Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Мащицкий Виталий Львович: биография, достижения, семья и интересные факты. Чемезовский "кошелек" виталий мащицкий Мащицкий виталий львович биография

Бизнес и связи Виталия Мащицкого: от АП с Бородиным до "Ростеха" (с Чемезовым "вместе курили, дружим всю жизнь")

Оригинал этого материала
© "Ведомости" , 01.12.2014, "С Чемезовым мы дружим всю жизнь", Фото: Vi Holding , Иллюстрация: "Ведомости"

Ринат Сагдиев, Бэла Ляув

У меня есть группа, с которой я работаю, - банкиры прежде всего: [Борис] Березовский, [Александр] Смоленский, [Сергей] Пугачев и Мащицкий, еще ряд людей», - рассказывал в 1996 г. в интервью «Московскому комсомольцу» тогдашний управляющий делами президента России Павел Бородин . Если первых трех представлять не надо, то Мащицкого знал тогда только узкий круг людей. Мащицкий умел со всеми договариваться и добиваться своей цели. Но при этом избегал политики и, возможно, поэтому был непубличным, вспоминает знакомый бизнесмена начало 1990-х. Двадцать с лишним лет спустя тактика остается прежней. Правда, теперь Мащицкий предпочитает работать с госкорпорацией «Ростех».

Инвестиции на старте

В Москву Бородин и Мащицкий приехали из Якутии, где и познакомились, вспоминает Валентина Бородина, жена бывшего управделами президента. Бородин в конце 1980-х гг. работал мэром Якутска, а Мащицкий, переехавший туда из родного Иркутска, - начальником «Главякутскстроя». «Это практически было министерство строительства по всей Якутии. Якутск - город маленький, поэтому все друг друга знали, мы дружили [с Бородиным]. Такая серьезная сибирская дружба, она долго длится», - рассказал бизнесмен «Ведомостям».

В 1993 г. Бородин уехал в Москву, став первым управляющим делами президента. Мащицкий к тому времени уже жил в столице несколько лет, хотя бизнес вел в основном в родном Иркутске: его «Сибмикс интернейшнл» поставляла древесину в Китай и Японию. Дружба переросла в деловое сотрудничество и помогла Мащицкому обзавестись просторным офисом в Москве. В 1996 г. его фирма на паритетных основах со структурой управления делами президента (УДП) создала компанию «Центринвестсервис», в которую управление внесло здание бывшего Госснаба рядом со ст. м. «Маяковская». Изношенное здание нуждалось в реконструкции, а денег у УДП не было, объясняет бизнесмен. В доме разместились офисы структур Мащицкого. Через два года «Центринвестсервис» провел допэмиссию, снизившую долю УДП до 23,9%.

В 2000 г. Бородин перестал быть управляющим делами президента, а спустя три года УДП через суд потребовало вернуть здание. Чиновники одержали победу, здание пришлось вернуть. Так было задумано с самого начала, суд - лишь механизм возврата, объясняет Мащицкий сейчас.

А в 1999 г. Мащицкому снова пришлось судиться из-за УДП. Швейцарская и итальянская прокуратуры подозревали, что Бородин и связанные с ним люди получили комиссионные от компаний Mabetex и Mercata за контракты на реконструкцию Кремля. Структура Мащицкого ABC Trading Establishment оказалась среди фирм, которым по цепочке поступали деньги от Mabetex: $7 млн ей перечислила замешанная в скандале Zofos Enterprises. Это были не откаты, а плата за приобретенные акции другой компании, доказал Мащицкий в судах. Тем не менее, жалуется он, его юристы вынуждены каждый раз показывать иностранным банкам полную папку с выигранными делами, доказывая, что обвинения заграничных прокуроров не имели оснований.

Нефтяной магнат

Как уверяет Мащицкий, заработанные за два года на древесине деньги заставили его обратить внимание на нефтяной рынок. Здесь его, можно сказать, ждали. «Пришел кто-то из нефтяников и пожаловался, что денег нет, ремонтироваться не на что, добыча падает. Мы договорились, что ремонтируем все оборудование, а все, что добывается из отремонтированной скважины, делится 50/50. Им было это удобно - денег они не вкладывали, нефть до нас не получали из этих скважин», - рассказывает Мащицкий. Кто именно пришел, он не помнит, замечая лишь, что это были люди уровня «начальника или главного инженера НГДУ».

В 1992 г. Мащицкий создал компанию «Росинвестнефть», которая занялась восстановлением нефтяных скважин на Самотлорском месторождении, получив взамен право на продажу нефти «Нижневартовскнефтегаза» (ННГ). Через три года правительство выделило компании ежегодную квоту в 2 млн т нефти ННГ в обмен на инвестиции в производство. За 15 месяцев «Росинвестнефть» успела вложить $159 млн в ремонт и восстановление оборудования, уверяет Мащицкий. К тому времени эта компания вошла в пятерку крупнейших экспортеров нефти.

В 1995 г. правительство создало Тюменскую нефтяную компанию (ТНК), включив в нее и ННГ, а через год продало госпакет (91%). Мащицкий участвовал в торгах, но проиграл альянсу «Альфа-групп» и «Реновы». «У меня уже было 9% ТНК, купил их у “Менатепа” Михаила Ходорковского. Плюс мы уже много инвестировали в компанию», - объясняет Мащицкий. Свой пакет он продал победителям.

Но отрасль Мащицкий не покинул, купив активы у одной из крупнейших частных нефтяных компаний того времени - «Сиданко». Входящий в ее состав крупнейший переработчик нефти на Дальнем Востоке - Ангарский нефтехимический комбинат (АНХК) был среди клиентов ННГ. Дела у предприятия шли плохо, и он задолжал компаниям Мащицкого $43 млн. Поэтому, когда «Сиданко» предложила Мащицкому купить дальневосточные активы - АНХК, Хабаровский НПЗ и 14 сбытовых компаний, тот сразу согласился. Покупка обошлась недорого, вспоминает бизнесмен, не называя точную сумму. Через пару лет он продал АНХК ЮКОСу Ходорковского «за несколько сотен миллионов долларов», а сбытовые компании и Хабаровский НПЗ - «Альянсу» Мусы Бажаева.

Деньги Мащицкий вложил в девелоперские проекты в Москве, став партнером братьев Александра и Шалвы Чигиринских в «СТ групп». «Я был инвестором и одновременно отвечал за управление и создание земельного банка», - рассказывает он, добавляя, что за его деньги на городских тендерах было куплено «довольно много участков». После кризиса 1998 г. он вышел из «СТ групп», забрав в счет оплаты своей доли пять зданий в Москве. С тех пор к ним добавились другие объекты недвижимости, и сейчас у структур Мащицкого 100 000 кв. м (см. ).

После отставки Бородина с поста управляющего делами президента Мащицкий перебрался в Петербург. Здесь он пытался инвестировать в кино вместе с петербургским актером и продюсером Александром Поляковым и заниматься девелопментом с сыном директора Федеральной службы охраны Евгения Мурова Андреем . Но киностудия разорилась, а девелоперские компании были ликвидированы.

