Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Вечера на хуторе близ диканьки история. Николай гоголь - вечера на хуторе близ диканьки

Если говорить о первых книгах Николая Гоголя, и при этом исключить из упоминания поэму "Ганц Кюхельгартен", которая была напечатана под псевдонимом, цикл Вечера на хуторе близ Диканьки - это первая книга Гоголя, которая состоит из двух частей. Первая часть цикла была опубликована в 1831 году, а вторая в 1832 году.

Коротко многие называют этот сборник "Вечерами Гоголя". Что касается времени самого написания этих произведений, Гоголь писал Вечера на хуторе близ Диканьки в период 1829-1832 годы. А по сюжету эти повести как будто бы собрал и издал пасичник Рудый Панько.

Краткий анализ цикла Вечера на хуторе близ Диканьки

Цикл Вечера на хуторе близ Диканьки интересен тем, что происходящие события переносят читателя из века в век. Например, "Сорочинская ярмарка" описывает события XIX века, откуда в XVII век читатель попадает, переходя к чтению повести "Вечер накануне Ивана Купала". Далее повести "Майская ночь, или утопленница", "Пропавшая грамота" и "Ночь перед Рождеством" касаются времени XVIII века, а затем следует снова XVII век.

Обе части цикла Вечера на хуторе близ Диканьки объеденены рассказами деда дьяка Фомы Григорьевича, который событиями своей жизни будто совмещает прошедшие времена, настоящие, быль и небыль. Однако говоря об анализе Вечером на хуторе близ Диканьки, стоит сказать, что Николай Гоголь не обрывает на страницах своего цикла течение времени, наоборот, время сливается в духовное и историческое целое.

Какие повести входят в цикл Вечера на хуторе близ Диканьки

Цикл включает в себя две части, в каждой из которых по четыре повести. Обратите внимание, что на нашем сайте в разделе Краткие содержания вы можете в простой форме в короткие сроки ознакомиться с кратким содержанием каждой повести, входящей в цикл Вечера на хуторе близ Диканьки.

К тому же каждое краткое содержание сопровождает краткое описание произведения с указанием даты его написания, характерных особенностей и времени прочтения самого краткого изложения.

Николай Васильевич Гоголь


Вечера на хуторе близ Диканьки

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки?» Что это за «Вечера»? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава богу! ещё мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Ещё мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дёрнула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в неё».

Слышало, слышало вещее моё все эти речи ещё за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! Это всё равно, как, случается, иногда зайдёшь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Ещё бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборвавшийся мальчишка, посмотреть - дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошёл, мужик, пошёл!..» Я вам скажу… Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался - плачь не плачь, давай ответ.

