Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Аугустинавичюте А. «Соционика

«Перед вами книга, уникальная сразу в нескольких отношениях. Эти слова - не рекламный штамп. Судите сами. Соционика, которую коротко можно охарактеризовать как информационную психологию общения, наука молодая. Тем не менее она завоевала огромную популярность в самых широких кругах мыслящих людей. Выходит целый ряд регулярных соционических изданий, написаны различные по уровню учебные пособия, действуют научные общества и просто кружки. В Киеве - одном из центров развития этой науки - существует Международный институт соционики, под его эгидой в 1996 году состоялась уже 12-я Международная конференция по соционике.

Несмотря на всё это, настоящее издание - первое официальное собрание трудов создателя этой новой научной дисциплины - Аушры Аугустинавичюте. Но это - не единственное, что выделяет сборник из ряда подобных книг. Канон, принятый в таких случаях, пришлось сильно смягчить. И вот почему. Соционика - исключительно прикладная наука, абстрактные теоретические положения, оторванные от практики реального человеческого общения, ей чужды. Это обусловило тот факт, что за сравнительно короткое время сформировался «инструментарий» новой дисциплины: терминология, приёмы работы и, разумеется, свой сленговый язык - для посвященных. Появились и различные школы - каждая со своим пониманием теории и трактовкой практических результатов. Психологическая типология и раньше отличалась многозначностью одних и тех же терминов и положений. С появлением же соционического шестнадцатитипного деления ситуация стала и вовсе критической. И всё это - на фоне отсутствия элементарного сборника главных трудов создателя теории! Книга, выходящая в свет в подобной ситуации, уже не могла состоять только из трудов А. Аугустинавичюте. Простая редакторская добросовестность потребовала не только сведения терминологии работ разных лет в единую систему, но и обширного комментирования. Это необходимо для читателя-профессионала, во-первых, потому, что термины А. Аугустинавичюте - продолжателя дела Карла Густава Юнга, - идентичные юнговским терминам, понимаются ею иначе, а во-вторых, из-за названной уже разноголосицы соционических школ и местных течений.

Сегодня «популярной психологией» вообще и соционикой в частности увлекаются многие. Можно спорить, хорошо это или плохо, повышает ли это авторитет психологических наук или - напротив - ведёт к их вульгаризации. Но одно не вызывает сомнений: любой интересующийся - будь то «фанат» или просто любопытный - должен иметь доступ к первоисточнику, а не судить о науке лишь по очередному «самому правильному» её изложению. Дальнейшее же - дело выбора каждого.

Несколько слов о построении сборника. В первый том мы включили, кроме главных трудов А. Аугустинавичюте («Социон», «Дуальная природа человека» и «Теория интертипных отношений»), также описание одного из шестнадцати соционических типов личности - «Дон Кихот» - как наиболее разработанный автором конкретный тип «информационного метаболизма». Эти большие и серьёзные статьи предваряются двумя вводными. Первая - доклад Карла Густава Юнга «Психологическая типология», где предельно сжато изложены основы того учения, из которого и возникла соционика; вторая - статья А. Аугустинавичюте «Комментарии к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм», столь же кратко знакомящая неискушенного читателя с основными положениями новой науки. (Без такой «увертюры» сборник мог бы показаться новичку, входящему в интересный и непростой мир типологии Аушры, сложным при первом прочтении. Тот же, кто достаточно ориентируется в основах, может вводные стастатьи пропустить.) Во второй том входят описания ещё пяти типов личности, а также VI глава капитального труда Карла Густава Юнга «Психологические типы» (более известная в России как отдельная брошюра с тем же названием).Для настоящего понимания значения соционики в мире научной психологии знакомство с этой работой Юнга как минимум желательно.

В приложения включены: тест на определение своего типа личности; краткая разработка с сугубо практическими советами по интертипным отношениям - в основном в браке, а также некоторые дополнительные главы к работам первого тома и исключительно интересные «Письма и заметки о соционике» Аушры Аугустинавичюте.

С той же целью, что и включение работ Юнга - помочь начинающим и облегчить работу со сборником более опытному читателю, - все статьи снабжены комментариями трёх типов: «местными», подстрочными сносками-пояснениями; более развёрнутыми - примечаниями к каждой статье и, наконец, общими комментариями - относящимися к тому в целом. Это позволило, не загромождая основную часть книги, обеспечить возможность не просто познакомиться с базой соционики, но и уяснить, хотя бы в общих чертах, какое место эта наука занимает в ряду подобных ей дисциплин. И в первую очередь - что общего у соционики с психологической типологией Юнга и что их принципиально различает. Редакция благодарит Ю. П. Дорожкина за предоставленные материалы, позволившие сделать сборник более полным.»

Популярность: 0

Related posts:

Аугустинавичюте А. "Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм"

Соционика - сравнительно молодая наука , родившаяся в 1978 году. Как и любая молодая наука, она не отделима от ее создателей и от истории своего развития. Если вы хотите ее понять, лучше всего начать с прочтения книг и статей ее создателя: Аушра Аугустинавичюте.

Аушра Аугустинавичюте одна из первых в Советском Союзе начала изучать социологию в 1960-х. В 1978 году Аушра Аугустинавичюте пишет статью «Теория относительности эротических чувств» и выпускает в самиздате первую версию книги «Дуальная природа человека» - первые труды по соционике. С них берет отсчет наука соционика.

Эта женщина подарила нам новое понимание отношений нас с окружающим миром. И, нам, бывшим жителям СССР, есть чем гордиться - соционика была создана в Советском Союзе. Если она оправдает свой потенциал и станет одной из ключевых наук XXI века вместе с информатикой и биологией, во что мы верим, мы сможем сказать, что мы сильны не только физикой и математикой, и фундаментальное открытие в области психологии, изменившее жизнь человечество, было создано нами.

MBTI (Myers-Briggs Type Indicator, типология Майерс-Бриггс)

Говоря о соционике, нужно не забыть еще типологию MBTI (Myers-Briggs Type Indicator, типология Майерс-Бриггс) . Опросник Myers-Briggs Type Indicator был разработан в 1943 г и опубликован в 1962 г Katharine Cook Briggs и ее дочерью Isabel Briggs Myers. Впоследствии его развитием занялась компания CPP Inc. (Consulting Psychologists Press). Соционика и MBTI используют одну и ту же иерархию типов (16 штук), и их описания очень похожи. Основная разница описаний в том, что соционика заточена под личные отношения, а MBTI - профессиональные.

Четырехбуквенные обозначения типов в соционике (ENTP ISFP ESFJ INTJ ENFJ ISTJ ESTP INFP ESFP INTP ENTJ ISFJ ESTJ INFJ ENFP ISTP) идут именно из теста MBTI.

Различия социники и MBTI

Многие исследователи считают соционику и MBTI разными типологиями, и настаивают, что соционический и MBTI типы одного и того же человека не обязаны совпадать. Мы считаем, что эти основания не имеют под собой твердого доказательного массива фактов, и что соционика и MBTI - это разные описания одной и той же фундаментальной теории и одного и того же фундаментального явления.

Интересным является факт, что соционика и тест MBTI, были созданы на основе одной и той же теории - психологии Карла Густава Юнга, и были созданы независимо. Если две группы, работая независимо, используя концепцию Юнга, создали очень близкие теории - это очень веский аргумент к применимости и точности обоих теорий!