Ставка на алюминий

Одновременно Мащицкий занялся и алюминиевым бизнесом. Произошло это, по его словам, почти случайно: в 1997 г. его жена Ирина на одной из благотворительных вечеринок в Лондоне оказалась за одним столом с Эллой Краснер, женой Александра Краснера, гендиректора трейдерской Marc Rich Investment, входившей в одноименную группу Марка Рича . Вслед за женами познакомились и мужья.

В ноябре 1998 г. Краснер, к тому времени уволившийся из Marc Rich, неожиданно приехал к Мащицкому и Александру Чигиринскому в офис на Маяковской и попросил помочь в возврате украденных у него $2 млн: он перевел эти деньги за поставку алюминия обанкротившейся государственной компании «Цветные металлы и сплавы», владевшей Мценским заводом цветных металлов, но ничего не получил. Но Краснер умолчал о том, что именно в этот день его активы были заморожены лондонским судом по иску Marc Rich Investment. Бывший работодатель заподозрил нескольких менеджеров в многомиллионном воровстве. От Краснера трейдер требовал именно $2 млн.

Чигиринский с Мащицким обещали договориться с внешним управляющим «Цветных металлов» о возврате денег. Все активы завода были выведены в новую компанию «Мценский алюминий», которую в конце 1999 г. отдали Краснеру в счет долга. Потом крупными акционерами завода стали также структуры Чигиринского и Мащицкого. В итоге Мащицкий и Краснер продали доли в заводе Чигиринскому, а Краснер смог вернуть долг Marc Rich, рассказывает Мащицкий.

После этого его сотрудничество с Мащицким расширилось. Выходец из Иркутска не знал, как строить бизнес на Западе, и не говорил по-английски, поэтому Краснер стал его проводником. Он выбирал и управлял, а Мащицкий инвестировал. Первый опыт был неудачным. Сначала партнеры потеряли до $6 млн на покупке двух IT-компаний. Потом знакомый Краснера, бывший трейдер Стефан Арнсвальд рассказал, что правительство Румынии по требованию Всемирного банка готовится приватизировать алюминиевые заводы в стране.

Мащицкий с Краснером решили участвовать в приватизации глиноземного завода Alro Slatina. Но необходимых денег у них не было, поэтому партнеры решили заняться постепенной скупкой акций у частных акционеров. Свои российские корни они скрыли: переговоры о приобретении акций вела сначала американская Marc International Corp, а позже - ее «дочка», английская Marco Acquisitions Ltd, отмечено в документах лондонского суда. Принадлежали обе структуры, конечно, Мащицкому и Краснеру. Они потратили два года на переговоры с румынскими чиновниками, банкирами и миноритариями предприятий. К 2000 г. цель была достигнута: Мащицкий и его партнер собрали почти 42% акций предприятия. А когда бизнесмен продал нефтяные активы, то купил на приватизационном конкурсе еще 10% акций Alro Slatina. Следом партнеры приобрели глиноземный завод Alum Tulcea и завод по выпуску продукции из алюминия Alprom, объединив их в холдинг Vimetco.

Краснер утверждал, что помог Мащицкому стать партнером «Газпрома». Их румынская компания Conef в 2002 г. стала поставщиком газа в страну. По версии Мащицкого, с «Газпромом» он стал работать по просьбе «турецких друзей» - чиновников, с которыми познакомился, поставляя в Турцию алюминий с румынских заводов. Они попросили заполнить трубу «Голубого потока», которая тогда работала на 30% мощности, установить одинаковые для всех потребителей цены, перечисляет бизнесмен. Дело пошло. До 2007 г. через Conef прошло 5 млрд куб. м газа, а в 2007 г. компания подписала с «Газпромом» контракт на поставку в 2010-2030 гг. 42 млрд куб. м газа.

В 2004 г. Краснер и Мащицкий разошлись. Краснер претендовал на 20% в Vimetco, но Мащицкий настаивал, что партнер должен был вложить в проект собственные средства. Лондонский суд в 2005 г. отказал Краснеру в претензиях на долю в Vimetco.

Спустя год Мащицкий поменял 15% акций Vimetco на небольшое алюминиевое производство в Китае и начал строить холдинг в этой стране. Инвестиции в проект, по его оценке, составили $3,3 млрд, из которых более трети были его собственные средства.

А этим летом совладельцем Vimetco стала жена друга Мащицкого - Михаила Шлосберга. Ее Castle Investment Fund Ltd получила 25% компании в обмен на реструктуризацию долга. История развивалась так. Мащицкий не смог выплатить кредит в $200 млн, взятый в 2010 г. на погашение долгов Vimetco, следует из материалов суда Лондона. Бизнесмена не устраивала капитализация холдинга на Лондонской фондовой бирже. Vimetco провела IPO в 2007 г., но после кризиса ее капитализация упала в 30 раз до $66 млн. Хотя только одна ее китайская «дочка» на Шанхайской бирже была оценена в $1,7 млрд. Мащицкий хотел провести делистинг в Лондоне и разместиться в Гонконге, но для этого требовалось вывести акции из-под залога в банках. Бизнесмен попросил у Шлосберга кредит в $200 млн на два года под 24% годовых.

Шлосберг $100 млн дал сам, а еще $100 млн занял у своего знакомого, украинского бизнесмена Виталия Гайдука. Деньги Мащицкий не вернул до сих пор, и теперь Гайдук требует миллионы в суде Лондона с Шлосберга. Шлосберг же отказывается, ссылаясь в том числе на то, что сам судится с Мащицким. Но из тех же материалов суда следует, что в июне этого года структуры Шлосберга и Мащицкого подписали соглашение о передаче доли в компании Castle Investment Fund. Мащицкий показал «Ведомостям» оригинал выписки, в которой указано, что акции уже переданы новому владельцу. Гайдук заявил суду, что считает эту сделку попыткой Шлосберга вывести активы из компании.

При этом дела Vimetco еще не наладились: в 2013 г. она получила $150 млн убытка при выручке в $2,2 млрд, ее обязательства оцениваются в $4,6 млрд.

Инвестиции в дружбу

Но самые масштабные проекты Мащицкий ведет с 2009 г. с госкорпорацией «Ростех». С ее гендиректором Сергеем Чемезовым «мы друзья еще с юности в Иркутске, с улицы, как говорится», рассказывает Мащицкий: «Вместе курили, ходили на танцы, как все подростки. Мы дружим всю жизнь». Мащицкий и Чемезов «действительно знакомы с молодости», говорится в ответе пресс-службы «Ростеха» «Ведомостям».

В 2009 г. «Ростех» для продажи и сдачи в аренду непрофильной недвижимости всех своих компаний учредил «дочку» «РТ - строительные технологии», бессменным председателем совета директоров которой стал Мащицкий. В собственности холдинга находится 30 млн кв. м недвижимости и более 400 000 га земли. В 2012-2013 гг. по запланированному объему выставленной на продажу недвижимости (243 здания в Москве площадью более 600 000 кв. м) компания вошла в пятерку лидеров наряду с РФФИ, департаментом имущества Москвы и Минобороны. Данные о результатах продажи компания еще не объявляла.

