Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

«В Русском Православии моя вера обрела ясное выражение. Моя вера православная

Публикуемая ниже статья – рассказ о том, как и почему британский студент стал священником Русской Православной Церкви.

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать» (Повесть временных лет). Эти слова русских послов описывают их переживания во время православного богослужения в величайшем христианском храме Святой Софии в Константинополе, и с ними они предстали перед .

Владимир, принесший христианскую веру своему народу в X веке и позже признанный святым Русской Православной Церковью, сегодня видимо явлен москвичам и гостям столицы России: величественный памятник ему был недавно воздвигнут напротив Кремля. Бабка Владимира, тоже приняла крещение, но это было ее частным делом, а не государственной политикой. И ни языческое прошлое князя (когда он упивался битвами и предавался пирам, имел множество жен и наложниц), ни тот факт, что его крещение имело и политическую подоплеку (принятие Владимиром религии жены – византийской принцессы Анны – значительно поднимало его в глазах ее брата и потенциального союзника – Василия II), не делают опыт переживания красоты православного богослужения менее истинным – и таким он остается для многих людей, принявших осознанное решение присоединиться к восточной Православной Церкви.

Точно так было и в моем случае.

Впервые я вошел в православную церковь в сентябре 1984 года. Тогда я в числе примерно двадцати британских студентов приехал в провинциальный российский город Воронеж, чтобы погрузиться на десять месяцев в русский язык – это было частью нашего курса обучения. Один из моих любимых русских писателей – Федор Достоевский (второй – Николай Гоголь), и из любопытства я решил посетить храм Церкви – экзотичной (как мне тогда казалось) и радикально отличавшейся как от католичества, так и от множества протестантских деноминаций и наполнявшей труды Достоевского богословски и философски.

Возможно, мое впечатление от православного богослужения не было столь драматичным, как у послов в Константинополе тысячу лет назад, но все же оно было сильным и незабываемым. Это было тем, что греки называют καιρός – момент времени, когда внезапно приходит проникающее озарение, инстинктивное осознание сопричастности.

Честно признаюсь, я мало что понял в символизме литургических действий бородатых священников, облаченных в тяжелые ризы, как и в словах сопровождавшего богослужение хора. Конечно, величественное пение, аромат ладана и лучистые краски икон и облачений были таким разительным контрастом с серой, однообразной реальностью советской городской архитектуры вокруг.

Меня поразило ощущение единства: святые на иконах и верующие были одним целым – Телом Христовым

Однако более всего меня поразило ощущение единства при богослужении. Вверх, к небу, уходил иконостас с образами не только Христа и Девы Марии, но и множества святых, приобщившихся к небесной славе. Внизу – сплоченная масса в основном пожилых женщин (хотя среди них было и несколько молодых мужчин), все время осенявших себя крестным знамением, – и все были обращены к алтарю и иконостасу. Эти два элемента – святые, изображенные на иконах, и верующие под ними – составляли единое целое, Церковь Торжествующую и Церковь Воинствующую, «небо на земле». С этого дня я не мог дать лучшего совета людям, интересующимся Православием, как просто поприсутствовать на богослужении Православной Церкви, чтобы ощутить это единство верующих, объединенных в Тело Христово. Я стоял в заполненном народом храме, люди сзади время от времени трогали меня за плечо, прося передать свечи к иконе Христа или Божией Матери, святителя Николая, (почитаемого в Воронеже святого) и других. Я сначала не мог понять, что свечи надо передать к подсвечнику перед иконой святого. Для русских православных христиан святые – не какие-то далекие фигуры, но живые близкие друзья, и их заступления мы просим у Бога.

Когда я вышел из церкви в тот день, то захотел узнать обо всем этом больше. Но шел 1984 год – время, когда Церковь в Советском Союзе пребывала в социальном гетто, игнорировалась властями или изображалась антирелигиозной пропагандой этаким бастионом предрассудков и обскурантизма. На Пасху главный храм города окружали комсомольские активисты, препятствуя людям войти. Нельзя было найти церковную книжную лавку или церковную библиотеку. Церковь не могла заниматься благотворительностью или открывать образовательные заведения. Всё это стало возможным много позже. Я мог только вести прикровенные беседы с верующими, чтобы понять, что же для них значит Церковь.

