Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Особенности фотосъемки на длинных выдержках.

Съемка с большой выдержкой часто связана с художественной фотографией одним из видов «изобразительного искусства», потому что она позволяет фотографам достичь сюрреалистических и неземных эффектов, часто из довольно банальных явлений. Большинство камер не предназначены специально для съемки с большой выдержкой, но вы можете получить великолепные результаты с помощью практически любого фотоаппарата правильной экспозиции и фокусировки.


Широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 16 мм на полнокадровой зеркальной фотокамере для адекватной глубины резкости использовалась f/10. Время экспозиции 13 сек. Значение ISO 800.

Штатив помог осуществить эту 13-секундную экспозицию. Длительное воздействие размывает все движения воды, придавая кремоподобный вид водной глади. Городское освещение добавляет теплый тон, который гармонирующий с цветами фейерверков. Установка камеры на штатив позволяет использовать гораздо более медленные выдержки, чем это возможно при фотографировании с рук, даже если объектив и тушка поддерживают стабилизацию.

Другим важным преимуществом которое дает штатив является возможность установки выдержки затвора на вашей камере на значение более минуты (предпочтительно не менее 30 секунд и дольше).

Требования к фотокамере для съемки на длинной выдержке

Для съемки с длительной экспозицией не требуется никаких специальных объективов, и не имеет значения, имеет ли ваша камера возможность устанавливать сменные объективы. Двумя наиболее важными требованиями являются способность снимать с выдержкой дольше одной минуты и возможность затвора без сотрясения камеры (дистанционный спуск затвора, съемка с таймером).

Большинство камер оснащены автоспусками, которые задерживают начало экспозиции кадра на два, пять или 10 секунд, что позволяет стабилизировать камеру до открытия затвора. Чем дольше задержка, тем более вероятно, что камера устойчива.

Альтернативой является дистанционное управление, которое может быть как беспроводным, так и проводным. Беспроводные пульты предпочтительнее, так как они не имеют физического контакта с камерой, тогда как кабель может захлопнуться. Блокирующий пульт необходим для очень длинных выдержек. Можно для дистанционного спуска затвора использовать и смартфон с специальным софтом, если ваша камера имеет wi-fi.

Лучше если фотокамера поддерживает выдержку B (Bulb) и, или, T (Time).

B (Bulb) Выдержка от руки или ручная выдержка - режим работы затвора фотоаппарата, при котором кадровое окно открывается при нажатии на спусковую кнопку, и закрывается при её отпускании. При этом выдержка задаётся вручную. В современной аппаратуре обозначается латинской буквой «B».

Традиционно установка B удерживает затвор открытым, когда кнопка спуска затвора (или пульта) удерживается нажатой, а настройка T открывает затвор при первом нажатии на кнопку спуска и закрывет при втором нажатии.

Однако многие производители камер вносят изменения в элементы управления экспозицией. Некоторые ограничивают длину экспозиции для Bulb или Time, часто ограничивая экспозицию интервалом времени менее 30 минут, что например не идеально для астрофотографии. Ознакомьтесь с руководством вашей камеры, чтобы узнать все особенности.

Много разных явлений могут быть сфотографированы с длинной экспозициями; нужно определиться, хотите ли вы запечатлеть сам движущийся предмет съемки резким или смазать и размыть движение. Если это первый вариант, вы будете искать интересное освещение. Второй случай проявляется в размытых эффектах.

Фотография туристов вокруг костра. Эта 10-секундная экспозиция при ISO 400, сделана с помощью цифровой камеры с маленьким датчиком, демонстрирует некоторое размытие, вызванное движением субъекта, а также следы шума изображения.

Популярные сюжеты съемки с большой выдержкой, содержащие движение, включают в себя астрофотографию и световые следы от проезжающего транспорта, размытые облака или раскачивающуюся траву в пейзажах и ​​размытые волны в морских пейзажах, фотографии ручьев или рек или создаваемые эфирные эффекты с водопадами. В городе длительные экспозиции могут использоваться, чтобы на улице исчезали толпы людей или возникали призрачные образы прохожих.


Снимок был сделан с объективом с фокусным расстоянием 10 мм на фотокамере APS-C DSLR с использованием ISO 100 для минимизации шума и с диафрагмой f/5.6.

Эта 10-минутная экспозиция, показывающая следы звезд, была бы невозможна без штатива.

Это помогает заранее разведать места, поэтому у вас есть хорошая идея, где можно настроить штатив. Огромное освещение может быть мимолетным, и вы хотите быть готовым к съемке, когда он появится.

Проверьте прогноз погоды перед тем, как покинуть дом, вы должны знать, будет ли дождь или ветер, и когда. Вы можете использовать погодные условия на фотографиях или избегать их. В любом случае при планировании фотосессии, стоит знать, чего ожидать. Уточните время прилива или отлива, если вы снимаете морские пейзажи.

Параметры экспозиции для съемки на длинной выдержке

: сначала выключите вспышку, стабилизацию изображения и выберите режим ручной съемки. Установите камеру на штативе и сфокусируйтесь на области, которую вы хотите запечатлеть. Меньшие диафрагмы объектива позволяют увеличить время экспозиции и использовать самую широкую глубину резкости. Они идеально подходят для сцен, сфотографированных широкоугольными объективами.


