Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кашалот подводная лодка. Самая секретная подводная лодка

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ:: ПРОЕКТ 1910 "КАШАЛОТ"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общие характеристики
Название проект 1910 "Кашалот"
Код НАТО "Uniform"
Разработчик СКБ-143 (КБ морского машиностроения "Малахит")
Изготовитель "СевМашПредприятие" (г. Северодвинск)
Количество лодок в серии 3
Экипаж, чел. 36 (все офицеры)
Автономность 90 суток
Архитектура однокорпусная
Материал корпуса n/a
Запас плавучести n/a
Массо-габаритные характеристики
Водоизмещение надводное, т 1390
Водоизмещение подводное, т 2000
Длина, м 69
Ширина, м 7
Средняя осадка, м 5.2
Двигатель и динамические характеристики
Максимальная надводная скорость, узлов 10
Максимальная подводная скорость, узлов 28 (30?)
Глубина погружения, м 1000

ОПИСАНИЕ

Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр «Кашалот»). Проект был разработан в СКБ-143 "Малахит" под руководством Е.С. Корсукова. Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов.

«Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль - АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform.

АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.

ЛОДКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО ПРОЕКТУ

Название Зав. номер Заложена Спущена
на воду Сдана ВМФ Состояние
"АДМИРАЛТЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - 3 ЕДИНИЦЫ
АС-13 01401 20.10.1977 25.11.1982 31.12.1986 Северный флот. В строю. Возможно, списана.
АС-14 01402 23.02.1983 29.04.1988 30.12.1991 Северный флот. В строю.
АС-15 01403 28.11.1988 23.11.1993 16.12.1994 Северный флот. В строю.

29.01.2004, "ФСБ снова обратила внимание на "Версию"

Газету "Версия", входящую в издательский холдинг "Совершенно секретно", снова обвиняют в разглашении государственной тайны. Как сообщил NEWSru.com редактор отдела национальной безопасности "Версии" и главный редактор сайта Agentura.Ru Андрей Солдатов, в четверг в редакцию приехал следователь ФСБ, который сообщил журналистам о возбуждении уголовного дела N234 по факту разглашения государственной тайны.

Как отметил Андрей Солдатов, это уже третье уголовное дело, которое возбуждается против журналистов газеты. Однако на этот раз дело возбуждено следственным управлением ФСБ, ранее "Версией" занималось управление ФСБ по Москве и Московской области.

Интерес сотрудников ФСБ вызвала статья обозревателя газеты Вадима Саранова "На дне", которая была опубликована в 33 номере газеты за 1-7 сентября 2003 года.

Вадим Саранов пишет в газете преимущественно на флотскую тематику, в частности, о коррупции на флоте. В течение полутора лет в газете вышел цикл публикаций, в которых расследовались факты хищений на флоте, совершенные с ведома главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова. По словам Андрея Солдатова, журналистам со стороны флотских чиновников разного уровня поступали негласные предупреждения о целесообразности прекращения расследования. [...]

Старший лейтенант следственного управления ФСБ Александр Павлов в четверг в присутствии понятых произвел выемку документов в редакции газеты, в частности, был изъят номер газеты, где была опубликована статья Вадима Саранова.

На этот раз следователи ФСБ не тронули компьютерную технику газеты. Во время обысков в рамках предыдущих уголовных дел в редакции "Версии" были изъяты сервер и компьютеры. Журналистам удалось получить их назад только через несколько месяцев.

В Центре общественных связей ФСБ РИА "Новости" подтвердили факт изъятия в помещении газеты "Версия" тридцать третьего номера издания за сентябрь 2003 года. Следователей интересовала опубликованная в упомянутом номере статья "На дне".

"Действия проводились в рамках Уголовно-процессуального Кодекса РФ в рамках расследования уголовного дела", возбужденного по признакам разглашения государственной тайны, сказал собеседник агентства. По его словам, дело возбуждено следственным управлением ФСБ.

Сам автор статьи Вадим Саранов также отрицает, что в его статье содержатся сведения, которые могут относиться к государственной тайне. "Заметка "На дне" рассказывает о подводных лодках специального назначения. Все сведения, на основании которых строился материл, были опубликованы в открытых источниках", - сообщил Саранов.

