Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Православная церковь о битве экстрасенсов. Чем опасны маги и экстрасенсы? Почему человек приходит к эзотерике

Сегодня даже церковные люди с удивлением узнают, что святочные гадания — не что иное как греховное языческое суеверие, а обращение к экстрасенсам, бабкам, знахарям, «целителям» и магам влечет за собой тяжелейшие духовные последствия.

Происходит это, в основном, по незнанию и по маловерию . Человек верующий, имеющий страх Божий, никогда не станет обращаться к тем, кто является служителем падших духов. Как не станет духовно здоровый человек посещать ночные притоны и казино.

Для тех, кто все-таки оступился и впал в грех общения с бесовской силой через магов ли, экстрасенсов, путь один — в духовную лечебницу, в храм Божий, на прием к Единому Врачу и Целителю, к Тому, Кто в силах восстановить целостность поврежденной души, исправить линию судьбы любого человека (потому что судьба — это ведь тоже суд Божий) — Господу Иисусу Христу.

Русский человек по природе очень доверчив , и это является основой коммерческого ремесла служителей падших духов. «Бизнеса», ведущего к погибели души тех, кто доверился по простоте своей слугам диавола , который от начала отец лжи и человекоубийца (ср. Ин. 8, 44). Об этом хорошо знают церковные люди. Потому-то и восстают против Церкви все, кому она мешает губить, оглуплять, грабить наш доверчивый народ. Вот почему святые и мудрейшие мужи русские называли и называют Церковь Ковчегом спасения и духовной врачебницей .

Как уберечься, спасти себя и своих близких от действия этой страшнейшей духовной заразы?

Прежде всего, необходима важнейшая «духовная прививка» против этой смертельной духовной болезни. Прививка эта осуществляется в Таинстве Крещения.

В этом таинстве человек рождается для своего духовного спасения, получает как бы входной билет на поезд, который может доставить его в Царствие Небесное. Точнее, его бессмертную душу, о которой он должен заботиться, используя благодатную силу церковных таинств. Это можно сравнить также с тем, как получить пропуск в лучшую на земле поликлинику, в которой собраны лучшие в мире врачи и сконцентрированы все достижения медицинской науки и техники. Вот что значит для души и для благополучия человека Православная Церковь.

Но если человек не чувствует пока благодатной силы Церкви, как все-таки ему понять, почему следует идти в Церковь и избегать колдунов и экстрасенсов? Здесь все просто. На один случай «помощи» экстрасенсов вы найдете десятки случаев губительного воздействия и трагических последствий от общения с ними. Это первое. Второе: если большинство магов и экстрасенсов не отрицают благодатного действия церковных таинств и молитв, — да и кто поверит, если называть день ночью, а белое — черным, — то во всей нашей истории вы не найдете ни одного примера положительного отношения к колдунам. На Руси, например, верили, что земля не принимает тех, кто общался с нечистой силой, а когда умирал колдун, в гроб забивали осиновый кол, чтобы не скитался тенью среди живых. Несомненно, это языческое суеверие — однако очевидно и истинно в нем отрицательное отношение народа к колдунам.

Став христианином, получив в Таинстве Крещения отпущение всех прежде совершенных грехов, человек может уже самостоятельно использовать в своей жизни целительные средства Церкви и ограждать свою жизнь и жизнь своих ближних от сил зла, которые лицемерно скрывают свое демоническое происхождение под лукавой вывеской магов, экстрасенсов, астрологов.

Каковы эти средства?

Как можно чаще посещайте храм Божий, ибо он есть дом Божий, участвуйте в благодатных церковных таинствах.

Особенно старайтесь чаще причащаться Святых Христовых Таин, ибо достойное причащение приближает вас, как никакое другое действо, к Самому Господу нашему Иисусу Христу. Причащайтесь, даже если вы не ощущаете пока благодатного действия этого таинства на вашу душу. Она огрубела, и чтобы пробиться сквозь омертвевшую толщину сердца до его чистой середины, требуется терпение и время. Потерпите, придет время, и вы по-настоящему ощутите радость встречи со Христом.

Используйте и другие сильнейшие оружия, которые защищают нас и изгоняют из нашей жизни духовную нечисть. Это молитва и пост. Если тяжело пока читать утреннее и вечернее правило из молитвослова, начните читать краткое правило преподобного Серафима Саровского, отдельные молитвы: «Отче наш», данную нам Самим Господом, молитву мытаря, молитву Иисусову, молитву Честному Кресту, «Богородице Дево, радуйся», 90--й псалом и другие.

Чтобы меньше отвлекаться на все, мешающее нашему спасению и душевному покою, всячески ограждайте себя от падшего мира священными предметами: Распятием Христовым и иконами Божией Матери и святых угодников, нательным крестиком . Ежедневно вкушайте натощак святую крещенскую воду и просфоры.

Есть у нас и небесный покровитель, данный нам в Таинстве Крещения, — святой Ангел--хранитель, ему молимся мы утром, днем, вечером — чтобы сохранил он нас от всякого зла и не дал лукавому демону (магам, экстрасенсам, астрологам, колдунам) обладать нами «насильством смертного сего телесе» — т.е. используя наши слабости, привычки, страсти и маловерие. Помните, если вы обращаетесь за помощью к магам и экстрасенсам, вы обращаетесь за помощью к самому диаволу . Поэтому заранее задайте себе вопрос, с кем вы хотите быть: с Богом или с Его противником — сатаной.

Используя перечисленные средства духовного спасения, помните и о предостережениях , которые сопутствуют в любом духовном делании. Сама по себе молитва и пост будут бесплодны, если вы не будете стараться жить по заповедям Божиим, по духу Евангелия, не будете очищать свою душу от грехов в Таинстве Исповеди.

Если и будете посещать все службы, каждый день будете читать молитвы, соблюдать посты, но при этом:

будете осуждать ближних;

будете держать на них обиды и не прощать им их согрешения;

не будете бороться с личными грехами и порочными страстями собственной души: с гордостью, с завистью, с неприязнью к ближним, с ненавистью к личным врагам, с раздражительностью, с блудными помыслами, с сребролюбием и сластолюбием — и грехов таких в каждом из нас как песка морского —

то и труды молитвенные будут напрасны.

