Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Решительность. Учимся принимать решения


Скачать: uchimsaprinimatresheniya2006.pdf

A S С Н Е N
GUIDE
Матиас Нёльке
Учимся
принимать
решения
ОМЕГА-Л
Учимся принимать решения
4
УДК 159.95 ББК 88.3 Н49
«Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags, Bundesrepublik Deutschland, Freiburg i. Br. 2005»
«Licensed edition by the Rudolf Haufe Verlag,
Federal Republic of Germany, Freiburg, 2005»
«Лицензионное издание Издательства Рудольф Хауфе, ФРГ, Фрайбург, 2005»
Нёльке, Матиас.
Н49 Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно / Матиас Нёльке; [пер. с нем. Д.В. Ковалевой]. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с: ил., табл. - (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). - Доп. тит. л. нем. - ISBN 5-365-00084-6.
Агентство CIP РГБ
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
Из этой книги Вы узнаете, как особенности мышления влияют на решения; какие пять шагов ведут к правильному решению; в чем состоят наиболее эффективные техники принятия решений и наиболее распространенные ошибки.
Книга написана простым, ясным и доступным языком, снабжена многочисленными примерами.
Для широкого круга читателей.
УДК 159.95.
ББК 88.3
ISBN 5-365-00084-6 (рус.) © 2004, Rudolf Haufe Verlag
ISBN 3-448-06345-2 (нем.) GmbH et Co. KG
© Омега-Л, 2006
www.natahaus.ru
TaschenGuide - все, что Вы должны знать
Для всех, у кого мало времени и кто хочет знать суть дела. Для начинающих и профессионалов, которые желают быстро освежить свои знания.
Вы экономите время и можете эффективно применять полученные знания на практике.
Авторы излагают каждую тему просто, в доступной форме.
Все разделы структурированы в соответствии с наиболее важными вопросами и проблемами, встречающимися на практике.
Наглядный план содержания позволяет Вам быстро и четко ориентироваться в книге.
Подробное руководство «шаг за шагом», системы самопроверки и полезные советы послужат Вам необходимым инструментом в работе.
Данные издания могут послужить оперативным и наглядным пособием для рабочих коллективов в различных организациях и на предприятиях.
Нас очень интересует Ваше мнение! Присылайте свои отзывы и предложения на электронный адрес: [email protected] Будем рады Вашим откликам.
Содержание
к Предисловие ¦
¦ Как решиться?
¦ Какие цели имеют значение?
¦ Время при поиске решений
¦ Семь наиболее распространенных ошибок
Как особенности мышления влияют на решения
¦ Мышление и принятие решений
¦ «Белые пятна» в нашем мышлении
¦ Пять шагов к правильному решению
1. Постановка вопроса
¦ 2. Прояснение цели
7
3. Выбор возможностей 4. Принятие решения 5. Проверка результата
Техники принятия решений -помощь в выборе решений
Анализ практической ценности «Дерево решений» Контрольные таблицы «Система нокаута» «Буриданов осел» Сценарий «наихудшего случая» Техники воображения Автор, «мысленных шляп», по де-Боно Принятие решений в группе
Литература
Предисловие
С необходимостью принимать решения мы вынуждены сталкиваться постоянно как в профессиональной, так и в личной жизни. Это не всегда дается нам легко, поскольку во многих случаях мы не можем предвидеть последствий нашего решения. К тому же от таких решений порой может зависеть очень многое: наш профессиональный успех, благополучие наших близких или наше личное благосостояние.
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как же принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
В этом Вам поможет данная книга. Вы узнаете, как принимать решения, когда в нашем мышлении возникают «белые пятна» и как эти «белые пятна» могут влиять на наши решения; когда есть смысл принимать спонтанные решения и когда выбор решения требует сложного и тщательного подхода. Вы овладеете различными техниками принятия решений и получите большое количество практических советов, как улучшить Ваши навыки в этом деле. Единственное, что Вам нужно решить прямо сейчас: стоит ли приобрести данную книгу?
Д-р Матиас Нёльке
Простой способ принять правильное решение
Часто ли Вы принимаете поспешные решения? Происходит ли это под каким-либо давлением или же просто потому, что Вы откладываете их в долгий ящик? Как часто у Вас возникает чувство, что принятое Вами решение не было самостоятельным? Из этой главы Вы узнаете, как обнаружить скрытые цели, манипуляции и другие опасности, подстерегающие Вас на пути к выбору решения.
Простой способ принять правильное решение
Как решиться?
«В прошлом я принял правильное решение и благодаря этому принял правильное решение в будущем». Джордж В. Буш
Каждый день Вам приходится сталкиваться с необходимостью принимать огромное количество решений. Вы не раз сами это замечали. В самое короткое время Вы понимали, что нужно делать, и претворяли свое решение в жизнь.
Допустим, Вы стоите в книжном магазине, раскрыли вот эту книгу и должны принять одно-единственное решение: стоит ли Вам купить ее или поставить обратно на полку? Как Вы поступите в данном случае? Как придете к решению? И будет ли это решение правильным?
Пример
Вы взяли эту книгу в руки и начали читать. В течение следующих двух минут Вам нужно будет решить, стоит ли ее купить. Вы подсознательно задаете себе лимит времени. И уже очень скоро Вы сможете сказать, интересует ли Вас данная тема, хорошо ли пишет автор, нравится ли Вам данная книга или нет.
1 >

Как научиться принимать трудные решения . Необходимость сделать правильный выбор в непростой жизненной ситуации часто становится для нас серьезной проблемой. Доводилось ли вам быть настолько потерянным, что вы не знали, как реагировать? Или принять решение в ущерб вашим интересам и той цели, которую вы хотите достичь? Принятие решений – это когнитивный навык, который можно тренировать. Эта статья познакомит вас с инструментами, стратегиями и ресурсами, которые помогут вам действовать быстро, рационально и эффективно в трудные моменты вашей жизни. Добиться желаемого будет намного легче, если вы умеете принимать правильные решения!

Существует множество типов решений. Взрослые люди, начиная с того момента, как они просыпаются по утрам, и до того, как засыпают, ежедневно принимают тысячи решений. Научитесь распознавать, какие решения имеют наиболее важные последствия и действовать соответствующим образом.