Мащицкий - независимый директор «РТ - строительные технологии», сообщила пресс-служба «Ростеха». Госкорпорация создает новую систему корпоративного управления. Цель реформы - «способствовать повышению эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности холдинговых компаний и других организаций» «Ростеха».

В 2010 г., когда «Ростех» решил заняться еще и производством цемента, топ-менеджеры компаний Мащицкого вошли в совет директоров Русской цементной компании, учрежденной госкорпорацией вместе с «Сибирским цементом» Олега Шарыкина. Мащицкий говорит, что уже вышел из этой сделки. То же самое сообщила и пресс-служба «Ростеха».

В мае 2011 г. «Ростех» заинтересовался бурятскими месторождениями нефрита, на которые приходится 90% разведанных запасов этого полудрагоценного камня, ценимого в Китае. Через год его структура получила лицензию на небольшой участок месторождения, а к владельцам основных участков - семейно-родовой эвенкийской общине «Дылача» зачастили проверяющие. По результатам проверок лицензию у общины в 2013 г. отозвали и временно передали Забайкальской горнорудной компании, контролируемой «Ростехом». Мащицкий возглавляет и ее совет директоров.

В 2011 г. VI Holding Мащицкого получила право на застройку 65 га в Тушине, рядом с недавно открывшимся стадионом «Спартака». Инвестиции в проект оцениваются в $2 млрд. В 2013 г. вице-президент «Лукойла», совладелец «Спартака» Леонид Федун сообщил РБК, что за компанией «Ви холдинг девелопмент» Мащицкого стоит «Ростех». С «Ростехом» ведутся переговоры о строительстве бизнес-центра, который мог бы стать новой штаб-квартирой для корпорации, говорит Мащицкий. Пресс-служба госкорпорации подтвердила лишь, что «проект проходит необходимые корпоративные процедуры».

Но самые большие планы на сотрудничество с «Ростехом» у бизнесмена все же не в России, а далеко за ее пределами. В августе 2014 г. министр горнодобывающей промышленности африканской республики Зимбабве Уолтер Чидаква сообщил, что VI Holding Мащицкого, «Ростех» и ВЭБ инвестируют $1,6 млрд в разработку месторождения платины в долине Дарвендейл - второго по запасам в мире. Это только первый этап, общие инвестиции в проект превысят $3 млрд, говорит Мащицкий. Ему и его партнерам с этого года принадлежит доля в Ruschrome Mining - СП с зимбабвийским правительством, владеющим лицензией на месторождение. У каждого участника по 50%. Лицензия будет переоформлена на компанию «Афромет», ее совладельцами и станут «Ростех» с ВЭБом.

«Ростеху» интересно развивать сотрудничество со странами Африки. Поэтому, когда предложили поучаствовать в разработке месторождения платины, «взвесили все риски и приняли положительное решение», сообщила пресс-служба госкорпорации. У «Ростеха» есть сильные предприятия, которые готовы экспортировать свои технологии и создавать совместные предприятия с зарубежными партнерами, поясняет пресс-служба. Впрочем, «говорить о каких-либо других проектах пока преждевременно».

Ценитель недвижимости

Продавая активы, Мащицкий всегда оставлял себе недвижимость. Его VI Holding, по собственным данным, управляет более чем 100 000 кв. м офисной и торговой недвижимости в России и за рубежом. В их числе - иркутский «Торговый комплекс» общей площадью 37 000 кв. м, оставшийся у предпринимателя от активов «Сиданко». Выходя из «СТ групп» Чигиринских, он забрал пять бизнес-центров в Москве. Все они удачно расположены, рассказывает Елена Скурыдина, менеджер проекта CBRE, управляющей этой недвижимостью. Напротив Кремля, в многоэтажном здании на Садовнической, 3, находится штаб-квартира холдинга. БЦ «Ринко плаза» у ст. м. «Парк культуры» (8500 кв. м), особняки на Долгоруковской, 19 (385 кв. м), в Последнем переулке (970 кв. м) и Волковом переулке (1011 кв. м; арендованы военным атташе Саудовской Аравии).

В 2010 г. компания Мащицкого приобрела комплекс «Формат» в Мытищах (12 000 кв. м офисов и торговый мебельный центр в 24 000 кв. м).

«Новости»

Сергей Черемин: К 2020 году Москва удвоит доходы от туризма

Он напомнил, что за 2017 год столицу посетили 21,6 млн человек, которые потратили во время поездки примерно 860 млрд рублей. «Это примерно 4% от валового регионального продукта Москвы. Потенциал не только не исчерпан, а весьма недооценен. Наша задача - довести эту цифру к 2020 году до 8-10%», - подчеркнул министр. Он отметил, что туризм для города сейчас одна из основных статей экспорта и импорта услуг.

В своем выступлении Сергей Черемин остановился на том, что этого нельзя достигнуть без понимания, что туризм - целая индустрия гостеприимства, которая не может существовать и развиваться в отрыве от других отраслей экономики столицы.

В СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ «НАЦИМБИО» ВОШЛИ ТРИ МЕНЕДЖЕРА «МАРАФОН ГРУПП»

После подписания соглашения по объединению фармацевтических активов госкорпорации «Ростех» и «Марафон групп» «Нацимбио» обновила состав совета директоров. В него вошли трое новых членов из «Марафон групп» – ее президент Александр Винокуров, предправления Сергей Захаров, директор по экономике и финансам Елена Милинова.

Прежний состав совета был утвержден в ноябре 2017 года, сообщили Vademecum в пресс-службе «Нацимбио».

Места в совете удержали четверо членов бывшего состава – замгендиректора госкорпорации «Ростех» Александр Назаров, замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева, гендиректор «Нацимбио» Андрей Загорский. Назаров стал председателем совета.

СМИ: Ростех экономит на инвестициях в «Янтарный комбинат»

В отчете за 2016 год Зацепин пообещал огромные инвестиции: 5,3 млрд руб. в ближайшие годы. Однако глава совета директоров комбината Виталий Мащицкий в конце прошлого года заявил журналистам, что единственным источником инвестиций будут средства, которые комбинат заработает сам: финансирование развития комбината за счет Ростеха не предусмотрено. Издание отмечает, что с таким подходом инвестиции вряд ли будут значительными: эксперименты комбината с ценовой политикой привели к падению выручки более чем на 11%.

Две башни: как поссорились миллиардер Рашников и братья Чигиринские

По версии Александра, из-за семейной размолвки он понес большие убытки, так как продал Рашникову 50% «Эволюции» за $37 млн, хотя бизнесмен Виталий Мащицкий был готов выкупить ее за $180 млн. Сам Мащицкий подтвердил Forbes, что был готов заплатить за половину башни эти деньги, так как «высоко оценил потенциальную прибыльность проекта». Александр попросил Надера дать ему преимущественное право выкупа долей Шалвы в «Россиях» как компенсацию за уступку доли Батуриной в «Эволюции». Надер, по словам Александра, согласился. «Они сказали, что сделают мне предложение, - говорит Александр Чигиринский. - Я ждал».

