Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Необычные виды средневекового оружия (17 фото). Для всех и обо всем Средневековое стрелковое оружие

Средневековье - жестокий период в истории человечества. Длился он с VI века по XVI нашей эры, начался он с падения Римской Империи и закончился к эпохе Возрождения. Средневековое оружие значительно эволюционировало за это время. Народы постоянно стремились совершенствовать вооружение, чтобы превзойти своих врагов. С усовершенствованием доспехов требовалось и улучшение орудий. Итак, представляем вашему вниманию рейтинг смертоносного средневекового оружия:

Палаш - тип меча, на рукоятке которого есть защита для руки. Среди вариаций палаша есть скьявона, хаудеген, синклера, валлонская шпага и шотландский палаш. Палаш, как правило, использовался солдатами в военных действиях, а также городскими гвардейцами для поддержания порядка. «Гражданской» шпагой в то время была рапира, она на вид похожа на палаш, однако, сильно уступает ему в прочности. Это орудие было одним из самых крепких в средневековье, тяжелая кавалерия вступала в бой, используя именно его. Самый ранний палаш был найден на «МэриРоуз», он был 1545 года.

Пика использовалась тяжелой кавалерией в Западной Европе. Кавалерия атаковала противников, будучи верхом на лошадях. Благодаря силе лошадей рыцарь мог пробить даже самого бронированного противника одним ударом. Пика была ведущим оружием в кавалерийских атаках. Это оружие было популярным во всей Азии, Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Пики были эффективны, но всадники также носили с собой мечи или булавы. Связано это с тем, что пику можно было использовать лишь один раз за бой.

Катана - меч, вокруг которого есть много сомнений. Он обладал превосходными режущими и колющими способностями. Катана преимущественно использовалась самураями во времена феодальной Японии. Это холодное оружие с изогнутым лезвием. В Японии оно было одним из самых популярных видов смертоносного оружия. Это связано с его мобильностью, оно давало значительное преимущество в боях, где важна была скорость реакции. Самурай настолько искусно обращался с мечом, что мог разрезать врага, вытаскивая катану из ножны. Катана считалась самым важным оружием самурая.

Копье - одно из самых смертоносных средневековых видов оружия. Оно было распространено за счет своей простоты и дешевизны. Воин с копьем мог атаковать врага на более длинной дистанции, что давало ему преимущество в бою. Как правило, если сражаются два человека: один - с копьем, другой - с мечом, побеждает обладатель копья. Это было очень распространенным видом оружия, даже многие самураи отдавали ему предпочтение.

Боевой топор обладал невероятной режущей силой. Топор не подходит для колющих атак, а маленькая режущая поверхность требует от воина большей точности, чем того требовал меч. Орудие удобно использовать одной рукой, при этом сила его разрушительна. Существовали и двуручные топоры, которые преимущественно использовались викингами. Они использовали их, чтобы пробить щит противника и позволить другому нанести сокрушающий удар по врагу. Топоры были дешевле мечей и не требовали таких навыков владения.

Один известный пример использования топора: бой один на один между королем Шотландии Робертом I и Генрихом де Бохуном. Роберт одержал победу благодаря своему боевому топору.

Боевой молот был очень эффективен в борьбе с доспехами. Проблема мечей заключалась в том, что они отскакивали от пластинчатой защиты, но молот действовал иначе: он не отскакивал и при этом наносил большой урон противнику вне зависимости от того, был ли пробит доспех.

С распространением доспехов, у мечей и топоров начали возникать осечки: они наносили скользящие удары и не могли пробить защиту. Чтобы побороть эту проблему, были изобретены молоты. Боевой молот мог сокрушить противника даже через самые тяжелые доспехи. Также воины использовали молоты, чтобы ломать лошадям ноги и атаковать всадников.

Кстати, о в мире на нашем сайте сайт есть интересная статья.

Длинный меч был распространен в период позднего средневековья и Ренессанса. Он быстр и универсален, обладал хорошей ударной силой, а также мог использоваться для режущих и колющих атак. Это оружие имеет длинную ручку, что позволяет держать его двумя руками. Также его можно было использовать его одной рукой. Вторую руку, как правило, воины тоже задействовали: в частности, для отвлекающих маневров.

Согласно легенде, Экскалибур часто путают с мечом в камне , речь о котором пойдет ниже. Оба этих меча принадлежали королю Артуру, который и сам представляет собой большую загадку для историков. Несмотря на популярное мнение, большинство оригинальных источников говорят о них как о разных клинках.