Каких соционические книги и статьи стоит изучать

Человека по большому счету интересуют три вещи - секс, власть и деньги. Соционика с первых дней создания давала простые ответы на вопросы, важные для достижения первых двух целей: как быть комфортным в отношениях с окружающими? Как понять людей вокруг? Благодаря этой легкости ответов и прицела в самые важные интересы человека, после создания соционика была подхвачена многими учеными, профессиональными психологами и просто прохожими на территории бывшего СССР. Появилось много групп, кружков, течений и профессионалов-одиночек. Трудно понять, кто из них двигает науку вперед, а кто только дублирует уже существующие мысли, создавая только информационный шум, или даже генерирует некачественные интерпретации соционики.

Поэтому, мы призываем быть внимательными, изучая тексты, не написанные Ашурой Аугустинавичюте, создателями MBTI и CPP Inc.

Аушра Аугустинавичюте (Аугуста)

04.04.1928 – 19.08.2005

Биография Аушра Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте родилась недалеко от Каунаса в семье книгоиздателя. По её словам, ещё с детства ей были доступны все самые новые книги, и читать она любила. После войны и установления советской власти издательство было национализировано.
  • В 1956 году закончила экономический факультет Вильнюсского университета по специальности финансист. После окончания университета работала по специальности в Министерстве финансов Литовской ССР, преподавала политэкономию в учебных заведениях Вильнюса.
  • Заинтересовавшись проблемой семейных отношений и их улучшения, увлеклась социологией, одной из первых в Советском Союзе стала изучать социологию (до конца 1960-х гг. эта дисциплина преследовалась как "буржуазная лженаука"). Помимо социологии Аушра Аугустинавичюте интересовалась также проблемами семейных отношений и сексологией.
  • В 1968 году непродолжительное время была деканом факультета семейных исследований Вильнюсского университета.
  • В начале 1970-х гг. познакомилась с типологией Юнга, теорией психоанализа Зигмунда Фрейда, теорией информационного метаболизма и психиатрическими исследованиями Кемпинского, на основе которых вместе с единомышленниками разработала теорию соционики. У А.Кемпиньского она позаимствовала термин "информационный метаболизм". Открытие ей существования квазитождественных типов дало ключ к первым гипотезам об интертипных отношениях. Вместе с друзьями и знакомыми она создаёт у себя дома неформальный клуб по изучению юнговской типологии, хотя при этом проявляла интерес и к другим психологическим направлениям. Как можно судить по её работам, она была знакома с ещё не переведенными в то время на русский язык книгами Эрика Берна, Отто Вейнингера и др. Помимо соционики, активно интересовалась вопросами социологии семьи и сексологии.
  • Позднее, в середине 1980-х гг. Аушра Аугустинавичюте познакомилась с типологией И. Майерс-К. Бриггс, на основе которой пыталась усовершенствовать соционическую теорию.
  • В 1978 году Аушра Аугустинавичюте пишет статью «Теория относительности эротических чувств» и выпускает в самиздате первую версию книги «Дуальная природа человека» - первые труды по соционике.
  • В 1980 году публикует в журнале «Mokslas ir technika» статью о модели информационного метаболизма (Модель А, знаки функций придумал её знакомый Алоиз Варанавичюс), которая подверглась резкой критике со стороны литовских психологов, но в то же время вызвала интерес читателей, и издает новую работу «Теория интертипных отношений». В 1980-е годы пишет ряд работ по соционике, многие из которых были депонированы в библиотеке Академии Наук Литвы.
  • С конца 1980-х гг. многие свои работы и письма она подписывает псевдонимом Аугуста.
  • В 1985 году познакомилась с типологией И.Майерс-К.Бриггс, в связи с чем частично пересмотрела свои взгляды на признаки типов, впервые изложенные в работе "О дуальной природе человека". В течение 1980-х гг. пыталась создать подробные описания типов с анализом по Модели А, однако ей удалось завершить всего 7 из 16. Создание описаний всех 16 типов (с использованием фрагментов её работ) завершил И.Вайсбанд (1985, "Рабочий материал по соционике").
  • В 1990-е гг. в связи с ухудшающимся состоянием здоровья постепенно отошла от активной соционической деятельности, хотя периодически приезжала на конференции в Киеве, преподавала в Польском университете г. Вильнюса.
  • C 1996 году - научный консультант Международного института соционики и член редакционных коллегий издаваемых институтом журналов.
  • В 1995 году Российская академия естественных наук (РАЕН) впервые в мировой практике начала регистрацию открытий в области общественных наук, и первым было зарегистрировано открытие в области социологии под названием «Явление самоорганизации динамических структур межличностного взаимо­действия в человеческом обществе» с приоритетом от 1 октября 1980 г. Автор открытия - создатель соционики Аушра Аугустинавичюте - была награждена дипломом об открытии и медалью РАЕН имени академика П. Л. Капицы.
Аушра умерла будучи сама одинокой, но считала, что самый лучший брачный союз - с дуалом. Этот огонь Прометея, подаренный людям, эта мысль и знание остаются жить. Она подарила всем людям возможность быть счастливыми. Цените это знание, и не считайте этот огонь данностью - человечество потратило тысячи лет, что бы зажечь его. Боритесь и ищите своего дуала.

Для уже погруженных в соционику: соционический тип Аушры Аугустинавичюте - Дон Кихот (ENTP, интуитивно-логический экстраверт) . Нетрудно догадаться, почему Дон Кихот стоит первым в списке соционических типов , и находиться в первой квадре.

Фото Аушра Аугустинавичюте (Аугуста)

