Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Гбоу воробьевы горы общедоступная группа за сохранение. Гбпоу воробьевы горы

Про Дворец пионеров на Воробьёвых горах можно сказать ровно одну вещь: это лучшее место Москвы, и в то же время - место совсем не московское. Непонятно, как оно существует в этом городе, непонятно, как оно существует в это время. Асимметричная зелёная площадь косо рассечена регулярной сеткой асфальтовых дорожек. С одной стороны - пятидесятиметровый флагшток из нержавеющей стали. С другой - лёгкое вытянутое здание с куполом обсерватории и козырьком на исчезающих колоннах. По центру - словно стекляшка типового советского кинотеатра. На фасадах модернистские панно, и всё очень буквально: пионеры, костры, трубы, Ленин - куда без него. За соединёнными в один комплекс зданиями растут ясени и орехи. Тихо, нет машин, по дорожкам гуляют школьники, - даже поздней осенью 2014 года здесь царят наполненные надеждой 1960-е.

Дворец пионеров стали строить сразу после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, а открывали 1 июня 1962 года - до публикации «Одного дня Ивана Денисовича» оставалось полгода, а до танков в Праге - вечность. На параде пионеров красную ленточку нового здания перерезал сам Никита Хрущёв. Дворец пионеров - это физическое воплощение оттепели и всего лучшего, что было в Советском Союзе. В стране росло первое послевоенное поколение, которому не нужно было бороться за своё существование. И чтобы удовлетворить их потребности в творчестве, впервые в советской истории для детей было создано место вечного праздника.

Дворец пионеров
на Воробьёвых горах

Шедевр советского модернизма, коллектив авторов удостоен Государственной премии РСФСР
в области архитектуры 1967 года

Архитекторы: Игорь Покровский (руководитель) , Феликс Новиков, Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Борис Палуй, Михаил Хажакян, Юрий Ионов (инженер)

Годы создания: 1958–1962

Площадь комплекса: 48 га

Число учащихся: 15 500 школьников






Строительство комплекса стало событием в архитектурной жизни СССР: в одном протяжённом здании были объединены несколько концертных и театральных залов, бассейны, зимний сад, обсерватория и пространства для выставок. Конкурс выиграли молодые и неизвестные архитекторы под руководством Игоря Александровича Покровского (будущего автора застройки Зеленограда) - всем в команде из семи человек не было и 35 лет. Проект стал их путёвкой в жизнь: когда в 1967 году была учреждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры, первыми её получили именно создатели Дворца пионеров.

Решение команды Покровского радикально отличалось от всего, что было прежде: это очень лёгкие, изящные и удачно вписанные в природное окружение здания, объединённые общим лаконичным и ясным стилем, - полная противоположность избыточной позднесталинской неоклассики. Несмотря на полувековой юбилей и необходимость ремонта, они и сейчас выглядят свежо, современно и разнообразно. Правда, архитекторам так и не удалось довести всё задуманное до конца: уже в 1963 году финансирование продолжения строительства свернули.











Дворец пионеров на Воробьёвых горах не сводится к одной лишь площади или выполненному с неоспоримым вкусом модернистскому ансамблю. Он куда масштабнее своих составляющих, и, попадая в это пространство, можно ощутить прикосновение к сакральному. Архитектура - это не только кирпичи, стекло и железобетон. Архитектура всегда выражает идеологию и настроение общества: по разнице между просторным Новым Арбатом и громоздким проспектом Академика Сахарова легко представить разницу между началом и концом брежневской эпохи. Дворец пионеров - живая утопия из того времени, когда люди верили, что скоро подчинят себе термоядерный синтез, создадут справедливое общество и на блестящей ракете полетят к далёким планетам. И в этом его парадокс.

Этот комплекс живёт в параллельной реальности - к концу XX века человечество испытало кризис веры в прогресс. Никому больше не интересно светлое будущее: зачем осваивать настоящий космос, если можно в социальных сетях обсудить космические приключения в новом фильме Кристофера Нолана? И даже больше - надежда на то, что дальше будет лучше, сменилась страхом перемен и желанием отгородиться от будущего, забыть о его существовании и вернуться в прошлое или хотя бы оставить всё так, как есть. Но, находясь на Воробьёвых горах, ты не чувствуешь этой мороки: прогресс - это здорово, а будущее не может не быть прекрасным. Потому что если оно не прекрасно, то зачем вообще жить?