Экскалибур или Калибурн — еще один меч короля Артура, легендарного вождя бриттов, жившего примерно в V-VI веках. Эпос о короле и его верных подданных весьма обширен и включает в себя полный список геройских приключений: спасение прекрасных дам, битву с чудовищным драконом, поиски Святого Грааля и просто удачные военные кампании. Меч — это не просто оружие, а статусный символ владельца. Разумеется, столь выдающаяся личность как Артур просто не могла обладать заурядным мечом: помимо прекрасных технических характеристик (что для Темных веков и в самом деле было выдающимся достижением), мечу приписывают также и волшебные свойства.

До латинизации название меча скорее всего происходило от валлийского Caledfwlch: caled («битва») и bwlch («разрушать, рвать»). По легенде, король добыл меч с помощью волшебника Мерлина и таинственной Девы озера, взамен утраченного в битве с сэром Пелинором. Ножны у меча тоже были волшебные — они ускоряли заживление ран владельца. Перед смертью Артур настоял, чтобы меч был снова брошен в озеро и возвращен таким образом его первой хозяйке. Обилие мечей периода Темных веков, найденных археологами на дне различных водоемов, позволило им предположить, что в те времена существовал обычай затопления оружия в воде после смерти воина.

Меч в камне

У меча в камне, который сам король по преданию вонзил в скалу, доказывая свое право на престол, есть любопытный сородич, дошедший до наших дней. Речь идет о глыбе с крепко засевшим в ней клинком, которая хранится в итальянской часовне Монте-Сьепи. Хозяином меча был, правда, не легендарный король, а тосканский рыцарь Гальяно Гвидотти , живший в XII веке. С ним связана забавная история: однажды к Гвидотти, который, как и многие рыцари того времени, вел распутный образ жизни и был нахальным грубияном, явился сам архангел Михаил и потребовал, чтобы Гальяно сложил с себя рыцарский обет и постригся в монахи. В ответ на это рыцарь со смехом заявил, что стать служителем Господа ему будет так же просто, как и разрубить камень. Рубанув ближайший валун в доказательство своих слов, Гвидотти пришел в изумление: лезвие легко вошло в него как нож в масло. Разумеется, после этого Гальяно немедленно встал на праведный путь, и даже удостоился посмертной канонизации. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, легенда и в самом деле не врет: возраст глыбы и застрявшего в ней меча совпадает с примерным временем жизни рыцаря.

Дюрандаль


Дюрандаль — еще один меч в камне. Его владельцем был рыцарь Роланд , реальная историческая персона, ставшая впоследствии героем многочисленных саг и баллад. По легенде, во время защиты часовни Нот-Дам, что в городе Рокамадур, он швырнул свой клинок со стены и тот остался торчать в ней, прочно засев в камне. Примечательно, что некий клинок в скале близ часовни и в самом деле есть: благодаря умелому пиару со стороны монахов, активно распространявших легенду о Дюрандале, часовня быстро стала центром паломничества прихожан со всей Европы.

Ученые, впрочем, ставят этот факт под сомнение и считают, что в часовне находится вовсе не легендарный волшебный меч Роланда. Во‑первых, хромает банальная логика: Дюрандаль — женское имя, и герой, судя по всему, питал к нему самую настоящую страсть. Сомнительно, чтобы он стал разбрасываться столь ценным и дорогим сердцу оружием. Подводит и хронология: сам верный подданный Карла Великого согласно историческим свидетельствам погиб 15 августа 778 года в битве при Ронсевальском ущелье, от которого до Рокамадура несколько сот километров. Первые свидетельства о мече появились намного позже — в середине XII века, примерно в то же время, когда была написана знаменитая «Песнь о Роланде ». Подлинный владелец клинка в часовне так и не был установлен: в 2011 году клинок извлекли из камня и отправили в парижский музей Средневековья.

Меч Уоллеса


Огромный палаш, согласно преданию, принадлежал сэру Уильяму Уоллесу , предводителю шотландских горцев в битве за независимость от Англии. Знаменитый рыцарь жил в период с 1270 по 1305 и, судя по всему, обладал недюжинной силой. Длина меча составляет 163 см, что при весе в 2,7 кг делает его оружием огромной мощи, требующим от владельца сноровки и ежедневных тренировок. Как известно, шотландцы питали страсть к двуручным мечам — стоит вспомнить клеймор, в определенный исторический период ставший настоящим символом Шотландского королевства.

