Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Биография ренаты литвиной. Равнодушный пассажир

В последние годы интересует даже тех, кто никогда не являлся поклонником её таланта. СМИ упорно приписывают экстравагантной актрисе и режиссёру роман с певицей Земфирой, но официального подтверждения этой информации до сих пор не последовало. А ведь именно из-за этих слухов в 2007 году распался брак Литвиновой с бизнесменом Леонидом Добровским.

Мужья кинозвезды

В прошлом у Ренаты было 2 официальных брака. В 1996 году она вышла замуж за продюсера кинофильмов Александра Антипова. с этим человеком продлилась около года и закончилась разводом.

Вторым супругом Литвиновой стал видный московский предприниматель Леонид Добровский. В браке с ним Рената родила дочку Ульяну. Но семейная жизнь и в этот раз не принесла женщине счастья. Прожив с Добровским с 2001 по 2007 год, Рената ушла от него. Начался громкий бракоразводный процесс, сопровождающийся разделом имущества и настоящей войной за малолетнюю дочь.

Знакомство бизнесмена с Литвиновой

Кто же такой Леонид Добровский? Муж Литвиновой родился в 1965 году. К моменту знакомства с кинозвездой он являлся владельцем нескольких прибыльных заводов в России и к шоу-бизнесу никакого отношения не имел. Первая встреча будущих супругов произошла в конце 90-х годов. Их познакомили общие друзья. Раньше Леонид видел Ренату только с экрана телевизора и был очарован её красотой и утончённостью. Оказавшись рядом с любимой актрисой, Добровский начал за ней активно ухаживать. Неизвестно, каким образом невысокий и малопривлекательный Леонид смог покорить сердце королевы кино, но через некоторое время он сделал ей предложение и получил долгожданное согласие.

Первые годы после свадьбы

Бракосочетание кинодивы и предпринимателя состоялось 10 января 2001 года в Москве. После торжества счастливый Леонид перевёз жену в свой дом на Рублёвке и преподнёс ей презент в виде роскошного чёрного автомобиля марки «Мерседес». Он в Ренате и не уставал заваливать её дорогими подарками. В июле 2001 года у супружеской пары родилась дочь Ульяна.

Добровский Леонид Юльевич сопровождал свою вторую половинку на многих звёздных тусовках, но всегда скромно держался в её тени. Будучи человеком непубличным, муж просил Ренату о том, чтобы та не слишком откровенничала о нём с журналистами. Литвинова так и делала, и на вопрос корреспондентов о деятельности супруга скромно отвечала, что он — инженер. А скромный работяга в то время являлся одним из крупнейших бизнесменов столицы. Поговаривали, что дом на Рублёвке, в котором он проживал вместе с Литвиновой, находился по соседству с особняком самого Путина.

Кризис в семейных отношениях

Со стороны казалось, что у Леонида Добровского и Ренаты Литвиновой идеальный брак. Но спустя несколько лет после свадьбы в отношениях супругов начались проблемы. У Добровского оказался вспыльчивый характер. Он придирался к Литвиновой по любому пустяку, мог повысить на неё голос и даже выругаться при ней матом. Леонид любил выпить, а в состоянии алкогольного опьянения он и вовсе переставал контролировать себя.

Ситуация обострилась после знакомства Ренаты с Дружба между женщинами показалась журналистам подозрительной, и они разглядели в ней нечто большее. Такого не мог выдержать Леонид Добровский. Бизнесмен пришел в ярость при мыслях о неверности жены и начал распускать руки. Дошло до того, что однажды он в припадке агрессии стал душить Литвинову, размахивая при этом ножом. Прислуге с трудом удалось оттянуть разъярённого Добровского от испуганной женщины. После этого происшествия актриса собрала вещи и вместе с дочкой ушла от бизнесмена к подруге Земфире. На этом её совместная жизнь с предпринимателем закончилась.

Бракоразводный процесс

Добровский никак не мог успокоиться после ухода Ренаты. Он нанял самых лучших московских адвокатов и стал готовиться к бракоразводному процессу. Обвинив Литвинову в аморальном поведении, он задумал лишить её материнских прав на дочку. Но актриса опередила Леонида и подала на развод первой. В исковом заявлении она просила суд расторгнуть её брак с Добровским и оставить Ульяну с ней. От мужа она требовала выплаты алиментов на содержание дочери в размере 120 тыс. рублей ежемесячно и раздела нажитого в браке имущества.

Потянулась череда судебных заседаний, на которых стороны не скупились на взаимные обвинения. Леонид считал Литвинову плохой матерью, которой нельзя доверить воспитание ребёнка. В отместку на такие заявления Рената обвиняла мужа в сокрытии от государства реальных доходов. Поставить точку в затянувшемся бракоразводном процессе удалось только после заключения между экс-супругами В соответствии с ним Ульяна оставалась жить после родительского развода с матерью, но в определённые дни отец мог забирать её к себе. Ренате удалось отсудить у Добровского алименты в указанном в иске размере.

Отношения экс-супругов после развода

Было окончательно оформлено в 2007 году. После того исчез из поля зрения СМИ Леонид Добровский. Муж Ренаты Литвиновой так и не привык к публичности и после развода посвятил себя работе и общению с дочерью.

Несмотря на то что супруги расстались врагами, вскоре им удалось восстановить нормальные отношения и даже цивилизованно проводить время вместе. Неожиданностью стало то, что в 2009 году свой день рождения Литвинова отметила в компании дочери, мамы, Земфиры и... Леонида Добровского. Бывший муж не только приехал на проходившее в ресторане торжество, но и полностью оплатил его. Такое изменение в отношениях людей, которые ещё недавно ненавидели друг друга, вызвало изумление у людей, обслуживающих мероприятие. Вполне возможно, что урегулировать конфликт бывшие супруги решили ради подрастающей дочери, но всё равно их поведение достойно похвалы.

Писатель Дмитрий Быков первое время терпеть не мог Ренату Литвинову, а потом как-то привык, успокоился и в чем-то даже полюбил. В данном случае это не интервью, а портрет - на фоне личных отношений.

На кинофоруме в Суздале в 1996-м она подошла ко мне - роскошная, высокая, колышущаяся на каблуках и, по тогдашней моде, слегка пьяная:

Дима! Почему вы меня так не любите… бэби…

Это у меня так проявляется любовь, - ляпнул я и убежал.

Чем случайней, тем вернее.

Было время, когда я терпеть не мог Ренату Литвинову, и даже широко писал об этом.

Знаете, - говорю, - Рената, я так был неправ в отношении вас...

Вот видите, - говорит она, - но вы хоть признаете...

С ней не больно-то подставишься. И тем не менее именно ей - как и другой женщине ее склада, Ахматовой, скажем, - я бы охотно рассказал всю свою жизнь, если б хоть на мгновение допускал, что им это зачем-нибудь нужно.

