшего класса. Данные объективы находятся в списке Nikon NPS (Nikon Professional Services — ‘Профессиональный Сервис Nikon’).

Внимание: На объективах Nikon Nikkor DX указано не эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР), а физическое реальное фокусное расстояние объектива. Фокусное расстояние — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР при использовании на кропнутых DX камерах нужно фокусное расстояние умножить на Kf=1.5X. Например, ЭФР объектива на кропнутой камере будет составлять 27-82,5мм (18*1.5 и 55*1.5). Взаимосвязь фокусного расстояния и угла обзора можно посмотреть .

Полезно: если в меню полноформатных фотоаппаратов в настройке «Подсветка точки АФ» выбрать значение «Выкл.», то после включения одного из режимов кадрирования (по факту — кропа) неиспользуемая область изображения, видимого в , будет затемнена, что сильно облегчит визирование с использованием кроп-режима. Ниже показано как затемняются неиспользуемые области при включении определенных режимов кропа.

О возможности автоматической фокусировки

За возможность автоматической фокусировки объектива на объективе Nikon Nikkor отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S и AF-P .

В чём разница между AF-S/AF-P/AF-I и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата, в таких случаях говорят, что у фотоаппарата есть ‘отвертка’ или мотор фокусировки. Напротив, в объективах AF-S/AF-I/AF-P фокусировка происходит за счет мотора, непосредственно встроенного в сам объектив.

Объективы с обозначением ‘AF’

С данными фотоаппаратами не будет работать только автоматическая фокусировка и звуковое подтверждение фокусировки, все остальные важные функции, такие как автоматический замер и автоматическое управления диафрагмой будут работать хорошо.

Объективы с обозначением ‘AF-S’

У таких объективов мотор фокусировки уже встроен непосредственно в корпус объектива. Такие объективы будут автоматически фокусироваться на всех камерах Nikon. К таким объективам можно отнести .

Обозначение ‘AF-S’ на основном имени объектива, которое обычно пишется золотистыми буквами. На фотографии показан

Почти всегда на объективах AF-S можно встретить еще приставку ‘SWM’, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой/ультразвуковой мотор).

Метка ‘SWM’, нанесенная на информационную табличку объектива

Важно: SWM моторы бывают двух основных видов, детали .

Если использовать оптику от других производителей, то нужно точно знать, имеет ли объектив встроенный мотор или нет, обозначения у каждого производителя свои собственные и не пересекаются с обозначениями объективов Nikon Nikkor.

Важно: из-за определенных особенностей, связанных , на камерах , D3500 не будут нормально работать следующие объективы типа ‘AF-S D’ (это касается только этих фотоаппаратов):

  1. Nikon ED AF-S Nikkor 300mm 1:2.8D
  2. Nikon ED AF-S Nikkor 500mm 1:4D
  3. Nikon ED AF-S Nikkor 600mm 1:4D
  4. а также все объективы ,

Объективы с обозначением ‘AF-P’

В январе 2016 года компания Nikon представила объективы Nikon Nikkor линейки ‘AF-P’. Обозначение ‘AF-P’ (A uto F ocus P ulse motor) указывает на наличие быстрого и шагового мотора фокусировки Nikon STM (Stepping Motor). Объективы ‘AF-P’ работают аналогично ‘AF-S’, только тише, быстрей и точней. Такой же тип мотора используется и у .

Обозначение ‘AF-P’ на объективе Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G

Обратите внимание, что не все фотоаппараты Nikon смогут корректно работать с ‘AF-P’ объективами, для некоторых фотоаппаратов придется обновить прошивку, чтобы была полная совместимость с ‘AF-P’.

Полный список объективов Nikon ‘AF-P’:

Автоматическая фокусировка с объективами AF-P будет работать только с фотоаппаратами (точный список):

Автоматическая и ручная фокусировка не будет работать с фотоаппаратами (точный список):

Объективы с обозначением ‘AF-I’

Стороной стоят объективы Nikon AF-I. Сами по себе объективы типа ‘AF-I’ (Auto Focus Internal Motor) — очень редкие объективы, к тому же и очень дорогие. Некоторые пользователи ошибочно называют их ‘AF-1’ (‘АФ-один’).

Часть таких объективов для фокусировки используют встроенный мотор фокусировки, построенный на базе обычных электрических микро-моторов, которые во время фокусировки изрядно шумят. Точных данных по тому, какой именно тип мотора используется в объективах Nikon AF-I нет.

