Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Характерные черты древнерусской культуры презентация. Презентация на тему "культура древней руси"

Слайд 2

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

Слайд 3

Особенности культуры Древней Руси

1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

Слайд 4

«Феномен русской культуры»

1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

Слайд 5

Письменность. Существовала до принятия христианства.

1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.

Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

Слайд 7

Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

Слайд 8

Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

Слайд 9

«Киевские глаголические листки».

Слайд 10

Кириллица создана на основе глаголицы.

На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.

Слайд 11

В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

Слайд 12

Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

Слайд 13

Слайд 14

Материал для письма.

Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

Слайд 15

Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

Слайд 16

Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цераудобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

Слайд 17

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити - это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание - молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

Слайд 18

Образование

Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

Слайд 19

Литература

Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла.

Слайд 20

Михаил Врубель. Богатырь

Слайд 21

Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881-1898

Слайд 22

Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

Слайд 23

Илья Репин «Садко» Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Слайд 24

Летописание

«Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

Слайд 25

Слайд 26

Литература

Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в. «Чтения о Борисе и Глебе». «Хождения Даниила игумена в святые места». Владимир Мономах «Поучение детям». Даниил Заточник «Слово и Моления». Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

Слайд 27

Владимир Мономах «Поучение детям».

«…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

Слайд 28

(полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,- известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

Слайд 29

Художественное ремесло. Ювелиры

  • Слайд 30

    Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

    Слайд 31

    Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

    Слайд 32

    Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

    Слайд 33

    Перегородчатая эмаль.

    Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

    Слайд 34

    Слайд 35

    Слайд 36

    Слайд 37

    Русь – страна Гардарики.

  • Слайд 38

    Слайд 39

    Слайд 40

    Десяти́ннаяце́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

    Слайд 41

    Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются

    Слайд 49

    Ссылки на используемые изображения.

    http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России»http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u… http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg http://www.1salamandra1.ru/ind…http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg http://filessystem.ru/?con=res… http://hportodox.ucoz.ru/load/… 12)Илья РепинСадкоhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. http://cinereo.zbord.ru/viewto… http://fineartblog.ru/%d1%80%d…

    Слайд 50

    Андрей Рябушкин. http://arena.in.ua/politka/215… http://referatyi.ru/tmpbfd-142… http://lno52.ru/index/0-215 http://bg.convdocs.org/docs/in… http://riga.europe.lv/?p=4871 http://toolxool.ru/69458..ru/?item=2b… http://metod-sunduchok.ucoz.ru… http://finefact.ru/45473-dospe… http://hotelsuz.ru/helgikol4ug… http://spasskievorota.ru/old78…http://spasskievorota.ru/old49…..Киева. Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка 11... http://abunda.ru/6169-rus-veli… http://fin.pp.ua/prostye-dekor… http://www.help-rus-student.ru… http://forum.knitting-info.ru/… http://de.academic.ru/dic.nsf/… http://tvoj.kiev.ua/map/sofia/ http://all-art.do.am/news/2009… http://ikons-allart.do.am/publ… http://900igr.net/fotografii/m… http://www.liveinternet.ru/use… http://everdream.ru/forum/inde… http://swordmaster.org/2011/04…

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей №36»

    Слайд 2

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

    Слайд 3

    Особенности культуры Древней Руси

    1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

    Слайд 4

    «Феномен русской культуры»

    1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

    Слайд 5

    Письменность. Существовала до принятия христианства.

    1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

    Слайд 6

    Кирилл и Мефодий.

    Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

    Слайд 7

    Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

    Слайд 8

    Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

    Слайд 9

    «Киевские глаголические листки».

    Слайд 10

    Кириллица создана на основе глаголицы.

    На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.

    Слайд 11

    В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

    Слайд 12

    Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

    Слайд 14

    Материал для письма.

    Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

    Слайд 15

    Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

    Слайд 16

    Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

    Слайд 17

    У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити - это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание - молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

    Слайд 18

    Образование

    Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

    Слайд 19

    Литература

    Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла.