Ножны для такого внушительного оружия сделать непросто, да и материал был весьма необычен. После битвы на Стерлингском мосту, где меч и его хозяин завоевали себе славу и почет, клинок обзавелся ножнами и портупеей из человеческой кожи. Ее хозяином был английский казначей Хью Крессингэм, который «драл с шотландцев три шкуры и получил заслуженное воздаяние». Ученые до сих пор спорят о подлинности древней реликвии: из-за того, что король Яков IV Шотладский в свое время подарил мечу новую рукоять и отделку взамен износившейся старой, установить историческую подлинность весьма непросто.

Ульфберт


«Ульфберт » — это не один, но целое семейство средневековых мечей каролингского типа, датированных между IX и XI столетиями. В отличие от своих легендарных собратьев, им не приписывают волшебные свойства. Куда важнее то, что для раннего Средневековья эти клинки отличались не только массовостью, но и крайне высоким качеством изготовления. Их отличительной чертой было клеймо +VLFBERHT+ у основания клинка.

В те времена большая часть европейских мечей изготавливалась по принципу «ложного дамаска»: отлитые из низкоуглеродистой стали с высокой степенью шлаковых примесей, эти клинки лишь визуально напоминали знаменитую дамасскую сталь . Викинги же, будучи морскими торговцами, судя по всему закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, намного более прочную и надежную. Для Средневековья это был настоящий прорыв в кузнечном деле, а потому такие мечи ценились очень высоко: сравнимое по прочности оружие в Европе стали массово производить лишь во второй половине XVIII (!) века.

Задачей классического вооружения является выполнение оборонительных или наступательных действий. Начиная с каменного века человечество эволюционировало, трудясь над созданием моделей, предназначение которых было и специфическим, и уникальным. Так, мастерами древности было разработано специальное необычное холодное оружие.

С чего все начиналось?

История холодного оружия тянется в и палеолит. Изделия того времени широко использовались во время охоты и в междоусобных сражениях. Это палицы и дубины. Создавались также кинжалы и ножи. Каменные изделия вскоре были заменены на кремниевые и костяные. Первое холодное оружие палеолита - это лук, который в то время считался самым совершенным из всех видов вооружения и был незаменим как на охоте, так и в битве. С открытием меди и бронзы создаются мечи, булавы, ножи и кинжалы. Новая эра холодного оружия началась в эпоху римской империи, когда основная роль в сражениях была отдана сабле.

Холодное оружие Средневековья

В IX столетии на эволюцию вооружения европейских стран оказало влияние их географическое расположение. По причине сходства народных культур технологии создания холодного оружия мастерами разных стран имели много общего. Существенный вклад в данный процесс внесло наследие римской империи. Также европейские страны позаимствовали некоторые элементы азиатских видов вооружения. Холодное оружие Средневековья, используемое в ближнем бою, классифицировалось по принципу действия. Как это было в античные времена.

Типы холодного оружия

Историки выделяют следующие типы холодного вооружения:

  • Ударный. К нему принадлежат булава, дубина, палица, цепь, кистень и шест.
  • Колющий. Данный тип холодного оружия может быть рукояточным (кортики, кинжалы, рапиры, стилеты и шпаги) или древковым (копья, пики, рогатины и трезубцы).
  • Рубящий. К нему принадлежат: боевой топор, коса и меч.
  • Колюще-рубящий: шашка, ятаган, алебарда.
  • Колюще-режущий. К нему относятся различные

Изготовление

Расширение знаний о свойствах металла и технологиях работы с ним дало возможность оружейникам экспериментировать. Очень часто оружие изготавливалось по индивидуальному заказу. Это объясняет наличие большого количества изделий различных форм и свойств. На развитие оружейного дела оказало влияние возникновение мануфактурного производства: особое внимание мастеров-оружейников теперь уделялось боевым качествам, а не декоративной составляющей. Тем не менее древнее холодное оружие не лишено своей индивидуальности. Каждое такое изделие в зависимости от мастерской, в которой оно изготавливалось, имело свой особый признак: маркировку или клеймо.

Любая модель изготавливается с определенной целью: для обороны или для наступления. Также имеется необычное холодное оружие, предназначенное доставлять врагу как можно больше мучений. География подобных творений мастеров очень широка. Она охватывает территории от Азии до Египта и Индии.

Что такое хопеш?

Это необычное холодное оружие представляет собой серп, базой для создания которого стали шумерские и ассирийские мечи и топоры. Хопеш производился в Древнем Египте.

