Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Дела милосердия. Семь дел милости телесной

а) Первое дело – напитать алчущего, т.е.дать пищу бедному и немощному, который по бо­лезни или по другим неблагоприятным обстоя­тельствам не может добывать себе пищу собствен­ными трудами и для необходимого пропитания имеет нужду в пособии других. К совершению дел милосердия такого рода с силой убеждают нас и слово Божие, и святые отцы церкви. «Раздробляй алчущим хлеб твой,» – говорит Господь, еще в Ветхом завете устами пророка (). Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай ни­щим; ты даешь не свое, Бог для того дал тебе с избытком, чтобы и ты давал другим…»

б) Второе дело милости напоить жаж­дущего, имеющего по немощи или другим об­стоятельствам нужду в этой помощи. Дело ми­лости этой, сделанное ради Господа, особенно в странах жарких, где воды мало и добывать ее трудно, имеет немалую цену, и потому не останется без награды по неложным словам Спасителя: «Иже Аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаго­лю вам, не лишится мзды своея» ().

в) Третье дело – одеть нагого или имею­щего недостаток в необходимой и прилич­ной одежде, или дать пособие на приобретение потребной одежды. К милости этого рода мы побуждаемся тем беспомощным положением, в котором нередко находятся наши бедные бра­тия, особенно зимой. Святой Иоанн Златоуст , желая возбудить к ним милосердие богатых, так говорит: «Вот сильная стужа, нищий лежит, оде­тый в рубище, умирая от холода, скрежеща зу­бами, и видом, и одеждой возбуждая сострада­ние, но ты, одетый тепло, проходишь мимо, не обращая на него внимания: как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда ты находишься в нечестии?..»

г) Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Святой Иоанн Зла­тоуст так убеждает к этому делу: «Не будем пре­небрегать таким делом и занятием… Если ска­жешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, пре­любодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необ­ходимо посещать такие места. Ибо не то нам за­поведано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколю­бие. "Будьте , – сказано, – подобны Отцу небесному , Иже есть на небесах, яко солнце Свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и непра­ведные» ().

д) Пятое дело – посетить больного, по­служить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смер­ти. Святой Геннадий, патриарх Константино­польский, так убеждает к исполнению этого дела милосердия: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также мо­жешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воз­дохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исце­ление болящего.

е) IIIестое дело милосердия – принять странника в дом и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяют сделать средства состояния. «Устрой жилище, – говорит святой Златоуст, – куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христо­ва, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Хри­стос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…

ж) Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве и оказывать к тому со­действие по состоянию. Святой Геннадий гово­рит: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его свои­ми руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно».

3. Но для того, чтобы все эти дела милосер­дия привлекали милостивый взор Отца небес­ного, надобно, чтобы они истекали из убежде­ния веры. Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Его. А потому не могут быть угодными Ему – благотворитель­ность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, и благотворительность коры­стная, с видами на какое-либо возмездие, или милостыня от неправедных трудов. Относительно этой милостыни Иоанн Златоуст говорит: «Если мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом слу­чае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Луч­ше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».

Братие, нет вернее и легче средства к пре­клонению на милость к нам Бога, как дела ми­лосердия, оказываемые нами ближним. Поэто­му, если желаем обрести у Бога милость, а кто ее не желает? То пребудем сами милостивыми к ближним. Аминь.

Поучение 2. Дела милости духовные

«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» ().

1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относя­щимися к телу: то тем более оно должно рас­полагать нас к делам милости духовным, по­тому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы бесе­довали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.

а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заб­луждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботит­ся и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! Аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обра­тивши грешника от заблуждения пути его спа­сет душу от смерти, и покрыет множество грехов» ().

б) Второе дело милости духовной – неве­дущего научить истине и добру. Эта обязан­ность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и вез­де слово Божие проповедать, настоять благовре­мение и безвременне, обличать, запрещать, умо­лять (), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими мо­жешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

в) Третье дело – подать ближнему доб­рый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень час­то таким советом можно предохранить ближ­него от великих бедствий.

г) Четвертое дело духовного милосер­дия – молиться Богу о ближнем. Часто дру­гих дел милосердия мы не можем оказать ближ­нему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогу­щему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже Аще проси­те от Отца во имя Мое, то сотворю» ().

д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает де­ятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельно­сти. Святой Григорий Богослов говорит: «Вели­кое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облег­чается сокрушением, соболезнованием».

е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить ос­корбления и обиды с благодушным терпе­нием ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаж­дение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» ().

ж) Седьмое дело духовного милосер­дия – от сердца прощать обиды. Этому Гос­подь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, от­пустите вам согрешения ваша» (); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто со­грешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».

3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в челове­ке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет челове­ка Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»

Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитни­ца, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и поми­лует во время бедствий, неразлучных с настоя­щей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» ().

Но обильнейшие сокровища благости и ми­лости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш скажет им: «Прииди те благословении Отца Моею, наследуйте уго­тованное вам царствие от сложения мира» (). Аминь.

Поучение 3-е. О МИЛОСЕРДИИ

1. Христос Спаситель, изъясняя заповедь о любви к ближнему и разрешая вопрос: «Кто есть ближний?» – в притче о в падшем в разбойники, указал образ милосердия, и сказал вопро­шавшему и даже доныне говорит в евангелии каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде» ().

