Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Приспособления рыб для жизни в воде. За счет чего и как рыбы приспособлены к жизни в воде? Ученый Карл Фриш изучал не только зрение, но и слух рыб

Глубоководные рыбы считаются одними из самых удивительных существ на планете. Их уникальность объясняется в первую очередь суровыми условиями существования. Именно поэтому глубины мирового океана, а особенно глубоководные впадины и желоба, заселены совсем не густо.

и их приспособления к условиям существования

Как уже упоминалось, глубины океанов заселены не так густо, как, скажем верхние слои воды. И на это есть свои причины. Дело в том, что с глубиной изменяются условия существования, а, значит, организмы должны иметь некоторые приспособления.

  1. Жизнь в темноте. С глубиной количество света резко уменьшается. Считается, что максимальное расстояние, которое проходит солнечный луч в воде, составляет 1000 метров. Ниже этого уровня никаких следов света не обнаружено. Поэтому глубоководные рыбы приспособлены к жизни в полнейшем мраке. Некоторые виды рыб вообще не имеют функционирующих глаз. Глаза других представителей, наоборот, развиты очень сильно, что дает возможность улавливать даже самые слабые световые волны. Еще одно интересное приспособление — это люминесцентные органы, которые могут светиться, используя энергию химических реакций. Такой свет не только облегчает передвижение, но и приманивает потенциальную добычу.
  2. Высокое давление. Еще одна особенность глубоководного существования. Именно поэтому внутреннее давление у таких рыб намного выше, чем у их мелководных родственников.
  3. Низкая температура. С глубиной температура воды значительно снижается, поэтому рыбы приспособлены к жизни в такой среде.
  4. Отсутствие пищи. Поскольку разнообразие видов и количество организмов с глубиной уменьшается, то и пищи, соответственно, остается очень мало. Поэтому глубоководные рыбы имеют сверхчувствительные органы слуха и осязания. Это дает им возможность обнаруживать потенциальную добычу на большом расстоянии, которое в некоторых случаях измеряется километрами. Кстати, такое приспособление дает возможность быстро скрыться от более крупного хищника.

Можно увидеть, что рыбы, живущие в глубинах океана, - действительно уникальные организмы. На самом деле огромная площадь мирового океана все еще остается неисследованной. Именно поэтому точное количество видов глубоководных рыб неизвестно.

Разнообразие рыб, живущих в водных глубинах

Хотя современным ученым известна только малая часть населения глубин, есть сведения о некоторых весьма экзотических жителях океана.

Батизаурусы — самые глубоководные рыбы-хищники, обитающие на глубине от 600 до 3500 м. Живут они на территории тропических и субтропических водных просторов. Эта рыба имеет почти прозрачную кожу, большие, хорошо развитые сенсорные органы, а ее ротовая полость усеяна острыми зубами (даже ткани неба и языка). Представители этого вида являются гермафродитами.

Рыба-гадюка — еще один уникальный представитель подводных глубин. Обитает она на глубине 2800 метров. Именно этими видами заселена глубина Основная особенность животного — это огромные клыки, которые чем-то напоминают ядовитые зубы змей. Этот вид приспособлен к существованию без постоянного питания — желудки рыб так растягиваются, что они могут целиком проглотить живое существо намного крупнее их самих. А на хвосте у рыб имеется специфических светящийся орган, с помощью которого они и выманивают добычу.

Морской черт — довольно неприятное на вид существо с огромными челюстями, небольшим телом и слабо развитой мускулатурой. Обитает на Поскольку активно охотиться эта рыба не может, у нее выработались специальные приспособления. имеет специальный светящийся орган, которые выделяет определенные химические вещества. Потенциальная добыча реагирует на свет, подплывает, после чего хищник проглатывает ее полностью.

На самом деле глубин гораздо больше, но об их образе жизни известно не так уж много. Дело в том, что большинство из них может существовать только при определенных условиях, в частности, при высоком давлении. Поэтому извлечь и изучить их не представляется возможным — при подъеме в верхние слои воды они попросту гибнут.