Сноба

Вообще-то я в симпатиях и антипатиях ошибаюсь редко. Скажем, не нравился мне на моем курсе один претенциозный мальчик, который все увлекался Сартром и Годаром и молодежными бунтами. Нос он задирал высоко, и я, скромный ботаник, казался ему конформистом. Теперь этот нонконформист правая рука Василия Якеменко, создателя «Наших» и как бы министра молодежи. И таких историй полно. Но с Литвиновой, кажется, меня что-то сбило - то ли потому, что ее самозабвенно хвалили неприятные мне люди, а иногда приятные, но глупые, то ли я слишком опирался на художественный результат. А художественный результат в ее случае не главное, потому что не она в нем виновата. Сценарии кромсали или ставили по-своему, актерские ее данные использовали кто во что горазд, и в неталантливых руках она действительно выглядела «нашей свежезамороженной Мэрилин Монро из Урюпинска», как написал один критик, тоже ее не любивший. Теперь-то я люблю Ренату Литвинову, на многое для нее готов, - но, господа, я ведь и к девяностым в девяностые относился хуже некуда. А теперь кажется - очень даже ничего.

Вообще быть современником сноба - ничего хорошего. Сноб во всем чрезмерен, слишком ярко настаивает на своем, на каждом шагу доходит до самопародии - и у него серьезные проблемы со вкусом. Моднику важно, как он выглядит, но умирать за это он не готов. А снобу это до такой степени важно, что жизнь ему относительно недорога. Скажем больше: любой эстетически последовательный человек отличается высокой личной храбростью и презрением к опасности, да и к самой жизни. Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости. Как показывает практика, эгоизм - более надежный стимул, чем любовь к людям. Я больше доверяю тем, кто хочет хорошо выглядеть и честно в этом признается. Когда другая претенциозная женщина, тоже с изломанностью, эстетством, но без литвиновского таланта, рассказывает, как она помогает бомжам, потому что любит людей, я в это никак поверить не могу, и мне не нравится, что она возвышает себя за счет бомжей. А если бы она сказала, что это у нее от желания хорошо выглядеть, я бы ее зауважал, не говоря уж о том, что это было бы честно.

Вот у Литвиновой все честно.

Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости

Я заметил эту черту еще у Алены Витухновской, которая тоже не должна была мне нравиться по определению: стихи авангардные, неровные, крикливые, и внешность крикливая, и презрение ко всему живому так и сочится из ее пор. Но то, как она сидела, никого не сдавая, и то, как вела себя потом, - аргумент серьезный. Я понял, что она не лукавит, действительно не любит жизнь, совершенно ею не дорожит, короче, ей действительно важно хорошо себя вести, потому что иначе она не сможет себя любить, а это в ее случае единственная живая эмоция. У Литвиновой, я думаю, примерно та же история - с поправкой на то, что некоторых она все же любит, даже больше, чем себя, но градус безумия у этих людей должен соответствовать ее собственному. А когда появилась Земфира, стало понятно, что литвиновский максимализм еще и относителен, что она, в общем, белая и пушистая на фоне другой ураганной девочки, а художественный результат сопоставим.

Искусственная шизофрения

Я не буду тут пересказывать ее биографию, которой, в сущности, почти и нет: родилась в 1967 году, в январе (а я, кстати, в декабре, очень приятно), росла без отца, названа в честь дяди Рината, мать - врач. Что важно: дома была медицинская энциклопедия, и Литвинова с детства любила слушать прилагавшиеся к ней гибкие грампластинки с записью шизофренического бреда.

Не зря шизофрения превратилась в литературный миф, считается чуть ли не обязательной спутницей гениальности; сразу скажем, что в девяти случаях из десяти нас не ждет никаких открытий, но шизофрения, пожалуй, единственная душевная болезнь, позволяющая свихнуться со знаком «плюс».

Это ненадолго, как всякое болезненное цветение; подступает умственная деменция, распад личности, человек перестает следить за собой, а там и соображать. Но поначалу, когда интеллект еще не затронут, появляются удивительные идеи. Я вот в детстве тоже очень любил читать старинный, пятидесятых годов, учебник «Психиатрия» со стенографическими записями разных бредов: параноидальные были, как правило, логичны и скучны, сопряжены с бредом величия и мало отличались от застольных бесед Гитлера (вот уж точно невыносимое чтение - и скучное, и страшное).

Шизофреники бредят бескорыстнее, веселей, слова у них ставятся не в линейку, а под углом, как у Платонова, и особенно прелестны мгновенные и внезапные перескоки с предмета на предмет, композиционные ходы, до которых рациональный ум не додумается. Литвинова именно тогда научилась своим точным и неправильным словесным конструкциям - именно точным и именно неправильным: «После родов у меня в теле имеются жирные моменты»… Скажи иначе - и будет непохоже, общо. Или знаменитое «все в мире так закрючковано»… Про человека, который одновременно с Литвиновой сделался символом и знаменем отечественной молодой кинематографии, - про Охлобыстина, конечно, - сценарист Александр Александров замечательно сказал: «Он сошел с ума на имитации сумасшествия». У Литвиновой иначе - она привила его себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов так же адекватна, как платоновская для двадцатых. Литвинова продемонстрировала на себе все болезни эпохи - но, разумеется, никогда не отдавалась этому эксперименту до конца. Зачем она все это делала? Ну это был такой, если хотите, наш ответ прагматизму и обогащению, наш голос непродавшихся и незарабатывающих, демонстративно отстраненных на грани аутизма. Наша попытка самоутверждения маргинальных. Вы вот так, а мы вот так. Мы никогда не будем делать того, что некрасиво, а если нам предлагается жить некрасиво, мы умрем. Во времена, когда затаптывали слабых и безумных (а в девяностых это было, нечего кривиться), мы демонстративно будем слабы и безумны. Этой слабостью и безумием мы вас покорим, и вы будете нам ножки целовать.

Сценарист

Интересно, что во ВГИКе она дружила и потом общалась как раз не с иконами стиля, не с гламурными красавицами, а с жесткими профессионалами. Скажем, ее очень любили Петр Луцик и Алексей Саморядов, самый талантливый сценарный тандем после Дунского и Фрида, - Саморядов упал с балкона гостиницы «Ялта» во время Ялтинского кинофорума в 1994 году, а Луцик умер шесть лет спустя, успев правильно реализовать один из их любимых сценариев, «Окраину» («Добрые люди»). У них была та же вечная сценарная проблема - все их ставили не так. Они вообще мало с кем дружили, а Литвинова была для них своя. Литвинова вспоминает про Саморядова абсурдный, недостоверный эпизод, но с ним ведь все было недостоверно: однажды они купили пельменей, стали их варить, а пельмени какие-то были очень тяжелые и никак не всплывали. Оказалось, они набиты шариками от подшипников - в начале девяностых практиковалось такое, для веса. Саморядов очень расстроился и предложил Литвиновой хоть водки, но без закуски она не пила.