Все десять месяцев, что я пробыл в Воронеже, я посещал тот же храм, стараясь лучше разобраться в богослужении, даже переписал себе в блокнот слова Символа веры и молитвы Господней, начертанные с внешней стороны храма красивыми рельефными буквами на архаичном церковнославянском языке. И лишь незадолго до своего отъезда я получил возможность побеседовать с православным священником – отцом Даниилом, который посоветовал мне, если я серьезно настроен присоединиться к Церкви, встретиться с главой епархии Русской Православной Церкви в Британии . Я был очень заинтересован всем этим, и мы даже договорились встретиться с отцом Даниилом еще раз, но, когда я пришел, работники храма сообщили мне, что наша встреча по определенным обстоятельствам невозможна. Кто-то из «органов», очевидно, провел с батюшкой беседу о его общении с иностранцами.

Вернувшись в Англию, я с жадностью принялся за чтение книг об учении Православной Церкви, наиболее важной из которых была классическая книга митрополита Каллиста (Уэра), вышедшая в 1963 году, – «Православная Церковь» (ее потрепанный экземпляр со множеством заложенных страниц я все время держу при себе). А когда наконец я достаточно овладел русским языком, то принялся за богословские книги на русском, в то время, к сожалению, недоступные для большинства русских.

Впоследствии, уже будучи аспирантом, в Оксфорде я присоединился к Православной Церкви. Я не стал бы называть себя «обращенным» (или «конвертом», как в шутку говорят русскоязычные христиане о перешедших в Православие), поскольку именно Православная Церковь, и в частности Русская Церковь, всегда была моим единственным духовным домом. Как большинство представителей моего поколения, я был крещен в Англиканской церкви, но это была церковь, которую я посещал только ради свадеб и похорон.

Став чадом Русской Церкви, я смог глубже понять и свое английское христианское наследие

Я вырос в Манчестере и не помню себя неверующим, но только в Русской Православной Церкви моя вера обрела ясное выражение. И вот еще о чем мне хотелось бы сказать: став чадом Русской Православной Церкви, я смог глубже и с бо льшим пониманием рассмотреть свое английское христианское наследие. Летом 2015 года я посетил погребения двух великих англо-саксонских святых – Кутберта и Беды Достопочтенного, покоящихся в Даремском соборе. Чувства, которые я испытал там, очень близки к тем, что я переживал во время многочисленных паломничеств к мощам в Троице-Сергиевой Лавре. В обоих местах я ощущал благоговейный трепет и одновременно чувство возвращения в родной дом, в котором обитают подвижники, потрудившиеся во Христе в Его Церкви.

Моя первая встреча с Русским Православием произошла 30 лет назад и вывела меня на стезю служения православным священником – это произошло тоже в России, уже после падения коммунизма, в начале 1990-х. На протяжении этого пути я пережил не одно озарение, не один момент истины – καιρός, явленные мне через встречи с людьми или события. Многим мой опыт может казаться личностно обусловленным выбором, особенно тем, кто видит Русскую Православную Церковь только сквозь призму политической культуры, в которой она сейчас живет и действует. Я предпочитаю уподоблять жизнь Русской Церкви океану: его поверхность порой бывает спокойной, порой штормит, и тогда его воды закручивают вихри, но в глубине его – духовная гармония и красота, которые невозможно не напрягаясь увидеть снаружи. Конечно, на чисто человеческом уровне и в Русской Церкви есть несовершенства, как в любой организации, но она – дом и семья, мой дом и моя семья, которая никогда не будет оставлена. А тем, кто хочет узнать жизнь Русской Церкви глубже, достаточно последовать простым словам Евангелия, которые привели меня сюда: «Пойдите и увидите» (Ин. 1: 39).

Православие – это живое прошлое, настоящее и будущее русской души. Это вера, объединившая русских, украинцев, сербов, белорусов, болгар и многие другие народы.

В краевой столице Кубани, в День славянской письменности и культуры, состоялся краевой молодёжный фестиваль « ». Краснодарский дворец искусств «Премьера» собрал в своем зале представителей духовенства, исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, учащихся образовательных организаций, гостей и жителей краевого центра. Всего в мероприятии приняло участие более 1000 человек.

С приветственным словом к гостям обратилась министр образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края :

«Сегодня действительно особенный праздник и наш фестиваль совершенно не случайно проводится в этот день. Благодарю всех без исключения, кто внёс свой вклад в становление, развитие и в тот результат, к которому мы сегодня имеем возможность прикоснуться в этом зале. Мы все вместе делаем очень важное, нужное и непростое дело духовного воспитания наших детей и молодёжи. Благодарю всех за то, что мы этот путь проходим вместе».

В праздничном концерте прозвучали вокальные и хореографические номера в исполнении творческих молодёжных коллективов. Почётным гостем фестиваля стал , победитель музыкального шоу «Голос».

В фойе дворца искусств на протяжении всего фестиваля проходила православная выставка, подготовленная органами по делам молодежи. Со всего края на выставку везлись предметы декоративно-прикладного творчества и ремесел, иконопись, макеты храмов.

