Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Храм эрехтейон был построен на месте. Акрополь

Рядом с Парфеноном на афинском Акрополе находится один из самых необычных по архитектуре храмов Эллады – Эрехтейон. Это последний из великих храмов античной Греции, созданный на излёте «золотого века» страны.

История создания

Чтобы наверняка быть услышанным Афиной, следовало приносить ей дары и возносить молитвы в Парфеноне, главном святилище Аттики, которое, как считалось, она посещала чаще всего. Поэтому центральное место на Акрополе занимал именно этот храм, здесь проводились официальные церемонии, сюда стекались паломники. Однако куда более высокое духовное значение для афинян имело место, расположенное к северу от Парфенона. Здесь и был возведён Эрехтейон, названный в честь древнего царя Афин Эрехтея.

По преданию, именно здесь произошёл спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой. Как известно, по условиям спора боги должны были сделать городу дары. От удара Посейдона трезубцем из скалы забил источник солёной воды. Афина же, прикоснувшись копьём к земле, вырастила оливковое дерево. Дар богини был признан более ценным, и она стала покровительницей Афин.













Идея постройки храма в священном месте принадлежала Периклу, но реализовали её уже после его смерти. Строительство началось в 421 году до н.э. Автором проекта и руководителем работ был Мнесикл, зодчий, создавший парадный вход на Акрополь – Пропилеи.

Это было сложное время для Афин. В Греции шла Пелопоннесская война, в которой с одной стороны выступали Афины с союзниками, с другой – союз полисов во главе со Спартой, поддержанный персами. Военные действия охватили всю Грецию и западное побережье Малой Азии и шли с переменным успехом.

Эрехтейон был освящён в 406 году до н.э., а уже через полтора года Афины постигла катастрофа. Город был взят спартанцами, в Аттике установился олигархичекий режим. Афинам так и не удалось восстановить своё могущество. Таким образом, Эрехтейон стал «лебединой песней» эпохи гегемонии Афин.

После завершения строительства в храм перенесли главные афинские реликвии – деревянный ксоан (идол) Афины, упавший, согласно легенде, с неба за тысячу лет до постройки храма, статую Гермеса, привезённую в Афины первым царём Аттики, Кекропсом, светильник, изготовленный из золота скульптором Каллимахом и никогда не угасавший, хотя масло в него подливали лишь раз в год, а также многие другие святыни. Во внутреннем дворе здания посетителям показывали колодец, выбитый трезубцем Посейдона, а рядом с храмом росла легендарная олива. Дерево сгорело во время разрушения Акрополя персами, но затем вновь возродилось.

Особым почитанием пользовались могилы царя Эрехтея в северном портике, и Кекропса, которая находилась к западу от здания.

Архитектурный облик Эрехтейона

Храм был посвящён Афине, Посейдону и Эрехтею, в нём хранилось множество святынь, поэтому его планировка достаточно сложна и необычна. К тому же участок, на котором стоит храм, имеет существенный перепад высоты, поэтому отдельные части здания размещены на разных уровнях.

Здание возведено в ионическом стиле и имеет две целлы – западную и восточную. Восточная часть была посвящена Афине Полиаде, Градохранительнице. Портик на входе насчитывал шесть колонн. Здесь находился знаменитый ксоан, перед которым горел неугасимый светильник. Ежегодно в день окончания Панафинейских игр афинские женщины подносили статуе новый пеплос. Считалось, что пока ксоан находится в Афинах, город останется неприступным для врагов.

Западная часть, посвящённая Посейдону и Эрехтею, располагается на 3 метра ниже восточной. Главный вход в целлу располагается на севере, но оба торца этой части здания оформлены портиками. Вход был украшен резными розетками (растительным орнаментом). Розетки в Греции вырезались на погребальных стелах. Появление столь редкого для храма украшения в северном портике объясняется тем, что именно здесь был похоронен Эрехтей.

Всего в западную часть устроено три входа. Помимо алтаря Посейдона, здесь были установлены алтари Гефеста, отца Эрехтея, и Бута, брата царя и первого жреца Афины.

С южной стороны западной части находится всемирно известный портик Пандросы, дочери Кекропса. Его архитрав покоится на шести статуях кариатид, жриц Артемиды. Выполнены они из мрамора с горы Пентеликон, высота изваяний 2,1 м.

Культ Артемиды получил распространение в Афинах во времена правления тирана Писистрата (VI век до н.э.). При нём статуи кариатид стали популярным скульптурным украшением. Их помещали даже на могилах. На Акрополе возвели храм Артемиды, который был уничтожен персами в 480 году до н.э. При планомерной застройке Акрополя во времена Перикла было решено отдельного храма Артемиде не возводить (возможно, из-за элементарной нехватки места). Однако горожане требовали почтить богиню, поэтому Мнесикл решил пристроить столь необычный портик к Эрехтейону.

К сожалению, нам почти ничего неизвестно о скульптурных украшениях храма. Снаружи здание было опоясано фризом, выполненным из накладных фигур белого паросского мрамора на тёмном фоне из тёмного элевсинского камня. Сохранившиеся обломки фриза столь незначительны, что не позволяют с уверенностью судить о сюжете. От внутреннего убранства, увы, не осталось и следа.