Что касается ее собственных сценариев того времени - они были не особенно рассчитаны на постановку. Но у Литвиновой было то, из чего делается кино, - герой. Этого героя она чувствует, умеет описать, он живой. Особенно ценно, что он разный: страшная медсестра из «Офелии, безвинно утонувшей», которую она сама же и сыграла. А что это за персонаж? Литвинова его в разговоре со мной определяла так:

Она не борец. А таких неборцов всегда подхватывают либо темные, либо счастливые воды, и они плывут, не сопротивляясь. Чаще темные. Они попадают под влияние каких-то монструозных персонажей. Скорее всего, толстеют, злобнеют, спиваются, бытовеют… и исчезает волшебство. Талантов в них, пожалуй, нет. Скорей всего, какой-то шарм, блескучесть… то, что нельзя определить словами. Что исчезает раньше всего. И то, что неборцы, конечно. Сегодняшний вариант этого типа, может быть, Клавдия Коршунова, которая у Миндадзе в «Отрыве». Черненькая такая лань, на цыганку похожа. Сейчас все, кого в звезды назначают, ужасно фальшивые. А она не фальшивая, страшно, чтобы не испортилась.

Она привила сумасшествие себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов

Я даже думаю, что Литвинова вообще - сценарист для сценаристов, как Хлебников для поэтов. Можно брать и подхватывать какие-то ее идеи, которые у нее изложены в невыносимо концентрированном, недостоверном виде, и, разбавив бытом или просто занудством, переносить в кино, и всем понравится. Вот сняла она фильм «Богиня. Как я полюбила» - дикую совершенно сказку про прекрасную милиционершу, все сделано на очень простом контрасте неземной платиновой блондинки с кровавыми губами и ее чудовищно скучной и пошлой службы, еще там любовная линия с Максимом Сухановым, сумасшедшим миллионером, разыскивающим жену на том свете. Смотрелось это как нормальный шизофренический бред с гибкой грампластинки, но о времени, как ни странно, свидетельствовало - потому что доминирующей интонацией этой картины была брезгливость, некоторый ужас перед миром, в который вброшена Фаина, вечный ребенок. Потом приходит Николай Хомерики, снимает гиперреалистическую «Сказку про темноту», про красавицу-милиционершу, с такими же разговорами в курилке, - и смотреть это невозможно, а Литвинову смотришь. Потому что яркость есть яркость, и это привлекает вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось. Я вообще с годами все меньше верю в критерии «хорошо-плохо». На вкус и цвет товарищей нет, но если есть свой голос - уже спасибо. Думаю, что все поставленные сценарии Литвиновой как раз и есть разбавленный литвиновский концентрат - в чистом виде он невыносим, а в разбавленном исчезает главное, та самая мгновенная и безусловная узнаваемость. Наверное, ее надо все-таки судить по особым законам, признав существование жанра «Литвинова» - и честно сказав, что никто другой из работающих в этом жанре (а пытались многие) так ничего серьезного и не сделал.

Кстати, беда была именно в том, что Литвинову пытались принимать очень уж всерьез. Серьезное восприятие Литвиновой приводило к восторженным статьям вроде первого материала о ней, который в «Столице» опубликовал в 1993 году Денис Горелов. Эта статья начиналась словами «она умрет скоро». Понятно было, что речь об авторском мифе, о лирической героине, и Денис, написавший так восторженно, ждал в ответ чего-нибудь не менее восторженного, а получил ледяной взгляд. Потому что Литвинова все еще хотела быть отдельно, и смириться с прирастанием маски ей пришлось только после муратовских «Увлечений», когда ее стали снимать постоянно и все в одном амплуа. Тогда ее речь и стала похожа на монологи безумной медсестры. Это все не от хорошей жизни. Она в одном интервью честно сказала, что на конструирование собственного имиджа тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься.

Женщина

И еще вот эти все разговоры про то, что Литвинова - гений чистой красоты, в смысле, чистейшей прелести чистейший образец. Я не эксперт по части женской красоты, но, по-моему, Литвинова с точки зрения канона скорей не красавица и уж во всяком случае ничего даже отдаленно сопоставимого с Монро или Дитрих в ее облике нет. И сексапильности особой я в ее прохладном имидже не вижу. Но что есть и чего не отнять, так это абсолютная последовательность: как говорил в одном романе модельер, красив не тот, кто красив, а тот, у кого хватает последовательности быть до конца некрасивым. Еще Юрий Гладильщиков удивлялся в журнале «Сеанс»: как это Литвинова так сумела навязать всему обществу свои достаточно маргинальные вкусы? Отвечаю: в маргинальности все и дело. Как говорит другой талантливый и профессиональный, но совершенно невыносимый друг Литвиновой, актер и режиссер Александр Баширов: за маргиналами будущее, их мало, но они интенсивны. В случае Литвиновой самая карикатурность образа действует так сильно, что ее уже не забудешь, а запомнив - начнешь инстинктивно подражать. Чем она расплачивается за такую густоту бытия - отдельная тема, но в реальности девяностых она безусловно уловила важный, простите за выражение, тренд.

Какой именно? Я так прямо не скажу. Но, наверное, это такая поруганная красота, вынужденная спасаться под маской; беспомощность всех, кто не зверь, невостребованность и неуместность всех, кто в более мягкие времена нормально бы себе встроился в реальность... Безумие одиноких, несвоевременность одаренных, вынужденность поведения всех сколько-нибудь нестандартных... Литвинова вынуждена осуществляться во времена, когда человек менее упорный и самодостаточный был бы сожран, когда единственной формой бытования сценариста (кинематографа-то нет - сначала рухнул прокат, потом производство) становится светская жизнь либо исполнение гротескных ролей. Типаж, надо полагать, Бланш Дюбуа: «Я всегда зависела от доброты первого встречного...» Но в российских девяностых нельзя быть Бланш Дюбуа, это вам не американские сороковые, можно быть только клоуном; на этом пересечении сентиментальности и шутовства существуют и Муратова, и Литвинова, но Муратова про это снимает, а Литвинова в этом существует. Я ее как-то спросил, не боится ли она конца света.

А, все равно ничего сделать нельзя... Все ухудшается, климат тоже, ну и конец света, ну и что, я в этом живу.

Вероятно, именно поэтому ни один из ее телепроектов не продержался долго. В них есть вызывающая неформатность, пафос в сочетании с пародией, а этого на нынешнем телевидении, не только на отечественном, не терпят.

Жена

С личной жизнью там тоже много всего было, пересуды возникали бесконечные, и читатель, наверное, ждет с самого начала, что вот сейчас я наконец-то расскажу все как есть. А я ничего не расскажу, потому что рассказывать почти нечего. Литвинова очень много работала - два сценария в год, до десятка киноролей, в том числе больших и неожиданных, как в «Жестокости», - а поскольку ставить ее оригинальные сценарии перестали очень быстро, да и большого успеха они не имели, кроме «Нелюбви», ей приходится все меньше писать и все больше играть. При таком напряженном графике какая же личная жизнь? Она ее и не афишировала особо. Литвинова никогда не делала карьеры через постель, скорей уж ею пытались воспользоваться, поскольку в славу она вошла очень рано, брака же у нее было два, и оба распались. Про второй, правда, точных сведений нет.