Сильный инвестор со слабыми инвестициями

В конце 2016 года глава совета директоров комбината, друг гендиректора «Ростеха» Виталий Мащицкий сообщает журналистам, что единственным источником инвестиций будут только деньги, которые комбинат заработает сам: финансирование развития комбината за счет Ростеха не предусмотрено.

Каменный гость: зачем Виталий Мащицкий помогает «Ростеху» осваивать добычу минералов

В декабре 2015 года наблюдательный совет государственной корпорации «Ростех» постановил, что фаза сбора активов холдинга завершена и пришло время для фазы активного роста. Совет принял стратегию увеличения годовой выручки c $25 млрд до $78 млрд к 2025 году (среднегодовой рост 11%). Для реализации амбициозных планов нужны инвестиции, а рассчитывать на западных инвесторов в условиях санкций бессмысленно, поэтому для «Ростеха» весьма актуальным становится сотрудничество с российскими партнерами, особенно с проверенными, такими как Виталий Мащицкий

Виталий Мащицкий: надо просто правильно сложить все кубики

Владелец Vi Holding рассказал об истории своего бизнеса, китайском энергометаллургическом проекте и многом другом

Дворцы друзей Сергея Чемезова

Один из самых влиятельных евреев получил памятник

Чем знаменит Виталий Мащицкий

Они знают, чего хотят, но пока не понимают, в каких масштабах»

Виталий Гайдук отсудил 180 млн долларов у своего российского друга

Как сказано в материалах судебного разбирательства, с которыми ознакомился “Главком”, через пару месяцев после завершения этой сделки Гайдук получил заманчивое предложение - профинансировать под высокие проценты выход на Гонконгскую Фондовую биржу компании Vimetco NV россиянина Виталия Мащицкого, владеющего крупным алюминиевым заводом в Китае. С этой идеей к Гайдуку в Киев приехал посредник - давний друг украинца Михаил Шлосберг. В начале нулевых он был видным российским предпринимателем, но потом продал долю в своем ключевом бизнесе: Волгоградском и Волховском алюминиевых и Пикалевском глиноземном заводах.

Шлосберг был посвящен в планы Мащицкого, поскольку в начале 2010 года сам получил от него предложение выступить инвестором в этом проекте. Акции Vimetco NV котировались на Лондонской фондовой бирже, однако Мащицкому казалось, что они недооценены из-за недостаточного понимания потенциала китайского актива. Он рассчитывал увеличить стоимость своей компании, перерегистрировавшись на Гонконгскую Фондовую биржу. Но мешали долги. Часть акций Vimetco выступала обеспечением банковских займов бизнесмена. Для восстановления контроля над фирмой и “переезда” в Гонконг, требовалось 200 млн долларов.

Кто такой Виталий Мащицкий?

У меня есть группа, с которой я работаю, - банкиры прежде всего: [Борис] Березовский, [Александр] Смоленский, [Сергей] Пугачев и Мащицкий, еще ряд людей», - рассказывал в 1996 г. в интервью «Московскому комсомольцу» тогдашний управляющий делами президента России Павел Бородин. Если первых трех представлять не надо, то Мащицкого знал тогда только узкий круг людей.

Биография:

Родился 2 июня 1954 г.; окончил экономический факультет Иркутского института народного хозяйства в 1975 г.; работал на руководящих должностях в системе капитального строительства;

1980-1989 - глава одного из крупных хозрасчетных подразделений Иркутского ДСК - управления производственно-технологической комплектации, затем заместитель начальника Иркутского ДСК, заместитель управляющего Иркутским трестом крупнопанельного домостроения и заместитель начальника Главякутстроя Минвостокстроя СССР;

1989-1990 - заместитель генерального директора совместного советско-финского предприятия "Примфекс";

с 1990 г. - совладелец,

с 1991 г. - генеральный директор совместного советско-британского лесопромышленного предприятия "Сибмикс Интернейшнл", в дальнейшем - холдинга ЗАО "Сибмикс Интернейшнл", в составе которой ряд лесоперерабатывающих предприятий и леспромхозов Иркутской области;

с 1992 г. - президент ЗАО "Росинвестнефть"; возглавляет является основателем и руководителем целого ряда других предприятий: ТОО "Компания "Росинвестнефтепродукт", ЗАО "Цент-ринвестсервис", ОАО "Байкал-Интурист", ОАО МФПК "Новый Город"; в холдинге "СТ Груп" является управляющим партнером; член Правительственной комиссии по вопросам СНГ (1997);

в июне 2000 г. был избран председателем совета директоров Ангарской нефтехимической компании; Президент, председатель совета директоров ОАО "Росинвестнефть"; член правления РСПП; женат, имеет двоих сыновей. В ходе реализации инвестиционной программы возглавляемого В.Машицким холдинга "Новый Город",

в 1991-1997 годах в Москве было построено 12 зданий экстра-класса общей площадью 60 тысяч кв. м.

viperson.ru , 01.06.2015

В 1999 году созданный Виталием Мащицким на базе компании "Росинвестнефть" "Ринко холдинг" забрал за долги у СИДАНКО 50,3% ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" (АНХК), которому принадлежали 8,5% акций ОАО "РУСИА Петролеум" (владеет лицензией на одно из крупнейших в России Ковыктинское газоконденсатное месторождение) и контрольный пакет акций Хабаровского НПЗ. Через полтора-два года АНХК была продана ЮКОСу (теперь нефтехимической компанией владеет "Роснефть"), НПЗ купила группа "Альянс" семьи Бажаевых, а долю в "РУСИА Петролеум" — ТНК.

Коммерсант, 23.07.2007

Женат имеет двоих детей (Павел и Леонид)

Досье:

Компания "РИНКО" выросла из иркутского лесозаготовительного предприятия. В 1989 году 35-летний выходец из системы капитального строительства Виталий Мащицкий создал в Иркутске российско-британское предприятие "Сибмикс Интернешнл" по заготовке леса-кругляка. Компания действовала вполне успешно. В течение непродолжительного времени у Мащицкого образовались даже общие проекты с администрацией президента, в частности, вместе с Предприятием по поставкам продукции управлению делами президента была учреждена компания "Центринвестсервис". Характер ее бизнеса нам, к сожалению, выяснить не удалось. В настоящее время доля Мащицкого в этой компании представлена тремя офшорными фирмами, которые также числятся учредителями РИНКО. Всего же у РИНКО пять акционеров, и все зарегистрированы в офшорных зонах - впрочем, г-н Мащицкий и не скрывает, что вне зависимости от формальных имен учредителей контроль над компанией полностью принадлежит ему.

Эксперт, 23.04.2000

В то время в некоторых горячих головах стали появляться мысли о покупке "Иркутскэнерго". Благо тогда были возможности без особого труда нажить очень хорошие капиталы. Так в числе соискателей государственного пакета акций "Иркутскэнерго" в 1995 году объявился Виталий Мащицкий. В то время его компания "Росинвестнефть" специализировалась на поставках сырья на Ангарский комбинат.