Во всем, что ни есть главное в нашей жизни, положимся на помощь Божию, помощь Царицы Небесной и святых. И не страшна нам будет никакая вражья сила, ни порча, ни привороты, ни сглаз, ни иное воздействие экстрасенсов и магов, ибо ни сам диавол, ни его тьмочисленные соратники и слуги не в силах ничего сделать нам против воли Божией. А если Бог за нас — то кто против нас? Будем же наблюдать за собой, да меньше зевать по сторонам, когда идем по жизни следом за Спасителем нашим.

Протоиерей Петр Влащенко

Текстовая версия телепрограммы

Вед.: Сегодня в Интернете, на телевидении, во многих печатных СМИ можно найти огромное количество объявлений, предлагающих услуги экстрасенсов, биоэнергетиков, магов, ясновидящих. Причем спектр проблем, которые они предлагают решить, довольно широк: от исцеления различных недугов до устройства личной жизни и даже приворота денег и удачи. Почему их так много, и чем они опасны, ― сегодня мы говорим с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий.

Этой «эпидемии» уже не один год и, как мы видим, она не утихает и только, кажется, набирает обороты. Почему это происходит?

Игумен Нектарий: Наверное, здесь можно выделить несколько основных причин. Одна из них заключается в том, что для человека свойственно не удовлетворяться только лишь тем, что может ему предложить материальный мир. Человек инстинктивно ищет решения своих проблем за границами этого видимого мира. Скажем так, для человека в полном смысле слова верующего, церковного совершенно естественно обращаться в молитве к Богу и просить не только о вечном спасении, но и о каких-то своих временных нуждах, потому что без этого наша жизнь обойтись не может. Для человека же, который к Богу по-настоящему не пришел, не обратился, вера еще является некой абстракцией, чем-то, не вошедшим в его жизнь. И вместе с тем его душа настойчиво напоминает ему: «ты слаб, ты ограничен, ты нуждаешься в той помощи, которую люди тебе дать не могут». И вот тут на том пути, который логически должен был бы привести человека все-таки в храм, оказываются расставлены многочисленные ловушки и силки, в которые человек, религиозно неграмотный, закономерным образом попадается. А эти силки и ловушки и есть те самые специалисты очень широкого рынка оккультных услуг. Это и маги, и экстрасенсы, и астрологи, и так называемые «бабки» и прочие, прочие, прочие, вся подобного рода публика.

Почему такой ажиотаж на сегодняшний день у нас сохраняется устойчиво в этой области? Дело в том, что практически все исследователи данной проблемы ― а проблеме этой не год, не десять лет, она периодически возникает на протяжении, наверно, всей истории человечества ― сходятся в том, что все неблагополучные периоды в истории различных государств, мира в целом, обязательно оказываются отмечены всплеском интереса к этой стороне - как раз по той причине, о которой мы говорим.

Отчего возникает, если судить с религиозной, духовной точки зрения тот или иной кризис в стране, в мире? Да от того, что люди забывают о Боге, от Него удаляются как от Источника своего бытия, и это приводит к сбою во всем — в экономике, в политике, в личной жизни конкретных людей, а из личной жизни конкретных людей складывается и жизнь того общества, которое они составляют. И от этого возникает ощущение неуверенности, паники: «Куда идти?». И вся эта масса на самом деле далеких от Бога людей устремляется туда, куда мы говорим. А в нашей стране мы можем наблюдать на протяжении, к сожалению, очень-очень многих лет крайнюю нестабильность и в политической, и в экономической сфере, а отсюда неуверенность людей не только в завтрашнем, но и в сегодняшнем дне. Поскольку, к сожалению, проблемами людей толком никто не занимается, это и толкает их в объятья потенциальных обманщиков и душегубцев.

Вед.: Но ведь мы постоянно слышим о том, что люди, которые называют себя ясновидящими, экстрасенсами, целителями истинными, очень часто обманывают своих "клиентов", оказываются на поверку аферистами. Неужели человек, обращаясь к такому «специалисту», не боится, что его обманут? Почему этот страх отсутствует, почему отсутствует здравый смысл?

Игумен Нектарий: Опять-таки тут несколько причин. Во-первых, на самом деле человек — это существо, которое с завидным упорством склонно повторять свои ошибки. Я как-то раз совершено случайно увидел, как на площадке, для этого специально предназначенной, инструктор обучает щенков немецкой овчарки недоверчивости. Есть такой необходимый навык, который должен быть у служебной собаки, и это делается очень просто: инструктор подзывает к себе щенка, пришедшего с владельцем и, когда тот весело подбегает, он его щиплет. Тому становится больно, он обижается, отбегает. И вот очень интересно, что были щенки, которые не подходили с первого раза, были те, которые подходили один раз, и пережив неприятное ощущение от щипка, больше не подходили, а были те, которые подходили два, и три, и четыре, и пять раз. И оказывалось — что с ними не делай, они все равно будут подходить. Большинство людей, к сожалению, таковы, потому что беспечны, живут, не используя тот опыт, который им предлагает сама реальность, их окружающая. Ну, и плюс, наверное, есть в этом некий элемент сознательного «делегирования ответственности». Когда человек склонен отказаться от ответственности за что-либо, от него очень трудно ожидать разумных действий. Психологи говорят о том, что существует множество различных страхов, фобий у современного человека. Но эти фобии действительно очень различны, и их можно объединить в одну — это страх жить, в принципе. А что самое страшное в жизни? Не страх голода, не страх смерти, не страх каких-то болезней, нет. Это страх отвечать за тот дар бытия, который тебе дал Бог. Конечно, не каждый человек понимает это именно таким образом, но, тем не менее, это так. Есть огромный соблазн кому-то эту ответственность «передоверить».

Когда человек приходит в храм, ему начинают объяснять: «Это действие выполняется с такой-то целью, это ― с такой-то целью…», ― и человек может понять, что он делает. Если же человек приходит к какому-то колдуну, магу, целителю, он ничего не понимает. Он говорит: «Вот у меня такая-то проблема, решите мне ее». Уже само это обращение предполагает, что человек не будет интересоваться, что с ним делают, (и действительно ни один человек не знает, что с ним там делают). Значит, это человек определенного склада: он все равно будет приходить и даже не задумываться о том, что его могут обмануть, и доверяться, и терпеть вред, ущерб, а потом снова пойдет. Причем, может быть, не к этому, а ко второму, к третьему, к четвертому. Потому что мне много приходилось видеть людей, которых передавали, как эстафету: сначала они пришли к бабке, потом к астрологу, потом к какому-то экстрасенсу из какой-то далекой страны, который даже не помнит, как она называется, и прочее, прочее, прочее. В этих блужданиях может наступить момент, который будет критическим, когда и психика человека, и его телесный состав придут в такое состояние, что он уже закономерным образом приблизится к смерти. Таких людей тоже видеть приходится.

