Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Шурыгин виктор александрович. Шурыгин виктор алексеевич От мастера императорского двора

Шурыгин Виктор Александрович

(род. 23.12.1945 в г. Тверь), ученый, генеральный директор и генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро «Титан», специалист в области создания ракетной техники, кандидат технических наук (1997), член-корреспондент РАРАН, Заслуженный машиностроитель РФ (1996). Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1969).

Работал: в ЦНИИ машиностроения, г. Калининград Московской обл. - инженер (1969-1970); в ОКБ на производственном объединении «Баррикады», г. Волгоград: инженер-конструктор, начальник КБ, заместитель главного конструктора ОКБ-2 (1970-1983), начальник отделения - заместитель главного конструктора, главный конструктор научно-технического направления ЦКБ ПО «Баррикады»; главный конструктор научно-технического направления ЦКБ «Титан» (1983-1991), директор-главный конструктор ЦКБ «Титан» (1991-1997). С 1997 - директор и генеральный конструктор ЦКБ «Титан», с 2001 - генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП ЦКБ «Титан», г. Волгоград. Принимал участие в разработке самоходных пусковых установок (ПУ) и наземного оборудования ракетных комплексов (РК) тактического и оперативно-тактического назначения «Точка» и «Ока», 152-мм буксируемой гаубицы «Мста-Б», артиллерийского вооружения для 203-мм самоходного артиллерийского орудия «Пион» и 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С», 130-мм берегового самоходного артиллерийского комплекса «Берег». Под его руководством были разработаны: самоходные ПУ и наземное оборудование РК «Точка-У» и «Ока-У», РК оперативно-тактического назначения «Искандер-Э», подвижного грунтового РК для универсальной по типу базирования межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М», пусковых стендов и установок для семейства транспортабельных РК «Старт» и др. Автор более 100 научных трудов, имеет 19 авторских свидетельств на изобретения и патенты.

Награжден: орденом Почета (1999), «Золотой медалью SPI» французской Ассоциации содействия промышленности (2002).

Энциклопедия РВСН . 2013 .

Смотреть что такое "Шурыгин Виктор Александрович" в других словарях:

    Сухоруков, Виктор Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сухоруков. Виктор Сухоруков … Википедия

    Список депутатов Верховного Совета СССР 6 созыва - # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш … Википедия

    Оренбургский областной комитет КПСС - существовал с 1934 года по август 1991 года в Оренбурге. 1 е секретари Оренбургского (в 1938 1957 гг. Чкаловского) обкома ВКП(б) и КПСС Горкин Александр Фёдорович (декабрь 1934 июль 1937) Митрофанов Пётр Васильевич (июль октябрь 1937) Раков… … Википедия

    Коммунистические организации - после победы Февр. рев. 1917 большевистские орг ции четырех ур. губ. Перм., Оренб., Уфимской и Вятской были малочисленными и насчитывали в своих рядах ок. 500 чел. Выйдя из подполья, они развернули активную работу по приему новых чл. и к сер.… … Уральская историческая энциклопедия

    Воронов, Геннадий Иванович - Геннадий Иванович Воронов … Википедия

    Верховный Суд Российской Федерации - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967-1979) - Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия Википедия

    Член-корреспондент АН СССР - Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

На днях известный волгоградский промышленник, учёный, инженер-конструктор и генеральный директор ОАО «ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин получил на руки свидетельство о присвоении ему звания «Почётный гражданин города-героя Волгограда». Действительно, Шурыгин - фигура для Волгограда столь же легендарная, как и руководимое им предприятие.

Научно-производственный центр «Титан» обладает собственной производственной, исследовательской и испытательной базой, обеспечивает разработку наукоёмких образцов вооружения и ввод их в эксплуатацию. Чем живёт в наши дни инновационная оборонная промышленность, и насколько тесна связь оборонщиков с тем городом, регионом, где они трудятся? Об этом наш разговор с известным учёным-производственником.