Для работы использовали железо или бронзу. В своей конструкции данное необычное холодное оружие имело деревянную рукоятку и серп, позволяющий обезоруживать врага, цепляя за щит. Также при помощи хопеша осуществлялись рубящие, колющие и режущие удары. Конструкцией изделия обеспечивалась эффективность его использования.

Преимущественно хопеш применялся как топор. Удар таким холодным оружием предотвратить очень трудно, кроме того, он способен проломить любое препятствие. Во всем клинке затачиванию подлежал только его внешний край. Хопеш легко пробивал кольчуги. Обратная сторона была способна пробить шлем.

Необычный индийский кинжал

На территории Индии было создано необычное холодное оружие - катар. Данное изделие является разновидностью кинжалов. Это уникальное клинковое холодное оружие отличается от кинжалов тем, что его рукоятка имеет форму буквы «Н» и создана из того же материала, что и клинок.

В качестве опоры для кисти руки катар имеет два параллельных тонких бруска. Используется как способное проткнуть кольчугу. Обладание катаром свидетельствовало о высоком статусе воина.

Древненубийский метательный нож

Клинга - такое название получило необычное холодное оружие, используемое воинами племени Азанда, которое располагалось на территории древней Нубии. Данное изделие является метательным ножом, состоящим из нескольких лезвий.

Размер клинка составлял 550 мм. Устройство этого холодного оружия представляло собой три лезвия, тянущихся в разные стороны от рукояти. Клинга предназначался для нанесения противнику максимально болезненных ударов. Нубийский выполнял функцию очень эффективного оружия. Кроме того, он являлся отличительным знаком, подтверждающим высокий статус владельца. Клинга использовался только опытными и заслуженными воинами.

Уникальный китайский арбалет

Воины Китая до начала конфликта с Японией (1894-1895 гг.) укомплектовывались уникальным и очень грозным оружием того времени - многозарядным арбалетом чо-ко-ну. Данное изделие использовало натяжение и спуск тетивы. Вся конструкция работала при помощи одной руки: натягивалась тетива, болт попадал в ствол и производился спуск. Чо-ко-ну был очень эффективным и быстрым оружием: на протяжении двадцати секунд китайский воин мог выпустить около десяти стрел. Дистанция, для которой предназначался данный арбалет, достигала 60 метров. По своей проникающей способности чо-ко-ну давал небольшие показатели. Но в то же время оружие обладало высокой скоростью. Часто на наконечники стрел наносились различные яды, что делало чо-ко-ну по-настоящему смертоносным оружием. Если сравнить это древнее китайское изделие с современными аналогичными моделями, то по своей простоте конструкции, скорострельности и удобству в эксплуатации чо-ко-ну имеет много общего с автоматом Калашникова.

Что собой представляет макуахутл и тепустопильи?

Макуахутл - такое название получил используемый в сражениях ацтеками. Кроме материала, из которого он был изготовлен, макуахутл отличался от остального аналогичного оружия наличием заостренных кусочков Они были расположены по всей длине деревянного клинка. Размер меча составлял от 900 до 1200 мм. За счет этого ранения от макуахутла получались особенно ужасными: куски стекла разрывали плоть, а остроты самого клинка было достаточно для того, чтобы отсечь голову противнику.

Тепустопильи - еще одно грозное оружие ацтеков. По своей конструкции данное изделие напоминало копье, состоящее из наконечника и ручки. Длина рукоятки достигала роста человека. Клинок, размер которого соответствует ладони, подобно макуахутлу, оснащен очень острыми кусочками из обсидиана. По сравнению с деревянным мечом ацтеков, копье имело больший радиус поражения. Удачный удар тепустопильи мог легко пробить доспех и тело человека. Проектировалась конструкция наконечника таким образом, чтобы при попадании в плоть врага острие невозможно было сразу вынуть из раны. По замыслу оружейных мастеров, зубчатая форма наконечника должна была доставить противнику как можно больше мучений.

Не смертельные японские какутэ

Боевые кольца или какутэ считаются уникальными боевыми изделиями, которые широко использовались воинами на территории Японии. Какутэ представляет собой небольшой, охватывающий палец, обруч. Боевое японское кольцо оснащено одним или тремя наклепанными шипами. Каждый воин использовал преимущественно не более двух таких боевых колец. Одно из них надевалось на большой палец, а другое - на средний или указательный.