Терапия устранения проблем , которую мы рассмотрим далее, позволит вам улучшить способность принимать решения, а также лучше справляться со стрессовыми ситуациями в вашей повседневной жизни. Любое решение, которое вы принимаете, формирует цепь новых событий. Научитесь принимать лучшие решения!

Принятие решений постоянно присутствует в нашей жизни. Одни решения приводят нас к другим, и часто они становятся анекдотами нашей повседневной жизни. До которого часа можно поспать в воскресенье, брать с собой зонтик, когда небо затянуто тучами, подняться по лестнице или на лифте… Речь не идет о решениях, которые мы считаем трудным. Не стоит недооценивать маленькие повседневные решения, существует определенная группа решений, которые будут иметь серьезные последствия средне- и долгосрочной перспективе в нашей жизни. По этой причине, умение делать оптимальный выбор в самых трудных ситуациях требует от нас тренировки рационального и логического мышления.

Нейропсихологический , синдром дефицита внимания и гиперактивности

Например, записаться в тренажерный зал или студию живописи, сдать экзамены и поступить в университет, принять приглашение на работу в другом городе за сотни километров от дома, или выбрать имя ребенку, – это тот тип решений, который требуют от нас больше усилий и времени на размышления.

В психологии принятие решений описывается, как высший когнитивный процесс . Суть этого определения состоит в том, что этот процесс опирается на другие психологические процессы, такие как внимание, рабочая память , скорость обработки данных , речь, дедуктивное мышление, планирование , контроль, творческие процессы и т.д. Как видите, принятие обдуманных и рациональных решений является сложным процессом для нашего мозга . Но благодаря пластичности мозга , а также нашей способности к обучению, мы можем улучшать функции мозга и когнитивные процессы, и научиться применять новые стратегии, которые позволяют нам принимать оптимальные решения.

Любой человек обладает способностью тренировать и совершенствовать свои когнитивные навыки , чтобы преодолевать повседневные трудности и принимать решения более адаптивным способом. Откройте для себя стратегии терапии устранения проблем!

Терапия устранения проблем учит нас бороться с конфликтами повседневной жизни с когнитивно-поведенческой точки зрения. В ходе этой терапии человек принимает активное участие в процессе, который начинается с момента возникновения мотивации, задолго до решения проблемы. Так он учится преодолевать различные трудности (ситуации, связанные с новизной, риском, неопределенностью) и действовать в условиях повышенного напряжения и стресса.

7 простых шагов, чтобы научиться принимать трудные решения

1. Выявить наличие проблемы. 2. Установить цель. 3. Выработать положительный подход к решению проблемы. 4. Собрать необходимую информацию. 5. Сформировать альтернативы. 6. Оценить альтернативы. 7. Принять решение.

Эта стратегия, кратко представленная в виде 7 простых шагов , поможет вам активировать пути рационального мышления. Рациональное мышление позволит вам с большей эффективностью принимать важные решения.

Каждый человек уникален. Идея , от которой отталкивается терапия устранения проблем, состоит в том, чтобы вы могли выработать свою собственную стратегию . Вы можете разделить этот процесс на большее или меньшее количество шагов, пока не придете к тому, чтобы использовать эту технику спонтанно, по мере необходимости. Следует иметь в виду, что окружающая среда и ситуации, в которых вам предстоит действовать и принимать решения, могут быть сложными и нестабильными. Таким образом, этот алгоритм не является безошибочной формулой, которая вам даст ответы на все вопросы. Это лишь схема действий .

1. В чем состоит суть проблемы, с которой вы столкнулись?

Выявить наличие проблемы. Этот первый шаг может показаться довольно очевидным. Предполагается, что мы уже столкнулись лицом к лицу с проблемой, и можем определить, в чем состоит ее суть. Тем не менее, осознанное принятие проблемы имеет два преимущества: с одной стороны, это позволит вам приблизиться к этой конкретной ситуации и и увидеть свое положение на данный момент; а с другой стороны, это откроет вам двери для активации процесса принятия решений, то есть, будет служить в качестве «спускового крючка» для запуска остальных шагов внутри взаимосвязанной последовательности действий.

2. Какую цель вы ставите перед собой, выбирая решение проблемы?

Подумайте о своих интересах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе . Например, представьте, что вы вдруг почувствовали небольшой дискомфорт в зубе. В краткосрочной перспективе, какие элементы могли бы повлиять на вас и заставить отложить визит к врачу? Беспокойство, ожидание боли, страх, беспечность, бегство от проблем, экономия денег… Если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, мы увидим, что отложенный на неопределенный срок визит к стоматологу может вызвать больше осложнений в будущем: повышенный дискомфорт, бóльшая продолжительность и интенсивность лечения, и, соответственно, более высокая стоимость. Мы увидим, что иногда принятие решений не требует глубокого и тщательного анализа или выдающихся интеллектуальных способностей, необходимо просто расширить перспективы .

3. Удается ли вам сформировать положительное отношение к своему решению?

На самом деле, очень важно попытаться сформировать положительное отношение к ситуации. Но это вовсе не означает, что вы должны видеть все через розовые очки. Люди с положительным отношением в части принятия решений верят в свои способности и находят в каждой жизненной ситуации новую возможность чему-то научиться и получить бесценный опыт.

4. Вы искали значимую информацию, чтобы решить возникшую проблему?

Для того, чтобы убедиться, что информация, которую вы оцениваете, действительно актуальна, будет целесообразно:

  • Сфокусироваться на объективных фактах , и только на фактах.
  • Стараться не принимать в расчет интерпретации субъективного порядка и эмоционально заряженные суждения .
  • Рекомендуется избегать возможные когнитивные искажения .

«Уклон подтверждения» – это тенденция консультироваться только с теми людьми, которые разделяют и поддерживают наше мнение . Как правило, это наши друзья и члены семьи, поэтому их суждения, в большинстве случаев, нельзя считать непредвзятыми и объективными. Представьте себе, что вы находитесь в поиске альтернативных точек зрения, чтобы решить, готовы вы перейти на следующий этап в отношениях с вашим партнером. И спрашиваете совета у подруги, с которой у вас очень похожие взгляды. Как вы думаете, сможете ли вы благодаря ей получить более широкое представление о происходящем в вашей жизни?