Город рвался в будущее

- Интересно, как почётный житель города-героя оценивает сегодняшнее состояние нашего общего дома?

Лично для меня Волгоград прежде всего не «город вечного кризиса», а город огромных возможностей. Сам я родился на Верхней Волге, но в Сталинграде и в Волгограде живу с очень юных лет - с 1951 года. Когда мы с родителями переехали в послевоенный Сталинград, первые время жили на улице Советской в одном из первых восстановленных домов. Вокруг тогда пейзаж был страшный: руины от разбомбленных зданий. Люди ютились сотнями и тысячами в землянках и бараках. Но были счастливы жить здесь и вносить свою лепту в восстановление Сталинграда.

Буквально на моих глазах была заново отстроена вся центральная часть города - красивейшие улицы Советская, Краснопитерская и так далее. А все «времянки» в центральной части исчезли очень стремительно - года за 3-4. Когда в 60-е годы после окончании школы я поехал поступать на учёбу в Московский авиационный институт, я покидал мой Волгоград с чувством гордости за него. Это был современный красивейший светлый южный «город солнца» - с новенькими широкими проспектами, цветниками, тенистыми парками, шикарной набережной в центре.

Заметно померк облик Волгограда, на мой взгляд, уже в 90-е годы. Разбитые дороги, облупленные фасады домов, запущенные дворы и проезды, мусорные кучи, где только можно, стали приметами города.

- И почему, считаете, мы «дошли до жизни такой»?

Можно долго об этом рассуждать. Но главная причина, на мой взгляд, весьма проста - у нас давным-давно не было в управлении городом не мэра-политика или мэра-юриста, а градоначальника-хозяйственника. Который бы знал как «Отче наш» все узкие места ЖКХ, дорожного комплекса, транспорта, паркового строительства и так далее, умел видеть пути решения наболевших проблем.

Чем больше наша местная власть политизируется, занимается пустыми интригами, тем хуже выглядит наш любимый город. Всё это слишком очевидно. Вот наглядный пример: в пределах Краснооктябрьского района на главной магистрали города - проспекте Ленина - красуются несколько автосервисов и автоцентров на месте бывших скверов. А не столь далеко от проходной нашего предприятия прямо в зелёной зоне собираются «лепить» очередной торговый центр с множеством парковок.

Но, пардон, господа, - это нонсенс. Такие объекты вообще не для центральной части города. Они не украшают, а сильно обедняют городскую среду. Значит, в городе нет не только системы управления, но и внятной градостроительной политики. Что, впрочем, очень тесно взаимосвязано.

История с оградой

Слышал недавно, власти попросили ваше предприятие помочь в возрождении парка имени Гагарина. Чем закончилась эта история?

Закончилась она тем, что мы свою долю обязательств выполнили - разработали проект ограды для парка, изготовили, смонтировали все элементы. Бескорыстно потратили на всё это вместе с находящимся с нами на одних производственных площадях «Баррикадами» несколько миллионов рублей. Прошли считанные недели, и мы заметили, что со стороны города за парком, и оградой в частности, нет никакого присмотра.

Создаётся впечатление, что вся работа по восстановлению некогда красивейшего парка с богатейшей коллекцией зелёных культур была сделана по принципу кампанейщины - «отчитались, протрубили и забыли». Зато с тех пор нас и «Баррикады» стали иронично называть «оградообразующее» производство.

Все знают, что ваш «конёк» вовсе не ограды, а такие разработки, как стратегический ракетный комплекс «Тополь-М», комплексы «Искандер» «Ярс». Трудно ли было «держать планку», когда всё кругом рушилось – в 90-е годы, и при этом двигаться вперёд?

В «лихие» 90-е годы нам действительно приходилось несладко. Фронт заказов для своего предприятия пробивали всеми способами. По «Тополю-М» и «Искандеру-М» наши заказы были в какой-то степени защищены солидными госпрограммами, подкреплёнными к тому же двумя президентскими указами. И даже при таких условиях финансирование работ над этими комплексами особой для страны значимости шли не слишком активно. Но ни один значимый для нас сотрудник, «итээровец», конструктор тогда от нас не ушел. И всё за что мы взялись - в плане собственных разработок, - довели до логического завершения сдали государству качественный, надёжный, очень боеспособный продукт, аналогов которому в мире тогда не было.