Открытый урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Цели урока:

    Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

Организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

Учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

План урока:

    Организационный момент

    Вызов интереса

    Постановка целей.

    Изучение новой темы

Операционно-познавательный

    Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Делит на группы

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

Делятся на группы

2. Вызов интереса

3 мин

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

Ученики: - золотая рыбка.

И постанавливают тему урока.

3.Постановка целей

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Операционно-познавательный.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

15 мин

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.
В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Составление общего Фишбоуна у доски .

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти) , а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

3 мин

Делают упражнения.

12 мин

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать на рисунке особенности строения рыбы.

Раздает задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

2. Как они работают?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

7 мин

Задание «Рыбалка»

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы паспорт?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Каждая команда выбирает рыбку и отвечает на вопросы.

3 мин

На доске вывешивается рисунок рыбы. Учитель предлагает оценить сегодняшний урок, что нового узнал и т.п.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На разноцветных стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали и приклеивают их на рыбку в виде чешуи.

5. Домашнее задание.

Описать внутреннее строение рыбы.

Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Группа 1. Опорно-двигательная система рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Плавник - это особый орган, необходимый для координации и управления процессом движения рыб в воде. Каждый плавник состоит из тонкой кожистой перепонки, которая при расправлении плавника натягивается между костными плавниковыми лучами и увеличивает тем самым саму поверхность плавника.

Число плавников у различных видов может быть разным, а сами плавники могут быть парными и непарными.

У речного окуня непарные плавники расположены на спине (их 2 - большой и малый), на хвосте (большой двухлопастный хвостовой плавник) и на нижней стороне тела (так называемый анальный плавник).

Парными являются грудные плавники (это передняя пара конечностей), а также брюшные плавники (задняя пара конечностей).

Хвостовой плавник играет важную роль в процессе движения вперед, парные необходимы для поворотов, остановки и сохранении равновесия, спинной и анальный помогают окуню сохранять равновесие во время движения и при резких поворотах.

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?


Основным органом дыхания рыбы являются жабры. Косная основа жабры - жаберная дуга.

Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров.

Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

Жабры имеют 3- 4жаберные дуги. На каждой дуге имеются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки , а с другой - жаберные тычинки . Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками . Между дугами видны жаберные щели, которые ведут к глотке. Из глотки, захваченная ртом, вода омывает жабры. Когда рыба прижимает жаберные крышки, вода через рот поступает к жаберным щелям. Растворенный в воде кислород поступает в кровь. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. Из крови в воду выходит углекислый газ.

Рыбы не могут находиться на суше, потому что жаберные пластинки слипаются между собой и воздух не поступает в жаберные щели.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют нервную систему рыбы?

2. Какие органы чувств есть у рыбы?

3. Зачем нужны органы чувств?

У рыбы есть органы чувств, которые позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде.

1. Зрение – глаза - различает форму и цвет предметов

2. Слух – внутреннее ухо – слышит шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

3. Обоняние – ноздри

4. Осязания – усики.

5. Вкус – чувствительные клетки – по всей поверхности тела.

6. Боковая линия – линия вдоль всего тела - воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий множество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электромагнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекрасно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты. Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположенные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно большие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета. На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела и не переворачивается.

При всем многообразии рыб все они имеют очень сходное внешнее строение тела, так как обитают в одинаковой среде - водной. Эта среда характеризуется определенными физическими свойствами: большая плотность, действие архимедовой силы на объекты, погруженные в нее, осве­щенность только в самых верхних слоях, стабильность температуры, кислород только в растворенном состоянии и в небольших количествах.