2. Посмотрим на этот образ милосердия: Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живого. Проходившие той доро­гой священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на кото­ром ехал сам, привез его в гостиницу, продол­жал и здесь заботиться о нем, а, отходя, поручил продолжать это попечете гостинику, которому и дал для этого два сребреника, обещаясь зап­латить и то, что сверх этого издержано будет. Христос Спаситель, заставив совопросника при­знать в лице и действии самарянина разреше­ние вопроса, кто есть ближний, и исполнение заповеди о любви к ближнему, сказал, наконец: «Так поступай и ты. Иди, и ты твори такожде» . Посмотрим же, как должно нам поступать, чтоб исполнить повеление Господне: «иди, и ты твори такожде.»

а) «Иди, и ты твори такожде» . Не проходи мимо бедствующего и страждущего без вни­мания; не смотри на него холодным оком; не скажи: он не из тех, которые возбуждают сочув­ствие. Он человек, и он страждет: чего более для возбуждения твоего сочувствия? Не случается ли, что когда перед глазами нашими нож врача действует над телом больного, для нас посторон­него, сердце наше невольно стесняется? Видишь ли, что ты невольно, природно, как бы телесно, сострадателен; как же тебе не быть сострадатель­ным душевно, свободно, рассудительно?

б) «Иди, и ты твори такожде.» Не доволь­ствуйся мыслью, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце: но не хорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающа­яся и не отверзающаяся для нищего. «Аще брат или сестра , – говорит апостол, – наг будут, и лишени будут дневныя пищи; речет же им кто: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требованья телеснаго: кая польза» (). "Чадца моя, – взывает другой апостол, – не любим словом, ниже языком, но делом и истиной» ().

3. Что еще совершил сострадательный сама­рянин? – «Всадив его на свой скот, приведе его в гостиницу, и прилежа ему» . Здесь достойно примечания то обстоятельство, что самарянин имел одно только животное, на котором ехал сам, и не имел другого, которое мог бы предо­ставить немощному. Итак, он решился лишить себя того, в чем нуждался ближний. Всадив на свой скот, он вез немощного в гостиницу; а сам шел пешком, несмотря на то, что был утомлен, оказывая помощь страждущему.

«Иди, и ты твори такожде» : угодную Богу добродетель творишь ты, когда служишь ближнему тем, в чем у тебя избыток, в чем ты не нуждаешься, если притом делаешь это с любовью к Богу, заповедавшему благотворение, с любовью к ближнему, терпящему нужду. Но если ты лишаешь себя приятности, удоб­ства, покоя, чтобы утешить и успокоить ближнего; ущербляешь нужное для тебя, что­бы помочь нужде ближнего: то ты проходишь подвиг, который может привести к венцу; сеешь семя, которое способно принести обиль­ную жатву благословений и воздаяний. Аминь.

Приложение к катехизическому поучению

Изречения святых отцов, в которых излагается сущность христианского учения о милостыне

1. «В гостеприимном доме, где принима­ют бедных и сирот, иностранцев и стран­ников, – говорит святой Ефрем, – всегда присутствует Христос». «Хотя Христос, – говорит блаженный Августин, – не имеет нуж­ды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возмож­ность доказать Ему свою благодарность, сде­лав что-нибудь для Него. Поэтому богатым сле­довало бы причислить Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небе­сах, Который имеет право на участие в разде­ле их богатств. Питающий брата своего, пита­ет Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо через него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя».

2. Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторые изречения Ветхого и Нового за­вета, отцы и учители церкви делам мило­сердия отдавали предпочтение перед дру­гими делами благочестия и набожности и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховного Судьи и заглаждению грехов человеческих.

«Богу нужны не сосуды золотые, а души зо­лотые, – говорит святой Златоуст. – Хорошо украшать храмы, но не было ли бы насмешкой украшать жилище Христа золотом и серебром тогда, как Сам Он наг и стоит у дверей?»

«Древний закон, – говорит блаженный Ав­густин, – предписывал жертвоприношения; Царь (Иисус Христос) является и требует даров, – каких? Милостыни (). Нива Гос­подня охраняется молитвой, возделывается по­стом, засевается же милостыней. Милостыня облегчает и уничтожает бремя греха. У нее боль­шие крылья, которые рассекают воздух и через твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судьи. Бо­гатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти через уз­кие врата; это – сокровище, которое следует вы­нести из осажденного города и отослать в безо­пасное место, это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокие житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это об­мен, в котором все выгоды на стороне богато­го; это заем, обеспеченный самым верным по­ручительством; это лихва, которой пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедрого ме­новщика, как называет его святой Павлин, ме­новщика, Который за сотую долю, получаемую им, обещался воздать сторицей».

«Бог попускает бедность, чтобы было мес­то милосердию; Ему угодно, чтобы были бед­ные для того, чтобы у богатых было средство искупить грехи». В этом-то смысле бедные на­зываются врачами душевными, сокровищами, драгоценностями церкви, привратниками цар­ства небесного, ходатаями нашими перед пре­столом Божиим».

3. Но, проповедуя таким образом о мило­стыне, отцы церкви могли подать некото­рым христианам повод рассуждать так: если в милостыне заключается верное сред­ство умилостивить Бога, то щедро подаю­щие милостыню безопасно могут преда­ваться грехам в надежде безнаказанности. А некоторые, признавая такие рассуждения непогрешительными, могли руководствовать­ся ими в жизни. Проповедники милосердия хо­рошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее.

«Милостыня, – говорит блаженный Авгу­стин, – служит во спасение тому, кто испра­вил свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице бедного, а стараетесь подкупить Судью своего».

«Не одно и то же, – говорит святой Григорий Великий , – творить милостыню за грехи свои или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя вправе грешить, потому что по­дает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу, а сам себя предает диаволу».

4. Отцы церкви особенно восстают про­тив тех, которые, неправедно приобретая богатства, думали загладить свою неспра­ведливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, – гово­рит святой Григорий Назиазин , – то давай из своего и не корми, и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе».