«Коэффициент брехливости»

- «Оборонка» считается отраслью, где любые просчёты в управлении, в исполнении невозможны в принципе. Значит ли это, что директор оборонного предприятия должен быть непременно фигурой тоталитарной, жесткой по характеру?

Вся наша Россия - страна «вечно ручного управления». Каждое поручение приходится не просто проверять, но и контролировать весь ход исполнения. Так же и на сложном, ответственном предприятии - если лично не проверил исполнение своих поручений, то это может обернуться против тебя как руководителя. В какой-то степени это ненормально, но это традиция, уже практически норма нашей жизни.

Есть такая наука управления обществом, системами – «кибернетика», которая говорит о важности обратной связи в системе, о том, чтобы все управленческие сигналы сверху вниз и наоборот были чистыми, без помех. Если говорить, опять-таки в масштабах страны, то у нас обратная связь руководства страны и «низов» постоянно искажена каким-то, условно говоря, «коэффициентом брехливости» или принципом «чего изволите». Наш оборонный комплекс, - это жесткая прямая и обратная связь. Без дураков, без брехливости, без украшательств. Что поручили конкретно взятому работнику, инженеру, должно быть исполнено именно в том виде, как поручали.

У вас трудится много молодёжи. Средний возраст инженеров и рабочих - около 30 лет. Это значит, что современный уровень образования, как бы его ни ругали, всё же обеспечивает приток кадров.

Мы вынуждены проводить жесткую селекцию из тех, кто желает у нас работать. Главное даже не в формальном «багаже» знаний. Как говорил по этому поводу ещё Аркадий Райкин: «Придя на производство, забудьте всё, чему вас учили в институте». Мы не скупимся на обучение, подготовку, доводку «до ума» в принципе полусырых кадров, которые чаще всего таковыми бывают после вузов. Но если мы видим, что перед нами специалист, имеющий желание качественно творчески работать, расти в своём развитии, - он наш.

Кто-то, возможно, идёт к нам работать не из высоких соображений «ковать оборонный щит страны», а по чистой «прагматике» - иметь достойный заработок и твёрдые перспективы. Почему бы и нет? Не всем же быть отчаянными романтиками-патриотами?! В нашем коллективе невозможно быть «халтурщиком», который всё надеется, что за него кто-нибудь его работу доделает.

Помните недавнюю ситуацию в «Роскосмосе» - при сборке агрегатов спутника «Протон» датчики «воткнули» вверх ногами, и дорогостоящий, наукоёмкий продукт на миллиарды рублей не вышел на заданную орбиту? В любом машиностроении есть своя система «защиты от дурака», но здесь случилась какая-то «дурость в квадрате» - даже такая система дала сбой. В общем, со счётом 1:0 победили тогда дураки. Очень надеюсь, что на нашем «Титане» неизбежно победит (и побеждает!) творческий разум, интеллект и опыт.

ДОСЬЕ

Виктор Шурыгин родился в 1945 году в Калинине (ныне Тверь). При его личном участии разработаны подвижные агрегаты наземного оборудования ракетного комплекса «Точка-у», оперативно-тактический комплекс «Ока-У», береговой арткомплекс «АК-222 «Берег», пусковые установки комплексов «Тополь-М» и «Ярс», наземное оборудование РК «Искандер-М». За последние Шурыгин был удостоен госнаграды из рук Президента РФ.

Шурыгин Виктор Александрович - генеральный директор и генеральный конструктор акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады»», город Волгоград.

Родился 23 декабря 1945 года в городе Калинин (ныне - Тверь). Русский. Из семьи хозяйственных и партийных работников. С 1951 года семья жила в Сталинграде (ныне - Волгоград). Окончил среднюю школу в Волгограде, Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе в 1969 году (факультет «Летательные аппараты»).