Фотографирование фейерверков и салютов на длинных выдержках. Для этого снимка использовался штатив. 1,6-секундной выдержка с ISO 1600 при f/16. М — режим.

Экспозиция для фотосъемки фейерверков не должна быть слишком длинной, но она, как правило, длиннее, чем реальная возможность удерживать камеру неподвижной даже с использованием стабилизации.

Установка камеры на штатив позволяет использовать минимальные параметры чувствительности, чтобы свести к минимуму шум на фотографии. Снижение шума при съемке с помощью процессора камеры в ряде случаев может слегка смягчать изображение, но должно уменьшить частоту шума.

Определение времени длинных экспозиций может быть сложным, поскольку некоторые измерительные системы камер не работают при очень низких уровнях освещенности, а диапазоны яркости объекта съемки часто шире, чем динамический диапазон матрицы фотоаппарата. Когда это так, лучше подобрать экспозицию эмпирически — путем проб и ошибок и быть готовыми сделать несколько снимков при разных параметрах экспозиции. Если камера установлена ​​на штативе, снимки можно комбинировать для получения правильной с помощью программного обеспечения для редактирования изображений, путем создания панорам.


Чтобы правильно экспонировать небо, требуется выдержка длиной 20 секунд при ISO 200. Что приводит к тому, что передний план был недоэкспонирован в такой степени, что отображался как силуэт, и никаких деталей не может быть извлечено при постобработке фотографии. Выходом из ситуации возможно будет второй снимок при более длинной экспозиции и немного большей чувствительности для правильной экспозиции переднего плана, который потом можно совместить с первым в фотошопе.

Если в вашей камере не предусмотрены специальные настройки для астрофотографии, для фиксации линий звездного следа должна быть обеспечена экспозиция не менее 30 минут. Для наиболее впечатляющих фотографий требуются более длинные экспозиции, часто несколько часов.

Световые следы от движущегося транспорта обычно требуют гораздо более коротких выдержек. В загруженном машинами месте 30-секундная экспозиция должна показать достойный эффект. Установите фотоаппарат на штатив, и используйте диафрагму f/11 или меньше для максимальной глубины резкости.

Размытые снимки воды могут быть достигнуты при экспозиции от пяти до 30 секунд — или нескольких минут. Чем дольше экспозиция, тем более туманной становится вода.

Фотографии, содержащие луну, трудно записать из-за различий в яркости между луной и остальной частью композиции. Наилучшие результаты достигаются, когда луна близка к горизонту, где ее яркость ослабляется атмосферой, особенно когда есть какая-либо дымка в воздухе или когда облачно.

Сиднейская бухта в канун празднования нового года, сфотографирована с 75-миллиметровым объективом полнокадровой зеркальной фотокамерой. Выдержка в 8 секунд размывает движения лодок в бухте при ISO 800 с диафрагмой f/8.

Светопись и съемка с большой выдержкой

Иногда свет слишком яркий, чтобы основной объект отображался как нечто иное, чем силуэт. В таких случаях легко добавлять световые эффекты к объекту, не прибегая к вспышке, «рисуя» его светом от фонарика или лазерной указки. Пример светописи на видео ниже

Светопись требует очень длинных выдержек, обычно не менее 30 секунд, так как вам нужно время, чтобы воспроизвести световой узор на предмет. Тщательно перемещайте свет, чтобы обеспечить равномерную экспозицию. Лучшая техника светописи заключается в том, чтобы перемещать световое пятно с одной стороны объекта на другую, чтобы свет покрывал его сверху вниз.

Двухсекундная экспозиция карусели в движении создает мощное впечатление скорости. Фото сделано камерой Samsung NX1 при ISO 100 с фокусным расстоянием 16 мм и диафрагмой f/22 для максимальной глубины резкости.

При захвате световой дорожки используйте режим приоритета выдержки и начинайте с самой низкой настройки камеры камеры и экспозиции от двух до пяти секунд. Проверьте результат, и если след слишком короткий и / или сцена в целом недостаточно экспонирована, удвойте время экспозиции. Продолжайте снимать и проверять результат, увеличивая время экспозиции, пока не получите нужного эффекта.

Сюжеты, в которых вода является основным объектом съемки, обычно лучше всего фотографируются сразу после того, как солнце взошло. Это гарантирует, что на небе достаточно света, чтобы отражения в неподвижной воде были резкими и чистыми, а также сохраняли рассветные блики.

Выбор штатива для съемка на длинной выдержке

Выбор штатива зависит от того, сколько веса вы можете носить, и ваших предпочтений в плане регулировки штативной головы, удерживающей камеру. Если вы можете настроить свое снаряжение имея автомобиль (или другое транспортное средство), у вас есть великолепная возможность использовать тяжелый жесткий штатив. Для действительно длительных экспозиций (от нескольких минут до часа или более) более прочный штатив лучше.

Путешественники и фотографы, которые должны нести свое оборудование на километр или более, вероятно, предпочтут легкий штатив. Это заставляет выбирать между весом, стабильностью и стоимостью и это может ограничивать высоту, на которой может быть размещена камера. Штативы из углеродного волокна обеспечивают наилучшую комбинацию легкого веса и надежности. Но они обычно стоят в два-четыре раза больше, чем аналогичный алюминиевый штатив.


