Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Диалог цивилизаций якунин. «Диалог цивилизаций» как теоретическая модель многополярного миропорядка

22.05.2014 15:25

Общественно-благотворительный Фонд "Диалог Цивилизаций" является независимой некоммерческой благотворительной организацией. Фонд создан в целях содействия единению граждан Республики Таджикистан, и организации диалога между представителями различных культур и религий в условиях светского государства.

Одной из основных миссий Фонда "Диалог Цивилизаций" является помощь в становлении национального и международного мира и процветания путем развития многостороннего сотрудничества. Фонд "Диалог Цивилизаций" считает, что Таджикистан может внести большой вклад в дело развития региона, благодаря чему будет развиваться и сам. Фонд "Диалог Цивилизаций", веря в эту идею, ставит перед собой задачу донести ее до большего числа людей, организаций и народов мира.

В Фонде "Диалог Цивилизаций" также верят в силу образования. Фонд полагает: чем лучше образование, тем лучше отношения. И естественным результатом лучшего образования является более здоровый диалог между сторонами и снижение вероятности конфликтов.

Фонд нацелен на производство правильной информации и проведение ее качественного анализа. Фонд "Диалог Цивилизаций" считает, что у каждого человека есть право на доступ к правильной и честной информации.

Марк Слебода

Редким для ООН единогласным голосованием, Генеральная Ассамблея ООН приняла предложение ученого и тогдашнего президента Исламской Республики Иран Мохаммеда Хатами объявить 2001 год «Годом диалога между цивилизациями». Это нормативное видение стремилось создать новую этиче­скую парадигму международных отношений и разработать по-настоящему мультикультурное международное общество, ос­нованное на простой предпосылке «единства в многообразии», на политической поддержке и проявлении присущего миру культурного плюрализма, происходящем из стремления меж­культурного уважения и понимания. «Диалог цивилизаций» призывает к «пересмотру и обсуждению основ ориентирован­ного на Запад и либерального мирового порядка», и тем самым «представляет собой мощный нормативный вызов современной политической ортодоксии, скрытой во всех крупных политиче­ских дискурсах будущего мирового порядка» (Petito 2009, 12). Печально, и в ретроспективе трагично то, что этим предложе­ниям не было суждено претвориться в действие или получить развитие ни теоретически, ни политически, поскольку события опередили политический процесс.

Как иронично, что после событий 11 сентября 2001 г. «Меж­дународный год диалога между цивилизациями» стал более из­вестен как год «Столкновения цивилизаций», как точка водо­раздела, которая положила начало «войне с террором» США и

остальных стран Запада или «Долгой войне», тому, что было бы правильнее рассматривать как гегемонистскую борьбу по принуждению «черных дыр», «государств-изгоев» и организа­ций исламского мира к принятию либерального и космополити­ческого западного политического и экономического мирового порядка. Международный терроризм, таким образом, является предсказуемой реакцией, симптоматичной росту значимости культурной идентичности, протестом и ответом на движимую капитализмом социально навязчивую и агрессивную неоли­беральную глобализацию и модернизацию. Это было широко воспринято как отказ от исторически детерминированного и триумфального либерального демократического / капиталисти­ческого «Конца истории» Фрэнсиса Фукуямы, с его разруши­тельным навязыванием ложной универсальности и однородно­сти, и как реабилитация работы на основе культуры Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» в качестве теорети­ческой парадигмы понимания международных отношений по­сле окончания холодной войны.

Даже Хантингтон, однако, утверждал, что единственным способом избежать или уменьшить это «Столкновение цивилизаций» является строительство многополярного и многоцивилизационного порядка, вовлеченого в процесс поликультурногоимежцивилизационногодиалога.Цивилизации организованы вокруг того, что он определил как «основные государства», которые являются «источниками порядка» цивилизации, поскольку государства-члены рассматривают их как «культурных родственников». Он продолжает: «Мир, в котором ядро государств играет ведущую или доминирующую роль является миром сфер влияния». Эти основные государства действуют в качестве основных игроков и посредников между цивилизациями, создавая мировую политическую систему (Huntington 1996, 156). Структурные реалисты назвали бы эти основные государства «Великими державами» и определили бы мир сфер влияния как многополярный. «Диалог цивилизаций»

отличается от парадигмы «Столкновения цивилизаций» в том, что первый стремится нормативно предотвратить или смягчить последнее.