С октября 1969 по август 1970 года работал инженером в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (г. Королёв Московской области), участвовал в создании космической техники. В сентябре 1970 года переехал в Волгоград, где стал трудиться в особом конструкторском бюро № 2 (ОКБ-2) завода «Баррикады» под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева . Большой практический опыт получил в работе над созданием 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С» и 152-мм буксируемой гаубицы «Мста-Б», артиллерийского вооружения для 203-мм самоходного артиллерийского орудия «Пион». В этом коллективе прошёл большой трудовой путь: инженер-конструктор, с февраля 1975 года - начальник группы ОКБ-2, с марта 1977 - начальник конструкторского бюро № 2, с апреля 1979 года - начальник СКБ - заместитель главного конструктора ОКБ-2, с мая 1979 - заместитель главного конструктора ОКБ-2, с октября 1983 года - начальник отделения - заместитель главного конструктора ЦКБ ПО «Баррикады», с октября 1990 года - начальник отделения - заместитель главного конструктора ЦКБ «Титан». С декабря 1990 года - главный конструктор научно-технического направления № 1 ЦКБ «Титан». С февраля 1992 года - директор - главный конструктор ЦКБ «Титан», с 1997 года - директор и генеральный конструктор ЦКБ «Титан», с 2001 года - генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП ЦКБ «Титан». В октябре 2014 года к ОАО ЦКБ «Титан» был присоединён ОАО «ПО «Баррикады», и В. А. Шурыгин был тогда же назначен генеральным директором объединённого предприятия АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан». С июня 2016 года - генеральный директор и генеральный конструктор акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады»».

Под его руководством были разработаны и поступили на вооружение Российской Армии подвижные агрегаты наземного оборудования ракетного комплекса тактического и оперативно-тактического назначения «Точка-У» и оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока-У», 130-мм самоходный артиллерийский комплекс береговой обороны АК-222 «Берег», пусковые установки и другие агрегаты наземного оборудования ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс». В. А. Шурыгин - главный конструктор наземного оборудования высокоточного оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М». Является членом Совета Главных конструкторов и Государственных комиссий по ряду тем военного и государственного значения.

Под его руководством разработаны и внедрены в производство и получившие широкую известность проекты гражданского назначения, например, комплексы по запуску коммерческих спутников «Старт», «Старт-1», автоматическая система управления шлюзовым оборудованием на Волго-Донском судоходном канале, мобильный комплекс для глубокопроникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, и другие. Сумел сохранить позиции центра создания российского наземного ракетного вооружения в сложный период 1990 - начала 2000-х годов, с конца 2000-х годов предприятие уверенно наращивает объёмы выпуска продукции.

За особые трудовые заслуги перед государством и народом Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2018 года (не публиковался) Шурыгину Виктору Александровичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Действительный член Академии военных наук (избран 26.01.2013). Доктор технических наук (2012, кандидат технических наук с 1997 года). Профессор (приказ Минобрнауки России от 16.03.2018). Заведующий кафедрой «Автоматические установки» Волгоградского опорного технического университета. Автор более 100 научных трудов и обладатель 19 патентов на изобретения в области механики и баллистики.

Живёт в городе-герое Волгограде.

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (12.07.2008), «За военные заслуги» (2015), Почёта (10.09.1999), медалями, ведомственными медалями Министерства обороны Российской Федерации и ряда общественных организаций, именным боевым оружием от Министерства обороны Российской Федерации (2005).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2012 год (присуждена указом Президента России от 7.06.2013). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2008). Лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в области создания вооружения и военной техники (10.05.2017). Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (13.01.1996). Почётный работник промышленности вооружений (2002).

Почётный гражданин города-героя Волгограда (16.07.2013).

Составитель биографии сердечно благодарит руководителя пресс-службы АО ФНПЦ «Титан-Баррикады» Веру Петровну Макевнину за предоставленные дополнительные материалы к биографии и фотографии.

