Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Маршрут по Португалии: из Лиссабона к пляжам Алгарве на автомобиле. Самостоятельное путешествие в португалию

Отчет о путешествии на машине по Португалии в 2017 году. Дороги, достопримечательности, города, площади, храмы и монастыри Португалии.

Предыстория и предисловие

Я прилетела к подруге в гости. Она вышла замуж за португальца и уехала жить к нему три года назад. У них свой дом и хозяйство, двое маленьких детей. Они встретили меня вечером в аэропорту Лиссабона на машине и повезли в пригород.

Выбор посещения достопримечательностей был спонтанным и зависел от свободного времени у семьи в тот или иной день. Погода была солнечная, температура на солнце: +40 градусов, в тени: +30 градусов. За это время не выпало ни одного дождя.

Дом подруги

  • Даты путешествия: 19-26 августа 2017 года.
  • Пункт выезда: город Лейрия, Португалия.
  • Пункт назначения: достопримечательности в радиусе 100 км.
  • Расстояние: до 100 км в одну сторону.
  • Автомобиль: Opel Astra 2002 г., механика, дизель.
  • Время в пути на автомобиле: от 30 мин. в одну сторону.
  • Скорость: средняя 60 км/ч.
  • Расход топлива: от 4 до 7 литров на 100 км в зависимости от скорости.
  • Состав: трое взрослых + двое детей (1 и 3 года).
  • Цель поездки: экскурсии по достопримечательностям.

За пять дней мы посетили восемь достопримечательностей, которые запомнятся надолго.

Дороги и машины

Дороги хорошие, асфальт ровный, машина будто летит. На большинстве перекрестков организовано круговое движение. Знаки дорожного движения внешне отличаются от наших незначительно, а светофоры работают на солнечных батареях. "Лежаки" встречаются редко, в основном, у пешеходных переходов. Видеокамер на дорогах нет, вторжение в частную жизнь здесь не приемлемо.

Пристегиваться ремнями безопасностями нужно всем пассажирам в автомобиле, даже на заднем сиденье. Штрафы большие — от 250 до 1200 евро (17-84 тысяч рублей) или лишение водительских прав.

Поскольку дороги хорошие, автомобили служат долго. Новые машины здесь стоят дороже, чем во всей Европе, из-за высокой стоимости "растаможки". По словам мужа-автомеханика, приличный автомобиль с пробегом на ходу можно купить за 800-1000 евро. Номера автомобиля справа имеют столбик из двух дополнительных пар чисел. Первая цифра указывает год выпуска, вторая — месяц.

Ездили по платным дорогам. В машине установлена карта со счетчиком — она крепится на лобовое стекло изнутри автомобиля. При проезде на автобане проезжали по зеленому знаку Viaverde без остановки, деньги автоматически списывались с банковской карты. Годовое обслуживание счетчика стоит 7 евро (почти 500 рублей). Также проезд можно оплачивать наличными или банковской картой непосредственно на месте.

Город находится в 119 км от Лиссабона — столицы Португалии. Основан он был в 1142 году. Общая численность населения города и пригорода составляет около 150 тысяч человек.

Я жила в доме подруги в пригороде Лейрии, в районе Коимбра. Район тихий, встречаются дома и виллы с газонами и участками. Иногда можно увидеть поля с кукурузой и тыквой для корма скота на участках дома.

Редко кто держит свое домашнее хозяйство, потому что не выгодно — проще купить фермерские продукты в магазине.

Местные улочки, дома и церковь

Эвкалиптовые рощи и сосновые боры

Здесь можно заработать на посадке леса. Выкупается участок земли, который засаживается эвкалиптом или сосной, а потом продается деревообрабатывающим компаниям. Эвкалипт растет около 15 лет и стоит дешевле, в то время как сосне надо около 60 лет, зато цена выше.

Португальцы говорят так: "Если хочешь заработать для себя, посади эвкалипт, для своих детей — сосну, для внуков — пробковое дерево".

По пути мы остановились у огромного эвкалипта: высота — 48,5 м, диаметр ствола — 3 м, возраст — около 100 лет. Он находится под защитой природной охраны.

Дом подруги находится в пятнадцати минутах езды на машине до океана. Народ на пляже Атлантического океана только загорает, вода холодная.

Местное озеро для купания находится в пешей доступности от дома. Там вода теплее, чем в океане, пляж песочный, пешеходная дорожка сделана в виде трапа по периметру озера.

Назаре. Церковь Богоматери

В Назаре мы приехали днем. Зашли в Церковь Богоматери — храмы и церкви Португалии в большинстве своем католические, здесь очень почитают Богоматерь Божью — Марию.

Священной реликвией церкви является деревянная скульптура Богоматери в образе Черной Мадонны. Она путешествовала с монахом по всему свету, прежде чем осталась в пещерах Назаре. Скульптура Мадонны хранится здесь и является предметом массового поклонения верующих.

