Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Псалом 102 на русском языке читать. Блж


Как псалом 102 попал в состав службы?

В прошлый раз мы говорили, что антифоны бывают разными. Чтобы охватить всё их разнообразие, понадобится немало времени. Поэтому мы рассмотрим лишь те из них, которые чаще всего доводится слышать во время литургии. Это, так называемые изобразительные антифоны – псалмы 102 (Благослови, душе моя, Господа…), 145 (Хвали, душе моя, Господа…) и Блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 5:3-12). История изобразительных антифонов такова. Служба изобразительных (τὰ τυπικά) была частью древнего палестинского чина келейного самопричащения монахов запасными Святыми Дарами вне литургии. Эта служба определялась уставом преподобного Саввы Освященного, принятым в 524 г. Позже, в VIII-IX вв., произошло объединение элементов палестинской и византийской богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы византийского «песненного последования». Таким образом келлиотский чин самопричащения (т. е. «изобразительны») был включен в чин Божественной Литургии.

Читаем псалом

Внимательно прочитайте текст псалма

Псалом 102

На церковнославянском языке

На русском языке

1. Благослови, душе моя, Господа. / Благословен еси, Господи. / Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его.
2. Благослови, душе моя, Господа, / и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющаго вся недуги твоя.
2. Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: / обновится, яко орля, юность твоя.
2. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.

1. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует.
2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
2. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.
2. Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, / яко цвет сельный, тако оцветет.
2. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его / творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает.
2. Благословите Господа, вси Ангели Его, / сильнии крепостию, творящии слово Его, / услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его.
2. Благословите Господа, вся дела Его, /на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его. / Благословен еси, Господи.

1. Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его.
2. Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его.

1. Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.
2. Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и щедротами.

1. Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.
2. Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

1. Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается / и не навек негодует.
2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

1. Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.
2. На сколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

1. Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.
2. Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

1. Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветёт.
2. Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

1. Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его – на сынах сынов / хранящих завет Его /
и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

1. Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.
2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

1. Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.
2. Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

1. Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!

Давайте поразмышляем

Вчитайтесь, пожалуйста, в эти вопросы и попробуйте ответить на них для себя. Обсудите их с кем-нибудь

Как вы понимаете призыв благословлять Господа? Как мы можем на него откликнуться?
Возникало ли у вас желание благословлять Бога? Если «да», то в каких случаях?
Нужно ли нам побуждать себя благословлять Бога? Почему? Зачем?
Будет ли человек, побуждающий себя благословлять Господа, как-то отличаться от тех, кто этого не ищет? Если «да», то чем?

Как научиться благословлять Бога?

По-настоящему, мы не можем благословить Господа простым цитированием псалмов или молитв, написанных другими людьми. Тут дело не в правильных и красивых словах, а в наличии внутреннего побуждения благословить Бога.

Если мы просыпаемся утром и радуемся тому, что Господь подарил нам ещё один день жизни, то наши слова «Благословен Ты Господь Бог создавший этот день на радость нам!» – не будут формальностью. Чтобы стать тем, кто по-настоящему благословляет Бога, важно научиться замечать Божье присутствие в нашем мире и в нашей жизни.

Замечаете ли вы присутствие Бога в своей жизни?

Перечитайте снова этот псалом. Что даёт автору псалма «пищу» для благословения Господа? Что побуждает его благословлять Бога и призывать к этому других?
Есть ли люди, которых вы бы хотели призвать к благословению Господа? Почему?

Сорокин Владимир Владимирович - преподаватель Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, знаток некоторых древних языков. Ведет предметы Введение в Ветхий Завет, Основы ветхозаветной экзегезы и Библейские семинары. В его лекциях многие находят ответы на вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.

В данных семинарах библеист подробно разбирает ветхозаветную книгу Псалмов, написанную, по преданию, царем Давидом и являющуюся собранием возвышенных священных гимнов, обращенных ко Творцу вселенной. В данном собрании содержатся материалы с нескольких курсов - с 2006 по 2012 гг. - которые, в общей сумме, включают в себя 192 лекции. Преподаватель подробнейшим образом разбирает книгу по главам, углубляется в особенности оригинального текста (в том числе языковые), и поясняет слушателям огромное количество деталей. Цикл будет полезен всем людям, которые всерьез интересуются Ветхим Заветом, его смыслом и духовным содержанием.