Более дешевые штативы могут использоваться для экспозиции менее 30 секунд, для фотографирования в безветренных условиях. Но убедитесь, что штативные ноги хорошо устойчиво стоят на земле. Если есть легкий ветерок, прикрепите к центральному столбу тяжелый груз, чтобы предотвратить возможные колебания.

Существует несколько типов штативов: головки панорамирования и шариковые головки являются самыми популярными, но редукторные головки обеспечивают более точные настройки и более предпочтительны для архитектурных фотографов. Шаровые головки более компактны, чем головки с наклоном, но последние легче регулировать.

Выдержка – это количество времени, за которое фотоаппарат фиксирует снимок. Разные значения выдержи помогут создать крутые эффекты, запечатлеть движение, передать динамику на фото. Так что начнем разбирать все по пунктам ниже. Поехали!

Понятие о выдержке

Когда мы снимаем, свет считывается пленкой или матрицей фотоаппарата. Пока сам процесс съемки не начался, матрица или пленка закрыты затвором. Как только мы начали фотографировать, затвор открывается, чтобы матрица или пленка смогли принять изображение. Выдержка есть время, пока затвор закрыт.

Измерение выдержки

Измеряется она в долях секунды или в секундах и обозначается: 1/8000 с, 1/1000 с, 1/125 с, 1 с, 2 с и так далее. К примеру, выдержка 1/100 означает одну сотую секунды (0,01 с.). Потому выдержку называют еще временем экспонирования – именно в этот отрезок времени на матрицу воздействует свет. Большинство камер предоставляют широкий выбор возможных значений выдержки, начиная с нескольких тысячных долей секунды до нескольких секунд. Зеркальные камеры, как правило, имеют режим “Bulb”, позволяющий держать затвор открытым сколько необходимо.

Настройка выдержки

Вручную изменить значение выдержки камеры можно только в двух режимах: мануальном “M” и приоритете выдержки “Tv”. Для этого:

  1. Перейдите в нужный режим, найдите поле со значением выдержки
  2. Покрутите колесико и следите за изменениями параметров выдержки
  3. Готово! Просто поэкспериментируйте

Короткая выдержка

Короткая выдержка ловит момент, фиксирует сцену за долю секунды. Используем мы ее для съемки тех объектов, которые нам хочется зафиксировать в движении. Это могут быть спортивные события или детские праздники, самые разные динамические сцены. Также она применяется для съемки предметов: статических и движущихся. Со статическими все просто – от длины выдержки зависит количество света, что попадает в кадр, как на фотографии с розами. Если предмет или фотограф движется, нам просто нужна самая короткая выдержка. Короткая выдержка позволит достичь качественного изображения без всякого смазывания. Короткой принято считать выдержку до 1 секунды.

Длинная выдержка

Длинная выдержка не фиксирует момент, а показывает его продолжение, динамику, движение. Она применяется в условиях плохой освещенности, отлично подходит для съемки в вечернее и ночное время, съемки в помещении. Длинная выдержка требует обязательного использования качественного штатива. Но длинной выдержкой баловаться не стоит, потому что есть угроза появления шумов на снимке. Длинной принято считать выдержку от 1 секунды. Чем длиннее мы берем выдержку, тем больше размазанным будет движение.

Самые популярные эффекты, созданные с помощью длинной выдержки:

  • Огненный шлейф. Как уже было сказано, снимаем только со штатива, даже минимальное дрожание испортит фото (оно смажется) и для спуска затвора используем тросик или таймер. Для того, чтобы выразительный эффект движения получился на фотографии более красивым, некоторые сюжеты нужно снимать на очень длинной выдержке и при низком значении светочувствительности (например, 100 или 200 единиц ISO). В крайнем случае, если объект съемки прорисовывается в кадре недостаточно хорошо, светочувствительность можно чуть повысить – до 400 единиц ISO.

  • Используя нейтрально-серый светофильтр, который увеличивает время экспозиции, можно сделать также крутые фотографии морского прибоя, водопадов, где вода похожа на сыпучий песок или облако. Реально самый удачный пример - это вода. При фотографировании на длинной выдержке вода получается в виде плавного потока, а при фотографировании с короткой выдержкой она «застывает», и даже удается разглядеть отдельные капли.

  • Если следовать фотоаппаратом за движущимся объектом с выдержкой 1/60, то фон размоется, а объект – нет.

  • При выдержке ¼ получаются чарующие снимки дождя: капли вырисовываются протяжными линиями.

  • Ночной город и его огни можно запечатлеть с помощью выдержки 30 секунд.

Дрожание камеры

Когда мы держим камеру в руках, проявляется дрожание. Не важно, насколько устойчивыми вы себе кажетесь, абсолютно статично стоять вы все равно не сможете, и мельчайшие движения проявятся на снимках в виде размытости и отсутствия резкости.

Для того чтобы избежать дрожания камеры, вы можете использовать короткую выдержку. Это особенно важно при применении длиннофокусных объективов, потому что чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее нужно укорачивать выдержку для устранения дрожания.

Как правило, минимально возможной выдержкой будет равная 1/(фокусное расстояние объектива) секунды. Например, для объектива 200 mm используйте как минимум выдержку 1/200.

Съемка с длинной выдержкой - одно из моих любимых занятий. Это позволяет запечатлеть нечто, отличающееся от 99% фотографий в интернете, а также требующее навыков и подходящего оборудования.

