Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сергей Митрофанович Городецкий. Биография


Городецкий Сергей Митрофанович
Родился: 5 (17) января 1884 года.
Умер: 7 июня 1967 (83 года) года.

Биография

Сергей Митрофанович Городецкий (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург, Российская империя - 7 июня 1967, Обнинск, СССР) - русский и советский поэт, переводчик.

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906-1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» - это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилевым). В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян. Знал армянский язык[источник не указан 450 дней]. Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян[источник не указан 450 дней]. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.

С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию - как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 - в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг. много работал над оперными либретто - это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Создал либретто одной из первых опер советской тематики - «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого - о гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса», по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

Творчество

В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего - Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи - от агиток периода гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».
- Вольфганг Казак

Семья

Жена - актриса и поэтесса Анна Алексеевна Городецкая (урожд. Козельская);(лит. псевдоним Нимфа Бел-конь-Любомирская); (1889-1945). Замужем за С. Г. с 1908. По словам А. А. Блока отличалась необыкновенной красотой.
Дочь - Рогнеда Городецкая-Бирюкова (р. 1909), внучка Наталья Юрьевна Бирюкова, правнучка - Татьяна.
Зять - композитор Бирюков
Брат - Городецкий Александр Митрофанович (1886-1914), художник, периодически страдал психическими нервными расстройствами. Болел, последние два года парализованный. Автор картины «Венок на могилу Комиссаржевской», скомпонирированной из кусочков ваты.

Книги

Ярь. - СПб., 1907; 2-е изд. - СПб.: Т-во Вольф, 1909.
Перун. - СПб.: Оры, 1907.
Дикая воля. - СПб.: Факелы, 1908.
Ия: Стихи для детей. - 1908.
Кладбище страстей. Рассказы. - М., 1909. - Т. 1.
Русь. - М.: Изд. Сытина, 1910.
Повести и рассказы. - СПб., 1910.
Царевич Малыш. - СПб.: Т-во Вольф, 1910. - 28 с.
Ива. - СПб.: Шиповник, 1913.
Цветущий посох. - СПб., 1914.
На земле: Рассказы. - СПб., 1914. - 230 с.
Четырнадцатый год. - Пг.: Лукоморье, 1915.
Пушкину. - Пг., 1915.
Изборник: Стихи 1905-1917 гг. - М., 1916.
Алый смерч. - Тифлис, 1918; М., 1927.
Судьба России. - Тифлис, 1918.
Ангел Армении. - Тифлис, 1919.
Серп. - Пг.: Гиз, 1921.
Миролом. - М.: Гиз, 1923.
Весна безбожника. - Л.: Прибой, 1925.
Старуха на духу. - М.: Атеист, 1925.
Из тьмы к свету. - Л.: ГИЗ, 1926.
Про Ивана-Безбожника. - Л.: ГИЗ, 1926.
Московские рассказы. - М., 1927.
Грань. - М.: Никитинские субботники, 1929. - 104 с. - 2 000 экз.
Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905-1935. - М., 1936.
Думы. - Ташкент, 1942.
Песня дружбы. - Минск, 1947.
Стихотворения. 1905-1955. - М., 1956.
Стихи. - М., 1964.
Стихи. - М., 1966.
Стихотворения и поэмы. - М., 1974.
Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. - М.: Современник, 1984.

Биография

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967)

Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его «второй основоположник», по выражению Брюсова).

Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторжено. Третий сборник «Дикая воля» (1908) почти не был замечен ни критиками ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнезда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Темный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

В 1911 г. Городецкий выступил в роли ученого-литературоведа и подготовил к печати первое собрание сочинений И. С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной статьей и комментариями.

С 1912 года вместе с Гумилевым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения.

В годы первой мировой войны оказался во власти шовинистских настроений. Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт. И здесь он осознает несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении» (1918)).

Февральскую революцию встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч» (1927)). Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Черная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х стал меньше писать, а большее переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин» (1937−1945)).

Сергей Митрофанович Городецкий родился 17 января 1884 года в столице Российской империи, городе Санкт-Петербург. В возрасте 18-ти лет поступил на историко-филологический факультет, но не окончил его. р>

Известность пришла к писателю после издания в 1906 году первой книги «Ярь», но его последующие издания («Перун» и «Дикая воля») уже не имели и десятой части популярности первого сборника. Также, к неудачным работам Городецкого можно отнести и его первые прозаические попытки «Повести. Рассказы», «На земле», «Старые гнезда» и др.