Церковь построена XIV веке. В связи с ежегодным увеличением числа паломников в XVII веке было решено ее перестроить. Парадная лестница имеет конусовидную форму. Верхнюю часть церкви украшают два купола, внутри арки и колонны, украшенные позолотой. Наверху находится орган, в противоположной стороне — алтарь со святыней Черной Мадонны.

Удивительно, что свечи светодиодные. Кидаешь монетку — загорается лампочка. Цена указана на табличке: одна свеча — 10 центов, две - 20 центов, пять - 50 центов.

Вот местные гончарные сувениры (цены не уточняла):

Алкобаса. Монастырь Санта-Мария де Алкобаса

Средневековый монастырь XII века, основанный первым португальским королем Афонсом Энрикешем, служил усыпальницей для знати. Монастырь был центром ремесленных работ по металлу, ткачеству и росписи в XIV—XVI веках.

Собор монастыря является первым португальским сооружением, выполненным в готическом стиле. В XVIII веке при Мануэле I монастырский комплекс был расширен и обновлен в стиле барокко. При нашествии Наполеона монастырь был разграблен французами, поэтому все реликвии утеряны.

К другим зданиям комплекса относятся рефекториум, клуатр и Королевский пантеон. Данный архитектурный ансамбль входит в перечень охраняемых объектов Всемирного наследия Юнеско.

Мы приехали сюда вечером под закрытие, успели забежать на пять минут и пофотографировать.

Поехали в поселок Обидуш, было пасмурно и ветрено. Мы оставили машину на бесплатной парковке у стен замка. В аренду предлагают взять электромобиль на двоих для передвижения по узким улочкам.

Обидуш был средневековым городом, сейчас это популярный культурно-туристический центр. Здесь регулярно проводят Средневековые ярмарки, поселок даже называют "Городом свадеб", потому что сюда приезжают молодожены со всего мира.

Гуляя по маленьким улочкам, можно найти кафе и магазины с сувенирами, больше развлечений практически нет. Пройти можно и по стенам на высоте 10 метров, загородок нет.

Внешний вид замка уникален, завоевывался и строился разными народами, каждый внес свой вклад. Первыми были римляне, они построили термы на месте замка. Затем вест-готы возвели крепость, а арабы обнесли ее зубчатыми стенами.

Пениши. Форт де Пениши

За полчаса мы доехали из Обидуша до Пениши.

Форт Пениш был построен XVI-XVII веках для обороны побережья совместно с фортами пляжа Консоласан и на острове Берленгаш для перекрестного огня. В период Нового государства он использовался в качестве политической тюрьмы для заключения общественных деятелей. На сегодняшний день там находится Городской музей.

На первом этаже представлена экспозиция рыбного промысла города, на втором — камеры заключенных и двор для прогулки. Атмосфера мрачная, особенно когда заглядываешь в пустые камеры заключенных и гуляешь по двору.

Баталья. Монастырь да Санта-Мария да Виктория

Название монастыря переводится с португальского как "победа в битве". По легенде, король Жуан I сказал, что если победит в битве с кастильскими захватчиками, то построит монастырь во славу Святой Марии. Он разгромил противника, превышающую его армию в четыре раза: 7000 бойцов против 32 000. Монастырь был заложен в 1385 году и строился в течение 80 лет при шести правителях. Он был достроен в 1517 году, став королевской усыпальницей. При Отечественной войне был разгромлен и сожжен, а по указанию короля Фердинанда II был отреставрирован с 1840 по 1907.

Монастырь Баталья сделан в двух стилях: готики и мануэлино. На территории можно посмотреть Церковь, Капеллу Основателя, Зал Капитула и Королевский Клуатр. Вход в усыпальницу платный, там покоится король Жуан. На территории здания расположился Национальный музей Португалии, объект находится под охраной ЮНЕСКО.

Конный памятник предводителю португальцев Нуно Алвариса Перейре стоит перед входом в Аббатство Батальи.

Местные жители с большим почтением относятся к Нуно Алвариусу Перейре. Он считается символом суверенитета. Открытие памятника состоялось в 1968 году.

На площади полно сувенирных лавок и магазинов.

Синтра. Кинта да Регайлера

В Синтре очень узкие улицы, разъехаться двум машинам сложно. Мы припарковались в переулке, потом шли пешком до входа в парк минут десять. Приехали утром, очереди в кассу не было.

Дворцово-парковый комплекс выполнен в стиле неоготики, на территории располагается парк с озерами, часовня, фонтаны, туннели и гроты. Название имение получило от имени хозяйки баронессы Регайлеры, которая приобрела его в 1840 году.

Земли территории дворца насчитывает несколько владельцев, первые упоминания датируются от 1697 года. В марте 1996 года городской совет Синтры выкупил поместье, после чего началась реставрация. В 1998 году его открыли для посещения публики, а в 2002 году был присвоен статус памятника архитектуры.