На площади у Дворца пионеров несложно поверить, что всё будет хорошо. Хотя бы поэтому поздней осенью 2014 года это лучшее место Москвы.

Фотографии: Полина Кириленко

Видимо только стабильно выплачиваемая заработная плата, но не могу говорить с уверенностью

20.12.17 20:05г. Москва Аноним,

Видимо только стабильно выплачиваемая заработная плата

Больше всего понравилось на счет премии "как договоритесь" это как? Как на рынке надо торговаться?))) Общение с руководством было из серии как слепой говорит с глухим. У меня впечатлении, что товарищи либо настолько тупы, что не видят дальше своего носа, либо просто зомби, которые свято поклоняются своему адепту кормильцу Собянину и свято верят в добро и свет в этом беспределе и беззаконии....

24.03.16 09:35 г. Москва Алкснис,

Наличие общественных структур, которые полностью подчинен администрации и находятся на коротком ее поводке.

Организация "Воробьевы горы" полностью находится под кублуком московского правительства и занимается уводом бюджетным средств для нужд определенных чиновников. В связи с этим, интересы работников организации никому не интересны. Человеки просто используются в корыстных интересах руководства и выбрасываются потом "на помойку" как отработанный шлак. Постояннная текучка кадров, хамство,...

08.03.16 22:58 г. Москва Сотрудник,

Работаю в учреждении более трех лет. Не смотря на частую смену руководства атмосфера в коллективе спокойная. Увольняют,действительно, чаще чем раньше. Но эти увольнения вполне "заслуженные." Руководство очень адекватное и справедливое. Увольняет за "косяки " действительно, непростительные! Я пришел из коммерческой организации и в шоке- какие прощаются ошибки! В коммерции за такое давно бы...

Я знаю, где живет мечта, даже если она сбылась. Она живет высоко. На Воробьевых горах. Ее охраняет Мальчиш-Кибальчиш. Помните? "Плывут пароходы - привет Мальчишу! Пролетают летчики - привет Мальчишу! Пробегут паровозы - привет Мальчишу! А пройдут пионеры - салют Мальчишу!"

Так кончается "Сказка о Военной тайне..." Аркадия Гайдара. И начинается другая - уже современная.

Сейчас мимо Мальчиша-Кибальчиша по улице Косыгина спешат маршрутки и троллейбус N 7. А у его подножия зарыта капсула с землей с могилы писателя Аркадия Гайдара, похороненного над Днепром в крохотном городе Канев. Памятник Мальчишу открыли на территории Дворца пионеров на Воробьевых горах 19 мая 1972 года - в день 50-летия Всесоюзной пионерской организации. Капсулу с землей захоронили двумя годами позже. И тоже в день пионерии.

В этом году главный Дворец пионеров Союза (а теперь и России) отмечает 80-летие.

В далеком (как теперь кажется) 1936 году за мечтой со всех концов Москвы ехали в переулок Стопани. Точнее, дети ехали за воплощением мечты, так как просто грезить можно было и в таганской коммуналке, где на 43 человека был один умывальник (как, например, будущая прима театра и кино Наталья Гундарева), и в шпанских подворотнях Арбата (как актеры Ролан Быков и Игорь Кваша), и в элитном Доме правительства с видом на Кремль на улице Серафимовича (как писатель Юрий Трифонов)...

Мечтать в довоенной Москве можно было где угодно. Но воплотиться мечта могла только во Дворце. Во Дворце пионеров. "Зима 1937-38 годов была тревожной, трудной. До сих пор помню... ощущение праздничного, знобящего волнения... Почти бежал переулком к старинному дому, все окна которого были освещены... теплый, праздничный дом. ...Споры, обсуждения, взаимная разрушительная критика, интереснейшие лекции - все это пришло потом. Они дали мне что-то очень важное, без чего я не стал бы писателем", - писал о литературной студии Дома пионеров автор романа "Дом на набережной" Юрий Трифонов. В литературно-творческой студии на Стопани выросли писатели Юрий Трифонов, Сергей Баруздин, Анатолий Алексин, Сергей Львов... Жизнь здесь пусть на чуть-чуть, но опережала реальность, в которой существовали дети.