Праздник в день рождения

– Виктор Павлович, порази­тельный факт: с 2008 года 23 июня отмечается День балалаечника как Международный праздник музыкантов-народников – в ваш день рождения!

– Я сам удивился. В архивах нашли, что первое упоминание о балалайке содержится в документе от 23 июня 1688 года. Он называется «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ».

– Но могли праздник музыкантов-народников назвать и днем гармониста?

– Гармонь, конечно, тоже наш народный инструмент. Но, я считаю, сердцу русского человека все-таки ближе балалайка. Под гармошку хорошо веселиться, а балалайка и для веселья, плясок, и для того, чтобы взгрустнуть, поплакать. Она мелодичнее, затрагивает все струны души. Поэтому и считается музыкальным символом России.

– Расскажите свою историю любви к балалайке.

– До десяти лет я жил в поселке Палатка Магаданской области, куда семья приехала на заработки, и никаких инструментов не видел. А потом мы переехали в Хабаровск, и однажды к нам в школу пришел молодой руководитель оркестра народных инструментов из Дворца культуры и пригласил в свой коллектив. Пришло записываться человек 50. Помню, зашел в комнату, где висели инструменты, и сразу взял в руки балалайку. Руководитель говорит: «Может, на другом инструменте попробуешь?». А я отвечаю: «Нет, только на этом».

Я занимался в самодеятельном оркестре и ходил в музыкальную школу. Потом, когда поступил в Хабаровское музучилище, осваивал и домру, и баян. Но однажды на гастроли приехал знаменитый балалаечник Михаил Рожков. Как услышал – решил: я должен научиться играть, как он. Окончил Новосибирскую консерваторию, десять лет играл в оркестре народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, был солистом. По семейным обстоятельствам переехал в Омск.

Зрители встали на колени

– Виктор Павлович, самый народный инструмент сегодня забыт. Можно услышать выступления солистов с консерваторским образованием, но в деревнях уже почти никто не играет. Можно ли вернуть балалайке былую популярность?

– Я помню время, когда в каждом сельском доме на стене висела балалайка, украшенная бантом. Но в 70 – 80-е годы, когда я преподавал в музыкальной школе, училище, институте культуры, на предложение освоить мой любимый инструмент мне в лицо смеялись. Балалайка вышла из моды. А сегодня, спустя 30 лет, уже другое, серьезное, отношение к инструменту. Наверное, пришло осознание, что мы и так много потеряли из культурного наследия. В городе есть хорошие коллективы народной музыки – филармонический «Тарские ворота», муниципальный «Лад», в школах искусств № 3, 5. Жаль, что в сельских районах до сих пор нет обучения игре на балалайке. Ситуацию нужно менять.

– А ведь уже было время, когда балалайка уступала гитаре. В XIX веке – семиструнной, во второй половине XX – шестиструнной, электрической. А вы часто выступаете вместе с гитаристом Константином Беляковым. Значит, эти инструменты уже не спорят между собой?

– Все время спорят. Но очень хорошо сочетаются. Балалайка в сопровождении гитары звучит выразительнее. Мы стараемся сопоставить каждую ноту, каждую музыкальную фразу. Со времени Василия Андреева балалайка на концертной сцене не звучит без аккомпанемента. Он писал произведения для балалайки и фортепиано, целые сборники. А мы делаем обработки для балалайки и гитары.

– И не только. Вы выступали с исполнителями на разных инструментах, даже с органисткой Оксаной Кулешовой. Хотели показать неизвестные возможности балалайки?

– Это интересные эксперименты. Один раз сыграл с органом, а потом был концерт «Балалайка во фраке», где добавился рояль. У органа протяжный звук, который трудно совмещать с балалайкой, а рояль фиксирует звук, и соло на балалайке хорошо звучит. Слушатели были удивлены. Но это не главное – удивить. Я был на концерте известного балалаечника – виртуоза. Что он творит – непревзойденный технарь, словно фокусник, осовременивает любую классическую мелодию. Эффект, как от яркого шоу, а второй раз слушать этого мастера не тянет. Зачем переиначивать песню «Волга-реченька»? Она должна жить своей жизнью, в народной традиции. Трава не растет без корней, и народ не может жить без корней.