У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), - у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберётся в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком - ей-богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в пасичникову лачужку, усядутся за стол, - и тогда прошу только слушать. И то сказать, что люди были вовсе не простого десятка, не какие-нибудь мужики хуторянские. Да, может, иному, и повыше пасичника, сделали бы честь посещением. Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Две из них найдёте в этой книжке. Он никогда не носил пестрядевого халата, какой встретите вы на многих деревенских дьячках; но заходите к нему и в будни, он вас всегда примет в тонком суконном балахоне цвету застуженного картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин. От сапог его, у нас никто не скажет на целом хуторе, чтобы слышен был запах дёгтя; но всякому известно, что он чистил их самым лучшим смальцем, какого, думаю, с радостью иной мужик положил бы себе в кашу. Никто не скажет также, чтобы он когда-либо утирал нос полою своего балахона, как то делают иные люди его звания; но вынимал из пазухи опрятно сложенный белый платок, вышитый по всем краям красными нитками, и, исправивши что следует, складывал его снова, по обыкновению, в двенадцатую долю и прятал в пазуху. А один из гостей… Ну, тот уже был такой панич, что хоть сейчас нарядить в заседатели или подкомории. Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдёт рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках! Иной раз слушаешь, слушаешь, да и раздумье нападёт. Ничего, хоть убей, не понимаешь. Откуда он слов понабрался таких! Фома Григорьевич раз ему насчёт этого славную сплёл присказку: он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латыньщиком, что позабыл даже наш язык православный. Все слова сворачивает на ус. Лопата у него - лопатус, баба - бабус. Вот, случилось раз, пошли они вместе с отцом в поле. Латыныцик увидел грабли и спрашивает отца: «Как это, батьку, по-вашему называется?» Да и наступил, разинувши рот, ногою на зубцы. Тот не успел собраться с ответом, как ручка, размахнувшись, поднялась и - хвать его по лбу. «Проклятые грабли! - закричал школьник, ухватясь рукою за лоб и подскочивши на аршин. - Как же они, чёрт бы спихнул с мосту отца их, больно бьются!» Так вот как! Припомнил и имя, голубчик! Такая присказка не по душе пришлась затейливому рассказчику. Не говоря ни слова, встал он с места, расставил ноги свои посереди комнаты, нагнул голову немного вперёд, засунул руку в задний карман горохового кафтана своего, вытащил круглую под лаком табакерку, щёлкнул пальцем по намалёванной роже какого-то бусурманского генерала и, захвативши немалую порцию табаку, растёртого с золою и листьями любистка, поднёс её коромыслом к носу и вытянул носом на лету всю кучку, не дотронувшись даже до большого пальца, - и всё ни слова; да как полез в другой карман и вынул синий в клетках бумажный платок, тогда только проворчал про себя чуть ли ещё не поговорку: «Не мечите бисера перед свиньями»… «Быть же теперь ссоре», - подумал я, заметив, что пальцы у Фомы Григорьевича так и складывались дать дулю. К счастию, старуха моя догадалась поставить на стол горячий кныш с маслом. Все принялись за дело. Рука Фомы Григорьевича, вместо того чтоб показать шиш, протянулась к кнышу, и, как всегда водится, начали прихваливать мастерицу хозяйку. Ещё был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нём) такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове. Я нарочно и не помещал их сюда. Ещё напугаешь добрых людей так, что пасичника, прости господи, как чёрта все станут бояться. Пусть лучше, как доживу, если даст бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами, какие творились в старину в православной стороне нашей. Меж ними, статься может, найдёте побасенки самого пасичника, какие рассказывал он своим внукам. Лишь бы слушали да читали, а у меня, пожалуй, - лень только проклятая рыться, - наберётся и на десять таких книжек.

7f39f8317fbdb1988ef4c628eba02591

Сорочинская ярмарка

Действие происходит на ярмарке в местечке Сорочинец. На нее собираются жители окрестных деревень. На ярмарку приезжают Солопий Черевик с дочкой Параской. На ярмарке к ней сватается парубок, Черевик дает согласие, но его супруга выступила против такого поспешного решения. На ярмарке замечают красную свитку-символ проклятия. По легенде каждый год черт в свином обличии ищет свитку на ярмарке. Такую историю стал рассказывать Черевик своим гостям, как неожиданно в доме разбилась оконная рама и появилась рожа свиньи. Все перемешалось в доме, гости разбежались.

Вечер накануне ивана купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

Красавицу дочь козака Коржа полюбил парубок Петрусь. Но Корж прогнал его. А дочку было решено выдать за богатого ляха. Петрусь в шинке знакомится с Басаврюком. Как оказалось, он превращался в человека, чтобы с помощью молодых людей отрывать клады. Петрусь не зная, соглашается помочь ему найти цветок папоротника в ночь на Иван Купала. В итоге Петрусь сталкивается в лесу со всякой нечистью и ведьмами. После этого он начинает сходить с ума. Люди, однажды прибежавшие в дом к Петрусю, обнаруживают лишь пепел вместо него. В ней местный комиссар приказывает дать согласие на женитьбу Левка на Ганне.

Майская ночь, или утопленница

Повествование ведется о двух влюбленных – Ганне и Левке. Против женитьбы выступает его отец. Левко рассказывает девушке историю о панночке, которую не взлюбила мачеха-ведьма. Панночка бросилась в воду и стала главной над утопленницами. Левко прощается с Ганной. Через некоторое время в темноте он слышит разговор его возлюбленной с мужчиной, который ругает Левка. Незнакомцев оказывается его отец. Левко с парубками решает проучить его. В дом к голове влетает камень. Вместо зачинщика поймали по ошибке Каленика. А герой отправляется к дому панночки, поет песню и соглашается сыграть в игру. Он безошибочно отличает ведьму среди утопленниц. В награду от панночки получает записку, адресованную отцу-голове.

