Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Скрининговое оборудование для детей с овз. Оснащение кабинета для инклюзивного образования

учитель-дефектолог высшей категории, г. Москва

Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, позволяет существенно повысить зффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.

Прибор «Топаз» , который позволяет увеличить нужный материал, для того чтобы ребенок с низкой остротой зрения мог его лучше воспринимать.

Одним из предметов специального оборудования, является инвалидное кресло, которое позволяет ребенку перемещаться как по пространству д/сада. так и в условиях игровой комнаты,

ВОС мы начинаем продумывать уже с улицы.

Участки оснащены малыми игровыми формами с пандусами, которые позволяют ребенку-инвалиду на коляске заезжать в них.

Мы видим карусель, на которой катаются дети с особыми возможностями здоровья.

А вот качели, на которых могут качаться дети-инвалиды, поскольку сиденье имеет цепочку, карабин и является для ребенка безопасным.

Вместе со своим ребенком может качаться и взрослый или же другие дети.

В нашем д/с есть вход оснащенный пандусом. Мама с ребенком-колясочником без проблем попадает в помещение детского сада..

Ребенок имеет возможность присутствовать на музыкальном занятии, участвовать в танцах, играть на музыкальных инструментах.

Благодаря разнообразию – оборудование всегда соответствует настроению и потребностям ребенка.

В связи с этим при подборе специального оборудования важно ответить на вопросы о том, каковы его функции и назначение.

Функции специального оборудования

  • Облегчение установления отношений с участниками коррекционно-развивающей работы.
  • Усиление готовности к предстоящей работе, повышение ее привлекательности.
  • Создание необходимых условий для моделирования среды.
  • Создание безопасной среды для деятельности.
  • Обеспечение возможностей для отработки и развития определенных качеств и навыков.

Мы видим назначение специального оборудования как средство психологического развития и коррекции.

Ребенок дошкольного возраста учится во время игры. Игра для детей с ОВЗ и детей-инвалидов – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникаций, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее.

Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести его заболевания, а кроме этого, снижение зрения и трудности в обучении.

Только наша помощь, руководство и поддержка, позволят ребенку с ОВЗ, и особому ребенку у которого нарушены восприятие, внимание, ответная реакция, память получить от игр и удовольствие, и пользу.

Играя, с детьми, имеющими проблемы развития, надо помнить, главное – его интерес и любознательность, которые реализуются с помощью игрушек.

Ребенку-инвалиду, часто трудно координировано и ловко действовать пальцами рук из-за того, что он не может правильно выполнять определенные крупные движения – правильно сидеть, стоять и т.д. Трапецевидное дидактическое пособие активно используется всеми детьми в д/саду. Но для ребенка, с повышенным тонусом, который плохо удерживает равновесие в положении сидя, стоя, действия с ним затруднены.

Наша задача следить за тем, чтобы у такого ребенка было устойчивое положение тела, надежная опора. Для реализации этой задачи мы используем мягкий валик, на котором сидит ребенок и поддерживающий прием взрослого для сохранения правильной осанки.

Все дети любят играть с различными пирамидками. Специальное оборудование отличается своей многофункциональностью. Пирамидка в руках ребенка с диагнозом ДЦП– многофункциональное пособие. У многих детей для которых, характерна недостаточность двигательных навыков снижена тактильная чувствительность, часто у них нарушено зрение, слух. Вследствие этого возникает «сенсорный дефицит» , т.е. им не хватает ощущений или эти ощущения смазаны, неточны, а каждая деталь этой пирамидки имеет сенсорное назначение.

У многих детей с проблемами развития отмечается недоразвитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Движения бывают неловкими несогласованными. Всем известное упражнение - нанизывание бус на нить. В тифлогруппаах мы используем его для коррекции зрительного восприятия, т.к. некоторым детям с нарушениям зрения врачом-офтальмологом рекомендована работа с мелким материалом и их двигательные навыки позволяют им это делать.

В работе с детьми-инвалидами, мы также применяем данное задание, но используем крупные деревянные бусы, а вместо нити – толстый шнур.