Другой тип когнитивного искажения – это следование «устойчивым убеждениям», которые представляют собой мнения, основанные на предыдущем опыте, без учета текущей ситуации. Например, я знал одного взрослого человека, которого спросили: «Чем занимается ваш отец?» И он сказал: «Мой отец – банкир». Реальность была такова, что его отец после 30 лет работы в банке вышел на пенсию, в течение двух последних лет он был пенсионером и находился на новом этапе его жизненного цикла.

5. Вы обладаете способностью придумать несколько решений для одной проблемы?

  • Развивайте свой творческий потенциал. Речь идет об умении генерировать варианты развития событий или альтернативы текущей ситуации. Чем больше их будет, и чем вариативнее будет их характер, тем лучше. При этом изначально не так важно будут ли они применимы, безрассудны или идеальны. Вы пробовали метод мозгового штурма?
  • Пока еще не пришло время использовать рациональный или дедуктивный метод мышления. Поэтому не пытайтесь осуждать или отклонять любые идеи, какими бы безумными или абсурдными они вам не казались. Вероятно, что некоторые элементы этих идей будут вам полезны, чтобы найти оптимальное решение впоследствии.
  • Учитесь принимать различные точки зрения . Для этого можно вам может быть полезно развитие навыка латерального или дивергентного мышления.

6. Как выбрать оптимальный вариант?

Каждый человек уникален, и вы это уже знаете! На выбор одного из возможных вариантов будут оказывать влияние личностные и социально-культурные факторы. В общем виде, оценка каждой альтернативы включает в себя :

  • Вероятность того, что характеристика, которую мы ищем, на этот раз будет обнаружена . Приведем пример. Представьте себе, что вы решили принять предложение сменить работу, потому что возможности карьерного роста в этой компании будут выше, чем в той, где вы сейчас работаете. Какова вероятность того, что в течение нескольких лет вы сможете улучшить свой профессиональный уровень, и ваши ожидания оправдаются?
  • Оценка последствий с точки зрения общих затрат и выгод . Это очень трудоемкий процесс, основанный на принципе максимизации, то есть необходимо выбрать вариант, который имеет более высокие показатели по всем возможным параметрам сравнения. Однако, маловероятно, что человеку будет под силу выполнить такой анализ. В реальной жизни мы используем прежде всего критерий удовлетворенности , учитывая в процессе оценки лишь некоторые характеристики, например, те, которые нам кажутся наиболее желанными и доступными.

Другие критерии, которые мы используем, это удовлетворение, риск и полезность .

Далее вы можете посмотреть короткое видео, продолжительностью около 15 минут (активируйте субтитры на русском языке). В этом видео философ Рут Чанг рассказывает о простом и дальновидном способе оценки всех решений в нашей жизни. На заднем плане расположена надпись: «Вы – это решения, которые вы принимаете».

7. Вы уже приняли решение?

OK! Если вы дошли до этого шага, настало время принять решение. Выберите вариант, который вы считаете наиболее оптимальным. Вспомните, о чем мы говорили ранее: решения зависят от человека и момента, в который они принимаются. Вполне возможно, что через несколько лет вы будете смотреть на эту ситуацию иначе, с учетом опыта и смены перспективы. Но не мучайте себя по этому поводу. Не позволяйте себе блокировать процесс принятия решения и не игнорируйте проблему.

Прежде чем принять окончательное решение, выполните анализ и оценку выбранной альтернативы , используя вопросы следующего типа: Удовлетворяет ли это решение мои потребности? Соответствует ли оно моим целям и интересам? Есть ли у меня необходимые ресурсы?…

Пора перейти к действию: как реализовать принятое решение?

Разработайте детальный план , укажите в нем ваши шаги и время необходимое для реализации принятого решения. Для этого не существует правил. Рекомендуем вам сделать его персональным и адаптированным к ситуации.

  • Понаблюдайте за своим собственным поведением. Контролируйте то, что вы делаете, и как вы это делаете. Важно сохранять концентрацию внимания.
  • Запланируйте промежуточные оценки своей деятельности. Проанализируйте каждую фазу и сделайте вывод, совпадают ли полученные результаты с теми, которые вы ожидали получить. Если нет, проверьте еще раз свой план.
  • Любите и балуйте себя. Используйте небольшие награды, если результаты вас порадовали. Иногда бывает достаточно поддержки на словах: «Молодец! Отличный результат!» Это также может работать, как предвкушение последующей награды: «Молодец! Теперь ты можешь, наконец-то, поехать в отпуск!» Или же: «Что может быть лучше, чтобы отпраздновать удачное решение … чем новое решение!»

Так можно описать подход к принятию решений с когнитивно-поведенческой точки зрения. Научиться принимать решения , хорошие решения в трудные времена, это возможно. Что? Это не очень-то похоже на привычный вам процесс принятия решений? Не волнуйтесь. Конечно, вы делаете примерно то же самое, не отдавая себе в этом отчета. Однако, скорее всего, вы не будете следовать этому механическому процессу. Основная цель терапии устранения проблем состоит в том, чтобы человек смог достичь автоматизации процесса принятия решений и делать это с наименьшими усилиями.

Честно говоря, истина заключается в том, что люди не всегда имеют время и желание вести себя рациональным и запрограммированным образом. Так что иногда мы используем то, что называется «эвристика». Это своего рода «ярлыки» или «интуиция», которые служат для экономии ментальной энергии. И не всегда наиболее логичное решение является наиболее подходящим на данный момент, или то, которое мы, наконец, выбираем из ряда имеющихся альтернатив. Почему мы это делаем? Чтобы узнать больше о том, как мы принимаем решения, почему мы так себя ведем, какова роль наших эмоций в процессе принятия решений, следите за обновлениями в блоге…

Список использованной литературы: González Labra (2012), Психология мышления. Ruiz, Díaz, y Villalobos (2012), Руководство по когнитивно-поведенческим техникам вмешательства.

Матиас Нёльке - "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно ". 11.01.2016 - 24.01.2016

Эта книга внезапно для меня стала второй прочитанной для рубрики отзывов о литературе. Пока не удаётся заставлять читать себя книги так часто, как планировал.

Сам отзыв в последних трёх абзацах, кому лень читать мои рассуждения - можете начать оттуда.