Цивилизационный дискурс становится все более полезным аналитическим инструментом для исследователей международ­ных отношений и деятелей внешней политики в связи с умень­шением превосходства политико-экономической идеологии для формирования личностей, государств и геополитических бло­ков или союзов после окончания биполярной холодной войны и с сопряженным возрождением значимости культуры как в фор­мировании самосознания, так и в увеличении конфликтов и на­пряженности, возникающих на основе этнической, племенной и религиозной самобытности и различий. Признавая важность Хантингтона или его современника Александра Панарина, а также более ранних теоретиков, таких как Бродель, Шпенглер и Тойнби для закладывания своих основ, цивилизационный дис­курс эволюционировал за пределы Гердеровского и полностью примордиалистского и эссенциалистского определения циви­лизаций как унитарных и неизменных игроков, предопреде­ленных строить свои отношения в первую очередь на основе конфликта.

Поэтому мы можем определить цивилизацию как «высшее культурное образование народов и широчайший уровень куль­турной идентичности», которые характеризуются «общим язы­ком, историей, религией, обычаями, институтами, а также субъ­ективной самоидентификацией людей» (Huntington, 1996, 43). Она представляет собой «самую широкую, самую емкую обо­лочку культурных признаков, связанных прямо или косвенно, явно или неявно с географическим расположением и временны­ми сдвигами. Цивилизация равнозначна культуре, выраженной в пространстве и во времени. В основном в пространстве. Вре­мя становится решающим в попытках обозначить изменения в способах производства и закономерности влияния, которые ха­рактеризуют цивилизацию от досовременной до современной

фазы истории (Lawrence, 2010, 157). Цивилизации являются как множественными, так и внутренне плюралистическими, они возникают и вымирают. Являясь социальными конструкци­ями частичной первичности, они могут стать политически ове­ществленными, особенно когда они взаимодействуют с други­ми цивилизациями (Katzenstein, 2010, 6-7). Они сталкиваются, соревнуются, сотрудничают, опыляют друг друга, развиваются и скрещиваются в своих отношениях с другими цивилизация­ми. Конфликт внутри цивилизаций происходит даже чаще, чем между основными цивилизационными государствами или ли­ниями активного разлома цивилизаций. Цивилизации скорее свободны и внутренне дифференцированы, чем последователь­ны, однородны и едины, они являются интерсубъективными культурными комплексами, которые не имеют четко определен­ных пределов или границ и часто пересекаются друг с другом. Как культурные образования, они не являются политическими игроками по своей сути, но содержат в себе государства и дру­гие социальные формирования и личности, которые действуют за них. В свою очередь, цивилизации рассматриваются как су­ществующие не в рамках определяющейся анархией системы, а в более широкой географической и исторической глобальной экумене с несколькими возможными современностями, или в мировой форме правления, или, возможно, как предлагает Айзенштадт, в рамках более крупной единой цивилизации со­временности, технологического и светского общественного порядка, созданного международной государственной систе­мой, международными организациями и глобальной торговлей

(Eisenstadt, 2001).

Принято считать, как в науке международных отношений, так и во внешнеполитических кругах, что «момент однополярности» Краутхаммера закончился, и что глобальная гегемония американских и западных цивилизаций приходит в упадок. Это можно увидеть в двух основных проявлениях. Во-первых, в обременении общественных ресурсов, а

Концептуализация «Диалога цивилизаций» вновь появля­ется в качестве альтернативного способа теоретизирования по поводу более справедливого и разнообразного многополюсного миропорядка, обеспечения глобального мира и безопасности, а также управления неизбежной напряженностью и конфликтами между Великими Державами, или основными цивилизацион-ными государствами, более подходящего, чем реалистическое балансирование «Союза власти». Таким образом «Диалог ци­вилизаций» является нормативным и идеалистическим, но не утопическим, так как он не зависит от абсолютной веры в про­гресс, ложную универсальность или веру в человеческое со­вершенствование, типичное для либерального космополитиз­ма. Модель альтернативного мирового порядка, вдохновленная «Диалогом цивилизаций», определяется тремя измерениями

