Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Земельный налог косвенный или прямой. Какой налог называется косвенным

Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и НДС.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель - плательщиком косвенного налога. В Российской Федерации эти налоги преобладают.

Основные виды косвенных налогов :

(1) Акциз - вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. Законодатель выделяет 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как : спиртосодержащая продукция; табачные изделия; автомобили; горюче-смазочные материалы. Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется. Статья 182 НК РФ определяет объектом налогообложения следующие операции : реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров; передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ; получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ): Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(2) Налог на добавленную стоимость - вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год - 2 млн руб.). Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. В последнее время (2005-2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС). Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

(3) Таможенная пошлина - вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Это косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют : Импортные (ввозные) пошлины - наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин; Экспортные (вывозные) пошлины - встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; Транзитные пошлины - в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. Особые виды таможенных пошлин : Специальные - могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; Антидемпинговые - предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера; Компенсационные - вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; Сезонные - могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

(4) Экологический налог - вид косвенного налога, связанный с охраной окружающей среды. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к категории так называемых экологических налогов. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран ЕС. Согласно определению Европейского экологического агентства (European Environmental Agency), экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».

Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда) (win-win situation). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами (то есть бремени на доходы), что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей. В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения : (1) энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию); (2) ттранспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля); (3) платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца); (4) платежи за размещение отходов . Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.); (5) налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы); (6) налог на шумовое воздействие ; (7) платежи за пользование природными ресурсами .

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, то есть предназначены для получения доходов. Ими также оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду, но специалисты рассматривают его в качестве не основного, а сопутствующего.

Все же основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п. Интересен опыт других стран. Так, в Дании за счёт этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. По данным Министерства природных ресурсов РФ в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике - 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04 %. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12 %. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.

Отличие косвенных налогов от прямых в принципе обложения — плательщиком прямых является сам налогоплательщик (юридическое лицо (предприятие), или гражданин) а вот плательщиком косвенных, в сущности, выступает покупатель, потому что он выплачивает их в составе надбавок к цене на определенные товары или услуги, продавец же выступает посредником между покупателем и государством, собирая их и перечисляя в его пользу. Величина суммы их взимания не связана с величиной доходов, или стоимостью имущества налогоплательщика.

Главное в системе налогообложения – добиться экономически грамотного соотношения прямых и косвенных налогов.
Примером прямого сбора является подушная подать, которая была обязательна для уплаты, ее платило податное сословие. Данный прямой налог, отмененный в 1886 году, которым назывался сбор, взимаемый с мужского населения в казну, действовал с 1724г., был введен в российской империи при Петре. На всем протяжении действия подушной подати ее величина много раз поднималась и снижалась, нагрузку с этого прямого побора пытались перекладывать на косвенные (соль и вино).
Во Франции, например, в период феодализма прямые сборы составляли до 40% от урожая.

Деление понятий

Если говорить о делении понятий, то по видам государственные налоговые платежи делятся на прямые и непрямые(косвенные). Прямые подразделяются на:
Реальные – уплачиваются с учетом действительности;
Личные – взимаются с реально полученного дохода;
По распределению между бюджетами они классифицируются на местные, региональные и федеральные.
Косвенные делятся на:
таможенные пошлины;
универсальные;
индивидуальные.

К данным видам налогов относятся какие?

К прямым налогам относятся следующие из приведенных ниже:
земельный;
водный;
на доход физических лиц(подоходный);
на транспорт(транспортный);
на игорный бизнес;
взносы в ФСС с фонда заработной платы;
на имущество (собственность) организаций и жилье;
сбор с продаж;
ндпи;
на сделки с недвижимостью;
на вмененный доход;
на дарение;
на наследство.
К косвенным:
НДС (федеральный налог);
акциз;
госпошлина;
отраслевые сборы;
лицензии;

Перечень: прямые расходы по налогу на прибыль

Для налоговой базы по данному сбору его плательщики учитывают косвенные налоги и прямые налоги (статья 252 НК). В число первых входят:
амортизация ОС, задействованных в производстве;
взносы на зарплату;
заработная плата;
материальные расходы на покупку непосредственно материалов и сырья для производства.

