Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

С международным днем коренных народов мира. День коренных народов мира

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) отмечается ежегодно 9 августа.

Международный день коренных народов мира (9 августа) был впервые провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года с тем, чтобы ежегодно отмечать эту дату в течение первого Международного десятилетия коренных народов мира (1995–2004 гг.).

В 2004 году Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира на период 2005–2014 гг., под лозунгом "Десятилетие действий и достоинства».

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.
Ситуация изменилась лишь во второй половине ХХ века. В 1970-е годы, по инициативе ООН, началось исследование прав коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, в результате в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал в рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для коренных народов. Он предоставляет помощь представителям общин и организаций коренных народов, управляется Генеральным секретарем ООН.

Общая численность коренных народов в мире оценивается примерно в 370 миллионов человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. Хотя коренные народы составляют 5% населения мира, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты.
Коренные народы продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются: они лишены возможности контролировать свое собственное развитие, исходя из своих ценностей, нужд и приоритетов; они недопредставлены в политических органах и не имеют доступа к социальным и другим услугам.

В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы – ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - кереки (4) и энцы (227). Еще 7 коренных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) проживают в иных географических зонах.

Календарь праздников в августе.

    мира - (International Day of the World s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа. Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день коренных народов - мира (на других официальных языках ООН: англ. International Day of the World’s Indigenous, исп. Día International de las Poblaciones Indígenas, фр. la Journée internationale des populations autochtones) 9 августа. В 1994 году Генеральная… … Википедия

    Международный день коренных народов - Коренные народы - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы. В международном праве понятие коренные народы включает ряд аспектов. Во первых,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Всемирный день коренных народов мира

    Всемирный день коренных народов - Международный день коренных народов мира (на других официальных языках ООН: англ. International Day of the World’s Indigenous, исп. Día International de las Poblaciones Indígenas, фр. la Journée internationale des populations autochtones) 9… … Википедия

    Международный День ООН - официально установленный ООН международный памятный день. В основном учреждается резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Как правило, ежегодно на каждый международный день выбирается своя тема дня. Содержание 1 Январь 2 Февраль 3 Март … Википедия

    Международный день лесов - 21 марта в мире отмечается Международный день лесов (International Day of Forests). Впервые идея отмечать Международный день лесов возникла на 23 й Генеральной ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. Годом позже… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день родного языка - (International Mother Language Day) был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается ежегодно 21 февраля для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Эта дата была выбрана в знак памяти… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Международный день борьбы за отмену рабства - Ежегодно 2 декабря в мире отмечается Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами. Целью этого… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздничный день - Праздник (сравните со словом «праздность») это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность … Википедия

Издавна считалось, что коренные народы - это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.

Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.

Когда отмечают

Международный день коренных народов отмечается 9 августа. 23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 49/214 утвердила ежегодное его празднование.

Кто празднует

Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.

История и традиции праздника

В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1992-й Международным годом Колумба, что привело к протестам и возмущению жителей Америки, особенно коренного населения. Пытаясь погасить волнения, в 1992 году она объявила о посвящении 1993-го Международному дню коренных народов мира. Заседание рабочей группы состоялось именно 9 августа.

Первое Международное десятилетие раскрыло проблему данных народов и заинтересовало глав разных стран. Резолюция № 59/174 от 20 декабря 2004 года дала основание проводить второе Международное десятилетие. 13 сентября 2007 года была ратифицирована Декларация о правах коренных народов, которая закрепила их юридическое существование и права.

Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов.

В России в 2019 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий или проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи, которое транслируется в прямом эфире.

Северный Кавказ - родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они в Дагестане и Чечне.

3 коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев - 169 и водь - 33.





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) отмечается ежегодно 9 августа.

Международный день коренных народов мира (9 августа) был впервые провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года с тем, чтобы ежегодно отмечать эту дату в течение первого Международного десятилетия коренных народов мира (1995–2004 гг.).

В 2004 году Ассамблея провозгласила второе Международное десятилетие коренных народов мира на период 2005–2014 гг., под лозунгом "Десятилетие действий и достоинства».

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.

Ситуация изменилась лишь во второй половине ХХ века. В 1970-е годы, по инициативе ООН, началось исследование прав коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, в результате в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал в рамках подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Добровольный фонд для коренных народов. Он предоставляет помощь представителям общин и организаций коренных народов, управляется Генеральным секретарем ООН.

Общая численность коренных народов в мире оценивается примерно в 370 миллионов человек. Они живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. Хотя коренные народы составляют 5% населения мира, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты.

Коренные народы продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются: они лишены возможности контролировать свое собственное развитие, исходя из своих ценностей, нужд и приоритетов; они недопредставлены в политических органах и не имеют доступа к социальным и другим услугам.

В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы – ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - кереки (4) и энцы (227). Еще 7 коренных малочисленных народов (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) проживают в иных географических зонах.