"Мащицкий в то время заработал очень большие деньги на дебиторке АНХК, - рассказывает Юрий Фалейчик. - И это не странно. Тогда на комбинате более 20 человек обладали правом подписи под финансовыми документами. Так появился договор, тяжёлый для "Ангарки" и очень выгодный для Мащицкого. Его компания получала право взыскивать огромные штрафы за несущественные просрочки оплаты нефти. В тексте было написано, что если возникает задолженность, то сначала гасятся проценты, а потом тело долга.

irkutsk.aldana.ru , 26.09.2005

Прокуратура Тренто в апреле 2004 г. выдала ордер на арест экс-гендиректора “Росвооружения” Евгения Ананьева и его бывшей жены Ольги Бельцовой. Ананьев был обвинен в получении в 1998 г. взятки в $18 млн - при продаже Перу за $117 млн трех истребителей МиГ-29. $5 млн он перевел через швейцарские банки на совместный счет с Бельцовой в Италии. Как вчера заявил РИА “Новости” прокурор Тренто Стефано Драгоне (в переводе с итальянского его фамилия значит “дракон” и одновременно - “молодец”), он и его бывшая жена фигурируют и в списке владельцев счетов, куда были перечислены комиссионные от контрактов, заключенных Mercata с управделами президента. Кроме них в этом списке дочь Бородина Екатерина Силецкая, гражданин США Виктор Бондаренко с женой Равидой, граждане России Андрей Нероденков с женой Маргаритой и Милена Новоторжкина, израильтянин Виталий Мащицкий, швейцарский юрист Грегори Коннор. Прокуратурой выдан ордер на арест всех этих лиц, кроме Бельцовой. По данным Драгоне, Ананьев отмыл $2,7 млн, выделенных на реконструкцию Кремля, а Силецкая - более $5 млн. Бывший сотрудник “Рособоронэкспорта” выразил удивление, что Ананьева связали с дочерью Бородина: “Он был поставлен в “Росвооружение” не кем-то из ближайшего окружения [экс-президента Бориса] Ельцина, и в компании его никогда не связывали с Бородиным”.

Ведомости , 09.11.2005

Многие обитатели Акулинина увлекаются охотой. В январе 2012 г. Сергей Ястржембский, Сергей Чемезов, Владимир Артяков, Игорь Завьялов, Сергей Лисовский и Рубен Варданян создали некоммерческое партнерство содействия развитию природоохранной зоны «Времена года» (по данным СПАРК) — своего рода клуб, объединивший любителей охоты и туризма.

Старожил Акулинина Ястржембский — заядлый трофейный охотник, член международного сафари-клуба, входит в число награжденных за добычу «большой африканской пятерки» (слона, носорога, буйвола, льва и леопарда). Чемезов увлекался спортивной стрельбой еще в период работы в Германии, а затем переключился на охоту. У Лисовского на его личном сайте вывешены фотографии в том числе с подстреленными оленем и кабаном. Ни члены партнерства, ни его директор с «Ведомостями» общаться не захотели.

В число учредителей «Времен года» также входят основатель клиники «Мать и дитя» Марк Курцер, президент ЦСКА Евгений Гинер и предприниматель Виталий Мащицкий. Жители Акулинина рассказывают, что у этих бизнесменов есть и участки в поселке — рядом с остальными охотниками. Но «Ведомостям» не удалось найти данных об этом в Росреестре. Гинер и Курцер не ответили на вопросы «Ведомостей», а связаться с Мащицким не удалось.

Поморский центр публичной политики , 01.07.2013

Стоит отметить, что Виталий Мащицкий - выходец из Иркутской области. И как сообщают иркутские источники, на сегодня он обладает немалым влиянием на местную политику, в том числе лично на губернатора области Сергея Ерощенко. В прошлом нефтедобытчик, заработавший на черном золоте миллионы долларов, Мащицкий занимался и металлами, и сотрудничал с «Газпромом». Сегодня большинство его проектов основано на сотрудничестве с «Ростехом».

Как признавался сам Мащицкий, с Сергеем Чемезовым они дружат с детства. Выходит, что серьезный человек представляет нефрит Бурятии как государственное дело, хотя при этом доля Ростеха составляет всего 25 процентов. Отсюда напрашивается вывод: за господином Геворкяном и ЗАО «Гранит» скрываются частные лица.

Подытоживая, можно с уверенностью сказать, что бурятский нефрит - больше не государственное дело. «Ростехнологии» - всего лишь имя. Нефритовый передел завершен, а в чью пользу - снова неизвестно.

Публикация Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) так называемых «панамских листов » - полной базы офшоров, зарегистрированных компанией Mossack Fonseca, привлекла внимание общественности не только к личности владельца подобных фирм, друга президента России Владимира Путина виолончелиста Сергея Ролдугина , но и к странным операциям с акциями российских автомобильных предприятий. В частности, компании Ролдугина были задействованы в опционных схемах с акциями «Камаза» и «АвтоВАЗа». В обоих случаях несколько офшоров получали опцион на приобретение за смешную сумму крупных пакетов акций автоконцернов. В случае же отказа от опциона они должны были платить штраф в сотни миллионов долларов. Вызывали вопросы и суммы сделок. Например, офшорные компании приобрели в 2008 году 27% акций «Камаза» за $100 тыс. Корпорация Daimler в 2008 г. заплатила за 10% акций этого предприятия уже $250 млн. Впрочем, основную прибыль от операций получил все-таки друг детства другого российского чиновника - Сергея Чемезова.

Опционные сделки были частью процесса консолидации «Камаза» и «АвтоВАЗа» ФГУП «Рособоронэкспорт» (позднее вошло в состав госкорпорации «Ростех») и последующей продажи долей в компании стратегическому инвестору, выяснили «Ведомости ». В то время как госкомпания брала ситуацию на автозаводах под собственный контроль, друг детства ее гендиректора Сергея Чемезова Виталий Мащицкий финансировал скупку акций. Впоследствии большая часть бумаг была продана стратегическим инвесторам. 10% «Камаза» за $250 млн купил немецкий Daimler . Правда, в случае с «Камазом» Мащицкому и его партнерам довести задуманное до конца не удалось. Daimler не стал дальше наращивать долю. У инвесторов осталось на руках 23,5% акций «Камаза».

Но вот в случае с «АвтоВАЗом» идея сработала блестяще. Инвесторы вместе с «Ростехом» в два приема продали альянсу Renault-Nissan контрольный пакет за $1,6 млрд.

Отдам «Камаз» в хорошие руки

В 2004 г. гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, к тому моменту уже два года руководивший предприятием, пригласил президента «Тройки диалог» Рубена Варданяна обсудить возможность скупки акций «Камаза». Предприятие только-только с трудом оправилось от пожара, полностью уничтожившего в 1993 г. свежепостроенный завод двигателей. А в 2003 г. Набережные Челны потрясло похищение и жестокое убийство двух топ-менеджеров завода – заместителя гендиректора и руководителя одного из департаментов.

«Но несмотря на все трудности, у Когогина горели глаза. «Я хочу все здесь возродить», – говорил тот Варданяну», – рассказал близкий к одному из участников той встречи человек. Фактически тогда государство не контролировало «Камаз», хотя его крупнейшими акционерами было Росимущество (34%) и правительство Татарстана (11,6%).