Дальнейшая судьба храма

Эрехтейон оставался почитаемым святилищем Афины вплоть до распространения христианства. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался, что позволило ему простоять в относительной сохранности более 2 тысяч лет.

Первая перестройка относится к византийскому периоду, когда в Эрехтейоне помещалась церковь Пресвятой Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и образования Латинской империи храм был перестроен в дворец, резиденцию герцога Афинского. Во времена турецкого владычества храм был вновь перестроен и превращён в гарем местного паши.

Роковым для Эрехтейона, как и для всего Акрополя, стал 1687 год, когда Афины были осаждены венецианцами. На Акрополе засел турецкий гарнизон, и цитадель подверглась интенсивной артиллерийской бомбардировке. Храм понёс непоправимый ущерб, он фактически превратился в руины.

Дело венецианцев продолжил лорд Элджин, английский посол в Константинополе в начале XIX века. С разрешения султана Селима III он вывез в Лондон множество произведений искусства с Акрополя, в том числе одну из кариатид. Вывоз осуществлялся бессистемно, и если фрагменты скульптур Эрехтейона и оставались к тому времени на Акрополе, то после этого «спасения античного наследия» они практически утратили историческую ценность и не могут послужить базой для восстановления скульптурного убранства храма.

Реставрация Эрехтейона началась лишь после обретения Грецией независимости и продолжается до сих пор. Лучше всего сохранился как раз портик кариатид, который является любимой и самой посещаемой достопримечательностью Акрополя как для туристов, так и для местных жителей. Но даже в нынешнем незавидном состоянии Эрехтейон, включённый в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, остаётся одной из вершин античного зодчества.

Древняя Греция оставила потомкам много старинных зданий и сооружений, причисленных к чудесам света. Одним из тех, которые не внесены список чудес древнего мира является , возведенный на территории Афинского акрополя.

Храм Эрехтейон в Афинах: история создания

Построен древний храм был в 421-406 годах до нашей эры на территории акрополя. Имени архитектора история не сохранила.

Обычно афиняне посвящали новый храм определенному богу. Не стал исключением и . Его посвятили сразу трём личностям, высоко чтимым в Афинах: богине Афине-Палладе, покровительнице города, властителю морей Посейдону и царю Афин Эрехтею. Именно в честь того, что в его стенах обрел покой последний, святилище и получило своё название. Причем Афине была посвящена восточная часть храма, а остальным – западная.


По легенде был возведен на месте спорам между Посейдоном и Афиной Палладой за право обладать городом и быть его божеством. Кроме того здесь хранились многие святыни города:

  • идол Афины из дерева;
  • статуя Гермеса;
  • золотой светильник, который непрерывно горел, хотя масло туда подливалось только 1 раз в году.


В самом храме бил источник соленой воды, созданный Посейдоном, а рядом росло оливковое дерево – символ города, который подарила ему сама Афина Паллада. Благодаря этому храм Эрехтейон занимает 2 место в числе самых важных религиозных сооружений Эллады (после Парфенона).

Рядом с храмом на территории акрополя располагались и другие значимые сооружения для города: храм Ники Аптерос, театр Диониса и другие.

Эрехтейон — афинский акрополь

В отличие от того же Парфенона сюда имели доступ только жрецы. Тут они приносили свои жертвоприношения и совершали обряды. Здесь подносились дары богам, которым он посвящен, и Эрехтею.

После прихода христианства на его месте устроили христианский храм.

В 17 веке храм подвергся серьезным разрушениям, которые нанесли ему венецианцы, воевавшие с местным населением. Потом здание немного восстановили, но до полного восстановления дело не дошло. К тому же постарались мародеры, которые унесли оттуда много ценных предметов. За последние века были проведены 2 реставрации храма: в 1837-47 и 1902-09 годах.

Эрехтейон (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Эрехтейон, расположенный на северной стороне Акрополя, - один из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 гг. до н. э. и по праву считается одним из самых ценных памятников архитектуры в греческой столице.

Согласно древнегреческому мифу, богиня Афина вела с Посейдоном жестокие споры о том, кому править и властвовать в Афинах. В том самом месте, где Посейдон в гневе ударил трезубцем, а Афина Паллада показала афинянам оливковое дерево, и был построен Эрехтейон.

Оливковое дерево у западного фасада храма растет и сегодня, правда, посадили его уже не древнегреческие боги, а реставраторы в начале 20 века.

У историков и исследователей было много вопросов о том, почему храм, посвященный богине Афине, называется Эрехтейон, что в переводе как раз означает «храм Эрехтея». Самая популярная легенда рассказывает, что в древние времена в храме бил соленый источник, который Посейдон высек из скалы своим трезубцем. В самом же храме хранилась деревянная статуя Афины, которая упала сюда с небес, золотой светильник работы Каллимаха, статуя Гермеса, а также алтарь бога ремесел Гефеста. Кроме всего прочего, здесь был похоронен мифический царь Афин Эрехтей, в его честь и назвали храм.