Для работы с таким видом фотографий нужно умышленно завышать время экспонирования. В то время, как короткая выдержка передает момент, долгая выдержка делает движение размытым, создавая различные эффекты в зависимости от предмета съемки.

Поначалу всё может показаться сложным. Самый частый вопрос, который возникает у новичков: «Почему мои фотографии с длинной выдержкой получаются белыми?» К счастью, решить эту проблему очень легко. Первым делом нужно получить лучшее понимание треугольника экспозиции. Если хотите почитать подробно, кликните по ссылке , а в рамках статьи я приведу очень краткий обзор. Экспозиция фотографии (то есть насколько она яркая или темная) определяется тремя характеристиками: ISO, диафрагма и выдержка.

Выдержка отвечает за то, сколько времени затвор остается открытым. Для большинства обычных фотографий выдержка варьируется в диапазоне от 1/60 до 1/500, а нам (в зависимости от предмета) понадобятся значения от 1/10 секунды до 5 секунд или даже 20 минут. (Многие камеры не могут работать с выдержкой длиннее 30 секунд без режима «Bulb», поэтому придется воспользоваться внешней кнопкой спуска затвора). На сенсор попадет больше света, в результате чего снимок станет светлее. Если оставить затвор открытым слишком долго, то на выходе можно получить просто белый холст. Первый шаг в решении проблемы - скорректировать две другие вершины треугольника экспозиции.

ISO регулирует чувствительность сенсора к свету. Хоть техническую сторону и сложно объяснить, достаточно знать, что более высокие значения шкалы ISO означают более светлый снимок. Поэтому, при съемке с длинной выдержкой старайтесь устанавливать минимальное ISO. Пороговый уровень большинства камер равен 100. Некоторые модели могут работать даже с ISO 64, а камеры Fuji не позволяют выбирать значение ниже 200.

Третья грань треугольника экспозиции - это диафрагма. Ее значение отвечает за диаметр отверстия, пропускающего свет. Чем больше значение диафрагмы, тем шире отверстие. Однако, известно, что относительное отверстие объектива указывается в дробном виде. То есть, f/8 на деле означает 1/8. Таким образом, если диафрагменное число k больше, то относительное отверстие становится меньше, ведь 1/16 в разы меньше, чем 1/4. Если при работе с длинной выдержкой ваши фотографии получаются белыми, попробуйте сделать относительное отверстие более узким, установив меньшую диафрагму. Хорошей стартовой точкой станет диафрагма f/16 и минимальное ISO. Также учитывайте, что меньшая диафрагма означает больше резкости. Если вам нужна мелкая глубина резкости, придется прибегнуть к каким-то другим методам.

Ну хорошо, вы выполнили эти советы, но все еще не получили ответ на свой вопрос. Если вы снимаете с минимальным ISO и маленькой диафрагмой, а снимки все еще яркие, придется прибегнуть к одному из следующих вариантов.

Во-первых, сократите выдержку. Не каждому кадру требуется 20 секунд на экспонирование. Желаемый эффект можно заполучить с 1/2 или даже 1/8 с. Однако, это работает не для каждой ситуации. Иногда в кадре слишком много света, но, если посмотреть на примеры ниже, можно увидеть, что некоторые из них были сделаны с относительно короткой (как для такого вида съемки) выдержкой.

Если проблемой является излишнее количество света, найдите способ его сократить. Например, просто попробуйте сфотографировать тот же пейзаж в более темное время суток. Вместо того, чтобы пытаться заснять кадр в полдень, сделайте его на закате или даже в облачный день. Это одна из причин, по которой облачные дни идеально подходят для съемки водопадов, когда нужно немного увеличивать выдержку.

В конце концов есть очень полезный таком виде съемки инструмент - фильтр нейтральной плотности . Это обычные солнцезащитные очки для вашего объектива. Разные ND-фильтры имеют разную плотность. Мой личный выбор - 10-стоповый фильтр, позволяющий увеличивать выдержку на 10 стопов. Для обычной съемки в послеполуденное время требуется выдержка 1/30 с, ISO 100 и f/16. С таким фильтром я могу сделать тот же снимок при выдержке 30 с. Чаще всего выпускаются 6- и 3-стопные фильтры. Если нужен один или два дополнительных стопа, можно воспользоваться круглым поляризатором.

Когда вы поняли, как снимать с длинной выдержкой и купили ND-фильтр, для вас открывается огромное количество интересных способов этим воспользоваться. Вот несколько моих любимых видов съемки.

Мечтательные океанские пейзажи

Вы видели фотографии береговой линии, волны которой превращены в мистический туман? В то время, как короткая выдержка остановит волны, длинная смажет их движение. Выбор значения выдержки зависит от количества света, частоты волн и глубины воды. Хорошая стартовая точка - ISO 100, f/16 и 15 с.

Озера

Рябь на воде зачастую портит фотографии озер. Эту проблему легко решить, прибегнув к длинной выдержке, которая полностью смягчает поверхность. Мой ND-фильтр часто спасал меня от ряби на воде или скучных закатов. Выдержка здесь полностью зависит от того, насколько сильные волны. Снимок был сделан с ISO 200 (минимальный порог для камер Fuji), f/16 и выдержкой 90 с.