Варданян объяснил, что, если вернуть завод под контроль государства и восстановить его, всех, кто этим занимался, отблагодарят. «Задача была начать с блокпакета», – вспоминает информированный источник. Главным ресурсом Когогина была поддержка региональной власти, представленной в то время президентом республики Минтимером Шаймиевым . Но серьезного финансирования для скупки акций он привлечь не мог.

Деньги Варданян решил занять у банков с помощью своего знакомого – Мащицкого. Тот имел возможность привлечь финансирование на хороших условиях. Деньги выделили банковские, получившие в залог акции предприятия, следует из панамского досье. Так, в 2006 г. кипрский RCB в залог по кредиту на $160 млн получил акции Avtoinvest, на который консорциум инвесторов стал заводить бумаги «Камаза», а Промстройбанк (Санкт-Петербург) – акции «Камаза» по кредиту в $39 млн.

Раскольцовка Варданяна

В конце 2005 г. Варданян беседовал на похожую тему с гендиректором «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым и его бывшим замом, ставшим гендиректором «АвтоВАЗа» , Владимиром Артяковым. Теперь речь шла об «АвтоВАЗе». Несколькими месяцами ранее оттуда уволился многолетний директор Владимир Каданников. А контроль над заводом перешел менеджерам «Рособоронэкспорта».

Рубен Варданян

Чемезов и Артяков, казалось, пребывали в раздумьях, говорил близкий к одному из участников той встречи человек. Казалось, что они не уверены в перспективах «АвтоВАЗа» и не столько предлагали Варданяну взяться за скупку акций «АвтоВАЗа», сколько советовались, стоит ли вообще этим заниматься. Оба предприятия на тот момент были вовсе не лакомыми кусочками, фактически они находились в предбанкротном состоянии, вспоминает человек, близкий к «Ростеху».

Разговаривали не только с Варданяном: по сути, пришлось участвовать в конкурсе инвестбанкиров по раскольцовке схемы владения «АвтоВАЗом», вспоминает человек, близкий к акционерам завода. В этом своеобразном конкурсе Варданяну удалось победить – он пообещал вернуть контроль над предприятием почти бесплатно, консолидировав блокпакет и передав его «Рособоронэкспорту». «Я помню, что мы приехали к Артякову и сделали отличное предложение: мы раскольцовываем акции по рыночной схеме, а государство получает крупный пакет считайте что бесплатно, – делился Варданян воспоминаниями с журналом SmartMoney. – Ну кто ж от такого откажется?» Акции «АвтоВАЗа» участники консорциума скупали с рынка. Достаточно было консолидировать блокпакет и тогда можно было смело браться за раскольцовку, потому что внутри корпоративного кольца находилось около 60% акций, вспоминает один из бывших сотрудников «АвтоВАЗа».

«Варданян сказал, что от «Ростеха» вообще никаких денег не требуется, только их позиция и воля. А «Тройка » закольцовку уберет и сделает так, чтобы все были довольны», – рассказывает собеседник, близкий к акционерам завода.

Финансировать скупку акций, как и в случае с «Камазом», было предложено Мащицкому. Варданян убедил партнера, что это выгодная сделка. Инвестбанкир сразу договорился, что «Ростех» позволит им с партнером впоследствии заработать при продаже акций стратегам, объясняет знакомый Варданяна.

Действительно, новая команда начала обсуждать вопрос привлечения стратега почти сразу: было понятно, что «АвтоВАЗу» нужна внешняя экспертиза, вспоминает бывший топ-менеджер завода. Поиски потенциального партнера начались в 2006 г., продолжает он: к этому времени команда решила проблемы с группой СОК , претендовавшей на участие в управлении «АвтоВАЗом», восстановила контроль над «дочками» автоконцерна и была готова задуматься над стратегией. Интерес потенциальных стратегов был большой: переговоры велись с несколькими компаниями.

Опцион от недоверия Мащицкому

В разгар поисков стратега и для «Камаза», и для «АвтоВАЗа» начался мировой финансовый кризис – и у Мащицкого возникли проблемы. Принадлежащая ему корпорация Vimetco провела IPO в 2007 г., но после кризиса ее капитализация упала в 30 раз до $66 млн. Мащицкий хотел провести делистинг в Лондоне и разместиться в Гонконге, но для этого требовалось вывести акции из-под залога в банках. Бизнесмен попросил у своего друга Михаила Шлосберга кредит в $200 млн на два года под 24% годовых, но не смог его вернуть. В итоге ему пришлось отдать структурам кредитора 25% в Vimetco, следовало из материалов Высокого суда Лондона , где партнеры выясняли отношения.

Мащицкий стал рассматривать возможность продажи части своего пакета в «Камазе» и «АвтоВАЗе», вспоминает человек, близкий к акционерам предприятий. Участники консорциума решили подстраховаться.

Как следует из панамского досье, в феврале 2007 г. бермудская Troika Dialog Avto Holdings и кипрская Avto Holdings Ltd. подписали два соглашения: об управлении и опционное. Troika передала право управления 100% акций компании Avtoinvest (созданной для консолидации акций «Камаза») компании Avto Holdings. Компания также получила опцион на покупку 100% акций Avtoinvest за $100 000. На балансе Avtoinvest в то время было 27,26% акций «Камаза».

Владельцами Avto Holdings было пять структур. Бенефициаром одной из них и оказался виолончелист Ролдугин. Все партнеры договорились не продавать акции на сторону. С 2012 г. компания Ansell, созданная теми же акционерами, получила опцион сроком до конца 2017 г. на приобретение акций Avto Holdings за $1, неустойка за отказ от сделки – $850 млн. Получается, при худшем развитии событий доля Мащицкого должна была перераспределиться внутри консорциума между структурами Ролдугина и структурой, созданной неким пулом бизнесменов-инвесторов.

Схема по «АвтоВАЗу» похожа как две капли воды. Опцион на приобретение пакета консорциума, полученный группой офшоров, стоил $1, отказ от его исполнения – $650 млн.

Эти схемы позволяют защититься от недружественного поглощения и ограничить возможности для несанкционированной продажи акций третьим лицам отдельными акционерами, объясняет директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Ясько. Вероятнее всего, по условиям опционного соглашения держатель опциона будет вправе выкупить акции по заниженной цене в случае, если любой из акционеров инициирует продажу принадлежащих ему акций третьему лицу, получит соответствующее предложение от третьего лица либо утратит право собственности на акции (в том числе вследствие незаконных действий третьих лиц), продолжает она. Кроме того, опционное соглашение создает обременение акций, что в целом уменьшает их привлекательность для потенциальных покупателей, в том числе недружественных. Варианты рассматриваемых схем довольно часто встречаются на практике и не раз доказывали свою эффективность, заключает она.

Варданян говорит, что об участии в опционных схемах структур Ролдугина ему было не известно. «О том, что, в принципе, существует такой человек, я узнал после того, как получил запрос от журналистов», – говорит Варданян.

Ролдугин – очень уважаемый в разных кругах человек, он играл в схеме роль своего рода арбитра, говорит человек, близкий к акционерам автозаводов. «Но все утряслось, и партнеры обошлись без исполнения опционного соглашения. Бизнесмен сумел продать акции «АвтоВАЗа» концерну Renault-Nissan, а вот с Daimler у него большой сделки не получилось, и он до сих пор остается крупным акционером «Камаза», – рассказывает человек, близкий к акционерам российских автозаводов.