– Но ведь и на ваших концертах есть зрелищные эффекты: переворачиваете балалайку, играете на ходу.

– А играю-то «Светит месяц». А недавно с Константином Беляковым в Большеречье сыграли известные довоенные танго, фокстроты – патефонную музыку в своей обработке. «Рио-Рита» – это же у всех на слуху. Как люди замечательно реагировали!

– А как принимают балалайку за рубежом?

– Я выступал в Японии, Китае, Швейцарии, Египте, Венгрии. Везде принимали хорошо. Во второй раз в Японии давали концерты с солистом Музыкального театра – тенором Володей Никеевым. Когда он под мой аккомпанемент запел «Ах ты, душечка» и взял верхнюю ноту, зрители первого ряда встали на колени. Напевная нация.

От мастера императорского двора

– Виктор Павлович, вы обладатель уникального, говорят, даже достойного музейной коллекции инструмента. Как вы с ним встретились?

– Совершенно случайно. У меня была балалайка современного мастера Солдатова, я сам ее заказывал в подмосковной деревне Шихово. Однажды мы с ансамблем песни и пляски омской милиции поехали на гастроли в Новосибирск. У меня там осталось много знакомых. Встречаю Алика Венгерова, музыканта-гобоиста, и он говорит: «Получил посылку из Ташкента с целым мешком скарба от деда. Там есть и балалайка. Посмотри». Я взял инструмент в руки, балалайка – красавица, из палисандра, ели, черного дерева, вся в перламутре. Посмотрел на свет и увидел надпись: «Санкт-Петербург, 1877 год». И рядом роспись мастера Императорского двора Посербского. Когда-то Василий Андреев еле уговорил этого знаменитого скрипичного специалиста переделать балалайку по своим чертежам. Федор Посербский изготовил всего три или четыре балалайки, никто точно не знает – сколько, но мало. Венгеров говорит: «Купи у меня балалайку за 1000 рублей. Мне нужно сыну приобрести хорошую скрипку». Я растерялся – в советское время это были большие деньги. Продал свой инструмент, сколько-то занял, и Алик отдал мне балалайку за 800 рублей.

– И решилась проблема с инструментом для юного Максима Венгерова, ставшего знаменитым скрипачом. Как все связано в музыкальном мире! А за что вы полюбили старинную балалайку?

– Прежде чем понять ее преимущества, я отвез ее в Москву. И мастер помог сделать из этой балалайки концертный инструмент: увеличил диапазон, по-иному наметил лады, изготовил накладку и панцирь. И сказал, что нужно много играть, чтобы почувствовать огромные возможности инструмента. Скоро я убедился, как старинная балалайка может долго нести звук. Сейчас делают более плотные инструменты, мощные. Год поиграешь – и где эта сила? Инструмент не поет. А мой поет.

– А долог ли век балалайки?

– Если постоянно играть и бережно относиться, то возраст инструмента – в плюс.

– Наверное, многим интересно спросить, не болят ли у балалаечника пальцы?

– Когда-то болели, а теперь вечные мозоли. Вот, например, на домре играют с медиатором. Так и звук не тот – холоднее. Медиатор стучит, а соприкосновение пальцев со струнами дает возможность передать чувства музыканта.

– Есть ли у балалаечников такое понятие, как у пианистов, – переиграл?

– Конечно, есть. Я в молодости занимался по шесть часов, хотелось стать профессионалом. А сейчас играю четыре часа каждый день. И в отпуске не расстаюсь с балалайкой. Иначе нельзя. Если пару дней летом отвлекусь на внуков, меня особенно тянет к инструменту. Впрочем, такое редко бывает.