(Petito, 2009, 52). Во-первых, многополярностью в качестве ориентации в пространстве, что является нео-регионалистиче-ским возрождением идеи Карла Шмитта о "Grossraum" (боль­шом пространстве), или силы, балансирующей макро-региона­ми по цивилизационному признаку, а также «многосторонними переговорами между государствами как нормативным источни­ком и демократической легитимацией процессов региональной интеграции» (Mouffe, 2007 и Zolo, 2007, 7). Этот баланс сил, подверженный искушению «конфликтовать», будет сочетать­ся с бОльшим акцентом со вторым нормативным измерением «Диалога цивилизаций» - новым текстурированным межкуль­турным международным правом (право народов) (Petito, 2009, 56), которое подкрепляет принципы Устава ООН о суверени­тете государств и невмешательстве во внутренние дела, отвер­гая вмешательство с помощью ревизионистской западной кон­цепции права на защиту (R2P), западных представлений о так называемых «универсальных» правах человека и характерного для международного права юридического позитивизма, в поль­зу межкультурного диалога о нравственности, признания куль­турных различий и социальной этики «реально существующих сообществ» (Dallmyr, 2004, 47). Третье измерение «Диалога ци­вилизаций» - это серьезная приверженность делу мира путем активного многокультурного и многоцивилизационного диало­га и дискурса на разных уровнях и в разных сферах. Таким об­разом «Диалог цивилизаций» нацелен не на строительство стен или преград сдерживания и разделения между цивилизациями, а скорее на наведение мостов взаимопонимания. «Активная политика диалога цивилизаций представляет собой сочетание механизма связи между многополярностью и новым межкуль­турным международным правом как способа изначального сни­жения риска культурного обособления и в результате, диалоги­ческого включения большинства» (Petito, 2009, 6).

По сравнению с провалом непривлекательной однополярной и унифицирующей либеральной гегемонии Запада вместе с глобализацией, движимой неолиберальным

экономическим редукционизмом и эксплуатацией с одной стороны, и возможными геополитическими столкновениями формирующегося многополярного мира, основанного на шатком балансировании «Союза власти», с другой стороны, подлинный «Диалог цивилизаций» обеспечит больше возможностей для борьбы с поистине глобальными проблемами истощения ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) уже обладают структурой, членством и артикулированными принципами, которые делают их хорошим институционализированным примером такого многокультурного и многоцивилизационного диалога и сотрудничества на практике. Евразийство является примером идеологии и международного общественного движения, которое охватывает эти принципы. Такие мультикультурно конституированные процессы и структуры региональной интеграции и цивилизационного сотрудничества в большей степени способствуют мирному мировому порядку, так как они выступают в качестве профилактического противоядия от возможной негативной политизации культурных различий в глобальном масштабе, обеспечивая законные каналы для выражения несогласия, не позволяя антагонизмам принимать крайние формы инакомыслия, которые сегодня определяются как культурно фундаменталистский терроризм. Таким образом, дискурс «Диалога цивилизаций» появился не из политического или теоретического вакуума, но в ответ на глобальные проблемы и кризисы, которые стоят перед нами сегодня, в частности, надвигающийся кризис порядка в сочетании с растущей во всем мире политической манифестацией культурного плюрализма и различий (Petito, 2009, 53, 60). «Диалог цивилизаций» - это возможный ответ на эти явления, это международная политическая теория для нормативного структурирования многокультурного и многополярного международного сообщества.

Библиография:

    Dallamyr, Fred (2004). Peace Talks - Who Will Listen? Notre Dame, IN, USA: Notre Dame University Press.

    Eisenstadt, S.N. (2001). «The Civilizational Dimension of Modernity: Modernity as a Distinct Civilization,)) International Sociology, 16(3): 320-340.

    Fukuyama, Francis (1992). The End of History and the Last Man. New York: Free Press.

    Huntington, Samuel (1996). The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. London, UK: Simon and Schuster.

    Katzenstein, Peter J. (2010). Civilizations in World Politics: Plural and Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge.

    Krauthammer, Charles (1991). «The Unipolar Moment,» Foreign

Affairs, no 1:23-53.

    Lawrence, Bruce B. (2010). «Islam in Africo-Eurasia: A bridge civilization,» in Katzenstein, Peter J. Civilizations in World Politics: Plural and Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge, 157.

    Mouffe, Chantal (2007). «Carl Schmitt"s Warnings on the Dangers of a Multipolar World,» in Odysseus and Petito (eds.) The International Political Thought of Carl Schmitt, 147-153.

    Petito, Fabio (2009). Civilizational Dialogue and World Order: The Other Politics of Cultures, Religions and Civilizations in International Relations , New York: Palgrave, co-edited with Michalis S. Michael.