Оригинал этого материала
© "Версия" , №33, 01.09.2003

На дне. Российские учёные изобрели стеклянную субмарину

Вадима Саранов

В начале августа в ряде центральных СМИ прошла информация о том, что на северодвинском судостроительном предприятия «Севмаш» спущена на воду уникальная подводная лодка. Как сообщила пресс-служба предприятия, этот корабль «предназначен для научно-технических целей и спасения людей в экстремальных ситуациях». Больше никаких подробностей. Известно лишь, что эта подлодка имеет необычную компоновку: она состоит из нескольких сферических фрагментов, что позволяет ей работать на предельных глубинах. Ни о типе энергетической установки, ни о каких-либо других параметрах корабля не сообщалось. Между тем, несмотря на столь мирное предназначение подлодки, её спуск на воду сопровождался рядом странностей. Церемония была закрыта не только для журналистов, но и для большинства сотрудников «Севмаша». Из высокопоставленных официальных лиц на ней присутствовал лишь Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Впрочем, ничего странного в этом нет. Очевидно, что новый корабль пополнит состав подводных сил специального назначения, информация о которых всегда держалась в строгой тайне.

Об истории вопроса

«Подводные лодки специального назначения» - понятие весьма широкое, как и спектр задач, которые они выполняют. Строительство подобных лодок началось ещё в послевоенные годы. Основную их массу составляли так называемые экспериментальные подводные лодки, на которых отрабатывались новейшие технические решения в области подводного кораблестроения, образцы вооружений, гидроакустические средства. За основу экспериментальных лодок брались, как правило, серийные образцы ПЛ, которые впоследствии подвергались глубокой модернизации. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. Поначалу это тоже были переоборудованные серийные корабли, но позже возникли самостоятельные проекты. Например, проект 690 («Кефаль»). К категории «подводных лодок специального назначения» относятся также спасательные субмарины. Их достаточно много. Самая последняя разработка - подводная лодка проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов подлодок предназначены для более секретных миссий. Среди них известная по фильму «Особенности национальной рыбалки» подводная лодка проекта 865 («Пиранья»). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов. В открытых источниках информации об этих кораблях предостаточно. Помимо обычных дизельных существуют ещё и атомные подводные лодки специального назначения. На них мы остановимся подробнее.

Железо

Эти подлодки не имеют имён. Официально их обозначают аббревиатурой «АС» - «атомная глубоководная станция». Первые были приняты на вооружение в начале 80-х годов. Головным кораблём серии стала атомная глубоководная станция АС-13 «проект 1910 «Кашалот» (по натовской классификации Uniform), которая была заложена на заводе ЛАО (Ленинград) в 1977 году. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов». Примечательно, что в состав ВМФ корабль был принят лишь в 1986 году, в то время как приступил к выполнению задач ещё в 1982-м. Но об этом чуть позже. Вторым кораблём серии стала подлодка АС-15, которая была выпущена на том же ЛАО в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851 (натовская классификация Х-Ray). Как гласят источники, он предназначается для проведения глубоководных работ и оснащён водолазной станцией. Корабли строились на заводе «Судомех» (Ленинград). Всего спущено на воду три подлодки: АС-21, АС-23 и АС-35.

Самая новая атомная глубоководная станция вошла в состав флота в 1997 году. Это подлодка АС-12 проекта 10831 (по натовской классификации NORSUB-5).

Малыши

О «малышах», как моряки окрестили эти подлодки, на флоте распространяться не любят. Особенно о тех задачах, которые они выполняют. Однако даже то, о чём говорят, зачастую далеко от истины. Тема секретная. Всё же кое-какие достоверные сведения собрать удалось. Например, известно, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ. До недавнего времени соединением командовал Герой России контр-адмирал Владимир Дронов. Этого звания он был удостоен в 2000 году. Это говорит о том, что работы «малышам» по-прежнему хватает. Итак, что это за работа?

Подводная прослушка

О специфике задач этих подлодок говорит само их название. Корабли и их экипажи занимаются в основном глубоководными работами. «Лежать» на грунте они могут несколько месяцев. В их обеспечении задействованы так называемые подлодки-матки. Например, АПЛ «Оренбург» проекта 09774 (667АН) (переоборудован из стратегического ракетоносца). Раньше «малышей» обеспечивала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). Это подлодки - носители небольших спускаемых аппаратов («Бестер»), которые выполняют роль своеобразного лифта между лежащим на огромной глубине «малышом» и поверхностью. Они перевозят людей и грузы. Более продвинутой в этом плане считается АС-12 (проект 10831). По нашим данным, она «возит» на себе собственную мини-подлодку «Русь». Причём сама «Русь» способна погружаться на фантастические глубины.

