Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сообщение как животные заботятся о потомстве. Забота о потомстве у животных (водных)

Материал из Юнциклопедии


Для того чтобы вид продолжал существовать, каждое поколение должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Они просто выметывают тысячи яиц, только из части их появляется молодь, еще меньшее число ее вырастает и размножается. Более надежный способ продолжить род - после рождения ограниченного числа детенышей обеспечить их пищей, защитить от хищников и даже обучить некоторым навыкам. Заботу о потомстве проявляют в разных формах многие животные. Большинство из них наделены специальными родительскими инстинктами, однако у высокоорганизованных животных важное значение имеет также индивидуально приобретенный опыт.

В простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, - при наличии пищи, подходящей температуре и т. д.

Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. Часто сезонные миграции животных связаны с перемещением в места размножения, иногда за многие тысячи километров от мест обитания. Животные, не совершающие таких далеких путешествий, тоже заранее выбирают свою гнездовую территорию, а многие из них тщательно охраняют ее и готовят укрытия - гнезда, норы, берлоги, приспособленные для будущего потомства.

Много родительских забот связано с выкармливанием потомства.

У большинства насекомых заботы о потомстве несложны. Самке достаточно отложить яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы подходящую пищу, например личинки бабочки капустной белянки - капусту. Но некоторые насекомые специально подготавливают для потомства кров и пищу, например собиратели меда - осы и пчелы. А осы-охотницы снабжают своих личинок сверчками и кузнечиками. Прежде чем отложить яйцо, оса сфекс вводит яд в нервные узлы своей жертвы, так что она остается неподвижной, но живой и служит личинке запасом свежей пищи на весь период ее развития. У жуков-навозников в заготовке корма для потомства - навозных шариков участвуют не только самки, но и самцы.

У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день! Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени. Потомство выводковых птиц - кур, уток, гусей и др. - появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать (см. Запечатление).

Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других - дольше, а у человекообразных обезьян - несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище - показывают съедобные растения, учат охотиться.

Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10-15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.

Большинство млекопитающих в период воспитания детенышей более возбудимы, чем обычно. Многие крупные дикие млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда те угрожают детенышам или оказываются близко от них. Лосиха не допускает к детенышу никого, в том числе и других лосей.

У многих млекопитающих и птиц детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Это период воспитания потомства. Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных обезьян подростковый период продолжается до 8-10 лет. В воспитании потомства у них принимают участие не только родители, но и практически все взрослые члены группы. Старшие братья, а особенно сестры или просто самки, не имеющие в данный момент собственного потомства, следят за детенышем, помогают его кормить, ухаживают за ним, играют с ним. В случае гибели матери они, как правило, усыновляют осиротевшего детеныша. Подобная коллективная форма заботы о потомстве значительно повышает шансы на его выживание.

Наивысшее развитие забота о потомстве получает у человека. Он не только заботится о жизнеобеспечении детей, но и воспитывает их, передает им свой жизненный опыт и знания, накопленные в истории.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как животные заботятся о своем потомстве?

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а затем показывают съедобные растения, учат охотиться.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они обучают малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т.д.

Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлоги.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе с которой живут и старшие медвежата.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детьми около 8-10 лет. В воспитании детенышей принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают, играют с ним.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Забота о своём здоровье» с использованием кондуктивной игры «Самое дорогое на свете»

Данное интегрированное занятие формирует у детей понятия о здоровом образе жизни.Зная основы здорового образа жизни, дети будут сознательно относиться к собственному здор...

Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни, привитие навыков осознанного выполнения правил здоровье-сбережения и ответственного отношения, как к собственному з...

Цель занятия: создание комфортного психологического микроклимата на занятии. Закрепить знания детей о понятии «здоровье». Воспитание заботливого отношения к своему здоровью. Уточнение правил личной ги...

Конспект НОД для средне - старшего дошкольного возраста «Как люди заботятся о своём здоровье весной»

Цели:Формировать представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; Развивать связную речь, умение отвечать полными предложениями, умение наблюдать,...

Самое главное - это здоровье!!! Очень важно научить ребёнка с самого детства заботиться о своём здоровье, правильно питаться, делать утреннюю гимнастику, закаляться. И нам, педагогам, очень важно вызв...

В ходе эволюции животного мира выработался ряд способов, увеличивающих выживание потомства. Одним из них является забота родительских особей о молодняке до и после рождения. Одни животные носят детёнышей у себя на теле, другие выстраивают для них дома, третьи выкармливают потомство.