    Zolo, Danilo (2007). «The Contemporary Use of the Notion of Empire,» in Odysseus and Petito (eds.) The International Political Thought of Carl Schmitt, 154-165.

Владимир Якунин, похоже, станет частым гостем в Германии. Бывший глава РЖД, которого СМИ называют бывшим сотрудником КГБ и близким соратником президента Владимира Путина, открывает в Берлине исследовательский институт. Торжественная церемония пройдет в пятницу, 1 июля, в престижном конференц-центре Humboldt-Carre в сердце столицы. Институт будет называться "Диалог цивилизаций", как и одноименный фонд , созданный Якуниным в 2002 году. Этот фонд, совет которого возглавляет супруга Якунина, среди прочего проводит ежегодные конференции на греческом острове Родос с участием известных политиков и экспертов.

Соучредители института: россиянин, австриец, немец

Одним из трех соучредителей института в столице Германии стал сам Владимир Якунин, который после аннексии Крыма стал невъездным в Соединенные Штаты, однако избежал санкций со стороны Европейского Союза.

Двое других - консервативный австрийский политик и бывший генсек Совета Европы Вальтер Швиммер (Walter Schwimmer), а также немецкий политолог Петер Шульце (Peter Schulze) из Гёттингена. Обоим за семьдесят, и у обоих тесные связи с Россией.

Петер Шульце рассказал DW, что в конце апреля ему лично позвонил Владимир Якунин, с которым он давно знаком, и предложил работу в институте. "Меня это удивило, но я не отказался", - сказал политолог, возглавлявший с 1992 по 2003 год российское представительство Фонда имени Фридриха Эберта, близкого к Социал-демократической партии Германии (СДПГ). По его словам, необходимость такого института в Берлине "давно назрела".

"Взгляд на мир "без евроцентризма"

Как сказано в информации для прессы, берлинский институт, как и фонд, видит свою задачу в "поддержке межцивилизационного диалога" и обмене мнений "по животрепещущим геополитическим вопросам, в том числе отношениям между Востоком и Западом". При этом, как подчеркнул Шульце, отношения между Россией и Западом на фоне украинского конфликта будут лишь одной из тем для сотрудников института, которых будет от 30 до 60. При этом он отметил, чем институт будет отличаться от других "мозговых центров". По его словам, речь идет о поиске решений глобальных конфликтов и проблем, но без доминирующего "евроцентристского или американского взгляда". Такого подхода недостает институтам в Берлине, говорит Шульце.

В идеале он хотел бы, чтобы его детище стало влиятельным центром, который "открывал бы глаза тем, кто принимает решения в политике и бизнесе". В качестве образца для нового берлинского института Шульце назвал Совет национальной разведки в США, который раз в четыре года вручает избранному президенту доклад под названием "О состоянии мира".

Инструмент влияния?

По данным газеты FrankfurterAllgemeine, основным финансистом института якобы будет другой фонд Якунина – Фонд Андрея Первозванного . Называется сумма в 25 миллионов евро на пять лет. Часть денег, по данным источников газеты, якобы поступит от российских меценатов. DW обратилась в фонд "Диалог цивилизаций" с просьбой об интервью с российским представителем о новом институте, но в пресс-службе ответили, что комментарии возможны лишь после официального открытия. В информации для прессы по случаю создания института в Берлине сказано, что он "не получает и не собирается получать" средства от российского правительства и не подвержен политическому влиянию.

Контекст

Тем не менее некоторые немецкие эксперты скептически отнеслись к новости о создании нового мозгового центра. Так, специалист по России и бывший сотрудник берлинского Фонда "Наука и политика" (SWP) Ханс-Хеннинг Шрёдер (Hans-Henning Schröder) назвал в беседе с DW "иллюзорным" представление, что к работе в институте удастся привлечь "именитых публицистов и ученых".

Причина – Якунин, которого Шрёдер охарактеризовал как "пропагандиста" и "весьма проблематичную фигуру". Он напомнил, что Якунин давно поддерживает патриотические организации, близкие к Русской православной церкви, и издает спорные, по мнению Шрёдера, книги об угрозах российской культуре в современном мире. По словам политолога, он знает нескольких экспертов, которые отказались от "заманчивых предложений" работать в новом институте. "Они обосновали это тем, что Якунин - не тот человек, которого они считают посредником между Германией и Россией", - сказал Шрёдер.