Здесь есть многоярусный парк с пересекающимися тропинками, спускающимися со склона. Туннели со множеством входов и выходов ведут к часовне, гротам и озеру с водопадом.

На территории парка есть Колодец Посвящения. Он представляет собой спиральную галерею с арками, уходящую в глубь земли, и состоит из девяти пролетов по пятнадцать ступеней.

По легендам и описанию Данте, так символически представлены девять кругов ада, чистилища и рая.

Мы погуляли по парку с детьми около двух часов. Устали все. Проехав пару километров на машине, мы зашли в парк Монсеррат.

Синтра. Дворец Монсеррат

Еще один дворец в Синтре — Монсеррат. Его площадь составляет 33 гектара. На территории растут около 3000 видов растений со всех континентов.

Возраст имения насчитывает около пяти веков. Последний из хозяев Фрэнсис Кук — британский торговец и коллекционер. Он купил запустевшее имение, изменил планировку парка и построил дворец. В 1949 году имение было выкуплено государством, а в 1978 году открыто для публичного визита.

На сегодняшний день Фатима — один из центров христианского паломничества. Со всего мира сюда приезжают и приходят паломники. Один из участков дороги надо проползти на коленях в целях наивысшей степени покаяния.

В 1917 году образ Богородицы Марии явился на поле трем детям-пастушкам. Она появлялась шесть раз близ города Фатима. Дети рассказали взрослым, но те не поверили.

Она открыла им "Три тайны Фатимы" — три пророчества. Первые два были опубликованы в 1941 году, третье — в 2000 году. Вот место появления образа Богородицы:

Свечи можно купить отдельно. Они лежат в лотках в свободном доступе, бери, сколько хочешь. Пожертвование добровольное, хотя цена указана от 0,5 центов до 5 евро (350 рублей) в зависимости от диаметра и высоты свечи. На столах есть прорези для монет.

Они сжигаются в установленных печах на улице. Некоторые люди кидают их, другие ставят в специальное крепление там же. Принято загадывать желание или молиться, бросая свечу в огонь.

На этом месте наше экскурс-путешествие по достопримечательностям закончилось. Мне понравилось все, правда, мало посетили мест, так что будет повод вернуться еще раз.

Прежде всего, Португалия поражает своей средневековой архитектурой замков, крепостей, соборов и монастырей. В голове не укладываются инженерные возможности строительства тех времен без современных технологий.

Отдельная благодарность моей подруге и ее мужу за отличное проведенное время!

Полезные советы:

  • Для путешествия по Европе берите банковские карты Maestro.
  • В сувенирных магазинах спросите, можно ли вернуть налог с покупки.
  • На рынках принимают наличные.
  • Для получения визы забронируйте хостел без предоплаты. Отмените бронь после получения.
  • Подключите международный роуминг и интернет за границей (при необходимости). Узнайте стоимость звонка в/из выбранной страны.
  • Я подключила "Звонки по Европе - 20 минут" от Мегафона за 390 руб. Вполне хватило, чтобы созвониться с подругой по приезду и отъезду.
  • Экскурсии за всех: 30 евро (2100 руб).
  • Бензин и дороги: 100 евро (7000 руб).
  • Сувениры: 20 евро (1400 руб).
  • Продукты в Россию: 25 евро (1750 руб). Купила масло оливковое, две бутылки вина, морскую соль, местную выпечку и шоколад.
  • Итоги вышло 12 250 рублей без учета перелета.

Второй мой рассказ хочу посвятить прекрасной солнечной стране — Португалии. Ездила туда с мужем в августе 2014 года. Страна очень красивая и колоритная!

Не знаю, когда бы собралась туда сама. Потому что почему-то этой страны не было в списке желаемых поездок в ближайшие несколько лет. Но так распорядилась судьба, что моей хорошей подруге сделал предложение руки и сердца ее молодой человек — португалец.

Мы с мужем были приглашены на свадьбу, и тут все закрутилось) Мы стали планировать новое индивидуальное путешествие. Общий план был такой — прилететь в Лиссабон накануне свадьбы, погулять на свадьбе, потом на пять дней уехать в Порту на поезде, а потом вернуться и обосноваться на оставшиеся дни (6 дней) в Лиссабоне, хорошенько осмотреть его и окрестности.

Прилетели в Лиссабон мы около 10 вечера. Поскольку чемодан был легкий, и мы еще были полны сил и энергии, мы решили сэкономить и поехали до гостиницы на метро. Добрались на метро легко. Но потом началось приключение) мы забронировали апартаменты в районе Альфама — одном из самых колоритных районов Лиссабона. Район действительно очень интересный и красивый. Ходить конечно там неудобно — все время то спуски, то подъемы. Такой рельеф характерен в принципе для всего Лиссабона, но для этого района особенно. Поэтому тут отдельно нужно сказать, что для поездки в Португалию особенно важно подобрать правильную обувь — никаких танкеток, платформ, и уж тем более каблуков. Только спортивная и очень удобная обувь! В другой не только можно сильно устать, но и травмироваться, потому что все дороги в Лиссабоне выложены плиткой, не очень ровной и достаточно сколькой.