Главной заслугой Сергея Митрофановича на литературном поприще, считается введение в отечественную литературу детского фольклора. В течение 10 лет Городецкий писал много стихотворений для детей, собирался открыть детскую газету.

Именно Городецкий в 1911 г. помог И. С. Никитину с выпуском первого собрание сочинений. Следующим направлением в творчестве писателя становиться акмеизм. Его попытки на этом поприще активно поддерживались со стороны Гумилёва. Среди их совместных наработок сборники «Ива» (1912) и «Цветущий посох» (1914).

Но на акмеизме Городецкий не остановился, и во время Первой мировой войны был полностью поглощён шовинистическими настроениями, которые нашли своё отражение в сборнике «Четырнадцатый год».

С 1916 года работает корреспондентом на Кавказском фронте. Затем на время покидает Россию, и направляется в Иран (в лагерь для больных тифом), а затем в Тифлис. В Тифлисе его работа снова возвращается в творческое русло-чтение курса эстетики в Тифлисской консерватории и работа редактором журнала «Арс».

Спустя пять лет возвращается в Москву, устраивается на работу в газету «Известия» (литературный отдел). Активные поиски себя в литературе Городецкий продолжает до 30-х годов, пробуя свои силы в новых жанрах. Со временем основным родом его деятельности становиться переводы и оперные либретто (среди которых стоит выделить текст к опере «Иван Сусанин»). Умер писатель в Обнинске, в 1967 году.

Сергей Городецкий родил ся 17 января 1884 года в Санкт-Петербург в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника-любителя, большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, среди них - Соловьёв, Лесков, подаривший мальчику «Левшу» с автографом. С детства Сергей чувствовал тягу к литературе, любил Пушкина, Кольцова, Никитина.

После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии Городецкий подрабатывал уроками. В 1902 он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и, как позже признавался в автобиографии: «Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного ещё не догнал, но и ни один ещё не убежал от меня».

Сергей Городецкий увлечённо занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 познакомился со студентом Блоком и подружился с ним. В квартире у Блока Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с ним в переписке, делился раздумьями о жизни и искусстве.

Городецкого занимали мировоззренческие проблемы, потом он рассказывал о духовных скитаниях, увлечении античностью, славяноведением, отечественной культурой, философией Ницше и Бергсона. Сергей Городецкий глубоко переживал поражение России в войне с Японией, часто думал о гибели мира и собственной смерти. В результате сложился первый сборник стихотворений . Образность и стилистику первых стихотворных опытов Сергея Городецкого определили, с одной стороны, влияния, идущие от поэзии младших символистов — Блока, Андрея Белого, с другой — впечатления, вынесенные им из поездки в Псковскую губернию, где молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, вживаясь в дух народного мифотворчества. «Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором ещё в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга «Ярь» , - писал Городецкий.

Стихи Сергея Городецкого, пропитанные пантеистическим ощущением полноты и единства окружающего мира, были с восторгом приняты в «башне» Вячеслава Иванова, которую он посещал в 1905, и сделали его «знаменитым в одну ночь». Городецкий так вспоминал об этом: «...в конце 1905 года я, прочитав свои «ярильские» стихи в присутствии всего символического Олимпа, то есть Вяч. Иванова, Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Блока, Белого, Мережковского, Гиппиус, Бердяева, профессоров Зелинского и Ростовцева, стал «знаменитым» поэтом и на недолгое время изюминкой «сред»

В 1906—1907 годах Городецкийопубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. На сборник «Ярь» откликнулись Брюсов, Вячеслав Иванов, Блок. Привлекали чувства свежести, жизнерадостности, веявшие со страниц книги молодого поэта, его умение выразить в слове переживания души, близкой к природным стихиям.



Весна [Монастырская]

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
Стены выбелены бело:
Мать игуменья велела!
У ворот монастыря
Плачет дочка звонаря:

«Ах ты, поле, моя воля,
Ах, дорога дорога!
Ах, мосток у чиста поля,
Свечка Чиста Четверга!

Ах, моя горела ярко,
Погасала у него.
Наклонился, дышит жарко,
Жарче сердца моего.

Я отстала, я осталась

У высокого моста,
Пламя свечек колебалось,
Целовалися в уста.

