Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое духовный подвиг. Поучения старцев: VII

Кто не подвизается, тот ослабевает, приходит в нерадение и забвение должного (31, с.100).

* * *

Прежде всего, держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послуша­ния и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем, забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог (32).

Подвиг в чем заключается

Подвиг же заключается в отсечении своей воли и покорении оной другому. Последнее для нас столь тоже важно, как и первое, ибо отвергая свою волю, мы с тем вместе отвергаем и пагубные советы врага, а покоряя оную другому, мы покоряемся Самому Богу (24, с.22).

Духовный подвиг приятен Богу

Всякий подвиг духовный, в котором участвует душа наша, приятен Господу

Трудитесь! Он вас не оставит (Там же, с.53).

* * *

Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий.

Желающим спастись необходим подвиг.

Необходимо трудиться ради будущего БЛАЖЕНСТВА.

Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг.

Подвиг в том, чтобы очищать совесть, так как христианин без доброй совести не бывает.

Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу.

Подвиг в том состоит, чтобы победить себя.

Подвиг состоит в постоянной борьбе плоти и духа.

Обуздание членов плоти и покорение их духу есть благоприятная ЖЕРТ­ВА Богу.

Всячески сопротивляться греху, так как Богу и греху работать невоз­можно.

Подвиг состоит в том, чтобы пресекать ПОМЫСЛЫ.

Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей.

Чем больше усердие, тем больше искушений.

Подвиг без брани, без врагов не бывает.

Христианину следует всю жизнь бороться с врагом.

От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной.

Подвиг без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможен.

Ревностно идти вперед, не оглядываясь.

Не начало, но конец венчает подвиг.

Подвиг венчается от усердия в конце.

Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца (8, с.682–690).

Подвиг нужен

Постараемся подвигом добрым подвизаться, призывая в помощь возлюбленного нашего Спасителя и Его Пречистую Матерь. И Они не замедлят, придут к нам, и тогда обрадуются сердца наши неизреченной небесной радостью. И мы сможем услышать спасительные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие Божие, уготованное вам от сложения мира» (3, с.89).

Подвиг нужен до победного конца

Будем подвизаться на спасительном пути до победного конца, воссылая за все благодарение Богу (Там же, с.88).

* * *

Подвизайтесь на спасительном пути до последней минуты (Там же, с.108).

Без подвига человек лишится Небесного Царства

Благо тому, кто именно стремится трудами, подвигами и добрыми делами приобрести Небесное Царство, то есть требуется большое усилие духовного и нравственного подвига. Без этого делания человека ждет за гробом иное царство, где огнь не угасает и червь не умирает (Там же, с.94).

* * *

Подвизайтесь в этой юдоли плачевной и не уклоняйтесь от скорбей (Там же, с.94).

* * *

Будем помнить слова Христовы, что Царство Божие силой берется (32).

* * *

Подвизайтесь стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его (3, с.99).

Всякий подвиг должен совершаться с благословением

Всякий подвиг должен совершаться подвижником с рассуждением, соразмерно со своими как духовными, так и телесными силами, и с благословением отца духовного. Но кто живет по своему разуму и произволу, такой человек, хотя бы нес большие подвиги, однако не может преуспеть в духовной жизни, потому что все сделанное по своей воле не всегда бывает угодно Богу по при­чине тщеславия и превозношения (6, с.117).

* * *

Всем нам следует подвизаться в этой жизни, прилагать усилия к стяжанию в душе Святого Духа (32).

* * *

Каждому христианину для воспитания себя по заповедям Евангелия необходим телесный и душевный подвиг.

Посильные труды приучают христианина отсекать свою греховную волю, приучают к послушанию и способствуют укрощению страстей, гнездящихся в сердце каждого человека. Телесный подвиг должен быть соединен с душев­ным, иначе, при оставлении последнего, у христианина развиваются душевные страсти. Как тело без души мертво, так и телесный подвиг без душевного бес­плоден. Душа оживляет тело, а духовный подвиг оживляет телесные подвиги. Душевный подвиг имеет первостепенную важность в духовной жизни (31).

МБОУ Грушевская ООШ

Эссе по краеведению на тему:

« Духовные подвиги простых людей как пример высокой нравственности».

Черскова Татьяна Александровна,

Руководитель кружка «Юный краевед»,

учитель православной культуры

Станица Грушевская, Аксайский район, Ростовская область

2015 г.

    Первое знакомство. Жизнь Черемисиной А. М. во время Великой Отечественной войны.

В ст. Грушевскую я приехала работать учителем русского языка и литературы в восьмидесятые годы 20 века по окончании университета, т. е. в советское время. Тогда у меня и в мыслях не было – посещать храм, даже изредка.

Ходить на службы в церковь во имя Святой Великомученицы Варвары, приобщаясь тем самым к служению Богу, другими словами понемногу «воцерковляться», я стала в начале 2000-х.

Икона святой великомученицы Варвары

Однажды я оказалась рядом с ученицей нашей школы Пятницыной Настей. Настя обратила мое внимание на бабушку, которая прошла мимо нас и остановилась в уголочке отдельно от всех, а когда совсем устала, то присела на стульчик. У неё, видимо, болела спина, потому что она стояла, согнувшись, а ещё у неё были скручены суставы рук, я это поняла по тому, как она крестилась с трудом. Пятницына Людмила Викторовна, Настина тетя, которая при храме служит псаломщиком, сказала нам о ней: "Это бабушка Аня, она всегда ходит в нашу Варваринскую церковь, не пропускает никогда службы, а раньше в церковь на Грушевке ходила».