Жизнь складывалась из серых будней: вечно уставшие родители, неопрятный и нередко враждебный двор, раздраженные учителя, кажется, несправедливо штампующие "двойки" и "тройки" в твоем дневнике... А во Дворце пионеров "жизнь, как она есть" сказочно превращалась в "как могло бы быть". В как должно быть. В светлом будущем.

В Беларуси хорошо знают Ансамбль Локтева, Театр юного москвича, хор "Пионер", в Москве восхищаются ансамблем танца "Чабарок", хором "Крыничка", фольклорным ансамблем "Пралеска". Словом, дружим семьями…

Восемнадцатилетний студент Владимир Штейн создал здесь Кукольную студию, которая очень скоро стала всемирно известной. Шестилетней девочкой пришла в балетную группу Ансамбля песни и пляски Владимира Локтева (тогда коллектив еще не носил имя великого маэстро) Тамара Синявская - дочь простых московских рабочих. И стала всемирно известной оперной певицей. Сергея Никоненко в кино привела любовь... Нет, не только к искусству - к обыкновенной девчонке в веснушках. Из-за нее он и остался в театральной студии Дворца пионеров.

Игоря Квашу вытащил из блатной малины Арбата Ролан Быков. И привел во Дворец пионеров. Детский театр указал друзьям путеводную звезду.

В 1962 году Московский городской дворец пионеров переехал из переулка Стопани на Воробьевы горы.

У всех дворцов и домов пионеров была "военная тайна" - они хранили мечту и дарили ее воплощение тем, кто этого хотел больше остальных. Дворцы пионеров были территорией хороших лиц, горящих глаз, добрых сердец, верной дружбы... В свою черно-белую жизнь ты уходил с факелом внутри. Пусть на вершок, но взрослее, окрыленнее, свободнее...

А как сейчас? Не выветрилась романтика из стен Дворца пионеров за 80 бурных лет? Чем нынешний Дворец пионеров на Воробьевых горах отличается от своего "прадедушки" в переулке Стопани? - забросал я вопросами генерального директора Дворца пионеров Андрея Шашкова.

Невозможно откорректировать и уж тем более заменить классику. Да и зачем?! - размышляет над моим вопросом Андрей Анатольевич. - В наш Дворец пионеров на улицу Косыгина из переулка Стопани переселилась аура творчества, поиска, самосовершенствования... Есть вещи, которые с течением времени не меняют свою ценность. Доброта. Любовь к детям. Ответственность. Умение дружить. Умение слушать и слышать. Желание помогать друг другу. Это определяющие личность качества, без которых нельзя шагать дальше. Мы постарались их сохранить. И мастерство ремесел, и нравственные качества передаются, что называется, из уст в уста, а подавляющее большинство наших педагогов - выпускники родного Дворца пионеров.

Другое дело, чему сейчас обучают, какие прививают навыки. Все классическое мы сохранили: авиамоделирование, судомоделирование, робототехника, космос, шахматы, военно-патриотическая подготовка, экология... Все, что было и будет востребовано временем. Добавились сотни других дисциплин. Скажем, практическая астрофизика. У нас своя обсерватория, свой планетарий...

Даже звезда есть, названная в честь Дворца пионеров на Воробьевых горах.

Да. И этим можно гордиться. Как и тем, например, что из стен дворца вышло два летчика-космонавта, Героя России - Сергей Рязанский и Борис Моруков. Биохимик и врач-кардиолог. Оба занимались в кружке экологии нашего Дворца пионеров.

Мы стараемся давать детям образование на стыке наук, на стыке предметных областей.

У ребенка должен быть выбор. Каждый ребенок талантлив. Надо это суметь разглядеть и развить. Хотите уникальный факт?

Известный математик, академик Алексей Семенов занимался в нашем дворце в кружке... кулинарии. Сейчас Алексей Львович - доктор физико-математических наук, ректор Московского государственного педагогического университета. Руководитель группы, создавшей новую концепцию развития образования в России.

Будущее страны начинается в школах и во дворцах пионеров, во дворцах творчества. Тот, кто контролирует детство, тот контролирует будущее.

Андрей Анатольевич, а вы в детстве посещали Дворец пионеров?