Первый муж - Александр Антипов, продюсер, вожделенный компромисс между кинематографом и состоятельностью. Познакомились они на фильме по сценарию Литвиновой «Злая Фаина, добрая Фаина». Ставить его собиралась Муратова с Ренатой в главной роли, Антипов выступал продюсером, Муратова настаивала, чтобы в эротической сцене Литвинова непременно снималась сама и по возможности откровенно, а Литвинова не захотела. Литвинова максималист, Муратова совсем максималист, короче, коса на камень. Они не поссорились, но разошлись - это не помешало Литвиновой сыграть едва ли не лучшую свою роль в «Настройщике», где именно Рената придумала обыграть стоявшую неподалеку косу и явилась перепуганной Алле Демидовой в образе гламурной смерти. Но до «Настройщика» было еще четыре года. Из «Фаины» потом получилась «Богиня» - без всякой эротики, - а в «Настройщике» эротика как раз есть, но сквозь ночную рубашку. А в том конфликте продюсер взял сторону Литвиновой - мол, если не хочет, пусть не снимается, - и это их, стало быть, сблизило. Брак продлился два года и распался без скандала. Впрочем, в других источниках утверждается, что и брака никакого не было, или он был гражданский, а Литвинову я расспрашивать не хочу, потому что она или что-нибудь сочинит по обыкновению, или вообще ничего не скажет. Про детство она рассказывает охотно, а про личную жизнь - никогда.

На конструирование собственного имиджа она тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься

Второй муж - бизнесмен Леонид Добровский, ныне заместитель гендиректора ОАО «Мостотрест». Человек не бедный. Дача на Николиной горе, элитная, как пишут в желтых листках, квартира в Толмачевском переулке. Повод для развода - скандалы, повод для скандалов - бурная светская жизнь Литвиновой. Пошли слухи о лесбийском романе с Земфирой, обеим они прибавили скандальной славы, насколько все это справедливо - я комментировать не берусь, и это неинтересно. Многие обсуждали роковой вопрос «Что нашла Литвинова в Добровском?» (будучи выше его на голову и знаменитей в разы). Говорили про деньги, но Литвинова не стала бы выходить замуж за деньги - таких предложений было достаточно, она и так протянула с замужеством до 33 лет. Полагаю, что нашла надежность, и полагаю, что переоценила ее, - это все к вопросу о «доброте первого встречного»: восхищаться Ренатой Муратовной готовы тысячи, а вот обеспечить ей сносную жизнь с повседневной заботой никто не рвался. Короче, этот брак шесть лет спустя закончился громким разводом, причем Литвинова опротестовала первое решение суда об алиментах, упрекнув мужа в сокрытии истинных доходов и потребовав ежемесячно немалую сумму - те же желтые листки называли 120 тысяч рублей, и она не опровергала. Цитируемое в прессе исковое заявление Литвиновой - о том, чтобы оставить с ней дочь Ульяну, разрешив мужу дважды в неделю с ней общаться, - не носит ни малейших следов ее обычной стилистики, чем наглядно доказывает, что Литвинова вполне себе способна обходиться без маски: «Следует учитывать, что отец ребенка Добровский Л. Ю. - бизнесмен и в силу своего менталитета большую часть времени думает и печется о работе, в связи с чем он не сможет уделять Ульяне достаточного внимания, столь необходимого ребенку в ее возрасте». Она явно писала это сама, без помощи юристов, «думает и печется» выдает ее с головой, но если надо, может имитировать любой слог, хоть канцелярит. Настоящие великие безумцы - Пушкин, Хлебников - не могли написать официальную бумагу, не подпустив чего-нибудь исключительно своего. «Саранча летела, летела и села. Села, посидела, все съела и вновь улетела».

Ульяна, 2001 года рождения, блондинка в Ренату, но круглолицестью и курносостью похожа скорей на отца. О будущей профессии ребенка Литвинова не распространяется и, по собственному признанию, не задумывается.

Вы хотите для нее вашей судьбы?

Я хочу, чтобы она не обабилась, вот и все. Женщины, которые много рожают и проваливаются в быт, превращаются в такие… детородные органы, а с мозгами что-то происходит. Наверное, я неправильно говорю…

Что до романа с Земфирой, ну, товарищи, это так неинтересно! Земфира, по-моему, вообще очень неинтересна во всем, кроме сцены, музыки, аранжировок и т. д. Не читал ни одного ее содержательного интервью. Может, это она такая замкнутая - говорила же Цветаева: «Сдержанный человек - значит, есть что сдерживать». Но пока я там не вижу этой особой глубины (в текстах тоже), а вижу эпатаж, большой талант и некоторую потерянность. Сближает их с Литвиновой, думаю, максимализм и брезгливость - женщины часто именно от брезгливости живут вместе, мужчины им противны чисто эстетически, - так что ничего не исключаю, но ничего и не предполагаю. Меня никогда не занимала однополая любовь, даже женская и даже теоретически. И какая разница? На качестве текстов это в обоих случаях не отразилось. Пока заметно одно: и Земфиры, и Литвиновой стало гораздо меньше.

Земфира записала последний альбом два года назад и что-то ничего сенсационного с тех пор не продемонстрировала. Литвинова пробует себя в качестве модельера и тоже ничем особенным на этой ниве не прославилась. Вообще их молчание красноречивей любых слов, потому что в новом времени им уже категорически нет места: не по политическим мотивам, конечно, а по общечеловеческим. Чтобы оценить Литвинову и Рамазанову, нужна хоть капля идеализма, а этого сегодня не осталось совсем, как не осталось нескомпрометированных слов. Можно ставить их под любыми углами - искра не высекается. Литвинова права, относя себя скорее к поколению людей сороковых-пятидесятых, о которых она и сняла свой единственный покамест документальный фильм - «Нет смерти для меня».

А чем отличаются люди девяностых от нынешних?

Наши иногда за деньги продавались, а эти даром отдаются.

Девушка, катастрофа, яблоко

Вот этот ее ответ и заставил меня наконец понять, как сильно я все-таки ее люблю. И за что именно. Кстати, сходные чувства испытал к ней Никита Михалков, который ее терпеть не мог, но после совместной работы на фильме «Мне не больно» как-то проникся. Как раз в этом смысле она и сыграла смерть своего типажа - из реальности он тоже куда-то делся. Или, точней, сейчас уже всем не больно.

Такие женщины, как героиня Литвиновой, приближают крах эпохи - а в другой эпохе существовать уже не могут, крах. Это и есть главная проблема femmefatale. Всю жизнь играть в смерть, а потом умирать по-настоящему.

И хотя вся наша фатальность девяностых годов была очень третьего сорта, Литвинова, кажется, действительно умудрилась приблизить время, в котором ей нет больше места.