Внимание: нет и точных сведений, будут ли камеры любительского уровня работаться с такими объективами. Но, скорее всего, ни один смертный никогда не установит подобный объектив на простую любительскую камеру.

Полный список объективов Nikon AF-I:

  1. Nikon ED AF-I Nikkor 300mm 1:2.8D, 1992-1996
  2. Nikon ED AF-I Nikkor 400mm 1:2.8D, 1994-1998
  3. Nikon ED AF-I Nikkor 500mm 1:4D, 1994-1997
  4. Nikon ED AF-I Nikkor 600mm 1:4D, 1992-1996

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX, со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

Обычно объективы без встроенного мотора фокусировки стоят дешевле своих моторизированных аналогов. Если у Вас камера с мотором, то в определенном смысле можно экономить на объективах. В качестве примера можете посмотреть на , который стоит очень дешево:

О возможностях управления диафрагмой

На объективах Nikon можно встретить еще одно интересное обозначение — букву ‘G’ - объектив с такой буковкой может управлять диафрагмой только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой у объектива нет.

G (‘Gelded’) объективы, фактически, невозможно использовать с некоторыми старыми пленочными камерами, так как диафрагма там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (Non-G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как .

Мифы : часто говорят, что есть ‘D’ и ‘G’ объективы, D - с кольцом управления диафрагмой, а G - без кольца управления диафрагмой. На самом деле это заблуждение — буква ‘D’ (или ‘AF-D’) говорит о возможности передачи в камеру дистанции фокусировки до объекта - это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной . Заблуждение связано с тем, что почти все ‘D’ объективы имеют кольцо управление диафрагмой, ибо раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом диафрагмы и без кольца диафрагмы.

Разница объектива G и без G (на примере объективов и )

Выступ для считывания крайнего положения кольца диафрагмы на объективе , который является объективом NON-G типа, то есть, таким, у которого есть кольцо управления диафрагмой.

Очень важно: чтобы объектив ‘NON-G’ типа (с кольцом диафрагмы) использовать точно так же, как и объектив G-типа (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный фиксатор на объективе, который зафиксирует кольцо управления диафрагмой в неподвижном положении. Разные объективы либо сами защелкивают кольцо в крайнем положении, либо требуют ручной фиксации с помощью специального переключателя. Если этого не сделать, на ряде камер на дисплее будет отображена ошибка ‘fEE’ (не установлено кольцо диафрагмы).

Некоторые камеры позволяют управлять диафрагмой с автофокусными NON-G объективами в режимах замера

Какие объективы подходят к моей фотокамере? Такой вопрос часто приходится слышать от начинающих фотографов, ищущих замену «китовому» объективу из комплекта к камере. Конечно, идеальным вариантом покупки будет проверка объектива лично в магазине. Но многие покупают технику через интернет и боятся купить кота в мешке. На что нужно обратить внимание в описании объектива, чтобы не ошибиться с выбором? Давайте узнаем.

Байонет - всему голова!

Байонет - специальное крепление, отвечающее за установку объектива на фотоаппарат. Оно нужно как для физического закрепления объектива на камере, так и для обмена данными между ними, для чего в современных байонетах предусмотрены специальные контакты.

Фотокамера Nikon D610 с байонетом Nikon F

Nikon F - байонет зеркальных фотокамер Nikon. Все объективы, имеющие этот байонет, можно будет как минимум физически установить на фотоаппарат. Название байонета, под который сделан объектив, всегда указано в его характеристиках. Байонет Nikon F разработан компанией Nikon ещё в середине XX века. Таким образом, на свой современный фотоаппарат с этим байонетом вы сможете установить даже очень старые объективы Nikon, выпущенные десятки лет назад. Это будет особенно интересно любителям старинной оптики.

Итак, к вашей зеркальной камере Nikon подойдёт любой объектив, имеющий байонет Nikon F. В принципе, статью на этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но». Сам по себе байонет Nikon F будет гарантировать только физическую совместимость камеры и объектива. Но как узнать, будет ли работать при этом автоматика камеры, автофокус?.. К тому же сегодня некоторые объективы рассчитаны только на кропнутые камеры. Как их отличить от остальных, и подойдут ли они для полнокадровых фотоаппаратов? Для этого нужно научиться читать название объектива. И в особенности обратить внимание на некоторые аббревиатуры. Не зря названия объективов такие длинные - в них содержится много полезной информации!

