Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Международное право: понятие и предмет регулирования. Международное право: понятие система, функции Определение предмет и система международного права

При ознакомлении с международным правом и его особенностями существенное значение имеет уяснение предмета правового регулирования. У внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права - преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

В современных условиях международное право имеет многослойный предмет регулирования , т. е. различные по характеру виды отношений.

Традиционная сфера - это отношения между государствами как самостоятельными, суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения). Имеются в виду прежде всего двусторонние контакты (Российская Федерация - Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки - Французская Республика, Япония - Австралия и многие другие варианты), а также многосторонние связи (группа стран, участвующих в исследовании Антарктики на основе Договора 1959 г., так называемая Группа восьми, представляющая наиболее экономически развитые государства, и др.).

Особо значимыми являются отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом.

Широкое распространение получили отношения с участием ММ ПО как между государствами и организациями, прежде всего в связи с членством государств в организациях, так и между самими международными организациями. В рамках таких взаимосвязей функционируют всемирные универсальные организации (ООН, ВОЗ, МАГАТЭ и т. д.), региональные (СЕ, ШОС, АСЕАН, ЕС и т. п.), а также иные организации, выходящие за пределы отдельных регионов (например, ОИК). Статус организаций имеют и некоторые самостоятельные межгосударственные органы (например, Международный орган по морскому дну, созданный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Автономную категорию органов составляют международные суды (МС ООН, ЕСПЧ, МУС и др.).

В предшествующие десятилетия заметную роль играли контакты между государствами и национальными политическими организациями , возглавлявшими борьбу народов (наций) за освобождение от колониальной зависимости, а также взаимосвязи таких национальных политических организаций с международными организациями. В частности, активно развивала отношения с государствами и участие в межгосударственном общении Организация освобождения Палестины. Она была, например, одной из сторон среди государств, подписавших Заключительный акт Третьей конференции по морскому праву, завершившей 14-летнюю работу над созданием текста Конвенции ООН по морскому праву, открытой для подписания 10 декабря 1982 г.

В сферу международных связей включены и так называемые государствоподобные образования, имевшие на основе международного акта (признания) относительно самостоятельный статус (города Ганзейского союза в эпоху Средневековья, Краков в первой половине XIX в., Данциг в период между Первой и Второй мировыми войнами в первой половине XX в., Западный Берлин после окончания Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом признаются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая ММПО - это форма объединения государств; политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с межгосударственными международно-правовому регулированию могут подлежать и международные отношения негосударственного характера - с участием МНПО, применительно к которым государства признают в установленном объеме их юридически значимые функции и компоненты официального статуса (среди них особо значимым является МККК), а также международных хозяйственных объединений (ТНК). В эту же группу входят отношения с иностранным элементом или с международным элементом, находящиеся за пределами юрисдикции отдельных государств, участниками которых являются юридические лица и индивиды (физические лица). Это гражданские, семейные, торговые, иные отношения, регулируемые международными договорами (конвенциями).

Следует отметить и такую специфическую форму общения, выходящего за рамки юрисдикции отдельных государств, как официальные связи с участием субъектов (частей) федеративных государств и даже административно-территориальных образований унитарных государств, если это предусмотрено соответствующими конституциями и допускается международно-правовыми нормами, признанными государствами. Такие связи не относятся к категории межгосударственных отношений, поскольку стороны (или одна из сторон) не обладают государственным статусом, но бесспорны их ограниченные международные признаки (к ним следует отнести и получившие широкое распространение международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ на основе Конституции РФ и Федерального закона от 4 января 1994 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).

Особую категорию составляют отношения государственно-негосударственного характера , сторонами которых являются государства, создаваемые ими международные организации и органы (например, международные суды и трибуналы), и обозначенные выше субъекты, не обладающие суверенным статусом и властными полномочиями (дела, рассматриваемые ЕСПЧ на основе индивидуальных обращений, международными уголовными трибуналами по обвинению лиц за преступления против человечности, геноцида и т. д.).

Завершая обзор, отметим, что международное право применимо и к регулированию определенных сфер внутригосударственных отношений, прежде всего невластного характера, касающихся прав граждан, юридических лиц, общественных объединений. При рассмотрении таких дел, например, российские суды всех видов и уровней ссылаются на соответствующие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права? Ранее в доктрине проводилось четкое разграничение: нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностных лиц, в то время как компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются внутригосударственным правом. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. В реальной же международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, на которых непосредственно возлагается ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Такие договоры соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции РФ, с федеральными законами. Часть 1 ст. 17 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (в этой формулировке следует также иметь в виду международные договоры РФ). В соответствии со ст. 2 Закона о гражданстве РФ вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ, названным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и международными договорами. Гражданский кодекс РФ предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7).