«Есть люди, – говорит Златоуст , – которые, ограбив ближнего, считают себя оправданны­ми, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милосты­ни!» «Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен воз­наградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». «Милостыня, даваемая из имущества, при­обретенного неправедно, есть воровство и чело­векоубийство».

Такова сущность христианского учения о милостыне, которое никогда нельзя упускать из виду истинному христианину.

былъ епископомъ г. Гортины, на островѣ Критѣ, и жилъ въ ѴІІ вѣкѣ. Онъ имѣлъ очень доброе сердце, горячо отзывался на всѣ несчастія ближнихъ и еще въ молодыхъ лѣтахъ роздалъ все свое имѣніе бѣднымъ; кромѣ сего онъ былъ очень миролюбивъ, не терпѣлъ вражды.

За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дѣлъ милосердія, духовнаго и тѣлеснаго, онъ возведенъ былъ во епископа гортинскаго и былъ прославленъ отъ Бога многими чудотвореніями. За сопротивленіе ереси моноѳелитовъ, которые признавали въ I. Христѣ одну только Божескую волю, а человѣческую отвергали (противъ нихъ былъ 6 вселенскій соборъ), св. Евменія сослали въ Ѳиваиду, гдѣ и скончался онъ. Тѣло его погребено въ Гортинѣ.

II. Препод. Евменій примѣромъ собственной жизни научаетъ насъ быть милостивыми къ нашимъ ближнимъ. Быть милостивымъ или милосердымъ къ ближнимъ значитъ не только желать имъ всякаго добра, но стараться дѣлать имъ все доброе, что только можемъ, изъ любви къ нимъ. Эту добродѣтель Господь заповѣдуетъ, говоря: будите милосерди, якоже Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36). Нужды человѣка однѣ относятся къ его тѣлу, другія къ его душѣ: потому и милость обнаруживается двоякимъ образомъ - дѣлами, удовлетворяющими нужды тѣлесныя, и дѣлами, удовлетворяющими нужды духовныя.

а) Дѣла милосердія, удовлетворяющія нуждамъ тѣла, суть слѣдующія:

Первое дѣло: напитать алчущаго или голоднаго , т. -е. давать пищу бѣднымъ и немощнымъ, которые не могутъ добывать себѣ пропитанія собственными трудами или, по какимъ-нибудь обстоятельствамъ, имѣютъ нужду въ пособіи пищею.

Второе дѣло: напоить жаждущаго или того, кто, по немощи или по другимъ обстоятельствамъ, имѣетъ нужду въ этой помощи, напримѣръ, малолѣтній не можетъ достать воды, странникъ не имѣетъ въ виду воды близъ дороги, и въ подобныхъ случаяхъ. Ученикъ Христовъ долженъ быть готовъ оказывать ближнему всевозможныя услуги, изъ любви ко Христу, и никакое дѣло милости или услуги, сдѣланное ради Господа, не остается безъ награды, какъ говорилъ Спаситель: иже бо аще напоитъ вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вамъ, не погубитъ мзды своея (Марк. 9, 41).

Третье дѣло: одѣть нагого, или имѣющаго недостатокъ въ необходимой и приличной одеждѣ, или дать пособіе на пріобрѣтеніе необходимой одежды.

Четвертое дѣло: посѣтить находящагося въ темницѣ. Помочь и матеріально и своими совѣтами узнику, заключенному въ темницу за какіе либо тяжкіе проступки, примириться съ Богомъ и людьми и стать на лучшій путь жизни, достойный истиннаго христіанина, – утѣшить заключеннаго, быть можетъ, невинно по клеветѣ и злобѣ людской или страдающаго за дѣйствительное преступленіе, совершенное подъ вліяніемъ страсти, въ которомъ давно принесено истинное раскаяніе, - показать всю необходимость и спасительность земныхъ скорбей и безропотнаго несенія своего креста, а также дать матеріальныя средства для пріисканія должности по выходѣ изъ тюрьмы - есть дѣло великаго христіанскаго милосердія - и духовнаго, и тѣлеснаго.

Пятое дѣло: посѣтить больного. Какъ при посѣщеніи заключеннаго въ темницѣ, такъ при посѣщеніи больного долгъ христіанской любви требуетъ оказывать посѣщаемому услугу, какую кто можетъ, утѣшить въ скорби, помочь въ нуждѣ, дать совѣтъ къ уврачеванію тѣла и души, трудно-больного стараться приготовить къ христіанской кончинѣ, внушая ему искреннее раскаяніе во грѣхахъ, упованіе на безпредѣльную благость и человѣколюбіе Божіе, и располагая къ благоговѣйному принятію исповѣди, причащенія и елеосвященія.

Шестое дѣло милосердія: принять странника въ домъ , и сдѣлать къ его успокоенію все, что внушаетъ христіанская любовь, и что позволяетъ сдѣлать состояніе.

Седьмое дѣло милосердія: погребать умершихъ въ убожествѣ , или оказывать къ тому содѣйствіе по состоянію, при чемъ всегда нужно помнить, что тѣло умершаго христіанина, запечатлѣнное св. таинствами церкви, нѣкогда было храмомъ Св. Духа и, можетъ быть, будетъ предназначено къ велккой славѣ послѣ всеобщаго суда и воскресенія мертвыхъ.

б) Дѣла милосердія, удовлетворяющія нуждамъ души суть слѣдующія:

Первое дѣло: отклонить грѣшнина отъ грѣха. Какъ велико несчастіе человѣка, когда онъ грѣшитъ, такъ велика добродѣтель того, кто заботится не только себя сберечь отъ грѣховъ, но и другихъ удалять отъ сего несчастія. Св. ап. Іаковъ учитъ: братіе! аше кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его: да вѣсть, яко обративый грѣшника отъ заблужденія пути его, спасетъ душу отъ смерти, и покрыетъ множество грѣховъ (Іак. 5,19. 20).