Ночь перед рождеством

Ночь перед рождеством традиционное время для колядок. Все молодые парни и девушки выходят на улицы. Кузнец Вакула влюблен в дочь козака Чуба, который достаточно богат. Черт, который ненавидит кузнеца, ворует луну в надежде, что тот по темноте не пойдет к Оксане. Вакула, все таки отправляется в дом к Чубу, где красавица Оксана насмехается над ним. Заявляет, что станет женой кузнеца, если тот принесет ей черевички как у царицы. Случай помогает Вакуле. Ему удается поймать черта. Он приказывает ему везти в Петербург за черевичками. Кузнецу удается добиться приема у царицы, она дарит ему заветные башмачки. Возвращению Вакулы радуется вся деревня, он играет свадьбу с Оксаной.

Страшная месть

На свадьбе сына есаула Горобца собралось много гостей. Среди них Данило Бурульбаш с женой Катериною и маленьким сыном. В разгар свадьбы Горобец вынес две иконы для благословения молодых. В этот момент в толпе показался колдун, но сразу исчез, испугавшись икон. На следующий день, когда герои вернулись домой, Катерина рассказывает мужу о своем сне, будто колдуном был ее отец.. Данило решает проверить тестя и следит за ним в его доме. Опасения подтверждаются, колдуна заковывают в цепи в подвале, а Катерина отрекается от него. Но пожалев, отпускает его. Колдуну помогают ляхи, они жгут окрестности, в битве убит Данило. Затем колдун, придя к Катерине в другом обличии, убивает ее. Колдун отправляется после этого в Карпаты, но и сам по дороге принимает смерть.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Федорович Шпонька, служивший в пехотном полку получает известие от тетушки, что та уже не в состоянии следить за поместьем. Герой получает отставку и отправляется в Гадяч. По дороге в трактире герой знакомится с Григорием Сторченко. Тетушка, встреча с которой, оказалась очень теплой, отправляет Ивана Федоровича за дарственной в Хортынь. Там он снова встречает своего знакомого Сторченко, у которого и должен быть документ на поместье. Сторченко пытается уверить Шпоньку что никакой дарственной не было. Хлебосольный хозяин пытается увести разговор на другие темы, знакомит Ивана Федоровича с барышнями-сестрами. Вернувшись к тетушке, Шпонька рассказывает ей об изворотливом Сторченко. Родственники решают ехать к нему вместе. На этом повествование завершается.

Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Действие происходит в деревушке. Глава семейства уехал торговать, дома остались жена, малолетние сыновья и дед. Вечером к дому подъехали чумаки, стародавние знакомые деда. Началось застолье. Дед пошел в пляс. Но вдруг, дойдя до определенного места, остановился и не смог сдвинуть ног. Стал оглядываться - не смог узнать где он, все казалось незнакомым. Дед определил в темноте тропинку, вдруг увидел огонек. Подумал что это клад, и решил оставить на этом месте заметку в виде сломанной ветки. На следующий день дед пошел искать то место, но хлынул дождь, и ему пришлось вернуться домой. На следующий день дед обнаружил то место и принялся его копать. Вдруг одолела вокруг нечистая сила, послышались голоса, над головой нависла гора. С выкопанным котлом дед бросился бежать. Но в нем кроме мусора ничего не оказалось. Дед решил, что то место заколдовано и больше туда не ходил.

Сборник состоит из 8 рассказов. Ниже очень краткий пересказ:

Сорочинская ярмарка

На ярмарку приехал мужик со своей новой женой и дочерью красавицей. Влюбляется в девушку молодец, но мачеха против их отношений. Местный цыган предлагает юноше сделку: он помогает ему жениться на любимой девушке, а парень продаёт ему волов дешевле. Молодец согласился. С помощью легенды о чёрте и его красном кафтане цыгану удаётся разыграть отца девушки, и тот с радостью отдаёт дочку замуж за парня. В результате каждый получает то, что хотел: цыган – волов, а молодец – жену.

Повесть учит быть смелым, отважным, находчивым и не отказываться от своей мечты. ()

Вечер накануне Ивана Купала

В одном селе жил богатый казак со своей дочерью красавицей. Работал на него бедный парень сирота, который влюбился в дочь хозяина. Любовь была взаимной. Но отец не хотел бедного зятя - выгнал его. Искушённый дьяволом в человеческом обличье, парень заключает с ним договор. Молодой человек, ослеплённый обещанным золотом, убивает младшего брата любимой девушки. Такая плата была за благополучие. Став богатым женихом, он женился на девушке, но через время за совершённое убийство расплатился своей жизнью.

Повесть учит жить, прислушиваясь к своей совести, добиваться любви с помощью благородных и честных поступков.