Ребенку с двигательными нарушениями, легче освоить тонкие движения пальцев рук, держать предмет одной рукой и действовать другой, если сидя за столом, он опирается на локти, а педагог помогает ему фиксировать эту позу.

Для отработки одних и тех же навыков необходимо использовать различные материалы. В этом нам поможет – специальное оборудование – ящик «Пертера» . Все детали сделаны из дерева, окрашены в основные цвета, удобны для захвата. Деревянные элементы легко одеваются на колышки.

У детей-инвалидов плохо развито взаимодействие двух рук, им полезно отвинчивать, привинчивать, открывать, закрывать. Поможет в этом специальное оборудование «Винтовые цветочки» – цветочки имеют очень удобную форму, окрашены в яркие цвета, все это вызывает положительные эмоции и ребенок с удовольствием играет.

Для развития тонких координированных движений пальцев рук используются пособия, предназначенные для наматывания-разматывания.

При работе с ребенком с ДЦП, педагог использует коррекционный прием совмещенных действий – руки ребенка в руках педагога.

Если ребенок плохо владеет пальцами рук, то хорошая развивающая игра доска с ячейками. Ребенку легче брать фигурки, если к ним приделаны ручки. Чтобы ручка не искажала картинку, она должна быть небольшой.

Из-за плохой координации движений и неловкости рук и пальцев ребенку бывает трудно одновременно удерживать игрушку руками и передвигать ее. На помощь приходят игрушки с магнитами.

Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. Результатом этого восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека.

Поэтому очень важно обогащать образные представления, как детей с ОВЗ, так и детей-инвалидов.

Для детей с синдромом двигательных нарушений сложно работать с плоскими карточками, поэтому очень удобны объемные фигуры с магнитами, позволяющие крепить отдельные части друг к другу и получать целостную объемную фигуру.

Для детей с ОВЗ качалки используются как развлечение. У детей с Синдромом Дауна, с ДЦП часто недостаточно развито равновесие, поэтому таким детям полезны раскачивания на различных качалках, мячах уже с коррекционной целью.

Замечательное пособие «Рисуем ногами» , которое представляет собой деревянную панель-лабиринт. Оно способствует развитию двигательной активности. ловкости, координации движений.

У детей-инвалидов отмечается неполный объем движений, нарушение их произвольности. Всем известное пособие стол с фасолью, используется для самомассажа кистей пальцев рук, а также оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольных движений рук у детей,

Это оборудование хорошо использовать и для развития сенсомоторных навыков,

Дети- играют с фасолью, пересыпают ее. Им весело и приятно слушать разные звуки.

Очень полезны для детей упражнения – одновременно двумя руками сгребать фасоль, песок, то к ближней, то к дальней, то к правой, то к левой стенкам. Когда ребенок научиться действовать двумя руками, это же упражнение надо делать одной рукой, что позволит ему научиться пересекать рукой среднюю линию тела. Этот навык необходим ребенку во время письма.

Очень важно для нас помочь детям-инвалидам освоить простые бытовые действия.

Ребенок с удовольствием перетирает между ладонями песок, а на самом деле ребенок учится мыть руки.

У детей с особыми образовательными потребностями в силу диагноза движение рук и пальцев нередко осложняются различными синкинезиями (содружественными движениями) .

В связи с этим многие дети не умеют держать карандаш, рисовать кисточкой, лепить из пластилина, не доступны действия с ножницами.

Ребенок-инвалид работает со специальным пластилином, которой по своей консистенции напоминает тесто.

Это позволяет ему без труда предавать пластилину разную форму и производить различные манипуляции.

Дети с удовольствием пользуются ножницами, но часто у них плохо развита мелкая мускулатура рук, поэтому должны быть специальные ножницы, при работе с которыми у такого ребенка работает кисть.

Дети инвалиды, и дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Если рисуем кистью, то она должна быть большая (молярная) . Кисть держать удобно, она побуждает к широким и плавным движениям.

Для ребенка-инвалида творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат.

В ходе этого процесса он лучше осознает себя, расширяет свой опыт в познании окружающей его действительности, радуется общению с мамой, педагогом, начинает больше доверять себе.