Обязательно. Не могу назвать себя выпускником дворца, но лет в девять меня привел в шахматную секцию отец. Правда, потом я перешел в другую спортивную школу - "Самбо-70". А когда стал ее тренером-преподавателем, а потом и директором, мечтал создать в школе шахматный класс. (А.А. Шашков помимо того, что кандидат педагогических наук, еще и заслуженный тренер России. - Авт.)

Так вы - самбист с шахматным уклоном?

Ну, если угодно... - смеется Шашков.

Ансамбль песни и пляски имени Локтева Дворца пионеров - живая легенда не только Дворца пионеров на Воробьевых горах, но и всей российской культуры. Это фабрика звезд - кино, балета, театра... Локтевцы много гастролируют по России и миру. Бывают и в Беларуси. Особенно полюбился им детский лагерь "Зубренок". В "Зубренке" юные москвичи совмещают приятное с полезным - и отдыхают, набираясь здоровья, и радуют белорусских сверстников своим мастерством. В свою очередь, коллективы Минского государственного Дворца детей и молодежи бывают в гостях на Воробьевых горах. Что называется, дружат семьями.

Знаменитые выпускники Дворца пионеров

Писатели Анатолий Алексин, Сергей Баруздин, Григорий Горин, Сергей Львов, Юрий Трифонов... Актеры и режиссеры Владимир Андреев, Юрий Богатырев, Иван Бортник, Ролан Быков, Наталья Гундарева, Ольга Кабо, Людмила Касаткина, Игорь Кваша, Авангард Леонтьев, Александр Митта, Ольга Науменко, Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Станислав Ростоцкий, Вячеслав Спесивцев, Даниил Спиваковский, Виктория Толстоганова, Владимир Штейн... Примы и премьеры Большого театра Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Тамара Синявская. Космонавты Борис Моруков и Сергей Рязанский. Шахматисты Юрий Авербах, Михаил Кобалия, Александр Никитин, Андрей Рычагов, Валерий Чехов, Артур Юсупов...

15.06.2017

Мы публикуем сегодня одно из интервью, взятых в рамках специального проекта " ". О проблемах на своем рабочем месте рассказала преподаватель ИЗО ГБОУ "Воробьевы горы", член профсоюза "Учитель" Виктория Вдовина.

"Я работаю в ГБПОУ «Воробьевы горы». Раньше это был Дворец Пионеров федерального значения - тот самый, на Ленинских горах. Сейчас несколько учреждений слили в одну большую организацию под этим названием, и вот происходит та же история, что и с объединениями школ в учебные комплексы - падает качество образования.

Сокращения

Расскажу про первую схему, которая произошла в 2014 году - она случилась, видимо, везде. Сначала нам стали сокращать должности так называемого среднего звена: заведующих студиями, лаборантов, педагогов-организаторов, методистов. Это были очень важные специалисты, которые выполняли всё по собственным должностным инструкциям и получали зарплату по трудовому договору: нарушить их права было очень сложно. Но постепенно эти ставки были сокращены.

Сократили их по-особенному: заставили подписать «переходную» бумагу, пообещав, что все прежние обязанности останутся в виде функционала. Этот функционал, значит, как-то описывается и оплачивается. И сами понимаете, что должность педагога - то, что защищается трудовым законодательством, а функционал - воля руководства, его всегда можно снять. Что и произошло практически через полгода с большим количеством сотрудников. Таким образом всех неугодных либо уволили, либо порезали по зарплатам.

Наши педагоги стали, знаете, такими неопознанными летающими объектами - каждый теперь летает сам по себе. У нас нет ни коллектива, ни общей цели, ни общения вокруг какой-то художественной задачи.

Реорганизация и понижение зарплат

Положение наше ухудшилось не только из-за того, что сократили специалистов среднего звена. Нам выдали на подпись шаблонные бумаги: «прошу перевести меня в отдел ландшафтоведения». Почему мы, художники, должны это подписать? Ответ такой: «это формальная реорганизация». При этом мы узнали, что ни одной группы по ландшафтоведению в этом отделе нет... Зато там есть начальник, и, видимо, ему нужно помочь просидеть дальше на своём стуле.

Начальника этот совершенно не заинтересован в художественном образовании. Ему вообще ничего не нужно: ни выполнение программы, ни выезды, ни пленэры. Таким образом, перейдя в отдел, который не имеет к нам никакого отношения, мы просто-напросто понизили свою квалификацию. Мы уже не художники, а «сотрудники отдела ландшафтоведения». При этом почти все педагоги это подписали - никто не ориентируется в своих трудовых правах.