Майская ночь или Утопленница

Было это вечером. Левко с Анной встретились возле её дома. Молодые люди хотят пожениться, но отец парня, местный голова, против этого брака. Левко рассказывает девушке историю заброшенного дома возле пруда, о судьбе панночки, которую извела мачеха. Девушка утонула, но её душа не находит покоя и желает мщения.

Случайно Левко узнаёт, что его отец влюблён в Анну и из-за этого не разрешает жениться сыну. Парню снится сон о том, что он помогает утонувшей панночке отомстить мачехе, которая была ведьмой. Панночка в благодарность даёт ему письмо для его отца. Когда Левко проснулся, письмо действительно было у него в руках. Его прочитал голова, тут же согласился на свадьбу. В письме был приказ от комиссара срочно поженить Анну и Левко.

Повесть учит доброте и взаимовыручке.

Пропавшая грамота

Козаков отправляют передать грамоту для царицы, среди них казак Фома. Познакомившись в дороге с запорожцем, они останавливаются с ним на ночлег. Утром запорожец исчезает. Вместе с ним у Фомы пропадает конь, шапка и документ для царицы. По подсказке шинкаря Фома отправляется в лес, где возвращает своё добро, выиграв у нечистой силы в карты.

Повесть учит верности долгу, храбрости и находчивости. ()

Ночь перед Рождеством

Кузнец Вакула любит дочь головы Оксану. Для того, чтобы выполнить её желание, он с помощью чёрта отправляется к царице за черевичками. Царица, восхищённая наивностью и непосредственностью молодого казака, дарит ему свои туфельки. Счастливый Вакула возвращается домой. Там его ждёт Оксана, которой уже не нужен царский подарок, а только его любовь.

Повесть учит безграничной любви и преданности, умению преодолевать все препятствия. ()

Страшная месть

Жили два брата – Иван и Петро. Из зависти к брату, Петро сбросил его с маленьким сыном в пропасть. И тогда мёртвый брат проклял его и его наследников, чтобы из поколения в поколение они отвечали за своё преступление.

Повесть учит при любых обстоятельствах оставаться человеком и не причинять людям зла.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Иван Фёдорович, получив отставку, возвращается в имение тётушки, чтобы помогать ей. Тётушка радостно встречает его, а потом посылает за дарственной. Этот документ хранится у соседа, который не хочет её возвращать. Он знакомит Ивана Фёдоровича со своими сёстрами, надеясь, что одна из них ему понравится. Тётушка тоже мечтает о внуках, поэтому не против такой свадьбы, но Иван Фёдорович к этому был не готов.

Повесть учит любить близких и понимать их, оставаясь верным своим принципам.

Заколдованное место

В небольшой деревеньке жила семья. Хозяин часто уезжал в город по торговым делам. Следить за хозяйством оставались его жена и сыновья. Им помогал дед. Вечером у них остановились чумаки, и дед на радостях хлебнул лишнего. Ему померещилось, что он в незнакомом месте и его манит за собой какой-то огонёк. Дед бросился к этому месту, стал копать и достал из ямы котелок. Тут появилась нечистая сила. Дед испугался и побежал с котелком, который оказался в итоге пустым. Он посчитал, что это заколдованное место, и больше туда не возвращался.

Повесть учит не верить в чудеса, а зарабатывать богатства своим трудом. ()

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Шинель

Вечера на хуторе близ Диканьки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Стендаль Красное и чёрное

    Главный герой книги Жюльен Сорель вырос в семье плотника в маленьком городке Верьер. Был он младшим сыном в семье, и совсем не походил на своих старших братьев. Отец, глядя на него, все время думал, что Жюльен будет обузой

  • Краткое содержание Маяковский Про это

    В своеобразном предисловии «Про Что – Про Это» В.Маяковский поясняет предмет раздумий поэмы – любовь. Он признается, что не мог более обходить эту тема, поскольку она «заявилась гневная» и «приказала» писать.

  • Краткое содержание Гаршин То, чего не было

    Действие сказки разворачивается на собрании различных насекомых, среди которых разгорается спор о смысле жизни. Каждое животное - это собирательный образ какого-то слоя людей

  • Краткое содержание Игрушечного дела людишки Салтыков-Щедрин

    Рассказчик в свободное время часто ездил в город Любезнов. Всеми делами там заправлял человек, который уже пятнадцать лет занимал эту должность. Он держал местное население в ежовых рукавицах.