При съемке фотографии ниже вода была намного спокойнее, поэтому я использовал более короткую выдержку. Вот такие настройки камеры я выбрал: ISO 200, f/18, 5 с. Если внимательно посмотреть, можно заметить еще одну трудность при работе с длинной выдержкой - дерево в левой части стало размытым из-за ветра.

Водопады

Пожалуй, именно водопады изначально вдохновили меня попробовать заняться съемкой с длинной выдержкой. Я без конца смотрел на фотографии шелковисто гладких водопадов и очень хотел понять, как это делается. Большой плюс в том, что при съемке водопадов не нужна слишком долгая выдержка. Но важно определить, какую часть движения вы хотите передать. Очень легко получить водопад, в котором нет никакого контекста. Иногда это полезно, но обычно я все же стараюсь делать водопад не совсем размытым.

Я хотел оставить большую часть движения водопадов Panther Creek Falls, поэтому выставил такие настройки: ISO 200, f/18, 1/8 с.

Из-за темноты этого каньона у меня не было выбора, поэтому пришлось пожертвовать выразительностью водопада и сфотографировать его при ISO 800, f/11, 8 с.

На примере ниже я умышленно отказался от резкости, чтобы придать водопаду вид длинного шелкового каскада. Настройки камеры были такими: ISO 200, f/16, 5 с.

Полосы света

Еще один мой любимый пример. Полосы света - это красные или желтые/белые линии, которые появляются на фотографии за счет фар проезжающих машин. Здесь длина выдержки определяется тем, насколько быстро едут автомобили. Это довольно просто сделать, если определенный источник света проходит сквозь кадр и нужно просто посчитать время, за которое он это делает. Однако, когда в кадре больше машин и источников света, всё становится сложнее. Ниже я привел несколько примеров с указанием настроек камеры.

Здесь понадобилась долга выдержка, так как два потока автомобилей двигались в разных направлениях. Нужно было захватить конец одного источника света и начало другого. ISO 200, f/18, 15 с.

При съемке Бранденбургских ворот мне повезло, так как поток автомобилей двигался в одно время. Я сделал эту фотографию при ISO 200, f/16 и 2,5 с.

Фотографию ниже было нелегко сделать, ведь в кадре много линий движения автомобилей, которые нужно было захватить. ISO 200, f/16, 45 с.

Если вам нужно больше вдохновения, существуют другие способы работы с длинной выдержкой. Поищите примеры в интернете и увидите, как можно получить потрясающие облака, как работать с проводкой камеры и т.д.

Всем доброго позднего вечера! На днях рассказывал сыну об особенностях фотосъемки на длинных выдержках в ночных и дневных условиях, и пришла в голову, как всегда дурная, идея... В общем, решил вкратце изложить свои мысли в моем блоге на ЖЖ. Надеюсь, эта статья найдет своего читателя. Потому как, хоть мы все и "семи пядей во лбу", но наверняка найдутся те, которые только начинают знакомиться с фотоделом. Съемка на длинных выдержках весьма интересное занятие, поэтому и начинающим стоит себя в этом попробовать.

Дорогомиловский автомобильный мост (Третье транспортное кольцо, в районе Москва-сити)

Итак, изложу основные принципы съемки последовательно.

Начать настройку камеры необходимо с установки режима съемки. Для этого необходимо выставить переключатель режимов съемки либо в положение "ручной режим съемки с приоритетом диафрагмы " (Av), либо «» (Tv). Сейчас мы рассмотрим, в каком случае необходимо выбирать тот или иной режим из вышеуказанных.

В большинстве случаев при данном виде съемки следует пользоваться режимом «ручной режим съемки с приоритетом выдержки » (Tv), и устанавливать при этом в ручную необходимое нам время выдержки. В этом режиме ночью можно снимать кадры с движущимся автотранспортом и получать вместо автомобилей на улицах разноцветные полосы от фар, стоп-сигналов, габаритных огней, а также сигнализации спецмашин. Также данный режим незаменим для ночной съемки фейерверков и салютов. Можно в этом режиме снимать различные объекты, когда наличие людей в кадре не желательно - при большой выдержке движущиеся силуэты людей перестают быть видимыми на снимке.

Колокольня Знаменского собора и Церковь Максима Блаженного на Варварке

Эта фотография была сделана во время проезда колонны ОМОНа после несанкционированной акции оппозиционера Навального. Как видим, ни одной автомашины на снимке не видно, остались только "трассеры" от светового оборудования на автомобилях. В данном случае применена выдержка порядка 30 секунд.

Также в этом режиме можно снимать и днем, например, для отображения в кадре интенсивности движения воды в водопаде, движения облаков и льда на реке (то есть для придания снимку динамичности) - для этого достаточны выдержки порядка 2-4 секунд для водопада и до 15 секунд для придания динамичности облакам. Второй эффект, которого можно добиться длинной выдержкой днем, это, наоборот, устранение динамичности. Это достигается еще более экстремальными значениями выдержки. Чем больше выдержка, тем меньше деталей в кадре. Бурная вода превращается в дымку, спокойное море в «асфальт».