Принцип обложения

Есть четыре основных принципа налогообложения:
принцип экономии, или рационализации системы налогообложения;
принцип удобности. Сбор должен изыматься непосредственно во время, удобное для плательщика;
принцип определенности. т.е. сроки и суммы платежей заранее должны быть известны их плательщикам;
принцип справедливости. Налогообложение должно производиться соразмерно с доходами граждан.
Для стран с рыночной экономикой характерны сходства. В приведенном списке указаны черты сходства:
по статистике, более 90% поступлений в бюджет приходится на 10 основных налогов;
механизм свободной конкуренции.

Как классифицируются

В зависимости от особенности отражения в системе бухгалтерского учета, сборы подразделяются на:
платящиеся за счет прибыли (чистой), указанной в декларации;
которые относят на фин. результаты;
относимые на затраты производства;
включающиеся в цену продукции.
Платежи в бюджет можно классифицировать и по другим критериям, с какой точки зрения посмотреть. По этому вопросу написаны миллиарды рефератов, контрольных работ, шпаргалок, разработаны миллионы таблиц, структур и схем.

Транспортный налог — прямой или косвенный налог

Деление понятий. Налоги делятся на прямые косвенные и федеральные. Проведено множество работ по их классификации. Транспортный платеж является прямым, взимается с владельцев транспортных средств, по определенным ставкам, которые зависят от группы, к которой относится транспорт.

Платежи в казну когда производятся

Для уплаты каждого сбора существуют свои сроки. Для федеральных платежей их устанавливает федеральный закон, для местных и региональных – соответственно местное и региональное законодательство. Т.к. платеж за транспорт – местный, соответственно, в разных местах России сроки будут разными.

В бухгалтерском учете как отразить

В бух. учете сбор за транспорт отражается на 68 счете баланса.

Похожее

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц на сайте налоговой – регистрация Под руководством Министерства Финансов РФ, работает «Федеральная налоговая служба». Для оптимизации работы государственного органа, запущен официальн...

Возврат налога за обучение - как заполнить декларацию на возврат подоходного налога за обучение За обучение, как и за лечение можно вернуть часть денег. Это может быть учеба в институте, в вузе, в школе или в детском саду. Под возмещение также по...

При наследовании собственности, денег, материальных ценностей - выплачивать налог на наследие в 2018 нет необходимости. Эта обязанность была аннулиров...

На основании главы 32 Налогового кодекса РФ расчет налога на имущество физических лиц производится по измененным правилам (хотя узнать о наличии налог...

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Можно по-разному сгруппировать и классифицировать налоги для их определения. Но чаще всего их делят на прямые и косвенные налоги .

Виды налогов – прямые и косвенные

Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.

Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.

Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.

Косвенные налоги необходимы государству для управления внутренней экономикой, для влияния на покупателей. С помощью них можно регулировать спрос населения и в целом влиять на потребление. Также можно равномерно разделять налоговую нагрузку по всей территории страны. Косвенные налоги не так эмоционально воспринимаются людьми, поэтому они улучшают общую картину налоговой нагрузки. И самое главное – это быстрый способ закрывать дырки в бюджете, потому что средства поступают сразу после сделок и актов купли-продажи.

В разных странах по-разному формируется соотношение этих двух видов налогообложения. В США, Австралии, Великобритании прямые налоги преобладают. Но подоходный налог в этом случае довольно велик.

Существует евроконтинентальная модель, применяемая, например, в Германии. Тут население делает большие социальные взносы, а прямые налоги находятся в меньшинстве. Кроме Германии, такая налоговая модель распространена в Бельгии, Австрии и Франции.

В Латинской Америке государство пополняет бюджет за счет косвенных налогов, потому что в странах очень высокая инфляция.

В России превалируют косвенные доходы. Казна практически на 70 процентов пополняется за счет них. Однако есть тенденция движения к смешанной модели, чтобы чаша весов так значительно не склонялась в одну сторону.

Нельзя сказать, какая модель хороша, а какая – плоха. Гармоничное соотношение зависит от особенностей экономического развития стран.

Прямые налоги

Прямые налоги более честные с точки зрения рядового гражданина. Однако их сложнее собирать и высчитывать. Но в отношениях между государством и налогоплательщиком нет третьих лиц, как в случае с косвенными налогами.

Примеры основных разновидностей прямых налогов мы указали в таблице.

НАИМЕНОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Налог на доходы населения. Платить должны, в том числе, и иностранные граждане. Вносить деньги нужно в конце года. Диапазон ставки: от 12 до 45 процентов. Социальные выплаты (пенсии, пособия и т.д.) налогом не облагаются.