  • Краткое содержание Тургенев Холостяк

    В книге описывается жизнь одного человека в Петербурге. Главного героя зовут Михаил Иванович Мошкин. Герой работал чиновником, профессором в колледже, которому исполнилось 50 лет. В один день Мошкин пригласил своих друзей на обед.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны Гоголем в 1829-1832 годах. Появление украинских повестей Гоголя, в которых он обратился к народной теме, повестей, ЯВИВШИХ собой «совершении новый, небывалый мир искусства» (В. Г. Белинский, т.III, стр. 504), было обусловлено как общим развитием русский эстетической мысли, так и некоторыми существенными обстоятельствами жизни начинающего писателя.

Интерес передовой русской литературы к жизни народа, к историческому прошлому и фольклору усилился под влиянием патриотического подъема в Отечественную войну 1812 года. На протяжении 20-х годов в прогрессивных литературных кругах неоднократно высказывались мысли о том, что с наибольшей полнотой черты народности, национальной самобытности выражены п истории народа, в народном искусстве. «Нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшее, вернейшие источники для нашей словесности», - утверждал поэт-декабрист В. Кюхельбекер в статье «О направлении нашей поэзии» («Мнемозина», ч. II, 1824, стр. 42). О значении народного творчества как источника подлинного искусства писал М.

Максимович в предисловии к первому изданию «Малороссийских песен» (1827), хорошо знакомому Гоголю: «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цепу народности; начинает ужо сбываться желание - да создастся поэзия истинно русская!»

Характерно, что одновременно с созданием Гоголем «Вечеров» Пушкин работает над «Сказкой о царе Салтане» и «Сказкой о попе и работнике его Балде», а Жуковский - над своими сказками, заимствованными из русского фольклора. Народное творчество впервые в таком значении становится достоянием и фундаментом книжной литературы.

Обращение молодого Гоголя к жизни Украины отвечало интересам передовых людей России. В борьбе украинского народа за свою национальную независимость, в его народной культуре было много общего с историей и культурой русского народа. В русской художественной литературе 20-х годов об Украине рассказывали повести О. Сомова, романы В. Нарежного («Бурсак», «Два Ивана»). Поэмы К. Рылеева («Войнаровский», «Наливайко») и особенно пушкинская «Полтава» воскрешали образы далекого героического прошлого Украины.

Повести ближайших предшественников Гоголя, прежде всего О. Сомова, опубликовавшего под псевдонимом «Порфирий Байский» в конце 20-х годов ряд повестей, основанных на украинских народных преданиях и легендах («Гайдамак», «Клады»), предвосхищали не только многие сюжетные мотивы «Вечеров», но и их бытовую живопись, их народный юмор. Но и помимо этих произведений, наиболее близко стоящих к гоголевским «Вечерам», в литературе конца 20-х годов все чаще появляются этнографические материалы и повести из украинского быта. Среди них и повесть гимназического учителя Гоголя И. Кулжинского «Малороссийская деревня» (1827), хотя в ней бытовые и этнографические элементы терялись зачастую в сентиментально-идиллических описаниях.

Интерес к фольклору, к народному творчеству очень рано возник у Гоголя. Детство его прошло на Украине, в отцовском поместье Васильевке, невдалеке от Миргорода. Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, «думами», легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Он слушал песни слепцов-кобзарей, бывал на крестьянских свадьбах, смотрел кукольные представления в украинских «вертепах». Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням с годами переросла в серьезное увлечение. Страстный собиратель и знаток народных песен, Гоголь называл их «звонкими, живыми летописями», народные песни явились для писателя ценнейшим источником познания живой души народа. Песня- это, по словам Гоголя, «народная история, живая, "яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Если его жизнь была деятельна, разнообразна, своевольна, исполнена всего поэтического, и он, при всей многосторонности ее, но получил высшей цивилизации, то весь пыл, все сильное, юное бытие его выливается в народных песнях» (Н, В. Гоголь, т. VIII, стр. 90)

Еще в 1826 году, в Нежинской гимназии Гоголем была начата «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Основное место в «Книге» занимали записи фольклора, выписки из исторических документов. В этой своеобразной «энциклопедии» были записаны и «Вирша, говоренная гетману Потемкину запорожцами», и указ гетмана Скоропадского, а наряду с этим отрывки из «Энеиды» Котляревского, народные украинские песни, пословицы и загадки. В гоголевской «энциклопедии» встречаются этнографические заметки о быте украинских крестьян, записи поверий, свадебного обряда, описания различных блюд и т. п. Примечательно, что «Книгу всякой всячины» Гоголь продолжал вести на протяжении нескольких лет и после окончания гимназии. Многие из материалов, имеющихся в «Книге всякой всячины», были использованы Гоголем в «Вечерах» (см. примечания к «Вечеру накануне Ивана Купала», «Майской ночи» и др.) и даже в «Миргороде».