Стеклянный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет особому ребенку получить результат своей работы, а значит настраивает его на успех. Ребенок сидит на колене мамы и рисует ладошками на зеркале с помощью красок. В этом случае применяется коррекционный прием: мама, подняв плечи ребенка направляет их вперед, помогая ему нажимать ладошками на поверхность стекла во время рисования, а также фиксирует правильную осанку ребенка.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать пособия, которые формирует положительные эмоции ребенка. К таким пособиям относится и этот стеклянный мольберт. Ребенку-инвалиду самостоятельно нарисовать портрет мамы, очень трудно, а порой просто невозможно. А этот волшебное оборудование помогает ребенку получить результат своей деятельности, и что не менее важно оно доставляет удовольствие, как ребенку, так и маме.

Говорить об этом можно бесконечно, т.к. вариантов использования специального оборудования может быть огромное количество. Все зависит от фантазии, творчества и опыта тех людей, которые работают с данной категорией детей и наличия самого специального оборудования.

В процессе коррекционно-развивающих занятий необходимо заинтересовать ребенка. В тот момент, когда ребенок заинтересован и проявляет собственную активность, он достигает максимально возможного для себя уровня цельности.

Собственная активность особого ребенка может быть незначительна, но она должна быть, так как именно на нее опирается творчество ребенка, а это будет способствовать его самовыражению.

Если мы поможем ребенку во время игры, занятия использовать уже приобретенные, пусть и весьма ограниченные, навыки, мы позволим ему учиться.