Меня почему - то удивило это слово «всегда», и очень захотелось узнать как можно больше об этом человеке. Моя подруга, Дружинина Любовь Михайловна, рассказала мне, что вначале жила у бабушки Ани на квартире, когда только приехала работать учителем математики в среднюю школу.

Ангельское прохождение жизни их и высокие откровения, несовместимы для ума грешного человека, неопытного, блуждающего в грехе. Но тут же мы при этом замечаем, что избранные Божии рабы не исчезают с грешной нашей земли. Они, оказывается, живут совсем рядом и могут быть самыми простыми и незаметными, но когда поближе узнаешь подробности их жизни, можешь быть просто потрясен их чистотой, нравственностью, силой духа!

Черемисина Анна Михайловна (в девичестве Содкова) родилась в 1931году, 18 июня, в казачьем хуторе Лог, Ростовской области, Романовского района, недалеко от города Волгодонска (в то время его не было).

В семье было пятеро детей, отец её занимался рыбной ловлей на Дону, все вместе выращивали виноград, семья была дружной, трудолюбивой. Когда Анне исполнилось 10 лет, через три дня началась война. Отца забрали на фронт. Перед дальней дорогой мать его благословила, надела крестик, зашила в гимнастерку молитву «Живые Помощи» (с которыми он не расставался всю тяжелую и долгую дорогу войны). Семья неустанно молилась за жизнь отца, а также еще за то, чтобы скорей закончилась война. И вот именно тогда, будучи десятилетним ребенком, Аня дала обещание Богу (тогда она не знала, что это называется «обет» - торжественное обещание, обязательство*): Если отец вернется с войны живым, она всю жизнь будет молиться Богу и ходить в церковь.

Как и очень многим людям в те тяжелые военные годы, семье пришлось очень тяжело. Мать со старшим братом уходили работать в поле, рыть окопы. Аня в семье оставалась за старшую с тремя детьми: маленькими сёстрами и братом, который только что родился. Аня кормила их, укладывала спать, купала, одевала, хотя сама была еще ребёнок.

Из воспоминаний Анны Михайловны: «Во время бомбёжки, когда бои проходили рядом с хутором, все прятались в окопах, постоянно были голодные и холодные. Страшно было, от бомбёжки дрожала земля, а в окопах качало как в колыбели, дети плакали и молились, мать просила и даже заставляла нас, детей, молиться, чтобы не уснули от холода и не померзли. А я молилась, чтобы в то время не погибли мои мама и папа, чтобы братья и сёстры не остались без родителей».

И Господь был милостив, как говорила она, вернулся с фронта отец, прошёл всю войну, был ранен, дошел до Берлина.

Вот что рассказала Анна Михайловна моей подруге Любе о своей жизни: «Когда мне было 15 лет, умерла моя мама. На руках остались младшенькие брат и сестра. Кушать было нечего. Я рубила камыш, чтоб прокормить детей. Почти всегда зимой вода замерзала в сапогах, пока этот камыш рубила, сильные холода стояли, а ноги босые, какие там носки, ничего не было».

С тех детских лет вера в Бога крепла, но церквей в округе не было, пострадали во время бомбёжек, или были разрушены Советской властью.

    Черемисина А. М. – прихожанка церкви во имя святого апостола Иоанна Богослова, затем Варваринского храма.

В 1960-ом году Анна Михайловна с мужем, участником Великой Отечественной войны, коммунистом, приехала в станицу Грушевскую. По велению коммунистической партии, как говорили тогда. Мужа назначали сюда директором молочного завода.

Что её в первую очередь привлекло и порадовало в станице Грушевской - так это наличие двух храмов.

Она сразу же стала посещать храм во имя апостола Иоанна Богослова.

Анна Михайловна очень скучала по своим родным, ведь здесь, в станице, не было никого из родственников, но она не уехала, хотя они с мужем могли, спустя время, это сделать.

Родственники Анны Михайловны (стоит во втором ряду вторая слева), 60егоды.

Она никогда не забывала о своем обещании – ходить в церковь, а на родине так еще и не было церкви.

Любовь и вера Господу, Пресвятой Богородице пересилили множественные запреты мужа посещать церковь. Как ей это удавалось, знает только она сама: как ночами готовила еду, днями стирала, убирала, за детьми смотрела, а главное, чтобы муж не гневался, ведь к ним очень часто приходили в гости с женами такие же начальники, как и он, и, конечно, всегда и везде, в каждом уголочке, должен был быть безупречный порядок, а также «набранный» стол, как говорят в станице.

А сколько атеистических бесед было проведено с нею! Муж закрывал ее в доме, даже бил, сажал под замок, но ничего не помогало.

Она сказала ему: «Делай, что хочешь, но давай лучше добром, я все равно буду ходить в храм».

Несмотря на частую жестокость мужа, приходя в церковь и общаясь там с глубоко верующими людьми: батюшкой тех лет - Борисом и матушкой, она чувствовала, что вера ее только крепла.