Итак, книгу я обнаружил на просторах интернет-магазинов книг. Заинтересовала она меня, как водится, названием. По-скольку, во-первых, раньше я не задумывался о проблемах принятия решений, жизнь и события в ней были довольно линейны и делились почти всегда на чёрное и белое, типа получил пятёрку - белое, двойку - чёрное. Что бы я ни выдумывал, оптимальным решением было хорошо учиться, чтобы хорошо закончить школу, чтобы поступить в хороший университет, в котором я бы хорошо учился, чтобы по его окончании было получено качественное образование, которое поможет в итоге найти хорошую работу. Всё просто:)

Но, чем дольше я работаю, тем яснее становится (эти мысли были и раньше, но я их старательно отбрасывал), что жизнь гораздо сложнее и, скорее, состоит из оттенков серого. Всё чаще стал замечать, что цитата из Assasin"s Creed красной нитью сплетает не только серию этих игр, но и работу: "Ничто не истина. Всё дозволено". Но чтобы достичь реалий дозволенной истины и выйти за ее рамки, нужно чаще принимать идеальные решения.

Во-вторых, в последние год-два, количество сложных решений, которые нужно принять в короткий срок, при ограниченных ресурсах и, на первый взгляд, примерно равных результатах (последствиях), стало активно расти и я давно задумался, что не плохо было бы почитать чё-нить на эту тему.

И вот как-то ночью я нашёл книгу "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно". Более того, стоила она чуть больше ста рублей, что подтолкнуло меня к более быстрому решению о покупке книги вместо её поисков в fb2. Книга, точнее книжка, оказалась напечатанной на формате вдвое меньше А5 (тетрадный лист) на 125-ти страницах, что как бЭ намекало, но всё равно не испугало меня.

Когда я начал её читать, всё время думал как я её уничтожу в своём отзыве и оставлю где-нибудь в общественном туалете, где не принято класть туалетную бумагу, по-скольку манера написания меня убивала: мне всё время казалось, что это какая-то сокращённая версия настоящей книги, которая к тому же переведена электронным переводчиком, где корректор только поправил окончания)))) На столько криво и неуместно строятся предложения, водятся хороводы вокруг да около. Вся суть которых сводилась к "Решения нужно принимать на основе сравнения аналитически выверенных равнозначных параметров между несколькими альтернативами, не забывая при этом про интуицию, которая подсказывает вам подсознательное решение, основанное на вашем опыте".

Но, внезапно! Именно так, на 85-й странице, напомню, из 125-ти страниц, в главе "Техники принятия решений" я нашёл именно то, ради чего была куплена эта книжка. На последних 40-ка страницах приведены самые распространенные алгоритмы поиска решений. Не скажу, что они открыли для меня Америку, стали для меня шокирующими, но какой-то порядок в голове всего того, что я знал, ощущал, догадывался, привели в структуру.

Надо сказать, что такой дотоша, как я, даже прочтя этот отзыв, начал бы читать книгу сначала, но не делайте так. Откройте её, перелестните на 85-ю страницу и вперед!??

ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат

Воспитательное занятие

6 класс

Тема «Учимся принимать решения»

Воспитатель: Аипова Р.Т.

с. Шафраново, 2016 г.

Цель:

формирование умения принимать правильное решение в зависимости от ситуации.

Задачи:

1) рассмотреть ситуации, требующие принятия того или иного самостоятельного решения, часто встречающиеся в школьной жизни;

2) помочь осознать степень ответственности за принятое решение, и его последствия;

3) рассмотреть приемы, помогающие принимать решения.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, фломастеры, лист ватмана А4 (либо специальная доска), таблички с надписями «ЧУВСТВА», «РАЗУМ»; 11 бумажных самолетов, видеоролик «Круговорот добра».

Ход занятия:

    Организационные моменты.

Ребята, Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения. С этим явлением мы часто сталкиваемся в жизни и от того, насколько хорошо мы умеем это делать, зависит, как хорошо будет складываться наша жизнь. Поэтому прошу быть всех внимательными, принимать активное участие, надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.

    определение темы занятия:

«Цепь событий».

А о чем пойдет речь, вы должны определить сами. Что же за таинственное умение, которое необходимо каждому, и от которого зависит, будет ли наша жизнь хорошей или вообще прекрасной?

Итак, разберем простую житейскую ситуацию.

На слайде фото бездомного котенка, на доске лист ватмана для схематического разбора ситуации, в руках педагога фломастер.

Педагог: Посмотрите на этого котенка. Он вам нравится? Какие чувства он у вас вызывает? А он, между прочим, бездомный, ничей. Вам его жалко? У меня возникает вопрос: «Пройти мимо или Позаботиться о нем».

Ребята, предлагают возможные в данной ситуации варианты ответов : «забрать», «подойти», «пройти мимо».

Педагог, совместное с ребятами коллективное обсуждение ситуации, сопровождает одновременным построением схемы развития событий фломастером на ватмане.

Педагог: Каждый из предложенных вариантов ответа предполагает возникновение уже других вопросов. Какие могут быть ситуации дальше?

Ребята снова предлагают возможные ситуации развития события.

Если «забрать», то «прятать (если родители не одобрят твое решение)» или «просить помощи у взрослых (ведь самостоятельно ты пока не сможешь обеспечить за ним уход)»;

Если «подойти», то возможно «покормить» или «отнести в приют»

Педагог: Ребята, возможно, вы просто шли в магазин или к другу, или вообще, у вас были планы на вечер, а тут встреча с котенком. В голове у вас начинают возникать вопросы, вы быстро ищите на них возможные ответы, затем из них выбираете наиболее правильный на ваш взгляд ответ и начинаете по нему действовать. Как в жизни называется это явление, происходящее с каждым человеком, когда в жизненной ситуации он быстро выбирает возможный ответ и начинает действовать? (Принимать решение)

Правильно тема нашего занятия: «Учимся принимать решения».

Схема на ватмане, которая получилась у нас с вами при обсуждении вроде бы совсем простой ситуации, встречи с котенком показывает, насколько сложно принимать решения, потому что возможно много вариантов ответов, из которых нужно выбирать. И насколько это ответственно принимать решение, так как могут случиться разные последствия иногда и плачевные.

Какая будет цель нашего занятия, отталкиваясь от его темы? (Научиться принимать решения).