Второе дѣло: научить невѣдущаго истинѣ и добру. Явно, эта обязанность относится къ тѣмъ, кои могутъ наставлять другихъ по мѣрѣ своего разумѣнія. И немного знающій можетъ дѣлать это благотвореніе тому, кто менѣе знаетъ или не знаетъ того, въ чемъ другой и малознающій можетъ однако помочь ему.

Третье дѣло духовнаго милосердія: подать ближнему добрый и благовременный совѣтъ въ затрудненіи, которое онъ не знаетъ какъ преодолѣть, или въ опасности, которой онъ не видитъ, и которая между тѣмъ угрожаетъ его чести, нравственному достоинству или даже жизни.

Четвертое дѣло духовнаго милосердія: молиться Богу о ближнемъ. Часто другихъ дѣлъ милосердія мы не можемъ оказывать ближнему, а молиться можемъ о всѣхъ. И не имѣя никакихъ другихъ средствъ благотворить ближнимъ, мы можемъ дѣлать добро имъ, вознося теплыя молитвы о нихъ ко Всемогущему. Молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Іаков. 5, 26), учитъ апостолъ.

Пятое дѣло духовнаго милосердія: утѣшить печальнаго. Печаль есть болѣзнь души. Какъ тѣлесная болѣзнь препятствуетъ тѣлу свободно дѣйствовать своими членами: такъ печаль связываетъ дѣятельность душевныхъ силъ. Доброе дѣло - освободить больного отъ тѣлеснаго недуга; еще большее добро - избавить человѣка отъ печали, и расположить его къ богоугодной дѣятельности, съ непоколебимымъ упованіемъ на всеблагое Божіе попеченіе о насъ. Только печаль ради Бога - спасительна; «а печаль мірская, по слову апостола, производитъ смерть» (2 Кор. 7, 10). Потому печальному надобно внушать слова апостола Петра: всю печаль вашу возверзите нань, яко Той печется о васъ (1 Петр. 5, 7).

Шестое дѣло духовнаго милосердія: не мстить за зло , которое сдѣлали намъ другіе; но переносить оскорбленія и обиды съ благодушнымъ терпѣніемъ, ради Христа. Этой добродѣтели научаетъ насъ апостолъ Петръ, говоря: аще добро творяще и страждуще терпите, сіе угодно предъ Богомъ. На сіе бо и звани бысте: зане и Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 20, 21).

Седьмое дѣло духовнаго милосердія: отъ сердца прощать обиды, какъ бы онѣ ни были сдѣланы намъ, словами или поступками. Этому Господь учитъ словомъ и примѣромъ. Отпущайте, заповѣдуетъ Онъ, аще что имате на кого: да и Отецъ вашъ, Иже есть т пебесѣхъ, отпуститъ вамъ согрѣшенія ваша (Марк. 11, 25). Онъ, говоритъ апостолъ, укоряемъ противу не укоряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23). Напротивъ, Онъ и со креста молилъ Отца небеснаго за Своихъ распинателей, взывая: Отче, отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 34).

III. Такъ многоплодна добродѣтель милости или милосердія. Она ясно отражаетъ въ человѣкѣ свойство Божеской благости, расширяя любовь его на всѣхъ окружающихъ. Она угодна Богу и привлекаетъ Его благоволеніе къ милостивому. Блажени милостивіи: яко тіи помиловани будутъ. Милостивымъ обѣщается помилованіе не только въ этой жизни - отъ гнѣва Божія и скорбей (Матѳ. 6, 15; Пс. 40, 2); но что важнѣе всего - въ будущей. Милостивыхъ ожидаетъ великая милость Божія на послѣднемъ судѣ . Кому скажетъ тогда Царь Судія: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра? Милостивымъ. Ибо Господь скажетъ тогда: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; боленъ и посѣтисте Мене; въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 34-36). Понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (ст. 40). Такъ, братія, велика добродѣтель милосердія! Такъ велико обѣтованіе, усвояемое милостивымъ! Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть. (Состав. съ дополненіями по «Бесѣд.» Евсевія, архіеп. могилевскаго).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Если вы истинно ищете Свет и если несете Добро, вы обязательно будете выполнять:

Семь дел милости духовной
1. Согрешающего исправить
2. Неумеющего научить
3. Сомневающемуся дать добрый совет
4. О спасении ближнего Господа молить
5. Печального утешить
6. Вынести неправду терпением
7. Прощать врагов
Семь дел милости телесной
1. Голодного накормить
2. Жаждущего напоить
3. Нагого одеть
4. Странника в дом пустить
5. Больного посетить
6. Ходить к находящимся в тюрьмах и выкупать пленников
7. Умершего погрести
Семь таинств Нового Завета:
Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеоосвящение.

Семь даров Святого Духа:
Премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Семь грехов смертных с противоположными им добродетелями:
Гордость – смирение;
сребролюбие – нелюбостяжание;
блуд – целомудрие;
гнев – терпение;
сластолюбие – пост;
зависть – братолюбие;
уныние – молитва.
Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова о втором пришествии Бога и о Страшном суде содержит в себе таинственную символику числа «семь».

Семь Вселенских соборов :
Выработали Правила церковной жизни и освободили Церковь Христову от смут и ереси.
1-й Никейский (325) – сформулировал первую часть Символа веры, дав определение Божественного Сына Божия.
1-й Константинопольский (387) – установил вторую часть Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа.
Эфесский (431) – дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божия и Марии как Божией Матери.
Халкидонский (451) – дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице.
2-й Константинопольский (553) – еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе.
3-й Константинопольский (680) – подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.
2-й Никейский (787) – провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.