Физические лица платят подоходный налог из полученных доходов, а юридические лица платят налог на прибыль предприятия. Диапазон ставки: от 15 процентов (прибыль от дивидендов) до 35 процентов.

Имущественные налоги

Это , – на любое имущество. Часто люди путаются: налог на имущество – прямой или косвенный? Ответ – это самый характерный пример прямого налога.

Социальные выплаты

Деньги, которые работодатель высчитывает в пользу социальных фондов (например, пенсионного).

Косвенные налоги

Многие люди считают, что они платят в основном только подоходный налог, если имеют один официальный источник доходов. Но не все так просто. Каждый день, расплачиваясь в магазине, покупатель становится клиентом магазина, а заодно и налоговой.

Разновидности косвенных налогов:

  • налог на добавленную стоимость. Налог платится производителем на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции. И заплатить за данный налог придется покупателю. НДС существует не так долго, как другие налоги. Его ввели во Франции в середине прошлого столетия, а затем все европейские государства переняли инициативу французов.
  • индивидуальный налог, или акцизы. НДС нужно платить всем производителям, этот налог не зависит от вида деятельности. Акцизы вводятся в основном на очень популярные товары, на сверхприбыль. Рядовому человеку от этого легче не становится. Акцизы тоже входят в стоимость товара. Причем в России акцизами облагаются не только товары внутреннего рынка, но и импортные.
  • выплаты за государственные услуги. Имеется в виду плата за получение лицензии в налоговой государственного образца. Или выплаты за оформление других необходимых для работы документов.
  • таможенные пошлины – налоги на внешнюю торговлю.

Главный плюс косвенных налогов с точки зрения государства – это относительная легкость их сборов и меньший процент уклонения от налогов. Действительно, производителю нет смысла уклоняться от уплаты. А покупателю придется поневоле стать плательщиком. Причем потребителям будет сложно судить о том, сколько налогов они по-настоящему платят.

Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.

Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.

Что это такое? Определение и сущность

Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика . К данной категории могут относиться:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • ценные бумаги;
  • зарплата;
  • прибыль от собственного дела и других финансовых операций.

Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства.

Косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров . Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.

Еще одним отличием между ними является степень закрытости информации:

  • Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
  • Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости).

Общая классификация налогов в Российской Федерации представлена на следующем видео:

Что относится к прямым налогам? Их классификация

Прямые сборы рассчитываются отдельно для физических и юридических лиц. Физлица должны регулярно выплачивать определенный процент на:

  • Недвижимое имущество . К нему относятся земля, участки под застройку и со строениями, квартиры, дома, другие постройки. На наделы налоги определяются в зависимости от их кадастровой стоимости, при этом деньги направляются в бюджет по месту расположения. Отдельно определяются выплаты на полезные ископаемые.
  • Движимое имущество . Легковой и грузовой транспорт облагается сбором в обязательном порядке. Относится он к региональному и отправляется в бюджет по месту жительства физ. лица.
  • Водные ресурсы . К ним относятся пруды и озера, которые считаются частной собственностью.
  • Прибыль . К ней относится заработная плата, дополнительные источники доходов, торговля на рынке ценных бумаг и т. д.

Прямые налоги для юридических лиц включают имущество, транспорт, недвижимость, полезные ископаемые и следующие группы:

  • Доходы предприятия . Взимаются со всех юр. лиц, которые занимаются прибыльной деятельностью на территории РФ. При этом применяется классическая налоговая схема со ставкой 20%. Учитываются доходы от любого вида деятельности, включая торговлю ценными бумагами. Расчет проводится на определенный временной период.
  • Игорный бизнес . Казино, тотализаторы, букмекерские конторы и другие игорные заведения подлежат налогообложению в обязательном порядке. Платеж рассчитывается в зависимости от прибыли.

Для уточнения общего прямого налога для юридических и физических лиц необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и рассчитать окончательную сумму ежемесячных выплат. Незнание изменений в налоговой системе не означает, что за нарушение порядка выплат не будет нестись ответственность.