Предлагаем послушать первый семинар о 102 псалме

Свт. Афанасий Великий

Яко Той позна создание наше. Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

«Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы». Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем.

Евфимий Зигабен

Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

Здесь Давид показывает причину, по которой Бог, как человеколюбивый Отец, сострадателен к боящимся Его: потому, говорит, Бог терпит и оказывает человеколюбие, что знает немощь здания или устройства человеческого, что изъясняет (Давид) И другим, яснейшим выражением: помнит Бог, что мы созданы из праха, т. е. из слабейшей земной пыли, иначе сказать, что мы созданы слабыми, почему и сожалеет о нас, где глаголы: позна и помяну означают одно и то же-знание Его. И это относится к свойству еврейского языка, что употребляет сии глаголы в таком значении.

Слова Кирилла : Как свое творение и как дело рук своих, Бог ущедрил человека; ущедрил как знающий, что невозможно столь слабым людям и ведущим жизнь в плоти и крови вовсе не падать в некоторые неприличные дела, почему Судия не строго взыскивает, но снисходит к прошению по врожденной своей благости. Феодорита : Знал Творец немощь нашей природы, знал, из чего мы созданы, и во что опять обратимся. Исихия : По справедливости, говорит, Он милостив к нам, ибо знал немощь творения своего, каковы мы, во 1-х как Сам же создал нас, потом как воплотился и сделался подобным нам человеком; почему и Павел сказал: ибо как Он сам претерпел искушения, то может помогать и искушенным (Евр. 2,18) .

Лопухин А.П.

Ст. 14-19 Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет селный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его, и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет ветер» ) - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).

. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.

. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги" ), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы" ), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

. Господь творит правду и суд всем обиженным.

. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд» ). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути" ), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

. не до конца гневается, и не вовек негодует.

. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или – так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.

. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет.

. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет... ветер» ) – и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него – несокрушимая поддержка, так как Он – Царь всего мира – Царь и над небом и над всем существующим на земле.

. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою» , «воинства Его» , «служители Его» – Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Псалом 102 был написан царем Давидом как свидетельство о той жизни, которую дает Господь своему ребенку на земле. Речь в нем идет о положении христиан в земной жизни, тогда как парный с ним 103-й псалом больше сосредоточен на жизни духовной.

История написания

Псалмы 102 и 103, 18 и 19, 69 и 70 и прочие являются парными, содержание и смысл их перекликается, при этом они имеют одного автора и дополняют друг друга.

Псалом 102 был написан Давидом, об этом свидетельствует надписание, которое прописано в любом переводе Библии (иврит, греческий, славянский). Время написания и исторический контекст установить сложно, поскольку в самом тексте песни об этом нет информации.

В псалме 102 заложена особая духовная энергия, которая способна положительно повлиять на человека

Предположительно, это было во время мирного правления царя, которое выпадало крайне редко, и в его спокойном состоянии-размышлении о величие Творца. Есть ряд песен, которые были написаны с такими же размышлениями, что говорит о продолжительности мирного периода в Израиле. Возможно, это было в конце правления Давида.

На заметку! В тексте псалма раскрывается описание физического мира, в котором живет христианин.

Толкование псалма

Торжественный и хвалебный тон псалма задает соответствующее настроение при его прочтении - человек начинает хвалить Небесного Отца за все, что Он создал, за Его милость и любовь к человечеству.

Каждый стих песни наполнен хвалой:

  1. Стихи 1-5: псалмопевец начинает раскрывать свои чувства восхищения и славы Господа. Он говорит, что все его существо, т.е. тело и душа полны хвалы, а дела Господа восхищают и поражают его. Творец совершает самые разнообразные дела: милует грешников, исцеляет от душевных и телесных болезней, спасает от смерти, награждает материальными и духовными благами, поддерживает в человеке бодрость, обновляет его силы. Касательно последних строк, скорее всего, Давид тут имел в виду крепость и долголетие патриархов, которые по милости Божьей жили до 100 лет.
  2. Стихи 6-7: Господь предоставил своему отделенному народу (сначала евреям, а после и всем христианам) закон, по которому необходимо жить и проявил свою любовь и заботу о человеке в этом.
  3. Стихи 8-13: Бог никогда не гневается на человека долго, за Его наказанием всегда следует милость, которая также направлена с небес. При этом милость от Господа бесконечна. Благословения Божьи также велики, как и земля от неба - Давид тут использует сравнения с природными явлениями, чтобы максимально показать читателю и раскрыть силы Бога. Он подводит читателей к мысли, что забота Бога о человеке скорее похожа на отцовскую заботу о детях.
  4. Стихи 14-19: при этом сам человек по себе ничто - пыль. Автор снова использует сравнение, но уже с малыми мира сего - цветами, которые быстро исчезают. Тут проводиться параллель между всемогущим и великим Богом и ничто не значащим человеком.
  5. Стихи 20-22: призыв к благословению Творца всем сущим.
Важно! Вся песнь передает восхищение Давида Богом, он не перестает славить Его и превозносить, потому что он понимает, каков Творец и каков человек на самом деле.