Гоголь приехал в Петербург вскоре после окончания Нежинской гимназии высших наук в чаянии посвятить себя «служению государству», стать «истинно полезным для человечества», о чем писал он в письмах к родным и друзьям. Высокие гражданские идеалы Гоголя сложились еще в гимназические годы. Большое влияние на юношу оказали прогрессивные лекции по «естественному праву» профессора П. Г. Белоусова, который развивал «крамольные» мысли о незаконности деспотической власти, о свободе и независимости человеческой личности. В гимназии Гоголь познакомился с «Полярной звездой», увлекался чтением вольнолюбивых стихов Рылеева и Пушкина. Духовные искания юного Гоголя, его мечты о высокой и благородной деятельности нашли свое отражение в романтической поэме-идиллии «Ганц Кюхельгартен», начатой им еще в гимназии и изданной в Петербурге в 1829 году. В этом «произведении восемнадцатилетней юности» отразилась неудовлетворенность поэта мещанским мирком «существователей», которые, по образному выражению Гоголя, «задавили корою своей земности... высокое назначение человека» (И. В. Гоголь, т. X, стр. 98). Однако эта поэма но имела успеха, и Гоголь после ее выхода скупил и уничтожил весь тираж.

Неудача «Ганца Кюхельгартена», по-видимому, сыграла существенную роль в обращении Гоголя от стихов к прозе, от условной идиллической обстановки вымышленной книжной Германии - к жизни близкого ему народа. Не осуществились и патриотические мечты юноши о служении отечеству во имя «счастья граждан». Гоголь очень скоро разочаровывается в Петербурге, где его впервые поразила резкость социальных контрастов. В холодной сановной столице, в городе чиновников и департаментов, где «никакой дух не блестит в народе», Гоголю становится особенно дорога с детских лет полюбившаяся жизнь простого люда Украины, его нравы, предания и песни.

Воссоздавая в «Вечерах на хуторе близ Дикаиьки» жизнь украинского народа, Гоголь не пошел ни путем «бурлескного» изображения крестьянской жизни, ни путем ее сентиментальной идеализации, отличавшими литературу конца XVIII - начала XIX века. Крестьянин в «ирои-комических» поэмах В. Майкова, Н. Осипова, комедиях А. Сумарокова обычно попадал в нелепые комические положения, натуралистически изображался крестьянский быт, подчеркивались отрицательные черты крестьян. Даже в романах В. Нарежного, несмотря на его демократические устремления, крестьянин рисовался грубым, неразвитым существом. В творениях кн. П. Шаликова, Вл. Измайлова и прочих «чувствительных путешественников» жизнь украинской деревни изображалась условно-идиллическими красками - авторов прежде всего занимала экзотика деревенской жизни, а крестьяне представлялись ими как аркадские пастухи и пастушки, «любезные поселяне».

Порывая с натуралистическим бытописательством, а также с традицией дворянского сентиментализма, Гоголь обратился непосредственно к самой действительности, к поэзии народной жизни и на этой основе создал неповторимые образы простых людей Украины. В этом ему помогало не только хорошее знание деревенского быта, но и молодая украинская литература, представленная такими произведениями, как «Энеида» И. П. Котляревского, «Гараськины оды» и басни П. Гулака-Артемовского, комедии отца Гоголя -В. А. Гоголя-Яновского, одного из первых украинских писателей реалистической школы.