Чаще всего какутэ на пальце носилось шипами вовнутрь. Применялись они в ситуациях, когда требовалось выполнить захват и удержание противника или нанести незначительные повреждения. Боевые кольца с повернутыми наружу шипами становились зубчатыми кастетами. Основная задача какутэ - это подавление противника. Очень популярными данные японские боевые кольца были у ниндзя. Куноити (женщины-ниндзя) шипы какутэ обрабатывали ядами, что давало им возможность осуществлять фатальные нападения.

Гладиаторский нарукавник

В древнем Риме во время проведения гладиаторских поединков участники использовали специальный нарукавник, который еще называли скиссор. Это уникальное металлическое изделие одним концом надевалось на руку гладиатора, а второй конец представлял собой полукруглое острие. Скиссор не утяжелял руку, поскольку был очень легким. Длина гладиаторского нарукавника составляла 450 мм. Скиссор давал возможность воину блокировать и наносить удары. Ранения от таких металлических нарукавников не являлись фатальными, но были очень болезненными. Каждый пропущенный удар полукруглым острием был чреват обильным кровотечением.

История древних народов знает еще много видов необычного, специфического вооружения, которое изготавливалось древними мастерами с целью доставить врагу как можно больше мучений и отличалось особой изощренностью и эффективностью.

Ударное оружие в Средние века

В Средние века булавы применялись либо как оружие пешего ополченца, либо как вспомогательное оружие профессионального воина-всадника.

Ополченцы, мятежные крестьяне, разбойники и прочее гражданское население отдавало предпочтение ударному оружию из-за его относительной дешевизны. Часто такое оружие изготавливалось в кустарных условиях и представляло собой обычно дубинку, усиленную металлическими полосами, а по ударной части - шипами или гвоздями. Впоследствии подобный тип с шарообразной ударной частью получил в Западной Европе название «моргенштерн» - «утренняя звезда». Булавы такого типа, предназначенные для пешего боя, существовали как в варианте для одной руки (рис. 7), так и в более тяжелом варианте, для двуручного хвата (рис. 20).

7. Деревянная булава, усиленная стальными полосами и шипами, Франция, XIII в.

8. Булава с деревянной рукоятью и железным навершием, Киевская Русь, XI в.

9. Булава с деревянной рукоятью и железным навершием, Киевская Русь, XII в.

10. Булава с деревянной рукоятью и металлическим навершием, Киевская Русь, XI в.

11. Булава с деревянной рукоятью и бронзовым навершием, Западная Европа, XII в.

12. Монгольская булава на деревянной рукояти, ранняя форма шестопера, XIII в.

13. Большая деревянная булава, для боя двумя руками. Усилена металлическими полосами и шипами, Англия, начало XVI в.

14. Стальная булава-шестопер, Франция, начало XVI в.

15. Булава-шестопер с деревянной рукоятью и железными «перьями», Венгрия, XVII в.

16. Парадная стальная булава-моргенштерн, Италия, середина XVI в.

17. Стальная булава-шестопер, Италия, начало XVI в.

18. Деревянная дубинка, Италия, конец XVII в.

19. Стальная булава-шестопер, Южная Германия, конец XVI в.

Профессиональные воины обычно использовали булаву как вспомогательное оружие. Предназначалась она для нанесения мощных ударов сквозь защитный доспех с целью контузить, оглушить противника, сломать ему кость. Такая булава обычно представляла собой металлическое навершие, насаженное на деревянную рукоять длиной 50-60 см (рис. 8-11). Вопреки распространенному мнению, вес булавы в среднем составлял 1,5-2 кг, что позволяло ее использовать для быстрых ударов и сражаться длительное время.

20. Крестьянский моргенштерн на длинном древке, Западная Европа, XVI в.

Третьей разновидностью булавы, распространенной в Средние века, можно считать так называемые «пернатые» булавы - перначи, или шестоперы. Конструкция ударной части такого оружия представляет собой несколько металлических пластин, расходящихся от центра в разные стороны (рис. 12). Впоследствии, в позднем Средневековье, шестопер стал наиболее используемой разновидностью ударного оружия как в Европе, так и на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

С распространением на территории Европы огнестрельного оружия и постепенным исчезновением защитных доспехов булава из оружия превратилась в атрибут старших командиров и символ власти военачальника.

Исчезнув, однако, из арсенала профессиональных военных, ударное оружие осталось на «вооружении» гражданского населения и используется по сей день.