Кто в выигрыше

В 2008 г. Варданян и его партнер по консорциуму продали Daimler 10% акций «Камаза» за $250 млн. На этой сделке они почти не заработали: деньги ушли на погашение займов, взятых для скупки акций «Камаза». Daimler выкупил еще 4% у ЕБРР и 1% – у «Камаза», а от дальнейшего увеличения пакета отказался. У Мащицкого, Когогина и Варданяна на руках остались 23,5% акций производителя грузовиков.

Похожие слова – все деньги от сделки уйдут на выплаты банкам – сказал и Чемезов после продажи «Тройкой» и «Ростехом» блокпакета акций «АвтоВАЗа» за $1 млрд Renault-Nissan. Оставшиеся у частных инвесторов 20,5% «АвтоВАЗа» Renault-Nissan выкупил в 2013 г. за $600 млн.

Мащицкому и Варданяну во многом повезло, что они смогли получить за «АвтоВАЗ» заоблачные деньги. Сделка была совершена в удачное время – на фоне роста продаж автомобилей в России, когда наш рынок на короткое время обогнал даже немецкий, вспоминает бывший топ-менеджер структур Олега Дерипаски (он создал группу ГАЗ и одно время тоже проявлял интерес к «АвтоВАЗу»).

«По мнению многих аналитиков, акции «Камаза» и «АвтоВАЗа» в начале 2000 гг. были значительно недооценены и имели хорошие перспективы для роста. По мере колебания рынка какие то бумаги покупались на нижних значениях и продавались на повышенных, однако это не всегда удавалось, поэтому по каким то операциям с акциями были убытки, но в целом инвестиции в «АвтоВАЗ» принесли приемлемый доход», – сообщил представитель Мащицкого.

«Я горжусь этой своей сделкой с «АвтоВАЗом». Она была уникальной по своей сложности. Как я уже говорил, ситуация была очень запутанная и вообще мало кто верил, что «АвтоВАЗ» можно спасти, – сказал Варданян. – А в результате все выиграли – миноритарные акционеры, которых обижали, раскольцовку мы их полностью убрали и выкупили доли в «дочках» по рыночной стоимости и стратегического инвестора привлекли, и государству вернули блокирующий пакет, и сами заработали. Надо сказать, что это, наверное, одна из самых красивых моих сделок».

Сильно ли рисковали Варданян и Мащицкий, скупая акции «Камаза» и «АвтоВАЗа»? Человек, близкий к Варданяну, уверяет, что сделка с самого начала выглядела очень перспективной, но риск был. Это доказывает хотя бы то, что не удалось продать весь пакет в «Камазе», хотя договоренность об этом и была. В 2008 г. руководство «Камаза» говорило о готовности Daimler купить 42% предприятия за $2 млрд. А в 2012 г. немецкий концерн даже получил разрешение ФАС на консолидацию блокпакета предприятия. Но от покупки акций отказался. Нет планов наращивать долю в «Камазе» и сейчас, сообщил представитель немецкого концерна.

Риска в подобных сделках нет, если стратег уже найден и договоренности с ним достигнуты. В остальных же случаях, даже если известно, что поиски инвестора идут, нет понимания, кому и по какой цене будет продана компания и, соответственно, сколько на ней удастся заработать, рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

В случае с «АвтоВАЗом» ясности в том, кто победит в борьбе за пакет, не было. Но было понятно, что стратега не придется долго искать: в 2005–2008 гг. российский авторынок был на подъеме, иностранные инвесторы проявляли к нему огромный интерес, рассуждает бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа». Преимуществом Renault было то, что концерн был готов работать как партнер «АвтоВАЗа».

На «Камазе» партнеры почти ничего не заработали: полученные от Daimler деньги пошли банкам, кредитовавшим скупку акций, а вот «АвтоВАЗ» принес неплохой доход, говорят люди, близкие к Мащицкому и Варданяну. Но точных цифр не называют.

Как покупали и продавали «АвтоВАЗ»

27.10.2005. Президент и председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, возглавлявший предприятие с 1998 г., неожиданно подал в отставку.

22.12.2005 Генеральным директором «АвтоВАЗа» назначен бывший топ-менеджер структур «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский, председателем совета директоров – бывший заместитель гендиректора корпорации Владимир Артяков. На завод приходит команда, собранная при участии «Рособоронэкспорта». Ее задача – раскольцевать схему владения предприятием и вернуть контроль над концерном государству

05.10.2006. Гендиректором «АвтоВАЗа» назначен Владимир Артяков. Пост председателя совета директоров завода также остается за ним. Инвестбанк «Тройка диалог» ведет скупку акций компаний – акционеров «АвтоВАЗа», а также акций дочерних предприятий завода в интересах «Рособоронэкспорта» и консорциума инвесторов, предоставивших финансирование. Появилась информация о переговорах по продаже доли в «АвтоВАЗе» стратегическому инвестору

14.09.2007. президентом «АвтоВАЗа» назначен экс-руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. В интересах «Рособоронэкспорта» консолидирован блокпакет акций предприятия: 17% собрала на рынке «Тройка диалог», 8,1% «Рособоронэкспорт» выкупил у ВЭБа. Это позволило государству после раскольцовки структуры собственности получить контроль над 75% плюс 1 акция «АвтоВАЗа»

29.02.2008. Альянс Renault-Nissan подписал договор о покупке блокирующего пакета акций «АвтоВАЗа» за $1 млрд

13.01.2009. Президент России своим указом передал блокпакет акций «АвтоВАЗа», контролируемый «Рособоронэкспортом», созданной на его базе корпорации «Ростехнологии»

27.11.2009. Troika Dialog Investments Ltd передала Avto Development Holding право управления 20,14% уставного капитала «АвтоВАЗа», а также опцион на покупку этого пакета за $50 000

8.02.2010. 25% в Avto Development Holding за $25 000 получает компания Sunbarn, владельцем которой значится менеджер банка «Россия» Алексей Плехов

16.02.2012. «Ростехнологии» в рамках допэмиссии увеличили долю в уставном капитале «АвтоВАЗа» с 25,1 до 36,3% акций, пакет консорциума «Тройки диалог» снизился с 25,1 до 20,5%, альянс Renault-Nissan сохранил блокпакет

17.04.2013. Совместное предприятие Renault-Nissan и «Ростеха» – нидерландская Alliance Rostec Auto, через которую партнеры стали владеть акциями российского автоконцерна, – приобрело у Troika Dialog Investments 20,5% акций «АвтоВАЗа» за $600 млн. Еще 4,9% альянс приобрел у «Ростеха». Сейчас Alliance Rostec Auto B.V. владеет 74,51% акций «АвтоВАЗа». При этом 50% минус 1 акция – у Renault S.A.S, 32,87% – у госкорпорации «Ростех», 17,13% – у Nissan International Holding B.V.