Сформулировать задачи нашего занятия, может помочь крылатое выражение: «Учиться надо на чужих ошибках».

    Рассмотреть разные ситуации принятия решений;

    Проанализировать эти ситуации;

    Сделать вывод, что значит принимать решение.

    2 часть: «Выбор в борьбе»

Педагог: Принимать решение – это сложно. Часто, в нас как будто борются две личности. И каждая из них считает себя правой. А наша задача – сделать правильный выбор, о котором вы потом не пожалеете.

Сейчас мы будем учиться принимать решения. Для этого разыграем сценки. Разделимся на группы по три человека. Представим, что мы на ринге, где борются «Чувства» и «Разум». Один из вас будет в роли бойца чувств, который склоняет главного героя действовать под импульсом нахлынувших переживаний, а другой – бойца разума, который пытается оправдать «виновника» ситуации и склонить главного героя поступать согласно чести. А третий будет главным героем, в голове которого идет бой. Он должен принять решение. По окончании предполагаемого боя главный герой должен поднять руку победителя и объяснить нам, почему он сделал такой выбор.

Ситуации:

    Мимо проходящая девочка наступила случайно тебе на ногу.

    Ты выбегаешь без куртки в холодную погоду. Воспитатель кричит тебе «Сорванец, вернись и надень куртку немедленно! Не хватало тебе заболеть! Кто тебя лечить будет?!»

3. Ты пыталась, но не смогла в очередной раз выучить урок. Учитель на это говорит: «Бестолковая ты голова! Что из тебя только вырастит!»

Обсуждение актуальности разыгранных ситуаций, принятых главным героем решений.

Педагог: Разыгранные вами ситуации помогли сейчас нам с вами посмотреть со стороны на ситуацию принятия человеком решения. Давайте попробуем сделать вывод, какие умения важны при принятии решений?

( Ответы: Умение поставить себя на место другого участника ситуации, умение держать себя в рамках общих правил поведения).

    3 часть: «Быстрый выбор».

Педагог: Жизнь не всегда дает нам время подумать, в момент принятия решений. Бывает, происходит так, что решение необходимо принимать быстро. Сейчас, предлагаю проверить насколько вы готовы быстро принимать решения.

Для этого всем желающим поучаствовать предлагаю взять из мешочка бумажный самолет, можете взять два. Каждому участнику я задам ситуацию, в которой он не задумываясь долго должен быстро озвучить свое решение, как он поступит. В зависимости от вашего ответа я буду просить вас смять самолет или его сохранить.

Ситуации:

    Взрослых нет дома. Услышав звонок в дверь, ты:

(спросишь: «Кто там?», посмотришь в глазок и откроешь только знакомому);

    В помещении возник пожар. Комната задымлена. Твои действия:

(нагнешься, прикроешь нос и рот влажным полотенцем и побыстрее выйдешь)

    В квартире запахло горелой резиной. Что будешь делать:

(Найдешь источник запаха и постараешься устранить причину, либо звонить 03)

    Ты далеко заплыл и у тебя свело ногу. Твои действия?

(не паниковать! позвать на помощь, либо постараться разогреть ногу руками и аккуратно доплыть до берега на спине)

    Ты играешь с другом на игровой площадке. Он падает с турника, кричит от боли и не может встать. Твои действия? (Не трогать и позвать взрослых, либо позвонить 03)

    *Ты идешь по улице и видишь, как на котенка напала собака. Твои действия? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья.)

    Гуляя в лесу, ты нашел очень аппетитные, но неизвестные тебе ягоды. Что решишь? (Не есть незнакомые плоды)

    *Ты идешь по своим делам и замечаешь, как твоего друга обижают ребята явно сильнее вас обоих. Сделаешь вид, что не видишь или подойдешь? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья)

    Выйдя из магазина, ты заметил, что случайно прихватил с прилавка товар за который не расплатился. Что делать? (Вернуть товар)

    Младший по возрасту и по статусу огрызается и нагло ведет себя с тобой. Как быть? (Нужно уважать всех)

    Весь класс решил сбежать с урока. А ты? Что делать будешь? ((Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Вопрос доверия и совести).

Педагог: Как вы думаете, почему некоторые самолетики я просила смять?

(Так как решение принято неверное). Коллективное обсуждение некоторых решений.

Педагог: Эти самолетики олицетворяют ДОВЕРИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧЕСТЬ. Посмотрите, эти понятия также хрупки, как эти самолетики, которые легко смять. К этим понятиям нужно относиться бережно. Одно неверно принятое вами решение может привести к потере и доверия и здоровья и чести, не оставив вам ни одного шанса вернуть их.

    Рефлексия: «Выбор в пользу добра».

Педагог: Ребята, принимать решения - сложно? (Да. )

Кому было сложно сегодня, поднимите руки?

Ребята, принимать решения - ответственно? (Да)

Кто почувствовал, что за свое решение ему придется отвечать?

Ребята, принимать решения - страшно? (Да)

Так вот, ребята в заключении мне хочется отметить, что при принятии решений:

Когда мы переступаем черту сложности, мы получаем СИЛУ.

Когда берем ответственность, мы получаем ВЛАСТЬ ( в той или иной степени)

Преодолевая страх, что мы получаем СМЕЛОСТЬ.

Но все эти качества вы можете получить только в одном случае, если принято правильное решение. А как понять, что решение правильное?

Коллективное обсуждение.

Педагог: действительно, если решение принято в пользу добра и честности!

Дорогие ребята, всегда старайтесь идти «дорогою добра». Это сложно, это ответственно, это страшно. Но этот путь самый правильный. Приняв правильное решение, вы почувствуете, как расправились ваши плечи, поднялось ваше настроение, и все люди вокруг вам улыбаются. И это есть счастье!

Демонстрация видео. «Круговорот добра».

    Самоанализ

Целью воспитательного мероприятия ставила – показать детям на примерах жизненных ситуаций сложность принятия решения и ответственность за него.

В первой части занятия в целях раскрепощения ребят, создании ситуации доверия использовала коллективное обсуждение, так как дети чаще замкнуты и вступают в дискуссию по одному неохотно.

