Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Год: распад ссср и образование снг. Распад ссср: причины и последствия

Распад СССР и образование СНГ

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

Координация внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

Миграционная политика;

Борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н.И.Рыжков) и программа «500 дней» (С.Шаталин – Г.Явлинский) , за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа «500 дней» была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку резко обострил противостояние центра и республик, «война законов» переросла в новую стадию. В июне 1991 года первым президентом России был избран Б.Н.Ельцин.

IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 года) принял постановление о проведении всесоюзного референдума для решения вопроса о дальнейшем существовании Советского Союза. По результатам референдума 17 марта 1991 года 76,4% населения высказалось за сохранение СССР. Но в переговорах с Президентом СССР М.С.Горбачевым по выработке Союзного договора согласились участвовать руководители только 9 республик.

23 апреля 1991 года в заявлении Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик («9+1») было сказано, что каждая республика – это суверенное государство, а новый Союз должен стать союзом суверенных государств.

Лидеры 9 республик под председательством Президента СССР в подмосковной усадьбе Ново-Огарево занялись выработкой Союзного договора. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М.С.Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране.

Но были силы, недовольные проектом договора. Этот документ расценивался ими как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить распад государства.



Президент Горбачев был в это время на даче в Форосе (Крым). Сторонники сохранения СССР готовились к объявлению чрезвычайного положения в стране. 18 августа Горбачеву предъявили состав ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Горбачев отказался его подписать.

В ночь на 19 августа Президент СССР М.С.Горбачев был отстранен от власти. ГКЧП объявил о неспособности президента в связи с состоянием его здоровья исполнять свои обязанности, и поручил исполнять его функции вице-президенту Г.Янаеву. Главной задачей ГКЧП было восстановление порядков, существовавших до 1985 г. и сохранение СССР. Его члены объявили о прекращении деятельности политических партий, закрытии некоторых газет.

В ответ на это избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н.Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия ГКЧП как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Б.Н.Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. В город были введены войска. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н.Ельцина запрещалась деятельность КПСС.

События 19-20 августа 1991 года изменили страну. Ушла в прошлое перестройка как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор.

После подавления этой попытки переворота вся власть в Москве перешла к российским властям, союзный центр был дезорганизован. Республики Прибалтики воспользовавшись ситуацией вышли из Союза. Этот акт 6 сентября был признан новым, уже коллективным руководством СССР.

Несмотря на резкое ослабление союзной власти, со временем ситуация могла измениться, и президент СССР мог вернуть себе влияние. Республиканские руководители опасались не только М.С. Горбачева, но и победивших в Москве демократов. Несмотря на то, что продолжались переговоры о новом союзном договоре, руководители республик все более склонялись к мысли о том, что им нужна вся полнота власти, без какого-либо союзного центра.

5 декабря было объявлено, что Украина денонсирует договор от 1922 года о создании СССР. Чтобы обсудить сложившееся положение, Б.Н. Ельцин пригласил недавно избранных председателя Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевича и президента Украины Л. М. Кравчука в Беловежскую пущу. Судьба СССР оказалась решена. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) - даже не конфедерации, а объединения совершенно независимых государств. Три политика «оперативно» завершили процесс распада СССР, объявив о прекращении действия соглашения 1922 года.

Ельцин немедленно сообщил о происшедшем Дж. Бушу-старшему и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о СНГ и денонсировал договор 1922 года («за» проголосовали 188 депутатов, «против» - 6, воздержались - 7), а также постановление о выходе РСФСР из состава СССР («за» - 161, «против» - 3, воздержались - 9). За это решение голосовало не только большинство сторонников Ельцина, но и коммунисты, стремившиеся таким образом устранить реформаторское союзное руководство и лично Горбачева от власти.

13 декабря президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана подписали в Ашхабаде совместное заявление о готовности войти в СНГ на равных правах с его учредителями. 21 декабря в Алма-Ате прошла встреча 11 руководителей суверенных государств (бывших союзных республик), кроме стран Балтии и Грузии. 24 декабря место СССР в Организации Объединенных Наций заняла Россия, к которой также перешли права постоянного члена Совета Безопасности ООН.