Вед.: Но получается, что есть и люди, которые ни при каких условиях не пойдут к магам и целителям?

Игумен Нектарий: Да. Есть люди, которые просто по своему складу не пойдут, и не пойдут именно по той причине, что они считают так: «Если я не понимаю, что со мной будут делать, то я никому с собой делать ничего не дам». Вы знаете, у нас норма в советской медицине была: «Что мне сейчас будут делать?..» — «Больной, это не ваше дело, как вас будут лечить». Это ненормальный подход к процессу излечения. То же самое и здесь. Человек должен понимать. Если он не понимает, он не идет ― если у человека развито критическое мышление. В сущности, те люди, которые попадают в тоталитарные секты, те, кто идет лечиться к экстрасенсам, магам и оккультистам — это люди примерно одного склада. Это люди, не склонные критически мыслить, анализировать и желающие кому-то делегировать свою ответственность за себя и за свою судьбу. Причем потрясающая вещь — люди порой готовы на любой ущерб для себя, даже на ущерб здоровью и жизни, но только бы не отвечать ни за что.

Вед.: Батюшка, но ведь бывают такие ситуации, когда человек на самом деле адекватно их оценивать не может. Я говорю сейчас, вспоминая пример матерей Беслана, которым Григорий Грабовой обещал воскресить их детей. В таких случаях, наверно, трудно требовать от матери какого-то критического подхода. Человек доведен до отчаяния. Может быть, можно как-то себя заранее подготовить?

Игумен Нектарий: В каком бы состоянии человек ни находился, он все равно будет делать то, что ему свойственно. Конечно, Грабовой в той трагической ситуации сыграл самым страшным, самым подлым образом на человеческом горе, на том состоянии, в котором эти люди находились. Но, с другой стороны, если бы до этого страшного эпизода, до этой страшной трагедии у них не было потенциальной готовности обращения к подобного рода шарлатану, то этого бы и не произошло, когда трагедия случилась на самом деле. Поэтому здесь единственный способ не совершить такую ошибку — это иметь совершенно четкое отношение к данного рода рынку, а это именно рынок.

Это коммерция, это рынок, и на самом деле ничего более. Хотя это не всегда аферисты, не всегда шарлатаны, зачастую это люди, действительно обладающие некими возможностями. Но характер этих возможностей — это уже другой вопрос. Я даже сказал бы так: попасть к шарлатану не столь опасно, потому что шарлатан может вытянуть деньги, обмануть, заставить принять какие-то решения, которые не лучшим образом повлияют на жизнь, но он не может причинить человеку непоправимого духовного вреда. А если это не шарлатан, если это настоящий экстрасенс, то есть человек, вольно или невольно отдавшийся служению темным силам, то все будет гораздо хуже.

Вед.: Да, Православная Церковь говорит о том, что самое, наверное, страшное — это навредить своей душе через общение с миром духов или хотя бы через попытку общения с этим миром. Насколько такая опасность реальна, и в чем она заключается?

Игумен Нектарий: Она совершенно реальна. Просто большинство людей, которые обращаются за такого рода помощью, совершенно не думают ни о каком мире духов. Они слышат что-то о космических энергиях, о скрытых резервах самого человека, но не задаются вопросами ― ни что такое эта энергия, ни что такое эти скрытые возможности, а позволяют рассказать себе любую более-менее подходящую к этому случаю историю. На самом же деле мы находимся в неком постоянном пространстве, поле борьбы. Это примерно та борьба, о которой говорил Достоевский, когда говорил о том, что сердце человека — это поле, на котором Бог и диавол борются за душу человека. Но все это не столь просто, не столь однозначно. Не то, чтобы Бог и диавол боролись за душу человека, нет. Бог дает человеку все, что ему необходимо для спасения, а враг хочет его погубить ― так, наверное, было бы сказать правильнее. И когда у человека даже не возникает нравственный вопрос: «Откуда придет помощь?»,― то уже одним тем, что он не делает такого различения, он ставит себя в некую зону риска. А далее, когда оказывается, что он ищет помощи у тех людей, которые свою силу черпают у этой противной Богу, злой, страшной, разрушительной силы, он дает этой силе право в свою жизнь войти.

Почему мы убеждены в том, что подобного рода «чудотворцы» черпают свою силу из такого нечистого источника? По очень простой причине: если говорить о том, были ли истинные чудотворцы в истории Православной Церкви — да, действительно, были, и их было множество, но никто из них не занимался "практикой исцеления". Это просто были люди, которые жили в Боге, и Господь скорее слышал и исполнял их молитвы по причине чистоты их сердца, по причине их близости к Нему. Господь слышит каждого человека, и молитвы каждого человека готов исполнять, но проблема в том, что порою исполнение молитвы человека может оказаться для него опасным. И есть масса людей, молитвы которых нельзя исполнять не только потому, что они просят того, что не на пользу, а просто потому, что они возгордятся, погибнут от тщеславия, да просто даже сойдут с ума. Таких случаев в истории Церкви известно много, когда люди гибли только от того, что им начинало казаться, что они чудотворцы, что Господь все их прошения исполняет. Поэтому Господь и может исполнить просьбу либо человека, к Нему близкого, чистого сердцем, либо того человека, исполнение просьбы которого ему не нанесет вреда. Это как ребенок, которому можно дать лекарство, и оно вылечит ту болезнь, от которой хочет ребенок лечиться, но сам он может принять слишком большую дозу или неправильно его принимать, и погибнет от какой-то другой болезни или последствий приема этого лекарства.