Во второй части запланировала рассмотреть более детально ситуации с которыми, по моему мнению, чаще всего дети сталкиваются в своей повседневной жизни. И по моим наблюдениям эти конфликтные ситуации вводят их в замешательство и в растерянность. Хотела научить детей иначе (или со стороны) смотреть на бытовые конфликты, чтобы они были к ним готовы.

В третьей части, предложив детям так называемый блиц опрос, рассчитывала продемонстрировать, сложность ситуаций, в которых нужен быстрый ответ, и важность правильного решения в таких случаях.

При планировании воспитательного занятия учитывала то, что дети имеют ограниченный словарный запас. Чаще всего они неуверенные в себе, бояться ответить неправильно и попасть впросак, в связи, с чем не сразу вступают в открытый диалог.

Опасения были оправданы частично. Дети активнее обычного участвовали в дискуссии и охотно шли на контакт. Наблюдала их заинтересованность в происходящем и заметила процесс их внутренних размышлений по ходу занятия.

В главе «Мышление и принятие решений» Вы узнаете о типичных промахах, которые мы совершаем потому, что наше мышление диктует нам неверный образ действий. С такими «систематическими ошибками» мы все должны как - то справляться, поскольку нам не дано «выпрыгнуть» из собственного мозга. И по - другому дела обстоят только в тех случаях, когда речь идет не о несовершенстве нашего мыслительного аппарата, а о собственных слабых сторонах нашей способности принимать решения.

Простой способ принять правильное решение

1. Вы откладываете решение

  • Тот, кто решает, ограничивает себя. Другие варианты, которые еще у Вас были, исключаются сразу после того, как решение принято. Осознание этого весьма неприятно. Вам бы хотелось, чтобы все пути оставались открытыми.
  • Кроме того, когда Вы принимаете какое - либо решение, возникает риск, что Вы ошибетесь и будете привлечены к ответственности.
  • Вследствие этого Вы продолжаете откладывать принятие решения, надеясь, что дело уладится само собой. Или же Вы находите какое - нибудь «временное» решение, которое будет действовать лишь вначале, а потом его можно будет в любой момент отменить.

Плохих решений не существует

Естественно, существуют случаи, в которых стоит отложить решение: когда необходимо дополнительное прояснение деталей и когда это не нанесет ущерба. Конечно же, при этом может возникнуть ситуация, в которой придется постоянно что - то прояснять. Нередко встречается следующий мнимо парадоксальный эффект: чем дольше Вы занимаетесь какой - либо проблемой, тем более возрастает необходимость такого прояснения. Можно сказать и по - другому: чем настойчивее Вы пытаетесь проявить свой талант в решении проблемы, тем менее удачными становятся Ваши решения.

Даже те варианты, которые Вы пытаетесь сохранить, оттягивая решение, зависят от времени, как правило, весьма ограниченного. Если же Вы не выбрали ни один из возможных вариантов, это тоже в некоторой степени Ваше решение, хотя часто оно оказывается наихудшим из всех. Так, если Вы никак не можете решить, стать дантистом или учителем, и продолжаете откладывать решение, то скорее всего через какое - то время Вам придется зарабатывать себе на жизнь неквалифицированным физическим трудом. По этой причине в данном случае любое решение будет лучше, чем никакое.

Если Вы никак не можете решить какой - то важный для Вас вопрос, то будет разумнее принять любое случайное решение, чем просто оставить все как есть.

Сила «высиживания»

Разумеется, с течением времени положение дел может измениться. Если «ветер переменится», тот, кто принял слишком поспешное решение, потерпит неудачу. По этой причине иногда бывает полезно отложить решение и, так сказать, «высидеть» проблему. Конечно же, эта стратегия сопряжена с определенным риском. Если Вы не примете решение, то проблема может еще более осложниться и ситуация обострится. Кроме того, есть вероятность, что кто - нибудь опередит Вас. Следовательно, «высиживать» проблему есть смысл только тогда, когда Вы занимаете высокий руководящий пост и никто не может принять решение прежде или вместо Вас.

2. Вы судите слишком поспешно

Впадать в другую крайность - принимать решение сразу, как только перед Вами возникает какая - либо проблема, тоже весьма вредно. Однако многим быстрое решение, без потери времени, может показаться достаточно позитивным. При известных условиях Вам припишут изобретательность и начнут считать Вас корифеем по части принятия решений.

Тем не менее у этого мнимого преимущества есть опасная оборотная сторона: Вашим решениям не хватает основательности. Вы не вникаете в проблему и не можете понять ее до конца. Из - за этого риск принять неправильное решение возрастает. Кроме того, все Ваши решения становятся абсолютно шаблонными. Скорость не позволяет Вам разработать оригинальное и креативное решение.

Многие ошибки возникают лишь потому, что, сталкиваясь с определенной ситуацией, мы сразу же принимаем решение. Но как только эта ситуация остается позади, начинаем понимать, что решение приняли неправильное. Этот «эффект победы» часто используют рекламные представители и продавцы с целью повлиять на наше решение.

Не старайтесь просто «взять верх» над ситуацией

Если Вы знаете, что склонны к поспешным решениям, постарайтесь «вернуться обратно». Еще раз проверьте решение, которое приняли спонтанно. Тот, кто продумывает и другие варианты решений, глубже вникает в проблему и нередко находит новые аспекты, которые позволяют принять оптимальное решение.

Иногда под влиянием мнимой необходимости мы принимаем слишком поспешные решения и из - за этого становимся уязвимыми для манипулирования. В таких случаях следует останавливаться.

Семь наиболее распространенных ошибок

3. Вы полностью полагаетесь на свои чувства

Интуиция играет немаловажную роль при принятии решений. Иногда нам бывает чрезвычайно сложно пренебречь собственными чувствами, тем более что в большинстве случаев поступать так было бы в высшей степени неразумно, поскольку наши чувства обманывают нас гораздо реже, чем рассудок. Тот, кто хочет принимать правильные и разумные решения, всегда должен проверять их «на чувства».

Однако интуиция - это еще не все. Она должна дополняться критическими рассуждениями и абстрактным мышлением. Решения, которые были приняты на основе одной только интуиции, имеют существенный недостаток: их нельзя заново обдумать. Они просто такие, какие есть. Мы не можем их улучшить и проанализировать допущенные ошибки.