Как покупали и продавали «Камаз»

2004. Созданный инвестбанком «Тройка диалог» консорциум начинает скупку акций «Камаза» в интересах менеджмента предприятия и «Рособоронэкспорта». К концу года ОАО «Камаз-капитал» консолидировало около 19% акций предприятия. Крупный акционер компании – правительство Татарстана внесло в его уставный капитал 11,6% акций «Камаза»

2005. Консорциум «Тройки диалог» объявил о приобретении у миноритарных акционеров 19,8% акций «Камаза» за $136 млн. Консолидация акций продолжается

28.03.2008. Пакет консорциума «Тройки диалог» в «Камазе» записан на кипрскую компанию Avtoinvest. Задача этой компании – собрать более 50% акций «Камаза». Пока на ее балансе 27,2%. В состав компании Avto Holdings, управляющей фирмой Avtoinvest, входит Sonnette Overseas, конечным бенефициаром которой является Сергей Ролдугин. Ей принадлежит 15% компании. Она приобрела эту долю за $1,5 млн. Avto Holdings также получила опцион на покупку Avtoinvest

7.04.2008. Консорциум инвесторов под руководством «Тройки диалог» получил контроль над «Камазом» после приобретения у правительства Татарстана 37,8% акций ОАО «Камаз-капитал», владеющего 33,2% акций автоконцерна.

10.07.2008. Президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче госкорпорации «Ростехнологии» пакетов акций 500 предприятий, в том числе 37,78% акций «Камаза»

28.07.2008. Консорциум инвесторов под руководством «Тройки диалог» объявил, что немецкий концерн Daimler до конца года планирует приобрести 42% акций «Камаза»

21.11.2008. Daimler купил 10% акций «Камаза» за $250 млн

11.02.2010. Консорциум инвесторов продал 1% акций «Камаза» Daimler и 4% – Европейскому банку реконструкции и развития

05.2012. Компания Ansell с тем же составом учредителей, что и Avto Holdings, получает за $1 опцион со сроком исполнения до конца 2017 г. на покупку Avtoinvest, владеющей акциями «Камаза». Неустойка за отказ от сделки – $850 млн

30.10.2014. Daimler увеличил долю в «Камазе» до 15%, выкупив долю ЕБРР

****

Откуда у Мащицкого "Камаз"

О том, что Мащицкий является совладельцем «Камаза», «Ведомостям» рассказали два человека, близких к «Ростеху» и миноритарному акционеру «Камаза», основателю «Тройки диалог», а ныне президенту и партнеру инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубену Варданяну. Представитель Мащицкого это подтверждает.

Сейчас крупнейшими акционерами «Камаза» являются «Ростех» (49,9%), Daimler (15$) и кипрская Avtoinvest Limited (23,54%). Бенефициары последней никогда не раскрывались. Зато компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье – базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. «Ведомостям» удалось ознакомиться с частью досье. Из него следует, что компания друга детства президента России Владимира Путина – виолончелиста Сергея Ролдугина – пыталась участвовать в скупке акций «Камаза». Sonnette Overseas в 2008 г. за $1,5 млн купила 15% акций компании Avto Holdings и заключила с четырьмя остальными ее совладельцами акционерное соглашение. Партнеры уполномочили Avto Holdings управлять кипрской Avtoinvest (на 100% принадлежала Troika Dialog Avto Holdings), которой тогда принадлежало 27% акций «Камаза». Кроме того, Avto Holdings получила опцион на выкуп Avtoinvest. Но цель в итоге выполнена не была, а в 2014 г. соглашение акционеров было расторгнуто.

Имен бенефициаров Avtoinvest в панамском досье нет. Близкий к Варданяну человек утверждает, что на самом деле их всегда было трое. Причем Ролдугина в их списке нет и никогда не было.

Сейчас, говорит собеседник «Ведомостей», доля Avtoinvest переводится в российскую юрисдикцию. В базе СПАРК «Ведомости» обнаружили зарегистрированное в октябре 2015 г. ООО «Автоинвест». 30% его долей принадлежит гендиректору «Камаза» Сергею Когогину, 50% – «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза и 20% – «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов.

Именно это ООО получит от Avtoinvest принадлежащие ему сейчас 23,54% акций «Камаза», говорят два человека, близких к Варданяну и «Ростеху». Бенефициары и их доли при этом не изменятся. Бенефициар «Ноэлии» – сам Варданян, говорит его знакомый. А «Пирсон», продолжает собеседник «Ведомостей», принадлежит президенту «Ви холдинга» Мащицкому. Близкий к «Ростеху» человек это подтверждает.

Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% «Камаза», Варданян – 4,7%, Когогин – чуть более 7%. Последний ранее говорил, что контролирует «более 5%» «Камаза».

Мащицкий в 2000-х гг. в качестве портфельного инвестора скупал через «Тройку диалог» акции разных российских компаний, в том числе «Камаза» и «АвтоВАЗа», передал «Ведомостям» представитель бизнесмена. Бумаги «АвтоВАЗа» он продал, а акции «Камаза» остались в портфеле.

Перевод пакета на ООО «Автоинвест» должен завершиться в этом году, говорит один из собеседников «Ведомостей». Длительность процесса он объясняет тем, что много времени потребовалось на согласования с Daimler.

Варданян организовывал скупку акций «Камаза», а его партнер обеспечивал финансирование. Поэтому-то Мащицкий впоследствии и получил больший пакет, хотя был меньше вовлечен в управление и процессы принятия решений, объясняет человек из окружения Варданяна. По его словам, Когогин также вкладывал деньги в скупку акций. Впоследствии партнеры рассчитывали перепродать пакет, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Представители «Ростеха», «Камаза», Daimler, Варданян и Когогин отказались от комментариев.

На вопрос, планирует ли консорциум продать свои акции в «АвтоВАЗе» или «Камазе», человек, знакомый с его совладельцами, отвечает так: если это и случится, «это будет общее решение партнеров». Если это и произойдет, то покупателем вряд ли станет стратегический инвестор, считает аналитик Владимир Беспалов. Он напоминает, что у «Камаза» уже есть индустриальный партнер в лице Daimler. Концерн не только владеет 15% «Камаза», но и создал с российской компанией СП по выпуску грузовиков Mercedes-Benz, а также совместно строит завод кабин. Daimler не намерен наращивать свой портфель в компании, говорит представитель концерна.

Возможно привлечение портфельных инвесторов, размышляет Беспалов. Но с учетом падающего с 2013 г. автомобильного рынка и финансовых результатов самого «Камаза» (в 2015 г. компания получила 2,4 млрд руб. убытка по МФСО) у консорциума в ближайшее время вряд ли будет возможность продать пакет по цене, сопоставимой со сделкой 2008 г., считает Беспалов. Тогда Daimler купил 10% «Камаза» за $250 млн. По итогам торгов на Московской бирже 20 мая капитализация «Камаза» составила около 26 млрд руб. ($390 млн).

Стоит отметить, что механизмы, благодаря которым государство лишалось собственности, находящейся в ведении "Ростеха" по дешевым ценам, а затем через руки друзей и родственников Сергея Чемезова перепродавалось бо максимально высоким, описывались не раз. В частности, этому было посвящено расследование "Собеседника" , позже убранное с сайта издания.