Символ веры содержит семь разделов:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страда вша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
3. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
4. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
5. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
6. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
7. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня разделяется на: призывание, семь прошений, или семь просьб, и славословие.

Церковная седмица. Воскресение:
Насчитывает семь дней, семь суток подряд.
Воскресение , или неделя , ее главный праздник (свободный от труда земного, от дел – не дельный). Народ так и говорил: «Мы сегодня не делуем», то есть «празднуем». В этот день он ходил в церковь славить Бога, помолиться за Отечество, о здравии живых и упокоении усопших православных христиан. Остальные дни являются буднями, то есть днями бдения, бодрости, труда.
Православная церковь установила особое почитание каждого дня:
Воскресение , или неделя , – малая Пасха.
Понедельник – чинам бесплотным (ангелам и архангелам).
Вторник – Крестителю Господню и Предтече Иоанну.
Среда и пятница – Богородице и Кресту Господню.
Четверг – апостолам и святителю Николаю.
Суббота – всем святым и усопшим.

Злые силы и их иерархии

… И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Но кроме мира ангельского, есть еще мир злых духов. Это ангелы, по слову апостола Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Это падшие ангелы. Они находятся в вечных узах, под мраком, до суда великого дня. Это диавол, Сатана, бес.
Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал заставить насильно любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать – желают ли они сами любить Его – жить в Боге, или нет. До тех пор пока диавол был светлым и святым, он обитал на небе. А затем там совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, сделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Люцифер, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, Сатаною. Слово «диавол» означает «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.
Вследствие этого превращения была великая битва на небе. Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архистратиг Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!»
И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них. И в результате этой битвы змий (Сатана) и ангелы его были сброшены вниз.
Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.
Местом пребывания падших ангелов сделалось поднебесное пространство, земная поверхность и бездна, или ад. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.
В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служат бездна, тартар, ад, преисподняя, внутренность Земли.
Предвозвестил это жилище падшему архангелу святой пророк Исайя: «Но ты низвержен в ад. В глубины преисподней». И совершено это над князем воздушной власти силою Спасителя человечества, Богочеловека. Спаситель этот есть великий ангел – Бог, у которого имеется ключ бездны и который сошел с Неба, вочеловечившись, и употребил плоть свою, распростершись на Кресте, для связывания змия, змия древнего, который есть диавол и Сатана.
Будучи заключен в вещественную темницу, диавол по необходимости должен иметь вещественное естество, иначе никакая темница не сможет удержать его. Перед вторым пришествием Господа Сатана будет освобожден из темницы и выйдет прельстить (искусить) народ по всему миру.

«И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против дракона и ангелы его воевали против них.
Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: „Ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь“.
Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти.
И так веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!»
(Откр., 12:7–12).
Демоны имеют по естеству такой наружный вид, как и ангелы, то есть вид человека в его теле. По такому сходству с человеком Господь назвал диавола человеком.
Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием зла. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них – змеем: «Змей был мудрейшим всех зверей, живших на Земле».
Злоба и падение демонов отразились на их наружном виде. Видел Иов диавола страшным чудовищем.
Диавол (клеветник, обольститель) – это злой ангел по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.
Сатана – еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Священном Писании название это прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Искушению сатаны подвергался апостол Петр.
Бесы – слуги диавола. Они насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям и через них Богу. Особенную ненависть у них вызывает брак. С бесами невозможно договориться, поскольку они закостенели во зле и не желают делать ничего, что имеет отношение к добру.
Христианство отождествляет бесов с падшими ангелами. От своего ангельского прошлого они сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над пространством и стихиями, возможность внушать людям мысли и дела. Кроме того, они сохранили свойство становиться невидимыми и менять по желанию облик. Как правило, характерный признак появления беса – удушливый запах серы. Они могут явиться в обличье ангелов, принимать вид того или иного человека либо превращаться в чудовищ или животных – пресмыкающихся, птиц или черных собак и кошек.
Среди сонмищ бесов наиболее известны главные прислужники Сатаны – Вельзевул, Азазель, Велиар, а также искушавший доктора Фауста Мефистофель.
Колдуны различными способами классифицируют духов. Существуют духи семи планет, каждого дня недели, каждого часа и так далее. Существуют также элементалы.
Духи каждой стихии также имеют свои характеры и привычки. Так, например, духи воздуха очень злы и жестоки.
Водные духи являются в виде женщин, они лживы и жестоки.
Духи земли обычно обитают в лесах. Они общительны и стараются сбить путника с дороги, «морочат».
Подземные духи особенно зловредны. Однако колдуны прибегают к помощи падших ангелов.

Диавол

Диавол греч. – клеветник, обольститель) – злые ангелы по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.