Анна Михайловна постоянно читала божественные книги, молилась, всегда соблюдала посты, никого из своей семьи никогда не принуждала к этому силой, повторяла, что на все воля Божья, человек должен сам все понять.

«Христианский человек, - учит святой Дмитрий Ростовский, - должен по силе своей заботиться, чтобы с Божьей помощью день ото дня и час от часа приходить к совершенству в добрых делах»*.

И продолжает эту мысль в своем Поучении: «Как же? А вот как: любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что Богу угодно, и старательно избегать того, что не угодно Богу».*

Именно так и жила Анна Михайловна. Похоронив своих родителей, она молилась за их души.

Молилась о неверующем муже, и Бог услышал её молитвы, супруг, который всегда был атеистом, вдруг в 1970-ом году неожиданно согласился с ней обвенчаться. Тайно договорившись с батюшкой Борисом, они пошли поздним вечером по горе, а не по улице, чтоб никто не увидел, в церковь венчаться.

*(Поучение в четверг 20-й недели по Святом Духе).

Какая сила убеждения! Какая вера в Бога! Что заставило «закоренелого» атеиста в 70-ые годы венчаться?!

Да, она никого не принуждала, говорила при этом всегда: «Вольному воля, а спасённому рай! Вы на меня не смотрите». Но не приветствовала, если в пост было шумное гулянье, звучала музыка. Постилась всегда. Старалась как можно чаще ходить на исповедь и причастие. Она говорила о причастии словами Димитрия Ростовского: « В чаше Господней и жизнь, и царство, и дружба с ангелами. О, как велико приобретение причащения от нее!

Там же, где не вкушается чаша Господня, там нет жизни, но смерть; нет царства, но геенна; там далеко отстоят ангелы, а бесы близко»*.

Молилась за сыновей, которые служили в армии, потом за внуков и невесток, правнуков.

Родственники Анны Михайловны (стоит вторая справа), 80-е годы.

В 1992 году в станицу после окончания педагогического института приехала работать в среднюю школу учителем математики Дружинина Л. М. и стала учить внучек Анны Михайловны: Ирину и Аню. Так и познакомились, и подружились Молоденькая Любушка и уже в возрасте тетя Аня, но это не мешало их дружбе. Любовь Михайловна рассказывает: « В 1988 году умерла моя мама, Варанкина Е. С. Ничто мирское меня не утешало. В душе была такая пустота. Пока училась, ходила в собор в Ростове, но редко. А как приехала в Грушевку, пошла в церковь. Был будний день, храм был закрыт. Свечница сказала, что в воскресенье будет литургия. Я и пошла, там познакомилась с Анной Михайловной. Стала часто ходить к ней в гости. Каждый дом имеет свой запах, как заходишь внутрь. У тети Ани в доме запах свежести, дерева, новизны, как будто что – то новое купили и чистоты.

А в доме у нее было удивительно чисто все убрано! В спаленке все в иконах, много старинных книг. Она всегда давала их читать. Мы с нею говорили о Боге, вере, святых людях. Говорила она тихо, спокойно, иногда даже шепотом.

Мы с тобою ведем разговор о Боге, Михайловна, - обращалась она ко мне, - а он сейчас с нами! Видишь вот в углу веничек, - продолжала тетя Аня, - мне бы, как этому веничку, вот так в уголочке, лишь бы в раю, рядом с Богом.

Часто рассказывала о муже. Однажды рассказала сон:

Снился мне муж, Михайловна, не то сон, не то явь: присел ко мне на краешек кровати и говорит:

Спасибо, Аня!

Поднялся, потом молча ушел.

Наверно, молитвы мои помогли.

Так она поняла значение его слов. Тетя Аня оказала на меня огромное влияние: воцерковила, укрепила в вере в Бога, в проявлении любви и огромного уважения к святым и святыням земли русской. Рассказывала Жития святых: Николая Угодника, Дмитрия Ростовского, Сергия Радонежского, Варвары, Иоанна Богослова, Серафима Саровского, о котором особенно много рассказывала:

У него ноженьки больные, он тысячу дней и ночей стоял на камне и молился за людей, за нас.

Откуда у святых были такие духовные силы? – спрашивала я.

От Бога, Любушка, от Бога.

Всегда провожала меня с гостинцами: пироги, пирожки, постные пироги, хлеб сама пекла. Чаю попьем, и с собой дает. А сама ела очень мало. Худенькая такая всегда, а какая душа огромная, светлая, чистая! С нею и другие люди светлее душой и чище становились».

Анна Михайловна часто повторяла детям и внукам: «Побываю в храме, и на душе становится легко, прощаются все обиды». В её комнате иконы и божественная литература стояли всегда, даже в те «гонимые годы», как она говорила, она никому не позволила убрать их из дома. К ним она всегда относилась с огромным уважением и любовью, рядом с иконами всегда горела лампада.

Умерла Анна Михайловна Черемисина 27 апреля 2011 года, в Пасхальную седмицу. Наш батюшка Павел отпевал ее, свою прихожаночку, как он говорит. А еще батюшка сказал об Анне Михайловне такие слова:

Чистая, светлая, очень правильная была, умерла в дни для избранных.