  • Как узнать, рассчитан ли объектив только на «кроп» или перед вами полнокадровая оптика? Напомним , что зеркальные аппараты разделяются по размеру установленных в них светочувствительных сенсоров на полнокадровые (имеющие сенсоры размером с кадр обычной фотоплёнки) и кропнутые, то есть обрезанные (в них установлен сенсор чуть меньшего размера). Некоторые объективы рассчитываются так, что могут спроецировать изображение только на меньшую, кропнутую матрицу. Таким образом производители облегчают и удешевляют их конструкцию.

В случае с объективами производства Nikon всё просто. Кропнутые объективы имеют в своём названии аббревиатуру DX . Полнокадровые же объективы её не имеют. К примеру, объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor рассчитан только на «кроп», тогда как Nikon AF-S 35mm f/1.8G ED Nikkor создан в расчёте на полнокадровые камеры.

  • Можно ли установить кропнутый объектив на полнокадровую камеру? Да. С аппаратами Nikon это вполне возможно! Но нужно помнить, что рассчитанная на «кроп» оптика на полнокадровых аппаратах будет давать сильное виньетирование - затемнение по краям кадра. Кстати, сила затемнения будет зависеть от конкретной модели объектива. При этом полнокадровые аппараты Nikon распознают, когда на них установлен DX-объектив и просто обрезают кадр под размер кропнутой матрицы. Так полнокадровая камера как бы превращается в кропнутую. Эту функцию, кстати, можно отключить в меню фотокамеры и получать полнокадровые снимки с сильным затемнением по краям. В принципе, это затемнение можно даже использовать как своеобразный творческий приём!

Конечно, если вы имеете полнокадровую камеру, вряд ли стоит специально покупать к ней кропнутый объектив. Однако если вы перешли с «кропа» на полный кадр и у вас остался кропнутый объектив, имейте в виду, что вы сможете продолжить его использовать с новым аппаратом.

    Можно ли установить полнокадровый объектив на кропнутую фотокамеру? Безусловно! При этом сохранятся все его функции. Единственное, что стоит учитывать - кроп-фактор . На кропнутых аппаратах все объективы «приближают» сильнее. Это стоит помнить при выборе оптики, дабы не оказалось так, что снимаете вы в тесном помещении, а объектив не позволяет взять общий план.

    Будет ли работать автоматическая фокусировка? Возможностями автофокуса наделены все современные объективы Nikon, имеющие в названии аббревиатуры AF и AF-S. Но тут есть тонкости.

Объективы с маркировкой AF для наведения на резкость пользуются мотором, расположенным внутри фотоаппарата: моторчик крутится и перемещает линзы объектива для фокусировки. Такой вид привода автофокуса в народе называется «отвёрточным» из-за сходства детали, которая выступает из байонета и отвечает за перемещение линз в объективе, с концом отвёртки. «Отвёрточного» привода автофокуса нет в самых доступных и компактных фотоаппаратах серий 3xxx и 5xxx (например, Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D5500). Так что если вы поставите на такой фотоаппарат объектив, рассчитанный на «отвёрточный» автофокус, автофокусировка просто не будет работать - придётся наводиться вручную. При этом будет работать функция подтверждения фокусировки. Она работает следующим образом: фотограф выбирает нужную точку автофокуса, после чего вручную поворачивает кольцо фокусировки на объективе. Встроенный в камеру дальномер (он присутствует во всех современных камерах Nikon) подскажет, в какую сторону крутить кольцо фокусировки объектива, высвечивая соответствующие индикаторы в видоискателе камеры (они располагаются в левом нижнем углу). Работают они и при автоматической фокусировке, но при ручной наводке на резкость становятся наиболее полезными.

Условные обозначения процесса фокусировки в видоискателе:

Фокусировка произведена
Объектив сфокусирован ближе, чем нужно
Объектив сфокусирован дальше, чем нужно

(мигает)

Автоматика не может определить точность фокусировки. Такое бывает при недостаточном освещении или попытке навестись на очень однородный, малоконтрастный объект (например, белый потолок). В таком случае попробуйте совместить точку фокусировки в видоискателе с каким-то контрастным объектом на вашем будущем кадре.

Впрочем, «отвёрточные» объективы постепенно уходят в прошлое, давно уступив место более современной серии объективов с ультразвуковыми моторами, находящимися непосредственно внутри объектива. Такие объективы обозначаются аббревиатурой AF-S, и работают они быстрее и гораздо тише «отвёрточных» аналогов.