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение во взаимосвязи международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Многие международные договоры имеют ярко выраженную адре- сованность физическим и юридическим лицам, тем или иным видам органов государств. Таковы международные пакты о правах человека и другие универсальные конвенции относительно определенных прав (имеются в виду и отраслевые аспекты в сфере гражданских, семейных, трудовых, процессуальных правоотношений), а также региональные конвенции, прежде всего ЕКГТЧ. Таковы Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и двусторонние консульские конвенции, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, универсальные и региональные конвенции по проблемам борьбы с преступностью и т. д.

Совершенно определенно воспринимаются формулировки двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В каждом таком соглашении ст. 1 имеет название: «Лица, к которым применяется Соглашение». Имеются в виду лица (физическое, юридическое, в том числе предприятие или любое объединение лиц), являющиеся резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Можно сослаться и на российско-французское межправительственное соглашение по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан РФ и граждан Французской Республики от 15 июня 2004 г., в ст. 1 которого сказано: «Настоящее Соглашение применяется к физическим лицам - гражданам государств сторон».

Авторитетным аргументом служит заключение МС ООН в его постановлении по делу «Лагранд» (Германия против США) от 27 июня 2001 г. (аналогичный тезис содержится в постановлении по делу «Авена и другие мексиканские граждане» (Мексика против США) от 31 марта 2004 г.). В связи с нарушениями властями США норм ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях и их утверждением, что эти нормы применяются только к правам аккредитующего государства, но не к правам задержанного лица, Суд установил: ст. 36 Конвенции создает личные права лица в дополнение к соответствующим правам государства ".

Как отметил В. С. Верещетин, в то время судья МС ООН, «Суд, проанализировав Венскую конвенцию о консульских сношениях, пришел к выводу, что она не только регулирует отношения между государствами, но и непосредственно устанавливает определенные права физических лиц (иностранных граждан на территории государства - участника Конвенции)»

международное частное право межгосударственный

Международное частное право (МЧП) как самостоятельная юридическая наука возникла относительно недавно - в середине XIX века. Одним из основателей считается Джозеф Стори, который в 1834 году выпустил книгу под названием "Комментарий к коллизии законов”. В ней впервые была предпринята попытка комплексного анализа проблем МЧП и упомянут сам термин "международное частное право" (private international law). МЧП возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем внутреннего законодательства, каждая из которых по-своему регулирует одни и те же общественные отношения. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правоотношении участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Международное частное право регулирует отношения с иностранным элементом, в которых одной из сторон являются юридические и физические лица. Итак, международное частное право это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Такие правоотношения возникают при заключении внешнеторговых сделок, лицензионных договоров, патентирования изобретений за границей, заключении брака между лицами с различным гражданством и во многих других случаях. Их регулирование возможно как путем заключения международных договоров, так и созданием норм внутреннего законодательства. Отношения с иностранным элементом могут регулироваться также международным и внутренним обычаем (например, обычаи морского порта), судебным и арбитражным прецедентом (в странах, где действует общее право) и решения международных организаций. Целью любого правового регулирования является упорядочение общественных отношений, подпадающих под юрисдикцию определенного государства. Уникальность международного частного права состоит в том, что отношения урегулированные этой отраслью права, находятся за пределами юрисдикции одного государства.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

  • 1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
  • 2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
  • 3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально - через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно - через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
  • 4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
  • 5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Как особая система права Международное право отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, по субъектному составу можно разделить на межгосударственные и не межгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

  • 1) Между государствами (например, отношения по сокращению вооружённых сил);
  • 2) Между государствами и нациями, борющимися за независимость (к примеру, оказание помощи государствами народу по обретению независимости);

Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами межгосударственных отношений - государствами. Собственно говоря, до самого недавнего времени МП складывалось исключительно как межгосударственное.

Отношения не межгосударственного характера означают те отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился и многие отношения (например, борьба с преступностью) перешли из категории "дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства" в сферу "общих интересов государств".