Программно-аппаратная станция (далее – ПАС) должна поставляться в собранном виде, комплектующие которой должны быть работоспособны, подключены, задействованы, совместимы на аппаратном уровне и идентифицироваться в базовой системе ввода-вывода. Все места подключения интерфейсов ПАС (типа IDE, SATA) должны иметь дополнительную фиксацию, для предотвращения их самопроизвольного отключения во время транспортировки и эксплуатации. Базовая система ввода-вывода должна быть русифицирована, преднастроена для работы с поставляемым аппаратным обеспечением и должна иметь возможность выборочного отключения USB портов. ПАС должна быть оснащена не менее 1 кнопкой Power (включения и выключения электропитания), а также не менее 1 световым индикатором Power (включение и выключение электропитания). ПАС должна быть оснащена блоком питания мощностью не менее 500 Вт. ПАС должна иметь поддержку оперативной памяти объемом не менее чем до 32 Gb DDR III. ПАС должна быть оснащена не менее 2 слотами для модулей оперативной памяти. ПАС должна иметь не менее 1 интерфейса SATA. ПАС должна быть оснащена встроенной звуковой картой. ПАС должна иметь интегрированную сетевую карту со скоростью передачи данных не менее 10/100/1000 Мбит/cек. Количество USB портов на задней панели ПАС должно быть не менее 4. ПАС должна быть оснащена физическим вычислительным процессором с тактовой частотой не менее 3 ГГц. Физический вычислительный процессор должен иметь не менее 4 вычислительных ядер и объем кэш памяти не менее 4 Мб. ПАС должна обладать не менее одним модулем оперативной памяти, минимальный объем которого должен составлять не менее 4096 Mb. ПАС должна иметь не менее одного внутреннего носителя информации, предназначенного для записи и хранения данных общим объемом более 900 Gb. Для осуществления возможности записи и считывания с оптических носителей на внутренний носитель информации ПАС должна быть оснащена внутренним оптическим приводом, имеющий метод загрузки диска типа выдвижной лоток. Скорость чтения оптического привода ПАС должна быть не менее CD 38x, DVD 16x; Скорость записи оптического привода ПАС должна быть не менее DVD±R 24x, DVD+RW 8x, DVD-RW 6x, CD-R 32x, DVD-R DL (duallayer) 8х; Оптический привод ПАС должен поддерживать форматы, как минимум, DVD-R, DVD-RW, DVD+R, DVD-ROM, DVD-Video, DVD-R (Dual), DVD-RAM; ПАС должна иметь не менее 2 разъемов USB на передней панели и не менее 2 аудио разъёмов «джек» на передней панели. ПАС должна иметь, как минимум, не менее 1 разъема PS/2 для клавиатуры и для оптической мыши, не менее 1 разъема DVI-D, не менее 1 разъема D-Sub (VGA), не менее 1 разъема LAN (RJ45), не менее 4 разъемов USB 2.0, не менее 2 разъемов USB 3.0. ПАС должна быть оснащена внутренним источником резервного питания (ВИРП), который должен находиться внутри корпуса ПАС и иметь пассивную систему охлаждения. Максимальная выходная мощность ВИРП не должна быть менее 500 ВА. ВИРП должен иметь поддержку режима «холодный старт» и обеспечивать защиту от превышения номинального входного тока, от короткого замыкания, от выбросов, провалов, значительного снижения и полного отключения питающего напряжения. ВИРП должен иметь не менее 2 выходных розеток, режим стабилизации и аккумуляторную батарею емкостью не менее 7 Ампер-час. ПАС должна быть оснащена встроенным датчиком, осуществляющим мониторинг состояния запыленности внутренних компонентов и удаленное оповещение о необходимости технического обслуживания с информацией о степени запыленности по условной шкале. Датчик должен иметь программное обеспечение для управления датчиком, которое должно обеспечивать циклический опрос показаний датчика и отображать уровень запыленности по условной шкале. Датчик должен уведомлять о критичной запыленности внутри корпуса вычислительной системы. Датчик должен быть рассчитан на круглосуточную работу. Датчик должен функционировать в диапазоне температур от не более +10 градусов Цельсия до не менее +30 градусов Цельсия. ПАС должна иметь в своем составе проводной комплект клавиатура + оптическая мышь с интерфейсом USB. Клавиатура должна быть оснащена не менее 100 клавишами, а оптическая мышь должна иметь разрешение оптического сенсора не менее 1000 dpi, не менее 2-х стандартных клавиш и 1 колесо прокрутки. В состав ПАС должен входить сетевой фильтр в количестве не менее 1 шт. Количество розеток в сетевом фильтре не должно быть менее чем 4 шт. На ПАС должно быть предустановлено системное программное обеспечение – операционная система (типа MicrosoftWindows 7 HomePremium), которая должна позволять полностью использовать установленный объем оперативной памяти на ПАС;должна поддерживать максимальный размер оперативной памяти не менее 16 Гб; должна поддерживать анимации окон при открытии, закрытии, сворачивании, восстановлении; должна поддерживать переключение между пользователями; должна поддерживать возможность русскоязычной справки; должна поддерживать Bluetooth; должна иметь встроенный интернет-обозреватель; должна поддерживать возможность просмотра доступных сетей; должна иметь возможность создания логических групп компьютеров с централизованной аутентификацией в едином каталоге учетных записей; должна поддерживать возможность присоединения к доменам; должна иметь встроенный медиапроигрыватель; должна поддерживать возможность управления электропитанием; должна поддерживать более одного физического процессора; должна поддерживать возможность ускорения работы за счет кэширования файлов на флэш-память и твердотельных накопителях; должна иметь средства диагностики; должна поддерживать возможность автоматического (бесплатного) обновления через интернет в течение срока лицензионного соглашения, а также автоматической установки функциональных расширений и обновлений, выпускаемых фирмой-производителем программного обеспечения; должна иметь встроенный редактор текста; должна иметь возможность предоставления доступа и подключения к удаленному рабочему столу; должна иметь встроенные средства архивации и восстановления; должна иметь диспетчер учетных данных; должна иметь возможность родительского контроля и контроля учетных записей; должна иметь возможность шифрования файловой системы; должна иметь возможность резервного копирования и восстановления. Язык интерфейса – русский. На ПАС должно быть предустановлено прикладное программное обеспечение – офисный пакет (типа MicrosoftOfficeStandard 2010), который должен иметь один единый установщик, и позволять устанавливать приложения, как в комплексе, так и по выбору пользователя. Все приложения пакета должны поддерживать технологию IRM для управления правами доступа к документам и сообщениям электронной почты. Пакет офисных приложений должен позволять открывать документы, сохраненные в открытых форматах, таких как OpenOffice XML и OpenDocument. Все приложения пакета должны быть локализованы на русский язык. Все приложения пакета должны поддерживать многократную установку. Все компоненты прикладного программного обеспечения должны быть совместимы друг с другом. В состав пакета должны входить следующие приложения: Текстовый редактор, который должен включать поддержку библиотек стилей, инструментов работы со сносками, списков, ссылок, оглавлений, средств рецензирования, скриптов и макросов. Редактор должен иметь функции проверки орфографии и грамматики без привлечения сторонних плагинов и расширений; Приложение для работы с электронными таблицами, которое должно включать средства построения сводных таблиц и диаграмм, работы с локальными базами данных, должно поддерживать скрипты и макросы; Приложение для работы с электронной почтой, которое должно включать поддержку новостей в формате RSS, инструменты работы с контактами, задачами и календарем, должно поддерживать протоколы SMTP, POP3, IMAP, MAPI, скрипты и макросы; Приложение для работы с базами данных, которое должно содержать библиотеку баз и форм, включать визуальные инструменты для проектирования выражений, разработки запросов к данным и формам, средства доступа к данным через web-интерфейс без установки приложения, должно поддерживать скрипты и макросы; Приложение для работы с презентациями, которое должно поддерживать библиотеку стилей, средства вставки графики, аудио- и видео-данных, эффектов для переходов между слайдами и для элементов презентации; Приложение для создания публикаций и маркетинговых материалов, которое должно обладать средствами редактирования изображений, проектирования и переупорядочивания страниц, создания и управления динамическими публикациями; Приложение для ведения электронного блокнота, которое должно поддерживать создание и хранение заметок, содержащих текстовую, графическую, аудио- и видео-информацию, организацию информации в иерархическую структуру, поиск и возможность синхронизации между несколькими компьютерами через Интернет.