В торжественной обстановке подвели итоги проекта «Горячие сердца» , в рамках которого чествуют и выражают признательность молодёжи, проявившей героизм, неравнодушие и активную жизненную позицию. В этом году премии за свои поступки были удостоены трое ребят из Краснодарского края: Даниил Гайдук и Антон Василенко из Тимашевска и Денис Машуев из хутора Новотроицкого Крымского района.

Не забыли в этот день и тех, кто во имя веры лишился жизни. Российский спецназовец Александр Прохоренко , выполняя боевое задание в Пальмире, был окружен боевиками ИГИЛ. Он отказался сдаться и вызвал огонь на себя. Евгений Родионов , находясь , отказался снять нательный крест, за что был убит. Российский народ всегда был готов к самопожертвованию ради своего Отечества и мира на земле.

Фестиваль в крае проводился в третий раз и стал уже традиционным. Ежегодно главной целью проведения мероприятия становится тема духовно-нравственного воспитания молодежи, сохранения и приумножения великого культурного наследия Кубани и России.

Старшеклассники школ, студенты КАТК и СКТ «Знание», молодёжные творческие коллективы, клубы и объединения, духовенство, педагоги, почётные гости… Более 200 участников собрал 15 февраля в Молодёжном центре форум «Моя веря православная», посвящённый Международному дню православной молодёжи. Открыли его руководитель управления образования Ирина Ищенко и благочинный Каневского округа церквей протоиерей Владислав Кашков.

Тему форума выбрали, важную для каждого – противодействие экстремизму. В Волгограде террористы взорвали невинных людей, в Москве школьник расстрелял педагога и полицейского, держал в заложниках одноклассников, в Южно-Сахалинском храме молодой человек расстрелял прихожан… У этих и многих других, казалось бы, разных явлений одна причина – экстремизм. Правовую оценку ему дал старший инспектор по делам несовершеннолетних Дмитрий Ерофеев.

Крайнее проявление экстремизма – война. Как сохранить себя в условиях боевых действий? Не просто выжить, но остаться человеком, способным любить, дружить, растить детей, трудиться и, если понадобится, снова встать на защиту своего народа? Об этом спросили каневчанина Павла Бобкова, участника Афганской войны. В этот день Павел Васильевич праздновал два юбилея: 25-летие вывода советских войск из Афганистана и 50-летие своего рождения. Священники Александр Брижан и Владислав Кашков поздравили юбиляра, вручив ему цветы и икону.

Дух экстремизма, его проявления в корне противоречат духу и смыслу христианства. Православные люди знают, кто был первым экстремистом, кто заразил человечество этой страшной болезнью. Ещё до сотворения человека один из ангелов, ослеплённый гордыней, восстал против Бога. Тот, кого люди называют сатаной, и себя погубил, и поддавшихся его влиянию увлёк во тьму. А позже соблазнил Адама и Еву… Об этих событиях напомнил руководитель молодёжного отдела Ейской епархии, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона иерей Александр Брижан.

Первые люди стали первыми жертвами экстремизма. А причина всё та же… Потому гордыня для православных христиан – тяжелейший грех. И в ней же мы видим корень всяких экстремистских действий. А значит, всякий экстремизм греховен, и в его профилактике главную роль нужно отвести борьбе со грехом. То есть, воспитанию нравственности и духовности.

Что есть нравственность?.. Ещё в Ветхом Завете Бог дал человеку десять заповедей. Нравственный человек – тот, кто чтит их и соблюдает, кто живёт по законам любви. Такой человек не станет экстремистом. Об этом с молодёжью говорил священник храма Покрова Пресвятой Богородицы, помощник благочинного по миссионерскому делу иерей Михаил Пеньков.

Слово «духовность» употребляем как синоним культурности. Литераторов, музыкантов, художников, поклонников искусств именуем людьми одухотворёнными. А ведь все изучаем русский язык, разбирать слово по составу умеем с начальных классов. Корень слов «духовность», «одухотворённость» – «дух»... И православному человеку ясно, что речь здесь о Духе Святом! О душе, о жизни духовной, коей должен жить человек, желающий стать одухотворённым, рассказал настоятель храма Вознесения Господня протоиерей Вадим Аржаненко.