А точней всех сказал про нее Нагибин, хоть это и про Ахмадулину. Он там в дневнике спрашивает себя, за что он ее все-таки любит. А вот за то, что если самолет будет падать и все побегут спасаться в хвост, где якобы безопасней, Ахмадулина останется сидеть на своем месте и грызть яблоко.

Литвинова потом именно это сыграла в фильме «Небо. Самолет. Девушка».

Я так ее и воспринимаю - сидит в кресле и грызет яблоко. А куда летит этот самолет - какая уже, к черту, разница.

Фото: Владимир Клавихо-Телепнев

Загадочная, странная, для многих непонятная, но всегда притягивающая внимание, Рената Литвинова - та актриса, чей образ на экране каждый раз непредсказуем.

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Ее родители - врачи. Мама, Алиса Михайловна, до сих пор практикующий хирург. Отец, татарин по национальности, с семьей не жил.

Мама Ренаты обожала кино, часто ходила в кинотеатр и брала с собой дочку. Постепенно эта киномания передалась Ренате. В детстве Рената была довольно замкнутой и одинокой. Помимо кино очень любила читать все книги подряд. К окончанию школы она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Уже тогда она пробовала писать рассказы.

Стажировку Рената проходила в творческом объединении «Круг» режиссера Сергея Соловьева. В 1991 году ученик Соловьева режиссер Валерий Рубинчик снял по сценарию Литвиновой драму «Нелюбовь».

Следующей работой стал сценарий к фильму «Трактористы-2» (1992), своеобразному римейку старой советской ленты, затем режиссер Юрий Грымов снял фильм «Мужские откровения» (1995) по повести Ренаты «Третий путь».

Тем временем Литвинова начинает проявлять себя и как актриса. В 1994 году она снимается в драме «Увлеченья», поставленной мастером авторского кино Кирой Муратовой. С этого начинается их тесное творческое сотрудничество. В 1996 году Муратова по сценарию Ренаты ставит фильм «Принципиальный и жалостливый взгляд», а в следующем году снимает «черную» криминальную комедию «Три истории», состоящую из трех новелл. В одной из них, по своему же сценарию, Литвинова сыграла медсестру-убийцу. Эта роль вызвала много домыслов, но привлекла внимание критики. Фильм был номинирован на награду Берлинского кинофестиваля и премию «Ника».

Из богемной личности в широко известную актрису Рената превратилась благодаря участию в популярном телефильме «Граница. Таежный роман» (2001). Литвинова сыграла второстепенную роль медика в гарнизоне пограничников, но запомнилась всем зрителям манерой говорить, двигаться и общей «нестандартностью». Фильм был удостоен Государственной премии РФ.

В 2002 Литвинова по мотивам классической картины 1967 года «Еще раз про любовь» вновь пишет сценарий-римейк для фильма «Небо. Самолёт. Девушка.», где исполняет и главную роль. За эту работу актриса номинируется на премии «Ника» и «Золотой орел».

В 2004 Литвинова дебютирует как кинорежиссер с криминальной драмой «Богиня: как я полюбила», в которой также играет главную роль.

В 2006 году известный режиссер Алексей Балабанов (автор фильмов «Брат», «Война», «Морфий») выбрал Ренату на одну из главных ролей в мелодраме «Мне не больно», за которую актриса была вновь номинирована на «Золотого орла», Нику» и кинонаграды «MTV-Россия».

В этом же году Литвинова после пяти лет брака развелась со своим вторым мужем, бизнесменом Леонидом Добровским. Их дочь Ульяна, родившаяся в 2001 году, по решению суда осталась с матерью. Про первого мужа, кинопродюсера, актриса никогда не позволяет себе никаких высказываний.

В 2009 году готовится к выходу очередной фильм с Ренатой Литвиновой «Поколение П» снятый по роману модного писателя Виктора Пелевина. Книгу тривиальной не назовешь, судя по всему, и кино окажется нетипичным. Как и сама Литвинова.

Фильмография

  • Поколение П, 2009
  • Красная шапочка, ТВ, 2009
  • Приключения Аленушки и Еремы, 2008
  • Сезон дождей, 2008
  • Догнать брюнетку, 2008
  • Два в одном, 2007
  • Лягушачий рай, 2007
  • Жестокость, 2007
  • 9 месяцев, 2006
  • Мне не больно, 2006
  • Жесть, 2006
  • Жмурки, 2005
  • Богиня: как я полюбила, 2004
  • Диверсант, 2004
  • Настройщик, 2004
  • Чемоданы Тульса Люпера. Часть 3: Из Сарка до конца, 2003
  • Апрель, 2002
  • Небо. Самолёт. Девушка., 2002
  • Граница. Таежный роман, 2001
  • Право на выбор 2000
  • 8 1/2$, 1999
  • Три истории, 1997
  • Увлеченья, 1994
  • Две стрелы. Детектив каменного века, 1989

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Выросла в семье врачей. Мама Ренаты очень любила кино, и маленькая девочка частенько ходила вместе с ней в кинотеатр на вечерние сеансы. Именно там она впервые и окунулась в чарующий мир синематографа. Отец Ренаты не жил вместе с семьей, поэтому маме приходилось много и усиленно работать. Рената вспоминает:

Жили мы с мамой вдвоем. Потом к нам прибилась кошка из подъезда, Лора. И, представляете, пережила всех генсеков. Прожила почти 27 лет! Ужасно строгая была, очень много рожала и однажды даже родила у меня на голове своих котят. Я тогда во ВГИКе училась, всю ночь писала рассказ, заснула под утро и чувствую, что на моей макушке что-то теплое шевелится - оказалось, три котенка. Говорят, это хорошая примета.

Училась Рената Литвинова в обычной средней школе, а, будучи в 10 классе, поступила на сценарный факультет одного из самых престижных кинематографических вузов страны – ВГИКА.

Рената Литвинова: С первого же раза я поступила во ВГИК, на сценарный факультет. Очень удобный для меня вуз, потому что находился на расстоянии одной остановки на метро от моего тогдашнего дома. Принимал классик, сценарист Евгений Габрилович. На втором курсе он мне даже предложил написать что-то в соавторстве. А я такая ветреная была, просто засмеялась на такое предложение. Еще были живы все классики советского кино - и Сергей Герасимов, и Тамара Макарова, у которых еще Кира Муратова училась и была их любимой студенткой, между прочим. Это как старый МХАТ, старейшины. Священные монстры. Я именно во ВГИКе стала себя чувствовать счастливой, не как в школе.

Рената произвела колоссальное впечатление не только на однокурсников, но и на педагогов ВГИКА своим нестандартным мышлением и подходом к съемкам. Вместе с Литвиновой на курсе учились Роман Качанов и Аркадий Высоцкий .

Рената Литвинова: Талант - это и есть для меня красота. Тогда на сценарных факультетах было мало девушек. В те годы меня постоянно приглашали сниматься в каких-то фильмах, или играть этюды, или сниматься на фото. Все ухаживали. Я, конечно, вела себя коварно. А как еще, если тебе 17 лет? А я только в 16 первый раз поцеловалась.