25 декабря президент СССР М.С.Горбачев официально передал российскому президенту «ядерный чемоданчик» и секретные архивы. М.С.Горбачев обратился с прощальным словом к народу по Центральному телевидению, заявив о том, что покидает пост президента «по принципиальным соображениям» в связи с несогласием с ликвидацией союзного государства.

26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

Во время перестройки установилась политика «гласности». Но большинство перестроечных законов не принесли желаемых результатов. Кроме того, М.С.Горбачев не учел всю сложность ситуации, сложившейся в республиках, что привело к распаду СССР. В бывших республиках Союза образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились бывшие партийцы. Каждая республика начала самостоятельный поиск путей выхода из кризиса.

Развал многовековой Российской державы явился самым значительным геополитическим событием в 90-е годы.

На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей.

Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой.

Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 года были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла.

В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья. Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии. Между этими странами сложилась наиболее глубокая форма сотрудничества.

Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия – углубленная, прежде всего экономическая, интеграция, базирующаяся на Таможенном и Платежном союзах.

Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздавали «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота. В мае 1997 года Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

1. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

2. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Распад СССР и образование СНГ, став одним из главных событий конца XX века, предопределило современную историю и во многом – положение дел в мире на сегодня.

Распад СССР – переломное, неоднозначное, но, безусловно, ключевое событие для всех республик, входивших в состав СССР. Распад Советского Союза – трагедия, навсегда изменившая облик постсоветского пространства. В этой статье кратко освещены основные причины этого события, указано, в каком году произошел распад СССР (1991 г.), рассказано о деятельности первого и последнего советского президента М.С. Горбачева и о попытке предотвратить распад СССР (ГКЧП).

Некоторые исследователи считают, что процесс дезинтеграции привёл к появлению ряда горячих точек. Стоит признать, что, даже описывая кратко причины распада СССР, историки не приходят к единому мнению. То, что произошло, ещё будет подвергаться переоценке. Как и то, чем СССР был. Однако никакое изменение точек зрения не коснётся одного факта: речь идёт о событии исторического масштаба.

Советский Союз, образовавшийся в 1922 г., унаследовал многонациональность Российской империи. Однако интернационализм, пропагандируемый большевиками, до поры до времени сдерживал межэтнические конфликты, которые стали обостряться только с 70-ых годов XX века.

С приходом к власти М.С. Горбачева все проблемы стали только явственнее проявляться, что в конечном итоге вылилось в распад Советского государства. Следующие причины повлекли распад СССР:

  • Повсеместная цензура, «идеологический вакуум». Население не знало о проблемах внутри страны, а СМИ показывали сугубо радужную картину.
  • «Антиалкогольная кампания» М.С. Горбачева. Первоначальный замысел Горбачева был достаточно позитивен: «отучив» население от алкоголя, можно увеличить производительность труда, тем самым сократить отставание от западных стран и улучшить уровень жизни. Но итог «кампании» был печален: на теневом рынке появился некачественный, отвратительный подпольный алкоголь, а ценнейшие виноградники были вырублены, что негативно сказалось на экономическом потенциале некоторых советских республик.
  • Резкое падение цены на нефть на мировом рынке. Как известно, экономика СССР была во многом ресурсно-ориентированной, и очень большой процент доходов государство получало от продажи топливно-энергетических ресурсов. Поэтому существенное снижение цены на нефть негативно сказалось на государственном бюджете.
  • Монополия КПСС на принятие всех политических решений, исключавшая любую оппозиционную мысль, неизбежно привела к политическому «застою», разрастанию бюрократического аппарата, неэффективности управления страной.
  • Минусы и недостатки плановой экономики. Экономисты отмечают, что неизбежной чертой планирования является товарный дефицит. Длинные очереди в магазины – знакомое явление эпохи Перестройки. Недостаток товаров народного потребления неизбежно вызывал недовольство и возмущение населения.
  • Возрастание сепаратизма (стремления отделиться от «центра») в национальных республиках. Желание национальных элит управлять своими республиками самостоятельно, без контроля со стороны Москвы усиливалось, а эти элиты активно подогревали сепаратистские настроения.
  • Усиление национальных конфликтов. Достаточно вспомнить лишь ключевые межэтнические конфликты: нагорно-карабахский между армянами и азербайджанцами, приднестровский, ферганский между узбеками и турками-месхетинцами, южноосетинский и грузино-абхазский. Трения между народами, населявшими СССР, негативно сказывались на политической стабильности советского государства. Многие из этих конфликтов не решены и по сей день.
  • Повсеместное старение высшего партийного аппарата. Советская система не могла обеспечить смены высших руководителей, а их преклонный возраст не позволял им грамотно руководить страной.
  • Крупнейшие техногенные катастрофы. Самая главная из них – авария на чернобыльской АЭС в 1986 г., о которой до последнего замалчивали СМИ.
  • «Холодная война», истощившая экономику СССР. ВПК составлял существенную часть расходов госбюджета СССР, и это не позволяло вкладывать деньги в легкую промышленность, улучшение благосостояния населения. Более того, СССР тратил большие деньги на поддержку прокоммунистических режимов во всех регионах мира, а также оказывал материальную и военную помощь коммунистическим организациям по всему миру. Сильнее всего ударяла по экономике т.н. «гонка вооружений», вынуждавшая постоянно совершенствовать виды оружия, чтобы не отставать от капиталистических западных стран.
  • Война в Афганистане 1979-1989. Люди негативно оценивали затяжную афганскую войну, ее ведение вызывало критику и недовольство населения.
  • Не стоит списывать со счетов и деятельность спецслужб западных государств-противников СССР. Многие небезосновательно утверждают, что непоследовательные и бездарные действия Горбачева были проведены далеко не в интересах СССР.
  • Неудачная, провальная «реформаторская» деятельность М.С. Горбачева. Попытка реформировать СССР, привнести в экономику черты рыночного хозяйства и сделать режим более демократичным не увенчалась успехом. Хаотично, бездарно проведенная «Перестройка» провалилась.

Ход событий

В 1985 г. к власти пришел молодой, многообещающий генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Его долгом и целью было решение многих трудных проблем: афганская война, экономические трудности и межнациональные конфликты. Необходимо было вывести СССР из социального и экономического кризиса.

Для горбачевской политики было характерно отсутствие единого плана действий, что обусловило непоследовательность и нелогичность его начинаний. В 1985 г. был взят курс на Перестройку. Горбачев ввел пост Президента РФ, отменил 6 статью Конституции СССР, посвященную руководящей роли КПСС, возникли легальные альтернативные политические партии. В экономике Горбачев пытался осуществить частичный переход к рыночным механизмам, но эти изменения не увенчались успехом. Была провозглашена «гласность» — то есть свобода слова. Тем не менее цензура сохранялась и контролировала СМИ. Внешнюю политику Горбачева нельзя назвать успешной: с одной стороны, СССР вывел войска из Афганистана, была закончена затяжная и истощающая «Холодная война», но с другой стороны, СССР проиграл в «Холодной войне», а Горбачев позорно и предательски сдал позиции.

Горбачевская «гласность» хоть и открывала дорогу к свободе слова, но и привела к тому, что националисты различных республик стали все активнее высказываться за отделение от СССР и образование независимых государств. В 1987 г. начались волнения в