«Ваш отец диавол, – говорит Господь неверующим иудеям, – и вы хотите исполнять похоти Отца вашего. Он был человекоубийца изначала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое: ибо он лжец и отец лжи»
Диаволы самостоятельно не проявляются в нашем мире, их нужно вызывать особыми заклинаниями и специальным ритуалом. Уже вызванного диавола лица, обладающие определенными способностями, могут вгонять куда угодно. Как вызывают диавола особым ритуалом, так и для его изгнания существует особый ритуал, который используется экзорцистами. Диаволов очень много, и все они подразделяются по сфере влияния и имеют разные ранги.
Некоторые демонологи прошлого строили иерархию демонов согласно приписываемой им способности побуждать людей к совершению семи смертных грехов.
Бинсфельд (1589) привел такой список:
Люцифер – гордыня,
Маммона – алчность,
Асмодей – разврат,
Сатана – гнев,
Вельзевул – обжорство,
Левиафан – зависть,
Бельфегор – праздность.
Среди злых духов идет особое упоминание о Вельзевуле – князе диаволов, и Асмодее – диаволе-соблазнителе.
Многие диаволы являются источником болезней. Самые сильные диаволы – Люцифер, Вельзевул и Астарот.
Позже, в 1801 году, Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, изменил список диаволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей – мстителем за причиненное зло, Сатана – символом обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул – ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал – вместилище порока (карт и костей), Мерихим – духов, вызывающих заразные болезни, Абаддона – войн и Астарот – обвинителей и инквизиторов.
Поскольку диаволы были восставшими и падшими ангелами, они установили свои ранги по типу ангельских, создав иерархию демоническую.

Первый лик

1. Вельзевул был князем серафимов и следующим после Люцифера.
Поскольку все князья, то есть все начальники девяти ангельских хоров, являются падшими, то следует знать, что первыми от хора серафимов отпали Люцифер, Вельзевул и Левиафан, которые возглавили все восстание. Но четвертым был Михаил, который первым выступил против Люцифера, и все добропорядочные ангелы последовали за ним, так что теперь он является самым главным из них. Вельзевул склоняет людей к гордыне. И как Иоанн Креститель занял место Люцифера в Раю благодаря своему смирению, так и Вельзевул имеет на небесах своего противника – апостола евангелиста Иоанна Богослова.
2. Левиафан является князем той же степени, склоняющим людей к грехам, прямо противоречащим вере.
Противостоятель: апостол Петр .
3. Асмодей , падший серафим, имеющий огромную силу, которую не утратил до настоящего времени, и является князем низменных желаний.
Противостоятель: апостол Лука .
4. Бальберит являлся князем херувимов. Он склоняет людей к самоубийству, всевозможным ссорам, которые происходят практически без причин. Он склоняет людей к злословию и употреблению неприличных слов.
Ему противостоит святой Варнава .
5. Астарот склоняет людей к праздному времяпрепровождению: всевозможные попойки, веселые компании, праздное и пустое времяпрепровождение – вот что навязывает он людям. Он также склоняет людей к безделию и лени.
Ему противостоит апостол Варфоломей .
6. Веррен , также князь престолов, следующий после Астарота, склоняет людей к нетерпимости друг к другу и тем самым к ссоре. Это злой и коварный диавол.
Ему противостоят святой Ананий и святой мученик Александр Римский.
7. Грессил . Третий в ряду Престолов, склоняет людей к нечистоте и неряшеству. Ему доставляет удовольствие смотреть, как люди копошатся в грязи, улыбаются с грязными чубами и источают зловоние.
Ему противостоит святой Симеон .
8. Соннелон – четвертый в ряду престолов, возбуждает и людях ненависть к врагам. И этим самым досаждает Богу.
Ему противостоит апостол Павел .

Второй лик

9. Карро , князь властей, склоняет людей к жестокосердию. Его радует, когда не выполняется заповедь Божия «возлюби ближнего»…
Ему противостоит апостол евангелист Матфей.
10. Карниван – также князь властей, склоняет людей к непристойностям и бесстыдству. Ему доставляет удовольствие наблюдать за низкими сценами разврата, он смеется и хохочет, когда унижают женщин, он доводит людей до скотоложства, бисексуальности, орального секса и других бесстыдств.
Ему противостоит Симон Зелот .
11. Элле – князь Господств, подстрекает людей к завладению чужой собственностью.
Ему противостоят апостол Филипп и святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан .
12. Розье – второй в ряду Господств, сладкими речами склоняет людей к любострастию.
Ему противостоит евангелист святой Марк.
13. Верье – князь начал, склоняет людей к нарушению обета послушания и подстрекает их к богохульствам.
Ему противостоит апостол Фадей .

Третий лик

14. Белиал – князь сил, склоняющий людей к высокомерию и тщеславию. Ему доставляет удовольствие наблюдать, как никчемный человек кичится своим положением.
Ему противостоит святой Иосия .
15. Оливий – князь архангелов. Подстрекает людей быть жестокими и безжалостными к бедным, обездоленным и сиротам.
Ему противостоят святая Клеопа и преподобный Сампсон Странноприимец.
А как на практике можно применить то, о чем вы только что узнали? Знания о том святом или апостоле, который противостоит княжествующим диаволам, помогут правильно подобрать молитву в зависимости от того, чье имя вы будете призывать на помощь во время молитвы об избавлении отданного диавола-мучителя.
Число диаволов было легион. Святой Макарий Египетский молил Господа позволить ему увидеть силы зла, глаза святого открылись, и он увидел диаволов «многочисленных, как пчелы».
Количество диаволов больше, чем половина всего населения мира, но тем не менее в борьбе со злом им противостоят следующие архангелы и ангелы:
Михаил – «Который, как Бог»;
Гавриил – Сила Бога;
Рафаил – Бог-исцелитель;
Самуил – Сильнейший;
Анаель – Внемли мне, Господи!;
Сашиель – Справедливость Бога;
Кассиель – Престол Бога;
Уриил – Огонь и свет Божий;
Иериил – Высота Божия;
Салафиил – Молитва к Богу;
Иегудиил – Хвала Божия;
Варахиил – Благословение Божие.
Жизнь их вечна, поэтому в своих молитвах нужно прибегать к помощи именно этих архангелов.