Книги и статьи Аушра Аугустинавичюте

  1. Аугустинавичюте А. Бюджет семьи и воспитание детей. // "Культура семейных отношений". Москва, 1980.
  2. Аугустинавичюте А. Время как параметр семантической вселенной. Рукопись, 30 стр. 1987.
  3. Аугустинавичюте А. Выдержки из писем 1987 – 1991 гг.
  4. Аугустинавичюте А. Две вертации (1984) // СМиПЛ, 1996, № 6.
  5. Аугустинавичюте А. Интертипные отношения. Продолжение на основе модели А. – 1980, 28 с.
  6. Аугустинавичюте А. Исследования психологической совместимости в семье. // Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы): Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28-30 сентября 1981 г. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М., 1981.
  7. Аугустинавичюте А. К вопросу классификации психики. Рукопись, 20 стр., 1982- 1983.
  8. Аугустинавичюте А. К вопросу чувств и эмоций. – Рукопись, 1982.
  9. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм (1982) // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 2, с. 2-11; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.
  10. Аугустинавичюте А. Личность и тип личности. Письмо психологу Елене Дубовой (Краснодар), 18.11.1984.
  11. Аугустинавичюте А. Мир Юнга – Вильнюс. 01.01.1991 // "16", 1991, № 1 (5), с. 1 – 5; повторная публикация: "Соционическая газета", 2003, № 23 (26).
  12. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 1, повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.; первая публикация: Informacinio metabolismo modelis // Mokslas ir technika, Vilnius, 1980, № 4.
  13. Аугустинавичюте А. О демографической саморегуляции общества. Рукопись, 1980 (?).
  14. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека (1983) // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 1-3; также под названием "Дуальная природа человека" работа опубликована в: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 103 – 193.
  15. Аугустинавичюте А. О символах // СМиПЛ, 1998, № 2 – сокращённая версия статьи "Смысловое содержание символов..." (см. ниже).
  16. Аугустинавичюте А. Письма и заметки // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 239- 266.
  17. Аугустинавичюте А. Подчиняемость и доверие руководителю, психотерапевту и шаману – (1985?) // "Соционическая газета", 2003, вып. 6 (9).
  18. Аугустинавичюте А. Почему Юнга трудно читать?// "16", 1990, № 3, стр. 26 – 28; повторно: "Мост", дайжест № 1.
  19. Аугустинавичюте А. Приложения к "Теории интертипных отношений": 1. Мера таланта писателя; 2. Натуральное квадратирование; 3. Проект обновленного и расширенного списка известных лиц и литературных героев. – Рукопись, 1985; // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 226 – 238.
  20. Аугустинавичюте А. Развитие модели А. Рукопись, 22 стр.1986.
  21. Аугустинавичюте А. Резервы воспроизводства рабочей силы в семейном быту. // "Социологические проблемы взаимодействия личности и социальных групп в условиях развитого социалистического общества". Материалы к научной конференции, Вильнюс, 1977.
  22. Аугустинавичюте А. Руководитель НИИ, руководитель государства, искусства // "16", 1991, № 3 (7), с. 1 – 7; см. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ...
  23. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ, государстве, искусстве // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 6; повторно: Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 214 – 225.
  24. Аугустинавичюте А. Смысловое содержание символов, используемых в соционике // "16", 1990, № 3, с. 5 – 10; – см. Аугустинавичюте А. О символах...
  25. Аугустинавичюте А. Социон, или Основы соционики // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 4-5; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 33 – 102.
  26. Аугустинавичюте А. Соционная природа человечества и асоционность общества(1982, декабрь) // "16", 1991, № 2 (6), с. 1 – 7; повторно: СМиПЛ, 1995, № 3.
  27. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений (1982) // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 1-4; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 194 – 311.
  28. Аугустинавичюте А. Теория относительности (релятивности) эротических чувств. – Рукопись, 1978.
  29. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина (1985) // Соционика, ментология и психология личности, 1998, № 1-6.
  30. Аугустинавичюте А. Тест Изабеллы Майерс-Бриггс из Цюриха // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 267 – 278; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 1.
  31. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-логического экстратима (Дон Кихот) // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 1-4; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 312 – 404.
  32. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-этического экстратима (Гексли) // Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 2-4.
  33. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-этического интротима (Тутанхамон, Есенин) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 171 – 192; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 1.
  34. Аугустинавичюте А. Характеристика логико-сенсорного интротима (Максим Горький) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 70 – 117; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 5-6.
  35. Аугустинавичюте А. Характеристика этико-интуитивного интротима (Достоевский) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 7 – 32; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 6.
  36. Аугустинавичюте А. Характеристика этико-сенсорного интротима (Клайд, Драйзер) // Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 33 – 69; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 4-5.
  37. Аугустинавичюте А. Чувства как причина и следствие активности организма. Рукопись, 16 стр., 1984.
  38. Аугустинавичюте А., Ведлугайте Э. Характеристика сенсорно-логического интротима (Габен) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 118 – 170; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2001, № 1-2.
  39. Аугустинавичюте А., Мегедь В.В. Роль женщины в соционике и в жизни. 1997.
  40. Аугустинавичюте А. Станкявичюте Л. На подступах к соционике // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 200 – 213.
  41. Аугустинавичюте А., Цукерманас Л. Вопросы пола и психогигиены половой жизни – 1980 г.// "Культура семейных отношений". Москва, 1980.
  42. Рейнин Г.Р., Аугустинавичюте А. 15 признаков дихотомии социона (работа упоминается в статьях Е.Шепетько).
Данная библиография Аушра Аугустинавичюте построена на основе библиографического списка Ю.Золотарева. Чать работ, возможно, утрачена.

(04.04.1928 – 19.08.2005)

Родилась в семье крупного книгоиздателя. По её словам, ещё с детства ей были доступны все самые новые книги, и читать она любила. После войны и установления советской власти издательство было национализировано.

Получив экономическое образование, стала работать по специальности (в министерстве финансов Литовской ССР). Заинтересовавшись проблемой семейных отношений и их улучшения, увлеклась социологией, фактически стала одним из первых советских социологов (до конца 1960-х гг. эта дисциплина преследовалась как "буржуазная лженаука"). В 1968 г. была деканом факультета семейных исследований Вильнюсского пединститута.

В начале 1970-х гг. познакомилась, с одной стороны, с типологией К.Г.Юнга , с другой – с психиатрическими исследованиями А.Кемпиньского , у которого позаимствовала термин "информационный метаболизм". Открытие ей существования квазитождественных типов дало ключ к первым гипотезам об интертипных отношениях. Вместе с друзьями и знакомыми она создаёт у себя дома неформальный клуб по изучению юнговской типологии, хотя при этом проявляла интерес и к другим психологическим направлениям. Как можно судить по её работам, она была знакома с ещё не переведенными в то время на русский язык книгами Эрика Берна, Отто Вейнингера и др. Помимо соционики, активно интересовалась вопросами социологии семьи и сексологии.

В 1978 г. пишет статью "Теория относительности эротических чувств" – фактически самый первый, черновой вариант соционической теории. В дальнейшем, в сотрудничестве с Н.Н.Медведевым и В.А.Лешкевичюсом, создала Модель А и описания интертипных отношений.

В 1980 г. публикует в журнале "Mokslas ir technika" первый очерк о Модели А (знаки функций придумал её знакомый Алоиз Варанавичюс). Статья подверглась жёсткой критике со стороны литовских психологов, но в то же время ей удалось привлечь внимание заинтересованных читателей. Большинство её последующих работ были депонированы в отдел рукописей Библиотеки АН Литвы. С конца 1980-х гг. многие свои работы и письма она подписывает псевдонимом Аугуста.

В 1985 г. познакомилась с типологией И.Майерс-К.Бриггс , в связи с чем частично пересмотрела свои взгляды на признаки типов, впервые изложенные в работе "О дуальной природе человека ". В течение 1980-х гг. пыталась создать подробные описания типов с анализом по Модели А, однако ей удалось завершить всего 7 из 16. Создание описаний всех 16 типов (с использованием фрагментов её работ) завершил И.Вайсбанд (1985, "Рабочий материал по соционике").

В 1990-е гг. в связи с ухудшающимся состоянием здоровья постепенно отошла от активной соционической деятельности, хотя периодически приезжала на конференции в Киеве, преподавала в Польском университете г. Вильнюса.

Соционический тип : Искатель (Дон Кихот).

Книги

  1. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. – Вильнюс, 1994.
  2. Аугустинавичюте А. Соционика (в 2-х тт). Т. 1: Введение. Т. 2: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998.
  3. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений (автор не указан на обложке) – Челябинск, 1991. – 104 с.

Статьи

Внимание! Для прочтения некоторых статей необходим соционический шрифт .
Скачайте его и сохраните на диске, затем действуйте так: Пуск – Настройка – Панель Управления – Шрифты – Файл – Установить шрифт – (указать местонахождение шрифта).

СМиПЛ – "Соционика, ментология и психология личности", Киев.

Данная библиография построена на основе библиографического списка Ю.Золотарева. Некоторые работы, возможно, утрачены.

