Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как делать разбор как часть речи прилагательное. Как сделать и что это такое морфологический разбор слова

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем (песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. - горячий .
    горячее ) и краткая форма (горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.

(От) южного (солнца)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. - южный .
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ) и краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

лучше

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ), краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины (слова)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. - сестрин .
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Упражнение к теме «3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных»

  • 3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

Морфологический разбор слова подразумевает полную грамматическую характеристику слова как части речи и члена предложения. В данном разборе прописываются все грамматические признаки этого слова (те признаки, которые отличают эту часть речи от других).

Слово всегда разбирается по определенному алгоритму.

Прилагательное как часть речи

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении чаще всего выступает в роли определения.

Прилагательное имеет следующие грамматические признаки:

  • род (мужской, средний, женский);
  • число (единственное, множественное);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Мы выделяем эти грамматические признаки, так как в этом прилагательное зависит от существительного к которому относится. Рассмотрим на примере слова "красный":

  • Красный цветок (мужской род существительного - мужской род прилагательного), красное лицо (средний род существительного - средний род прилагательного), красная рубашка (женский род существительного - женский род прилагательного). Если у нас прилагательное идет без существительного (слово взято отдельно от контекста), то его род определяется по вопросу: какой - мужской, какая - женский, какое - средний.
  • Красные глаза (множественное число существительного - множественное число прилагательного), красный цвет (единственное число существительного - единственное число прилагательного). Если прилагательное без существительного, то смотрим на его окончание, подставляем по смыслу существительное во множественном или единственном числе).
  • Красное лицо (кто? что? - именительный падеж), красного лица (кого? чего? - родительный падеж и так далее).

Также прилагательное обладает следующими признаками:

  • качественное (зеленый), относительное (каменный), притяжательное (лисий) - в зависимости от того, что обозначает;
  • степень сравнения - быстрый, быстрее, самый быстрый;
  • краткая и полная форма: какой? быстрый - каков? быстр.

Морфологический разбор прилагательного

Приведем алгоритм разбора прилагательного на примере слова "красивый" в предложении: Он сорвал красивый цветок.

  1. Часть речи - прилагательное.
  2. Морфологические признаки.

2.1. Начальная форма слова - красивый.

2.2. Постоянные признаки (качественное, относительное или притяжательное) - качественное.

2.3. Непостоянные признаки (число, род, падеж, степень сравнения, краткое или полное) - ед.ч., муж.р., Вин.п.).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Цветок (какой? красивый) - определение.

, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Урок русского языка

на тему:

Саратов 2015г.

Конспект урока

Русского языка в 4 «А» классе по теме:

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Тема

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Цель:

Формировать умение разбирать имя прилагательное как части речи

УУД:

Познавательные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

Личностные: ответственное отношение к учению.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Основные понятия:

Имя прилагательное; имя существительное.

Межпредметные связи:

Русский язык

Ресурсы

Основные:

Дополнительные:

Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 частях - Москва: Издательство «Просвещение», 2012. Ч.2

Презентация

Организация пространства

Фронтальная.

I.Организационный момент

( 5 мин)

- Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Готовы? Молодцы. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, садитесь.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

(7 мин)

1.Орфографическая минутка.

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Ребята, посмотрите у нас рассыпались слова, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите какое же у нас задание.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто? Откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Нам вернуть слова назад?

Итак, какое же у нас задание?(составить слова)

Какие слова получились ?(молочко, ночка, дочка, печка, белочка, ленточка, мочка,точка)

Что общего в этих словах? (буквосочетания, которые пишутся без ь- мягкого знака)

Какие ещё буквосочетания пишутся без ъ? (чн,щн,нщ,нч)

Откройте тетради, запишите число.

Я вам буду диктовать слова, вы их будите записывать и подчеркивать буквосочетания. (Один ученик работает у доски)

Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? (Болельщик) Почему? (пишется с ь)

2.Работа по карточкам.

Замените словом с непроизносимым согласным.

Нечестный (бессовестный) , любящий повелевать (властный) , унылый (грустный) , постоянно завидующий (завистливый) , знаменитый (известный) , способный причинить вред (опасный), не письменный (устный ), люди одного возраста (сверстники).

Какое слово может быть лишним? (опасный – нет непроизносимого согласного)

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Открывают тетради.

Записывают слова.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по карточкам.

Ι II .Самоопределение к деятельности.

( 5 мин)

Найдите среди записанных слов на доске имя прилагательное. (мощные)

Охарактеризуйте слово как часть речи.