Сети диавола

Злой ловец-диавол ежедневно ловит каждого из нас в свои сети. И как много этих сетей, и как много неосторожных попадают в них! И каждая из них имеет свое название. Вот эти, наиболее распространенные сети, в которые он нас ловит: сеть гнева и вражды, сеть любостяжания, сеть пристрастия к удовольствиям, развлечениям, сеть гордости, сомнения в истинах веры, сеть неверия, сеть зависти к ближнему и недоброжелательства, сеть скупости или страсть копить деньги, сеть чревоугодия, пьянства, сеть блудной страсти, сеть пристрастия к нарядам, когда человек думает только об украшении тела, а об украшении души добродетелями и не думает, сеть уныния, ропота, сеть ложного стыда, сеть осуждения ближнего, сеть празднословия и клеветы.
И мало ли этих сетей на погибель души нашей бросает враг рода человеческого!
Жизнь – море, мы – рыбы, диавол – ловец наш, его хитрости и коварство в совокупности с лукавством нашей плоти и мира составляют ту сеть, которой он отлично удит свою рыбу.
Берегитесь такого искусного ловца и таких опасных сетей! Обходите их стороной!

Сильное оружие против диавола

Сильное оружие против духов злобы есть молитва – молитва усердная, смиренная, чистая. Нет времени, в которое молитва к Богу не была бы для нас потребна, молитва для внутреннего нашего человека есть то же, что дыхание для внешнего. Перестает человек дышать, вместе с тем перестает и жить. Равным образом и душа, не привыкшая к молитве, перестает жить жизнью Божиею и бывает мертва для Бога и для Царства Небесного. Так, душа христианская при всяком искушении тотчас мысленно устремляется к Богу. Ограждай себя крестом и молитвою и – сим побеждай!
В части книги «Молитвенный щит» я привожу замечательные молитвы, которые обладают необыкновенной силой. Читая их, вы в этом убедитесь сами. Они – ваше оружие.

Явления нечистой силы людям

Все мы неоднократно слышали рассказы очевидцев о том, как они сталкивались с нечистой силой. Причем эти проявления бывают очень непохожими друг на друга, а могут быть и почти одинаковыми как по воздействию, так и по видимым очертаниям. Очень часто сталкиваются люди с домовыми, чертями, явлениями полтергейста, всевозможными духами и реже – это бесы, диаволы и высшие диавольские чины. Коснемся немного такого явления, как полтергейст.

Полтергейст

Полтергейст – немецкое слово, означающее дух (geist), производящий шум или гам (polter). В легионе демонов это обладающие самым низким потенциалом зла демоны. Очень часто они уживаются с некоторыми людьми, а те в свою очередь называют их ласково барабашка. И все же это демоны, а не духи. Для проявления присутствия этих демонов характерны такие черты, как шумы или стуки, шаги по полу или потолку, причем по скорости шага и его тяжести можно судить, какого ранга демон поселился в вашем доме. В вашем доме могут передвигаться и самовозгораться предметы, появляться надписи в любом месте. Проявления левитации и телекинеза очень часто выбивают из равновесия жителей дома или квартиры. Очень часто демон похищает небольшие предметы, причем впоследствии эти предметы можно будет обнаружить в самых неожиданных местах.
Демоны полтергейста очень любят лязганье цепей или звон маленького колокольчика, поэтому, чтобы «заловить» такого демона, с древних времен используют шум цепей с последующим резким их закручиванием или звон колокольчика для того, чтобы загнать демона в западню, то есть в отдельное помещение, двери которого закрывались, на них ставились особые печати под пение псалма 90, на окна ставились такие же печати, а тот, кто заманивал демона, вступал в единоборство, и не всегда демонов удавалось победить. Но если вызвавшийся изгнать демона оказывался слаб, он либо погибал, либо убегал из комнаты, в таком случае демон ускользал и начинал творить такие бесчинства, от которых спастись было просто невозможно.

Домовой

Домовой – довольно распространенное явление в нашей жизни. Разнообразные истории о домовых наполняют нашу жизнь, и до конца узнать, чем он нам угрожает, мы не можем. Они живут в непосредственном соседстве с людьми, не нанося им большого вреда, изредка показывая свой облик, если чем-то недовольны, могут душить своих хозяев (имеются в виду люди, живущие в доме, где поселился домовой). Размеры домовых очень разные – от небольшого лохматого человечка до гиганта, покрытого густой шерстью. Его, как правило, не изгоняют, но если он начинает приносить вред, от него стараются избавиться.

Черт

Черт в своем облике показывается людям редко. Имеется много очевидцев, которые в своей жизни сталкивались с чертями, причем описания черта у всех одно, и оно не отличается от общеизвестного его облика. Он поселяется в энергетически неблагополучных домах и в домах, где имя черта очень часто призывается. Вред от его присутствия значительный. Черти – прекрасные телепаты, им известны ваши самые сокровенные мысли, и они начинают на них играть. Если вы жадный человек, черт постоянно поддерживает и распаляет вашу жадность до неистовства, если зло поселилось в вашем сердце, черт будет разжигать ваши чувства до тех пор, пока у вас не возникнет желание убить человека. Черт может толкать человека на любое преступление. Если со стороны человека черт встречает сопротивление, то толкает его на самоубийство. Противостоять черту можно постом, молитвой и личным сопротивлением и неприятием греховных дел.