  1. Аугустинавичюте А. Бюджет семьи и воспитание детей. // "Культура семейных отношений". Москва, 198 0.
  2. Аугустинавичюте А. Время как параметр семантической вселенной. Рукопись, 30 стр. 1987 .
  3. Аугустинавичюте А. Выдержки из писем 1987 – 1991 гг.
  4. Аугустинавичюте А. Две вертации (1984) // СМиПЛ, 1996, № 6.
  5. Аугустинавичюте А. Интертипные отношения. Продолжение на основе модели А. – 1980, 28 с.
  6. Аугустинавичюте А. Исследования психологической совместимости в семье. // Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы): Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно 28-30 сентября 1981 г. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. - М., 1981.
  7. Аугустинавичюте А. К вопросу классификации психики. Рукопись, 20 стр., 1982- 1983 .
  8. Аугустинавичюте А. К вопросу чувств и эмоций. – Рукопись, 1982.
  9. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм (1982) // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 2, с. 2-11; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.
  10. Аугустинавичюте А. Личность и тип личности . Письмо психологу Елене Дубовой (Краснодар), 18.11.1984.
  11. Аугустинавичюте А. Мир Юнга – Вильнюс. 01.01.1991 // "16", 1991, № 1 (5), с. 1 – 5; повторная публикация: "Соционическая газета", 2003, № 23 (26).
  12. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 1, повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.; первая публикация: Informacinio metabolismo modelis // Mokslas ir technika, Vilnius, 1980, № 4.
  13. Аугустинавичюте А. О демографической саморегуляции общества . Рукопись, 1980 (?).
  14. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека (1983) // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 1-3; также под названием "Дуальная природа человека" работа опубликована в: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 103 – 193.
  15. Аугустинавичюте А. О символах // СМиПЛ, 1998, № 2 – сокращённая версия статьи "Смысловое содержание символов..." (см. ниже).
  16. Аугустинавичюте А. Письма и заметки // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 239- 266.
  17. Аугустинавичюте А. Подчиняемость и доверие руководителю, психотерапевту и шаману – (1985?) // "Соционическая газета", 2003, вып. 6 (9).
  18. Аугустинавичюте А. Почему Юнга трудно читать? // "16", 1990, № 3, стр. 26 – 28; повторно: "Мост", дайжест № 1.
  19. Аугустинавичюте А. Приложения к "Теории интертипных отношений": 1. Мера таланта писателя; 2. Натуральное квадратирование; 3. Проект обновленного и расширенного списка известных лиц и литературных героев. – Рукопись, 1985; // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 226 – 238.
  20. Аугустинавичюте А. Развитие модели А. Рукопись, 22 стр.1986 .
  21. Аугустинавичюте А. Резервы воспроизводства рабочей силы в семейном быту. // "Социологические проблемы взаимодействия личности и социальных групп в условиях развитого социалистического общества". Материалы к научной конференции, Вильнюс, 1977 .
  22. Аугустинавичюте А. Руководитель НИИ, руководитель государства, искусства // "16", 1991, № 3 (7), с. 1 – 7; см. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ ...
  23. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ, государстве, искусстве // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 6; повторно: Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 214 – 225.
  24. Аугустинавичюте А. Смысловое содержание символов, используемых в соционике // "16", 1990, № 3, с. 5 – 10; – см. Аугустинавичюте А. О символах ...
  25. Аугустинавичюте А. Социон, или Основы соционики // Соционика, ментология и психология личности, 1996, № 4-5; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 33 – 102.
  26. Аугустинавичюте А. Соционная природа человечества и асоционность общества (1982, декабрь) // "16", 1991, № 2 (6), с. 1 – 7; повторно: СМиПЛ, 1995, № 3.
  27. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений (1982) // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 1-4; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 194 – 311.
  28. Аугустинавичюте А. Теория относительности (релятивности) эротических чувств. – Рукопись, 1978.
  29. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина (1985) // Соционика, ментология и психология личности, 1998, № 1-6.
  30. Аугустинавичюте А. Тест Изабеллы Майерс-Бриггс из Цюриха // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 267 – 278; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 1.
  31. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-логического экстратима (Дон Кихот) // Соционика, ментология и психология личности, 1997, № 1-4; повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 312 – 404.
  32. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-этического экстратима (Гексли) // Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 2-4.
  33. Аугустинавичюте А. Характеристика интуитивно-этического интротима (Тутанхамон, Есенин) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 171 – 192; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 1.
  34. Аугустинавичюте А. Характеристика логико-сенсорного интротима (Максим Горький) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 70 – 117; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 5-6.
  35. Аугустинавичюте А. Характеристика этико-интуитивного интротима (Достоевский) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 7 – 32; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 6.
  36. Аугустинавичюте А. Характеристика этико-сенсорного интротима (Клайд, Драйзер) // Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 33 – 69; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2000, № 4-5.
  37. Аугустинавичюте А. Чувства как причина и следствие активности организма. Рукопись, 16 стр., 1984 .
  38. Аугустинавичюте А., Ведлугайте Э. Характеристика сенсорно-логического интротима (Габен) // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 118 – 170; повторно: Соционика, ментология и психология личности, 2001, № 1-2.
  39. Аугустинавичюте А., Мегедь В.В. Роль женщины в соционике и в жизни . 1997.
  40. Аугустинавичюте А. Станкявичюте Л. На подступах к соционике // Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 200 – 213.
  41. Аугустинавичюте А., Цукерманас Л. Вопросы пола и психогигиены половой жизни – 1980 г. // "Культура семейных отношений". Москва, 1980.
  42. Рейнин Г.Р., Аугустинавичюте А. 15 признаков дихотомии социона (работа упоминается в статьях Е.Шепетько).

Дискуссии, критика

  1. Лейченко С.Д., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Человеческий фактор в авиации. Кн. 1: 480 с. Кн. 2: 512 с. – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Государственная лётная академия Украины. Санкт-Петербург – Кировоград, 2006.
  2. Стовпюк М.Ф., Лытов Д.А. О смысловом содержании признаков Рейнина // СМиПЛ, 2002, № 6.
  3. Филиппов Л.

Прокофьева Татьяна Николаевна,
доктор философии в области соционики

Обзорная лекция, прочитанная на научно-практическом семинаре в Звездном городке в 2007 г.

«Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательность и сами быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим», – так писала основатель соционики – литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте.

Соционика возникла в 70-х годах ХХ века на стыке трех наук: психологии, социологии и информатики.

  • Психология – наука о психике человека. Основанием для создания соционики послужило учение З. Фрейда о структуре человеческой психики и теория психологических типов К.Г. Юнга.
  • Социология – наука о человеческом обществе. Для соционики важно изучение взаимоотношений людей в обществе, а также изучение самой структуры человеческого общества.
  • Информатика – наука об обмене, обработке и передаче информации. Соционика изучает не всю психику в целом, а функционирование психики человека в режиме обработки информации. Для этого в соционике используют математическое моделирование процессов обработки и передачи информации психикой человека.

Соционика – наука о типах информационного метаболизма и о возникающих между ними интертипных отношениях.

Предмет соционики – изучение процессов обмена информацией человека с окружающим и внутренним миром, а также между людьми как типами информационного метаболизма.

Метод соционики – диагностика структуры человеческой психики и анализ процессов информационного метаболизма по соционическим моделям.

Соционика возникла как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Если описать коротко основания соционики, то это прозвучит так: Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет структуру . Эту структуру он описал следующим образом: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id). Юнг же, опираясь на свой опыт работы с пациентами, увидел, что такие структуры по-разному наполнены у разных людей. Юнг классифицировал устойчивые, возможно, врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенности внешности. Изучая все эти особенности, Юнг сконструировал не одну, как у Фрейда, а восемь моделей психики и описал, базируясь на них, восемь психологических типов.

