Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский) (ЕГЭ обществознание)

Н.Г.Чернышевский

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Еще древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнает не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то, что общее, что объединяет всех людей.

Русский публицист и общественный деятель XIX века Н.Г.Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание, по Чернышевскому, - основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полностью разделяю мнение Николая Гавриловича и также считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится: «Чужая душа – потемки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».

Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим, прежде всего, понятие самопознания. Современные обществоведы определяют самопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т.д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого, человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т.д. Во втором же, он анализирует полученные сведения, задает себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности являются мнения о нем окружающих его людей.

Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе или как это называют психологи – формирования Я-концепции или образа «Я». По своей сути, Я-концепция – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование ее начинается в раннем детстве и более-менее оформляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни. В данном контексте мне вспоминается фраза римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и следую прежде самого себя».

Мысль Н.Г.Чернышевского принимают и все современные психологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде, чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою психологию. Современные психологи уверены, что эти знания являются базовыми для изучения отношений между людьми.

В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может служить мировоззрение великого русского писателя и философа конца XVIII начала XIX века Льва Николаевича Толстого. Он целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было докопаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается его характер.

Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познаванию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего социального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более, чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.

В качестве аргумента из личного опыта могу привести собственные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть, для человека знающего и понимающего самого себя не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и приведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».

Изучение самого себя (Самоизучение) как качество личности – способность изучить свой внутренний мир, проникнуть в глубины своих психических и физических особенностей, в мотивы своих социальных проявлений, намерений и поступков.

В одной старой индусской легенде рассказывается, что было время, когда все люди были Богами. Но они пренебрегали своей Божественностью…

И Брахма, Верховный Бог, решил отнять у них Божественную Силу и спрятать в таком месте, где Ее нельзя было бы отыскать. Однако найти подобное место было большой проблемой.

И собрал Брахма вместе всех верховных Божеств, чтобы решить эту проблему. И они предложили: «Спрячем-ка Божественность под Землей!» Но Брахма ответил: «Нет, это не подойдет. Человек начнет копать и снова Ее найдет». Божества предложили другой вариант: «Тогда бросим Ее в самую глубь Океана!» Но Брахма снова ответил «Нет. Рано или поздно человек исследует глубины океана и, найдя Ее, вынесет на поверхность».

Божества зашли в тупик, они не знали, где они могли бы спрятать Божественность. И казалось, что нет такого места на Земле или в Море, которое было бы недосягаемо для человека. Но тут возразил Брахма: «Человек никогда себя не изучит до конца, а тем более, не будет искать Бога внутри самого себя. Вот что мы сделаем с Божественностью: Мы спрячем Ее в глубине самого человека, потому что это единственное место, где он, не смотря на изучение самого себя, никогда не будет искать». С тех пор носится человек по Земле, чтобы исследовать ее всю: с тех пор он ищет, поднимается и спускается, ныряет и копает в поисках вещи, которую можно найти только посредством самоизучения внутри себя!

Прекрасную возможность изучить себя предоставляет человеческое общение, отношения с людьми. Вся жизнь состоит из отношений. Поэтому изучить себя можно только в отношениях. Сидя в углу, как хмырь, себя не изучишь. Человек проявляется в своём отношении к людям, идеям, взглядам. Он не может изучить себя абстрактно, сам по себе, в отрыве от своих отношений с другими людьми.

Изучить себя – значит, узнать о себе, какой я есть на самом деле, а не каким хочу казаться, надевая различные социальные маски. Легко поучать, наставлять и давать советы другим, куда труднее изучить самого себя. Изучив самого себя, начинаешь лучше понимать других. Изучивший себя, осознаёт, почему он так, а не иначе, реагирует на слова и поступки окружающих.

Изучение самого себя – внутренний поиск в себе человека. Чтобы достичь духовного уровня сознания, надо скрупулёзно изучить самого себя.

Для лучшего изучения и понимания окружающих, в первую очередь, необходимо изучить себя, то есть осознать собственные мотивы, взгляды, ощущения, свои реакции на различные события.

Достигнуть целостности и гармоничности человек может только, если он начал внимательно изучать себя. Сама жизнь заставляет нас изучать самих себя, ибо мы должны осознавать, что с нами происходит, почему мы попали в такую ситуацию.

В одном священном писании сказано, что где бы ты ни был, кем бы ты ни был, пытайся искать себя, то, чем ты являешься и каждое движение, каждая капля энергии, твоей энергии должна быть использована для изучения, познания себя. Это твоя необходимость, твоя потребность. Оставь всё, все другие усилия, попытки, виды поиска и пытайся понять, кто ты, что ты. Узнай, кто ты, какова природа твоей души. Вся энергия должна быть использована таким образом. Всей своей энергией пытайся искать это нечто. Если о чем-то и стоит слышать, то слушай о душе, слушай о себе. Если какая-то концентрация энергии должна быть, если во что-то следует вкладывать энергию, то вкладывай в это, стоит вкладывать её в это, в поиск, изучение самого себя. Любое начало твоего энергетического движения должно быть в эту сторону. В этом направлении. Пытайся изучить и понять себя, осознать, кто ты, что ты. И, тогда ты поймешь, что необходимо для развития, возвышения этого начала.