Основные виды косвенных налогов и их особенности

Косвенные сборы выплачиваются непосредственно конечным потребителем при приобретении товаров или услуг. К ним относятся следующие категории:

  • НДС . Основная категория косвенных налогов. Дополнительная стоимость добавляется к цене каждого товара или услуги независимо от вида или изначальной себестоимости. Сбор относится к федеральным и платится потребителями сначала продавцу, а потом – государству. Именно эти средства являются основой государственного бюджета и составляют примерно 25% от общих отчислений. При этом НДС считается одним из самых спорных, так как любые нюансы, связанные с инфляцией, влияют на налог, что приводит к повышению цен.
  • Акцизы . Та же добавочная стоимость, только начисляется на определенные категории товаров. К ним относятся автомобильный транспорт, топливо разных видов, алкогольные напитки, табачные изделия и т. п. Величина сбора указана на акцизной марке, которая клеится на месте вскрытия продукта.
  • Государственные пошлины . Автоматически снимаются при выполнении финансовых операций. К данной категории относятся налоги при покупке или продаже движимого или недвижимого имущества, обмен валюты, переводы средств через платежные системы и банки.
  • Таможенные пошлины . Имеют место при экспорте и импорте продукции с других стран через границу РФ. Размер пошлины устанавливается в зависимости от категории товара, его количества, цели экспорта или импорта и т. д.

Косвенные налоги часто оспариваются в судах из-за отсутствия четкой системы для каждой из категорий товаров и услуг. Многие потребители даже не задумываются о том, какой процент от стоимости они платят государству. Поэтому многие торговые сети и реализаторы товаров и услуг указывают размер НДС непосредственно возле цены. Повышение цен происходит также не по вине производителя, а из-за движений в сторону инфляции.

В отличие от прямых сборов, они снимаются автоматически и не входят в налоговую декларацию физических и юридических лиц.

Подробнее о данных выплатах в пользу государства вы можете узнать из следующего видео:

В чем отличия косвенных налогов от прямых?

Оба этих вида относятся к налоговым обязательствам. При этом между ними имеются различия по нескольким основным критериям:

Критерий определения Прямые налоги Косвенные налоги
Исполнитель налогового обязательства Физическое или юридическое лицо Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц
Экономические отношения с государством Прямые выплаты государству Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя
Объект налогообложения Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы
Факторы определения величины налога Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д.
Зависимость налогов от финансовой деятельности Прямая зависимость Зависимости нет
Расчет Сложный, разделенный на несколько независимых категорий Простой, базируется на нескольких формулах
Участие в образовании цены Зависит от конкретного производства Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги
Степень открытости Открытые выплаты Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству

Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях. Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени.

На сегодняшний день в России развивается смешанная система налогообложения, которая позволяет достичь равновесия в разных долевых сегментах рынка.

Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.

В 2016-2017 годах размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.

Прямые налоги: определение

Термин «прямой налог» — скорее экономический, чем юридический. В российской системе права он не имеет четкого определения.

Из числа редких правовых актов, в которых присутствует термин «прямой налог», можно выделить письмо Минфина России от 21.12.1994 № 03-10-0. В нем ведомство, классифицируя доходы бюджета, выделяет группу с индексом 10100 («Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала»). К данной группе относятся налоги, которые взимаются «с чистого дохода (существующего либо подразумеваемого) физического или юридического лица».

Указанное определение Минфина в целом не противоречит распространенной в среде экономистов трактовке, по которой «прямым» считается налог, который взимается непосредственно с субъекта экономического процесса (физлица, юрлица) и не может быть в общем случае предъявлен какому-либо другому лицу.

За что платятся прямые налоги?

На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:

  1. Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».

Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:

  • недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
  • доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).

Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.

  1. Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.

Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.

  1. Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.

Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.

Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».

Что такое косвенные налоги?

В свою очередь, косвенные налоги — те, которые налогоплательщик может в установленном законом порядке:

  • предъявить к фактической уплате иным лицам (оставаясь при этом де-юре плательщиком соответствующих налогов);
  • выполняя функции плательщика, применять различные законные способы сведения к нулю либо к минимуму налоговой нагрузки по косвенному налогу.

Исторически сложилось так (и это было закреплено в российской правовой системе), что основными косвенными налогами стали (п. 2 приложения № 18 к договору о ЕАЭС от 29.05.2014):

Объект налогообложения по нему — реализация товаров и услуг (в общем случае).

НДС платится, если от необходимости его начисления российский хозяйствующий субъект не освобожден законом — например, если он не работает на УСН или том же ЕНВД.

НДС начисляется в процентах от стоимости товара. Конкретный размер налога зависит от разновидности продаваемого изделия. Значения НДС в России: 18%, 10% и 0%.