К. Г. Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

экстраверсия - интроверсия

и на четырех функциях

мышление, чувство, интуиция, ощущение

Юнг рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертном, так и в интровертном вариантах. Он определил, в соответствии с этими уже восемью функциями, 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы».

Первыми были описаны установки человеческой психики: экстраверсия и интроверсия.

«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» (К.Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение».

Юнг отмечал, что в мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип».

Различия экстравертов и интровертов


Экстраверсия

Интроверсия

Ориентация

На мир вне себя

На внутренний мир

Контактность

Обращают внимание на себя и на других

Ждут, чтобы на них обратили внимание

Поведение

Определяется внешней ситуацией

Определяется своими установками

Речь

Легче устная

Легче письменная

Динамика

Легче меняют место, находят новых друзей

Хранят прежние отношения, компанию

Не следует отождествлять понятия экстраверсиии интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость – далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.

Следующими Юнг описал четыре психологические функции. Он писал: «Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось, прежде всего, чисто эмпирически. Но то, что благодаря им достигнута определенная степень цельности, можно продемонстрировать следующим соображением. Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам узнать, что это означает. Чувство – какова его ценность. И, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат» .

Опыт работы с пациентами дал Юнгу основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей).

По определению К. Г. Юнга:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях .

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях : хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание , достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов .

У каждого человека присутствуют все четыре психологические функции. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.

«Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии».

Если же у человека мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является, поэтому признаком примитивного состояния духа».

Различия логиков и этиков


Логика (мышление)

Этика (чувство)

Ход мышления аналитический, беспристрастный оценочный, причастный
Стиль рассудочность, доказательство эмоциональность, убеждение

Деятельность, ведущая к успеху

организация процессов, структур, разработка схем и технологий

работа с людьми, образами, эмоциями, человеческими отношениями

Оценивают людей в работе

по квалификации, по результату по участию, по старанию

Ориентация на

дело, справедливость, законы людей, гуманность, ценности

Различия интуитов и сенсориков


Интуиция

Сенсорика (ошушение)

Характер восприятия

глобальный

локальный

Легче ориентируется

во времени

в пространстве

Характер мышления

абстрактный

теоретический

конкретный

практический

Жизненная позиция

поживем – увидим

здесь и теперь

Эффективность

в необычном, непонятном

в том, что проверено и надежно

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом , соответствующее ему».

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума , на разуме не основанное.

Так, например, вкус – личное дело каждого человека. Вкус не ориентируется на социальные нормы. Так же и интуитивные прозрения. Эти категории не являются ни разумными (по Юнгу), ни противоразумными. Они не основаны на разуме, находятся вне его.

Различия рационалов и иррационалов


Рациональность

Иррациональность

Планирование

Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану

Лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план по ситуации

Принятие решений

Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение

Формирует промежуточные решения, корректирует их в процессе выполнения

Последовательность действий

Делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно

Любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме

Жизненная позиция

Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее

Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности

Совокупность этих четырех пар признаков составляет базис Юнга , на котором строится соционическая теория.

Юнг писал: «Почему я устанавливаю именно эти деления в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта».

Выделив для каждого психологического типа одну, самую сильную и ярко выраженную функцию, Юнг назвал ее доминирующей и дал название типу в соответствии с этой функцией. Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Психологические типы К.Г. Юнга

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,– писал Юнг.

Тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для человека. Но это вовсе не означает, что тип накладывает какие-либо ограничения на деятельность человека. Каждый из нас волен сам выбирать, заниматься ли ему той деятельностью, в которой ему проще достичь существенных результатов, либо по каким-то соображениям выбрать деятельность более сложную для себя.

Как родилась соционика

Аушра Аугустинавичюте соединила теорию психологических типов Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского.

Метаболизм означает: обмен, обработка, переработка.

Классик польской психиатрии А. Кемпинский уподобил процесс обмена информации психикой человека обмену веществ в организме. Он ввел такой образ: «Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации».

Такое сравнение стало возможным только в середине 20-го века: информация стала объектом научного интереса благодаря Винеру, создавшему в 40-х годах науку кибернетику. Тогда появилась возможность говорить и о функционировании психики человека в режиме обработки информации. Стало ясно, что структура психики, изучавшаяся Юнгом, – информационная. Юнг, опередив свое время, попал, по выражению А. Аугустинавичюте, в сферу «неопознанных объектов», наблюдая действие системы обработки информации. Ее описание, а не описание всей человеческой психики во всех нюансах составляет суть соционической типологии.

Таким образом, базируясь на теориях Юнга и Кемпинского, Аушра Аугустинавичюте показала, что психологические типы есть ни что иное, как различные способы информационного обмена. Поэтому в соционике личности типы называются типами информационного метаболизма .

Типы информационного метаболизма

Соционика изучает не всю личность, а лишь ее информационную структуру – предпочтительный тип или способ информационного обмена. Воспитание, образование, уровень культуры, жизненный опыт, характер – то, что в человеке индивидуально, неповторимо – базовая соционика не рассматривает, этим занимается индивидуальная психология.

Тип информационного метаболизма – это некое идеальное представление, которое напоминает понятие идеальной жидкости в физике. Идеальной жидкости, естественно, нет нигде в природе, это только модель. Но без такой весьма упрощенной модели невозможно перейти к изучению реальной жидкости с примесями, вязкостью и прочими сложными свойствами. Так и для надежного изучения психики человека соционика предлагает поставить процесс исследования на информационную основу, опереться на модель. И уже базируясь на модели, переходить к особенностям психики живого, реального человека. Это позволит подойти к анализу личности, опираясь на четкие критерии.

Еще один важный момент. Тип личности не следует рассматривать, как «что-то застывшее», не дающее «расти над собой». Соционический тип – это информационная структура личности, она не мешает человеку развиваться, осваивать новые виды деятельности. Когда мы самосовершенствуемся, нам нет необходимости менять свой «информационный скелет», свою структуру. Для сравнения: занимаясь шейпингом для улучшения фигуры, мы не станем подпиливать ребра и ломать кости. Также как мы появились на свет мужчинами или женщинами, левшами или правшами, природа наградила нас и определенной структурой психики со своими сильными и слабыми сторонами, которые в своей взаимосвязи формируют для человечества уже не единый идеал психологической нормы, а различные варианты нормы, в соответствии с количеством соционических типов личности.

В этой связи очень важно знать свой тип, принимая решение о выборе профессии. Какова вероятность добиться успеха в интересующей области? Легко или трудно будет освоить необходимые знания и умения? Доставит ли это радость и удовлетворение? Каких затрат времени и нервной энергии потребует? Умение с уверенностью ориентироваться в этих и подобных вопросах помогает «крепче стоять на ногах» в жизни.

Диагностика типов

Определив предпочтения человека по каждой из четырех пар признаков, мы можем установить его психологический тип.

Здесь необходимо предостеречь от кажущейся легкости в определении типа. Это обусловлено объемностью решаемых задач, необходимостью выделить структуру психики из фона набранных или наработанных с детства привычек, стереотипов, проблем и т.п., помноженных на текущее эмоциональное состояние человека. Обычно профессиональная диагностика занимает от 40 минут до 1,5 часов напряженной работы и включает многократные проверки по дополнительным признакам (признакам Рейнина, малым группам), по модели, по интертипным отношениям.