Бес

Бес проявляется в физическом теле еще реже, чем черт, он предпочитает оставаться невидимым. Его воздействие на человека мощнее воздействия черта и крайне губительно.
Ведьмы предпочитают работать с бесами, а те в свою очередь легко идут на соглашение, ведь после смерти ведьмы эти попадают в полную зависимость к бесу и прислуживают ему в самой черновой работе. Обещают же они своей ведьме многие блага. А ведь ведьме должно быть известно о том, что род человеческий ненавистен в «царстве» зла, ведь именно из-за того, что Бог создал человека, и возникла брань на небесах. Диаволу и его легиону нечисти необходимо унизить род человеческий, изуродовать его души и, смеясь, показать Богу: «Смотри, что создал, вот что они сделали, а ведь были созданы по образу и подобию Божьему».
Изгнать беса нелегко, так как человек, в теле которого находится бес, становится очень сильным физически, а при изгнании беса больного необходимо удержать, и очень опасно, если одержимый бесом человек вырвется, так как он в ярости может убить не одного человека, ставшего на его пути.

Духовидение
(по трудам святителя Игнатия)

По изречению Святых Отцов, принадлежащих не только Восточной церкви, но и всей Вселенской, видно, какое большое различие между существом Бога и существом ангела, демона и души, хотя Священное Писание и Святые Отцы называют и Бога Духом, и ангелов, и демонов, и души человеческие духами. Называются они бесплотными, невещественными по той причине, что не имеют нашей плоти, нашей грубой вещественности, не подлежат нашим чувствам, чем отличаются от разряда вещественных предметов, подлежащих нашим чувствам. Называются разумными, мысленными, по главному отличительному свойству, уму или духу, способности не только мыслить, но и ощущать духовно.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Преподобный Исидор Пелусиот.

(О делах милости духовной).
   I. В числе великих подвижников, которые избрали пустынное житие ради любви Христовой, церковь чтит преподобнаго Исидора Пелусиота, память коего совершается ныне. Он оставил много писем и сочинений, исполненных мудрости и назидательных наставлений. Св. Исидор жил в пятом веке. Он родился в Египте, от богатых родителей, получил хорошее образование, и в молодых летах оставил мир, желая уединения. Он постригся, потом поселился в пустынном месте, близ города Пелузии, в нижнем Египте, отчего и получил прозвание Пелусиота. Тут он жил в строгом воздержании, носил грубую одежду, и питался одними кореньями; безпрестанно молился и возносился мыслию к Богу. Слух о его строгой и благочестивой жизни привлек к нему других подвижников, и он был избран в настоятели монастыря. Постоянно заботясь о душевной пользе братий, он руководил их мудрыми наставлениями, учил их словом и примером смирению, кротости, милосердию, нестяжанию, борьбе против страстей и мирских помыслов.
   Впрочем, не к одним инокам и пустынножителям обращал препод. Исидор поучения свои. Его сочинения содержат много назидательнаго для людей всякаго звания. В письмах, которых дошло до нас более двух тысяч, он обращался и к правителям, и к епископам с мудрыми советами; он опровергает лжеучения; излагает догматы веры, объясняет священное писание, так что всякий может из них почерпнуть себе полезное наставление. Высшее свое счастие он поставлял в том, если ему удавалось спасти какую-либо погибавшую душу, т.-е. оказать ей духовную милость.
   II. Да послужит для нас светлый образ преп. Исидора Пелусиота примером духовнаго милосердия к нашим ближним.
   а) Милосердие по отношению к телу имеет столько разнообразных видов, что, можно утверждать, решительно нет ни одного человека, который бы не мог так или иначе выполнить его. Напитать алчущаго, напоить жаждущаго, дать пристанище странному, одеть неимущаго одежды, послужить больному, посетить заключеннаго в темницу - все это различныя действия милосердия, за которыя Господь наш И. Христос обещал в награду царство Отца Своего (Матф. 25:35 - 36), и которыя если не все возможны и доступны для всех нас, то по крайней мере многия для многих. И вовсе не нужно человеку быть богатым, дабы быть милосердым, ибо и телесныя дела милосердия оцениваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердию, с каким делаются, по чистоте средств, намерений и побуждений. Оттого иногда одна чаша студеной воды бывает дороже для принимающаго и спасительнее для подающаго, чем горсть золота, брошенная по тщеславию или с пренебрежением к нуждающемуся.
   б) Но наряду с телесными нуждами ближних есть и весьма разнообразныя духовныя, требующия также нашего сострадательнаго участия. Вот ближний наш недугует невежеством в деле веры, предан грубому суеверию, недалек от опасности попасть в сети лжеучителей, людей нечестивых и порочных, - поспешим к нему на помош, как поспешили бы к утопающему: всеми зависящими от нас мерами, какия внушает нам искреннее участие к нему, постараемся уклонить его от зла, помня слова св. апостола, что обративший грешника от ложнаго пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). Не будем дожидаться вызова со стороны нуждающихся в духовной помощи нашей, а поступим с ними так, как поступает с ними Господь Бог, Который говорит о себе: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли неискавшие Меня (Ис. 65:1).
    Ближний наш предан безутешной печали и малодушию по случаю постигших его житейских невзгод, бед и несчастий; он, может быть, склонен роптать на Бога и готов впасть в уныние и отчаяние - грех Каина и Иуды, - примем в нем участие, войдем в его положение, дадим ему понять, что мы сочувствуем ему, разделим его скорбь: плачущий вместе с плачущими - великий для них благодетель.
    Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться, - подадим ему добрый совет и тем предупредим неблагоразумный и, быть может, безповоротный шаг, в котором он стал бы потом раскаяваться.
   Мы не можем быть наставниками и руководителями других, - найдем и другие способы быть милосердыми. Нас оскорбил кто-нибудь: мы, конечно, имеем право искать законнаго удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим оскорбившаго, - и мы прекрасно исполним заповедь милосердия.
   III. Будем же, братие, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и нам Господь И. Христос окажет милосердие на страшном суде. (Извл. в сокращ. из проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1891 г., декабрь).