Вид на комплекс Москва-сити с набережной Тараса Шевченко

Для съемки днем на длинной выдержке необходимы специальные затемняющие фильтры - нейтральные фильтры (ND). Они уменьшают количество света, поступающее на матрицу за единицу времени, не влияя при этом на цветопередачу. Применение данных фильтров, в общем, понятно, при больших выдержках днем количество солнечного света таково, что без подобной защиты все снимки будут полностью потеряны для обработки и «засвечены». Как правило, светофильтры имеют обозначение от ND2 до ND400, где число после аббревиатуры показывает - во сколько раз уменьшается светопропускная способность линзы.

Вид на строительство жилого комплекса "Центр-сити" с платформы МЦК "Шелепиха"

Теперь вкратце пробегусь по второму режиму съемки на длинных выдержках. "Ручной режим съемки с приоритетом диафрагмы " (Av) позволяет камере подбирать оптимальные значения по выдержке, при необходимом нам значении диафрагмы - данный режим необходим для получения "звездного" или "лучевого" эффекта без применения специальных фильтров.

Итак, как надо действовать, чтобы получить лучи от источников света в кадре? Значение диафрагмы установливаем максимальное, т.е. закрываем диафрагму. При этом количество получившихся лучей от каждого источника света в кадре будет соответствовать количеству лепестков диафрагмы вашей фотокамеры. Более того, при закрытой диафрагме изображение получится более чётким, таким изображениям свойственна большая глубина резкости. Но есть 2 больших минуса. Чем больше закрыта диафрагма, тем меньше света попадает на матрицу за единицу времени, а соответственно длиннее выдержка (в нашем случае это не важно). А также, при излишне закрытой диафрагме могут проявиться искажения в кадре. Если эффект лучей не нужен, то лучше устанавливать средние значения диафрагмы (9-14), при этом будет обеспечиваться достаточная глубина резкости.

Перрон аэропорта Внуково

На этой фотографии мимо самолета в кадре за время 30-секундного снимка проезжало большое количество различной аэродромной сервисной техники, в том числе с желтой сигнализацией, которая видна на снимке как прерывистые желтые вспышки.

Стоит добавить, что для обеспечения лучевого или звездного эффекта можно использовать не большие значения диафрагмы, а так называемые «лучевые» или «звездные» фильтры. Естественно, желательно применять фильтры известных и зарекомендовавших себя на рынке компаний с просветленными стеклами, иначе кроме потери света и различного рода оптических искажений из-за некачественных стекол мы ничего не получим. Есть фильтры на различное количество лучей, здесь подбирать надо, ориентируясь на собственный вкус.

Дорогомиловский автомобильный мост, снят с набережной Тараса Шевченко

1. Обязательно отключаем стабилизацию изображения . В режиме съемки на штативе она бесполезна, и даже вредна. Элемент управления стабилизацией изображения находится на внешней стороне объектива, если данный объектив имеет функцию стабилизации. Стабилизатор при съемке на штативе дает "шевеленку".

2. В меню камеры необходимо разрешить блокировку зеркала . В меню камер Canon EOS обычно этот элемент настройки находится в разделе "Пользовательские функции". Фотокамера, при подключении этой функции, сначала поднимает зеркало (что на долю секунды вызывает вибрацию камеры), а только потом спускает затвор. Таким образом хлопанье зеркала не испортит кадр. В таком режиме можно снимать и с задержкой кадра.

Комплекс Москва-сити

3. Будет не лишним сказать, что съемку на длинных выдержках нужно выполнять на штативе . Если штатив с установленной на него камерой все равно получился легкий, либо при съемке присутствует ветер, а снимки получаются смазанные, необходимо утяжелить штатив. На центральном стержне штатива есть либо крючок снизу, либо отверстие под крючок. На крючок подвесить любой подручный груз, груз можно положить, к примеру, в любой полиэтиленовый пакет и за ручки его подвесить на крючок.

4. Если во время ночной съемки автофокус неэффективен, следует отключить автофокус и фокусировать в
ручную
, через видоискатель или режим "Life view". При этом, следует помнить, что во время съемки на длинной выдержке в режиме "Life view", при длительной работе экрана активно падает зарядка аккумулятора камеры.

5.Снимать на длинной выдержке желательно на минимальных значениях ISO (светочувствительность матрицы). Для съемки удовлетворительными значениями будут 50-100-200, не более. При высоких значениях ISO и большой выдержке появляются цветные и световые шумы от перегрева сенсоров на матрице. При этом проявляются и так называемые «битые пиксели» (если вы их нажили на своей камере к этому моменту), на кадре они выглядят белыми точками, которые придется удалять методами Photoshop.

6.Следует поменять режим съемки со съемки одиночного кадра на съемку с задержкой выполнения кадра
в 2 секунды
после спуска затвора. Это также ограничит «шевеленку» во время съемки, так как
срабатывание механизма камеры произойдет до съемки, во время спуска затвора.

Бизнес-центр "President Plaza" на Кутузовском проспекте

7.Дополнительное средство для исключения шевеленки - это применение проводных и беспроводных пультов управления камерой. При этом, все вышеприведенные настройки также должны быть выполнены.

Таковы основные моменты, которые необходимо учитывать и применять при осуществлении фотосъемки на длинных выдержках. Ну и нельзя забывать про свой мозг, он нам дан, чтобы собирать информацию, структурировать ее, анализировать полученные данные, делать выводы и прорабатывать алгоритмы решения проблем.

Читайте, думайте, творите!