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье. В семье же рождается чувство истинного патриотизма, с экстремизмом не совместимое. Молодые участники форума и сами скоро станут родителями… Опытом воспитания в православной семье поделилась многодетная мама, заведующая социальной библиотекой «Слово» Елена Чичиварихина. Образцом правильного воспитания она назвала Евгения Родионова – юного солдата, принявшего мученическую смерть от чеченских боевиков за верность Христу и народу. Когда звучала песня об этом юноше, зал встал…

«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», – напомнил слова великого полководца Суворова руководитель военно-патриотического клуба «Русичи» Олег Кирячёк. Он рассказал о поисковой работе, о том, как важно, чтобы герои Великой Отечественной войны удостоились христианского погребения. Олег Петрович посетовал, что не все молодые люди проводят досуг с пользой, прожигают время в безделье за бутылкой пива. Альтернативу скуке и лени показал руководитель отдела по делам молодёжи администрации района Григорий Рожковский. А лицеистка Настя Харченко поделилась впечатлениями от поездки в Екатерино-Лебяжью Николаевскую пустынь и храмы Каневского благочиния.

Двухчасовой форум получился информативным. И эмоциональным, благодаря творческим коллективам. В фойе гостей встречали книжные выставки православных библиотек «Слово» и «Возрождение», экспонаты из коллекции клуба «Русичи», экспозиция православной живописи Игоря Погорелова. А со сцены звучали патриотические и православные песни в исполнении вокальной группы «Ассорти» СОШ №1, дуэта гитаристов из лицея, ансамбля авторской песни и поэзии «Осторожно, дети!» и образцового ансамбля народной песни «Квиток» ЦДТ «Радуга».

Впервые в Каневском районе состоялось такое масштабное православное молодёжное мероприятие. Это итог совместной работы молодёжных отделов Ейской епархии и районной администрации и управления образования. И радует, что уже родились отличные идеи для дальнейшего сотрудничества.

В соответствии с рекомендациями Синодального отдела по делам молодёжи, в епархиях начата деятельность по объединению созидательной активности светской и православной молодёжи в рамках совместных образовательных форумов, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии ».

По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора Отделом по делам молодежи Екатеринодарской епархии при поддержке управления по делам молодёжи города Краснодара с 20 по 22 сентября на территории молодежного лагеря «Дубрава» прошел первый межрегиональный форум православной молодёжи «Моя вера православная», приуроченный к 1025-летию Крещения Руси.

Впервые православный форум собрал вместе православных и светских молодых активистов со всей Кубани (всего 120 человек). На протяжении трех дней молодые активисты имели возможность не только ближе узнать друг друга, но и поучаствовать в образовательных чтениях, в работе круглого стола «Традиционные ценности в аспекте формирования личности православного современного молодого человека», в вечере бардовской песни.

«Будем надеяться, что форум «Моя вера православная» окажет содействие молодежи в решении многих насущных вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания и станет прекрасной площадкой для совместного общения», - отметил во время церемонии торжественного открытия форума его организатор председатель Отдела по делам молодежи Екатеринодарской епархии священник Димитрий Руднев.

В образовательной части форума принимали участие ведущие специалисты не только Кубани, но и других регионов России. В рамках образовательных модулей, посвященных русской классической литературе и роли интернет-пространства в жизни современного молодого человека, прочитали лекции ведущие преподаватели ведущих вузов г. Краснодара и гость из Санкт-Петербурга, известный блоггер Дмитрий Беляев.

По приглашению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи в форуме принял участие сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, куратор молодежной работы в Южном федеральном округе Константин Беремеш, который рассказал о проектах Синодального отдела и прочитал лекцию «Выстраивание системной молодежной работы на епархиальном и межепархиальном уровнях».

21 сентября в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы молодежь приняла участие в праздничной Литургии, которая была отслужена на территории форума.

Символом лагеря «Дубрава» стал посаженный участниками форума саженец дуба. «Мы надеемся, что эту добрую традицию ребята будут продолжать каждый форум. Когда-нибудь здесь вырастет целая роща», - заявил руководитель форума священник Димитрий Руднев.

По окончании форума участники выразили глубокую благодарность Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому, за попечение и проведение форума, а также начальнику управления по делам молодежи г. Краснодара С.В. Килину.

Также делегатами была принята резолюция, содержащая предложения сделать форум ежегодным, привлекать больше светской и православной молодежи, придав мероприятию статус всероссийского, сохранить уникальный формат встречи воцерковленной и светской молодежи, продолжить общение в интернет-пространстве, провести в течение ближайшего времени в социальных сетях конкурс на слова и музыку гимна форума.

В этих целях в ходе мероприятия было установлено сотрудничество с организаторами международного православного форума «Феодоровский городок», предусматривающее обмен опытом и проведение совместных мероприятий.

Синодальный отдел по делам молодежи планирует оказывать содействие епархиям в проведении подобных форумов и в других регионах России, а также проводить координационные встречи в Москве в рамках программы «Духовное сближение».