В письмо к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь просил ее прислать комедии своего отца и ряд этнографических сведений и фольклорных материалов: «Здесь так занимает всех все малороссийское», - объяснял он свою просьбу. В этом же письме Гоголь писал: «...вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно». Гоголь просит прислать ему «обстоятельное описание» украинской свадьбы, а также народных поверий и обычаев: «Если несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и проч... Все это будет для меня чрезвычайно занимательно» (Н. В. Гоголь, т. X, стр. 142 и 141). Судя по атому письму к матери, можно предположить, что к весне 1829 года замысел «Вечеров» сложился в творческом воображении писателя. Многое из того, что сообщила Гоголю мать, было использовано в «Вечерах», вошло в художественную ткань повестей, уточнило бытовые и этнографические подробности. Гоголь и сам прекрасно знал жизнь я фольклор Украины. Можно сказать, что писатель был внутренне подготовлен к созданию своей поэтической книги о народе - «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

«Вечера» - книга об Украине, передающая краски, предания, мелодии, красоту Украины, ее природы, ее людей В. Г. Белинский, развивая свои мысли об особенностях гоголевского творчества, писал в статье «О русской повести повестях г. Гоголя»: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольсти тельного, все, что народ может иметь оригинального, типического, - все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя» (В. Г. Белинский, т. I, стр. 301).

В «Вечерах на хуторе» Гоголь противопоставляет светлый мир «естественного человека», мир парода, - «земности» «существователей», корыстному и эгоистическому обществу. Гоголь видит в душе народа и в простых обыкновенных людях воплощение гуманного и светлого начала в человеке. Он любуется их бескорыстием, чувством товарищества, смелостью, душевной широтой.

Молодой Гоголь в своих поисках идеала прекрасного обращается к народу в целом, как носителю положительных свойств человека вообще. Не в повседневной жизни людей, не в их подневольном быту нашел писатель это высокое, поэтическое начало, а в тех проявлениях народного характера, в тех чертах, которые раскрывались всем героическим прошлым парода. В известной мере этим и объясняется то обстоятельство, что Гоголь в «Вечерах» пе показывает картин крепостного права. Самые события в повестях «Вечеров» приурочены преимущественно к тем временам, когда на Украине еще не было крепостного права. Так, действие в повести «Вечер накануне Ивана Купала» происходит, когда «козаковал почти всякий», когда еще памятны были «молодецкие дела» Подковы, Полтора Кожуха, Сагайдачного и других казацких гетманов. «Заколдованное место» и «Пропавшая грамота» рассказаны дьячком Фомой Григорьевичем со слов его деда - запорожца. События «Ночи перед рождеством» относятся к 70-м годам XVIII века, ко времени уничтожения Запорожской Сечи. «Страшная месть» посвящена борьбе с польской шляхтой в XVI веке. Лишь «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка» показывали современную жизнь. Важно учесть и особенность исторического развития Украины. Как писал Герцен, крепостное право на Украине появилось поздно, и «одно столетие крепостного состояния не могло уничтожить все, что было независимого и поэтического в этом славном народе» (А. И. Герцен, Сочинения в девяти томах, т. 3, М. 1956, стр. 475). Этим также в значительной степени объясняется обращение Гоголя к родной ему Украине в его поисках цельных свободолюбивых людей.

Однако, создавая полные очарования, радости и света картины жизни Малороссии, Гоголь был далек от идиллического восприятия действительности. Уже в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» проявилось свое, гоголевское видение мира. Наряду с голосами рассказчиков, которые не поднимаются под уровнем взглядов и отношений героев повестей, в «Вечерах» слышится и другой голос, голос самого автора, выражающий стремление к прекрасному и вместе с тем сознающий его неосуществимость. С авторским лирическим началом неразрывно связана внутренняя «диалектика» повестей, философский подтекст всего цикла. В жизнерадостный светлый мир «Вечеров» вторгаются печальные, а порой и трагические ноты. Даже такая радостная, солнечная повесть, как «Сорочинская ярмарка», завершается грустным авторским монологом о зыбкости и кратковременности человеческого счастья.

Гоголь чувствует непрочность цельного и простого уклада народной жизни, который разрушается в условиях нарастании социальных противоречий. За пределами гармоничного мира, показанного в «Сорочинской ярмарке» или в «Ночи перед рождеством», находится полная противоречий и драматических конфликтов действительность. Драматическая тема «Вечерни) представлена двумя повестями - «Вечером накануне Ивана Купала» и «Страшной местью». Трагическая идея «Вечера накануне Ивана Купала» и «Страшной мести» тесно связана с народным представлением о сущности зла, о нравственном долге человека. Но если «нечистая сила» в других повестях обычно рисуется писателем насмешливо-пародийными чертами, то демонические герои этих повестей, олицетворяющие злые, враждебные силы, изменники и предатели показаны в атмосфере таинственности, мистического ужаса. Правда, при всея фантастичности сюжета Гоголь видит истоки преступления в отрыве от народа, от его жизни и интересов.

.

Полезный материал по теме