Развивающие модули Предназначены для развития внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, развития сенсомоторных навыков, начальных математических представлений. Игры с развивающими модулями учат детей познавать цвет, форму, величины, время и др.


Дидактически-развивающая среда «Домик» Способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. На «Черепахе» расположено множество интерактивных предметов: пуговицы, застежки, шнуровки, пряжки, липучка, арифметические цифры, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений.


Дидактически-развивающая среда «Черепаха» Способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. На «Черепахе» расположено множество интерактивных предметов: пуговицы, застежки, шнуровки, пряжки, липучка, арифметические цифры, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений.


Тактильно-дидактическое пано «Чудеса природы» Основное назначение таких пано - стимуляция тактильных ощущений и развитие мелкой моторики. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения, развивается физически, воспитывается находчивость, сообразительность и инициатива.


Тактильно-дидактическое пано "Счет от 0 до 10" Панно выполнено из искусственной кожи ярких цветов, размером 50х70см, которое предназначено для изучения счета. Фрукты и овощи крепиться на липкую ленту, в комплекте сумочка для хранения съемных элементов.








Тактильная дорожка «Змейка» Цель «работы» такой дорожки – производить массаж стопы, активизировать кровообращение, тренировать мышцы, укреплять голеностопный сустав и формировать физиологически правильный свод ступни, снимать усталость с ног, развивать координацию движений и поддерживать здоровье в целом.




Наборы для конструирования Мягкие модульные конструкторы - это хороший строительный материал, который способствует развитию у ребенка фантазии, творческих и конструктивных способностей. Предназначены для конструирования, сюжетных игр, развития двигательной активности.


Набор мягких модулей «Дорожное движение» Игровой набор по обучению дорожного движения для детей, а также для конструирования, сюжетных игр и развития двигательной активности. В комплекте пожарная машина, машина полиция, машина скорой помощи, автобус, грузовой автомобиль, светофор и пешеходная дорожка.


Мягкий набор – конструктор «Дворец» Во время игры, позволяет изучать цифры, цвета, геометрические фигуры, формирует свои фантазии и воображение, сооружая различные предметы из деталей мягкого конструктора, отлично развивает координацию движений, моторику и пространственное мышление, фантазии, творческие и конструктивные способности. Предназначен для конструирования, сюжетных игр, развития двигательной активности.