Те же люди, которые занимаются практикой целительства сегодня, если посмотреть на их жизнь,— это не праведники, не святые, не отшельники, не безмолвники, не столпники. Это люди, которые в своей повседневной жизни совершают очень многие грехи, проступки. Дело не в том, что я их в чем-то обвиняю и говорю, что они хуже всех остальных. Да нет, они могут быть и не хуже, но и не лучше. И тогда возникает вопрос: откуда у них этот удивительный дар? Если же взять последствия такого рода обращения, то мы видим, что они оказываются очень разрушительными. Порою человек приходит к экстрасенсу с язвой, проходит какое-то количество лет после полученной «помощи» ― и он умирает от рака желудка. Бывает так, что совершенно разрушается жизнь семьи, которая сложилась благодаря каким-то приворотам и отворотам. Бывает, что в таких семьях происходят страшные события, причина которых совершенно непонятна ― например, муж вдруг взял и выбросился из окна, а жена взяла и открыла газ... И никто не может понять, что было отправной точкой того процесса, который потом полностью разрушил и семью, и личность.

Но бывает и так, что ничего столь страшного видимым образом не случается, однако происходят вещи еще более страшные: человек в своей жизни проходит мимо Бога. Потому что отчего Господь посылает нам болезни, скорби, какие-то тяжелые обстоятельства? — Оттого, что это для нас, неразумных, является поводом к Нему обратиться. И вот, как я уже говорил, человек двинулся определенной дорогой, и вдруг у него на пути появился кто-то и говорит: «Не надо туда ходить, я сейчас тебе все решу». И «решается» проблема без покаяния и без изменения сердца человека, и человек так и не приходит к Источнику бытия, счастья и спасения. Это даже еще страшнее, чем какие-то видимые последствия такого обращения.

Вед.: Тем более ведь часто, придя к какому-то экстрасенсу или ясновидящему, человек видит вокруг себя христианскую атрибутику — иконы, свечи, Распятие. Ему трудно узнать в этом целителе, к которому он пришел, шарлатана или мага, который может нанести вред его душе. В таких случаях на что он должен обратить внимание, о чем задуматься?

Игумен Нектарий: Ну, прежде всего, что касается атрибутики — это совершенно естественная вещь, потому что мы живем в стране с очень глубокими и древними православными корнями, и поэтому людям, которые занимаются оказанием подобного рода услуг, в общем-то, понятно, что на этом можно прекрасно сыграть. Хотя есть другой, скажем так, «пласт» специалистов такого рода, которые понимают, что есть огромная тяга, условно говоря, к некому Востоку, и ничего об этом Востоке не зная, они окружают себя какими-то атрибутами восточной религиозной мистики. Это могут быть курящиеся палочки, определенные звуки, определенные позы, одеяния и прочее. На что нужно смотреть для того, чтобы не обмануться? Опять-таки на то, о чем говорим мы: чего человек ищет прежде всего? Исцеления своей души, источник бедствий своей жизни? Если человек начинает его настойчиво искать, он понимает, что этот источник — его отступление от Бога, и даже непомышление о Нем. По большому счету, нужно не забывать о том, что необходимость анализировать и критически мыслить — это то, что должно быть присуще абсолютно каждому разумному, ответственному за свою жизнь человеку. И вот эти небольшие предосторожности, критическое мышление, анализ — они уже позволят избежать подобной беды.

Вед.: Батюшка, а что делать, если, например, я узнаю, что какой-то мой близкий человек собирается обратиться к такому целителю, допустим, и я пытаюсь объяснить, что «ты можешь навредить своей душе», я пытаюсь для него найти какие-то слова. а он говорит: «Нет, это не важно, самое главное, чтобы мне сейчас помогли, самое главное, чтобы у меня перестало болеть». Как быть, какое "последнее слово" для него найти?

Игумен Нектарий: Апостол говорит о том, что разумных надо спасать разумными доводами, а тех, кто очевидно неразумен, надо спасать страхом. То есть если человек не боится духовных последствий, мы можем объяснить возможность последствий чисто физических, о которых мы говорили уже раньше. Если этот человек живет в современном мире, он представляет себе, что такое заключение сделки или какого-то договора. Например, людям приходится продавать и покупать квартиру, масса бывает каких-то юридических моментов. И вот если человек не прочитал договора о предоставлении тех или иных услуг, он, как правило, его не подписывает. А здесь человек идет и подписывает договор, предметом которого является он сам, а что в этом договоре, какие последствия — он понятия не имеет. Прежде, чем пользоваться лекарством, следует прочитать прилагающуюся к нему бумажечку, аннотацию, в которой написано, каковы могут быть побочные последствия приема этого препарата. И надо человека ознакомить, если он нигде мне ознакомился, каковы могут быть последствия. А дальше остается только за него помолиться и надеяться, что он сделает правильный выбор. Хотя в конечном итоге это будет зависеть от самого человека. И каждому человеку обязательно Бог даст по его сердцу. Если человек ищет быть искушаемым, он будет искушаться и падет в этом искушении. А от нас зависит только сделать то малое, что мы можем.

Вед.: Бывает так, что человек сам в себе ощущает какой-то необычный дар: он либо предвидит какие-то события, либо чувствует, что может лечить или как-то воздействовать на других людей. Что он должен в таком случае делать, как к этому относиться, и как помочь ему разобраться, от кого этот дар — от Бога или с противоположной стороны? Существует мнение, что диавол не может подавать никаких дарований.

Игумен Нектарий: Нужно, наверное, не имея опыта самостоятельного различения подобных даров, обращаться к опыту, уже существующему. Для нас, верующих людей, таким опытом, точнее, сокровищницей опыта является огромная библиотека святоотеческих творений. И при всей разности, при всем различии тех ситуаций, которые описываются и в житиях святых, в различных Отечниках и Патериках, можно увидеть нечто общее. Когда святым давался дивный дар чудотворения, исцеления немощствующих, изгнания нечистых духов, бо льшая часть этих святых, за редким исключением, этого дара бежали, просили, чтобы Господь у них дар отъял. И более того, были святые, у которых по их молитве Господь этот дар отнимал. Почему? Потому что они знали, насколько легко даже Божиим даром прельститься, насколько легко пасть.

Почему апостол Петр сначала идет по воде, а потом начинает тонуть? Говорят, просто потому, что он усомнился. А усомнился в чем, если копнуть поглубже? Он не усомнился вступить на бушующую воду, пошел по ней. Значит, у него хватило веры, чтобы это сделать. Но, как некоторые толковники объясняют, в какой-то момент он забыл, что идет по воде только лишь силой Божией, подумал, что он идет сам. А как только он подумал, что идет сам, в этот момент он уже усомнился и начал тонуть.