Эксперт: Влияние и лоббизм

Один их таких экспертов – Штефан Майстер (Stefan Meister), специалист по России в Германском обществе внешней политики (DGAP). В беседе с DW он рассказал, что к нему, как и ко многим сотрудникам SWP и DGAP, обратилось одно рекрутинговое агентство. По словам Майстера, он даже не стал знакомиться с предложением. "Потому что для меня это неприемлемо, - пояснил эксперт. - Никто не считает это привлекательным, потому что все знают, что за этим стоит Якунин".

"Якунин принадлежит к узкому кругу Путина, поссорился он с ним или нет – значения не имеет", - заметил Майстер, намекая на отставку российского чиновника с поста главы РЖД в 2015 году. По его мнению, задача нового учреждения – "оказание влияния и лоббизм". Исходя из работы фонда "Диалог цивилизаций", эксперт полагает, что речь будет идти о продвижении консервативных идей, альтернативных западной и в первую очередь - неолиберальной американской модели цивилизации.

Соучредитель института: Пропаганды не будет

Петер Шульце отвергает обвинения в пропаганде, звучащие в адрес института, и называет такую трактовку в немецких СМИ "абсурдной". "Пока я буду там работать, пропаганды не будет", - уверяет он.

Берлин выбран центром нового института Якунина не случайно, полагают эксперты. "Германия, возможно, воспринимается в России как ключевая европейская страна", - пояснил Ханс-Хеннинг Шрёдер. А Штефан Майстер отметил, что задача института – создать глобальную сеть, но, поскольку он будет в Берлине, то влияние будет оказываться и на германские элиты, и на академические круги. В том числе через участие в политических ток-шоу на телевидении, говорит Майстер. Эксперт считает, что на фоне нынешнего кризиса в Европе такие взгляды могут найти свою аудиторию. Решающим, по его мнению, будет ответ на вопрос, удастся ли институту заполучить в свои ряды тех, кому в Германии доверяют.

Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»

Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций»

Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций» (анг. World Public Forum «Dialogue of Civilizations») - международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры, представляющих многообразие традиций, культур и верований из различных стран мира, работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. В настоящее время в деятельности сетевого сообщества Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» участвуют представители ведущих международных неправительственных организаций, мировых средств массовой информации, крупнейших научно-исследовательских центров Северной и Южной Америк, Европы и Азии. Основные цели работы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» - объединение усилий мировой общественности для защиты духовных и культурных ценностей человечества, организация пространства конструктивного диалога крупнейших цивилизаций современного мира, содействие налаживанию многосторонних отношений между представителями всех сфер существования человечества. Деятельность Форума направлена на разработку, развитие и распространение культуры диалога, привнесение духа сотрудничества и понимания в повседневную жизнь людей из разных цивилизаций.

Структура управления

На форуме в 2006 г.

Возглавляет Форум «Диалог цивилизаций» Совет сопредседателей, в который входят президент основатель МОФ Владимир Иванович Якунин (Россия), президент «Titan Capital Corporation» Николас Папаниколау(США /Греция) и Альфред Гузенбауэр Федеральный канцлер Австрии с января 2007 по декабрь 2008. Президент основатель фонда «Kapur Surya» Джагдиш Капур (Индия) (1920-2010) был основателем и сопредседателем Форума.

Консультативным органом Форума является Международный координационный комитет (МКК), включающий в свой состав представителей мировых общественных организаций-участниц сети МОФ. Возглавляет МКК бывший Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер. Среди членов МКК - президент Международной Организации за Прогресс Ганс Кехлер (Австрия), профессор университета Нотр-Дам Фред Деллмайер (США) почетный директор Национального Центра Научных Исследований Франции Анри Фавр и многие другие выдающиеся ученые и исследователи современного «диалога цивилизаций».

Форум работает со многими общественными организациями и международными институтами по всему миру. Среди них - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО), Азиатско-Европейский Фонд, Международная ассоциация межкультурного образования, Инициатива «Глобализация для всеобщего блага» и другие неправительственные организации, которые составляют сетевое сообщество МОФ «Диалог цивилизаций».