ФОРМА ТЕЛА рыб такова, что обладает максимальными гидродинамическими свойствами, позволяющими в наибольшей степени преодолевать сопротивление воды. Эффективность и скорость движения в воде достигается следующими особенностями внешнего строения:

Обтекаемое тело: заостренная передняя часть тела; между головой, туловищем и хвостом нет резких переходов; нет длинных разветвленных выростов тела;

Гладкая кожа, покрытая мелкой чешуей и слизью; свободные края чешуи направлены назад;

Наличие плавников, имеющих широкую поверхность; из них две пары плавников - грудные и брюшные - настоящие конечности.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ - жабры , имеющие большую площадь газообмена. Газообмен в жабрах осуществляется путем диффузии кислорода и углекислого газа между водой и кровью. Известно, что в водной среде диффузия кислорода идет примерно в 10000 медленнее, чем в воздухе. Поэтому жабры рыб устроены и работают так, чтобы повысить эффективность диффузии. Эффективность диффузии достигается следующим путем:

Жабры имеют очень большую площадь газообмена (диффузии), благодаря большому количеству жаберных лепестков на каждой жаберной дуге; каждый

жаберный лепесток в свою очередь разветвлен на множество жаберных пластинок; у хороших пловцов площадь газообмена в 10 - 15 раз пре вышает поверхность тела;

Жаберные пластинки очень тонкостенны, их толщина около 10 микрон;

В каждой жаберной пластинке имеется большое количество капилляров, стенка которых образована только одним слоем клеток; тонкость стенок жаберных пластинок и капилляров определяет короткий путь диффузии кислорода и углекислого газа;

Через жабры прокачивается большое количество воды благодаря работе "жаберного насоса " у костных рыб и таранной вентиляции - особого способа дыхания, при котором рыба плывет с открытым ртом и открытой жаберной крышкой; таранная вентиляция - преимущественный способ дыхания у хрящевых рыб;

Принцип противотока: направление движения воды через жаберные пластинки и направление движения крови в капиллярах противоположны, что увеличивает полноту газообмена;

В крови рыб имеется в составе эритроцитов гемоглобин, отчего кровь поглощает кислород в 10 - 20 раз эффективнее, чем вода.

Эффективность извлечения кислорода из воды у рыб гораздо выше, чем у млекопитающих из воздуха. Рыбы извлекают из воды 80 - 90% растворенного кислорода, а млекопитающие - только 20-25% кислорода из вдыхаемого воздуха.

Рыбы, обитающие в условиях постоянной или сезонной нехватки кислорода в воде, могут использовать кислород воздуха. Многие виды просто заглатывают пузырек воздуха. Этот пузырек либо удерживается в ротовой полости, либо проглатывается. Например, у карпа в ротовой полости сильно развиты капиллярные сети, куда поступает кислород из пузырька. Проглоченный пузырек проходит по кишечнику, и из него кислород поступает в капилляры стенки кишки (у вьюнов, гольцов, карасей ). Известна группа лабиринтовых рыб , у которых в ротовой полости имеется система складок (лабиринт). Стенки лабиринта обильно снабжены капиллярами, через которые в кровь поступает кислород из заглоченного пузырька воздуха.

Двоякодышащие и кистеперые рыбы имеют одно или два легких, развивающееся как выпячивание пищевода, и ноздри, позволяющие вдохнуть воздух при закрытом рте. Воздух проникает в легкое, а через его стенки в кровь.

Интересны особенности газообмена у антарктических ледяных, или белокровых рыб , не имеющих в крови эритроцитов и гемоглобина. У них эффективно осуществляется диффузия через кожу, т.к. кожа и плавники обильно снабжены капиллярами. Их сердце втрое тяжелее, чем у близких родственников. Живут эти рыбы в антарктических водах, где температура воды около -2 о С. При такой температуре растворимость кислорода значительно выше, чем в теплой воде.

ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ - особый орган костных рыб, позволяющий изменять плотность тела, и тем самым регулировать глубину погружения.