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Ещё поговаривают, что «малыши» занимаются откровенным вредительством в отношении натовских станций акустического обнаружения SOSUS на знаменитом фареро-исландском рубеже, чем обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота. Также есть информация, что глубоководные станции несколько раз проводили операции по подъёму секретного оборудования с разбившихся в море натовских самолётов и вертолётов, а также были задействованы в секретной программе «Донный старт».

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

Спецназ на «Курске»

Очевидно, что «малыши» оснащены уникальным оборудованием для проведения глубоководных работ. После катастрофы «Курска» неоднократно доводилось слышать вопрос: почему мы ждали иностранную помощь, когда неподалёку были такие подлодки? На самом деле «малыши» на «Курске» были. Это АС-15 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка обследовала «Курск» уже в ночь с 12 на 13 августа 2000 года - спустя 10-15 часов после катастрофы, и это отчасти подтверждается официальными данными. Возникает другой вопрос: зачем мы тогда запрашивали иностранную помощь? Существует несколько циничная версия на этот счёт. Мол, секретную подлодку не хотели светить на весь мир. Вполне вероятно, что уже тогда было предельно ясно: спасти никого не удастся.

Стеклянные лодки

Как мы уже говорили в начале этой заметки, в скором времени состав глубоководного спецназа пополнится новым кораблём, который строители за особенности конструкции окрестили Лошариком. Думается, что по техническим характеристикам он значительно превосходит своих предшественников. В то же время, как нам стало известно, в России уже несколько лет ведутся работы по созданию принципиально нового типа подводных лодок, которые могут произвести настоящую революцию в судостроении.

В 1995 году профессором Дальневосточного государственного технического университета В. Пикулем был изобретён и запатентован способ изготовления оболочек прочного корпуса подводного аппарата из хрупких неметаллических материалов. В изобретении используется эффект приобретения ими пластических свойств в условиях глубокого обжатия. В качестве такого материала профессор предлагает использовать стекло. При использовании обшивок из титана хрупкий слой стекла может быть обжат до напряжений в 10 000 атмосфер, что, по задумке автора изобретения, придаст корпусу достаточную ударостойкость. По расчётам, подлодка с таким запасом прочности сможет работать на глубинах до 6000 метров. Ещё в 1997 году Военно-морской флот выразил серьёзную заинтересованность в этих разработках. Однако на их финансирование у флота не хватает средств.

Краткие тактико-технические характеристики подводной лодки

водоизмещение: нормальное - 1390 т, полное - 2000 т
скорость: в подводном
положении - 30 узлов,
в надводном положении - 10 узлов
максимальная глубина
погружения: свыше 1000 м
размерения: 69х7х5,2 м
экипаж: 36 человек
ТТХ ПЛ проекта 1831
водоизмещение: нормальное - 550 т,
полное - 1000 т
рабочая глубина погружения:
1000 м
размерения: 40х5,3х5 мпроекта 1910

В середине декабря прошлого года стало известно, что министерство обороны Индии рассматривает возможность арендовать у России еще одну атомную подводную лодку. В составе индийских ВМС уже несколько лет служит арендованная субмарина «Нерпа»/INS Chakra, в дополнение к которой может быть взята еще одна. Примерно месяц спустя появились новые подробности возможного договора между Индией и Россией.


Напомним, 16 декабря глава индийского военного ведомства Манохар Паррикар заявил, что Индия в обозримом будущем намерена провести переговоры с Россией на предмет аренды еще одной атомной субмарины. Предполагается, что такая сделка позволит заметно повысить потенциал индийских ВМС, а также скажется на эффективности подготовки личного состава. По некоторым данным, на момент заявлений М. Паррикара российская и индийская стороны уже обсуждали условия возможного контракта, касающегося аренды второй АПЛ.

В декабре в некоторых отечественных и зарубежных средствах массовой информации сообщалось, что в интересах Индии может быть достроена и модернизирована подлодка «Ирбис». Слухи о грядущей достройке этого корабля с последующей передачей индийским военным начали ходить еще в 2013 году, однако до сих пор не получили подтверждения. Более того, согласно последним сообщениям АПЛ «Ирбис» не будет достраиваться в рамках исполнения договора об аренде.

19 января информагентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в российской оборонной промышленности сообщило некоторые подробности переговоров по новому контракту. Так, в случае подписания договора ВМС Индии получат атомную подлодку в лизинг на срок 10 лет. Предметом переговоров является АПЛ К-322 «Кашалот», в течение нескольких последних лет находящаяся на ремонте.