История

Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» ведет свою историю с 2002 года, когда представителями общественных сил трех стран - России, Индии и Греции - была инициирована международная программа «Диалог цивилизаций».
Форум «Диалог цивилизаций» стал практическим воплощением резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», принятой 9 ноября 2001 года по инициативе Президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хатами.
Первая сессия Форума состоялась в сентябре 2003 года на о. Родос в Греции. Она проходила в сложных международно-политических условиях и подтвердила необходимость широкой международной дискуссии по проблеме взаимопонимания между представителями различных цивилизаций. С 2003 года Родосский Форум собирается ежегодно. На Первой сессии Форума была принята Родосская декларация «Диалог цивилизаций для человеческого порядка». Декларация содержала призыв к продолжению разговора о судьбах человечества, выражала стремление сделать его весомым фактором международной обстановки: «Человеческой системе уже причинен такой значительный ущерб, и это было поддержано такой военной мощью, что ситуация не может быть изменена в одно мгновение. Мы должны прежде все взвесить, найти надлежащие мирные решения, которые будут привлекательны для множества людей по всему миру, чтобы направить движение к достойному будущему для всех».

Благодаря совместным усилиям сторонников диалога, первая сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» получила значительный резонанс в международном сообществе. Принятая участниками встречи «Родосская декларация» стала рубежным событием в формировании интернациональной сети сторонников диалога и положила прочное основание для их дальнейшего сотрудничества.

«Мир двадцать первого века унаследовал цивилизацию, выстроенную на крови, слезах и голоде. Перед её вратами - два стража - Судьба и Смерть. Судьба - для тех, в чьих руках рычаги власти, богатства и господства, а смерть - для всех остальных. И если нашим веком поставлена задача избежать последствий разделения на столь различающиеся судьбы, то следует понимать космическую реальность взаимосвязанности всех явлений. А также то, что создание двух отдельных путей и способов существования, одного - во благо немногих, а другого под угрозой массового банкротства и террористических актов для всех остальных - откликнется во много раз сильнее», - пишет в своей статье «К человечной цивилизации» сопредседатель Форума Джагдиш Капур.

Проекты

Международный проект «Альтернативные модели глобализации» / Постглобализация Проведение культурных событий, публикация научных и публицистических изданий, проведение конференций, раскрывающих проблематику альтернативных путей мирового развития в XXI веке.
Международная премия «Диалог цивилизаций» Премия вручается политическим, интеллектуальным и духовным лидерам, которые в своей деятельности руководствуются идеями справедливости и единения, людям, внесшим неоценимый вклад в укрепление мира и согласия между народами. Лауреатами премии стали такие выдающиеся люди как Альфред Гузенбауэр Федеральный канцлер Австрии с января 2007 по декабрь 2008, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев .

Достижения

За время своего существования Мировой общественный форум проделал большую работу. Ежегодные осенние совещания на о. Родос, поначалу служившие отправной точкой всех событий Форума, положили начало формированию международной сети экспертов. Сегодня мы становимся свидетелями расширения поля внутренних коммуникаций между участниками сети и усиления координации их усилий по распространению идеи диалога. Ежегодные встречи на Родосе отныне выступают в качестве главного события в рамках деятельности Мирового общественного форума. Родосский Форум сегодня - это открытая площадка для дискуссий, на которой происходит обмен опытом и развивается истинный дух диалога.

Родосский Форум

Ежегодно с 2003 года осенью на древнем греческом острове Родос проводится сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». В его работе принимают участие общественные и государственные деятели, представители науки и культуры, средств массовой информации и делового мира, религиозные деятели из многих стран мира. Опыт состоявшихся сессий «Диалога цивилизаций» продемонстрировал актуальность проведения Форума и его эффективность, актуализировав в мировом общественном мнении проблемы межкультурного диалога и обратив внимание представителей международного сообщества на необходимость выработки инструментов взаимодействия культур и цивилизаций друг с другом. Достигнутые в результате работы Мирового общественного форума результаты позволяют надеяться на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений на мировой общественной арене и укрепление стабильности на Земле. Участники программ Мирового общественного форума считают, что диалог культур и цивилизаций возможен. Президент основатель Форума Владимир Якунин отмечает, что, несмотря на кажущуюся нестабильность и противоречивость отношений на международной арене, мероприятия, проходящие в рамках Форума, демонстрируют не только желание представителей разных цивилизаций и культур вступать в диалог, но и принципиальную практичность диалога в современных общественных отношениях.