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

МП возникло с появлен. гос-в. Цель: сотрудничество м/у гос-ми.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений существующих в опред. государствах. Элементы прав.сист. : система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология, правоотношения.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

· между государствами и международными межправительственными организациями;

· между государствами и государствоподобными образованиями;

· между международными межправительственными организациями.

Особенности:

1. МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения.

2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.

2. Правоотношения:

Субъекты МП: гос-во; межд. межправит. организации (ООН); нации, борящиеся за независ-ть (Орг-я освобожден. Палестины); гос-ва-подобные образования (Ватикан).

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

3. Правотворчество: в МП нет спец. законодат. органов; мп создается субъектами МП, преимущ. гос-вами. Нормы созд. по средствам межд. дог., либо формирован. межд. обычаев.

4. Правоприменение: В МП нет эффективного механизма принуждения. В МП действует принцип: добросовест выполнен. своих межд. обязанностей. В МП сущ. межд. суд. учреждения, кот привлекают субъектов МП (межд. Суд ООН, Европ. Суд по правам чел.)

Реторсии – ответственные действия (меры)

Репресари – то, что вытекает из заключ. межд. дог-ра (при нарушении дог-ра) Пр. – эконом. санкции.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.
Международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Международное право характеризуется универсальностью:

  • в субъектной сфере (все государства, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладают равными правами и обязанностями в международных правоотношениях, любая нация имеет право на самоопределение);
  • в пространственной (космическое пространство, дно Мирового океана является объектом регулирования международного права).

Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе.
Геноцид (политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы), апартеид (узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку) квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
Демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, права человека, равенство больших и малых народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой.
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами иобязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.

Международное право: понятие и предмет регулирования. Система международного права

По лекции: Международное право – система договорных и обычных международно-правововых норм, выражающих согласованную волю государств и других субъектов международного права и направленных на регулирование международных правоотношений.

Особенности международного права:

1. Предмет международно -правового регулирования – международные правоотношения:

Отношения между государствами

Отношения участием других публично правовых субъектов (международные организации, нации, борющиеся на независимость, государствоподобные образования)

Отношения с участием частноправовых субъектов (физических и юридических лиц)

Так же предметом является некоторые внутригосударственные отношения

2. Субъекты международного права: государства, международные межправительственные организации, нации, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

3. Источники: международный договор, международный обычай, акты международных судов, акты международных организаций, конференций, доктрина.

4. Способ образования норм и функционирования международного права – согласование между государствами.

5. Отсутствие центрального аппарата принуждения

Система международного права

Системообразующие элементы международного права:

· Основные принципы международного права (устав ООН, Декларация о принципах международного права, Хельсинский акт)

· Общие принципы права

· Общесистемный институт: институт международной ответственности, правопреемства, международная правосубъектность

· Отрасли международного права

Критерии деление международного права на отрасли:

Предмет регулирования

Отраслевые принципы

· Метод – согласование воли государства


Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие

Из Википедии: Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

· Принцип неприменения силы и угрозы силой;

· Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

· Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

· Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

· Принцип равноправия и самоопределения народов;

· Принцип суверенного равенства государств;

· Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

· Принцип нерушимости государственных границ;

· Принцип территориальной целостности государств;

· Принцип уважения прав человека и основных свобод.


Источники международного права: понятие и виды. Толкование статьи 38 Статута Международного Суда ООН

По лекции : Источники МП:

1. Международный договор

2. Международный обычай

3. Акты международных организаций, конвенций

4. Акты международных судов

Ст.38 международного статута ООН – суд ООН при рассмотрении дел придерживается международного права. В данной статье перечислены источники , которыми руководствуется суд ООН: международные конвенции, обычай, общие принципы права, для установления содержания норм МП могут приниматься судебные решения и доктрины.

Международный договор

Определение в ст.2 ВК - это международное соглашение, заключенное между государствами (это в ВК, а также существуют договоры заключенные международными организациями) письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.

Классификация международных договоров

1. По числу участников

1) Двусторонние

2) Многосторонние

Универсальные

Региональные

1) закрытые – участвуют ограниченное число государств

2) открытое – участвуют любое государство

3.по названиям

1) договор

2) соглашение

4) конвенция

7) протокол и т.д.

Международный обычай

Обычай

Обычай проходит две стадии:

1. формируется всеобщим правилом поведения

2. становится обязательным

структура обычая:

1. межгосударственная практика:

Повторяемой;

Длительной.