Правила чтения

Церковно-славянский вариант псалма обязательно читается в ходе вечерней службы в субботу (утренняя воскресная).

Псалом 102 создан для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле

Песнь читается торжественно и празднично, чтобы люди могли прочувствовать настроения и выразить в молитве благодарность Господу за все, что Он сотворил. Иначе читать хвалебный псалом просто нельзя.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Но многим прихожанам выражения могут быть непонятны и сложно различимы на слух в силу специфики языка. Для этого можно с собой брать Псалтирь на русском языке и следить по тексту или перечитывать псалом дома:

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.

15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Доступный перевод позволяет человеку лучше понять смысл текста и прочувствовать настроение. Это помогает при молитве, когда человек использует слова Давида для выражения похожих чувств и при изучении Святого Писания.

Читать данный текст можно во время утреннего и вечернего молитвенного правила, во время изучения Писания или при особом торжественном и благодарственном настрое сердца. Также его рекомендуют читать при особых заболеваниях:

  1. гинекологических проблемах у женщин;
  2. особых умственных расстройствах;
  3. для рождения здорового ребенка.
Важно! Данный текст создан царем для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле.

Псалтирь. Псалом 102

Псалом 102 является торжественным восхвалением Господа и всего того, что с Ним связано. Псалмопевец Давид в своих стихах говорит о Нем как об избавители от всех беззаконий, целителе всех недугов, венчателе милостью своею и щедротами своими. Весь псалом 102 пропитан благодарностью и хвалою имени Бога, которому он поет, просит свою душу и всю свою потребность не забывать и не быть неблагодарными по . Давид возносит благодарность Всевышнему за то, что Он благословлял царя щедротами своими и милостью к пророку, помогал находить правильные решения и укреплял в нем оптимистический дух.

Псалом 102 текст которого является как бы разговором Давида с самим с собой, демонстрирует рассказ от второго лица. Каждый стих псалма сто два — это откровения человека, который ощутил на себе всю полноту власти Господней и его благодать. Господь творит и правду и суд свой над теми, кто совершает плохие деяния. Народу Израилевому суждено было увидеть суды над теми, кто причинял зло этому народу.

Толкования милосердия Господа в псалме 102

В стихах псалма 102 Давид восхищается Богом Израиля, его щедростью и милостью. Он говорит о том, что благодаря своему милосердию, Бог не до конца гневается за проступки христиан, никогда не отворачивается от оступившихся и всегда помогает раскаявшимся. Если бы Господь обращал свой гнев на каждого за проступки его, то не осталось бы на земле ни единого с самого момента согрешения в Эдеме. , и поэтому, все люди имеют возможность покаяться и принять путь Бога для себя.

Текст псалма 102 гласит о том, что милость Его безгранична и невозможно измерить ее величину, так как все ее получают и даже самые большие грешники. Господь сравним с отцом, милующим детей своих, поэтому Он многотерпим и понимает, что каждый немощен и не может не согрешать в мире, который полон соблазнов и преткновений. Давид в псалме 102 сравнивает человека с прахом под ногами, а его дни как дни полевого цветка — они кратковременны и полны опасностей. Как только подует ветер препятствий, человек может сломиться и исчезнуть.

Псалом 102 — это напоминание людям о том, что только тем, кто боится Господа и суда Его, тем, кто осознает величие и могущество Творца всего живого на земле, помнят Заповеди Его и хранят заветы Его, приходит Его помощь. Давид обращается в псалме 102 ко всем служителям Господним, ангелам крепким силою благословлять Господа и всем служителям Бога как на небе, так и на земле.

Текст на русском языке псалом 102

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Господь творит правду и суд всем обиженным. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!