Тем не менее, дипломный сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» оценили весьма негативно, даже пришлось его переписывать. Позднее знаменитый кинорежиссер Кира Муратова («Короткие встречи », «Настройщик », «Мелодия для шарманки ») прочитала в альманахе дипломную работу Ренаты и даже хотела снимать фильм. А затем на одном из кинофестивалей Муратова познакомилась с Литвиновой лично, после чего сразу пригласила ту сниматься в кино.

Рената Литвинова: «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно».

Рената Литвинова. Творческий путь

В 1994 году Рената Литвинова дебютировала как актриса в фильме «Увлеченья » Киры Муратовой . Известный российский кинорежиссер Валерий Тодоровский впервые прочитал повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать » и решил поставить фильм, который он назвал «Страна глухих ». Картину очень тепло приняли как кинокритики, так и обычные зрители, хотя сценарий к ней Тодоровский написал в соавторстве с другим человеком, не с самой Литвиновой.

Самой Ренате Литвиновой не очень нравится, как по ее романам снимают фильмы.

Постепенно она стала появляться и на телеэкранах страны: в различных развлекательных программах, рекламе. Например, звезда снялась в рекламе колготок, но, по ее собственному признанию, это было сделано исключительно из материальных соображений. Настоящее признание к Литвиновой-актрисе пришло после телесериала знаменитого советского кинорежиссера Александра Митты «Граница. Таежный роман ». Артистка блестяще сыграла роль медсестры, хотя, по словам режиссера, на пробы проходило много актрис, но Рената была вне конкурса.

Рената Литвинова: Мы с Мишей Ефремовым в «Границе...» два таких неформала: он - пьющий, я - сумасшедшая. У многих я так и ассоциируюсь с этой героиней, хотя с такой «репутацией» жить очень вольготно - ты такая, какая есть. Многие же не могут себе позволить «открыть» свое лицо, очень много людей мутных вокруг, вроде бы он добро так улыбается, но нет ему веры. А те, кто не притворяется добреньким, часто и неожиданно в моей жизни совершали благородные поступки.

Лучший актёрский дебют «Кинотавр» за роль в художественной ленте «Увлеченья» (1994). Лучшая женская роль «Кинотавр» за роль в ленте «Мне не больно» (2006).

Литвинова прошла долгий путь: от сценариста к кинорежиссеру, участвовала в телепередачах в качестве ведущей, снимала видеоклипы для своей лучшей подруги – певицы Земфиры . А в 2008 году срежиссировала о ней фильм «Зеленый театр в Земфире».

Первый фильм Ренаты Муратовны – «Нет смерти для меня» (2000) – документальный, был посвящен знаменитым советским актрисам. А в 2004 году вышла картина «Богиня: как я полюбила ».

Рената: Это фильм о любви. О любви, о любви, о любви… В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает. Но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств. Но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку x и встретила там человека. И испытала любовь».

С 2004 года на сцене МХТ имени Чехова актриса исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад». С 2012-го играет Ромэйн в «Свидетеле обвинения».

В 2005 году в свет вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написаная журналистом Алексеем Васильевым и состоящая из диалогов и отрывков прозы актрисы. В произведении также можно увидеть рассуждения и воспоминания Ренаты. В 2007 году издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили сборник Литвиновой «Обладать и принадлежать», где были собраны новеллы и киносценарии.

В 2012 году увиделда свет картина «Последняя сказка Риты », снятая Литвиновой на собственные деньги. В фильме главенствует любимая тема артистки - мотив смерти.

1994: лучший актёрский дебют «Кинотавр» (роль в «Увлеченьях); «Женщина-стиль» приз кинопрессы (роль в «Увлеченьях)
1997: Лучшая женская роль на КФ в Екатеринбурге за роль в к/а «Три истории»; лучшая женская роль второго плана на МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (роль в к/а «Три истории»).
2000: Лавровая ветвь (д/ф «Нет смерти для меня»).
2001: государственная премия РФ (роль в х/ф «Граница. Таёжный роман»); молодёжный грант «Триумф».
2003: лучшая женская роль на РКФ «Литература и кино» в Гатчине (роль в х/ф «Небо. Самолёт. Девушка»); звание заслуженной артистки РФ.
2005: лучшая женская роль на КФ «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге (роль в х/ф «Настройщик»).
2006: лучшая женская роль, «Кинотавр» (х/ф «Мне не больно»).
2007: лауреат нацпремии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
2008: лучшая российская актриса, «Жорж».
2009: «Серебряная калоша», номинация «Очень нужны деньги, или Кидалово года».
2012: Медаль Пушкина.
2013: «Золотой телец» за кинозаслуги, кинофестиваль Таормина.

Кроме актёрства и режиссуры, Литвинова известна и как телеведущая: «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой», «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» (телеканал «Культура»), «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ), «Кинопремьеры» и «Синемания» (Муз-ТВ), др.

В 2013-м Литвинова появилась в главной роли в картине «Гена-Бетон » с Аликой Смеховой , Ольгой Арнтгольц , Сергеем Перегудовым и Гошей Куценко , а в 2015-м - в ленте режиссера Анны Меликян с Михаилом Ефремовым и Евгением Цыгановым «Про любовь ».

В феврале 2016-го режиссер, сценарист и актриса приступила к съемкам фантастической истории «Сны Иосифа » о знаменитом поэте Бродском. В ленте, помимо самой артистки, задействованы ее дочь Ульяна Добровская , Яна Сексте , Максим Виторган , др. В том же году вышел киноальманах «Петербург. Только по любви ». Рената выступила как один из семи режиссеров фильма наряду с Натальей Назаровой , Оксаной Бычковой , Авдотьей Смирновой и др.

В январе 2016-го стало известно, что Рената Литвинова наряду с юмористом Сергеем Светлаковым , актером Сергеем Юрским и телеведущим Владимиром Познером была приглашена в жюри девятого сезона популярного шоу талантов Первого канала «Минута славы » - российского лицензионного аналога знаменитого британского проекта Britain’s Got Talent , существующего в более чем четырех десятках стран. Девятый сезон проекта, ведущим которого на этот раз стал Михаил Боярский , приурочили к десятилетию выхода этой программы в эфир. Трансляция шоу началась в феврале 2017-го.

Во время записи эфиров актрисе очень понравилось выступление 11-летней Анфисы Курабцевой из Сергиева Посада. Рената даже пришла за кулисы, чтобы сфотографироваться с участницей шоу, а затем выложила снимок в Instagram, подписав его словами: «моя любимица Анфиса с проекта «Минута Славы».

Рената Литвинова. Личная жизнь

Первый муж актрисы – известный кинопродюсер Александр Антипов . Брак был заключен, когда актрисе исполнилось 17 лет, и просуществовал всего 3 года. Инициативу высказал Антипов, Рената мечтала прострелить его борсетку с документами, которую он всегда носил с собой, и просила у подруг денег, чтобы купить пистолет.