Так вот) Когда мы добрались до Альфамы, было уже темно. Улочки в Альфаме очень маленькие и запутанные, и что еще немаловажно короткие настолько, что даже местные жители очень много улиц не знают. Вот наши апартаменты как раз были на улице, которую никто не знает)) еще сложность была в том, что мало португальцев разговаривает по-английски. Но тут нам помогло то, что пусть они и не знают английского, но очень позитивны и всегда готовы помочь. Мы пристали к прогуливающейся молодой паре, они были местными жителями, как я поняла, но не знали нашей улицы. И они решили поискать ее вместе с нами, мы бродили вместе по Альфаме, и они периодически спрашивали у прохожих по-португальски про нашу улицу. Побродив минут 15 вместе с нашими португальскими помощниками, мы ее все-таки нашли) парочка продолжила прогулку, а мы стали решать новый квест — как попасть в квартиру). Пока мы искали, я позвонила хозяину (так мы договорились по электронке), но ответа не было. Я звонила потом еще несколько раз, но так никто и не отвечал. И вот мы ночью (было уже часов 12) стоим под дверью наших апартаментов и думаем, где же нам переночевать. Такое с нами было впервые, и мы были в растерянности. В Португалии ночью кстати прохладно, лучше взять с собой теплые вещи, вечером погода резко меняется — это все океан). Стояли мы недолго, хозяин скоро перезвонил, он забыл где-то телефон по его сумбурному объяснению и успокоил нас, сказав, что едет к нам. Вскоре он приехал, мы заселились, и жизнь наладилась)

Альфаму посетить обязательно стоит, там можно прочувствовать настоящий дух Португалии. Альфама — это фаду, доносящиеся вечером из каждой кафешки, необыкновенная архитектура, азулежу, трамваи, которые с трудом помещаются на улице…

Прилететь в Португалию и просидеть на одном пляже - не самый умный вариант, если вы конечно не живете в часе полета или езды. Стоит взять авто напрокат уже в аэропорту Лиссабона и помчаться навстречу приключениям. Я пользовался услугами Gold Car и остался доволен. Это наша третья встреча с этим европейским прокатчиком, которая рискует скоро перерости в дружбу, крепнущую благодаря хорошей цене и качеству сервиса. Эту дружбу временами пытаются разбить очень достойные Herz или Sixt, но пока безуспешно.

Главные точки по маршруту:

Lisbon – Cabo da Roca – Sintra – Vila do Bispo – Sagres – Lagos – Ferragudo – Silves – Lagoa – Albufeira – Lisbon

Всего примерно 800 км. С заездами в локальные точки - смотровые, пляжи и просто понравившиеся места - 900 км.

На карте наш маршрт выглядит примерно так :

1.Окрестности Лиссабона: Лиссабон – мыс Рока – Синтра – Лиссабон

На Лиссабон нужно минимум 3-4 дня один из которых стоит посвятить находящимся в получасе езды мысу Рока и исторической Синтре.

Мыс Рока (Cabo da Roca) – крайняя западная точка Европы и интересна именно своим месторасположением. Из достопримечательностей – маяк и красивые виды береговой линии. Впрочем, скайлайн в других местах по маршруту будет не хуже.

Синтра – древний городок, довольно милый, хотя и очень сильно туристический. Идеально приехать в Синтру с утра, сразу после маяка на мысе Рока, до 10 часов. Во-первых больше вариантов припарковаться, во-вторых на сам город понадобиться не менее 6 часов. Смотрим дворец, крепость, гуляем по извилистым крутым улицам и пробуем вкусняшки в местных кондитерских.

2.Вторая часть маршрута – дорога из Лиссабона в Алгарве

Едем региональными дорогами N5, N253, N261, N120, N268, N125 . По указателям заезжаем на пляжи и выбираем “The best of”

Пункт номер один по маршруту – Comporta, винодельня и пляж в стиле фильма «Достучаться до небес». Пляж от горизонта до горизонта, дощатая дорожка, огромный вал.
Координаты пляжа: 38.381372, -8.802608

Можно пропустить Sines , если мало времени и сразу двигаться в сторону Villa do Bispo – это крайний юго-запад Европы. В окрестностях несколько красивых пляжей, но вода в этих местах редко превышает температуру +20, интересны с точки зрения побродить, насладиться океаном и встретить закат.

Не доезжая Vila do Bispo заезжаем на пляж Amado – красивые виды, пляж серферский, но купаться летом можно.