Патриарший мост у Храма Христа Спасителя

В момент съемки с 30-секундной выдержкой на Патриаршем мосту двигалось в обоих направлениях в зоне кадра около 15 человек. Как видим, нет их и следа.

Необычное притягивает внимание и остается в памяти. Находясь на выставке фоторабот, зрители гораздо чаще останавливаются перед фотографиями, которые отражают мир не таким, каким мы его привыкли видеть. Необычные фотографии - это больше плод воображения фотографа, помноженного на опыт и тонкое знание возможностей фотокамеры, чем достоинство самой сцены съемки. Что толку просто "сфоткать" красивый пейзаж? Ведь это же самое люди могут увидеть своими глазами. А вы возьмите и сфотографируйте эту же сцену используя нестандартный подход и у ваших фотографий на выставках будут останавливаться для обмена мнениями и обсуждения даже если вы простой новичок. Сегодня "разбираем по косточкам" очередной секрет удачных фотографий - дневную съемку с длинной выдержкой.

Для кого написана эта статья

В первую очередь я пишу это для себя. И не потому, что боюсь просто забыть фокус с длинной выдержкой :). Я его знаю уже давно и иногда нахожу ему вполне достойное применение. Лично мне эта статья нужна, чтобы еще немного продвинуть данный сайт. Сделать его еще более посещаемым и узнаваемым. Знаете, приятно, когда тебе потом пишут письма с благодарностями, ставят лайки, задают вопросы и просят совета.

Для меня, который не считает себя профессионалом, а, от силы, продвинутым фотолюбителем, получать такое внимание и делиться накопленным опытом - большая честь. Все же человеку время от времени необходимо осознавать свою полезность и даже значимость, чтобы иметь силы идти дальше. Кроме того, этот сайт приносит небольшую денежку за рекламу. Так что чем больше здесь полезных материалов, тем большую прибыль он принесет.

Наверное мало кто пишет такое на своих сайтах. Многие прикрываются "заботой о ближнем" и стремлением облегчить жизнь совершенно незнакомым людям. На самом деле это, мягко говоря, не совсем так. Многие фотографы, ведущие подобные блоги, рано или поздно рассчитывают продвинуться, стать известным, возможно, даже великими. Это позволит получать больше заказов на фотосъемку и, соответственно, лучше зарабатывать.

Кроме моего личного, чисто шкурного интереса, техника съемки, которую мы будем рассматривать в данной статье, будет интересна многим начинающим фотолюбителям. Просто многим уже надоели обычные "фотки", сделанные по принципу "шел мимо - увидел - выхватил фотоаппарат - щелкнул - пошел дальше". Есть желание сделать следующий шаг, узнать какие-то секреты продвинутой фотосъемки .

Таких секретов довольно много и сегодня мы посмотрим только на один из них.

Для того, чтобы воспользоваться предложенной здесь техникой, ваш фотоаппарат должен "уметь" снимать в полностью ручном режиме. Фотокамеры, имеющие только авторежим, и абсолютное большинство мобильных телефонов нам не подойдут.

Зачем вообще нужна длинная выдержка

Надеюсь, вы уже знаете, что такое выдержка и как ее значение влияет на качество фотографии. Для тех, кто делает самые первые шаги и пока не очень разбирается в этих вопросах, могу предложить сначала полистать эту статейку:

Безусловно вы знаете, что вечером и, тем более, ночью, когда света становится все меньше, приходится устанавливать более длительные выдержки. Иначе фотографии получатся совсем темными. То же самое касается съемки в помещении, особенно в темных чуланах, на чердаках и в погребах:)

Длинная выдержка - очень большое подспорье при съемке в темноте. С другой стороны, она же может "все испортить". Стоит только пошевелить фотоаппарат, который в этот момент снимает с длинной выдержкой (например - 1-2-5 или более секунд) и изображение будет безнадежно размазано. Да что там 1 секунда! Иной раз и на 1/30 секунды уже появляется некая размытость, обусловленная тем, что вы "приплясывали" в момент, когда нажали на кнопку спуска. Знаете, так бывает при фотосъемки в местах, где много комаров. Бывает, только нажмешь кнопку спуска и тут же какая-то гадина обязательно укусит за ногу.

Получается так называемая "шевеленка". Подобные фото являются, если можно так выразиться, позором профессионального фотографа и сразу же стираются, чтобы никто, не дай Бог, не увидел данного конфуза:)

Тем не менее, длинную выдержку можно использовать и во благо, причем не только ночью, но и "светлым-пресветлым днем".

Техника съемки, которую я собираюсь описать, основана на том обстоятельстве, что в кадре могут присутствовать и совершенно неподвижные объекты, и те, что находятся в движении. Порой эта техника - чуть ли не единственный способ сделать достойную фотографию той или иной сцены.

Секрет фотосъемки с длинной выдержкой

Снимки, которые вы увидите в данной статье, сделаны мной с интервалом в один день. Сначала разберемся с тем, как можно красиво сфотографировать работающий фонтан.