То же самое происходит, и очень легко может произойти, с любым человеком, который получил от Бога какой-то дар, поэтому святые этих даров боялись. Но что такое святой человек? Это человек, который стяжал эту святость, эту чистоту долговременным подвигом, долговременным вниманием к себе, отсечением всех гордых, тщеславных, нечистых помыслов и движений сердца. А имеем ли такой опыт мы? Имеем ли мы опыт подобного рода борьбы, подобную же сердечную чистоту? Нет, не имеем. И поэтому, если этот дар (даже не будем разбираться, откуда он) у нас появляется, конечно, он очень скоро может нас погубить.

Что касается дара, я не думаю, что его будет давать человеку, не готовому к этому, именно Господь, потому что Он заботится о человеке и не хочет для него ни погибели, ни какого-то искушения. Тогда это действительно некое искушение от врага, а враг не может творить подлинных чудес. Но, тем не менее, он имеет ту силу с отрицательным знаком, которая может создавать иллюзию чудес. Он ничего не может создать по-настоящему, он ничего не может сотворить. Но приставить к чему-то заплатку, так образно, примитивно говоря,— да, конечно же, может.

Но это могут быть и естественные способности человека. Какие? Не какие-то загадочные «резервы», о которых говорят экстрасенсы, а, скорее, это некая тень утраченного, потому что первозданный человек был прекрасен, он был совершенен. И ему были присущи очень многие возможности, которые уже не присущи нам сейчас. Наверное, самое главное изменение, которое произошло,— это утрата способностей душой человека. Вот мы читаем в Писании, что после грехопадения наших праотцев Господь сделал для них кожаные ризы, и они стали их и нашим достоянием на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, это не кожные покровы, которые, видимо, и первоначально присутствовали у человека. Это и не шкуры диких животных, которыми человек себя покрыл, чтобы не бояться холода. Эти кожаные ризы, по толкованию многих святых отцов, - некая "отгороженность" от духовного мира. Почему? Потому что в своем падшем состоянии человек гораздо скорее вступил бы во взаимоотношения с миром падших духов, нежели с миром духов светлых. И все-таки повышенная чувствительность души у некоторых людей сохраняется. Это как какая-то очень тонкая мембрана, которая улавливает колебания происходящего, но эти колебания бывают очень неясными, нечеткими. И опять-таки - пережив, как сбывается то, что ты предчувствовал или видел во сне раз, другой, третий, очень легко этим обольститься, очень легко повредиться. А враг находится где-то рядом, и он уже готов взять человека, ему поверившего, и повести куда-то за руку. Даже не ему поверившего, а просто поверившего себе. Потому что это одинаково — что верить себе, что верить врагу — для него это одно и то же.

Бывает так, что мы чувствуем, что что-то происходит с близким нам человеком. Чувствуем почему? Душа наша это ощущает. Но лучше всегда не доверяться этому чувству, а хотя бы позвонить и спросить. И даже если это подтвердится, не считать в следующий раз, когда мы вновь что-то почувствовали, что так оно и есть. Опять-таки ведь были подвижники в истории Церкви, которые начинали видеть сны, слышать какие-то голоса, и это сбывалось, реализовывалось. А потом они вдруг в какой-то момент бросались в пропасть, накладывали на себя руки или каким-то другим способом кончали очень бедственно свою жизнь.

Вед.: Если человек все-таки мучается тем, что, отказавшись от своего дара, он не поможет кому-то другому, как его можно утешить или немножко изменить его сознание?

Игумен Нектарий: Опять-таки такой страх, такое неверие — это отсутствие надежды на Бога, потому что у Бога очень много способов человеку помочь. А считать, что именно через наши некие непонятные нам способности Он эту помощь готов оказать — на самом деле это большая гордость и большое неразумие. У нас есть руки, у нас есть ноги, у нас есть силы ― и это то, что мы реально можем положить на служение своему ближнему, и в последствиях такого служения можем быть более или менее уверены. А если это какие-то неведомые нам самим силы, откуда мы можем знать ― эти силы созидают или разрушают? Или сначала созидают, а потом разрушают? Не знаем. Поэтому не стоит, не зная самим, своим незнанием губить другого человека. Потому что если говорить о медицине, один из ее основополагающих принципов — «Не навреди». А как ты можешь быть уверен, что ты не навредишь, когда ты оперируешь тем, что даже твоему сознанию неподвластно?

Мне пришлось не так давно общаться с одним бывшим экстрасенсом. Это чудно звучит: «бывший экстрасенс», уже само по себе наводит на мысль, что это некая «профессия», которую человек приобретает, а потом может ее оставить. И это был достаточно искренний, откровенный человек, который как раз говорил о том, что он очень хорошо понимал: то, что он делает,— это просто зарабатывание денег, эксплуатация того, что он сам в себе не понимает до конца. И эта мысль все больше угнетала его и, в конце концов, настолько измучила его совесть, что он отказался от того, чем занимался. К сожалению, такая честность, искренность и готовность последовать велению совести — большая редкость. Но есть еще один момент: он ощущал опасность того, что он делал, потому что действительно не знал источника этой силы, этих зарождающихся способностей. А надо сказать, что то, что приходит от Бога, всегда мирно и спокойно, и у человека нету ни страха, ни трепета, ни дрожи. Наоборот, ощущение мира. А "сила", которая приходит от врага, и "помощь", которая от него приходит, всегда сопряжена с чувством беспокойства, немирности, возбуждения, экзальтации. Но опять-таки по-настоящему различать это могут люди с навыком к различению добра и зла, к различению духов, как говорит один из апостолов. Нам же, обычным немощным людям, лучше просто помнить, что все, что от Бога, Господь нам обязательно даст Сам, а неизученные способности человека или «космические энергии» — это то, во что рядится враг для того, чтобы нас обмануть.

Человек получает облегчение,но оно временное и за него придется чем-то «платить».

Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий?
* * *
Оправдывает ли цель средства?