Никаких следов от этих ценных артефактов не осталось, и даже неизвестно, существовали ли они на самом деле, но зато по сей день у западного фасада храма можно увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа - сына Эрехтея.

Что посмотреть

Эрехтейон не похож на остальные древнегреческие храмы - из-за своих малых размеров и необычной асимметричности он напоминает скорее жилой дом. Асимметричность постройки связана в первую очередь с неровным рельефом земли, а также с изобилием святилищ, которые располагались здесь в древние времена.

Сам храм выстроен в ионическом стиле и имел два парадных входа, с севера и востока, которые были обозначены небольшими портиками на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями, и сегодня это один из наиболее хорошо сохранившихся со времен Перикла образцов наличника. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине Палладе, а западная - Посейдону.

Во времена власти Византии в Эрехтейоне устроили христианскую молельню, которая простояла до 17 века в хорошем состоянии. Но в 1687 году во время нападения войска Венеции храм очень сильно пострадал и с тех пор находится в руинированном состоянии.

Архитрав подпирают кариатиды - шесть мраморных женских фигур высотой 2,10 м каждая, главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все шесть кариатид заменены на точные копии, оригиналы же отправлены в музеи. Пять кариатид хранятся в музее Акрополя , а одна - в Британском музее .

Все архитектурное сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, который до наших дней не дожил. Найденные обломки также хранятся в Музее Акрополя. Из внутреннего убранства Эхтерейона не сохранилось ничего, поэтому можно только догадываться, каким роскошным оно было.

Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для туристов.

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом: с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта): с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

И Посейдоном за право покровительства над Афинами. Посейдон подарил афинянам источник с водой, а Афина оливу. Афиняне посчитали подарок Афины более ценным подарком и выбрали Афину. Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Эрехтейон был также задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Однако из-за пелопонесской войны строительство началось лишь только в 421 г. до н.э. после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось в 406 г. до н.э. архитектором Филоклом.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боев греков за независимость.

Архитектура Эрехтейона

Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в 7 веке, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Восточная галерея храма была украшена шестью ионическими колонными и вела в ту часть храма, которая была посвящена Афине. Над трехступенчатым ионическим архитравом был расположен фриз из элевсинского мрамора, на котором располагались рельефы из белого мрамора. К сожалению, те фрагменты, которые сохранились, не в состоянии помочь восстановить общую картину, которую они представляли.

В мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Афиняне верили, что статуя эта была высечена не человеческой, а божественной рукой одного из олимпийских богов, чтобы почтить город Кекропа. Во время Панафинейских торжеств эту статую одевали в пеплос – мантию, которая была выткана молодыми жрицами, служительницами храма. Перед статуей богини горела негасимая золотая лампа, чей дым подымался высоко в небо через пальмовый ствол.

Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвященной Посейдону и Эрехтею. Этот участок храма был ниже на три метра, чем часть храма, посвященная Афине, и разделялся на две части.

В восточной части поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, ведший к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Западная часть храма называлась “предустьем” и отождествлялась с Эрехтеевым морем, или ключом воды, который выбил Посейдон во время спора с Афиной.

Северный портик храма состоял из четырех колонн на фасаде и двух торцовых колонн, и украшался лепниной. На его перекрытии имелось отверстие, которое никогда не было заделано, потому что люди верили, что его пробил сам Зевс ударом своей молнии. В полу также было отверстие, к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу.

Кариатиды

Самым оригинальным архитектурным произведением Эрехтейона являлся портик Кариатид. Кариатиды – это статуи шести очаровательных девушек танцующих ритуальные танцы в честь богини Артемиды.

На головах у них были корзины, украшенные в ионическом стиле, на которые опиралась крыша портика. Девушки были одеты в длинные хитоны со складками, которые напоминали каннелюры ионических колонн, и хотя они твердо стояли на стилобате, изгиб правой ноги каждой из Кариатид, предает статуям легкость и грациозность.

Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ.

Своим лицом Кариатиды были обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.

Святилище Пандроссы

Этот маленький храм находился западнее Эрехтейона. На четырехугольной площадке помимо самого храма располагался алтарь Зевса, и произрастала святая маслины, которая была подарена Афиной.

Аррефорий

Это здание, в котором жили аррефоры, девственницы, которые принимали участие в таинственных ритуалах. Здание состояло из одного зала и входа с двумя колоннами, между которыми были простенки.

Афинский Акрополь на карте

Афинский Акрополь всемирно известный памятник античности. Тысячи туристов приезжают в греческую столицу, чтобы прикоснуться к руинам святилища. Жемчужиной Акрополя считается знаменитый Парфенон , но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.

Монументальное здание ионического ордера возведено в 5 веке до н. э. и расположено немного на север от Парфенона. С этим святилищем связано множество легенд, указывающих на то, что Эрехтейон играл важнейшую роль в жизни Эллады.

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

  • источник Посейдона;
  • алтарь Зевса;
  • могила Эрехтея;
  • алтарь Гефеста;
  • след молнии Зевса.

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.