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Средние танки Т-34 и Т-34–85 Ни объем, ни задачи этой книги не позволяют осветить историю создания танка Т-34 полностью. Имеет смысл лишь кратко остановиться на ее главных, так сказать этапных, моментах.Итак, 13 октября 1937 года АБТУ РККА выдало КБ завода № 183 в Харькове

Из книги Техника и вооружение 2002 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Ударное соединение В середине ноября японское ударное соединение начало собираться в бухте Хитокаппу на мрачных Курильских островах в обстановке максимальной секретности. Чтобы избежать обнаружения, японцы постарались сделать соединение как можно меньше, но в то же

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Боевые корабли и морская война на Дальнем Востоке в древности и средние века Китайские боевые корабли с древних времен до династии Таи Государства, о которых мы расскажем ниже, издавна применяли боевые корабли и вели войну на море. Военный флот был также характерен для

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

Ударное оружие древности Древнейшим оружием человека было оружие ударного типа. Первоначально люди научились использовать случайно подобранные предметы - палку и камень. Впоследствии, когда была освоена простейшая обработка материалов, оружие и орудия труда стали

Из книги Военные тайны ХХ века автора Прокопенко Игорь Станиславович

Ударное оружие Ближнего Востока, XVII в. Османская империя, занимая в XVII в. главенствующее положение в своем регионе, оказала сильное влияние на окрестные государства, в том числе и в военном деле. Многие соседние страны переняли турецкий обычай вооружать военачальников

Из книги Парусные корабли. История мореплавания и кораблестроения с древних времен до XIX века автора Андерсон Роджер Чарльз

Ударное оружие Индии и Персии, XVIII-XIX вв. Рассматривая холодное оружие Индии и Персии XVIII-XIX вв., принято объединять эти регионы в общую группу, в связи с большой степенью взаимного влияния и схожести образцов оружия.Для военного дела Индо-Персидского региона в XVIII- XIX вв.

Из книги Опричнина [От Ивана Грозного до Путина] автора Винтер Дмитрий Францович

Ударное оружие Юго-Восточной Азии, XVII-XIX вв. В конце XVII - начале XVIII в. ударное оружие в государствах Юго-Восточной Азии постепенно исчезает из сферы применения профессиональных солдат. Этот процесс, как и в других регионах, был вызван распространением огнестрельного

Из книги автора

Ударное оружие Американского континента Ударное оружие было важной составляющей в арсенале воина доколумбовой Америки. Самым известным его образцом можно считать ацтекскую деревянную булаву с рубящими вставками из обсидиана (рис. 40). Впоследствии, несмотря на

Из книги автора

Ударное оружие островов Океании Первобытно-общинный уклад жизни коренных обитателей Австралии, Новой Зеландии и Океании и отсутствие добычи металлов, так же как и в других регионах земного шара, предопределили широкое распространение ударного оружия. Особенно большим

Из книги автора

Ударное оружие Нового времени С появлением огнестрельного оружия роль булав и дубинок в Европе медленно, но верно сходила на нет. Ударное оружие, в отличие от клинкового и древкового, вовсе исчезло из воинских арсеналов, вместе с доспехами и защитным снаряжением.

Из книги автора

Ударное оружие с гибкой сцепкой Для ударного оружия с применением гибкой сцепки используют такие термины, как «кистень», «боевой бич» и «боевой цеп», а для разнообразных восточных образцов даже «боевая цепь». Во избежание путаницы в дальнейшем кистенем мы будем называть

Из книги автора

Глава 18 Оружие XXI века Погубить человечество могут не только вирусы, занесенные из космоса, но и сам человек. Например, сделав это с помощью планетарного оружия.Совсем недавно к британским независимым исследователям попали копии документов секретных военных разработок.

Из книги автора

Глава 6. Южные суда в средние века 400-1400 годы Пока северные суда развивались от открытой лодки из Нидама до тяжелого, имеющего палубу одномачтового парусного судна с печати из Ипсуича, средиземноморские суда следовали своим собственным путем развития. В их случае

Из книги автора

Из книги автора

Пакт Молотова – Риббентропа в Средние века? Впрочем, на Западе Иван Грозный мог поддерживать Габсбургов лишь морально. А вот поближе к границам России – не только морально. И эта традиция тоже берет начало в золотоордынских временах. Если не раньше. Подобная политика (в XIX

  • Перевод

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне

1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно – и с течением времени всё сильнее – поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были – часто по закону и декретам – покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие – копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.


Спасибо за наводку в комментариях к статье

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем – от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет – это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони - опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет - закрытый кавалерийский шлем XV-XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем – иногда даже и благородным – по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей – шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости – словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.