Где ты, милый, лобызаный,
Где ты, ласковый такой?
Ах, пары весны, туманы,
Ах, мой девичий спокой!»

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
Стены выбелены бело.
Мать игуменья велела
У ворот монастыря
Не болтаться зря!

1906

Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии», с ранних лет вдохновлявшие Городецкого и бросавш ие его из одной крайности в другую (от «мистического анархизма» к «реалистическому символизму» и акмеизму), приводят его к своеобразно трактуемой «русской идее», к поискам объединяющего начала в христианской религии и ее носителях — нищих, калеках («Русь», 1910). Однако «религиозные искания» Городецкого не встретили поддержки у его ближайшего окружения, и безжалостный приговор Вяч. Иванова, вынесенный сборнику «Русь», положил конец отношениям Городецкого и вождя петербургских символистов.

В 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов». 20 октября 1911 на квартире Городецкого состоялось организационное заседание «Цеха поэтов», на котором он вместе с Гумилевым был избран «синдиком» «Цеха». Так начался новый этап его литературной деятельности — акмеистический. Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху поэтов»: Ахматову, Мандельштама, получает поддержку со стороны «мэтра» — Гумилева.

Сборник «Цветущий посох» (1914) , объединивший стихи 1912, был представлен автором как программно-акмеистский. Это было подчеркнуто и в предваряющем сборник «Посвящении», и в продуманной архитектонике сборника, построенного как своеобразный дневник, и в выборе стихотворной формы — восьмистиший, дающих, по мнению Гумилева, «возможность запечатлеть самые мимолетные мысли и ощущения». «Деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности» и при этом ясность и четкость поэтической мысли — вот цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования.

В начале первой мировой войны Сергей Городецкий поспешил отозваться на официальный патриотизм сборником стихов «Четырнадцатый год» (1915), что привело его к «ссоре с передовой русской литературой».

В 1915, после фактического распада первого «Цеха поэтов», активно Городецкий популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Клюева, Клычкова, Есенина, Верхоустииского, Ширяевец), по его инициативе были созданы группы «Краса» и «Страда», объединяющие крестьянских поэтов.

В 1916 Городецкий уезжает из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты «Русское слово». Там и застала его Октябрьская революция. В первые послереволюционные годы, работая в Тифлисе и Баку, Сергей Городецкий становится видной фигурой литературной жизни Закавказья. Он поступает на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота.

Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1919.

Напрасно ищешь тишины: В живой природе нет покоя. Цветенье трав и смерть героя, Восторг грозы и вой луны, Туч электронных табуны, Из улья вешний вылет роя, Вулкана взрыв и всплеск прибоя В тебе таинственно равны. Нирваны нет. Везде тревога! Ревёт у твоего порога Полночных хаосов прилив. Не бойся никакой Голгофы. Весь мир пленённой бурей жив, Как твоего сонета строфы. Июнь 1918, Тифлис

В 1919 в Тифлисе он пытается создать объединение молодых поэтов, аналогичное акмеистскому «Цеху поэтов». В сборнике под характерным названием «Акмэ», изданном тифлисским «Цехом поэтов», Городецкий выступил с несколькими стихотворениями в новой стилевой манере (два «Ноктюрна», «Бессмертие», «Черепа»). В них поэт развивает прежний акмеистский тезис приятия мира «во всей совокупности красот и безобразий», смыкаясь с тем крылом акмеизма, которое было представлено именами Нарбута и Зенкевича.


Репин И.Е. Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914

С 1921 Городецкий жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В Москве Сергей Городецкий не оставлял попыток возрождения «нового» акмеизма. В 1925 вышел подготовленный им сборник «Стык» — орган московского «Цеха поэтов». Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как Антокольский и Зенкевич, Инбер и Сельвинский, Шенгели и Ширяевец.

В 1920-е Городецкий издал сборники своих стихов «Серп» (1921), «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929).

"Портрет С. М. Городецкого". Художник Кустодиев

В 1930-е Сергей Митрофанович много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Написал новый текст («немонархический») оперы Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин». Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Настанет час, когда меня не станет, Помчатся дни без удержу, как все. Всё то же солнце в ночь лучами грянет И травы вспыхнут в утренней росе. И человек, бесчисленный, как звёзды, Свой новый подвиг для меня начнёт. Но песенка, которую я создал, В его трудах хоть искрою блеснёт. 1955

В 1958 Сергей Городецкий опубликовал автобиографический очерк «Мой путь». В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького, работая с заочниками. Последние стихи - «Горячее время», «Видна дорога».