С объективами AF-S автофокус будет работать на всех современных камерах Nikon.

    Можно ли использовать с зеркальным фотоаппаратом Nikon объективы других производителей? Да, если эти объективы имеют байонет Nikon F. Но стоит помнить, что «родные» объективы, как правило, качественнее и надёжнее аналогов от третьих производителей.

    Можно ли установить старинные объективы Nikkor без автофокуса на современные фотоаппараты? Да, вполне. Они будут полностью работоспособны. В зависимости от модели аппарата и объектива будет работать даже замер экспозиции и подтверждение фокусировки. Но, разумеется, пользоваться современной оптикой удобнее, к тому же она совершеннее в плане качества изображения.

    Можно ли устанавливать старые отечественные объективы (от фотоаппарата «Зенит») на Nikon? Советские объективы выпускаются с разными вариантами крепления. Чаще всего речь идёт об объективах с резьбой м42 (от фотоаппарата «Зенит»). Их можно установить, пользуясь специальными переходниками. Однако простые переходники не позволят наводить объектив на бесконечность, ограничивая максимальную дистанцию фокусировки несколькими метрами (в зависимости от фокусного расстояния объектива). Более сложные переходники, оснащённые оптическим элементом, позволяют наводиться на бесконечность. Но качество оптического элемента в таких переходниках, как правило, не так высоко. Это сказывается и на без того неидеальном качестве изображения с данных объективов. Хочется подытожить: да, возможность установки таких объективов есть, но смысла в этом нет. Вы потратите много сил и времени в поисках подходящих переходников, после чего будете мучиться, фокусируя старый объектив вручную. Эта задача не так проста, как кажется, особенно при работе со светосильной оптикой.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

Помните, что весь свой потенциал современная фотокамера сможет проявить только в паре с правильно подобранной современной оптикой!

Определить совместимость телеконвертеров и объективов Nikon поможет краткая таблица .

Скачать подробную таблицу по совместимости фотокамер и линз Nikon можно по ссылке , выбрав файл в формате Excel.

Объективы с байонетом «Б» Nikon КП-6 или с помощью переходника Pentacon Six -> Nikon

Объективы с байонетом «Б» (Pentacon Six) можно поставить на камеры Canon с помощью советского адаптера КП-6 , добавив к нему адаптер Nikon->Canon или с помощью переходника Pentacon Six -> Canon

Байонет Б , больше известен как Байонет Pentacon Six или P6 - тип крепления среднеформатных фотографических объективов и фотоаппаратов.

По сравнению с 35-мм плёнкой, объектив имеет большую площадь получаемого кадра, поэтому угол изображения объектива для фотоаппарата с байонетом Б должен рассчитываться исходя из диагонали кадра в 85 мм, против 43 мм (у 35-мм плёнки).

CZJ Flektogon 50/4 является широкоугольным для фотоаппарата с байонетом Б и нормальным для фотоаппарата с 35-мм плёнкой

Для установки объективов требуется участие обоих рук, поэтому их смена на весу вызывает небольшие затруднения.

Следует отметить, что главное объектива с байонетом Б не нуждается в пересчёте на эквивалентное фокусное расстояние 35-мм плёнки . Пересчёт необходим только в случае наличия кроп-фактора непосредственно у используемого фотоаппарата.

Байонет «В»

Байонет «В» был скопирован с ранних камер Хассельблад и потому они механически совместимы. Кроме того, объективы с байонетом «В» можно поставить на камеры:

Nikon

байонетом «В» на Nikon с помощью советского адаптера КП-88/Н .
байонетом «В» -> Pentakon six + Pentacon six->Nikon

Canon

байонетом «В» на Canon с помощью советского адаптера КП-88/Н , добавив к нему адаптер Nikon->Canon
или с помощью связки адаптеров байонетом «В» -> Pentakon six + Pentacon six->Canon

M42 -> Canon EOS

Крепление М42 — очень распространенное резьбовое крепление. Аналогичное крепление бывает М39, которое превращается в М42 с помощью переходного кольца М39-М42.
М42 = 45.5мм
Canon EF: 44mm.
Это позволяет изготовить адаптер, который теоретически должен быть толщиной 1.5мм. На практике он бывает от 1.37 до 1.6мм, что призвано компенсировать погрешности при изготовлении байонетов старых объективов. Где-то 1.5мм адаптер не оденется т.к. слишком толстый (и не будет фокусировки на бесконечность), а где-то 1.37мм будет болтаться. Потому нужно пробовать.