«Мой первый муж был добрый человек, занимался продюсированием картин. Отличные у него были названия проектов: один - «Упырь», а другой - «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь». Прошел год, и… я просто съехала с его квартиры».

Вторым мужем Ренаты стал бизнесмен Леонид Добровский , но в 2009 году они также расстались. От него Рената родила дочь Ульяну в 2001 году. Развод супругов проходил крайне тяжело с судами и сплетнями. Ребенок в итоге остался с актрисой.

«Если нет любви, зачем жить вместе? Есть в женщинах все-таки вбитый наглухо стереотип о том, что надо быть замужем. А зачем? Если есть любовь, мне не обязательны узы брака. Но эта схема моя – может, другим она не подходит? Ведь я работаю, сама зарабатываю, мне ничего ни от кого не нужно. Но очевидцы рассказывают, что бывают же счастливые финалы - живут по пятьдесят лет вместе и никогда не разлюбляют друг друга, и не предают, и не жадничают, а жертвуют. Хорошо бы такую любовь всем пожелать. А ведь такая любовь есть. Я точно знаю. Или мне так хочется знать».

Ренате приписывают отношения с певицей Земфирой , но сама актриса говорит только о хорошей дружбе между ней и известной певицей.

Рената Литвинова часто становится объектом пародий, наиболее известное создание образа актрисы принадлежит Максиму Галкину .

Рената: «Меня как-то изображал Максим Галкин. У него был концерт какой-то. Я вышла на сцену, сказала одну фразу и зал страшно рассмеялся. Я сказала еще одну фразу, а зал – еще больше. Я подумала тогда, может, мне уже выступать как Степаненко».

Дочь Ульяна остается отдушиной и безоговорочно любимым человеком Ренаты Литвиновой , хотя времени на ребенка не всегда хватает, к тому же, ребенок учится во Франции.

«С появлением Ульяны во мне поселился вечный страх за нее. Ребенок мой недавно сказал, что подарит мне цветочный магазин, когда буду старушкой. Так что к цветочным магазинам я теперь присматриваюсь и люблю поболтать с хозяйками. В родителях есть что-то от попугаев, все время повторяешь, что это нельзя, то нельзя, но никто ж никого не слушает. Я сама не слушала. Надо любить ребенка, чтобы он знал, как его любят и как он ценен. Я всего лишь лук, который выпустил в небо стрелу, и вот она уже летит сама по себе. Ну, конечно, надо вкладываться в образование, надо читать книги, надо выбросить телевизор из квартиры навсегда, надо ходить в музеи и надо общаться, общаться».

  • Рената Литвинова. Фильмография


  • Актриса
  • Ну, простите! 2016, короткометражка
    Как Большие, 2016, короткометражка
    Сны Иосифа, 2016, короткометражка
    День моей смерти, 2016, короткометражка
    Петербург. Только по любви , 2016
    Последний человек Атлантиды, 2015, озвучка
    Лестница Родченко, 2015, короткометражка
    Случай в Мадриде с госпожой К, 2015, короткометражка; роль: Госпожа К.
    Волшебный кубок Роррима Бо 3D, 2015; роль: старшая вожатая

В девяностые годы на телеэкранах стала все чаще появляться загадочная и странная блондинка с оригинальной манерой говорить и специфической мимикой. Она стала постоянным объектом сплетен и обсуждений. Неординарная личность не оставляла равнодушным никого. Однако в этой статье пойдет речь не о персонаже светской хроники, а о талантливой актрисе, режиссере, сценаристе и телеведущей, имя которой - Рената Литвинова. Биография этой творческой личности занимает важную позицию в современной российской культуре.

Рената родилась в Москве, в семье врачей. В детстве будущая сценаристка читала запоем, с увлечением смотрела художественные фильмы, но совсем не любила школу. О ней, как о чем-то вызывающем тоску и одиночество, впоследствии вспоминала актриса Рената Литвинова.

Биография

Семья отца принадлежала к старинному татарскому княжескому роду. Ренатой телеведущую родители назвали в честь деда-аристократа. Однако отца девочка видела довольно редко, хотя и рассказывает о нем всегда с огромной нежностью и любовью. Этот человек ушел из семьи спустя год после того, как на свет появилась одна из самых экстравагантных личностей современности. О том, как ей не хватало отцовской любви, нередко вспоминает Рената Литвинова.

Биография этой необыкновенной женщины всегда чрезвычайно интересовала журналистов. О детстве телеведущая рассказывает с удовольствием. Но на вопросы о бывших мужьях и подробностях личной жизни отвечает довольно осторожно Рената Литвинова.

Биография, национальность, студенческие годы, ее первая влюбленность - все эти моменты являются предметом пристального внимания неутомимых работников светской прессы. Белые пятна в жизни выдающейся фигуры отечественного кинематографа нередко восполняются домыслами журналистов. Сама же о своем детстве говорит как о периоде, когда большую часть времени она была предоставлена самой себе: на зарплату врача прожить было непросто, и мать работала сверх смены.

Несмотря на то что отца телеведущая видела не так часто, как хотела бы, о детстве и своих родных хранит только лучшие и приятные воспоминания Рената Литвинова. Биография, личная жизнь и карьера ее матери сложились так, как и у миллионов советских женщин. После развода она так и не вышла замуж, и единственное, что составляло смысл ее жизни, - счастье единственной дочери. Мать Литвиновой большую часть времени проводила на работе. По профессии она хирург. На благосостояние семьи, впрочем, высокая трудоспособность женщины не особенно влияла - денег хронически не хватало.

Бабушка

Каникулы Рената обычно проводила у бабушки по материнской линии. Эта женщина была оригинальной личностью, не лишенной творческой жилки. В роду бабушки были поляки и украинцы, стало быть, в жилах Литвиновой течет русская, татарская, украинская и польская кровь.

О бабушке с удовольствием рассказывает Биография, характер и происхождение этой женщины отличали ее от большинства советских людей. Об отце она говорила немного, но известно, что был он белым офицером. Вела она весьма активную общественную жизнь и потому имела немало врагов. Также писала стихи и отслеживала дедушку, который, несмотря на преклонный возраст, пользовался успехом у женщин. Нрав бабушки был чрезвычайно необузданным, а внешность - необыкновенно яркой. Возможно, в формировании личности будущей актрисы и телеведущей эта женщина сыграла значительную роль.

Гадкий утенок

Каникулы у бабушки были счастьем. Пребывание в школе - беспросветным одиночеством. Как и многие будущие красавицы, довольно нескладную фигуру имела в переходном возрасте Рената Литвинова.

Биография, рост, вес, присутствие каких-либо внешних недостатков скандальных светских львиц являются предметом изучения представителей желтой прессы. Рената Литвинова не относится к женщинам, в карьере которых важную роль сыграла внешность. Но все же стоит сказать, что и красотой природа ее не обделила. Хотя, по ее же воспоминаниям, в детстве она была слишком высокой, угловатой, неловкой. Сегодня параметрам телеведущей позавидует, пожалуй, любая женщина (рост - 170 см, вес - 58 кг).