И обращается к нам Анна Михайловна словами священника из проповеди в храме: «Веруй сердечно Богу; угождай ему верою и правдою; всю надежду полагай на него, и от сердца призывай Его; а Он близ тебя есть, …и смотрит на подвиг твой, и невидимою рукою укрепляет тебя и помогает тебе… Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит твою душу Господь».*

Эти слова и ее духовное завещание нам, взрослым людям и детям непростого, чаще жестокого, чем доброго XXI века, но нашего, родного, потому что нам в нем жить дальше. Но у нас есть духовное завещание, а еще память о том, что Анна Михайловна выполнила свое обещание, данное Богу в детстве.

Дом, в котором жила Черемисина А. М.

*Краткие беседы о духовной жизни для простого народа, Москва, 1995г.

P.S. Молитва творит чудеса. Любая молитва и любым человеком может творить чудеса. Главное условие для чудотворности молитвы - это ИСКРЕННОСТЬ . А если молитва совпадает с планами Бога, то это 100% гарантия её выполнения. Это и есть главная функция любой религии - учить людей способам (это целая наука) общения с Богом, молитва один из самых важных и реально действующих. Нет плохих религий (все религии истинны и были даны человечеству согласно времени, месту и обстоятельствам по уровню их сознания ), есть только люди, как правило, осознанно искажающие их изначальный смысл. Повторю ещё раз, только ИСКРЕННОСТЬ является ключом к успеху. Так например, священнослужители проповедующие отречение, кротость и нестяжательство, а сами ездящие на дорогих машинах и дерущие непомерные цены за свои сомнительные услуги - не искренни. Или проповедующие принцип "Не убий!", а сами с удовольствием пожирающие плоть умерщвлённых (животные являются такими же жителями планеты Земля, как и двуногие "хомо сапиенсы"), а также берущие в руки оружие и призывающие к убийствам ЛЮБЫМ, на самом деле есть демоны-оборотни и слуги ада. Это не искренность и не духовность - это сознательная профанация религиозных принципов , а они для всех религий одинаковы .
Тем белее на фоне полной, тотальной деградации всех без исключений мировых религий (а то, что православие уже давно выродилось в жидославие надеюсь ни для кого не является секретом), потрясают до глубины души редкие, единичные случаи реальных духовных подвигов священнослужителей любых религий. Это и есть тот самый человеческий фактор, когда при общей тенденции к деградации, мошенничеству и профанации находятся герои идущие против течения.
Честь им и слава, а самое главное всеобщая народная любовь!

"Православный священник-луганчанин отец Владимир, будучи смертельно ранен осколками авиабомбы, стоя на коленях до последнего читал молитву, чтобы остальные кассетные бомбы, спускающиеся на парашютах, не разорвались. Кто-то назовет это случайностью, в которые верующие люди не верят, но бомбы плавно вошли в землю так и не разорвавшись.
В результате обстрела Луганска украинской армией по-христиански героически погиб клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский. У него осталось пятеро детей. Одна из жительниц Луганска рассказала, что отец Владимир за 15 минут до очередного взрыва заходил к ней домой. Священник дал женщине пояс «Живый помощи» (90 псалом) и сказал: "Молитесь! Наденьте крест нательный!"

Вот что пишет священник Петр Пахомов о событиях, развивавшихся дальше:
"У меня из Луганска вернулся товарищ и рассказал такое чудо. Неделю назад на Луганск были сброшены на парашютах 5 (пять) авиационных 500 кг кассетных бомб! Священник отец Владимир шёл после службы из храма и в этот момент первая авиабомба взорвалась и часть осколков попала ему в грудь и в руку, но священник нашёл в себе силы стать на колени и молился пока спускались на парашютах другие бомбы, которые как нож в масло вошли в асфальт и в землю и не взорвались. К сожалению священник потом умер от потери крови прямо так же на коленях".

Но это не просто чудо, а чудо знаковое.

В центре Луганска стоит храм иконы Божией Матери «Умиление». 31 июля в 19.30 после вечерней службы именно из этого храма о. Владимир вышел на улицу и направился домой.

Был канун праздника одного из самых почитаемых в России святых преподобного Серафима Саровского: 1 августа празднуется обретение его мощей, случившееся в 1903. Церковный день начинается накануне с 17 часов, то есть вечером 31 июля свой молитвенный подвиг о. Владимир совершил в сам праздник Саровского чудотворца.

Подходя к улице Чапаева, он вдруг увидел в небе бомбардировщик, который сбросил восемь 500-килограммовых кассетных бомб на парашютах. Эти бомбы взрываются при подлете к земле, когда срабатывает соответствующий датчик. Так увеличивается их поражающий эффект.

Вокруг густонаселенный район, много жилых домов. Время, когда на улице много прохожих. Обычно стреляют и бомбардируют либо ночью, либо рано утром.

После взрыва первых двух бомб батюшка получил тяжелое ранение в грудь и левую руку. Зажимая рану в груди о. Владимир вышел из прохода между домами на ул. Чапаева. Встал на колени и начал молиться, крестясь здоровой правой рукой.
Остальные шесть кассетных бомб, падавшие на жилой район, не взорвались.

Так о. Владимир сподобился кончины в день памяти преподобного Серафима Саровского и почил, стоя на коленях, так же, как много лет до этого великий святой. В 1833 году о. Серафим умер во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление» (!), положив руки на подставку и опустив на них голову.