Такая родительская забота обеспечивает повышенный процент выживаемости вида, а для части видов – и передачу социального опыта. Наиболее интересные случаи опеки “родителей” будут рассмотрены в данной статье.

Заботливые родители среди рыб


Большинство рыб о своих детёнышах не волнуются: после откладки в воду своих икринок рыбки расплываются в разные стороны. Но у таких рыб выживаемость вида обеспечивается громадным количеством икринок. Но и среди рыб есть заботливые родители. Например, нанностомус выбирает для кладки густые водоросли или водные растения, которые будут защищать икру. Бойцовские рыбки строят гнездо из собственной слюны! Обычно этим занимается самец: он наполняет воздухом свою слюну и взбивает её в пену. В таком пенном гнезде вылупляются мальки – под зорким присмотром “отца”, который остаётся с ними до тех пор, пока детёныши не научатся самостоятельно питаться.

Материалы по теме:

Удивительные животные

Трофеусы откладывают очень мало икры – и для сбережения потомства вынуждены носить икру, а потом и мальков, у себя во рту. Зато детёнышам комфортно и безопасно! Цихлиды же приноровились откладывать икру в раковинки двустворчатых моллюсков.

Заботливые родители – моллюски


Не все знают, что осьминоги являются умнейшими существами . Размер их головного мозга велик, а строение глаз напоминает по сложности человеческий орган зрения. Осьминоги не хуже людей заботятся о своих детёнышах. После спаривания самец осьминога вскоре умирает, а самка ищет надёжное укрытие в камнях, забирается туда и откладывает икринки.

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У самок млекопитающих к моменту деторождения начинают проявляться родительские инстинкты, которые выражаются, прежде всего, в устройстве логовищ, нор и других убежищ для будущего потомства, а также в поиске хорошо защищенных и кормных мест.

Так, самки копытных ко времени родов уходят в малодоступные или густо заросшие растительностью места. У стадных оленей самки на время уединяются. Обитающие в северных морях киты мигрируют в теплые южные воды, где температурные условия и штилевые погоды благоприятны для молодняка.

Самка горбатого кита с китенком

У ластоногих размножение происходит на особых «детных» лежбищах. Беременные и имеющие детенышей самки каланов обосновываются в спокойных, хорошо защищенных от штормов бухтах, образуя в них однополые группы. А самки хомяка, тушканчиков, соболя, куницы запасают корм на первые послеродовые дни, что позволяет им в этот трудный период оставаться неотлучно при выводке.

Но особенно сильно материнский инстинкт начинает проявляться с момента появления на свет детенышей. Заботы о потомстве у млекопитающих могут принимать различные формы.

Медведица с медвежатами. Молоко у медведицы жирное и густое

Самка ехидны вынашивает снесенное яйцо в образовавшейся на брюхе сумке. Утконос высиживает 1-2 яйца в норе, где устраивает для этого гнездо. Самка кенгуру, лежа в момент родов на спине, вылизывает дорожку между половым отверстием и сумкой, облегчая тем самым преодоление этого пространства своему крошечному детенышу. Некоторые самки сами помещают детеныша в сумку, схватывая его губами.

Отличается немалым разнообразием и уход за новорожденными детенышами. Это заметно уже даже по способу кормления. Например, в большинстве случаев матери кормят новорожденных лежа, реже сидя, как зайцы или стоя (большинство копытных, иногда волки).

Зайчиха с зайчонком

У не имеющих сосков клоачных детеныши слизывают молоко с поверхности железистого поля на брюхе матери. Недоразвитые, неспособные самостоятельно сосать новорожденные кенгуру и некоторых других видов сумчатых как бы прирастают к соску, сильно разбухающий конец которого заполняет всю ротовую полость. Молоко впрыскивается в рот такого детеныша при помощи сокращения специального мускула, сжимающего млечную железу матери.

У китов детеныш захватывает концом рта сосок, выдвигающийся в подсосный период из особой карманообразной складки брюха матери, и молоко, как у сумчатых, струей впрыскивается ему в рот сокращением особых мускулов.

Самка бегемота с потомством

Благоустройство гнезда, поддержание в нем чистоты, охрана выводка также представляют собой яркое выражение родительских инстинктов. Так, например, самка кролика утепляет гнездо выщипанным с брюха пухом, другие звери устраивают подстилку из мягких растительных материалов.

Поедание матерью мертвых плодов, кала детенышей, перевод их из загрязненного убежища в другое, смена подстилки — все это тоже проявление родительской заботы о потомстве.