Казахстане, в 1988 г. обострился нагорно-карабахский конфликт, а в 1989 г. Грузия безуспешно попыталась обрести независимость.
В 1988 г. свой государственный суверенитет провозгласила Эстония; затем это сделали Латвия, Литва, Грузия, РСФСР, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Ее подписал Б.Н. Ельцин. Главное положение этого документа – верховенство законов РСФСР над общесоюзными законами.
Горбачев пытался спасти государство от распада, но было уже поздно. Он стремился создать новый Союзный договор, который бы обновил СССР и сохранил его политическое единство.
17.03.1991 состоялся Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более 75% населения всех союзных республик высказалось за сохранение Советского государства. Но все, к сожалению, это не смогло предотвратить распад СССР.
Горбачев опасался распада великой державы, поэтому как можно скорее стремился подписать Союзный договор. Подписание должно было состояться 20.09.1991. Если бы этот договор подписали, то СССР стал бы федерацией, в которой все субъекты равноправны.
Но далеко не все были довольны этим договором. Консервативные силы стремились не допустить разрушения державы и категорически не принимали Союзный договор. Во время отсутствия Горбачева, находившегося в этот важный и ответственный для СССР момент в Крыму, за сотни километров от Москвы, вице-президентом Г.И Янаевым, О.Д Баклановым, В.А.Крючковым, В.С. Павловым, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцевым, А.И. Тизяковым, Д.М. Язовым был создан ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Это произошло 19 августа 1991 г. в городе Москва. ГКЧП стремился не допустить «сползания общества к катастрофе». Это была последняя попытка сохранить СССР.
Против ГКЧП выступил Б.Н Ельцин и его сторонники. Ельцин объявил, что действия ГКЧП противоречат конституционному порядку. К 21 августа т.н. «Августовский путч» был подавлен, действия членов ГКЧП были расценены как государственный переворот, а сами они были арестованы.
После поражения ГКЧП республики не решились подписывать союзный договор, а взяли курс на образование независимых государств. Распад СССР было уже не остановить.
8 декабря 1991 г. были подписаны хорошо известные, но скептически и негативно оцениваемые Беловежские соглашения, официально декларировавшие распад СССР и создание СНГ. Со стороны РСФСР договор подписал Б.Н. Ельцин, Украины – Кравчук, Белоруссии – Шушкевич. Вместо СССР стало существовать СНГ (Содружество Независимых Государств). Тем не менее в СНГ вошло лишь 11 стран; в него отказались вступать прибалтийские государства и Грузия. Все постсоветское пространство в истории России принято называть «ближнее зарубежье», а не СНГ.
25 декабря 1991 г. подал в отставку первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев, к тому моменту не обладавший уже никакой властью. Этот день и считается датой, а 1991 – годом распада СССР.

Последствия распада СССР

Крушения Союза Советских Социалистических Республик является страшной трагедией. В России после этого события началась ельцинская эпоха, характеризовавшаяся моментальным переходом к рыночной экономике («либерализация цен», «шоковая терапия») расстрелом Белого дома в 1993 г., межнациональными конфликтами и попытками многих субъектов РФ отделиться. Из состава РФ пытались выйти национальные республики (Чечня, Татарстан). Сепаратизм дошел до такой степени, что планировалось даже образование «Дальневосточной» и «Уральской» республик! Если бы эти «государства» появились, то мог бы случиться полный распад уже Российского государства. К счастью, этого удалось не допустить, площадь нашей страны не уменьшилась. Все попытки сепаратизма были пресечены.

Многие государства заимствовали «опыт» горбачевских преобразований, чтобы избежать его ошибок.
Сразу же после распада СССР в горячую фазу перешли все межнациональные конфликты. Многие из них не решены до сих пор: например, крайне сложна ситуация в Нагорном Карабахе, который является предметом спора Армении и Азербайджана. Была уничтожена единая рублевая зона и объединенная советская армия. Однако, к счастью, России удалось «унаследовать» все ядерное оружие, а также внешнюю задолженность СССР. Именно Россия является государством-продолжателем и государством-правопреемником СССР.

Но самое главное последствие – вместо СССР на его бывшей территории появилось полтора десятка независимых государств, каждое из которых с 1991 г. встало на самостоятельный путь развития.

Можно услышать разные оценки этого события. Кто-то считает, что распад СССР «дал свободу» «угнетенным» национальным республикам, поспособствовал крушению «тоталитарной системы». С уверенностью можно заявить: радоваться распаду СССР могут радоваться либо глубоко заблуждающиеся люди, либо сознательные враги России. «Мирный, бескровный» распад СССР – это миф. Количество людей, погибших в межнациональных конфликтах, исчисляется сотнями тысяч. А если учитывать тех, кто погиб в «девяностые», то это будут миллионы жизней. Распад СССР – страшная трагедия. Безусловно, в советском государстве существовало множество насущных проблем, решение которых было необходимо. Безусловно, Горбачев совершил массу ошибок и просчетов. Но это не означает, что необходимо было разрушать единое советское государство. Распад СССР – геополитическая катастрофа для жителей всех бывших советских республик.