Ну и для сравнения:

P.P.S. Если кто-то думает, что МП РПЦ по накалу "духовности" отличается от открытого слуги ада - главы киевского П(ейсатого)Ц(ирка), то он очень сильно ошибается. Там сидят точно такие же "братья по разуму", "пастыри душ" рабов (ослов) божих и при схожих обстоятельствах они вели бы себя точно так же. Просто на бывшей Украине ситуация с "духовностью" была доведена до её высшей точки, закономерного финала жидославия - полного абсурда и адского хаоса.
Это полный крах жидовской православной церкви на древних ведических славянских землях.

(Кому интересно, вот подтверждение моих слов - О церкви)
«Имеющий уши да слышит... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите; ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться...» Св. Евангелие от Матфея, глава 13

1. Старец Порфирий говорил: "Когда придет и вселится на всем пространстве нашей души Христос, тогда уходят все проблемы, все заблуждения, все затруднения. Уходит тогда и грех".

2. Богослову, который утверждал, что христианин должен быть деятельным человеком, старец Иоиль сказал: "Ох, несчастный! Ты не оставляешь кипучую деятельность, чтобы посмотреть на твое собственное развитие? Мы все в кипучей деятельности и оставляем свои души, которые становятся запущенными полями. Тщательным возделыванием очисти свою душу от страстей, и то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты".

3.Духовный подвиг должен совершаться с усердием. Старец Анфим говорил: "Усердие и нерадение - это два сильных средства. Одно нас соединяет с Богом, а другое разлучает. Усердие - это раскаленное железо. Нерадение - это холодное железо, которое, как бы ни стучал по нему молотобоец, нельзя размягчить и что-нибудь из него сделать, в то время, как раскаленное железо очень пластично".

4. Старец Паисий особенно подчеркивал роль совести в духовной жизни. В частности говорил: "Совесть - это первый закон Божий, который Он начертал глубоко в сердцах первозданных людей, и с тех пор, каждый из нас, когда рождается, перенимает его от своих родителей. Кто утончил свою совесть ежедневным поучением самого себя, чувствует уже самого себя чужим сему миру, и мирские удивляются его деликатному поведению. Но когда люди не обучают свою совесть, то нет им пользы ни от духовных поучений, ни от советов старцев, и заповеди Божии они не могут сохранить, ибо становятся бесчувственными".

5. Самопознание делает человека мудрым. Старец Иосиф говорил: "Через самопознание христианин становится мудрее других людей. Одновременно он приходит в смирение и приемлет благодать от Бога".

6. Старец Евсевий в конце своей жизни говорил обступившим его духовным чадам: "Для меня сейчас жизнь - это большая тяжесть. Если я еще живу, то ни для чего другого, как только для лучшего познания самого себя. Прежде я думал, что знаю себя хорошо, но дела меня убеждают в том, что хорошенько самого себя я еще не познал".

7. Через познание самого себя человек приходит в чувство своей греховности и понимает великие благодеяния Божии. Тогда, как говорил старец Паисий, "сердце разрывается, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы текут сами, и человек не нудит самого себя ни к молитве, ни к слезам. Ибо смирение с совестию все время буравят сердце и открывают источники слез, и рука Божия постоянно ласкает Свое усердное чадо".

8. Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает душой, тогда усыпляет и парализует ее. Это великий демон, он входит в человека вместе с толпой других демонов".

9. Причина неудачи человека в достижении своей духовной цели есть нерадение. Старец Иосиф говорил: "Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего не растет. Оно всем приносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться духовным подвигом; останавливает уже преуспевших; не знающих нерадения заставляет себя узнать и прельщенным им препятствует возвратиться".

11. Старец Филофей на вопрос, почему люди не становятся святыми, говорил: "Причина в нас самих. Во-первых в нашей склонности ко злу; во - вторых, в нашем нерадении и лени; в-третьих, в малой или даже отсутствующей любви к Богу и к небесному; в-четвертых, в нашей вседушной любви к мамоне (богатству) и в нашем устремлении и привязанности к дольнему и материальному.

12. Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Да приблизимся ко Христу, но не от страха за то, что с нами будет после смерти, а откроем Ему наши сердца - как мы стягиваем с окна занавес, и тут же внутрь врывается солнечный свет - чтобы пришел Христос и к нам, и мы Его возлюбили истинно. Это лучший способ".

13. Полезный совет старца Иеронима: "Снаружи кажись одним человеком, а внутри будь другим. Будь человеком таинственным".

14. Старец Иаков, чтобы лучше уразуметь суетность жизни, часто посещал кладбища. Он говорил: "У меня вошло в привычку ходить на похороны и регулярно - на наше деревенское кладбище. Это конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал о суетности и мимолетности жизни, и память смерти зарождалась в моей душе".

15. Старец Паисий говорил: "В начале духовной жизни Бог по любви не разрешает человеку ни познать свою греховность, ни Его многие благодеяния, чтобы он не отчаялся, особенно если он впечатлительный".

17. Между людьми встречаются различные характеры. Старец Ио-сиф говорил об этом: "Есть мягкие души, которых легко убедить. Но есть и жесткие души, которые покоряются нелегко. Они так же отличаются друг от друга, как вата и железо. Для ваты достаточно только помазание слова, в то время, как для покорения железа нужны пламя и печь искушений. И человек, имеющий жесткий характер, чтобы очиститься, должен показать терпение в искушениях. И если он не имеет терпения, то похож на светильник без масла, который вскорости гаснет и погибает".