ОКРАСКА ТЕЛА в значительной степени делает рыб невидимыми в воде: вдоль спины кожа более темная, брюшная сторона светлая, серебристая. Сверху рыбу незаметно на фоне темной воды, снизу она сливается с серебристой поверхность воды.

В холодных и темных глубинах океанов давление воды так велико, что его не выдержала бы ни одно наземное животное. Несмотря на это, здесь обитают существа, которые смогли приспособиться к таким условиям.
В море можно встретить разнообразные биотопы. В морских глубинах тропического пояса температура воды достигает 1,5-5 ° С, в полярных районах она может упасть ниже нуля.
Большое разнообразие жизненных форм представлено под поверхностью на глубине, куда еще способно получить солнечный свет обеспечивает возможность фотосинтеза, а, значит, дает жизнь растениям, которые и в море начальный элементом трофической цепи.
В тропических морях обитает несравненно больше животных, чем в арктических водах. Чем глубже, то беднее становится видовое разнообразие, меньше света, холоднее вода, а давление выше. На глубине от двухсот до тысячи метров живет около 1000 видов рыб, а на глубине от тысячи до четырех тысяч метров - уже только сто пятьдесят видов.
Пояс вод глубиной от трехсот до тысячи метров, где царит - полумрак, называется мезопелагиаллю. На глубине более тысячи метров уже наступает темнота, волнение воды здесь очень слабое, а давление достигает 1 тонны 265 килограммов на один квадратный сантиметр. На такой глубине живут глубоководные креветки рода МоИОБиотиз, каракатицы, акулы и другие рыбы, а также многочисленные беспозвоночные.

ИЛИ ТЕБЕ ИЗВЕСТНО, ЧТО...

Рекорд в погружении принадлежит хрящевой рыбе басогигасу, которая была замечена на глубине 7965 метров.
Большинство беспозвоночных, живущих на большой глубине, имеют черную окраску, а большая часть глубоководных рыб есть коричневого или черного цвета. Благодаря такой защитной окраске они поглощают голубоватое - зеленый свет глубинных вод.
У многих глубоководных рыб есть наполненный воздухом плавательный пузырь. И до сих пор исследователям непонятно, как эти животные выдерживают огромное давление воды.
Самцы некоторых видов глубоководных удильщиков прикрепляются ртом к животу более крупных самок и прирастают к ним. В результате мужчина на всю жизнь остается прикрепленным к самке, питается за ее счет, у них становится общей даже кровеносная система. А самке, благодаря этому, не приходится искать самца в период нереста.
Один глаз глубоководного кальмара, который живет неподалеку от Британских островов, значительно больше второго. С помощью большого глаза он ориентируется на глубине, а вторым глазом он пользуется, когда поднимается к поверхности.

В морских глубинах царят вечные сумерки, однако в воде разными цветами светятся многочисленные жители этих биотопов. Свечение помогает им привлечь партнера, добычу, а также отпугивать врагов. Свечение живых организмов называют биолюминесценцией.
БИОЛЮМИНЕСИИЕНЦИЯ