обыкновениями

2. Субъективный элемент opinion uris

1. Официальное заявление государства

2. Практика международных организация

3. Практика международных судов

4. Практика национальных судов

5. Односторонние акты государства

6. Национальное законодательство

7. Международные договоры

8. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Акты международный организаций, как источник мп

1. Некоторые международные организации принимают акты нормативного характера (юридически не обязательны). Примеры: акты организации по бюджету организации, о приеме организаций в члены организации

2. Акты международных организаций в области технического регулирования. Пример: акты (ИКАЛ)??, акты ВОЗ, акты ИМО, акты МОТ

3. Некоторые акты содержат индивидуальные предписания, порождающие юридические обязательства (резолюция Совбеза ООН).

4. Международные организации вправе заключать международный договор.

5. Участвуют в формировании международного обычая.


Международный обычай

Обычай – это доказательство всеобщей практики, принятый в качестве правовой формы.

Международный обычай формируется в результате сформировавшейся практики между государствами, которая в дальнейшем признается ими юридически обязательной (пример, свобода открытого моря, неприкосновенность космического пространства).

Обычай проходит две стадии:

3. формируется всеобщим правилом поведения

4. становится обязательным

структура обычая:

3. межгосударственная практика:

Она должна быть всеобщей (должно следовать правилу большинство государств), но не абсолютно универсальной;

Устойчивой, последовательной, но не однообразной;

Повторяемой;

Длительной.

Правила, сформировавшиеся на практике именуются обыкновениями (постоянное оказание экономической помощи)

4. Субъективный элемент opinion uris – это признание государствами, сформировавшегося на практике правила поведения в качестве юридически обязательного.

Источники (средства) установления содержания международного обычая

9. Официальное заявление государства

10. Практика международных организация

11. Практика международных судов

12. Практика национальных судов

13. Односторонние акты государства

14. Национальное законодательство

15. Международные договоры

16. Проекты договоров и т.д.

Сравнение обычая и договора

Договор и обычай имеют одинаковую юридическую силу.

МНОГОСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником. НО новое независимое государство путем уведомления о правопреемстве может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе (а также не вступивший в силу на момент правопреемства, но заключенный под условием ратификации, принятия) в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

Если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то новое государство в таком договоре участвовать не может.

Если из договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

ДВУСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

Двусторонний договор считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

Они явственно договорились об этом

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВ

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находящийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства. Исключение: если из договора явно следует, что применение этого договора в отношении государства-преемника не совместимо с объектом и целями этого договора.

Континуитет России.

Под континуитетом помается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязанностей бывшего СССР.

Его главное выражение:

1. продолжение членства РФ в ООН, в СБ. Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

2. ответственность РФ, как ядерной державы. (Казахстан, Украина, Беларусь – получили на тот момент статус не ядерных держав и были вынуждены присоединиться к договору о не распространении ядерного оружия).

3. Выполнение РФ обязательств СССР по договорам с США об уменьшении ядерной

опасности.

4. так же это получило продолжение в международных договорах с Францией, Италией,

Бельгией, Испанией, Чехией.

Данный вид отношений не противоречит понятию правопреемственности, а просто является одним из видов. И это так же не означат, что были ущемлены права других государств, которых находились на территории бывшего СССР.


17. Реализация МП: понятие, формы, содержание.

Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации.

Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают

определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность и ее результатом является правовой акт - нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").


Согласие

В праве издавна существует принцип, согласно которому согласие исключает противоправность деяния (volenti non fit injuria). Этот общий принцип права, естественно, присущ и международному праву.

Самооборона

Самооборона как обстоятельство, исключающее противоправность деяния, является общим принципом права, присущим и международному праву. Его правильное понимание состоит в следующем - силу дозволено отражать силой, но пусть это делается умеренно, для самообороны, чтобы предотвратить ущерб, а не для мести.

Контрмеры

В соответствии с международным правом нарушение обязательства одним субъектом оправдывает принятие потерпевшим субъектом контрмер, которые не должны представлять собой уг­розу силой или ее применение. Контрмеры - это действия, которые были бы противоправными, если бы не осуществлялись в ответ на правонарушение в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещение ущерба.

К контрмерам относят обычно реторсии, репрессалии.

Форс-мажор

В отношениях, регулируемых как внутренним, так и между­народным правом, имеют место ситуации, события, порождаемые непреодолимой силой - форс-мажором (лат.- vis major).