18. Христиане должны осознать, что в их жизни есть высочайшая цель. Старец Евсевий говорил об этом: "Смысл и цель, ради которой и живет человек на земле, есть уподобление его Христу". И это удастся, "когда он увидит во Христе совершенный идеал и будет жить и поступать согласно Его словам и заповедям".

19. Старец Амфилохий говорил: "Духовное возделывание возмож-но только на земле сердца, потому что только в нем можно посеять духовные семена, чтобы потом пришел благодатный дождь Святого Духа и возрастил настоящие плоды, которые сохранятся в двух хранилищах: во-первых, на небе и потом в хранилище земном для нищих людей и тех, кто имеет духовную жажду".

21. Духовный подвиг старец Порфирий уподоблял возделыванию сада. Он говорил: "Что такое духовный подвиг? Вот душа - это сад, разделенный на две части. На одной половине всходят колючки, а на другой - цветы. Есть у нас и цистерна с водой, с двумя кранами и желобками. Один направляет воду к колючкам, а другой - к цветам. Каждый раз я могу открыть только один кран. Я оставляю колючки неполитыми, и они увядают, поливаю цветы и они цветут".

22. Для победы над страстями нужен большой внутренний подвиг. Старец Иосиф разъяснял: "Добрые дела, милостыня и все внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование".

23. Старец Иероним с о. Эгина давал советы своим посетителям относительно духовного подвига. В частности, он говорил: "Наслаждайтесь духовно жизнью. Нет ничего слаще ее. Подвиг жесток, но сладки венцы. Сурова зима, да сладок рай. Без подвига мы не приобретаем добродетели". "Избегайте празднословия. Я за те сорок лет, которые служу на Эгине, не сел и одного раза за стол. Когда настаивали, то самое большое, если я пил одну чашку кофе. Ничего больше. Большая смелость в обращении, откровенность и вольность ослабляют сопротивление человека, потихоньку приходит искуситель и ввергает нас в обстояния. Поэтому лучше избегайте этого, насколько возможно". Еще он использовал притчу, чтобы поддержать новоначальных. Часто он рассказывал историю о маленьком растении, "которое в начале подрастает мало, на одну пядь, и остается таким. Садоводы думают, что оно не смотря на уход, больше не подрастет, и скорбят. Но через малое время, когда кажется, что оно уже больше не вырастет это растение разрастается и поднимается высоко".

24. Без бодрствования не может быть духовного подвига. Старец Евсевий подчеркивал: "Требуется внимание и прилежное наблюдение за внутренним и внешним человеком, чтобы замечать хорошенько то, что в нас. То, что не Божие, мы должны отвергнуть, а отсутствующее в нас благое, которое Бог заповедует нам иметь, мы должны приобрести. Когда мы так исследуем самих себя и имеем ревность, Божественная благодать нас совершенно избавляет от зла, и мы приобретаем добродетель".

25. Старец Амфилохий говорил: "Духовные подвиги должны носить печать искренней любви и смирения. Потому что только имеющий это одеяние не считается ни с трудностями этой жизни, ни ненавистью сатаны, ни со злобой, которую показывают его орудия".

26. Раскрытие некоторых сторон жизни старцев особенно интересно. Святой Анфим с о.Хиос, обращаясь к монахиням - своим духовным дочерям - говорил: "Если бы я был и неграмотным, то все равно великими подвигами пытался бы чего-нибудь достичь. Постами, бдениями, молитвами, слезами, коленопреклонениями, мучениями день и ночь. Фарисейскими кажутся мои слова, но я говорю их для вашего укрепления. Я говорю не по-фарисейски, а по человечески. Демоны меня жгли и мучили, но я крепился. Хлеба я не доедал, воды не допивал, не насыщался сном и многое другое делал, что Бог только знает. Я не дал упокоения своей плоти. Зеленой ветки я не дал сам себе. Мешок мне был подстилкой и опираясь на корень оливкового дерева я засыпал ненадолго. Демоны не оставляли меня в покое ни на минуту".

27. Достойны внимания советы старца Иоиля своим духовным ча-дам: "Без креста никто не приходит в рай. Но крест свой мы должны поднимать, а не волочить. Чтобы поднять свой крест, мы должны видеть нашу цель. Возьмем для примера стол. Если кто-нибудь возьмет за один край, то сможет поднять его лишь с большим трудом и ненадолго, даже если он и обладает поразительной мышечной силой. Но если возьмет его в середине, то легко его поднимет и легко перенесет его туда, куда пожелает". "Имейте ясность. Потихоньку становите искренними". "Да" да будет "да", и "нет" - "нет". Не забывайте никогда следующего: что имеете в сердце, то должны иметь и на устах. Но то, что имеется на устах, обязательно должны иметь вы и в сердце". "Не забывай, что Бог уважает твою свободу. Твое спасение в твоих собственных руках. Бог, чтобы тебя спасти, хочет, чтобы того же желал и ты".

28. Старец Паисий советовал: "После выхода их Церкви в тысячу раз лучше убегать от людей, как от дикого зверя, что6ы сохранить свое духовное рассуждение и то, что вынес из церкви, чем сидеть и глазеть на шубы или галстуки, и раздражаться царапиною, которую сделает враг тебе в сердце".