  1. Акцизы.

Акциз представляет собой, как правило, фиксированный налог, размер которого устанавливается законом исходя из конкретного типа товара. За алкогольную продукцию акциз один, за бензин и табак — другой.

Таким образом, косвенные налоги взимаются не за результат транзакции (прибыль, получение чего-либо в собственность, получение статуса), а фактически за саму транзакцию. Точнее — начисляются на налоговую базу, представленную тем или иным элементом транзакции. В данном случае — стоимостью товара (когда платится НДС) или фактом его продажи (когда платится акциз).

Что делает налог косвенным?

Косвенным налог делает единственное: то, что субъект хозяйственной деятельности платит его не сам, а фактически предъявляет в установленном законом порядке другим лицам.

На юридического плательщика косвенного налога — юрлицо или физлицо — также возлагается обязанность по сбору косвенного налога, поскольку фактический его плательщик, как правило, не должен в данном случае исчислять и уплачивать что-либо из собственных средств.

Но, как мы уже отметили выше, плательщик косвенного налога может задействовать механизмы ограничения налоговой нагрузки. К таким механизмам, которые устоялись в российской правовой системе, относятся:

  1. Включение хозяйствующим субъектом НДС и акциза в отпускную стоимость товара и, как следствие, перекладывание фактической налоговой нагрузки на покупателя товара.

Косвенный налог может и «доплачиваться» покупателем. Например, по такой схеме работает налог на операции с ценными бумагами в некоторых странах Запада. Отметим еще, что в розничных магазинах США цена указывается без НДС, а потом, расплатившись, клиент по чеку узнает о фактической доплате налога.

  1. Включение НДС и акциза, уплачиваемых при покупке товаров у других поставщиков (то есть когда сам субъект становится покупателем), в вычет по НДС и акцизам, которые должен заплатить сам субъект со стоимости проданных товаров.

То есть осуществляется уменьшение величины НДС и акцизов с проданных товаров на величину НДС и акцизов с купленных товаров.

Рассмотрим, как работает данная схема, на простом примере.

Финансовая нагрузка при косвенном налоге: пример

ООО «Трейдинг-Консалтинг» осуществляет оптовые поставки яблок по цене 70 рублей за 1 кг. ООО «Вендинг-Лендинг» покупает их с учетом НДС 18%, то есть отдавая за яблоки по 82,6 рубля за 1 кг.

Затем ООО «Вендинг-Лендинг» продает яблоки в розницу — по цене 94,4 рубля за килограмм. При этом в отпускную цену входят: стоимость яблок — 80 рублей за 1 кг и НДС 18% в размере 14,4 рубля.

НДС, полученный от покупателей, — 14,4 рубля за каждый килограмм яблок, ООО «Вендинг-Лендинг» должно уплатить государству. При этом фирма вправе уменьшить НДС на тот, что был включен в стоимость яблок от ООО «Трейдинг-Консалтинг» — то есть на 12,6 рубля.

Выходит, что в «чистом» виде ООО «Вендинг-Лендинг» должно государству НДС с каждого килограмма яблок в сумме 1,80 рубля (из 14,4 вычитаем 12,6).

Но собственная налоговая нагрузка фирмы по НДС — нулевая. Фактический денежный приход — 94,4 рубля за 1 кг яблок — превышает фактический денежный расход — 84,4 рубля (82,6 рубля за 1 кг яблок + чистый НДС к уплате в сумме 1,80 рубля) ровно на 10 рублей. То есть столько бы и заработала фирма, если бы не платила НДС (и если ее поставщик не платил бы) — покупая яблоки за 70 рублей и продавая за 80 рублей за 1 кг.

Таким образом, субъект платит НДС косвенно — выполняя обязанности по его исчислению и перечислению в бюджет, но не неся реальной финансовой нагрузки.

Рассмотрев примеры прямых и косвенных налогов, ознакомимся более подробно с перечнем установленных законодательством России бюджетных платежей и попробуем определить, к какому виду налогов их правомерно отнести. Для удобства отобразим информацию в таблице.

Федеральные налоги: прямые и косвенные

Наименование налога

Какой он? *

Почему он такой?

Косвенный

Фактически уплачивается покупателем товара (включается в стоимость).