Это побудило различные отрасли внутреннего права установить нормы, определяющие права и обязанности субъектов права в случае таких событий. Quod alias non fuit licitum n?cessitas licitum facit - необходимость делает законным то, что было бы незакон­ным при иных условиях. Этот общий принцип права имеет силу и для международного права. В международном праве под форс-мажором понимается ситуация, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результа­те действия непреодолимой силы или не поддающегося контро­лю непредвиденного события. Бедствие

Анализ международной практики свидетельствует, что случаи бедствия, в основном, связаны с воздушными и морскими судами, которые проникают на территорию иностранного госу­дарства из-за плохих погодных условий, технической неисправ­ности и т.п. Состояние бедствия как обстоятельство, оправдывающее поведение, которое в ином случае было бы противо­правным, предусмотрено рядом конвенций.

Состояние необходимости

Состояние необходимости как обстоятельство, исключающее противоправность, является общим принципом права. N?­cessitas vincit legem - необходимость преобладает над правом. И еще: право не требует невозможного - lex non cogit ad impossi-bilitia. Различие между форс-мажором и необходимостью видит­ся, прежде всего, в том, что непреодолимая сила создает усло­вия, в которых соответствующее поведение является не только необходимым, но и непреднамеренным. В случае состояния не­обходимости выбор поведения всегда является преднамеренным. Недопустим выход за пределы того, что было абсолютно необходимым, - bonum necessarium extra terminus necesitatis non est bonum.

Виды.

Договоры могут классифицироваться по кругу участников:

Двусторонние

Многосторонние:

Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);

Договоры с ограниченным числом участников.

Договоры также могут быть:

Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);

Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).

В зависимости от органа гос. власти:

Межгосударственные (от имени государства);

Межправительственные (от имени Правительства);

Межведомственные (в пределах своих полномочий).

От нормативного содержания:

Правообразующие (многократное применение);

Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)

По объекту регулирования:

Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.

Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.

По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.

Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.

По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»

По сроку действия:

бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.

По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.


Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по

заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.

Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.


Основания.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).

Процедура.

Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.


Устав ООН. История.

Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, а так же Китая, состоявшейся в августе 1944 года. Здесь были определены название Организации, структура ее устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций с Сан–Франциско (апрель – июнь 1945 года) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 года, Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполняющему функции депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, то есть тех государств, которые получили постоянное членство в ООН, и большинством государств, подписавших Устав.

Устав ООН. Содержание, изменение, пересмотр .

Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 11 статей. Неотъемлемой частью его является Статут Международного Суда. Устав закрепляет цели, принципы ООН, регламентирует вопросы членства, структуру ООН, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. Есть в Уставе главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и региональному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
Поправки, то есть изменение отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3голосов членов и вступают в силу после ратификации 2/3 членов.
Пересмотр . Требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается с согласия 2/3 членов Генеральной Ассамблеи ООН. Решение принимает Генеральная конференция 2/3, поправки вступают при их ратификации 2/3 членов Организации.

Цели и принципы ООН.

Цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность, принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии или других нарушений мира, улаживать и разрешать международные споров и ситуация, которые могут привести к нарушению мира.
2. Развивать дружественные отношения между нациями и совместно принимать меры для укрепления всеобщего мира.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

4. Быть центром для согласования действий нации в достижении этих общих целей.
Принципы:
1. Суверенное равенство всех членов Организации

2. Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.

3. Разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

4. Воздержание от угрозы силой.

5. Оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех принимаемых ею в соответствии с Уставом действиях.
6. Обеспечение того, чтобы государства не члены ООН действовали в соответствии в принципами Устава.
7. Невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Членство в ООН . Членами ООН являются суверенные государства. По процедуре оформления членства различаются первоначальные и вновь принятые члены.

Первоначальные – те, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 году, подписали и ратифицировали Устав ООН.

Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могу и желают эти обязательства выполнять.

Процедура:
1. Государство подает заявление Генеральному секретарю ООН.

2.Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, которая делает доклад с выводами. Рекомендация Совбеза считается действительной, если за нее проголосовали не менее 9 членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в 2 /3 присутствующих и участвующий в голосовании членов Ассамблеи.


Генеральная ассамблея ООН.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет не ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия :

· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

· обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;

· организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;

· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи подразделяются на следующие категории: комитеты,комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.