Одиночество

В детстве Рената почти всегда была одна - слушала дома радиоспектакли, читала рассказы Бунина, повести Гоголя и даже интересовалась медицинской литературой, которой в доме, в силу профессиональной принадлежность матери, было много. Что касается поэзии, то будущей сценаристке ближе всего были стихотворения Лермонтова, в которых лейтмотивом служит тема одиночества.

Детские увлечения

Актриса Рената Литвинова, биография которой содержит довольно любопытные для журналистов факты, в своих интервью предпочитает предаваться яркому художественному изложению детских воспоминаний. Она ездила несколько раз в неделю в музыкальную школу, которая находилась неблизко от дома. Дорога была нудной и утомительной. Рената посещала танцевальный ансамбль, где научилась лишь хореографическим движениям народного Также она занималась легкой атлетикой. В спорте, по признаниям самой Литвиновой, она не проявила особенных достижений. Но именно он воспитал в ней такие качества, как воля, трудолюбие и целеустремленность.

Под псевдонимом Рытхэу

Стоит перейти к следующему вопросу, который напрямую касается не девочки из обычной советской семьи, а известной и яркой личности по имени Рената Литвинова. Биография, личная жизнь, семья и детские увлечения - это темы, которые уже были или будут рассмотрены в этой статье. Но с чего же началось творчество? И почему вдруг дочь хирурга решила заняться сочинительством?

В подростковом возрасте Рената начала писать небольшие рассказы. Но отчего-то, читая их своим подругам и одноклассницам, стеснялась называть имя настоящего автора. И потому использовала псевдоним Рытхэу. Его Рената заимствовала у одного чукотского писателя. Смогли ли слушатели оценить литературный дар начинающего автора, о том нам неведомо. Известно лишь, что после окончания школы Рената решила поступать во ВГИК, на сценарный факультет, дабы обучиться писательскому мастерству у профессионалов. Стать студенткой одного из самых престижных вузов страны ей удалось с первого раза.

Студентка Рената Литвинова

Биография, личная жизнь, фото и тайны звезд - все это журналистские материалы, которые всегда будут пользоваться спросом. Людям интересно знать, что собой представляет известная личность в частной жизни. Чем больше секретов, тем, как правило, более безумными фантазиями обрастает биография звезды. И для того чтобы понять, что собой представляет Рената Литвинова в обычной жизни, лучше послушать ее собственные признания, нежели читать бесчисленные скандальные статьи.

«Талант - это красота», - так однажды высказалась Рената Литвинова. Биография, фильмография и деятельность на телевидении этой личности будут еще рассмотрены ниже. Но стоит сказать несколько слов о той Литвиновой, которой когда-то не интересовался никто, кроме ее родных. О той студентке, которая была самой юной на курсе и смотрела на своих однокурсников и педагогов восторженными глазами девочки, вчера окончившей школу. Одним из ее преподавателей был известный режиссер ставший впоследствии ее другом и как раз в тот период готовящийся к съемкам культового фильма «Асса». Однокурсниками - Сергей Баширов, Иван Охлобыстин, Аркадий Высоцкий. Все они были значительно старше Ренаты. И именно на первом курсе ее покинуло чувство одиночества, от которого она так страдала в детстве.

Средняя школа - это учреждение, в котором талант может проявиться, однако так бывает нечасто. Здесь не приветствуется неординарность и непохожесть на других. А потому в школе одаренный ребенок чувствует себя нередко угнетенно. Такие ощущения испытывала в детстве и Литвинова. И совсем по-другому она стала себя чувствовать в кругу творческих, талантливых людей. Можно с уверенностью заявить, что биография Ренаты Литвиновой - человека, который внес определенный вклад в отечественный кинематограф, - началась именно в стенах института кинематографии.

Красота - это талант

Первое, что пришло в голову новоиспеченной студентке, когда она впервые бросила беглый взгляд на присутствующих в аудитории, это мысль «Какие же они старые и некрасивые». Очень быстро девушка поменяла свое мнение, потому как красотой для нее стал талант. Она восхищалась эрудицией и способностями своих новых друзей и стремилась не отставать от них.

О первой влюбленности Рената Литвинова не любит говорить, поскольку полагает, что эта тема слишком интимная, да и любовь может быть лишь одна. Любить много раз невозможно. Любовь - это не всегда радость и блаженство, но также и боль. Но без нее человек - никто. Такова позиция Ренаты Литвиновой относительно главного человеческого чувства.

Личная жизнь

Первый штамп о семейном положении в паспорте Литвиновой появился тогда, когда ей было двадцать девять. Ее мужем стал кинопродюсер Александр Антипов. О нем, как и о втором супруге, никогда не позволяла себе отзываться плохо Рената Литвинова. Биография ее включает множество знаковых встреч и знакомств, но ни об одном человеке в своей жизни сценаристка не отзывается негативно.

Брак с Антиповым длился недолго. И вскоре Литвинова съехала с его квартиры и снова начала вести независимый образ жизни, в чем имела, следует сказать, уже немалый опыт. Сразу же после окончания школы Рената Литвинова жила отдельно от матери, на съемной квартире. А потому и развод восприняла с завидной стойкостью, без лишних переживаний и хандры.

Несколько лет после первого неудачного замужества Рената прожила в очередной съемной квартире, в полном одиночестве. Если не брать в расчет огромную крысу, которая делила с ней кров и вела себя достаточно бесстрашно. Один из коллег сказал однажды сценаристке, что иметь в доме подобного «домашнего питомца» - очень хорошая примета, и что Литвинова непременно станет известной и богатой. Отечественный кинематограф в те годы находился в весьма плачевном состоянии. Но предсказание все же сбылось. Одной из самых известных и высокооплачиваемых личностей в российском кинематографе стала Рената Литвинова.

Биография ее содержит информацию о еще одном браке, рождении дочери. Что касается достижений на профессиональном поприще, то эта женщина написала более десяти сценариев, сыграла тридцать четыре роли в кино. В разное время Литвинова была задействована в театре, на телевидении, режиссировала музыкальные клипы.

Фильмография

К самым известным кинокартинам, в съемках которых приняла участие Литвинова, относятся:

  • «Граница. Таежный роман».
  • «Берлинский экспресс».
  • «Небо. Самолёт. Девушка».
  • «Мне не больно».
  • «Отдамся в хорошие руки».
  • «Последняя сказка Риты».

Судьбоносной для Ренаты Литвиновой, которая вовсе не помышляла об актерской карьере, стала встреча с Кирой Муратовой. Режиссеру приглянулась девушка с нестандартным поведением, и она пригласила ее на пробы. Но даже после того, как Рената провалила «кастинг», Муратова не сдалась и написала специально для молодой актрисы роль. Но настоящую известность Литвиновой принес сценарий к фильму «Страна глухих».