Ночевать можно в городке Vila do Bispo, исключительно как транзитный ночлег, а можно сразу ехать к городку Sagres – крайняя юго-западная точка Европы.

Интересен не столько Сагреш , сколько маяк S. Vicente . Очень красивый маяк и великолепный вид на береговую линию, несколько смотровых площадок.

Координаты парковки возле маяка S. Vicente: 37.16858, -8.665534

Рядом с маяком по дороге в Лагош интересный пляж Beliche, популярный среди местных. Малолюдный с хорошим недорогим рестораном, лазурным океаном, окруженный красивыми скалами. (37.02421, -08.99426)

3. Часть третья по маршруту – южное побережье Алгарве, самое теплое и обласканное туристами всех калибров.

Точки интереса: Лагош – красивый туристический городок со старинными узкими мощеными улицами, набережной и ресторанами. В окресностях несколько пляжей и смотровых.

Praia dona Ana – (37.091233, -8.0669761)

Городской длинный и самый теплый песчаный пляж Maia Praia (37.106858. -8.665534)

Ponta da Piedade, смотровая с которой открывается красивый вид на скалы, отсюда же можно покататься по местным гротам на лодке. (37.08162, -08.66978)

Еще интересные места:

Деревенька Ferragudo, красивая рыбацкая деревня на холме, удачное место для фото - (37.125894, -8.52227)

Пляж Praia da Roca возле городка Portimao

Городок Lagoa – лучшее по моему мнению место для ночевок, удобно расположен в 3-х км. от океана и равноудален от всех интересных мест. У нас это была основная база исследования побережья Алгарве и исторических памяток.

Silves – здесь старинная арабская крепость, хорошо сохранилось, можно посвятить пару часов перед пляжами.

Praia do Marinha (37/090073, -8.412599) один из самых красивых на побережье, но летом купаться сложно из-за цветения черных водорослей почти по всему пляжу. Отлично подходит для «позагорать, выпить вина и насладиться скалами)

- Senhora da Rocha – путеводители сообщают, что это самый фотографируемый пляж в районе Албуфейры. Наверное потому, что рядом полно отелей... :) Пляж красивый, но где-то в конце моей условной топ-десятки Алгарве. Координаты: 37.09750, -008.38643

- Албуфейра . Белые дома, несколько пляжей в окрестностях делают его самым популярным городком Алгарве. Я бы все-таки предпочел для исследований Алгарве Лагош или Лагоа.

- Praia do Castelo – наш любимый пляж в Алгарве, которому присвоено звание пляжа №1, находится между Албуфейрой и Лагошем. В окрестностях нет отелей, поэтому контингент в основном местные и самостоятельные автопутешественники. Ресторан Pic Nic открыт круглый год, вид на океан и ярко желтые скалы неописуемой красоты. Координаты: (37.07354, -008.29812)

4. Дорога в Лиссабон

Возвращаемся, вернее долетаем по автобану Е1 за 2,5 часа без остановок, въезжаем в город через самый длинный мост в Европе Васко да Гама и проводим незабываемые 10 часов в городе перед вылетом.

P.S. В Алгарве полно красивых пляжей и красивых мест, поэтому правильно будет запланировать немного больше времени и просто наугад идти по указателям.

На личном опыте я убедилась в том, что всегда было для меня очевидным: если хочешь увидеть настоящую Португалию — страну нужно смотреть не своим ходом на общественном транспорте и не в составе туристической группы, а индивидуально и с машиной. Ниже я расскажу о нашей 20-дневной поездке на машине по Португалии, а также об особенностях автомобильного отдыха в этой стране.

Маршрут: как можно больше за 20 дней

Решив смотреть Португалию на машине, мы сразу отказались от идеи проводить много времени в крупных городах. Упор был сделан на те места и достопримечательности, которые общественным транспортом труднодостижимы. Однако, если крупный интересный город попадался на пути, то в него мы тоже заезжали — для беглого ознакомления.

Часть маршрута была запланирована заранее, часть импровизировалась на ходу. В результате он получился таким.

1 день. Рано утром прилетаем в Лиссабон авиакомпанией TAP Portugal. Знакомство с Лиссабоном, ночевка в отеле Pensao Londres.

2 день. Прогулка по Лиссабону, поездка в Кашкайш (Cascais), ночевка в том же отеле.

3 день. Берем в Avis машину, нам достается механический Volkswagen Golf 1,6, на дизеле — машина с особенностями, но не подводила, а под конец поездки и вовсе очень нам полюбилась. Едем на юг: смотрим Сезимбру (Sesimbra), Палмелу (Palmela), кромлехи (Cromeleque dos Almendres). К ночи приезжаем в Эвору (Evora), ночуем в гостинице Evora Inn Chiado Design.

4 день. Гуляем по Эворе, затем едем смотреть горные крепости Моран (Mourao) и . Заезжаем в Вила-Висоза (Vila Vicosa). Приезжаем в Эштремош (Estremoz), ночуем в гостинице Imperador.