Соционические функции

Вслед за Юнгом Аушра Аугустинавичюте представила функции в экстравертном и в интровертном вариантах и разделила на классы: рациональные и иррациональные. Опираясь на опыт наблюдений, она пришла к уточненным названиям для каждой функции.

Юнг описал психоло-гические функции:

мышление

чувство

интуиция

ощущение

В соционике они получили названия:

логика

этика

интуиция

сенсорика


Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Обозначения функций

Соционические типы

Название типа формируется либо, исходя из названий двух наиболее сильных функций и установки, либо графическим изображением двух функций. Во втором случае установка задается цветом первой функции (черным – экстравертная, белым – интровертная) Рациональность или иррациональность типа обозначают порядком расположения функций. Названия рациональных типов начинаются с рациональной функции (логика или этика), а названия иррациональных – с иррациональной (интуиция или сенсорика).

Деление по базису Юнга

Название типа

Обозначение типа

Экстраверты

Рациональные

Логико-интуитивный экстраверт

Сенсорики

Логико-сенсорный экстраверт

Этико-интуитивный экстраверт

Сенсорики

Этико-сенсорный экстраверт

Иррациональ ные

Интуитивно-логический экстраверт

Интуитивно-этический экстраверт

Сенсорики

Сенсорно-логический экстраверт

Сенсорно-этический экстраверт

Интроверты

Рациональные

Логико-интуитивный интроверт

Сенсорики

Логико-сенсорный интроверт

Этико-интуитивный интроверт

Сенсорики

Этико-сенсорный интроверт

Иррациональ ные

Интуитивно-логический интроверт

Интуитивно-этический интроверт

Сенсорики

Сенсорно-логический интроверт

Сенсорно-этический интроверт

Соционические функции и аспекты. Семантика

Аушра Аугустинавичюте пришла к выводу, что в процессе общения информация передается и обрабатывается с помощью функций. Поскольку информация передается, в том числе и в словах, изучение отнесения значения слов (семантики) к тому или иному аспекту в соционике имеет большое значение.

Функция

Название и обозначение

Аспект информации

Рациональные

Экстравертная

Логика действий

Явная динамика объектов: информация о действиях, движениях

Интровертная

Логика отношений

Явная статика отношений: информация о логических соотношениях

Экстравертная

Этика эмоций

Неявная динамика объектов: информация о возбуждении, побуждении к действию

Интровертная

Этика отношений

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Модель А

Модели типов Аушра Аугустинавичюте построила, полностью опираясь на описания Юнга. В конструкции модели «установлены нижеприведенные закономерности, которые расшифровать по тексту Юнга было весьма трудно и порой даже невозможно, если бы не уверенность, что за всем, что пишет Юнг, стоит четкая структура» – писала Аушра.

Создавая модель А (ее впоследствии так назвали в честь Аушры Аугустинавичюте), Аушра учла две необходимые вещи:

  • В психике каждого человека должны присутствовать все 8 функций, т.к. человек способен, так или иначе, обработать любую информацию.
  • Утверждение Юнга: структура подсознания должна отражать структуру сознания.

Структура модели А

Модель А состоит из 8-ми ячеек, в которых расположены 8 функций. Для каждого типа своим, особенным образом.

Ментальное кольцо

творческая

Сильные

Слабые

СУПЕРЭГО

Витальное кольцо

референтная

суггестивная

СУПЕРИД

ограничительная

реализующая

Сильные

На основании большого опыта наблюдений Аушра Аугустинавичюте назвала верхние четыре функции ментальное («умственное») кольцо , т.е. сознательное, то, о чем чаще думают, говорят.

Нижние четыре функции получили название витальное («жизненное») кольцо , т.е. то, что проявляется по жизненно важным обстоятельствам, не присутствуя в сознании большую часть времени.

Важное замечание: модель А любого типа содержит все функции . Это означает, что в каждом из нас заложено все. Но что-то представлено в сильном варианте, что-то в слабом, что-то в осознанном, что-то в подсознательном. Это значит, что если необходимо, человек может проявлять качества любого типа. Но одни проявлять легко, а другие трудно. Поэтому в одних видах деятельности легче достичь успеха, они воспринимаются как область талантов . А в других придется делать над собой немалые усилия .

Отсюда видно, что соционика никого не загоняет в клетки, как часто неправильно понимают типологию. Она лишь подсказывает, рекомендует . А воспользоваться возможностью жить легче или мужественно преодолевать трудности – этот выбор каждый делает для себя сам.

Как прочитать описание психологического типа по модели А

Место функции в модели типа, как показали многочисленные исследования, не случайно. Оно показывает, насколько уверенно и осознанно обрабатывается информация по соответствующей функции.

Сильные функции ментального кольца – первая и вторая – отражают главное в сущности типа, это сильные осознанные функции личности. Они представляет собой зону уверенности. По первой и второй функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним принимаются наиболее осознанные и четкие решения, по ним же следует выбирать профессию.

Первая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

Вторая функция – творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам. Это область осознанного, зрелого, продуктивного творчества. Часто в этой же области человек выступает в роли критика, подвергает информацию критическому переосмыслению.

Слабые функции ментального кольца – третья и четвертая. Они обычно служат для адаптации человека к общественным нормам, помогают следовать ожиданиям социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

Третья функция – ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции. Функция слабая, не может долго работать, но помогает подстроиться к ситуации, к людям, произвести первое впечатление.

Четвертая функция – болевая точка, место наименьшего сопротивления. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Это связано с минимальной пропускной способностью данного информационного канала: информация не может проходить свободно, избыточная или неопределенная информация перегружает, «застревает» в нем, заставляя его работать в режиме да/нет, плохо/хорошо без промежуточных оттенков. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак – ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

Такое место есть у каждого, его нужно знать, чтобы защитить себя и своих близких от лишних неприятностей, будь то неправильно выбранная профессиональная деятельность или завышенные требования кого-то из окружающих или неверные, не свои средства решения конфликтов. Если вдруг человек «взвился» от, по вашему мнению, нейтральной информации, обратите внимание, не задели ли вы случайно его болевую точку. Строго говоря, нейтральной информации «вообще» – нет: для кого-то она может показаться неприятной, сложной для восприятия, человек не хотел бы ее обсуждать. Если хотите строить отношения эффективно – не пренебрегайте знанием о болевой точке.

Слабые функции витального кольца – пятая и шестая. Слабые неосознанные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку – делайте его по пятой и шестой функциям.

Пятая функция – суггестивная. «Входные ворота» для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

По пятой функции каждого человека можно «запрограммировать», но каждого на свое: один поддается волевому давлению, другой эмоциональному, третий поддается на объяснения, ему можно «заморочить голову» правилами и так далее. По суггестивной функции информация воспринимается некритично с большим интересом, производит впечатление. Отличить здесь желаемое от действительного трудно.

Шестая функция – референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по темам, связанным с ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты в виде наработанных навыков. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

Сильные функции витального кольца – седьмая и восьмая. Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в «пожарной» ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует «включения мозгов».

Седьмая функция – ограничительная, рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

Восьмая функция – реализующая без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. Функция весьма продуктивна, работает четко и уверенно, обеспечивая как самого хозяина, так и его ближайшее окружение надежными результатами. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Пример описания типа Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ)

1. Базовая: интуиция возможностей. ИЭЭ видят потенциальные возможности людей и отношений, перспективы реализации проектов и предприятий. Они обладают целостным видением картины взаимоотношений, легко прогнозируют их развитие. Не упускают возможности обратить на себя внимание. Разбираются в способностях людей. Хорошо чувствуют их скрытые побуждения и недостатки. Способны даже предсказывать поведение окружающих. Увлекшись какой-либо идеей, охотно ее рекламируют, становясь ее активными сторонниками. Не приемлют предрассудков.