Двухсторонняя тактильная панель «Елочка» Хорошо разрабатывает у детей осязательные навыки, помогает развивать интерактивную деятельность, а также предназначена для звуковой стимуляции». Предназначена для развития групповой и совместной деятельности, так как её могут использовать 1 и 2 человека.


Двухсторонняя тактильная панель «Звёздочка» Двухсторонняя тактильная панель «Звездочка» отлично разрабатывает у детей осязательные навыки, помогает развить интерактивную деятельность, а также предназначена для звуковой стимуляции. Панель удобна в использовании - ее можно разместить как на полу, так и на столе. Корпус выполнен из дерева, в верхней части находится ручка для переноски


Развивающее оборудование Стимуляция тактильных ощущений особенно важна в условиях современных мегаполисов - многие дети испытывают недостаток таких ощущений и восполнить их помогут тактильная дорожка и разнообразные развивающие и тактильные панели. Также они помогут развить мелкую моторику, музыкальный слух, научат различать цвета и геометрические формы.




Интерактивная звуковая панель «Угадай звук, сравни животное» (в корпусе встроена светодиодная подсветка под каждым изображением животного). Панель предназначена для звукового воздействия. Развития логики, игровой терапии. Рассчитана на детей дошкольного возраста. С помощью этой панели дети могут научиться различать голоса животных.


Дидактический стол с набором игрушек Сенсорное развитие детей до 3х лет и развитие интеллектуальных способностей дошкольников от 3-5 лет. Игровые комплекты дидактического стола знакомят малышей с сенсорными эталонами и способствуют развитию умений действовать с предметами. Позволяет организовать как индивидуальные так и групповые занятия, проведение диагностики с последующей коррекцией выявленных отклонений в развитии детей. Развивает мелкую моторику рук. Зрительно-моторную координацию, улучшает зрительное восприятие. Развивающие игры за таким столом будет полнее способствовать усвоению самых основных вещей: умению различать цвета, формы предметов, получать представление о количественном составе, усвоению сенсорных эталонов и т.д.


Дидактический материал - набор Фребеля Ф. Для коррекционно – развивающих занятий логопеда и психолога. Данные методики способствуют развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и пространственной ориентации. Помогают овладению счётных навыков.


Тактильная дорожка из материи Помогает развивать тактильные ощущения, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, а также профилактика здоровья ног. Активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность.


Поведения. Мягкая дорожка «Веселые следочки» Активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
27


28 Сенсорное оборудование зеркальный уголок с пузырьковой колонной, висящая система «Мелодичный звон», волшебная нить с контролёром, сенсорные мячи, сухой бассейн, пуфик- кресло с наполнителем, детская подушка с гранулами. Всё это позволяет создавать безопасную комфортную среду, которая будет способствовать общему расслаблению, психическому и физическому восстановлению. Многообразие звуков, световых эффектов, разнообразных запахов и ощущений позволят успешно использовать сенсорную комнату для отдыха детей и подростков, для профилактики стрессовых состояний, общего укрепления всего организма и центральной нервной системы.


32 Ширмы, различные виды кукольного театра помогают разнообразить занятия воспитателя по программе «Литературный сундучок». Действия детей с кукольными персонажами, собственные действия по ролям, художественно-речевая деятельность – все это будет способствовать интенсивному речевому развитию, преодолению робости, застенчивости, обретению новых знаний, умений и навыков.


Флип–чарт, мольберты необходимо для организации системы развивающих занятий и творческой работы с детьми в кружке «Волшебный узор», оно позволяет создать детям благоприятные условия для познавательной деятельности и реализации своих творческих возможностей, что способствует повышению эффективности проводимых мероприятий.

Татьяна Воробьева
Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ

Перемены, происходящие в современном обществе , требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В постановление Правительства РФ от 15.04.2014 за N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" звучит цель – «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики».