Nikon -> Canon EOS

Оба крепления — байонетные. Поставить можно только объектив Никон на камеру Canon. Наоброт невозможно адаптером без линзы т.к. рабочий отрезок Никон больше, чем у Canon и потому на Никон так сложно ставить многие старые объективы, например, с резьбой М42.

С помощью разнообразных переходников, как известно, можно легко устанавливать оптику от фотоаппаратов одной компании на зеркальные камеры другой. Но можно ли использовать старую советскую оптику на современных цифровых аппаратах, например, зеркалках Nikon? Такой вопрос наверняка посещал каждого любителя фотографии, у кого еще осталось отечественное фотооборудование с прежних времен. В принципе, если вооружиться разными инструментами, то при желании к зеркалке Nikon можно присоединить любую советскую оптику. Тем более, что эта японская компания использует байонет F практически без изменений в своих фотоаппаратах уже на протяжении многих лет (начиная с 60-х годов).

Однако нужно помнить, что советские объективы — это «мануальная» оптика, то есть использующая исключительно ручную фокусировку. Так что установить на зеркалку Nikon можно любой старый объектив, но можно ли будет при этом качественно фотографировать? Мы попытались собрать практические советы по установке советской оптики на аппаратах Nikon.

Собственно, совместимость оптики определяется, в первую очередь, резьбой присоединения. От байонета напрямую зависит, можно ли без проблем присоединить оптику к аппарату. В этой связи можно сразу определить ту отечественную оптику, которую можно применять на зеркалках Nikon, конечно, прикладывая при этом определенные усилия. Это объективы с резьбой М42 и М39 (рабочий отрезок 45,5 и 45,3 мм соответственно), плюс старая оптика с байонетами «H», «K», «B» и «Б» (Pentakon Six). Разберем все эти байонеты более подробно.

Байонет«Н»

Самый лучший вариант – это если в Вашем распоряжении имеется советская оптика с креплением«H». Дело в том, что этот байонет был скопирован с крепления Nikon F и, соответственно, характеризуется полной совместимостью. Как правило, советские объективы этого типа имеют в названии приставку «H», так что их сразу же можно определить. Это достаточно распространенный вариант советской оптики, который использовался, в частности, на пленочных камерах «Киев-17», «Киев-18», «Киев-19», «Киев-20» и их модификациях. Таким образом, оптику с обозначением «H» в конце Вы можете легко присоединять к зеркальным камерам Nikon. Главное только быть предельно аккуратным при установке. Список советской оптики с креплением«H» довольно обширный и включает в себя, в частности, такие «стекляшки»:

  • Гелиос-81Н 50 мм f/2.0
  • Мир-20Н 20 мм f/3.5
  • МС Мир-24Н 35 мм f/2.0
  • МС Гранит-11Н 80 – 200 мм f/4.5
  • МС Мир-47Н 20 мм f/2.5
  • МС Волна-8 50 мм f/1.2
  • Калейнар-5Н 100 мм f/2.8
  • Телеар-Н 200 мм f/3.5 и еще ряд других.

Отдельно нужно упомянуть о объективах с литерой «A» в наименовании. Они задействуют сменный хвостовик в задней части конструкции и поэтому могут фактически менять байонет в зависимости от того, на каком фотоаппарате применяются. Такие линзы можно спокойно присоединять к цифровым аппаратам Nikon, применяя хвостовик КП-А/Н. Причем в этом случае сохраняется возможность для наведения на резкость на бесконечность. Всего несколько примеров подобных объективов из советского прошлого: Юпитер-37А 135 мм f/3.5, Юпитер-21А 200 мм f/4, Таир-11А 135 мм f/2,8, МС Пеленг А 17 мм f/2.0 и Таир-3А 300 мм f/4.5.

Резьба М42 и M 39

Переходим к более сложной ситуации. Это объективы с резьбой M42, использовавшиеся, в частности, на камерах«Зенит». У них рабочий отрезок несколько меньше, чем у крепления Nikon, поэтому с установкой сразу же возникают проблемы. Но для их присоединения предусмотрены переходники КП-42/Н и КП-42/Н с линзой (другое название — М42-Nikon). Учтите, что при применении оптики с простым КП-42/Н будет утрачена возможность наведения фокуса на бесконечность. То есть можно будет осуществлять фокусировку только на объекты, находящиеся от камеры в нескольких метрах. Хотя здесь многое зависит от характеристик используемого объектива.