2. Творческая: этика отношений. Общительны и эмоциональны. Способны найти подход практически к любому человеку в случае необходимости. В этом им помогает природное обаяние и дипломатичность. Говорят комплименты, стремятся сделать людям приятное. Однако быстро разочаровываются в объектах своих симпатий. Из-за желания поддерживать со всеми хорошие отношения, перегружают себя лишними контактами. В разговоре могут порой рассказать лишнее. Осуждают грубых и невоспитанных людей.

ИЭЭ подходит работа, связанная с общением: журналистика, психология, идеология, реклама, участие в выставках, привлечение клиентов, оценка возможностей проектов и персонала.

3. Ролевая: волевая сенсорика. Адаптируясь в незнакомой ситуации, ИЭЭ проявляют себя как сильные личности: они красивы и в достаточной степени решительны. Делать же ежедневные волевые усилия над собой они вряд ли будут, если их не заставят обстоятельства. Стрессоустойчивы, в экстремальных условиях мобилизуются, могут дать решительный отпор. Любят красивые вещи, стремятся оригинально одеваться.

4. Болевая точка: логика отношений. В правилах, инструкциях не связанных с человеческими отношениями ИЭЭ теряются, предпочитают, чтобы им кто-нибудь показал, как работает конкретный прибор. В понимании законов, принятии формальностей нуждаются в тактичной помощи. Не любят регламентации и строгих правил, стесняющих их независимость. Противники чинопочитания.

Им не подходит работа программиста, юриста, бухгалтера – любая, основу которой составляет выполнение формальностей и инструкций.

5. Суггестивная: сенсорика ощущений. ИЭЭ любят, чтобы о них позаботились, накормили, организовали уют и комфорт. Самим же им чтобы одеться по погоде, наладить быт, требуются усилия и сосредоточенность. Предпочитают оригинальность, а практичность они осваивают на опыте, учатся ей.

6. Референтная: логика действий. По организации рабочего места, разработке технологии нуждаются в помощи партнера. Для ИЭЭ бывает трудно решить вопрос «что делать?», но если технология освоена, она будет соблюдаться четко. Им трудно все время быть организованными и практичными. Порой им не хватает терпения и тщательности, не всегда доводят начатое до конца.

ИЭЭ любят получить в подарок удобную, красивую вещь, что-нибудь вкусное, хороший, добротный инструмент, косметику, книги по дизайну.

7. Ограничительная, рамочная: интуиция времени. ИЭЭ часто опаздывают, хотя по характеру они быстрые, успевают за короткое время осуществить много контактов, побывать во многих местах. Будучи в напряженной ситуации ограничивают других фразами типа: «мне некогда сейчас об этом думать!» или ускорением ритма. Часто не успевают сделать намеченное к сроку, склонны отвлекаться на другие дела

8. Реализующая, «без слов на деле»: этика эмоций. Эмоции проявляют часто, бурно, непосредственно. Людям бывает трудно не поддаться на рекламу, которую осуществляют ИЭЭ: их эмоции завораживают. Чувствуют настроения людей, могут, например, по голосу определить эмоциональное состояние человека. Обычно нуждаются в постоянном притоке новых впечатлений. В случае неудачи переживают ее бурно, но недолго. Могут быть экзальтированными, восторженными.

В экстремальных ситуациях ориентируются быстро, могут вдохновить, подбодрить или успокоить окружающих.

Выводы по модели А

  • Зная модель А, можно довольно многое сказать о человеке, об информационной структуре его личности.
  • Информационная структура – это базис, каркас личности. Кроме нее есть и общечеловеческие свойства: доброта, интеллект, уровень культуры и другие индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать наряду с соционическими данными.
  • Все сказанное не ограничивает свободы развития личности, а дает подсказки, ориентиры.
  • Зная модель А, можно более грамотно и адресно консультировать, исходя из личных особенностей, а не из стереотипов.
  • Можно более эффективно строить коммуникацию, зная тип человека, т.е. заранее предвидеть – какие темы можно затрагивать в разговоре, а каких лучше избегать, и какого эффекта ожидать, затронув ту или иную тему.

Интертипные отношения

Аушра Аугустинавичюте не ограничилась описанием психологических типов. Она сделала следующий шаг в рассмотрении процессов передачи и обработки информации. Изучая процессы информационного метаболизма, Аушра пришла к выводу о том, что информация одного и того же рода передается и воспринимается одними и теми же функциями партнеров по общению. Например, логическая информация передается одним из партнеров с помощью логики, и воспринимается другим с помощью логики же.

В процессе коммуникации информация передается между тождественными элементами .

Это одно из важнейших положений соционики. Оно позволяет проследить и проанализировать процесс передачи информации от человека к человеку, найти источники искажений и причины взаимного непонимания.

Аушра Аугустинавичюте рассмотрела взаимодействие между элементами моделей разных типов и пришла к мысли о том, что между типами людей существуют устойчивые

интертипные отношения. Они определяются не доброй или злой волей конкретных индивидуумов, а особенностями передачи и приема информации с функции на функцию в моделях типов. Именно такой подход дал возможность применить аналитические методы при изучении человеческих взаимоотношений. До этого открытия межличностные отношения пытались анализировать только с точки зрения поведения и ощущения каждой отдельной личности в этих отношениях. Соответственно, и рекомендации сводились только к тому, как должен себя вести человек в какой-либо ситуации, не учитывая способы эффективного взаимодействия с людьми различных психологических типов.

Аушра впервые обнаружила, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений . Эта структура составляет их объективную суть, определяемую типами участников отношений, не зависящую от их стремлений, желаний, умений.

Аушра Аугустинавичюте пишет: «Основной причиной, почему один человек приятен, нравится, а другой – неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает… Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечаниями или шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают». А ведь они не стремятся задеть именно нас, просто так проявляется способ обмена информацией, присущий именно их психологическому типу. И для кого-то другого он очень подходящий и приятный. Теперь стало ясно, почему на первый взгляд одна и та же ситуация общения выглядит по-разному для разных людей. Она преломляется через структуру типа, и каждый извлекает из нее свою информацию.

Интертипные отношения – это взаимоотношения, которые складываются между людьми как типами личности.

Анализ интертипных взаимодействий показывает объективную основу отношений между людьми разных психологических типов. Это информационная структура взаимоотношений. Она связана с особенностями обмена информацией и показывает тенденции развития отношений. Сказанное не означает, что в любом случае отношения сложатся обязательно так, многое зависит и от индивидуальных особенностей, но в целом тенденцию можно предсказать даже для еще не знакомых между собой людей..

Ученик Аушры Аугустинавичюте В. Ляшкявичус разработал таблицу интертипных отношений , то есть отношений между типами личностей. Эту таблицу часто и по праву сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Так же как таблица Менделеева сделала из описательной химии науку с четкими законами и критериями, так и введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях. Так же как по таблице Менделеева можно предсказать, в какие реакции будет вступать каждый элемент, так и по таблице интертипных отношений можно предсказать для каждого человека, с какими типами людей его взаимоотношения будут складываться легко, а с какими – напряженно. Подробнее об интертипных отношениях можно прочитать в книге А. Аугустинавичюте «Теория интертипных отношений». Там разобран процесс передачи информации с функции на функцию и показано, как это отражается на человеческих взаимоотношениях. Здесь приведем лишь краткую таблицу, подразделяющую интретипные отношения на группы комфортности.