Вот объект нашего внимания. Думаю, большинство фотолюбителей, даже не обратит на него внимания, а если и сделает снимок, то получится примерно вот что:

Как видите, в принципе, ничего экстраординарного в данной сцене нет. Возможно поэтому многие люди просто проходят мимо, а некоторые, которым не чуждо чувство прекрасного, стремятся привнести в сцену нечто великолепное, например, себя любимых. Ведь можно взгромоздиться на белый парапет фонтана и, грациозно изогнувши туловище, придать снимку выразительность и даже, не побоюсь сказать, некоторую экспрессию:) Позвольте мне не показывать фото любителей фотографироваться на фоне этой небольшой местной достопримечательности. У нас, все же, немного другая цель.

Итак, снимать весь фонтан - занятие неблагодарное. Ему уже около 40 лет, и все это время он стоит грустный и грязный в глубине старого парка. А включают его всего перу раз в году по праздникам: вот как раз вчера был один из них - 9 Мая.

Но давайте попробуем "сшибить верхушку", то есть снять только отдельный фрагмент сцены - тот, где пересекаются струи воды:

Обратите внимание: точку съемки надо выбрать так, чтобы освещенные светлые капли воды были на каком-то темном фоне, например, на фоне листвы, расположенной в тени. Если снимать светлое на светлом, сами понимаете, ничего путного у нас не получится.

В принципе в данной фотографии пока нет ничего такого уж выдающегося. Просто взяли фрагмент и "щелкнули" с выдержкой 1/640 секунды. Неудивительно, что мы можем видеть каждую отдельно взятую капельку, застывшую в полете. Если сделать выдержку еще короче, то у нас получится застывшая картинка с множеством маленьких белых точек. Именно такой снимок дал бы нам фотоаппарат с полностью автоматическими настройками, или мобильный телефон.

Жаль, что в этой фотографии не передается динамика движения воды. Но давайте попробуем поиграть выдержкой. Сделаем ее, скажем, 1/80 секунды. То есть удлиним в 8 раз!

Ага! Это уже кое что! Неподвижные объекты так и остались четкими и неподвижными, но каждая капелька за время, пока делался снимок, успела пролететь некоторое, пусть и небольшое расстояние. Представляете? 1/80 доля секунды! Мы и моргнуть не успеем, а капельки сдвигаются за это время сантиметров на десять! Как говорится, все течет, все меняется. Это как раз про наш случай.

Теперь капли стали более заметны и в фотографии, в отличие от предыдущего варианта, наблюдается некоторая динамика.

Безусловно, мы должны понимать, что если удлинить выдержку, то на матрицу начинает попадать больше света - картинка становится более светлой. Чтобы немного "потушить" ее, то есть, ограничить световой поток, надо сужать диафрагму. Вы ведь знаете, что такое диафрагма? Если нет, вот - полистайте статейку о ней:

А что если сделать выдержку еще длиннее? Давайте попробуем! Ведь кадры в цифровой камере совершенно бесплатны. Это раньше фотографы должны были платить за свои смелые эксперименты метрами испорченной пленки. Мы же с вами имеем широкое поле для экспериментирования, за которое нам "ничего не будет". Итак, устанавливаем выдержку 1/20 секунды (диафрагма 10):

Треки от капель стали еще длиннее! Жаль, что фонтан не подсвечивается разноцветными фонариками. Было бы еще красивее!

А теперь - гвоздь программы: выдержка 1/10 секунды:

Делать выдержку еще длиннее нет смысла. Да и в этом кадре, признаться уже не все в порядке. Появились пересвеченые области. Увы, мой фотоаппарат Sony RX100 не позволяет устанавливать диафрагму Уже (в смысле, не "шире", а "уже"), чем 11! То есть я не мог еще сильнее ограничивать поток света и в кадре получились провальные белые участки. Здесь уже нужна, например, зеркалка. Там возможны значения диафрагмы 22, 36 и более.

Тем не менее, уверен, вы уже ухватили идею. Главное здесь - не торопиться и, по возможности, использовать штатив или какой-то иной упор.

Желаете другой пример? Извольте!

Река Суворощь во Владимирской области. На самом деле на фото будет даже не сама река, а отдельный ее рукав. Во время половодья он превращается в стремительный поток, почти как в горах:

Как видите, в этом фото нет ничего особо ценного. Единственно его назначение - просто показать зрителю общий план того места, где мы были и фотографировали.

Можно спуститься прямо к воде и попробовать попытать счастья с небольшими локальными сценами:

Совершенно согласен с вами: этот снимок - полный "отстой". Единственное, что с ним можно сделать - просто выбросить в мусорную корзину, поскольку именно там ему и место. Может даже сложиться впечатление, что данная сцена вообще не интересна с точки зрения фотографии. Действительно, снятая с очень короткой выдержкой (1/800) стремительно несущаяся вода получается, мягко говоря, "не очень".

А что если снова попробовать удлинить выдержку? Давайте поставим, например, 1/3 секунды:

Ага! Вот это уже интереснее. Безусловно, лучшему нет предела, однако, даже невооруженным глазом видна разница между данными снимками.

Давайте посмотрим еще один пример. Вот палка, торчащая из воды. Выдержка 1/800 секунды:

Одни пузырьки, - в глазах рябит!

А теперь поставим выдержку 1/3 секунды:

Безусловно шедевр будет получаться не каждый раз. Например, если сфотографировать таким образом улицу с интенсивным движением, то результат будет не очень красивый, если только не снимать ночью с горящими огнями.

А вот сфотографировать таким образом капли дождя или насекомых, вьющихся вокруг ночного фонаря - это несомненно стоит попробовать.