Фактически не образует налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект за счет вычетов

На прибыль организаций

Платится получателем дохода

Уплачивается субъектом, извлекающим полезные ископаемые из недр

Уплачивается субъектом, пользующимся водными ресурсами

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Уплачивается субъектом за получение возможности ведения охоты и рыбной ловли

Государственная пошлина

Прямой/косвенный

Прямой — когда в получении государственной услуги заинтересован сам хозяйствующий субъект и платит пошлину за себя (например, когда это пошлина за регистрацию ООО, которая не может быть учтена в расходах ООО).

Косвенный — когда расходы на уплату госпошлин, оплату лицензий и аналогичных нужд включаются с себестоимость товаров (работ) и формируют отпускную цену товара, которую платит покупатель. Пример — платежи государству за лицензирование включаются в стоимость лицензируемой продукции (в этом случае за лицензию фактически заплатит покупатель)

Уплачивается получателем дохода

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ЕНВД

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ПСН

Уплачивается получателем дохода

Налог при заключении соглашений о разделе продукции

Прямой/косвенный

Прямой — в части уплаты на льготных основаниях налога на прибыль и НДПИ.

Косвенный — в части уплаты НДС

* Какой он по экономическим признакам.

Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?

Наименование налога

Какой он?

Региональные

На имущество юрлиц

Уплачивает собственник имущества

На игорный бизнес

Уплачивает собственник объектов в игровой зоне

Транспортный

Уплачивает собственник транспорта

Земельный

Уплачивает собственник участка

На имущество физлиц

Уплачивает владелец недвижимости

Торговый сбор

Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта

Узнать о сроках уплаты рассмотренных в статье налогов и сборов вы можете в статье «Налоговый календарь уплаты налогов на 2018 год» .

Таким образом, большинство налогов, установленных российским законодательством, — прямые.

Однако, рассмотрев определение прямых и косвенных налогов - и примера, показывающего, как действует косвенное налогообложение — мы вместе с тем вправе обозначить один важный нюанс.

Дело в том, что хозяйствующий субъект, вынужденный нести прямую финансовую нагрузку вследствие налогообложения, может предпринимать действия, направленные на фактическую компенсацию такой нагрузки за счет других лиц. Например, если это розничный магазин, то в случае увеличения налога на имущество или ЕНВД он может повысить цены на товары. Выходит, что за повышение того или иного прямого налога, который уплачивает магазин, в конечном счете платит покупатель.

В результате граница между прямыми и косвенными налогами на практике становится несколько размытой. Такую размытость можно пронаблюдать и на примере страховых взносов. Строго говоря, «налогами» они не считаются, но являются неотъемлемой частью фактической налоговой нагрузки на предприятие.

Страховые взносы — это прямые или косвенные налоги?

Действительно, отнесение страховых взносов к прямым или косвенным налогам — дискуссионный момент. При этом нужно учитывать, что такие взносы бывают нескольких разновидностей:

  1. Фиксированные взносы ИП, которые он уплачивает за себя.

Это классический вариант прямого налога как результата получения физлицом статуса вследствие транзакции — регистрации в качестве ИП. Предприниматель не вправе перевести обязанность по уплате взносов за себя на кого-то другого.

  1. Взносы — пенсионные, социальные, медицинские, с зарплаты работников.

Здесь ситуация сложнее. С одной стороны, взносы начисляются на налоговую базу в виде зарплаты как результат транзакции — заключения трудового договора, по которому соответствующие взносы платит именно работодатель.

С другой — работодатель так или иначе закладывает данные взносы в фонд оплаты труда. И если бы взносы не были предусмотрены законодательством, то, вероятно, они «превратились» бы в зарплату работника, которая выдается ему на руки. По крайней мере, такой логики склонны придерживаться экономисты.

Таким образом, правомерно говорить о том, что страховой взнос, уплачиваемый работодателем с зарплаты сотрудника, — пример косвенного налога де-факто. Это недополученный доход сотрудника, и именно его можно считать фактическим плательщиком взноса.

Узнать больше о порядке уплаты косвенных налогов — НДС и акциза — вы можете в статье «Сроки и порядок уплаты косвенных налогов» .

Прямые налоги — те, что платятся физлицом или хозяйствующим субъектом без возможности фактически предъявить их иным лицам. Косвенные характеризуются наличием такой возможности (и иных механизмов, позволяющих свести к минимуму налоговую нагрузку на плательщика). Основная часть российских налогов — прямые. Косвенных только два — НДС и акцизы, но многие платежи в бюджет обладают фактическими признаками косвенных налогов.