5 день. Полдня смотрим Эштремош, затем едем в городки-крепости Порталегре (Portalegre), Марван (Marvao) и Каштелу-де-Виле (Castelo de Vide). Далее путь лежит через Каштелу-Бранку (Castelo Branco) к месту ночевки в кемпинге Orbitur Idanha-a-Nova.

6 день. Купаемся в водохранилище рядом с кемпингом и едем смотреть городки Иданья-а-Велья (Idanha-a-Velha), Монсанту (Monsanto), Пенамакор (Penamacor), Сортелья (Sortelha), Белмонти (Belmonte). Пытаемся найти кемпинг в национальном парке Serra da Estrela, но карты и gps показывают разное, в итоге решаем ехать в Визеу (Viseu), где по совету случайных встречных селимся в гостинице Durao.

7 день. Полдня смотрим Визеу, затем едем в сторону Авейру (Aveiro), на пароме попадаем на косу к северу от города и начинаем двигаться вдоль океана. На ночь останавливаемся в комнатке с отличным видом на залив при ресторане O Veleiro в деревне Торрейра (Torreira).

8 день. Едем в Порту, заселяемся в гостиницу Residencial Triunfo. Под дождем гуляем по городу.

9 день. Утро начинается с дегустации порто в Вила-Нова-ди-Гаия (Vila Nova de Gaia), затем до темноты гуляем по Порту. Вечером уезжаем в Брагу (Braga), где селимся в гостиницу Estacao.

10 день. Гуляем по Браге, затем едем в Гимарайиш (Guimaraes), Понти-ди-Лима (Ponte de Lima), Валенсу (Valenca), для галочки заезжаем в Туй (Tui) на территории Испании. К ночи оказываемся в кемпиге Orbitur Caminha.

11 день. Полдня расслабляемся на берегу океана, затем гуляем по Каминье, а после уезжаем в Виана-ду-Каштелу, где селимся в кемпинг Orbitur Viana do Castelo. Отдыхаем на пляже.

12 день. До полудня снова на пляже, а затем едем сильно на юг — в Коимбру (Coimbra). Гуляем по городу и на ночь селимся в муниципальный кемпинг рядом с городом.

13 день. Едем в Томар (Tomar), где долго и с упоением гуляем. Потом зачем-то едем в Фатиму (Fatima) — если вы не католический паломник, то не повторяйте нашей ошибки. Затем едем в Баталью (Batalha), но монастырь-музей уже закрыт. Заезжаем в Лейрию (Leiria), но центр города перерыт ремонтными работами, а замок закрыт. Ночевать уезжаем в Назаре (Nazare), где селимся в частном секторе.

14 день. Полдня вальяжно смотрим Назаре, затем уезжаем в Алкобасу (Alcobaca), а затем в Обидуш (Obidos). К ночи приезжаем в Пениши (Peniche), где ночуем в гостинице PinhalMar (пожалуй, единственная, которую я бы не стала рекомендовать — сама гостиница нормальная, но расположена весьма бестолково).

15 день. Была запланирована океаническая прогулка на остров Берленга, но погода не позволила. Погуляв по берегу полуострова Пениши и в порту одноименного города, уезжаем на юг. С заездом в к вечеру приезжаем в Синтру (Sintra), успеваем до закрытия только в маврский замок. Уезжаем смотреть незабываемый закат на Кабо-да-Рока (Cabo da Roca) — самой западной точке Европы. Долго ищем ближайшие кемпинги или комнаты в частном секторе, в итоге ближе к полуночи заселяемся в Pensao Real на курорте Прая-душ-Масаш (Praia das Macas).

16 день. Утром возвращаемся в Синтру, смотрим монастырь капуцинов (Convento dos Capuchos) и дворец Пена, после чего направляемся сильно на юг в сторону Альгарве. Заезжаем в Вила-Нова-Милфонтиш (Vila Novа de Milfontes) и Алжезур (Aljezur). Перед закатом приезжаем в Сагриш (Sagres), селимся в частном секторе.

17 день. Смотрим Сагриш и мыс Кабо-Сан-Винсент (Cabo Sao Vicente), затем едем на восток. Смотрим Прая-да-Роша (Praia da Rocha), Силвиш (Silves) и Феррагуду (Ferraguda). На ночь останавливаемся в частном секторе на курорте Карвуэйру (Carvoeiro).

18 день. Продолжаем движение на восток, смотрим Албуфейру (Albufeira), Алмансил (Almancil), Ольян (Olhao), Тавиру (Tavira), Каштру-Марин (Castro Marim) и Вила-Реаль-ди-Санту-Антониу (Vila Real de Santo Antonio). В последнем селимся в гостиницу Residencial Baixa Mar.