Тех, кто не перевёлся, начали прессовать. Уже летом людям говорили: «а вы у нас больше не работаете, вы перевод не сделали, а вашего отдела нет». Когда был день открытых дверей, нам даже не поставили столы, а детей к нам не зачисляли до декабря, хотя занятия велись. Пришла руководительница и сказала: «эти педагоги у нас не работают, мы их не знаем, они с улицы». И всё это при родителях. Кого-то из новеньких пришлось догонять, объяснять, что к чему.

«Перевод» художников в ландшафтоведение окончился тем, что зарплата наша стала восемнадцать тысяч, а у остальных, кто согласился - двадцать пять. Это начальная ставка. Считается, что всё остальное сверху - надбавка за «хорошую работу». Критериев нет. А очень хотелось бы. Мы-то давно уже забыли, что существуют какие-то премии. Потом мы судились, и невыплаченные деньги нам вернули. Теперь мы все получаем по двадцать пять.

Зарплата начисляется непрозрачно. Начальство как-то даже умудрилось сказать, что система, по которой она рассчитывается - «секретная информация».

Спрос есть, денег нет

Художественное образование пользуется большой популярностью, у нас огромные наборы. А мы не можем с нашим руководством договориться о том, что нам нужен дополнительный педагог, дополнительные часы. Каждый год начинается борьба: администрация так перегружает группы, что качество нашего образования падает. Если норматив - от восьми до двенадцати детей, то у меня бывает двадцать пять, а если до двадцати, то у меня и пятьдесят детей желающих находится. Всё это мы сообщаем, пишем служебные записки, говорим, что нужно внести изменения в учебный план и взять нового педагога. Но даже на вакансию сотрудника в декрете они, нарушая все законы, не дают нам человека.

За отсутствующих сотрудников за ту же зарплату мы выполняем дополнительную норму. И не только «по детям», но ещё и за функционал, который сняли.

Есть три уровня программ: ознакомительные, базовые, углублённые. Базовые и углублённые нужно подтверждать. При этом базовая программа требует не менее, кажется, пятидесяти процентов участников разных конкурсов и не менее тридцати процентов победителей. Углублённая подразумевает восемьдесят процентов участников и половину победителей. Это постановил департамент образования, и мы обязаны выполнить приказ. Но такое распоряжение противоречит всякой логике - даже стольких конкурсов нет в Москве! Куда педагог должен посылать детей? И где искать эти конкурсы, если администрация вообще ничего не предлагает?

Из департамента спустили список конкурсов, но их было по пальцам пересчитать, и во всех мы поучаствовали, даже проект выставочный сделали. И мы, и дети, и родители довольны результатами: когда мы где-то не побеждаем, то обязательно берём лауреатский диплом. Но это всё равно никак не может покрыть нормы, если у каждого педагога - по семь групп, как у меня. А проценты победителей рассчитываются для каждой группы в отдельности, а не для всех учащихся.

Притом заниматься мы должны просто-напросто без всего. У нас нет гипсов, нет материалов, и даже документы на пленэр или выезд администрация нормально оформить не может. Например, мы пришли рисовать в Ботанический сад и оказались у закрытых дверей, хотя занятие было запланированным.

Мы защищаем и свои права, и права учеников. Прежде всего мы хотим, чтоб количество детей в группе было адекватным, чтоб было обустроено помещение (в нашем даже нет жалюзи). Но деньги абсолютно не выделяются. И это бюджет. Нам открыто говорят, что ни на что нет финансирования.

«Если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше» ©

Есть мнение, что педагог - это такой раб. Разные находятся поводы у администрации для того, чтоб убрать непослушного раба. Нам сказали, что в нашем центре всегда было только техническое образование (он называется Домом технического творчества), поэтому художников мы отсюда будем убирать. Это противоречит даже указу о том, что в шаговой доступности в каждом районе должны быть разные виды дополнительного образования (ИЗО-студий у нас больше нет). Родители, спасибо им, вместе с нами отстояли здание.

Директора после этого сняли за превышение полномочий. При этом он прекрасно в соседнем корпусе устроился - с ещё лучшей зарплатой и в отдельном кабинете.