29. Любовь должна руководить духовным подвигом. Старец Пор-фирий советовал: "Должно совершать свой духовный подвиг не с проповедями и препирательствами, а с настоящею, но тайною любовью. Когда мы доказываем свое, другие сопротивляются. Когда мы их любим, они приходят в умиление, и мы их покоряем. Когда мы любим, то думаем, что приносим пользу другим. В действительности же мы приносим пользу самим себе".

30. Тот же старец говорил: "Что делаем, да будем делать с желанием, свободно, ответственно и с удовольствием".

31. Достойны упоминания следующие практические советы старца Георгия из г.Драма: "Никогда не завидуй богатому. Всегда живи скромно и смиренно, без эгоизма, потому что эгоизм - это страшный грех. Когда слышишь как осуждают другого, пусть это и правда, никогда не добавляй и своих осуждений, но всегда говори хорошее и скорби о нем. Всегда заботься о любви к нищим, старым, сиротам и больным. Общайся с теми нищими и, вообще, с теми людьми, которых другие унижают. Честным трудом зарабатывай свой хлеб. Не забывай милостыни. Это путь, по которому ты должен идти. Всегда думай от том, чего бы сделать доброго. Это и есть христианская жизнь".

32. В духовной жизни преуспевают любящие Христа. Старец Иероним, чтобы подчеркнуть эту истину, использовал следующий пример: "Если ты хочешь за год сварить два-три килограмма фасоли с помощью одной горсти угля, то ничего у тебя не выйдет, ибо мало огня. Так же и в духовном. Если ты имеешь мало любви ко Христу, то у тебя нет преуспеяния. Нужно умножить любовь".

33. Интересны и следующие примеры, которые использовал старец Иероним, когда давал советы своим духовным чадам: "В одной стене мы имеем два крана. Один выше другого. Если откроем нижний кран, то вся вода вытечет, и вверху не останется ничего. Так случается и в духовном. Закроем нижний кран, который является, недуховной любовью к людям и к мирскому, и откроем верхний кран, то есть укрепимся в своей любви к Богу". "Овес подкрепляет коня. Когда конь здоров, он работает и послушен, и радует своего хозяина, и тот прибавляет корма коню. Нечто подобное бывает и с нами. Если мы послушны Богу, подвизаемся и сильно вожделеваем блага, то Бог прибавляет нам благодать и духовные блага. От нас зависит, будем ли мы духовно насыщаться или голодать". Обращаясь к обучающемуся музыке, он сказал: "Хороший ты музыкант, но не нашлось мастера, который бы помог тебе стать лучшим музыкантом. Приведу тебе один пример. Из дикого дерева в лесу мастер может сделать прекрасный стол. Но если не найдется мастера, то дерево останется таким, как есть".

34. Старец Паисий говорил: "Христос - весь доброта, утешение, и с Ним всегда легко дышать. У него в изобилии духовный кислород".

35. Старец Епифаний говорил: "Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «НЕФТЕГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В НАУКУ»

ТЕМА: "ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА»

НАПРАВЛЕНИЕ: Гуманитарное – «Дорога в мир знаний»

ФИО студента: Коротких Виктория Владимировна

Руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

2017 год

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА

Коротких Виктория Владимировна

ГБПОУ «НГТ»

Научный руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

«Как далеко простираются лучи крохотной свечки!

Так же сияет и доброе дело в мире ненастья…»

У. Шекспир

На уроках истории, изучая страницы своего прошлого, мы говорили о подвигах наших предков. В том числе поднимался вопрос о «духовных подвигах». Меня заинтересовал вопрос: что такое «духовный подвиг».

Очень часто мы, молодые, слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны, бездуховны и невоспитанны.

Конечно, сейчас в современном обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и общечеловеческими ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих веков.

Для возрождения духовности в обществе нам нужно оглянуться назад, и искать примеры для подражания среди наших предков. Богата наша Родина героями, принёсших себя в жертву ради спасения других. Здесь и святители, и князья, мученики, и простые люди.

Так уж сложилось, что в истории нашего народа неразрывна связь подвига духовного и подвига ратного. Я считаю, что для современных подростков эта тема актуальна. Вопрос веры и служению отечеству в настоящее время у многих вызывает потребность обсуждения.

Цель моей работы – ответить на вопрос «что есть духовный подвиг», на конкретном примере изучить духовно-нравственного подвиг православного русского воина, совершенного им в исторический период, когда решалась судьба нашей Родины. Мною выбран герой Куликовской битвы 1380 года монах-схимник Александр Пересвет.

В моей работе я применяла следующие методы исследования, которые определили этапы работы над проектом:

Мониторинг среди студентов моей группы;

Анализ исторических источников;

Использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;

Анализ и систематизация материала;

Представление материала в форме электронной презентации и доклада.

Сведения о Куликовской битве содержатся в произведениях древнерусской письменности: “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве, “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”, “Житие преподобного Сергия Радонежского”.

На уроке истории, изучая Куликовскую битву, студенты моей группы (25 человек) выполняли письменное задание – нужно было ответить на вопрос: «В чём заключается духовный подвиг Александра Пересвета?» Я, с помощью преподавателя, проанализировала результаты этой работы, в итоге: 12 % (3 человека) обучающихся нашей группы с заданием справились, 16% (4 человека) - мыслили в верном направлении, но не смогли правильно сформулировать свою мысль, 72% (18 человек) - пересказ события. Вывод: молодое поколение не имеет представление о подвиге духовном.