Что же касается России, то она столкнулась далеко не только с экономическим кризисом. Население обнаружило, что теперь оно само решает, чем ему заниматься, как обеспечить себя работой, как реагировать на сложившуюся политическую обстановку. И нужно признать, что большинство оказались неспособны это сделать. Как образование СССР был страшен тем, что в нём отучали думать. Принятие решений оказалось прерогативой партии. В результате сейчас многим не нравится брать на себя ответственность. Впрочем, опять же, нельзя свести всё к нескольким факторам. Ситуация становится понятнее при более глубоком изучении.

Дата Событие
1985-1991 гг. Перестройка
1988-1991 гг. Провозглашение суверенитета союзными республиками.
1990 г. М.С. Горбачев избран президентом СССР.
17.03.1991 г. Всесоюзный Референдум о сохранении СССР. Более ¾ высказалось «за».
19.09-21.09.1991 г. ГКЧП. В этом месяце по горбачевскому плану необходимо было подписать новый договор между республиками, входившими в состав государства.
08.11.1991 г. Беловежские соглашений. Ликвидация СССР. Образование СНГ.
c25.11.1991 г. Горбачев добровольно подает в отставку. Официальная дата распада Советского Союза.

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).



14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

Координация внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

Миграционная политика;

Борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Членство в СНГ

Создание Содружества одиннадцати государств считалось успехом российской дипломатии. Ведь осенью 1991 г. не более семи бывших республик, да и то с оговорками, проявляли интерес к участию в ССГ. Правда, 7 ноября 1992 г. Национальное собрание Азербайджана не ратифицировало учредительные документы СНГ, и в течение года представители Баку участвовали в работе Содружества в качестве наблюдателей. Однако с конца 1993 г. после возвращения Азербайджана и вступления Грузии в рамках СНГ сотрудничают двенадцать стран бывшего СССР. Тем не менее в вопросе о членстве в СНГ сохраняется немало двусмысленностей.

В 1993 г. Молдова, Туркменистан и Украина не подписали решение об Уставе Содружества, хотя впоследствии Кишинев присоединился к нему. Названные три государства не ратифицировали Устав. В этой связи 31 марта 1994 г. Экономический Суд СНГ рассмотрел вопрос о толковании положений учредительных документов Содружества с точки зрения членства в нем. Суд исходил из решений СГГ и СГП, принятых летом 1992 г. и предполагавших, что государствами - участниками СНГ могут считаться страны, подписавшие и ратифицировавшие два документа - Минское соглашение и алматинский протокол. Исходя из данных о ратификации этих документов, а также учитывая последующее вступление в СНГ Азербайджана и Грузии, суд решил, что участниками СНГ могут считаться 11 стран. Одновременно Молдова, получившая отсрочку для ратификации учредительных документов до 22 апреля 1994 г., также могла приобрести статус участницы СНГ. 8 апреля 1994 г. Кишинев ратифицировал оба документа и стал двенадцатым участником Содружества.

Что касается членства в СНГ, то суд не мог не учитывать, что три государства не ратифицировали Устав, и отнес к членам СНГ лишь девять стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Молдова, Туркменистан и Украина официально членами СНГ не являются, однако считаются его участниками. При этом ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Органы СНГ

За семь лет существования СНГ в его рамках были созданы 64 различных органа. Их принято делить на уставные (основные) и отраслевые (специализированные), хотя в документах СНГ отсутствуют ясные критерии для отнесения отдельных органов Содружества к той или иной категории.