Когда у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, когда болит сердце – к кардиологу… Больному и в голову не придет обратиться за врачебной помощью к случайному человеку. Например, доверить операцию на сердце инженеру-технологу, даже если он гений…
Что же происходит с элементарной логикой, когда медицина вдруг оказывается бессильной, да и в жизни, «ни с того ни с сего», всё идёт «наперекосяк»: преследуют неудачи, портятся отношения с близкими? К кому обращает свой взор человек? К сожалению, очень часто избавления от бед он ищет не у Бога, а у… целителей, которые «за умеренную сумму» обещают стопроцентный результат. Отчаявшийся человек становится доверчивым, как ребенок. Нередко главным аргументом выбора «врача» становится чья-то случайная рекомендация: кто-то сказал, что бабушка-целительница поможет решить любые трудности с помощью «чудодейственных молитв». Доверие к целительнице укрепляется, когда она, установив «факт порчи» или «сглаза», рекомендует пойти не в секту сатанистов (наверняка, это остановило бы многих), а в ближайший храм, чтобы приобрести там всё необходимое для «лечения»: свечи, ладан, святую воду. Все эти предметы церковного обихода, по ее словам, понадобятся для «курса лечения», который будет проведён для «исправления судьбы» и «обретения утраченного счастья». Таким образом, человек убеждает себя, что целительница лечит с Божьей помощью.
Яркий пример: вы читаете в газете о «ясновидящей Людмиле» и видите её на фотографии, сидящей за столом с веером игральных карт. Рядом с ней — горящий трехсвечник и Распятие. Эти церковные предметы убеждают вас в ее «православности». Более того, она на первом же сеансе просит вас для «лечения» принести церковные свечи, ладан и святую воду. Но, вот проблема, человек, работающий в свечной лавке православного храма, узнав, что вы берёте свечи и ладан для «сеанса православного целительства», по непонятной для вас причине отказывается продавать вам всё это…
Причина проста: Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Когда стучат в дверь вашего дома, вы обязательно спрашиваете: «Кто там?», — и ждёте ответа, который убедил бы вас в том, что можно без опасности для себя и своих близких впустить гостей. Почему же чувство самозащиты притупляется, когда речь идёт о вмешательстве в вашу жизнь человека, который представляется православным целителем? Вы верите ему на слово, совершенно не задумываясь о возможных последствиях этой неразумной доверчивости.
Что значит «лечить молитвами»?

Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий? Оказывается, наличие у целителя предметов церковного обихода вовсе не является свидетельством того, что человек служит Богу и имеет отношение к Православной Церкви. Наоборот, с подобной практикой Церковь борется на протяжении всей истории своего существования.
Что такое молитва в православном понимании? Молитва – это общение с Богом. Каждый православный человек посвящает хотя бы несколько минут в день чтению утреннего и вечернего молитвенного правила. В этих молитвах мы благодарим Бога за то, что Он проявляет милость к нам, заботится о нас, прощает наши грехи, если мы искренне каемся в них. В молитве человек получает силы от Бога для исполнения и совершения всякого доброго дела. Но слова молитвы – это не какая-то чудодейственная формула. Самая «правильная» молитва бессмысленна, если человек, читающий её, не верит Богу и не живёт по Его заповедям, не исправляет свою жизнь и не участвует в церковных таинствах.
Кроме того, «молитвы», которыми лечат «целители», обычно совсем не те или не совсем те, которые мы можем найти в православном молитвослове. Приведём фрагмент из книги известного православного врача иеромонаха Анатолия (Берестова), возглавляющего центр реабилитации жертв сектантства и оккультизма в г. Москве:
«В духовно-медицинский Центр Реабилитации для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма, что на Крутицком подворье в Москве, приходят люди, пострадавшие от такого воздействия, и когда часто они говорят, что побывали у православного целителя, приходится уточнять – а что это такое? В ответ слышишь нечто невразумительное:
– А вот у него были иконы, он читал молитвы, водил свечкой…
– Какие же молитвы он читал?
– А мы не знаем…
– Может быть, «Отче наш»?
– Да, кажется, «Отче наш»…
– А вы знаете «Отче наш»?
– Нет..».
Пользуясь этим незнанием, целители и проводят свою методику воздействия на организм человека. И люди, по наивности и невежеству решившиеся «избавиться от порчи» у «православного целителя», оказываются в рабстве тех же сил, от которых хотели избавиться.
Дело в том, что православные молитвы колдуны читают не так, как положено. Они превращают молитву в заговор, в некую магическую формулу. Подобная «молитвенная практика» не может принести ничего, кроме вреда.
Без деятельной любви к Богу невозможно получить никакой пользы от молитвы (то же можно сказать о ношении колечка «Спаси и сохрани», пояса «Живый в помощи» и т.п.). Если молитва воспринимается как магическая формула, это может обернуться трагедией для человека, не пожелавшего обратиться за советом к православному священнику, но решившему искать помощи «на стороне» — у «православных целителей».
Священное Писание о колдунах, чародеях и оккультных «целителях»

В книгах Священного Писания (Библии) мы находим многочисленные указания на то, что обращение к чародеям, гадалкам и целителям является прямым нарушением заповедей Божьих.
«Когда придешь на землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не учись у других народов делать мерзости, которые они творят: не приноси в жертву на огне своего алтаря ни сыновей, ни дочерей своих, не пытайся узнать о будущем, расспрашивая прорицателя, и не ходи к волшебнику, колдунье или колдуну. Не позволяй никому колдовать на другого, не допускай, чтобы кто-то из твоего народа вызывал духов или сделался волшебником… Господу, Богу твоему, ненавистны те, кто делает такое… Будь верен Господу, Богу твоему» (Второзаконие, 18:9-14).
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я, Господь, Бог ваш» (Левит, 19:31).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство… и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»(Послание к Галатам, 5: 20-21)
После проповеди апостола Павла в городе Эфесе многие‚ занимавшиеся волшебством и чародейством‚ уверовали в Иисуса Христа и отказались от этого греха: «А из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми…» (Деяния, 19:19).
Церковные правила (каноны) о целителях, волшебниках, чародеях и гадалках

61 правило VI Вселенского Собора:
Предающийся волшебникам… или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи [церковного наказания]. Той же епитимьи надлежит подвергать и тех, которые… произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таких пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви… Ибо, какое общение свету ко тьме, как говорит апостол, или какое общение Церкви Божией с идолами, или какая часть верному с неверным, какое же согласие Христа с Велиаром [сатаной]? (см. 2 Кор. 6:15).
24-е правило Анкирского собора
Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие таковых в дома свои, ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния.
65-е правило свт. Василия Великого
Покаявшийся в волшебстве или в отравлении, да проведёт в покаянии время, положенное для убийцы.