Одной из задач является : «развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей » при этом «не зависимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья»

В результате должны быть созданы условия, «соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях»

Первым этапом при реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы - является создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях системы образования, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения…»

Шекснинская спецшкола является образовательным учреждением, контингент обучающихся 100% - это дети и подростки с девиантным поведением, из них 30% (19 детей и 60 ) имеют статус дети с ограниченными возможностями здоровья, 4 ребенка – дети- инвалиды.

И соответственно в целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы на базе Шекснинской спецшколы в 2014 году был создан центр реабилитации «ДОМ : добротой откроем мир» - это современный многофункциональный комплекс оборудования , позволяющий многогранно и многопланово проводить психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно – развивающую работу с детьми и подростками с ОВЗ на основе современных технологий . психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно – развивающую работу на основе современных технологий .

Компьютерный класс диагностики для индивидуальной и групповой психологической диагностики с использованием сертифицированных программ «ИМАТОН» ; «Эффектон СТУДИО»

Кабинет профориентации для оказания психологической помощи и поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования;

Арт – студия и кабинет песочной анимации для освоения психопрофилактических, коррекционных и развивающих программ на основе методик песочной терапии и арт – терапии, шедеврами искусства (музыка, живопись, литература и т. п.) .

Комната релаксации для снятия мышечного напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния

Комната психомоторного развития. Более подробно рассмотрим именно данное направление, т. к. прежде всего, это форма психологической поддержки в стрессовых ситуациях, снятие тревожности, но основная цель – развитие и коррекция познавательной сферы у детей с ОВЗ .

Игровые пособия условно разделили на шесть групп.

Игровые пособия «Балансировка и координация» помогают развитию у детей пространственной ориентировки, координации движений, осознания схемы собственного тела, навыка планирования и анализа своей деятельности, концентрации внимания. С помощью данных игр удается снять мышечное напряжение, снизить излишнюю напряженность и агрессивность.

Пример : «Сырный ломтик

Пособия «Развивающие игры» , направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, а так же способствуют развитию усидчивости, упорства, выдержки, формирования навыка самоконтроля

Для развития конструктивной деятельности детей очень хороши кубики , предложенные Еленой и Борисом Никитиными : «Уникуб» , «Логические» , «Сложи узор» , «Кирпичики» .

Игровые пособия группы «Развитие тактильной чувствительности» в первую очередь решают такую задачу как обогащение сенсорных ощущений : тактильной памяти и восприятия, при этом одновременно развивается внимание, наблюдательность, устная речь «Сенсино»

Игровые пособия групп «Экспериментирование : вес, звук» и «Экспериментирование : оптические эффекты» направлены на обогащение сенсорного опыта. Детям дается возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере . Экспериментируя, дети учатся познавать окружающий мир и овладевать важными социальными навыками. С помощью таких игр дается возможность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство и поэкспериментировать в безопасной обстановке, что вызывает у детей положительные эмоции, и помогает снизить умственное утомление.

музыкальные шары

Игровой комплект Пертра

Комплект разработала педагог-практик Марианна Фростиг, взяв за основу концепцию творческого формирования как ребенка, так и самого педагога. Данный набор представляет собой широкое поле "общения" ребенка с деталями - манипуляторами. Игровой комплект способствует обогащению внимания; зрительной, тактильной, кинетической памяти; речи и мышления; пробуждает фантазию и любопытство детей и способствует их творческому развитию и состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок - основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены.

Чемодан 1 «Пространство на плоскости» предназначен для формирования представлений детей о пространстве , взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий. В составе комплекта деревянные пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне , а также фигурки машин и людей. Ребенок может выстраивать узоры из линий, «прокладывать дороги» , и прослеживать движение фигурок.

Чемодан 2 «Упорядочение элементов» позволяет формировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, способствует усвоению пространственных отношений (лево-право, верх-низ, шире-уже и т. д.) и математических понятий (больше-меньше, столько же и т. д.) . Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности.

Чемодан 3 «Одинаковое и разное» . Веревки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров, дают возможность потренироваться в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек. Сортируя бусины, дети развивают способность к классификации и сравнению.