Балалаечник-виртуоз, заслуженный артист России Виктор Шурыгин начал работу в Омской филармонии в 1986 году. К этому времени за его плечами был уже солидный опыт концертной и сольной деятельности.

Виктор Шурыгин родился на Дальнем Востоке. С юношеских лет в нем проснулось стремление к музыке, особенно к ее народным истокам. В 11 лет он начал заниматься в кружке - оркестре русских народных инструментов, играя на балалайке, затем окончил музыкальную школу по классу «домра». Идя навстречу пожеланиям своего отца, Виктор освоил и баян. В период обучения в Хабаровском музыкальном училище, на 3 курсе, он съездил в Японию, где ему рукоплескал зал.

После окончания музыкального училища молодой, перспективный балалаечник Виктор Шурыгин поступил в Новосибирскую консерваторию им. М.И. Глинки. Уже на пятом году обучения он был принят в один из известнейших коллективов Советского Союза – Государственный академический оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения под руководством И.М. Гуляева. Десять лет работы в оркестре, ежегодные гастроли по стране по стране подарили музыканту колоссальный опыт. Однако, по его словам, в нем всегда жило стремление «играть соло».

Благодаря жене-омичке Виктор Шурыгин переехал из Новосибирска в Омск. Здесь он преподавал в музыкальной школе, а через три года был приглашен в Омскую филармонию.
Деятельность в филармонии Виктор Павлович начал с сотрудничества с баянистом Сергеем Чупахиным. Этот творческий союз просуществовал десять лет. Музыканты активно гастролировали по Омской области и по другим регионам России. В исполнительском багаже Виктора Шурыгина – не только дуэт с баяном, но и с фортепиано, а за последние шесть лет окреп и стал хорошо известен слушателям его дуэт с гитаристом Константином Беляковым. Основу их совместных выступлений составляют народные произведения, которые сам Виктор Павлович выделяет на фоне всех других за их особую мелодичность, «выражающую все – красоту, печаль, радость». По его убеждению, «балалайка создана для этого». При этом репертуар коллектива Шурыгин–Беляков огромен, в нем есть все – от обработок народных мелодий до высокой классики, что как нельзя лучше доказывает способность простого с виду инструмента – балалайки – выражать всю гамму чувств и быть органичным даже в академическом репертуаре.

Сам Виктор Павлович скептически относится к высокой степени техничности при игре на его любимом инструменте. Высокий уровень техники исполнения ради иллюстрации этой техники, по его убеждению, лишает смысла всякое выступление. Он считает, что «слушателя нужно брать музыкой, а не танцами». Искусство игры для него - «исполнять музыку душой, сердцем», ведь только в этом случае возникает особый резонанс, взаимопонимание со слушателем.

Артисту и его балалайке, уникальному инструменту XIX века работы скрипичного мастера Его Императорского Величества Федора Посербского, рукоплескали не только в Омске, других городах России, но и в Венгрии, Швейцарии, Египте, Японии, Китае. Аплодируют виртуозу Виктору Шурыгину, в первую очередь, за искренность его выступлений. Он не считает нужным заигрывать с аудиторией, которую не обманешь, но при этом всякий раз слушатель готов настроиться на его лирический, народный лад, независимо от того, какую программу он исполняет. Любимая фраза Виктора Павловича «делай, что должен; пусть будет, что будет» хорошо иллюстрирует этот внутренний посыл.

Программы Виктора Шурыгина многочисленны и разнообразны. Их названия говорят сами за себя: «Звучащая история России», «В новом стиле» (совместно с солисткой филармонии Анной Шинковой), «Поговори и ты со мной, гитара семиструнная», «Согрета страстью нежной» (неаполитанские песни), «Удаль молодецкая, девичья печаль» (народные песни), «Звени, звени, златая Русь» и другие. В планах исполнителя - добавить в свой репертуар еще несколько интересных композиций, есть у него желание создать красивую, лиричную программу о России, а также классическую программу в дуэте с фортепиано.