Вместе с тем в самоизучении должна быть мера. Не должно быть никакой идеализации процесса самоизучения. Нельзя считать самоизучение единственным путём личностного роста и самосовершенствования. Главное – не перегнуть палку, отказавшись от помощи духовного наставника и авторитетного, мудрого знания.

Психолог Вячеслав Рузов в контексте этой мысли говорит, что самоизучение – вообще вредная наука. Себя лучше не изучать особенно долго, от этого проблемы только одни начинаются, к шизофрении можно прийти. Поэтому с психикой лучше не играть, и излишняя концентрация на снах — это игры с психикой. Не нужно с ней играться, с ней и так проблемы, с психикой, т.е. информацию лучше получать проверенными способами, поговорив с разбирающейся личностью. Если нас мучает какой-то вопрос, необязательно искать подсказки в каких-то эзотерических моментах. Необязательно думать, какая у меня подергивается бровь, правая или левая, необязательно думать, какая у меня чешется ладонь, левая или правая, необязательно думать, с какой я ноги встал и приснилось мне что-то важное или нет. Достаточно просто спросить. Поэтому всё, что пытается нас увести от вопросов и ответов – это какая-то форма греха. То есть, это пытаются нам навязать самостоятельное понимание законов мира, это бесполезный путь, самостоятельно пытаться понять мир, просто времени не хватит на изучение всех его законов.

Самоизучение полезно, если оно делает человека лучше. К примеру, человек начинает изучать свои поступки, приходит к выводу, что поступил неправильно и даёт себе обет больше так не делать. Это хорошо. Целый день может состоять из большого набора маленьких обетов. И если в результате самоизучения человек дал себе маленькой обет и выполняет его, тогда его изучение самого себя перешло в позитивное русло. Если он себя просто покритиковал и никакого обета не принял, «ничего у меня не получается, и я никто, будущего нет», то конечно же все это превращается в самобичевание, и это негатив, это уже негативная самокритика, толку от этого никакого нет. Поэтому всегда венцом самоизучения должна быть какая-то точка, всегда должно быть какое-то практическое завершение.

Петр Ковалев

Ответ оставил Гость

Это высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Еще древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнает не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то, что общее, что объединяет всех людей. Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание, по Чернышевскому, - основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится: «Чужая душа – потемки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей». Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т.д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого, человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т.д. Во втором же, он анализирует полученные сведения, задает себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности являются мнения о нем окружающих его людей. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть, для человека знающего и понимающего самого себя не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.Таким образом, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».

Тот, кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Н.Г. Чернышевский.

Какую роль в жизни человека играет самопознание? Почему, изучая себя, человек познает лучше других людей? Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на высказывания русского философа и писателя Н.Г.Чернышевского.

На мой взгляд, автор затрагивает проблему единства самопознания и знания, которая на протяжении всех времен была предметом философского исследования. Греческая философия, провозглашавшая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя» явилось одним из направлений в развитии наук о человеке. Русский философ Н.А.Бердяев писал: «Проблема человека есть основная проблема философии. Разгадка бытия человека для человека скрыта в человеке»». Итак, что же такое самопознание? Я солидарна с поэтом Е.Евтушенко, утверждающим, что «человек – это знание, которое познает самого себя». По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, которое включает восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывая тем самым путь к самореализации – проявлению своего «я» в деятельности.

Трудно не согласиться с Н.Г.Чернышевским в том, что самопознание играет важную роль в жизни человека. Именно познавая себя, человек лучше понимает других людей, выстраивает с ними отношения, выполняет различные виды деятельности. Например, самооценка очень важна и для самого человека, и для знания других людей. Завышенная оценка своих способностей и возможностей делает человека заносчивым, эгоистичным, снижает уровень критического контроля своего поведения, а, значит, и затрудняет общение с другими людьми. Наоборот, низкая самооценка не способствует успешному развитию человека, делает его пассивным, неуверенным, а, значит, неспособным активно существовать. Достигая объективной самооценки, человек начинает объективно оценивать и других людей. Стремление добиться успеха, завоевать уважение позволяют человеку приносить пользу не только себе, но и обществу. Умение правильно оценивать свои действия, поступки, стремление к абсолютной честности с самим собой – это путь к нравственным началам: честности, порядочности, доброте и т.д. Лучше понимая самого себя в процессе самопознания, человек способен понять других людей, живущих рядом. А это – путь к взаимопониманию, милосердию, вниманию, предотвращению конфликтных взаимоотношений.

Вот почему я считаю, что Н.Г.Чернышевский абсолютно прав, считая, что тот, кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.