Чемодан 4 «Пространство и преобразование» Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, осознавать взаимное расположение трехмерных фигур, правильно соотносить размеры объектов.

Чемодан 5 «От каракуль к каллиграфии» В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.

Чемодан 6 «От хватания к схватыванию. Занятия с набором способствуют развитию дифференцированных хватательных движений и формируют умение дозировать мышечные усилия. В состав набора входит доска – основа с отверстиями, штыри, цилиндры, шайбы, бусины, шнуры, резинки, прищепки и пр. Занятия с использованием элементов данного набора помогут развитию навыков счета и классификации.

Чемодан 7 «Начальные математические знания» . Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки : пересчет, сравнение, классификацию, определение количества и выполнение первых вычислений. Формируется понятие о числе, множестве, составе числа

На втором этапе реализации поставленной цели, специалистами учреждения была разработана рабочая коррекционно – развивающая программа «Шаг вперед» , а также учебно – методический комплект – руководство к действию для заинтересованных родителей и педагогов. Новизна данной программы заключается в том, что интеграция современных образовательных технологий в систему основного и дополнительного образования детей с ОВЗ позволит преподавателям, дефектологам и даже родителям провести коррекцию познавательной сферы , приобрести недостающие навыки и знания, необходимые для полноценной адаптации в социуме. Подробно с данной программой можно познакомиться на международном образовательном портале «MAAA.ru» в разделе «Детский сад : методические разработки» . Краткое содержание учебно – методического комплекта представленонаглядно.

Несмотря на то, что оборудование дорогостоящее , есть возможность самостоятельно изготовить аналог своими руками. Для этого потребуется немного усидчивости, желания и подручных средств (бросовый материал, картон, цветная бумага, деревянные бруски и т. п.) .

Коррекция и развитие – две составляющих единого процесса, позволяющего ребенку встроиться в учебный процесс, реализующийся в любом образовательном учреждении. Среда, в которой может реализоваться такой единый процесс должна включать в себя многофункциональное помещение, в котором педагог имеет возможность организовывать индивидуальные занятия или работу в малых группах, помогая детям справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами. Для такой коррекционно -развивающей работы прекрасной находкой, на наш взгляд и является комната психомоторного развития - островок спонтанности в детском мире ограничений.

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета - устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

  • находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
  • имеет широкий дверной проем без порожка;
  • имеет правильную прямоугольную форму;
  • окрашен в светлые пастельные тона.
Оснащение инклюзивного кабинета:
  1. Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
  • Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями (Эдутач).
  • Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта» .
  • Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  • Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.
  • Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты :
    • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
    • звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
    • световые столики для рисования и песочной терапии;
    • вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
    • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
    • зеркальный шар с мотором и источником света;
    • колесо спецэффектов;
    • фиброоптический ковер;
    • балансировочная доска-лабиринт;
    • напольные и настенные лабиринты;
    • декоративно-развивающие панели.

    В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

    В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

    Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.

    Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

    Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

    Зоны кабинета инклюзивного обучения

    Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

    1. Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
    2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
    • освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
    • регулирование эмоционального фона;
    • нейтрализация стрессовых состояний;
  • Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.
  • Обычно оформляется три зоны: Другие материалы по теме:
    • Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда» ;
    • М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей» ;
    • Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы ;
    • Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» .

    Коррекционный кабинет

    Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

    Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

    • для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
    • для развития мелкой моторики;
    • для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
    • для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
    • для развития когнитивных функций.

    Сатья Дас - опытный семейный психолог и философ, автор и ведущий популярных семинаров «Нескучная семейная психология», расскажет вам о том, как на самом деле надо взаимодействовать, общаться и обращаться с детьми, как проявить в них то, что заложено. Ваши дети - замечательные, творческие и гармоничные личности! Нужно просто помочь им развить это начало! Вы узнаете о семи с половиной детских характерах и пяти принципах воспитания, о секретных фразах, которые помогают детям вырасти счастливыми и реализоваться в жизни.

    В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

    1. Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
    2. Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
    3. Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
    4. Сенсорного опыта - для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения.
    5. Развития мелкой моторики - для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
    6. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
    7. Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

    В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.