Многие виды животных , населяющих темные морские глубины, могут излучать собственный свет. Это явление называется видимым свечением живых организмов, или биолюминесценцией. Его вызывает энзим люциферазы, который является катализатором окисления веществ, производимых в результате реакции свет - люциферина. Это так называемое " холодный свет " животные могут создавать двумя способами. Вещества, необходимые для биолюминесценции, находящихся в их теле или в теле светящихся бактерий. У европейского удильщика бактерии, излучающие свет, содержащиеся в пузырьки на конце вырасту спинного плавника перед пастью. Для свечения бактериям необходим кислород. Когда рыба не намерена излучать свет, она закрывает кровеносные сосуды, которые ведут к тому месту в теле, где находятся бактерии. Рыба скалпелус пятнистый (РИгоиоЬИерНатп раиреЬгаиш) в специальных сумках под глазами носит миллиарды бактерий, с помощью специальных кожаных складок рыба полностью или частично закрывает эти сумки, регулируя интенсивность излучаемого света. Для усиления свечения много ракообразных, рыб и кальмаров имеют специальные линзы или слой клеток, отражающих свет. Жители глубин по разному используют биолюминесценцию. Глубоководные рыбы светятся разными цветами. Например, фотофоры рибсокирок излучаются зеленоватый, а фотофоры астронеста - фиолетово - синий цвет.
ПОИСКИ ПАРТНЕРА
Обитатели морских глубин прибегают к различным способам привлечения партнера в темноте. Важную роль при этом играют свет, запах и звук. Для того, чтобы не потерять самку, самцы используют даже специальные приемы. Интересны отношения между самцами и самками вудильниковых. Лучше изучен жизни европейского удильщика. Самцы этого вида обычно без проблем находят большую самку. С помощью больших глаз они замечают ее типичные световые сигналы. Найдя самку, самец прочно прикрепляется к ней и прирастает к ее телу. С этого времени он ведет прикрепленный образ жизни, даже питается через систему кровообращения самки. Когда самка удильщика откладывает икру, самец всегда готов к ее оплодотворению. Самцы других глубоководных рыб, например, гоностомових, также мельче самок, в некоторых из них хорошо развито обоняние. Исследователи полагают, что в таком случае самка оставляет за собой пахучий след, который находит самец. Иногда по запаху самок находят также и самцы европейского удильщика. В воде звуки разносятся на большое расстояние. Именно поэтому самцы трехголовых и жабообразных особым образом двигают плавниками и издают звук, который должен привлечь внимание самки. Рыбы- жабы выдают гудки, которые передаются как "бууп ".

На такой глубине нет света, и здесь не растут растения. Животные, которые живут в морских глубинах, могут только охотиться на таких же глубоководных обитателей или питаться падалью и органическими остатками, разлагающимися. Многие из них, например, голотурии, морские звезды и двустворчатые моллюски, питаются микроорганизмами, которых они отфильтровывают из воды. Каракатицы обычно охотятся на ракообразных.
Многие виды глубоководных рыб съедают друг друга или охотятся на мелкую за себя добычу. Рыбы, питающиеся моллюсками и ракообразными, должны иметь крепкие зубы, чтобы раздавливать ними раковины, защищающие мягкие тела их добычи. У многих рыб является расположенная непосредственно перед пастью приманка, светится и привлекает добычу. Кстати если Вас интересует интернет магазин для животных . обращайтесь.

Приспособленность рыб к жизни в воде проявляется, прежде всего, в обтекаемой форме тела, создающей наименьшее сопротивление при движении. Этому способствует покров из чешуи, покрытой слизью. Хвостовой плавник как орган движения и грудные, брюшные плавники обеспечивают превосходную маневренность рыб. Боковая линия позволяет уверенно ориентироваться даже в мутной воде, не натыкаясь на препятствия. С хорошим распространением звука в водной среде связано отсутствие наружных органов слуха. Зрение рыб позволяет им видеть не только то, что находится в воде, но и заметить угрозу на берегу. Обоняние позволяет обнаруживать добычу на больших расстояниях (например, акулам).

Органы дыхания, жабры, обеспечивают организм кислородом в условиях низкого содержания кислорода (по сравнению с воздухом). Плавательный пузырь играет роль гидростатического органа, позволяя поддерживать плотность тела рыбы на различной глубине.

Оплодотворение наружное, кроме акуловых. У некоторых рыб живорождение.

Искусственное разведение применяют для восстановления поголовья проходных рыб на реках с гидроэлектростанциями, прежде всего в низовьях Волги. Производителей, идущих на нерест, отлавливают у плотины, выращивают мальков в закрытых водоемах и выпускают в Волгу.

Также разводят в товарных целях карпа. Толстолобик (отцеживает одноклеточные водоросли) и белый амур (кормится подводной и надводной растительностью) позволяют получать продукцию с минимальными затратами на подкормку.