Отвечают на вопросы.

Прочитайте тему урока, сформулируйте цель урока.

Формулируют цель урока.

I V. Работа по теме урока.

(10 мин)

Как изменяются имена прилагательные? (по родам (только в единственном числе), числам и падежам – число, род и падеж зависят от того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 66, как выполнила разбор Аня.

Как она определяла род, число и падеж имени прилагательного? (Аня разбирала только прилагательное, нужно с зависимым словом существительным)

Значит при разборе имени прилагательного его необходимо выписывать вместе с именем существительным, от которого оно зависит.

Посмотрите, как оформляется разбор. Упражнение 113 стр.66

Найдите ошибки в разборе имён прилагательных. Давайте исправим их.

Сделайте правильный разбор.

Откройте упражнение 114 на стр. 67. Прочитайте задание.

Найдите словосочетание «прил.+сущ.» (белый дом, чудесный дом, живое чудо, теплое чудо, пушистое чудо, золотое чудо)

Первые 2 слова разбираем фронтально, остальные самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

V. Динамическая пауза.

VI.Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Давайте прочитаем текст.

Подчеркните имена прилагательные, существительные от которых они зависят.

Разберите прилагательные в словосочетаниях яркого солнца,на колючей веточке, на короткую шейку как часть речи.

Проверка.

Откройте упражнение 115 на странице 67. Прочитайте задание.

После выполнения упр. 115 подводится итог.

Что такое имя существительное? ( Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Что такое имя прилагательное? ( Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». )

Чем они похожи? ( это самостоятельные части речи ) . Чем отличаются? ( они отвечают на разные вопросы – сущ. Кто? Что?,прил. Какой? Какая? Какие? Сущ. Обозначают предмет, а прил. обозначают признак )

Читают текст.

Разбирают прилагательные как часть речи.

Проверяют выполненное задание.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

VII. Рефлексия.

(5 мин)

Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста словосочетания «прил.+сущ.», разберите имена прилагательные.

«Кискино горе»

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б.Заходер

Читают стихотворение. Делают разбор имени прилагательного.

VIII .Подведение итогов.

(2 мин)

Что мы повторили на уроке?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

За что вы можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы.

IX.Домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.

Определение

Морфологический разбор - это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.

Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:

  1. Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
  2. Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
  3. Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.

Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.

Что такое морфология

Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.

Для характеристики по морфологическим признакам понадобится:

  • определить спряжение;
  • назвать вид;
  • указать возвратный глагол или невозвратный;
  • наклонение;
  • определить число (в любом времени);
  • при необходимости назвать время, лицо и род;
  • охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.

Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.

Морфологический разбор - это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.

Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.

Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.

Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.

Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.

Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.

Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.

На какой вопрос отвечает Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая роль
Имя существительное
Кто? Что?

(и все возможные падежные формы)

Именительный падеж ед. числа Собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение.

Падеж, число В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым.
Имя прилагательное
Какой? Каков?

(и вариации в родах и числах)

Именительный падеж ед. ч. муж. рода Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Падеж; число; род (в ед.ч.);

у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная).

В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого.
Глагол
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) Инфинитив

(отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?)

Вид; спряжение; возвратность; переходность. Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего.
Имя числительное
Сколько? Какой по порядку? Именительный падеж Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. Падеж; число и род (если имеются) Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения.
Местоимение
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? Именительный падеж ед. числа. Разряд; лицо (у личных) Падеж; число и род (если есть) Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения.
Причастие
Какой? Каков?

(и вариации по родам и числам)

Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. Число; род

(в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж.

В предложении является определением или сказуемым.

Может выступать в роли подлежащего или дополнения.

Деепричастие
Что делая? Что сделав? Нет (указать глагол, от которого образовано) Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость.
Наречие
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Нет Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). В предложении является обстоятельством

Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.

Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.

Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.

Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».

  1. По двору (по чему?) - существительное.
  2. Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
  3. По двору.

Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.

Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.

Полезное видео: морфологический разбор имени существительного

Образец морфологического разбора прилагательного

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Мелкая (какая?) - прилагательное.
  2. Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
  3. Мелкая.

При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.

Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший - образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).

Морфологический разбор прилагательного

Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.

«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».

  1. Доносящиеся (что делающие?) - причастие. Образовано от глагола «доноситься».
  2. Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
  3. Доносящиеся.

Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор . Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.

Образец:

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Чинно (как?) - наречие.
  2. Признак действия; неизм.
  3. Чинно.

В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.