Комфортные

Нейтральные

Напряженные

Тождество (Т)

Заказ (>З)

Контроль (>К)

Дуальные (Д)

Деловые (Де)

Конфликт (К)

Активация (Ак)

Суперэго (Сэ)

Зеркальные (Зе)

Погашение (Пп)


Полудуальные (Пд)

Квазитождество (Кт)


Родственные (Ро)


Гуманизм новой науки соционики состоит в том, что теперь уже есть основания утверждать: отношения между людьми могут быть объективно разными (а не только в восприятии конкретного человека). Не от каждых отношений надо требовать, чтобы они были одинаково прекрасными, не все ведь зависит от воли людей.

Директор Международного института соционики А.В. Букалов отметил: «Значение соционики – в переходе от представлений о структуре психики и моделей межчеловеческих отношений, как суммы разрозненных фактов и гипотез, к упорядоченной и строгой системе». «Там, где старая психология личности и социальная психология видели хаос человеческих отношений, соционика обнаружила четкие закономерности, выделив взаимодействие типов личности».

Применение методов соционики в психологическом консультировании

Соционические методы диагностики и решения проблем – новое слово в психотерапии. Для того чтобы диагностировать проблему, у нас есть «маркеры», которые позволяют обнаружить проблему, не заставляя человека все подробно вспоминать и рассказывать, это щадящие методы. К тому же, эти методы применимы, например, при оценке кандидатов на работу, позволяя заранее узнать с какими трудностями можно столкнуться при взаимодействии с тем или иным человеком. Такие трудности могут быть обусловлены как

  • типологическими проблемами, связанными со слабыми функциями и свойственными человеку от рождения,

так и проблемами не типологического, а общечеловеческого характера, не решенными в свое время, на определенной стадии развития личности. Соционические маркеры таких проблем:

  • при диагностике наблюдается искажение типа, наличие «маски»;
  • вызывают раздражение некоторые нейтральные и благоприятные интертипные отношения;
  • «сбой» в работе одной из сильных функций, чрезмерные трудности в работе слабых.

Эта информация позволяет локализовать проблему и дать адресные рекомендации и механизмы решения, выхода из нее.

Применение методов соционики в организационном консалтинге

Соционический анализ коллектива позволяет произвести следующие виды оценки.

  • Оценку совместимости сотрудников
    • выполняющих совместную работу;
    • размещенных в одной комнате.
  • Расчет психологического настроя коллектива и его оценку:
    • рабочая команда;
    • теплая компания;
    • воспитательный коллектив;
    • исследовательская команда.
  • Оценку коллектива в целом по параметрам:
    • интегральный тип коллектива.
    • предпочтительный вид деятельности.
    • стимулы к деятельности.
    • зоны возможных неудач, перегрузок, противопоказания.
    • стиль общения, настрой на процесс или на результат.
    • стрессоустойчивость коллектива.

Соционический подход к оценке личных качеств кандидата при приеме на работу позволяет получить следующую информацию.

  • Анализ соответствия способностей кандидата специфике работы.
  • Предпочтительная сфера деятельности для сотрудника.
  • Зоны возможных перегрузок, ограничения и противопоказания.
  • Области, в которых можно ожидать творческой активности.
  • Адаптация. Как создать условия сотруднику. Оценка стрессоустойчивости.
  • Мотивация. Стимулы к деятельности. Ценностные установки.
  • Планирование карьеры. Целеполагание. Установки на вид деятельности.
  • Стиль управления сотрудником. Стиль общения. Восприимчивость к информации.

Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ). Выдержка из отчета по диагностике кандидата при приеме на работу.

  • Журналист, репортер, обозреватель, романист, поэт;
  • Сценарист/драматург;
  • Актер, клоун, артист цирка;
  • Музыкант/композитор;
  • Искусство, художник, декоратор, имиджмейкер;
  • Специалист в области связей с общественностью;
  • Реклама, агент по рекламе, специалист по работе с рекламодателями, составитель рекламных текстов, проспектов;
  • Социолог;
  • Психолог, индивидуальное и семейное психологическое консультирование;
  • Служба знакомств;
  • Работник социальной сферы;
  • Духовный наставник, священник, религиозное обучение;
  • Консультант по выбору профессий, подбор персонала;
  • Посредник в разрешении конфликтов;
  • Изобретатель;
  • Менеджер по кадровой политике, специалист по повышению квалификации кадров;
  • Специалист по подготовке конференций;
  • Консультант по вопросам помощи персоналу, координатор программ помощи сотрудникам;
  • Диджей, виджей;
  • Мультипликатор, карикатурист;
  • Исследователь (гуманитарная сфера), творческий директор;
  • Педагогика, дошкольный учитель, преподаватель гуманитарных дисциплин.

Как управлять сотрудником – ИЭЭ:

  • Лучше планировать на работу с людьми, а не на экономическое направление;
  • Ставить четкие сроки и конкретные задачи;
  • Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
  • Четко показывать технологии и правила;
  • Предоставить удобное рабочее место, оптимальный график работы, без частых перегрузок;
  • Помогать в оформлении документации и других результатов труда;
  • По возможности предоставлять свободный график в работе.

От ИЭЭ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • качественного выполнения кропотливой работы;
  • систематического ведения документации;
  • высокой самоорганизованности;
  • умения эффективно руководить другими людьми и распределять обязанности;
  • безэмоционального поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности адаптации для ИЭЭ:

  • четко объяснить, в чем состоят его должностные обязанности;
  • комфорт и удобство на рабочем месте и в быту повышают его работоспособность;
  • побудить его к работе могут объяснения о выгодности дела, целесообразности выполняемых работ;
  • помочь рационально организовать работу;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы;
  • создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
  • прислушиваться к его оценкам людей и событий по абстрактным аспектам;
  • уважать право интуита самостоятельно распоряжаться своим временем и способностями;
  • оказывать помощь в решении бытовых вопросов;
  • оказывать помощь в реализации его замыслов и идей;
  • обращать внимание на то, что нужно сегодня, здесь и сейчас;
  • лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности;
  • при недейственности существующих методов, показывать другие методы;
  • активно знакомить с как можно большим числом членов коллектива;
  • при представлении сотрудника рассказывать об участке работы, за который данный сотрудник ответственен;
  • стимулировать уникальностью выполняемой им работы и оценкой его талантов;
  • объяснить, за какой участок работы он (экстраверт) отвечает;
  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на количестве партнеров и клиентов, на расширение сферы деятельности компании;
  • рассказать о взаимосвязях различных отделов между собой.

Список литературы

  1. К. Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
  2. А. Аугустинавичюте. О дуальной природе человека. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. – М.: «АСТ», СПб.: « Terra Fantastica », 1998.
  3. А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.
  4. А. Аугустинавичюте. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995.
  5. Т. Н. Прокофьева. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Алмаз», 2005.
  6. А.В. Букалов. Соционика – новый подход к пониманию человека и общества. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1996 г.
  7. В. Д. Ермак. Толковый словарь аспектов информационного потока. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-3, 1998.
  8. А. Аугустинавичюте. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1998
  9. В. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995.
  10. И. Д. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике. // Знание – сила, №№ 1, 3-10, 1992.