Тогда же от нас уходили совершенно замечательные кадры. Всех, в том числе «бунтарей», либо сокращали, либо страшно задерживали им зарплаты. Люди просто увольнялись «по собственному желанию», потому что было не на что содержать семью. Например, Санадзе Эдуард Шалвович, музыкант, ушёл. При этом он, помимо бюджетных, вёл и платные группы, но даже за них ему не начисляли зарплату.

Пока мы не прошли всю эту школу выживания, мы всегда выполняли устные распоряжения начальства. Притом они звучали, например, так: «мы вам больше часов не дадим». И всё - они вам просто не дают, а вы никуда и не жалуетесь. Или, допустим, как у меня: «мы сокращаем вашу должность заведующей студии». На каком основании? Реорганизация? Тоже непонятно.

Когда этим вопросом занялась прокуратура, начальству выписали штраф, и, видимо, предписали вернуть должность. Но меня не вернули на пост заведующей, а сделали руководителем проекта, что тоже было обманом - проект потом закрыли без объяснения причин.

Детей у нас часто не записывают на бюджет или всячески этому сопротивляются. Отбраковывают документы, говорят, что мест нет... Ужасно поступили с физикой, на которую было очень много желающих: преподавателя травили и уволили (или, скорее, попросили уволиться) потому, что в его бюджетной группе было слишком много детей. Это был прекрасный педагог, и ученики, которые, например, должны были заниматься на два часа позже, приходили раньше, чтоб посидеть на лишнем уроке.

После того, как дошкольное образование сделали платным, нам объявили, что теперь все программы с девяти (некоторые - даже с десяти) лет тоже будут внебюджетными, и их нужно переписать. Тогда у нас снова многие ушли - им было стыдно сказать тем детям, которые учились у них бесплатно, что завтра им нужно будет платить. А это достаточно большие суммы для многодетных семей или родителей детей с ограниченными возможностями. Совершенно никаких льгот нет.

Все педагоги, пользуясь устными распоряжениями своих руководителей, конечно, переписали и утвердили новую программу. А мы упёрлись: в это время мы уже сотрудничали с профсоюзом «Учитель», писали статьи в СМИ... Я сказала, что ничего переписывать не буду, потому что не видела документа о том, что должна это сделать. «Нет, это не письменное, это решение какого-то методического совета департамента...». Я говорю: как угодно, только дайте посмотреть, и я тут же подчинюсь.

Конечно, ничего не предоставили. В итоге из департамента спустили бумагу: с семи лет - таки да! - можно бесплатно. Даже с шести, если ребёнок уже в школе. И вся Москва получила бесплатное школьное дополнительное образование.

Лакомый кусок

Этим летом в Сети были обнародованы документы о проверке «Воробьёвых гор» и информация о хищении нашим руководителем (речь идёт об Андрее Шашкове, бывшем директоре учреждения - прим. ред.) суммы в размере пятидесяти двух миллионов. Уголовного срока он не получил. Более того: сейчас он руководит Центром патриотического воспитания. Очень почётную должность имеет.

Мнение эксперта. Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"

О формировании зарплатного фонда учителей и НСОТ

Фонд оплаты труда (ФОТ) формируется школой самостоятельно из тех средств, которые школа получает как бюджетное образовательное учреждение. Чем больше в школе учащихся, тем больше ФОТ - в этом и состоит нормативно-подушевой принцип финансирования. В конце концов, именно директор как работодатель определяет зарплату работников. Но, к сожалению, ни у работников, ни у родителей нет никаких способов влияния на то, какой норматив примет тот или иной регион. Расчеты нормативов не публикуются, хотя они прямо связаны с правами детей на образование и учителей - на достойную оплату труда.

Как именно распределяется ФОТ, должно быть прописано в школьном Положении об оплате труда. Если в школе сильный педколлектив, он может настоять на том, чтобы справедливо распределить имеющиеся средства. Но чаще всего школьные Положения копируют примерные, рекомендованные региональным управлением образования.