* * *
Вышесказанное имеет отношение ко всем, кто называет себя «православными целителями».
Некоторые «целители» обманывают себя и других, говоря, что они исцеляют силой Божией, подобно тому, как это делали православные святые. Однако, следует вспомнить, что дар исцеления святые получают после великих многолетних подвигов борьбы с грехом. Кроме того, исцеления, которые совершаются силой Божией, никогда не являются самоцелью. Такие чудеса – свидетельства любви Бога к человеку, они смягчают наше сердце, помогают пересмотреть жизнь, отношение к людям, делают нас ближе к Богу.
Если же в человеке обостряется чувство превосходства над ближними, презрения к Церкви, то мы имеем дело с чудом ложным, которое, по учению Библии, происходит «по действию диавола» (2 Фес. 2:9).
Едва ли не каждому священнику приходится сталкиваться со страшными последствиями «целительского лечения»: психические заболевания, распад семей, тяжелые (иногда смертельные) болезни. Такова расплата за временное облегчение или успех, полученные от «православных» знахарей.

Где обрести спасение и помощь?

Человек, жаждущий «православного исцеления», должен понять, что нецерковного Православия не бывает, соответственно, исцеления от Бога с помощью православных атрибутов, которые использует целитель-самозванец, также быть не может.
Приобщение к церковной жизни – это единственно возможный путь к духовному здоровью и наследию вечной жизни с Богом. Всякий поступок и действие, совершаемые христианином, должны укрепляться верой в Бога и любовью к ближнему.
Корень всякой болезни и неурядицы в личной жизни – грехи. Всякий грех – это отпадение от Любящего Создателя, нежелание жить в согласии с волей Божией. Борьба с грехом, покаяние – это путь, который благословляет Церковь. Сойдя на более «лёгкий» путь приобретения счастья и здоровья с помощью магических действий, человек неизбежно лишает себя помощи Божьей.
Прежде, чем пойти к «православному целителю», спросите себя: почему я сам не обратился к Богу в молитве о помощи, почему я не подошёл к священнику и не спросил благословения или не поговорил с ним о своих трудностях? Может быть, именно его совет и помощь вместе с молитвой к Богу, который «не желает смерти грешника, но, чтобы он обратился и был жив» (Иез. 33:11), станет началом добрый перемен в нашей жизни?
Один из великих духовников современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в письме к одной женщине, занимавшейся целительством, писал:
«Не могу тебя назвать рабой Божией! Ведь дела-то ты делаешь вражии. Не губи себя и тех людей, которые по неведению истины к тебе обращаются. Откажись раз и навсегда, и какие бы искушения не подбрасывал враг, стой твердо и за целительство не берись. Душа твоя погибнет. …Жизнь-то земная коротка, а с чем выйдем из нее и где окажемся, подумай!»
Воспользуемся же советом старца и подумаем о краткости нашей жизни и о том, что дана она нам Богом для приготовления к вечности. А как проведём мы эту жизнь и что из неё вынесем, зависит от каждого из нас.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Ника Кравчук

Как Церковь относится к экстрасенсам?

Различные шоу с экстрасенсами активно транслируются по телевидению, собирая массовые аудитории. Обращение к «ясновидящим» — это тренд, который никогда не терял своей популярности. Но как Церковь относится к экстрасенсам? За что критикует?

Церковь всегда негативно отзывалась о магах, чародеях, экстрасенсах, разных бабках, потомственных ведуньях и их деятельности. Почему? Потому что они действуют не по воле Божьей. Они служат дьяволу.

А ждать помощи можно только с двух сторон: либо от Господа, либо от лукавого. Всевышний не действует «дешевыми» методами и ждет личного обращения каждого. Для Бога возможно все, но он хочет, чтобы человек приходил ко всему сознательно.

Если человек просит о чем-то, и это пойдет ему на пользу, то Бог посылает. Ведь что такое чудо? Это проявление милости Божьей в ответ на наши молитвы и труды. Кроме этого, Бог найдет человеку только то, что для него полезно.

А как действуют экстрасенсы? Они «исполняют желания» с помощью лукавого — если человек обращается к магам и чародеям, он начинает общаться с дьяволом.

Это однозначно вредит душе человека.

Осторожно: маги маскируются под православных

В последнее время священники ведут активную миссионерскую работу, поэтому многие люди пытаются держаться подальше от экранов телевизоров с душевредными программами и объявлений в стиле «Потомственная ведунья… снимет порчу, избавит от сглаза, вернет мужа, излечит от алкоголизма».

Но лукавый на выдумки действительно хитер.

Отец Аркадий, настоятель Храма святого Василия Великого, однозначно отрицательно отвечает на вопрос: «Как Церковь относится к экстрасенсам». Он указывает на еще одну проблему — маги и прозорливцы пытаются «косить» под христиан:

« Если экстрасенс старается замаскировать свою деятельность Церковью (такое часто наблюдается, когда вешают иконы в офисах, воскуряют какие-то кадильницы, свечи), то это ничего [хорошего] не говорит. В Евангелии есть такая фраза: и бесы веруют и трепещут. Поэтому, пока экстрасенс еще не камуфлирует свою деятельность под [православный] антураж, то он вызывает еще какое-то «уважение». А когда он обвешивается иконами, крестиками, свечами — то это вообще безобразие ».

Чтобы не попасть в ловушку, нужно обходить десятой дорогой этих людей. Все, что нам действительно необходимо, мы получаем от Бога. Надо только молиться и благодарить.

А тем, кто все-таки попал в руки бесов, потому что иначе обращение к бабкам и не назовешь, предстоит тяжелый путь исправления.

Да, мы не беремся отрицать то, что экстрасенсы могут «помочь». Человек может якобы выздороветь. Но очень часто имеет определенный «срок годности».

Например, как банка майонеза: употребить до такой-то даты. После этого испортится.

Вот только как-то даже оскорбительно сравнивать человека с банкой соуса для салата.

Кроме этого, независимо от срока действия результата, человеку придется расплачиваться. В этот раз — ценой здоровья не только тела, но и духа.

Излечить это может только Бог действием благодати — через церковь и священника. Вот только этот процесс может длиться очень долго, часто даже до конца земной жизни. Слишком большой вред нанесен.