Что же касается поддержания чистоты тела детенышей, то этот инстинкт, по-видимому, свойствен всем млекопитающим без исключения. Мать часто вылизывает шерсть детенышей, выискивает у них блох. Самки енотовидных собак и барсуки часто выносят маленьких щенков из нор «на воздух» и через некоторое время снова бережно возвращают в гнездо. У некоторых же зверей самка массирует языком брюшко и промежность неспособных еще к самостоятельной дефекации новорожденных, что вызывает у них выделение кала и мочи, и поедает все выделения.

Кошка тщательно вылизывает своих котят

Присутствуют в комплексе родительских инстинктов и воспитательные моменты. Так, непослушных детенышей родители «наказывают», приводя этим в повиновение. Наблюдая, например, лисий выводок у норы, можно сделаться свидетелем того, как один из родителей, схватив замешкавшегося на поверхности после тревожного сигнала детеныша, сильно встряхивает его несколько раз и утаскивает в нору.

Обезьяны пользуются такими «воспитательными» приемами по отношению к непослушным детенышам, как шлепки, покусывание, подталкивание, потягивание за руку и пр. Обезьяны нередко поддерживают или подсаживают детенышей при лазании, образуют своими телами «мост», по которому детеныши переправляются с дерева на дерево.

Обезьяна с детенышем (Таиланд)

Медведица забирает в рот всю голову перетаскиваемого новорожденного медвежонка. Губами за загривок держат детенышей многие грызуны и насекомоядные. У ондатры детеныши так прочно присасываются к соскам, что, спасаясь от врага и ныряя в воду, мать сразу уносит на себе весь выводок.

Белка переносит бельчонка

Львица с детенышем

Самки землеройки-белозубки и некоторых других землероек переводят своих подросших детенышей «караваном»: молодые зверьки последовательно держатся за шерсть впереди идущего, а первый — за шерсть матери. У некоторых млекопитающих самки более или менее постоянно носят детенышей на себе.

Держась на спине матери, перемещаются молодые опоссумы, коала, бегемоты, муравьеды, ящеры; детеныши ленивцев, каланов, обезьян помещаются на груди или на брюхе, а иногда и на спине. Молодые летучие мыши удерживаются на матери во время ее полета, прицепившись зубами к соску или к особому придатку паховой области, а когтями к телу.

Опоссум с детенышами


Разные виды летучих лисиц (крыланы) с детенышами

Особенно ярко проявляются родительские инстинкты при непосредственной опасности, грозящей гибелью потомству. У некоторых видов мать в таких случаях пытается отвлечь внимание врага. Так, например, поступают соболи, лисы, а иногда и зайцы, олени, лоси, детеныши которых в момент опасности затаиваются.

Самки моржей и китов даже тогда, когда им самим грозит смерть, не покидают детенышей. Стадо копытных при нападении хищников образует вокруг молодых защитное кольцо.

В крайнем случае мать может самоотверженно защищать потомство, что свойственно многим хищникам, а также моржам, китам, диким свиньям и даже зайцам и белкам. Самка ящера при нападении врага помещает своего детеныша на брюшную поверхность и отбивается длинным хвостом, хорошо защищенным острыми чешуями.

Самки разных видов иногда проявляют заботу о чужих детенышах. Чаще это бывает в случае потери собственного потомства в период лактации, когда молоко начинает «перегорать».

Но иногда и вне периода лактации у самок проявляется материнский инстинкт по отношению к чужим находящимся поблизости осиротевшим детенышам. В условиях неволи это наблюдалось у обезьян, лисиц и некоторых других зверей, а в естественных условиях у джейранов, сайгаков, косуль и др.

Лиса с лисятами

Доля участия обоих родителей в заботах о потомстве неодинакова. Самцы большинства моногамных видов в той или иной мере участвуют в воспитании детенышей, выкармливании их, охране гнезда и гнездового участка. У полигамов, как правило, заботится о выводке только самка.

Самцы же некоторых видов, например, тигров, медведей, соболей, не только не заботятся о своих детенышах, но даже пожирают их, если самка не успеет вовремя укрыть выводок или отогнать самца.

Редкое явление представляют самки, которые не проявляют заботы о потомстве, если не считать лактации, легко покидают детенышей в случае опасности и не всегда к ним возвращаются. И, наоборот, часто молодые самки проявляют излишнюю заботу, затаскивая детенышей до смерти.