В сложных ситуациях мы быстро подходим к такому моменту, когда начинаем полностью полагаться на свою интуицию. В конце концов решения, вынесенные нами на основании предчувствий, ведут к чрезмерному консерватизму, который не всегда уместен. При этом мы отодвигаем надежность на задний план и боимся инновационных решений. Это может оказаться серьезным недостатком.

4. Вы не отделяете главное от второстепенного

Важным условием выбора правильного решения в сложной ситуации, безусловно, является следующее: необходимо четко структурировать свои размышления. Вы должны сосредоточить все внимание на важных моментах, а несущественные можете оставить на время в стороне. Если Вы не разовьете в себе эту способность, процесс поиска решения может прийти в полный беспорядок. Вследствие этого Вы потеряете ориентацию и начнете руководствоваться критериями, которые могут оказаться совершенно несущественными.

В результате Ваше решение будет случайным и произвольным, причем резко возрастет риск принять ошибочное решение. Однако это еще не самое худшее, поскольку на ошибках Вы можете учиться, развивая свои способности принимать решения. Но это окажется невозможным, поскольку «обзор» решения нарушен. И наконец, Вы не сможете узнать, в чем состояла Ваша ошибка. Кроме того, даже если решение окажется правильным, Вы также не сможете понять, почему так получилось.

Таким образом, в сложных случаях очень важно «разложить все по полочкам», выделить некоторые аспекты и построить иерархию. Как это сделать, Вы узнаете из гла -. вы «Пять Шагов к правильному решению» (см. стр. 65).

5. Вы тратите слишком много энергии

Есть правило: чем больше сил мы тратим на то, чтобы принять решение, тем оно лучше. Если мы соберем огромное количество информации, тщательно проанализируем ее и еще раз критически изучим процесс поиска решения, то снизим риск возникновения ошибок.

С другой стороны, это может потребовать чрезмерных затрат. Приблизившись к определенному уровню, наше решение уже не может стать лучше, даже если мы собе - рем еще больше информации и еще раз тщательно все продумаем.

Трудность заключается в том, что мы сможем это заметить лишь впоследствии. Однако при некоторых обстоятельствах руководствоваться правилом «лучше потратить больше, чем меньше» совсем не так плохо.

Преувеличенное значение ведет к большим расходам

В большинстве случаев проблема кроется в чем - то другом. Можете ли Вы вообще позволить себе такие «завышенные» расходы? Любое решение обладает собственной экономикой: расходы на него должны разумно согласовываться с его значением.

Каждое решение конкурирует с другими решениями, которые Вы также должны принять. Нередко случается (особенно на предприятиях), что какой - нибудь несущественный вопрос, который даже не стоит на повестке дня, прорабатывается очень подробно, а на другие, действительно важные и актуальные проблемы ресурсов уже не хватает.

Пример

Фирма «Типроник» приобретает новую офисную мебель. Для того чтобы сделать правильный выбор, была организована целая группа, которая вносила предложения и обсуждала их. Кроме того, был также приглашен внештатный консультант, который анализировал предложения и должен был в результате принять решение. Этот сотрудник имел право сделать выбор только после тщательной проверки работы созданной группы. Наконец, через восемь недель решение было найдено.

Простой способ принять правильное решени«

Мебель отвечала всем требованиям: она была удобной, эргономичной, элегантной и сравнительно недорогой. Через короткое время на фирме начались трудности, поскольку на протяжении этих восьми недель сотрудники уделяли слишком мало времени своим клиентам.

Процесс поиска решения имеет собственную динамику

Теоретически эта проблема совершенно ясна для нас. Само собой разумеется, что мы не должны оставлять в стороне вопросы первостепенной важности. Мы должны четко определять приоритеты и быть более организованными.

На практике же все гораздо сложнее. Процесс поиска решения имеет собственную динамику и совершенно запутывает Вас. Конечно же, Вам следовало бы уже давно решить этот вопрос, но существует много других дел, и все они требуют времени.

Всем известен такой пример. Обычно когда группа долж - на принять какое - то решение, она постоянно отвлекается на несущественные моменты. Когда ситуация становится слишком неприятной для нас, мы пытаемся уйти от нее, предоставляя право решать проблему другим. Однако это тоже не самое лучшее решение.

Когда мы должны найти решение самостоятельно, то «отгораживаемся» от многих других проблем. Возможно, что как автолюбитель Вы тратите слишком много времени и энергии на решение вопроса о том, где бы Вам заправиться подешевле. Вы подсчитываете, сколько сможете сэкономить. Возможно, Вы зальете сразу 30 л и немного сэкономите по сравнению с тем, сколько бы Вы потратили на дорогой, но близкой к Вашему дому заправочной станции. Стоит ли этот вопрос таких усилий и затрат времени?

6. Вы решаете только самые легкие задачи

Этот вид поведения весьма распространен: мы занимаемся только теми проблемами, решения которых кажется нам относительно простым. В этом есть определенное преимущество, поскольку мы не беремся за неразрешимые вопросы, однако, с другой стороны, это приводит лишь к тому, что мы не принимаем важных решений, поскольку они для нас - слишком «крепкий орешек».

Или же мы уделяем решению проблем слишком мало времени. Нам неприятно решать сложные вопросы, поэтому мы с большим удовольствием занимаемся более простыми проблемами, которые знаем, как разрешить. Из - за этого, естественно, запутанные вопросы остаются нерешенными. И когда нам уже просто необходимо начать их решать, мы не находим для этого достаточно времени, вследствие чего решения принимаем чаще ошибочные, чем правильные. Кроме того, от нас чаще всего требуется решение именно таких «крепких орешков», от которых зависит очень многое.

6. Такая тактика не помогает, Вы должны заблаговременно уделять внимание сложным вопросам и не ждать, что кто - то Вас освободит от их решения. В противном случае Вы рискуете, что решение будет идти вразрез с Вашими интересами.

Простой способ принять правильное решение

Слабые стороны решений и потеря влияния

Сотрудник, который избегает принимать важные решения, рискует, что решение за него примет кто - то другой и, таким образом, перехватит у него инициативу. «Держать» перед собой проблему должен также и тот, кто предпочитает стратегию «высиживания», чтобы иметь возможность найти решение, когда придет время.

7. Вы всегда просто следуете совету компетентных людей

Принимая важные решения, мы часто вынуждены прислушиваться к мнению экспертов. Мы не слишком понимаем, в чем дело, и пытаемся подкрепить свое решение советами опытных людей.