И разве после всего этого возможен хоть какой-то позитив в ответе на вопрос: «Как Церковь относится к экстрасенсам?»


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Хотелось бы коснуться темы, которая на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной и в то же время весьма проблематичной, и разобраться в духовном явлении, ворвавшемся в жизнь нашего общества в девяностых годах уже прошлого, двадцатого столетья, и продолжающем смущать многих.

Это всевозможные методы псевдонетрадиционного целительства, экстрасенсорика, различные способы гадания, снятия или наведения порчи, корректировки кармы и открытия чакр, «потомственные целители», «спасители», «провидцы» и «предсказатели», колдуны и маги - все то, что можно отнести к области нецерковной и внецерковной мистики.

В конце прошлого века, когда разрушалась устоявшаяся и казавшаяся незыблемой система государственных, межличностных и духовных взаимоотношений, когда общество бросало «огня да в полымя», из одного кризиса в другой, когда государственная пропаганда официального атеизма полностью изжила себя, обезверившиеся, обнищавшие и несчастные люди с огромной энергией ринулись ко всевозможным народным целителям и провидцам, которые обещали в одно мгновение избавить от всех мыслимых и немыслимых бед, проблем и злосчастий, подарить здоровье, вернуть любимого или любимую, дать богатство и удачу. И лишенные подлинной, благодатной и, самое главное, проверенной двухтысячелетним опытом мистической жизни в Церкви, воспитанные в безверии и бездуховности и истосковавшиеся по вере люди, жившие на одной шестой части суши, бросились в объятия псевдодуховности и псевдомистики. Так в нашу жизнь ворвалось понятие «экстрасенс».

С экрана телевизора, со страниц периодических изданий, с огромных городских рекламных щитов зовут нас и предлагают свои услуги труженики невидимого фронта, стахановцы магических услуг. Наверное, на каждой книжной раскладке можно найти пособия по ворожбе или привороту, а в каждом уважающем себя городе или даже селе есть свой местный экстрасенс. В чем же суть этой внецерковной и нецерковной мистики?

Для того чтобы разобраться в этом, мы должны понять, что такое магия и из какого источника черпает она свои силы. Практикующие маги и экстрасенсы могут долго рассказывать о том, что существуют разные виды магии - черная, белая, зеленая, что силы для своих чудес они берут из неисчерпаемых источников космоса, от древних сил земли. Но важно помнить, что у всей нецерковной мистики один источник и происхождение всей этой мистической силы явно не Божественное. Не Бог, любящий Творец и Промыслитель всего существующего, действует через всевозможных целителей и экстрасенсов. Их источник - древний змий и человекоубийца искони, диавол. Почему? Потому что для того, чтобы Бог вошел в жизнь человека, чтобы его душа озарилась Божественным светом, нужен подвиг со стороны каждого из нас. Необходимо очищение души от грязи греха, требуется подвиг сораспятия себя Христу, нужно прощение, желание стать лучше - это ключи, отверзающие двери человеческого сердца для Божественного Гостя - Христа, Который Один сможет принести покой, радость о Святом Духе, прощение грехов и самое главное - подлинное счастье.

Но экстрасенсы и маги предлагают иной путь, путь духовной безответственности и детерминизма, путь пассивности. От человека требуется только одно - прийти и довериться, т. е. добровольно отдать себя в распоряжение тех сил, которые общаются с экстрасенсом, т. е. в руки диавола. Один, казалось бы, безобидный визит к магу - и ваша душа нараспашку открыта для воздействия злой всеразрушающей воли, для демонического влияния. Но, могут возразить апологеты целителей, ведь существуют многие экстрасенсы и так называемые бабки, которые своих пациентов сразу отправляют в храм, предлагая им сделать то или иное действие - поставить девять свечей, поцеловать пять икон, поисповедоваться и причаститься, и только затем приступают к совершению определенных обрядов. Но давайте задумаемся, для кого и к кому приходит в храм подобный человек - по зову сердца, повинуясь призыву Бога, или по повелению бабки, в надежде на кого теплит он свечи перед образами - на Бога или на бабушку Марию или Шуру. Таким образом, получается, что этот человек, даже приходя в храм, совершает грех - кощунство, смеясь над Богом и подобающую Ему одному славу и надежду воздавая нечестивым служителям сатаны. И посредством этого кощунства, этого греха злые силы получают еще большую власть над душою человека.

Но снова могут послышаться возражения: какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если они помогают людям, если мы видим реальный результат их действий. Но результат результату рознь. Каждый человек, в поисках духовности забредающий в дебри псевдодуховности, в конечном итоге ищет счастья. Но именно счастья и не могут дать человеку злые адские силы, потому что вне Бога и без Бога не сможет обрести счастье тот, кто сотворен по образу и подобию Божию. Сатана способен дать лишь временную иллюзию счастья, но цена этой иллюзии совсем не иллюзорна - это вечное спасение человеческой души, это отказ от жизни в божественной любви, в конечном счете, это отказ от Бога и возможности по-настоящему любить, а счастья без любви нет и быть не может. Не способны злоба, ненависть и коварство подарить счастье. И потому обманывается и заблуждается тот, кто пытается найти спасение от неприятностей в поисках очередного мага, колдуна, экстрасенса, потому что окончание и логический итог его пути - в мрачных глубинах преисподней бездны.

Наверное, каждый духовник, принимающий исповедь, может рассказать не один десяток случаев, когда итогом, казалось бы, безобидного похода к экстрасенсу становятся искалеченное здоровье и изувеченные судьбы целых поколений.

Но Всемилостивый Господь, любящий каждого из нас, дает нам возможность исправить собственные ошибки, совершенные, может быть, по неведению или по глупости. Для этого нужно совсем немного - попросить у Бога, Которого мы оскорбляем и печалим своими обращениями к магам и сатане, прощения, покаяться в Таинстве Исповеди. Этим действием, своим покаянием, своим обращением к Богу, мы выразим свое желание и дадим Богу возможность войти в нашу жизнь, осиять нас Своею любовью, Своею благодатью, в свете которой исчезают все гнусные дела приспешников падших духов. Бог один силен даровать нам прощение и освободить от груза прошлых ошибок, и Он непременно услышит каждого и поможет! От нас требуется только сделать шаг навстречу Господу, Который ожидает нас с распростертыми объятиями.