По информации источника «Интерфакса», подлодка пройдет глубокую модернизацию, которая будет производиться в соответствии с требованиями заказчика в лице ВМС Индии. Ремонтом и обновлением субмарины займется Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре), где она находится в настоящее время.

Неназванный источник заявил, что на проведение всех необходимых работ понадобится около трех лет. Таким образом, если контракт на передачу подлодки «Кашалот» будет подписан в этом году, то ремонт и модернизация, испытания и обучение индийского экипажа могут быть выполнены до 2018 года. Таким образом, к началу следующего десятилетия в составе военно-морских сил Индии будет две атомные подводные лодки российской постройки, переданные в лизинг.

Субмарина «Кашалот» относится к проекту 971 «Щука-Б» и является третьей серийной подлодкой этого типа. Она была заложена в сентябре 1986 года на Амурском судостроительном заводе. Изначально она классифицировалась как большая атомная подлодка. Летом следующего года субмарину спустили на воду, а затем перевели в плавучем доке на завод «Восток» в поселке Большой Камень. 30 декабря 1988 года, после проведения всех испытаний и проверок, подлодка вступила в строй, а в конце марта следующего года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Летом 1990 года подлодка впервые выполнила задачи боевой службы. За несколько недель похода экипаж субмарины в течение 354 часов следил за лодками иностранных флотов, побив прежний рекорд времени слежения.

В апреле 1992 года подлодка была переклассифицирована в атомную крейсерскую. Примерно через год к новому обозначению К-322 добавилось имя «Кашалот».

В 2003 году при помощи плавдока «Зея» субмарина К-322 «Кашалот» была отправлена на Амурский судостроительный завод с целью проведения ремонта. В силу разных причин подлодка до сих пор остается на заводе и не готова к продолжению службы. Ввиду затянувшихся ремонтных работ неоднократно появлялись слухи о возможном скором списании и утилизации корабля.

По последним данным, подлодка «Кашалот» в настоящее время является темой переговоров между российскими и индийскими военными. Если информация агентства «Интерфакс» соответствует действительности, то в ближайшем будущем ремонт подлодки может продолжиться, после чего она будет передана Индии.

По результатам переговоров и последующих работ ВМС Индии могут заметно повысить свой боевой потенциал. Дело в том, что подавляющее большинство подлодок в индийском флоте – неатомные, из-за чего их возможности серьезно ограничены. В настоящее время в боевом составе индийских военно-морских сил имеется только одна многоцелевая АПЛ – INS Chakra, ранее известная как К-152 «Нерпа». Единственная строевая атомная субмарина Индии изначально строилась для ВМФ России, однако позже появился договор, в соответствии с которым лодку достроили и передали зарубежному заказчику.

Кроме «Чакры» Индия располагает еще одной подлодкой с ядерной энергетической установкой, однако она в настоящее время проходит испытания. С середины восьмидесятых годов индийские специалисты совместно с зарубежными коллегами работали над проектом перспективной АПЛ, вооруженной баллистическими ракетами. Строительство головной лодки нового проекта началось в 1998 году. Корабль получил имя INS Arihant. Спуск подлодки на воду состоялся в 2009 году, однако на ходовые испытания она вышла только в середине декабря прошлого года. Точная дата начала службы пока остается неизвестной. В будущем планируется построить серию лодок с баллистическими ракетами.

Таким образом, в случае реализации возможного контракта ВМС Индии будут располагать двумя многоцелевыми АПЛ и одной АПЛ с баллистическими ракетами. Тем не менее, основной ударной силой индийского подводного флота останутся дизель-электрические субмарины нескольких типов зарубежного производства. Специфической особенностью будущей индийской группировки атомных подлодок является тот факт, что в обозримом будущем Индия будет строить самостоятельно только субмарины с баллистическими ракетами. Многоцелевые АПЛ пока планируется брать в аренду у России.

Контракт на передачу в аренду Индии подлодки К-322 «Кашалот» пока не подписан. Из слов источника информагентства «Интерфакс» следует, что в настоящее время российские и индийские военные обсуждают условия ремонта и передачи субмарины. Подробности нового соглашения должны быть объявлены позже, когда стороны найдут общий язык и уточнят все условия контракта.

По материалам сайтов:
http://timesofindia.indiatimes.com/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://deepstorm.ru/
http://ria.ru/

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

В ПРОЕКТ 1910, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АПЛ КЛАССА "КАШАЛОТ".

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструктором бюро Малахит. Создание первой ПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВИФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в регионах падения самолетов НАТО.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.