Эта проблема решается применением переходника КП-42/Н с линзой, но тут появляется другая проблема – линза вносит определенные изменения в оптическую конструкцию и, соответственно, снижает качество изображения. Так что если Вы используете обычный КП-42/Н, то лучше заниматься фотографированием крупных планов. Применение же переходника с линзой позволяет увеличить дистанцию фокусировки и снимать разнообразные сюжеты, но качество картинки при этом немного ухудшится. Можно перечислить несколько советских объективов с байонетом M42:

  • Гелиос-44 58 мм f/2.0
  • Юпитер-38 75 мм f/4.0
  • Зенитар-М 50 мм f/1.7
  • Мир-1В 37 мм f/2.8
  • Юпитер-9 85 мм f/2.0
  • Телемар-22 200 мм f/5.6 и другие.

Существуют также старые объективы для зеркальных камер с резьбой М39. Для их присоединения придется воспользоваться двумя переходниками КП-42/Н плюс М39/М42, либо одним М39-Nikon. Разумеется, наводиться на резкость на бесконечность с такой установкой камера Nikon не сможет. Примеры оптики с M39:

  • Юпитер-11 135 мм f/4.0
  • Юпитер-8 50 мм f/2.0
  • Индустар-26м 50 мм f/2.8 П
  • Телемар-22 200 мм f/5.6

Байонеты « Б » (Pentakon Six) и «B»

Объективы с креплением «Б» (Pentakon Six) можно устанавливать на зеркалки Nikon. Для этого требуется лишь один переходник КП-6, компенсирующий разницу в рабочих отрезках. Важно, что при таком соединении сохраняется фокусировка на бесконечность. Перечислим несколько линз производства СССР и ГДР с байонетом «Б»:

  • Carl Zeiss Jena Flektogon 50 мм f/4.0
  • Carl Zeiss Jena Biometar 120 мм f/2.8
  • Carl Zeiss Jena Sonnar 180 мм f/2.8
  • Зодиак 30 мм f/3.5 Fisheye
  • Мир-26 45 мм f/3.5
  • Вега-12 90 мм f/2.8
  • Таир-33 300 мм f/4.5

Не следует путать байонеты «Б» и «B» — они совершенно разные. Последние используются с советской оптикой, предназначенной для среднеформатных камер. Для присоединения оптики с креплением «B» Вам потребуются переходники КП-Н/6 и Б/В.

Байонет «К»

Наконец, встречаются объективы с байонетом «К», который идентичен креплению Pentax K. Это значит, что подобную оптику можно не только устанавливать на последние модели зеркалок Pentax, но и применять вместе с аппаратами Nikon при помощи переходника Pentax-Nikon. Такие переходники могут быть с линзой или без нее. При отсутствии линзы Вы теряете возможность наводить фокус на бесконечность. Главным образом, объективы с креплением «К» использовались на советских аппаратах «Алмаз» различных модификаций. В числе такой старой оптики, например, можно назвать:

  • МС Мир-64 20 мм f/2.8
  • МС Волна 50 мм f/1,8
  • МС Зенитар-К 16 мм f/2.8
  • МС Мир-47К 20 мм f/2,5
  • МС Гелиос-77-4 50 мм f/1.8

Помните, что при использовании старой отечественной оптики с цифрозеркалками Nikon можно забыть про автоматическую фокусировку. Вы можете использовать исключительно ручной фокус. Аппараты Nikon при работе с такой оптикой задействуют только фокусировку по центральной точке. Что касается управления диафрагмой, то оно может быть ручное или полуавтоматическое. Как бы то ни было, для установки нужного Вам значения выдержки придется использовать диафрагменное кольцо на объективе.

Обладателям бззеркальных камер линейки Nikon 1 в плане возможности применения советской оптики повезло гораздо больше. Камеры данной системы обладают коротким рабочим отрезком и к ним можно присоединять практически любые советские линзы, воспользовавшись только одним переходником.

В заключении стоит сказать, что советские объективы, оставшиеся Вам в наследство от прежних времен или купленные за небольшие деньги, не стоит выбрасывать – они вполне пригодятся для использования на современных цифровых зеркальных аппаратах. Причем многие старые советские объективы могут похвастаться весьма неплохим качеством и интересными оптическими эффектами.