19 день. Отдыхаем в Вила-Реале и на ближайшем пляжном курорте Монти-Горду (Monte Gordo), ночевка в той же гостинице.

20 день. Выдвигаемся в сторону Лиссабона, по дороге заезжаем в Алкасер-ду-Сал (Alcacer do Sal) и рыбацкую деревню Каррашкейра (Carrasqueira). Во второй половине дня гуляем по району Parque das Nacoes в Лиссабоне — ближайшему к аэропорту. В аэропортовом отделении Avis сдаем машину и удобным вечерним рейсом TAP Portugal вылетаем в Москву.

Насыщенно? Очень! Но свою задачу посмотреть Португалию по максимуму мы выполнили.

Несколько субъективных выводов из нашей поездки:

  • мелкие горные городки хотелось бы смотреть чуть более размеренно;
  • несколько городов оказались реальной потерей времени (например, Фатима, Вила-Нова-де-Мильфонтес и Алжезур);
  • ездить по Португалии и смотреть-смотреть-смотреть можно было бесконечно и хотелось еще и еще, пока ты вдруг случайно не оказываешься на океане — сразу залипаешь и не хочется никуда больше;
  • если вы хотите смотреть достопримечательности, то в Альгарве делать нечего (те достопримечательности, которые есть там, полностью рассчитаны на пляжного туриста, отдыхающего в этом регионе и зачем-то покинувшего свой прекрасный пляж, чтобы познакомиться с историческим наследием окружающих земель — то есть дороги и при этом особого интереса не представляют). Если же вы едете в Португалию купаться, то Алгарве — то, что вам нужно;
  • без машины мы бы не увидели и половины;
  • Лиссабон и Порто достойны того, чтобы вернуться в них без машины и посмотреть их хотя бы дня три-четыре каждый, а учитывая близлежащие достопримечательности, можно закладывать и по неделе.

Комфортное вождение

Иностранные путеводители все как один пугают, что португальцы водят как сумасшедшие. Один из них красочно описывает португальский стиль вождения: «местные водят так, будто только что угнали машину и несутся на ней с места преступления». Не знаю, что на самом деле думают другие иностранцы, но для русского человека португальцы водят вполне вменяемо. По крайней мере, у нас ни разу не было ни одной неприятной ситуации на дороге. Чужих аварий мы также не видели.

Пожалуй, единственное, чего не отнять и что могло смутить авторов европейских и американских путеводителей: скоростной режим в Португалии мало кто соблюдает. Слившись с толпой, не соблюдали его и мы 🙂

Главное, что для нас непривычно и почти шокирующе — узкие неровные улицы старых городов. Часто — со слепыми поворотами и перекрестками. Часто такой ширины, что от боковых зеркал до стен домов — не более метра. Часто — с сильными уклонами, так как большинство городов стоят на холмах или в горах. Хорошо еще, что подавляющее число узких улиц — с односторонним движением. Езду по историческим городкам осилят только люди с хорошим опытом вождения и железными нервами. В общем, перед поездкой в Португалию вспомните как трогаться с ручника и все такое.

Умение виртуозно парковаться в узких местах вам также пригодится. Но с этим проще: не можете запарковаться в понравившемся месте — найдете другое. Один раз в подземном гараже в несколько квадратных метров с тремя машинами и двумя колоннами внутри нам помогал разруливаться местный житель — без его советов мы бы не выехали, а для него решение задачи было совершенно очевидным. В общем, опыт и еще раз опыт!

Дороги платные и бесплатные

Дороги в Португалии отличные. Каждый раз, переезжая из одной горной деревни в другую, мы не уставали удивляться, насколько качественные дороги проложены там, где на самом деле проезжает лишь пара десятков машин в день — и это в разгар туристического сезона! Или — едем мы по очередной идеальной дороге где-то в Альгарве, вдруг на фоне прекрасного ровного асфальта появляются шероховатости бетонного цвета. Именно шероховатости. Но о том, что эти шероховатости на дороге есть, предупреждал восклицательный знако! Качество покрытия на трассах и автострадах также не обсуждается.

В общем, если вы хотите ездить по деревням — то ездите себе спокойно. Но если нужно попасть из одной удаленной точки в другую, то не жалейте денег и выезжайте на автостраду. У меня нет опыта вождения по другим странам, но цены на платные дороги Португалии показались смешными. Обычно мы платили что-то около 4-5 евро за час-полтора пути. Самое большее мы заплатили около 13 евро, проехав насквозь примерно треть Португалии. Учитывая, что все несутся со скоростью, превышающей 150 км/ч — платная дорога гарантирует вам быструю и комфортную езду.

Обратите внимание, что на некоторых автострадах Португалии действует система Via Verde. Оплата проезда по таким дорогам производится не непосредственно при выезде с трассы, а через пару дней — когда камеры слежения обработают полученную на трассе инфомацию.