К основным (уставным) органам СНГ относятся, в частности: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская Ассамблея (создана 27 марта 1992 г. со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге), Совет министров иностранных дел (СМИД, создан 23 сентября 1993 г.), Совет министров обороны (СМО, учрежден 14 февраля 1992 г.), Межгосударственный Экономический Комитет Экономического Союза (МЭК, учрежден 21 октября 1994 г.; аппарат МЭК находится в Москве), Исполнительный секретариат (учрежден 24 сентября 1993 г. вместо рабочей группы по подготовке встреч СГГ и СГП, существовавшей с декабря 1991 г., расположен в Минске), Экономический Суд (учрежден 6 июля 1992 г.), Штаб по координации военного сотрудничества (учрежден 24 декабря 1993 г., расположен в Москве), Совет командующих Пограничными войсками (учрежден 24 сентября 1993 г.), Совет министров внутренних дел (учрежден 19 января 1996 г.).

Помимо этого в СНГ существует около пятидесяти специализированных органов, призванных обеспечивать координацию деятельности национальных ведомств на отдельных направлениях сотрудничества.

Компетенция каждого из органов СНГ определяется специальными соглашениями и положениями. При этом можно провести различие между политическими (принимающими окончательные решения), совещательными (готовящими проекты политических решений) и координирующими органами Содружества.

Политическими органами СНГ являются Советы глав государств и глав правительств. Именно они наделены правом принятия окончательных решений - СГГ по любым вопросам, относящимся к компетенции СНГ, а СГП - в экономической и социальной областях.

К совещательным органам относится большинство советов министров стран СНГ, которые изначально не были уполномочены принимать самостоятельные решения. В их компетенцию входили подготовка решений СГТ и СГП, а также исполнение решений последних. Правда, 21 октября 1994 г. СГТ постановил, что на его рассмотрение должны выноситься лишь стратегические вопросы развития СНГ. Этим же решением СМИД, СМО, МЭК и другие органы Содружества были уполномочены принимать окончательные решения по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако это решение не изменило фактический порядок работы органов Содружества.

Координирующие органы СНГ, как правило, не уполномочены принимать окончательные решения. В их задачи входит координация деятельности отраслевых министерств, внесение предложений в уставные органы. Правда, положения о ряде отраслевых органов, утвержденные за последние пять лет, предусматривают возможность принятия ими самостоятельных решений в пределах собственных полномочий. Однако эти решения могут носить, как правило, лишь рекомендательный характер.

24 декабря 1993 г. в СНГ был введен институт председателъствования в уставных органах. Первоначально председатель должен был избираться на каждые шесть месяцев. В первой половине 1994 г. пост председателя в уставных органах СНГ занимали представители России. 15 апреля 1994г. срок полномочий председателя было решено продлить до года одновременно с продлением срока председательствования России. При этом имелось в виду, что в дальнейшем председатели в уставных органах СНГ будут сменять друг друга в алфавитном порядке. Однако 10 февраля 1995 г., 19 января 1996 г. и 28 марта 1997 г. СГТ каждый раз продлевал срок председательствования России до конца соответствующего года, а в мае 1998 г. он был продлен до 2000 г.

С 1991 г. довольно хаотичный набор органов Содружества неоднократно менялся. Структура органов, предусмотренная Уставом СНГ, успела устареть еще до вступления последнего в силу. Многие отраслевые органы оказались неэффективными. Другие существовали лишь на бумаге. С 1997 г. вопрос о реформе структуры органов СНГ стал предметом особого внимания.

На заседании Совета глав государств СНГ, состоявшемся 1 -2 апреля 1999 г., было принято решение, наметившее основные пути совершенствования и реформирования органов Содружества путем сокращения их количества и численности сотрудников. Исполнительный секретариат, МЭК и рабочие органы отраслевых структур согласно этому решению должны быть реорганизованы в единый, постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган - Исполнительный комитет СНГ. Принято также решение о создании Экономического совета Содружества. В итоге новая структура органов СНГ предполагает функционирование наряду с Советом глав государств и Советом глав правительств Межпарламентской Ассамблеи, Экономического суда, Совета министров иностранных дел, Исполкома, Экономического Совета, Совета министров обороны и Совета командующих погранвойсками, а также ряда отраслевых советов.