    Слайд 20

    Михаил Врубель. Богатырь

    Слайд 21

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881-1898

    Слайд 22

    Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

    Слайд 23

    Илья Репин «Садко»

    Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

    Слайд 24

    Летописание

    «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

    Слайд 26

    Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.

    «Чтения о Борисе и Глебе».

    «Хождения Даниила игумена в святые места».

    Владимир Мономах «Поучение детям».

    Даниил Заточник «Слово и Моления».

    Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

    Слайд 27

    «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

    Слайд 28

    (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,- известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

    Слайд 29

    Художественное ремесло. Ювелиры

    Слайд 30

    Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

    Слайд 31

    Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

    Слайд 32

    Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

    Слайд 33

    Перегородчатая эмаль.

    Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

    Слайд 37

    Русь – страна Гардарики.

    Слайд 40

    Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

    Слайд 45

    Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

    Слайд 46

    Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045-1050 годах.

    Слайд 47

    Одежда: верхняя одежда, плащ.

    http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u… http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg http://www.1salamandra1.ru/ind… http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg http://filessystem.ru/?con=res… http://hportodox.ucoz.ru/load/… 12)Илья Репин Садко http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. http://cinereo.zbord.ru/viewto… http://fineartblog.ru/%d1%80%d…

    Слайд 50

    Андрей Рябушкин. http://arena.in.ua/politka/215… http://referatyi.ru/tmpbfd-142… http://lno52.ru/index/0-215 http://bg.convdocs.org/docs/in… http://riga.europe.lv/?p=4871 http://toolxool.ru/69458.htmlhttp://900igr.net/fotografii/i… http://slovoopolku.ru/?item=2b… http://metod-sunduchok.ucoz.ru… http://finefact.ru/45473-dospe… http://hotelsuz.ru/helgikol4ug… http://spasskievorota.ru/old78…http://spasskievorota.ru/old49…..Киева. Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка 11... http://abunda.ru/6169-rus-veli… http://fin.pp.ua/prostye-dekor… http://www.help-rus-student.ru… http://forum.knitting-info.ru/… http://de.academic.ru/dic.nsf/… http://tvoj.kiev.ua/map/sofia/ http://all-art.do.am/news/2009… http://ikons-allart.do.am/publ… http://900igr.net/fotografii/m… http://www.liveinternet.ru/use… http://everdream.ru/forum/inde… http://swordmaster.org/2011/04…

    Слайд 2

    Исторические условия формирования

    Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов) Достижения соседей (финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии (принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)

    Слайд 3

    Устное народное творчество

    Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей (идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)

    Слайд 4

    «Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»

    Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович

    Слайд 5

    Письменность и грамотность

    Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица - однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.

    Слайд 6

    Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:

    Слайд 7

    Крещение Руси – развитие грамотности

    Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София

    Слайд 8

    Школав Древней Руси

  • Слайд 9

    Первыерусские книги – произведение искусства

    Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный (прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни

    Слайд 10

    Древнерусская литература

    Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых

    Слайд 11

    Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу

    IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»

    Слайд 12

    «Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион

    1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире

    Слайд 13

    Русь – страна городов «Гардарики»

  • Слайд 14

    Торжок, торг

  • Слайд 15

    Зодчество –искусство строить и украшать здания

    Деревянное зодчество

    Слайд 16

    Жилые помещения - хоромы

    Боярские хоромы Княжеские хоромы (каменные) Чернигов.

    Слайд 17

    Избы крестьян

  • Слайд 18

    Каменное стоительство. к.X в.

    Приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы (Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор (Ярослав Мудрый)

    Слайд 19

    Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска

    Слайд 20

    Искусство украшения храмов

    Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков (смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы, святых апостолов

    Слайд 21

    Художественное ремесло

    Скань – (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв

    Слайд 22

    Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)

    Слайд 23

    Височные кольца

    Колты – полые височные кольца гривны

    Слайд 24

    Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор

    Слайд 25

    Техника черни

    Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле

    Слайд 26

    Перегородчатая эмаль

    На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.

    Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)