Если ваш автомобиль оснащен специальным прибором, который при желании можно взять в аренду, то на дорогах со шлагбаумами вы едете мимо шлагбаума под буквой V, а по дорогам без шлагбаумов ездите, как душе угодно.

Если ваш автомобиль специальным прибором не оснащен — ничего страшного. На дорогах с будками и шлагбаумами вы действуете стандартным способом: при въезде на трассу берете талончик, при съезде с трассы платите (человеку или автомату, наличными или картой). Но если же вы попали на автострады Via Verde, то через пару дней после поездки (но не позднее, чем через 5 дней), вам надо найти любое почтовое отделение и попросить там произвести оплату Via Verde, продиктовав номер вашей машины. Операционист сделает распечатку ваших поездок и примет оплату.

Парковки платные и бесплатные

С парковками мы также не испытали особых проблем. Часто удавалось найти официальные бесплатные парковки или нормально встать где-то на обочинах (ориентировались на местных). Однако в крупных городах мы пользовались платными парковками (как на улицах, так и в специально отведенных зонах), и они не показались нам дорогими. Самое большее, что мы платили — 4 евро.

Для ночевок, конечно, удобнее заранее подбирать гостиницы с парковками. Но даже если у гостиницы стоянки нет, но на ресепшене вам обязательно подскажут, куда поставить машину на ночь.

Если вы ставите автомобиль на частную платную парковку, то система — как с платными дорогами: на въезде берете талончик, на выезде платите (человеку или автомату).

Если вы ставите автомобиль на платную парковку на улице, то попытайтесь понять ее правила. На многих указан период, во время которого стоянка должна быть оплачена. Например, если написано 9.00-19.00, то это значит, что если ваша машина стоит здесь с 9 утра до 7 вечера, то простой платный. А если вы приехали на это место поздно вечером и собираетесь уехать рано утром, то парковка для вас будет бесплатной. Обычно такие парковки бесплатны в выходные. Время платного и бесплатного периода указаны на каждой стоянке и могут отличаться друг от друга.

Оплачивается уличная парковка заранее. Поставив машину, нужно найти будку, решить, сколько времени вы собираетесь гулять без машины (стоимость периода — обычно от 15 минут до 4 часов — указана в прейскуранте). Кидаете монет на нужную сумму, нажимаете зеленую кнопку — и автомат выдает талончик, на котором написано время, до которого у вас оплачено стояночное место. Талончик кладете под лобовое стекло и уходите по своим делам.

Важно: для платных парковок нужно иметь при себе много разнообразных монет, так как автоматы не принимают банктоны и банковские карты.

Прокат автомобиля от Avis

Мы брали машину в Avis, потому что это был наш первый опыт поездки по загранице на машине и хотелось доверить эту часть программы опытной конторе, которая бы в случае проблем гарантированно (нам хотелось так думать) пришла бы на помощь. К счастью, никаких проблем у нас не возникло — ни с машиной, ни на дорогах. Так что качество антикризисного поведения от Avis мы оценить не смогли.

Все обязательные процедуры были пройдены комфортно. Когда мы пришли в прокатный центр, машина уже ждала нас. Нам сразу выдали все документы. Для спокойствия мы обследовали машину на имеющиеся повреждения, но затем оказалось, что они все были заранее схематично отмечены на документах, которые нам выдали.

Стандартная схема для машины нашего класса такая. Сумма оплаты включает в себя машину с полным баком, возможность безлимитного пробега, страховку при угоне и повреждениях. Франшиза — 1500 евро. Если бы мы повредили машину, то при сумме оцененного ущерба до 1500 евро, поломку плачивали бы мы. Если сумма выше или если вдруг машина была бы угнана, то с нас списываются 1500 евро, а остальное оплачивает страховая. При желании можно оформить более дорогие страховки, которые занижают сумму франшизы и даже сводят ее к нулю, но для наших 20 дней оплата супер-страховки значительно превышала сумму франшизы, так что от дополнительного страхования мы отказались.

Помнив о необходимости вернуть машину с полным баком всю дорогу, в самый последний момент мы все-таки забыли заправиться. Штраф в 30 евро, а также стоимость полного бака (около 50 евро, что примерно соответствует действительности) с нас списали на месте.

При возврате сотрудник Avis осмотрел автомобиль, заполнил все бумажки и сразу же выдал нам чек, в котором были указаны стоимость проката, штраф за незаполненный бак, стоимость бензина и НДС. Осталось на чеке только расписаться — и вы свободны, если хотите, чтобы оплата была списана с той карты, которую вы предъявляли при оформлении автомобиля. Если же вы хотите заплатить другой картой или наличными — нужно зайти в офис к кассиру и оплатить тем способом, который вам удобен.

Если вы сдаете автомобиль в аэропорту Лиссабона, то прямо в гараже есть тележки, на который можно погрузить багаж. Несколько метров по коридору — и вы оказываетесь в здании аэропорта.