«Логика развития Форума привела нас к необходимости создавать действующие на практике структуры диалога. Диалог цивилизаций призван развивать новую культуру международного партнерства, сотрудничества и взаимоотношений, он должен содействовать возникновению новых ценностей и предъявлять новые цели для международного сообщества», - говорит Владимир Якунин.

Латинская Америка

В марте 2005 года на Кубе состоялась Международная конференция «Латинская Америка в XXI веке: универсализм и самобытность». Предметом дискуссий стала современная ситуация в Латинской Америке - регионе, где сегодня идет интенсивный процесс цивилизационного самоопределения. Важным результатом конференции стала актуализация латиноамериканской проблематики в международном контексте. В ноябре 2005 года участники Мирового общественного форума присоединились к ежегодно проходящей в Гаване Международной научной конференции по психологии и другим общественным наукам HOMINIS’05, которая собирает широкий круг участников и традиционно вызывает большой интерес в экспертном сообществе. Одной из главных составляющих деятельности Мирового общественного форума является развитие межкультурных контактов. Одной из площадок для укрепления культурного диалога стал ХI Международный Гаванский фестиваль поэзии, прошедший в июне 2006 года на Кубе и собравший более 100 поэтов из 28 стран.

Индия

Российская штаб-квартира

Российская штаб-квартира располагается в Москве и содействует работе Мирового общественного форума. Возглавляет Российскую штаб-квартиру Исполнительный директор Форума Владимир Игоревич Куликов.
Адрес: 119017, Россия, Москва, Большая ордынка, 35
Телефон: + 7 495 775 65 95
Факс: + 7 495 775 65 95
E-mail: [email protected]
Веб-сайт: http://www.wpfdc.org

Партнеры

The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) http://www.unesco.org/
The Arab League Educational, Cultural and Scientific Organization (ALECSO) http://www.alecso.org.tn/
Asia-Europe Foundation (ASEF) http://www.asef.org/
The International Progress Organization (Austria)

Диалог между цивилизациями - это процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога.

Диалог между цивилизациями - это процесс, направленный на достижение, в частности, следующих целей:

  • содействие всеобщему участию, равноправию, равенству, справедливости и терпимости в отношениях между людьми;
  • укрепление взаимопонимания и взаимного уважения с помощью взаимодействия между цивилизациями;
  • взаимное обогащение и развитие знаний, а также понимание богатства и мудрости всех цивилизаций;
  • выявление и поощрение того, что объединяет цивилизации, в целях устранения общих угроз для единых ценностей, универсальных прав человека и достижений человеческого общества в различных областях;
  • поощрение и защита всех прав человека и основных свобод и достижение более глубокого общего понимания прав человека;
  • содействие более глубокому пониманию общих этических стандартов и универсальных человеческих ценностей;
  • обеспечение более высокой степени уважения культурного разнообразия и культурного наследия.

По предложению премьер-министров Испании и Турции был создан « », о чем Генеральный секретарь объявил 14 июля 2005 года. Цель этой инициативы - обеспечить принятие мер с учетом необходимости целенаправленных усилий международного сообщества - как на организационном уровне, так и на уровне гражданского общества - в интересах «наведения мостов» и преодоления предрассудков, недоразумений, непонимания и поляризации, которые таят в себе потенциальную угрозу миру на планете.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) внесла весомый вклад в осуществление , включив соответствующие положения в свою среднесрочную стратегию в интересах реализации своей стратегической цели, заключающейся в «сохранении культурного разнообразия и содействии диалогу между культурами и цивилизациями». В этих рамках ЮНЕСКО самостоятельно или в сотрудничестве с другими субъектами организовала широкий круг мероприятий, саммитов, конференций, коллоквиумов и совещаний.

В последние годы Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями неизменно привлекает к себе все больший интерес со стороны государств-членов, научных учреждений, неправительственных организаций и международных и региональных учреждений. В контексте Генеральной Ассамблеи Секретариат получил информацию об осуществлении Глобальной повестки дня для диалога между цивилизациями от ряда государств-членов. Представленная информация позволяет сделать вывод о том, что Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями является одной из ключевых инициатив, содействующих лучшему пониманию между народами во всем мире, благодаря организации таких мероприятий, как поездки в учебных целях, культурные фестивали, программы обмена в сфере образования, совместные проекты научных исследований и конференции. Такая деятельность способствует также более активному развитию культуры мира, что Генеральная Ассамблея приветствовала в своей от 15 декабря 2004 года.