Сергей Митрофанович писал литературно - критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках. Городецкий перевел ряд произведений заподно-европейских писателей: Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера

Умер Серге й Митрофанович Городецкий 7 июня 1967 в Обнинске.

    Городецкий Сергей Митрофанович, талантливый поэт модернист. Родился в 1884 г. в дворянской семье, учился на филологическом факультете Петербургского университета. Рано обратил на себя внимание языческими стихами. В них, исходя из идей Вячеслава… … Биографический словарь

    - (1884 1967) русский поэт. Один из организаторов Цеха поэтов (см. Акмеизм). В сборнике Ярь (1907) темы и образы русского фольклора. Поэмы (в т. ч. Красный Питер, 1922) … Большой Энциклопедический словарь

    Русский советский поэт. Родился в семье писателя этнографа. Первый сборник стихов «Ярь» (1907) отразил интерес поэта к народному творчеству. Используя мотивы древнеславянской языческой мифологии, Г.… … Большая советская энциклопедия

    Городецкий, Сергей Митрофанович - Городецкий Сергей Митрофанович (1884–1967) первыми своими книгами «Перун» и «Ярь» (1907) потряс самых взыскательных ценителей, в третьей – «Дикая воля» (1908) – казался самоповторяющимся, а в следующих – исписавшимся; зачинатель акмеизма (вместе… … Русские поэты Серебряного века

    - (1884 1967), русский поэт. Один из организаторов «Цеха поэтов» (см Акмеизм). В сборнике «Ярь» (1907) темы и образы русского фольклора. Поэмы (в том числе «Красный Питер», 1922). * * * ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович … Энциклопедический словарь

    - (род. 1884) современный русский поэт; из дворян; сын литератора этнографа; окончил историко филологический факультет Петербургского ун та (специальность теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916 1917,… … Большая биографическая энциклопедия

    ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович - (1884—1967), русский советский поэт. Сб. стихов «Ярь», «Перун» (оба — 1907), «Дикая воля» (1908), «Изборник» (1916), «Ангел Армении». (1918), «Серп» (1921), «Думы» (1942), «Северное сияние» (опубл. 1968) и др. Поэмы «Шофер Владо» (1918) … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

Сергей Митрофанович Городецкий (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург, Российская империя - 7 июня 1967, Обнинск, СССР) - русский и советский поэт, переводчик.

Биография

Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906-1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» - это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е годы Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 году стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилёвым). В 1915 году протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Знал армянский язык. Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян. Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.

С 1921 году жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию - как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 года работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 года - в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е годы много работал над оперными либретто - это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.

Создал либретто одной из первых опер советской тематики - «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого - о Гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса», по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

Творчество

В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего - Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи - от агиток периода Гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».

Вольфганг Казак

Семья

  • Жена - актриса и поэтесса Анна Алексеевна Городецкая (урожд. Козельская);(лит. псевдоним Нимфа Бел-конь-Любомирская); (1889-1945). Замужем за С. Г. с 1908. По словам А. А. Блока отличалась необыкновенной красотой.
  • Дочь - Рогнеда Городецкая-Бирюкова (р. 1909), внучка Наталья Юрьевна Бирюкова, правнучка - Татьяна.
  • Брат - Городецкий Александр Митрофанович (1886-1914), художник, периодически страдал психическими нервными расстройствами. Болел, последние два года парализованный. Автор картины «Венок на могилу Комиссаржевской», скомпонованной из кусочков ваты.

С 1904 г. - непременный член Екатеринодарского (Краснодарского) отделения Поземельного крестьянского банка. Окончил Санкт-Петербургский университет, историко-филологический и юридический фак-ты. Историк, библиограф Кубани и Кавказа, профессор, ректор Краснодарского Университета. Помог С.Есенину напечатать первый сборник стихов. Его сын, Городецкий Гергий Борисович, начальник "КубаньВодоКаналПроект", спроектировал и сопровождал воплощение "Каракумского канала". Его сын, профессор и зав.кафедрой "Эргономики" МАИ. (живет в н.в.,).