В 2008 году начался переход на Новую систему оплаты труда (НСОТ). Была отменена общая для всей страны тарифная сетка, зарплаты педагогов теперь могут отличаться в разы даже в соседних школах. По НСОТ зарплата делится на 2 части: базовую (то есть гарантированную) и стимулирующую (зависящую от «качества работы» педагога, которое невозможно объективно оценить). С точки зрения закона, стимулирующие - это вид премии, а премию никто не обязан выплачивать, это право директора наградить кого-нибудь премией, если он посчитает нужным. Кроме того, по действующей системе получается, что если все работники работают качественно, их зарплата не растет, потому что часть фонда оплаты труда, отведенная на стимулирующие выплаты, остается постоянной и «стоимость» одного балла просто уменьшается. Педагоги одного учреждения должны конкурировать между собой за баллы, что делает невозможной саму идею наставничества и передачи опыта. Теперь опытный педагог видит в молодом только конкурента, который отберет у него баллы, если будет учить хорошо.

Когда НСОТ вводили, финансирование школ увеличили, чтобы показать преимущества НСОТ. Сейчас, при общем сокращении финансирования, педагоги поняли, как их обманули. Все чаще звучат требования отменить НСОТ.

О достоверности цифр Росстата

Как делается расчет средней зарплаты по школе? Несколько нехитрых приемов, не являющихся обманом в прямом смысле слова.

Во-первых, педагогов вынуждают брать большую нагрузку. Согласно данным Центра социологических исследований Минобрнауки РФ в апреле 2015 года почти половина педагогов работали с перегрузкой: 38% на 1,5 ставки, 8,4% на 2 ставки. Кроме основной работы 82,9% учителей имели дополнительную нагрузку: учебную - 47%, организационную - 15,5%, воспитательную - 9,5%, индивидуально работали с учениками - 11,7%. 65% занимались уборкой класса и территории. С тех пор объем нагрузки на учителей вырос еще больше.

Во-вторых, в статистику не включают педагогов-совместителей и педагогов с нагрузкой меньше ставки.

В-третьих, во многих школах есть платные образовательные услуги. Так вот эти деньги приплюсовывают к основной зарплате, таким образом родители помогают отчитаться в выполнении региональной властью «майских указов».

О выполнении «майских указов»

В 12-13 годах было повышение финансирования в ряде регионов. Но достаточно быстро чиновники сообразили, что можно не увеличивать финансирование, а вынуждать директоров сокращать педагогов и увеличивать нагрузку оставшихся. Тем более при общем экономическом кризисе.

Уже давно стало ясно, что «майские» указы не могут быть выполнены. Об этом заговорили даже в ОНФ и Министерстве образования. В некоторых регионах губернаторы прямо говорят о том, что «майские» указы - не нормативные акты, а пожелания.

О требованиях профсоюза «Учитель»

Сейчас ситуация в Москве все-таки лучше, чем во многих регионах. Несколько лет назад наши основные претензии к департаменту образования Москвы были связаны с так называемой реорганизацией образовательных учреждений. К сожалению, ни нас, ни родителей не услышали, а организовать серьезное сопротивление тогда не получилось.

Вторая претензия связана с непрозрачностью формирования нормативов. Нынешние нормативы не пересматривались уже 6 лет. И, главное, никто не отвечает на вопрос, как этот норматив рассчитывался. Например, в ряде регионов предусмотрены коэффициенты для школ-интернатов, гимназий и т.д. В Москве ничего подобного нет.

Что касается общероссийских требований, то они очевидны:

1. Признать ошибкой переход на НСОТ.

2. Установить единые для всей страны минимальные ставки заработной платы учителей, воспитателей, преподавателей и других педагогических работников, привязанные к среднему уровню оплаты в стране; регионам предоставить право увеличивать ставки, но не уменьшать их. До внесения таких изменений ежегодно проводить индексацию нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений в соответствии с уровнем инфляции.

3. Изменить методику расчета средней зарплаты по региону: определять размер зарплаты в пересчете на ставку часов. Это позволит пресечь практику формального увеличения заработной платы педагогов путем увольнения части из них с установлением непосильной нагрузки на оставшихся.

4. Закрепить правовыми актами категорический запрет на принудительное привлечение преподавателей к выполнению работ, не предусмотренных трудовыми договорами и должностными обязанностями.

5. Издать нормативный акт, гарантирующий оплату работы учителя свыше 36 часов в неделю как сверхурочных.

6. Обеспечить выплату компенсации педагогам за все виды работ на Государственной итоговой аттестации.