Что такое подвиг воинский мы себе представляем. А вот что есть подвиг духовный? Диакон Иоанн Иванов говорит: «…подвиг – это целенаправленный сдвиг, приближение к цели. Люди, которых мы считаем героями, целенаправленно жертвуют своей жизнью, своими взглядами ради кого-то или чего-то, то есть совершают хороший поступок в интересах общества (Еф. 6, 12)».

Действительно, духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, это проявление бесконечного человеколюбия и милосердия, смирения и сострадания. И эта духовная битва делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.

Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарный воин-монах Александр Пересвет, герой сражения на Куликовском поле 1380 года.
Время донесло до нас об этом герое мало сведений, которые иногда больше похожие на легендарные. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином, воином, возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Позже, инок Пересвет попал в Троице-Сергиевский монастырь. Достоверно известно только то, что в 1380 году он уже был послушником этого монастыря. Пересвет был монахом - схимником. Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского настоятеля Троицко-Сергиевского монастыря перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков, хорошо владеющих оружием. Одним из них был Александр Пересвет.

Посылая на битву монахов-схимников, Сергий Радонежский понимал, что они будут лучшим примером в бою для православного воинства. Как написано в «Сказании о Мамаевом побоище», передал им монашеское облачение – схимы, «оружие нетленное вместо тленного».

Наиболее подробный рассказ о Пересвете содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в конце XV века. В нем красочно описывается поединок Пересвета с Челубеем. По древней традиции, любые битвы открывались рыцарским поединком. Татарский воин Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что он был непобедимым воином- поединщиком, в бою он использовал копьё ,которое было длиннее обычного, что не давало сопернику шансов нанести должный удар.

Разъехавшись по полю, два всадника опустили копья на уровень груди и помчались во весь конский мах друг на друга. Они сталкнулись с грохотом, в последний миг умело направив копья. Перед боем Пересвет удлинил своё копьё при помощи яблоневого посоха (этот посох сохранился до наших дней в Рязанском краеведческом музее.). В решающий момент он направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Ценой своей жизни Пересвет победил Челебея и положил начало Куликовскому сражению.

Существует версия о том, что Пересвет последним движением руки сумел повернуть послушного коня к своему войску. Тот донес его уже бездыханное тело, пронзенное вражеским копьем, до строя передового полка.
Сегодня для нас подвиг Александра Пересвета несет большое духовное значение, поскольку он был мучеником на Куликовском поле.
Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический не только ратный, но и прежде всего духовный подвиг во имя земли Русской.

Тема война-христианина актуальна и неоднозначна. С одной стороны защита Отечества - долг любого Христианина. А с другой - Заповеди учат нас терпимости и смирению.

Перед этим выбором стоял и Александр Пересвет. Казалось бы, не за тем он ушёл в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие и рисковать своей жизнью. Одна из христианских заповедей гласит: «Не убий». Но в тоже время Евангелие от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15:13)

Подвиг Пересвета заключается во- первых, в послушании преподобному Сергию, а во-вторых в его выборе - он положил свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этого человека была настолько убежденной и живой, что он действительно не боялись смерти.
Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у таких людей. Да монах, да с оружием в руках! Но не себя он защищал (себя он, наоборот, не пощадил), он погиб ради спасения Отечества. И поэтому его можно сравнить со Святым Георгием Победаносцем, убивающим змея, который олицетворяет зло. Сам же Александр Пересвет Русской Православной Церковью был причислен к лику святых.

Божьи Заповеди - это идеал к которому надо стремиться. Христианская культура - это рассказ не только о выборе между добром и злом, а о выборе между большем и меньшем злом, а в жизни такой выбор стоит чаще. «Поднявший меч от меча погибнет»,- говорит Господь, но меч защитника находится в человеческих руках и нужно воспитать воина, который будет использовать оружие для защиты, а не для мести.

Как уже говорилось мною выше, богата наша Родина великими людьми, принёсших себя в жертву ради спасения других. Имя Александра Пересвета светится здесь, на скрижалях родной истории, напоминая современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи. Мне хочется верить, что родит земля Русская новых Пересветов, способных в трудное время совершить не только ратный, но и духовный подвиг.

Список используемых источников и литературы

    Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982

    Никитин А. Подвиг Пересвета. – Терра инкогнита. 1996, № 2–3 Никитин А.Л. «Лебеди» Великой Степи. НиР, 1988, № 9

    Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя. ВИ, 1985

    Шамбинаго С.К. Повесть о Мамаевом побоище. СПб., 1906

    Дмитриев Л.А. История памятников Куликовского цикла. Сказания и повести о Куликовской битве...

    Шамбинаго С К. Повести о Мамаевом побоище. СПб., 1906,

    Салмина М.А. «Летописная повесть» о Куликовской битве «Задонщина». «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966

    Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005

    Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.

    Летописная повесть о Куликовской битве. - "Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. Сост. и общ. редакция Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1981.

    Православный воин http://pravoslav-voin.info/voin/114-pismo-k-bogu.html

    Пересвет и Ослябя на www.youtube.com