Очень часто это неизбежно и вполне обоснованно. Было бы большой ошибкой полагать, что Вы сможете справиться с каждой ситуацией самостоятельно. И, наконец, недоверие - чрезвычайно дорогостоящая вещь.

Отсюда следует, что в некоторых случаях вполне разумно передать право решения кому - нибудь, кто понимает в деле больше, чем Вы, т. е. эксперту.

Это может быть очень полезно, если выполняются следующие три условия.

  • Эксперты не должны преследовать собственные интересы, идущие вразрез с Вашими целями.
  • Эксперты должны взять на себя ответственность за решение.
  • Должен быть хотя бы минимальный независимый контроль за результатами.

На практике эти условия не всегда выполняются полностью. Эксперты, как правило, всегда преследуют собственные интересы (хотя бы потому, что они эксперты). Очень часто они не готовы принять на себя полную ответственность за свои советы или же это вообще не представляется возможным. Если Вы не разбираетесь в вопросе, то эксперт сам решает, успешно он работает или нет.

Пример

Г - н Дишер хотел бы выгодно вложить во что - нибудь деньги. Один биржевой эксперт посоветовал ему купить акции, которые несколько недель спустя после приобретения обесценились. Г - н Дишер заподозрил, что эксперт преследовал собственный интерес, когда советовал купить эти акции. Естественно, ответственность за ошибочный совет эксперт на себя не взял, ведь последовать ему было собственным решением г - на Дишера. Более того, он отклонил жалобу г - на Дишера на то, что дал ему плохой совет. В «то время» бумаги имели «прочный биржевой курс». Сейчас их стоимость сильно «занижена». Но обстоятельства могут измениться, поэтому г - н Дишер должен обязательно «сохранить» их, а может быть, даже «докупить» еще.

Экспертная дилемма

Тут мы оказываемся перед дилеммой: для того чтобы найти удачное решение, необходимо последовать совету эксперта. С другой стороны, мы не должны ожидать, что эксперт полностью освободит нас от ответственности за решение. При этом нам постоянно будет нужен контролирующий механизм.

В результате мы взваливаем на себя еще одну обязанность. Специалисты же должны, наоборот, «разгрузить» нас. Если мы хотим постоянно их контролировать, нам необходимо самим стать экспертами. Это само по себе абсурдно, поскольку тогда нам не нужны были бы никакие специалисты.

Остается еще одна проблема: опасность попасть в зависимость к экспертам. Старайтесь сохранять руководящие позиции даже тогда, когда это трудно сделать, поскольку именно Вы должны принять окончательное решение и взять на себя ответственность за последствия.

Как особенности мышления влияют на решения

Неправильные решения возникают чаще всего из - за ошибок, допущенных в рассуждениях. Часто случается так, что человек ошибается, сам того не замечая; особенно это касается комплексных решений.

Мышление и принятие решений

По всей видимости, речь идет об органе мышления весом в 1,4 кг, находящемся в черепной коробке, о материи с чрезвычайно сложной структурой. Этот орган содержит приблизительно биллион нервных клеток, каждая из которых обладает более чем 10 тыс. связей с остальными клетками.

Если бы наш мозг отвечал только за логические мыслительные операции, он был бы несовершенным механизмом. Многое из того, что в нем происходит, в высшей степени иррационально. Это правильно, поскольку мы используем свой мозг не столько для того, чтобы логически и непротиворечиво мыслить, сколько для того, чтобы выжить в окружающем нас мире.

Существует ли иррациональное мышление ?

Чтобы не возникло недопонимания, наш мозг, разумеется, может формировать и в высшей степени рациональные мысли, и происходит это именно тогда, когда необходимо. Если бы при каждом решении мы вынуждены были проводить рациональный анализ, это отнимало бы слишком много времени. Оставим это для некоторых отдельных случаев и будем пользоваться несколько сокращенным вариантом.

Наши предчувствия играют весьма важную роль. То, что приверженцам рационального способа решений покажется абсолютной чепухой, на практике может быть весьма полезным. Даже если мы не действуем согласно учебнику по теории принятия решений, все равно очень часто наши решения оказываются весьма удачными.

И впоследствии мы можем дать им прекрасное разумное обоснование. Наше чувство «говорит» нам, что нужно сделать и чего необходимо избегать, оно подталкивает нас к определенным действиям и препятствует тому, что может нам навредить. Если мы будем игнорировать наше чутье, это приведет к ошибочным решениям и даже может довести нас до болезни.

Пример

О том, как важен подобный эмоциональный «мотор» для нас и наших решений, говорил еще невропатолог Антонио Да - масио. Некоторые из его пациентов были в состоянии мыслить абсолютно рационально. Их интеллект можно было считать даже незаурядным. Единственное, чего им не хватало, это способности соотносить мысли с чувствами. Результат был катастрофическим: даже если им становились ясны ужасающие последствия принятых ими решений, они не могли ничего изменить.

Насколько мы можем доверять своим ощущениям ?

В идеале разум и чувства должны быть полностью согласованы друг с другом. Их взаимодействие можно определить как «эмоциональный интеллект». Однако в большинстве случаев полной гармонии не возникает. Наши чувства могут быть весьма «неразумными» и препятствовать осуществлению наших целей.

  • Наши внутренние ощущения могут стать чрезмерно сильными, вытеснить мысли и полностью «парализовать» нас.
  • Чувства могут стать неконтролируемыми. Припадки бешенства или, наоборот, чрезмерные выражения симпатии не приблизят нас к осуществлению наших целей, а только покажут, что мы совершенно неуправляемы.
  • Иногда чувства могут нас подводить. Опасная ситуация кажется нам совершенно безобидной, а люди, к которым нам посоветовали обратиться, совершенно нам не симпатичны, и мы отказываемся от их помощи.

У предчувствий есть одно полезное свойство - мы не можем «включать» и «выключать» их, когда захотим. При этом, с одной стороны, нельзя не придавать им значения. Мы просто должны «договориться» с ними, поскольку они часть нас самих. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы предчувствия «взяли над нами верх». Человек, обладающий «эмоциональным интеллектом», являет собой прямую противоположность тому, кто дает полную свободу своим чувствам.